Как вы понимаете свой профессиональный рост педагога. Личностно-профессиональный рост педагога. Тема по самообразованию

Моделирование профессионального роста педагога.

Юдина О.В.,

учитель русского языка и литературы

высшей квалификационной категории

КОГОБУ СОШ с УИОП г.Омутнинска,

руководитель ОМО учителей

русского языка и литературы

Восточного образовательного округа.

Плыву не туда, куда ветер дует,

а как парус поставлю.

Наверное, каждый хотя бы раз в жизни задумывался, тот ли путь он выбрал и не стал ли бы он счастливее, выбрав иную дорогу. Достаточно часто бывает это и с педагогами, поэтому очень важно для каждого из нас знать, что ты состоялся в профессии, что к твоему мнению прислушиваются не только дети, но и коллеги, что у тебя есть чему поучиться, что ты интересен. Отрадно видеть, что проблема педагогических кадров затронула и правительство: одним из направлений национальной образовательной инициативы "Наша новая школа" является совершенствование учительского корпуса, предстоит серьезно модернизировать систему педагогического образования.

В нашей школе в 2007-2008 учебном году началась работа по созданию и реализации проекта «От педагогической надежды к педагогическому мастерству и творчеству», в котором я и приняла участие. В данной статье я постараюсь рассказать, каким образом реализация названного проекта сказалась на моем профессиональном развитии, каким образом была составлена и реализована модель моего профессионального роста.

За основу была взята программа, предполагающая следующие этапы работы (см. схему 1):

  1. определение стартовой позиции педагога через проведение системы диагностик;
  2. выбор форм работы, направленных на профессиональное развитие педагога;
  3. реализация комплекса запланированных мероприятий;
  4. подведение итогов, рефлексия;
  5. определение новой стартовой позиции.

Схема 1

Согласно данной программе в первую очередь необходимо было определить мою стартовую позицию как учителя.

На тот момент у меня имелись некоторые достижения:

образование: высшее педагогическое, Вятский государственный педагогический университет, 1998 год;

педагогический стаж: 13 лет;

награды и поощрения:

Диплом слушателя курса «Интернет-технологии для учителей предметников» за лучшую выпускную работу – презентацию на тему «Серебряный век русской поэзии». 19.11.2005;

Почетная грамота РУО за творческий педагогический труд, значительные успехи в работе по организации и совершенствованию учебного и воспитательного процесса. Приказ 11-н. 2005 г.;

Грамота РУО за творческий педагогический труд, значительные успехи в работе по организации учебно-воспитательного процесса» Приказ № 20-н от 27.09.2006г.;

Благодарственное письмо КИПК и ПРО за большую плодотворную работу и высокий профессионализм в рамках деятельности творческой лаборатории «Развитие и совершенствование способности к речевому взаимодействию и социальной адаптации учащихся на уроках русского языка и литературы» Приказ № 229/од от 01.08.2007.

Далее был проведен комплекс диагностик профессиональных и личностных качеств педагога. Диагностический этап включает в себя подбор, проведение, анализ диагностических материалов и определение ступени профессионального роста, на которой находится педагог. Для этого использовались различные диагностики, предложенные психологической службой школы:

«Личностный дифференциал». Составитель Истратова О.Н. Цель: изучение социально-психологических свойств личности, самосознания.

«Способность саморегуляции». Составитель Истратова О.Н. Цель: узнать о способности владеть собой в различных ситуациях.

«Способность учителя к саморазвитию». Составитель Рогов В.И. Цель: выявить способность учителя к саморазвитию.

«Кто я есть в этом мире?» Составитель Рогов В.И. Цель: изучение самооценки педагога.

«Факторы саморазвития учителя». Составитель Рогов В.И Цель: выявить факторы, препятствующие и стимулирующие обучению, развитию и саморазвитие учителя.

«Шкала оценки потребности в профессиональных достижениях». Составитель Рогов В.И. Цель: измерить уровень мотивации достижения.

Методика «Ценностные ориентации педагога». Автор М. Рокич. Цель: изучить ценностные ориентации.

(Названные диагностики представлены в следующих изданиях:

Лучшие психологические тесты. – Петрозаводск: «Петероком», 1991;

Настольная книга практического психолога: Учеб. Пособие: В 2 кн. – 2-е изд., переработано и доп. – М.: ВЛАДОС, 1998.)

Диагностики показали:

  • способность учителя к саморазвитию – 36 баллов;
  • уровень мотивации достижения – 14 баллов;
  • уровень развития профессиональной компетентности учителя – 82 балла;
  • уровень коммуникативных и организаторских склонностей – 12 баллов;
  • стиль общения педагога – 29 баллов;

Общее количество: 73 балла, что соответствует среднему показателю развития педагога.

Таким образом, по итогам первого этапа работы можно сделать вывод:

педагог готов к использованию инноваций, знает интерактивные формы и методы обучения, владеет современными педагогическими технологиями, умеет анализировать и оценивать свой индивидуальