Основные направления становления профессиональной компетентности педагога. Развитие профессиональной компетенции педагогов. Лекция «Профессиональная компетентность педагога»

Мишхожева Лера Хасанбиевна

учи­тель ма­те­ма­ти­ки

МОУ СОШ №1 с.п. Исламей

Email: m isch . lera @​yandex.​ru

Рос­сия, КБР, Баксанский район, с.п. Исламей

Вве­де­ние

В современных условиях основным принципом построения образовательного процесса в школе является ориентация на развитие личности учащегося, вооружение его способами действий, позволяющих продуктивно учиться, реализовывать свои образовательные потребности, познавательные интересы и будущие профессиональные запросы. Поэтому в качестве основной задачи школы выдвигается задача организации образовательной среды, способствующей развитию личностной сущности ученика.

Решение поставленной задачи напрямую зависит от профессиональной компетентности педагогических кадров. Как сказано в «Профессиональном стандарте педагога»: «Педагог – ключевая фигура реформирования образования. В стремительно меняющемся открытом мире главным профессиональным качеством, которое педагог должен постоянно демонстрировать своим ученикам, становится умение учиться.

Следовательно, важным условием введения ФГОС в общеобразовательную школу является подготовка учителя, формирование его философской и педагогической позиции, методологической, дидактической, коммуникативной, методической и других компетенций. Работая по стандартам второго поколения, учитель должен осуществить переход от традиционных технологий к технологиям развивающего, личностно ориентированного обучения, использовать технологии уровневой дифференциации, обучения на основе компетентностного подхода, «учебных ситуаций», проектной и исследовательской деятельности, информационно-коммуникационных технологий, интерактивных методов и активных форм обучения.

Неотъемлемой составляющей профессионализма и педагогического мастерства учителя принято считать его профессиональную компетентность .

Что это такое, как мы себе его пред­став­ля­ем об этом и пой­дет речь.

Ком­пе­тент­ность – это спо­соб­ность учи­те­ля дей­ство­вать в си­ту­а­ции неопре­де­лен­но­сти. Чем выше неопре­де­лен­ность, тем зна­чи­тель­нее эта спо­соб­ность.

Под профессиональной компетентностью понимается совокупность профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной педагогической деятельности.

Структура профессиональной компетентности учителя может быть раскрыта через его педагогические умения. Модель профессиональной компетентности учителя выступает как единство его теоретической и практической готовности. Педагогические умения здесь объединены в четыре группы.

1. Умения "переводить" содержание объективного процесса воспитания в конкретные педагогические задачи: изучение личности и коллектива для определения уровня их подготовленности к активному овладению новыми знаниями и проектирование на этой основе развития коллектива и отдельных учащихся; выделение комплекса образовательных, воспитательных и развивающих задач, их конкретизация и определение доминирующей задачи.

2. Умения построить и привести в движение логически завершенную педагогическую систему: комплексное планирование образовательно-воспитательных задач; обоснованный отбор содержания образовательного процесса; оптимальный выбор форм, методов и средств его организации.

3. Умения выделять и устанавливать взаимосвязи между компонентами и факторами воспитания, приводить их в действие:

создание необходимых условий (материальных, морально-психологических, организационных, гигиенических и др.); активизация личности школьника, развитие его деятельности, превращающей его из объекта в субъект воспитания; организация и развитие совместной деятельности; обеспечение связи школы со средой, регулирование внешних непрограммируемых воздействий.

4. Умения учета и оценки результатов педагогической деятельности: самоанализ и анализ образовательного процесса и результатов деятельности учителя; определение нового комплекса доминирующих и подчиненных педагогических задач.

Профессионально компетентным можно назвать учителя, который на достаточно высоком уровне осуществляет педагогическую деятельность, педагогическое общение, достигает стабильно высоких результатов в обучении и воспитании учащихся.

– это развитие творческой индивидуальности, формирование восприимчивости к педагогическим инновациям, способностей адаптироваться в меняющейся педагогической среде. От профессионального уровня педагога напрямую зависит социально-экономическое и духовное развитие общества. Изменения, происходящие в современной системе образования, делают необходимостью повышение квалификации и профессионализма учителя, т. е. его профессиональной компетентности. Основная цель современного образования – соответствие актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства, подготовка разносторонне развитой личности гражданина своей страны, способной к социальной адаптации в обществе, началу трудовой деятельности, самообразованию и самосовершенствованию. А свободно мыслящий, прогнозирующий результаты своей деятельности и моделирующий образовательный процесс педагог является гарантом достижения поставленных целей. Именно поэтому в настоящее время резко повысился спрос на квалифицированную, творчески мыслящую, конкурентно способную личность учителя, способную воспитывать личность в современном, динамично меняющемся мире.

Одним из современных требований, предъявляемых к педагогу, школа определяет основные пути развития его профессиональной компетентности:

  • Система повышения квалификации.
  • Аттестация педагогических работников на соответствие занимаемой должности и квалификационную категорию.
  • Самообразование педагогов.
  • Активное участие в работе методических объединений, педсоветов, семинаров, конференций, мастер-классов. Востребованными формами методической работы являются теоретические и научно-практические конференции, слеты, съезды учителей.
  • Владение современными образовательными технологиями, методическими приемами, педагогическими средствами и их постоянное совершенствование.
  • Овладение информационно-коммуникационными технологиями.
  • Участие в различных конкурсах, исследовательских работах.
  • Обобщение и распространение собственного педагогического опыта, создание публикаций.

Процесс самообразования педагогов стал особенно актуальным на этапе введения ФГОС в связи с тем, что главной идеей стандартов является формирование у ребенка универсальных учебных действий. Научить учиться может только тот педагог, который сам совершенствуется всю свою жизнь.

Самообразование осуществляется посредством следующих видов деятельности:

  • систематическое повышение квалификации;
  • изучение современных психологических и педагогических методик;
  • участие в семинарах, мастер-классах, конференциях, посещение уроков коллег;
  • просмотр телепередач, чтение прессы.
  • знакомство с педагогической и методической литературой.
  • использование интернет – ресурсов;
  • демонстрация собственного педагогического опыта;
  • внимание к собственному здоровью.

Особую роль в процессе профессионального самосовершенствования педагога играет его инновационная деятельность . В связи с этим становление готовности педагога к ней является важнейшим условием его профессионального развития.

Если педагогу, работающему в традиционной системе, достаточно владеть педагогической техникой, т.е. системой обучающих умений, позволяющих ему осуществлять учебно-воспитательную деятельность на профессиональном уровне и добиваться более или менее успешного обучения, то для перехода в инновационный режим определяющей является готовность педагога к инновациям.

Инновационная деятельность педагогов в школе представлена следующими направлениями: апробация учебников нового поколения, внедрение ФГОС НОО, освоение современных педагогических технологий, социальное проектирование, создание индивидуальных педагогических проектов.

Развитие профессиональной компетентности – это динамичный процесс усвоения и модернизации профессионального опыта, ведущий к развитию индивидуальных профессиональных качеств, накоплению профессионального опыта, предполагающий непрерывное развитие и самосовершенствование.

Формирование профессиональной компетентности - процесс цикличный, т.к. в процессе педагогической деятельности необходимо постоянное повышение профессионализма, и каждый раз перечисленные этапы повторяются, но уже в новом качестве. Вообще, процесс саморазвития обусловлен биологически и связан с социализацией и индивидуализацией личности, которая сознательно организует собственную жизнь, а значит, и собственное развитие. Процесс формирования профессиональной компетентности так же сильно зависит от среды, поэтому именно среда должна стимулировать профессиональное саморазвитие.

Таким образом, мы видим, что цель методической работы в школе в условиях внедрения ФГОС – обеспечить профессиональную готовность педагогических работников к реализации ФГОС через создание системы непрерывного профессионального развития каждого педагога.

Понятно, что решение основных задач общего образования в первую очередь зависит от профессиональной компетентности педагогических работников – главных исполнителей требований ФГОС. Ясно одно, что воспитать человека с современным мышлением, способного успешно самореализоваться в жизни, могут только педагоги, обладающие высоким профессионализмом. При этом в понятие «профессионализм» входят не только профессиональная, коммуникативная, информационная и правовая составляющие компетентности работников образования, но и личностный потенциал педагога, система его профессиональных ценностей, его убеждения, установки, в целостности, дающие качественные образовательные результаты.

В современных условиях требования к профессиональной компетентности учителя предъявляет не только новый образовательный стандарт, но и ВРЕМЯ, в котором мы живем. И перед каждым учителем поставлена сложная, но разрешимая задача – «оказаться во времени». Чтобы это произошло каждый, выбравший профессию учителя, периодически должен вспоминать очень важные и правильные слова русского педагога, основоположника научной педагогики в России, Константина Дмитриевича Ушинского, на которых я и закончу своё выступление: «В деле обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя. Учитель живет до тех пор, пока он учится. Как только он перестает учиться, в нем умирает учитель».

Качество системы образования не может быть выше

качества работающих в ней учителей.

М. Барбер

Каждый ребенок рано или поздно начинает задумываться о том, какую профессию он выберет и куда пойдет учиться после окончания школы. Я с раннего детства знала, что буду учителем, ориентируясь на тех педагогов, которые меня учили. Закончив Новосибирский педагогический колледж, а позже педагогический университет я не задумывалась о том, какими педагогическими стандартами должен руководствоваться каждый педагог. Ориентиром были педагоги, которые нас обучали.

Во время работы, приобретая опыт, приходило понимание того, как эффективнее работать, наставники и более опытные педагоги помогали в этом. Но тем не менее, получая образование, нас учили работать со здоровыми и русскоговорящими детьми. В настоящее время педагогу необходимо быть не только в тренде гаджетов, нужных для образовательного процесса, но и уметь работать с разными категориями детей:

– с одаренными учащимися;

– в условиях реализации программ инклюзивного образования;

– преподавание русского языка учащимся, для которых он не является родным;

– с учащимися, имеющими проблемы в развитии;

– с девиантными, зависимыми, социально запущенными и социально уязвимыми учащимися, имеющими серьезные отклонения в поведении.

Итак, какой он, современный учитель? Как бы вы ответили на этот вопрос? УЧИТЕЛЬ – друг, наставник, помощник, инструктор, куратор, исследователь, методист, творец, управленец, консультант…

По этой причине появился документ, который поможет педагогическому сообществу найти золотую середину и понять, какие требования в настоящий момент выдвигаются к педагогу и какими компетенциями он должен обладать.

Профессиональный стандарт педагога – документ, включающий перечень профессиональных и личностных требований к учителю, действующий на всей территории Российской Федерации.

Профессиональный стандарт для педагогов, на мой взгляд, необходимо рассматривать как рамочный документ , в котором определяются основные требования к его квалификации. Как ориентир, который поможет учителю простроить собственную траекторию саморазвития и самосовершенствования. Каждый учитель может рассмотреть стандарт через призму своих компетенций и понять, в каких областях своей профессиональной деятельности ему необходимо совершенствоваться. Таким образом, на мой взгляд, профессиональный стандарт педагога – это помощник, который определит индивидуальную траекторию профессионального развития и мотивирует педагога на саморазвитие, обеспечит координированный рост свободы и ответственности педагога за результаты своего труда.

Часть первая: обучение.

Педагог должен:

1. Иметь высшее образование. Педагогам, имеющим среднее специальное образование и работающим в настоящее время в дошкольных организациях и начальной школе, должны быть созданы условия для его получения без отрыва от своей профессиональной деятельности.

2. Демонстрировать знание предмета и программы обучения.

3. Уметь планировать, проводить уроки, анализировать их эффективность (самоанализ урока).

4. Владеть формами и методами обучения, выходящими за рамки уроков: лабораторные эксперименты, полевая практика и т.п.

5. Использовать специальные подходы к обучению, для того чтобы включить в образовательный процесс всех учеников: со специальными потребностями в образовании; одаренных учеников; учеников, для которых русский язык не является родным; учеников с ограниченными возможностями и т.д.

6. Уметь объективно оценивать знания учеников, используя разные формы и методы контроля.

7. Владеть ИКТ-компетенциями (приложение 1 к Стандарту).

Часть вторая: воспитательная работа.

Педагог должен:

1. Владеть формами и методами воспитательной работы, используя их как на уроке, так и во внеклассной деятельности.

2. Владеть методами организации экскурсий, походов и экспедиций.

3. Владеть методами музейной педагогики, используя их для расширения кругозора учащихся.

4. Эффективно регулировать поведение учащихся для обеспечения безопасной образовательной среды.

5. Эффективно управлять классами, с целью вовлечения учеников в процесс обучения и воспитания, мотивируя их учебно-познавательную деятельность. Ставить воспитательные цели, способствующие развитию учеников, независимо от их происхождения, способностей и характера, постоянно искать педагогические пути их достижения.

6. Устанавливать четкие правила поведения в классе в соответствии со школьным уставом и правилами поведения в образовательной организации.

7. Оказывать всестороннюю помощь и поддержку в организации ученических органов самоуправления.

8. Уметь общаться с детьми, признавая их достоинство, понимая и принимая их.

9. Уметь находить (обнаруживать) ценностный аспект учебного знания и информации и обеспечивать его понимание и переживание учащимися.

10. Уметь проектировать и создавать ситуации и события, развивающие эмоционально-ценностную сферу ребенка (культуру переживаний и ценностные ориентации ребенка).

11. Уметь обнаруживать и реализовывать (воплощать)воспитательные возможности различных видов деятельности ребенка (учебной, игровой, трудовой, спортивной, художественной и т.д.).

12. Уметь строить воспитательную деятельность с учетом культурных различий детей, половозрастных и индивидуальных особенностей.

13. Уметь создавать в учебных группах (классе, кружке, секции и т.п.) детско-взрослые общности учащихся, их родителей и педагогов.

14. Уметь поддерживать конструктивные воспитательные усилия родителей (лиц, их заменяющих) учащихся, привлекать семью к решению вопросов воспитания ребенка.

15. Уметь сотрудничать (конструктивно взаимодействовать) с другими педагогами и специалистами в решении воспитательных задач (задач духовно-нравственного развития ребенка).

16. Уметь анализировать реальное состояние дел в классе, поддерживать в детском коллективе деловую дружелюбную атмосферу.

17. Уметь защищать достоинство и интересы учащихся, помогать детям, оказавшимся в конфликтной ситуации и/или неблагоприятных условиях.

18. Поддерживать уклад, атмосферу и традиции жизни школы, внося в них свой положительный вклад.

Часть третья: развитие (личностные качества и профессиональные компетенции, необходимые для осуществления развивающей деятельности).

1. Готовность принять разных детей, вне зависимости от их реальных учебных возможностей, особенностей в поведении, состояния психического и физического здоровья. Профессиональная установка на оказание помощи любому ребенку.

2. Способность в ходе наблюдения выявлять разнообразные проблемы детей, связанные с особенностями их развития.

3. Способность оказать адресную помощь ребенку своими педагогическими приемами.

4. Готовность к взаимодействию с другими специалистами в рамках психолого-медико-педагогического консилиума.

6. Умение составлять совместно с другими специалистами программу индивидуального развития ребенка.

7. Владение специальными методиками, позволяющими проводить коррекционно-развивающую работу.

8. Умение отслеживать динамику развития ребенка.

9. Умение защитить тех, кого в детском коллективе не принимают.

10. Знание общих закономерностей развития личности и проявления личностных свойств, психологических законов периодизации и кризисов развития, возрастных особенностей учащихся.

11. Умение использовать в практике своей работы психологические подходы: культурно-исторический, деятельностный и развивающий.

12. Умение проектировать психологически безопасную и комфортную образовательную среду, знать и уметь проводить профилактику различных форм насилия в школе.

13. Умение (совместно с психологом и другими специалистами) осуществлять психолого-педагогическое сопровождение образовательных программ начального и среднего общего образования, в том числе программ дополнительного образования.

14. Владение элементарными приемами психодиагностики личностных характеристик и возрастных особенностей учащихся, осуществление совместно с психологом мониторинга личностных характеристик ребенка.

15. Умение (совместно с психологом и другими специалистами) составить психолого-педагогическую характеристику (портрет) личности учащегося.

16. Умение разрабатывать и реализовывать индивидуальные программы развития с учетом личностных и возрастных особенностей учащихся.

17. Умение формировать и развивать универсальные учебные действия, образцы и ценности социального поведения, навыки поведения в мире виртуальной реальности и социальных сетях, навыки поликультурного общения и толерантность, ключевые компетенции (по международным нормам) и т.д.

18. Владение психолого-педагогическими технологиями (в том числе инклюзивными), необходимыми для работы с различными учащимися: одаренные дети, социально уязвимые дети, попавшие в трудные жизненные ситуации, дети-мигранты, дети-сироты, дети с особыми образовательными потребностями (аутисты, СДВГ и др.), дети с ОВЗ, дети с девиациями поведения, дети с зависимостью.

19. Умение формировать детско-взрослые сообщества, знание их социально-психологических особенностей и закономерностей развития.

20. Знание основных закономерностей семейных отношений, позволяющих эффективно работать с родительской общественностью.

Часть четвертая: профессиональные компетенции педагога, отражающие специфику работы.

Работая учителем начальных классов приведу профессиональные компетенции педагога, отражающие специфику работы в начальной школе.

Педагог начальной школы должен:

1. Учитывать своеобразие социальной ситуации развития первоклассника в связи с переходом ведущей деятельности от игровой к учебной, целенаправленно формировать у детей социальную позицию ученика.

2. Обеспечивать развитие умения учиться (универсальных учебных действий) до уровня, необходимого для обучения в основной школе.

3. Обеспечивать при организации учебной деятельности достижение метапредметных образовательных результатов как важнейших новообразований младшего школьного возраста.

4. Быть готовым, как самый значимый взрослый в социальной ситуации развития младшего школьника, к общению в условиях повышенной степени доверия детей учителю.

5. Уметь реагировать на непосредственные по форме обращения детей к учителю, распознавая за ними серьезные личные проблемы. Нести ответственность за личностные образовательные результаты своих учеников.

6. Учитывать при оценке успехов и возможностей учеников неравномерность индивидуального психического развития детей младшего школьного возраста, а также своеобразие динамики развития учебной деятельности мальчиков и девочек.

В соответствии с содержанием профессионального стандарта педагога можно создать такую таблицу, которая позволит учителю оценить уровень своей профессиональной деятельности в соответствии с требованиями.

Таблица 1

Самоанализ и самооценка профессиональной деятельности на основе профессионального стандарта «Педагог»

Компетенции
(трудовые действия)

Самооценка в баллах
(0–2)

МБОУ «Инсарская средняя общеобразовательная школа №1»

Доклад

Подготовила: учитель химии и биологиии

МБОУ Инсарская СОШ №1 –

Чекашкина Олдга Викторовна

ИНСАР

Развитие профессиональной компетентности педагога как основа эффективной реализации современных педагогических технологий

В деле обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего

нельзя улучшить, минуя голову учителя. Учитель живет до тех пор, пока он

учится. Как только он перестает учиться, в нем умирает учитель

К.Д. Ушинский

В течение ряда лет школа живет в условиях модернизации образования, которая, по сути, является процессом внедрения инноваций. Особый статус приобретает инновационный процесс в связи с новыми федеральными образовательными стандартами.

В настоящее время, резко повысился спрос на квалифицированную, творчески мыслящую, конкурентно способную личность учителя, способную воспитывать личность в современном, динамично меняющемся мире. Следовательно, на сегодняшний день учителю необходимо обладать определенным набором компетенций и развивать и повышать уровень своих профессиональных компетенций: предметной, методической, коммуникативной, информационной, общекультурной, правовой.

Изучение различных мнений, представленных исследователями природы компетентности, таких как А.В. Хуторской, С.Е. Шишов, В.А. Кальней, В.Г. Суходольский, по определению сущности понятия «профессиональная компетентность» дает возможность представить ее как интеграцию знаний, опыта и профессионально значимых личностных качеств, которые отражают способность педагога эффективно выполнять профессиональную деятельность и включают профессионализм и педагогическое мастерство учителя .

Современные исследователи выделяют следующие виды профессиональной компетентности :

Специальная компетентность – владение собственно профессиональной деятельностью на остаточно высоком уровне, способность проектировать свое дальнейшее профессиональное развитие;

Социальная компетентность – владение совместной профессиональной деятельностью, сотрудничеством, а также принятыми в данной профессии приемами профессионального общения; социальная ответственность за результаты профессионального труда;

Личностная компетентность – владение приемами личностного самовыражения и саморазвития, средствами противостояния профессиональным деформациям личности;

Индивидуальная компетентность - владение приемами самореализации и развития индивидуальности в рамках профессии, готовность к профессиональному росту, способность к индивидуальному самосохранению, неподверженность профессиональному старению, умение организовать рационально свой труд без перегрузок времени и сил .

Профессионально компетентным можно назвать учителя, который на достаточно высоком уровне осуществляет педагогическую деятельность, педагогическое общение, достигает стабильно высоких результатов в обучении и воспитании учащихся. Поэтому основным направлением работы школы нужно считать развитие профессиональной компетентности учителя, который способен умело организовать деятельность учеников, передать обучающимся определенную сумму знаний к овладению ими способностями к активному действию.

Современная педагогика выделяет структуру профессиональной компетентности учителя через педагогические умения:

1. Умения «переводить» содержание объективного процесса воспитания в конкретные педагогические задачи: изучение личности и коллектива для определения их подготовленности к активному овладению новыми знаниями и проектирования на этой основе развитие коллектива и отдельных учащихся; выделение комплекса образовательных, воспитательных и развивающих задач, их конкретизация и определение доминирующей задачи. 2. Умения построить и привести в движение логически завершенную педагогическую систему: комплексное планирование образовательно-воспитательных задач; обоснованный выбор форм, методов и средств его организации.

3. Умения выделить и устанавливать взаимосвязи между компонентами и факторами воспитания, приводить их в действие: создание необходимых условий (материальных, морально-психических, организационных, и др.); активизации личности школьника, развитие его деятельности; и др.

4. Умения учета и оценки результатов педагогической деятельности: самоанализ и анализ образовательного процесса и результатов деятельности учителя; определение нового комплекса доминирующих и подчиняющих задач .

Сегодня каждый педагог ищет наиболее эффективные пути усовершенствования учебного процесса, повышения заинтересованности учеников и роста успеваемости учащихся. В связи с этим стремлением педагогов повышать качество обучения, все настойчивее звучит призыв к переходу с отдельных методик на педагогические технологии. Работая по стандартам второго поколения, учитель должен осуществить переход от традиционных технологий к технологиям развивающего, личностно-ориентированного обучения, использовать технологии уровневой дифференциации, обучения на основе компетентностного подхода, «учебных ситуаций», проектной и исследовательской деятельности, информационно-коммуникационные технологии, интерактивные методы и активные формы обучения. На таких уроках ученикам должно быть интересно не только содержание урока - интересными и значимыми должны быть результаты собственной деятельности.

Проектирование поурочных и тематических планов предусматривает применение организационных форм, согласующихся с логикой развивающего обучения. Профессионально компетентный учитель на своих уроках должен:

Заменить репродуктивную вопросно-ответную систему урока и типы заданий на более сложные, выполнение которых задействует разнообразные психические качества (память, внимание, мышление, речь и др.);

Изменить характер изложения нового материала и превратить его в проблемное, эвристическое, стимулирующее учащихся к поиску;

Вовлечь учащихся в самоуправление и саморегуляцию познавательных процессов на уроке, привлекая их к постановке задач урока, разработке плана его проведения, контролю и самоконтролю, к оцениванию, самооцениванию и взаимооцениванию результатов деятельности.

Развитие профессиональной компетентности - это развитие и самого учителя, формирование готовности его к принятию нового, развитие восприимчивости к педагогическим инновациям. Развитие профессиональной компетентности – это динамичный процесс усвоения и модернизации профессионального опыта, ведущий к развитию индивидуальных профессиональных качеств, накоплению профессионального опыта, предполагающий непрерывное развитие и самосовершенствование. Можно выделить этапы формирования профессиональной компетентности : самоанализ и осознание необходимости; планирование саморазвития (цели, задачи, пути решения); самопроявление, анализ, самокорректировка.

Исходя из современных условий образовательного процесса, можно определить пути развития профессиональной компетентности педагога :

Работа в методических объединениях, творческих группах.

Исследовательская деятельность.

Инновационная деятельность, освоение новых педагогических технологий.

Различные формы педагогической поддержки.

Активное участие в педагогических конкурсах и фестивалях.

Трансляция собственного педагогического опыта.

Использование ИКТ и др.

Но не один из перечисленных способов не будет эффективным, если педагог сам не осознает необходимости повышения собственной профессиональной компетентности. Отсюда вытекает необходимость мотивации и создания благоприятных условий для педагогического роста. Педагог должен быть вовлечен в процесс управления развитием школы, что способствует развитию его профессионализма.

Также возникает необходимость в разработке индивидуального плана профессионального развития педагога, который включает направления:

Важное место в развитии профессиональной компетентности учителя занимает портфолио, в процессе формирования которого происходит самооценивание и осознается необходимость саморазвития. Создание портфолио – хорошая мотивационная основа деятельности: с помощью портфолио решается проблема аттестации педагога, т.к. здесь собираются и обобщаются результаты профессиональной деятельности.

Формирование профессиональной компетентности - процесс цикличный, т.к. в процессе педагогической деятельности необходимо постоянное повышение профессионализма, и каждый раз перечисленные этапы повторяются, но уже в новом качестве. Процесс формирования профессиональной компетентности так же сильно зависит от среды, поэтому именно среда должна стимулировать профессиональное саморазвитие. В школе должна быть создана демократическая система управления. Это и система стимулирования, и различные формы педагогического мониторинга, анкетирования, тестирования, собеседования и внутришкольные мероприятия по обмену опытом, конкурсы, и презентация собственных достижений.

Итак, чтобы стать профессионально компетентным педагог должен глубоко знать свой предмет, владеть разнообразными методическими средствами и иметь основательную психолого-педагогическую подготовку. Но и этого недостаточно. В современных условиях только активная жизненная позиция, повышение профессионального мастерства помогает педагогу обеспечить одно из главнейших прав обучающихся – право на качественное образование. Каждый учитель должен стать новатором, найти свою методику, отвечающую его личностным качествам, поскольку без этого, всё остальное может остаться лишь формальным и дорогостоящим нововведением, которое так и не «дойдет до живого дела».

Хуторской, А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования / А.В.Хуторской // Народное образование. - 2003. - №2.- С. 58-64.

Лапина О.А. Педагогика: общие основы теории обучения [Текст]: учеб. пособие. - Иркутск: Изд-во ИрГТУ, 2003.-160с.

Ангеловски К. Учителя и инновации книга для учителя [Текст] / К. Ангеловски. – М.: Просвещение, 1991. – 159 с.

Подласый И.П. Педагогика [Текст]: учебник для высших пед. учеб. заведений / И.П. Подласый. – М.: Просвещение, 2005. – 245 с.


Ксения Симашина
Модель управления развитием профессиональной компетентности педагога

Модель управления развитием профессиональной компетентности педагога

К. В. Симашина,

г. Полысаево, Кемеровская обл.

Современная практика образования, характеризуется активным включением педагогов в инновационную деятельность, внедрением новых программ и технологий, методов и приемов взаимодействия с воспитанниками . Таким образом, особое значение в настоящее время отдается уровню , повышению их квалификации, опыта и педагогического мастерства .

Профессиональные функции педагога , работающего с детьми, особенно подчинены задаче коррекционного воздействия, направленного на развитие личности ребенка . Главное в развитии профессиональной компетентности педагога играют его педагогические способности и качества. Развитие профессиональных способностей связано с педагогическими знаниями , умениями и навыками, которыми должен владеть каждый компетентный педагог . Большее значение акцентируется на таких деловых качествах, как компетентность , смелость и готовность брать ответственность на себя, целенаправленность в достижении поставленных перед собой целей.

Наполняемость профессиональной компетентности педагога определяется профессиональной характеристикой . Она представляет собой модель , выделяя профессиональные знания , умения и навыки.

В соответствии с требованиями Федерального закона от 29 декабря 2012 г. №273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» первым уровнем общего образования является дошкольное образование. Тем самым, проблема качества дошкольного образования является очень актуальной.

В соответствии с пунктом 22 Правил разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов , утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. №23, квалификация педагога может быть описана , как совокупность основных профессиональных компетентностей :

1. компетентность в постановке целей и решения задач педагогической деятельности ;

2. компетентность на развитие воспитательной деятельности;

3. компетентность в разработке и внедрения программы и принятии педагогических решений ;

4. компетентность в организации профессиональной деятельности .

5. компетентность личностных качеств ;

Педагогическая профессия , является преобразующей и в то же время управляющей . А для того чтобы уметь управлять личностью , нужно быть компетентным .

В педагогической науке понятие профессиональная компетентность педагога рассматривается , как многофакторное явление, включающее в себя систему теоретических знаний педагога и способов их применения в конкретных педагогических ситуациях , ценностные ориентации педагога , а также интегративные показатели его культуры.

Главной основой профессиональной компетентности педагогов , несомненно, является объем обретенных им знаний, умений и навыков. Поэтому непрерывное педагогическое образование , постоянное повышение профессионализма педагогических кадров , должны стать приоритетными направлениями деятельности образовательного учреждения.

Достижение определенного уровня - возможно при формировании модели управления развитием профессиональной компетентности педагога , в такой последовательности,как :

1. Мотивационно – ценностное отношение к педагогической действительности имеет большое значение для последующих этапов; назначение этого блока – формирование психологической готовности педагога к труду на основе опыта.

2. Теоретическая готовность педагога – совокупность знаний о педагогических принципах , закономерностях, целях, содержании, технологиях и результатах образования человека; назначение этого блока – формирование подготовленности педагога к освоению практических способов деятельности на основе знаний в области ДО.

3. Практическая готовность – практический опыт реализации способов и творческого осуществления педагогической деятельности ; формирует готовность педагога к реализации профессиональных функций .

4. Результативная готовность – способность определять продуктивность профессиональной деятельности ; цель – формирование целостного образа профессиональной компетентности в совокупности всех блоков и компонентов .

В данной модели заложена цикличность (этапы) управления развитием профессиональной подготовки педагога . Исходя из современных требований, выделяют основные формы развития профессиональной компетентности педагога :

Обучение на курсах повышения квалификации в КРИПКиПРО; самообразование; творческие мастерские; тематические педсоветы; методические недели;открытые занятия опытных, интересных педагогов ; семинары-практикумы в ДОУ; консультации; общение с коллегами из других ДОУ, и других городов.

Но не одна из перечисленных форм не будет эффективной, если педагог сам не осознает необходимости повышения собственной профессиональной компетентности . Именно он может достигнуть педагогической компетентности в современных условиях, и самообразование являться средством развития профессиональной компетентности педагога .

В результате рассмотрения модели управления развитием профессиональной компетентности , можно сказать,что :

Становление профессиональной компетентности рассматривается как многоуровневый и многоэтапный процесс преобразования опыта педагога в ходе взаимодействия с объектом труда – ребенком. Сконструированная модель профессиональной компетентности позволяет разработать дидактические основы ее формирования в процессе управления подготовкой педагога .

Подводя итог, можно сделать вывод, что структура профессиональной компетентности преподавателя в ОУ имеет сложный характер, который зависит от условий педагогической деятельности и от условий воспитания профессиональной компетентности педагога . В настоящее время необходимо актуализировать развитие профессиональных компетентностей педагога , постараться осознать границы не только собственной компетентности , но и профессиональной .

Не развивающийся педагог , не воспитает развитую личность . Именно повышение профессиональной компетентности необходимое условие повышения качества, как педагогического процесса , так и качества дошкольного образования в целом.

Литература

1. Цветкова, Т. В. Управление дошкольным образовательным учреждением [Текст] / Т. В. Цветкова // Научно – практический журнал. – 2007. - №1.

2. Митина Л. М. Психология профессионального развития учителя . – М. : Флинта; Московский психолого-социальный институт, 1998.

Публикации по теме:

Инновационная деятельность как условие формирования профессиональной компетентности педагогов ДОУ Слайд 1. На современном этапе в связи с введением в действие Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС, Федеральных.

Предлагаю вашему вниманию выступление на методическом объединении. Надеюсь, что материал будет полезен для работы. 1 слайд – тема выступления.

Карта индивидуального образовательного маршрута по развитию профессиональной компетентности воспитателя Личная карточка 1. Рябова Татьяна Александровна 2. 6 октября 1986г. 3. Воспитатель 4. «Учитель начальных классов с дополнительной подготовкой.

Опыт работы «Формирование профессиональной компетентности педагогов» Методическая работа занимает особое место в системе управления дошкольным учреждением, поскольку способствует активизации личности, развитию.

Повышение профессиональной компетентности педагогических кадров как условия эффективности реализации ФГОС ДО Период до 2018 года в стратегии развития российского образования рассматривается как решающий инновационный этап перехода на новое содержание.

Повышение профессиональной компетентности воспитателя ДОУ в соответствии с профессиональным стандартом педагога Творческий план воспитателя МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №25 «Рябинушка»» г. Мичуринска Котловой Е. Ю. по совершенствованию уровня.

Проект "Повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ по здоровьесбережению через самообразование"

Программа повышения профессиональной компетентности педагогов ДОУ во взаимодействии с родителями Автор-разработчик: Старший воспитатель Жданова Анжела Михайловна Актуальность вопроса повышения профессиональной компетентности педагогов.

Развитие профессиональной компетентности педагогов по формированию элементарных математических представлений у дошкольников В Российской Федерации одной из самых развивающихся ступеней образовательной системы является современное дошкольное образование. Новые.

Роль психолога в повышении профессиональной компетентности педагогов ДОО в современных условиях «Психологическое сопровождение введения ФГОС ДО» «Роль психолога в повышении профессиональной компетентности педагогов ДОО в современных.

Библиотека изображений:

Развитие профессиональных компетенций – непрерывный процесс, помогающий поддерживать высокий уровень профессионализма персонала. Узнайте, какие методы и модели считаются наиболее эффективными и действенными.

Из статьи вы узнаете:

В основу развития входит совершенствование личностных способностей сотрудника. Под компетенцией рассматриваются профессиональные качества, помогающие решить определенный круг задач, поставленных перед персоналом. Совокупность знаний и опыта лежит в основе компетентности.

Уровень развития профессиональных компетенций зависит от смыслового объема понятия:

модели профессионального поведения, умений, навыков без определенного уровня охватывает весь спектр работ с простыми стандартами. Перечень индикаторов поведения для всех видов профессиональных качеств включают основные функциональные роли всех сотрудников без исключения;

Какие методы оценки персонала применять для определения необходимого уровня развития профессиональных компетенций

Чтобы быть успешным при работе в определенной организации, сотрудник обладает целым рядом моделей компетенций. Систематическая оценка методов развития профессиональных компетенций проводится с учетом основных показателей. Корпоративные компетенции необходимы для всего работающего персонала. Менеджерские потребуются руководителям компании. Специфические компетенции основаны на выполнении узкоспециализированной функции.

Марина Веселовская,
менеджер по планированию преемственности и развитию персонала компаниии «Efes Rus» в России

Почему развитие профессиональных компетенций персонала - насущная необходимость для компании? Как развивать профессиональные компетенции у сотрудников после 45?

В условиях стремительного развития технологий и изменчивости рынка бизнесу необходимо быстро и эффективно реагировать на происходящее. Высокий уровень профессиональной компетентности сотрудников выходит в этой ситуации на первый план, поэтому развитие компетенций в Efes Rus является одной из стратегических целей компании.

С учетом разработанной модели построен наиболее эффективный метод оценки ассессмент-центр. Нередко в практике применяется и интервью по компетенциям. При проведении оценки кандидатов на должность рекрутер нередко учитывает только зону способностей и практически не обращает внимание на потребности.

В результате на вакантную должность принимают соискателя, который профессионально подготовлен, обладает нужным уровнем знаний, навыков и опыта. Но уже на начальном этапе адаптации становится очевидным факт, что работник не удовлетворен полученной должностью, работает вяло и проявляет признаки апатии. В чем причина? В том, что не были учтены личные потребности и ожидания. Психологически сотрудник не готов к порученным обязанностям.

При оценке кандидата стоит учитывать его потребности

Методика развития профессиональной компетенции

Необходимо учитывать, на начальном этапе важно правильно произвести отбор персонала. И только на последующих этапах управления рассматривать, какие методики станут наиболее эффективными. Если одним сотрудникам требуется лишь тренинг или семинар, для других рационально использовать классические методы, основанные на изучении теории и прохождении практики.

На чем основана модель развития профессиональных компетенций

Модель основана на создании набора соответствующих компетенций, знаний, умений, навыков, необходимых для успешного выполнения профессиональной деятельности персонала. В основных методиках такие факторы описываются в качестве индикаторов поведения.

Разработку методик развития профессиональной компетенции проводят в несколько этапов:

на подготовительном этапе планируют проект, ставят цели, задачи, создают команду для сбора и последующего анализа информации;

на следующем прорабатывают модель необходимых умений и навыков, выбирают критерии эффективности, делают критериальную выборку, технику анализа, сбор информации, проверяют валидность самого проекта;

дальнейший этап заключается в запуске модели в работу.

К способам разработки относятся:

  • получение поведенческих примеров с помощью интервью, сотрудников просят сосредоточиться на критических ситуациях, рассказать о том, как они справились с поставленными задачами, какие навыки потребовались в процессе выполнения работы в условиях стресса;
  • во время работы с группой экспертов обсуждают личные характеристики каждого работающего сотрудника;
  • в библиотеку компетенций вносят информацию статистического анализа, прорабатывают и запускают компетенции, необходимые в условиях современного производственного процесса;
  • методом репертуальных решеток определяют уровень компетенции высокопрофессиональных специалистов, работающих в компании;
  • с помощью анализа рабочих задач определяют спецификацию поставленных задач, устанавливают уровень когнитивных навыков;
  • на заключительном этапе осуществляется прямое наблюдение с письменной фиксацией основных индикаторов поведения.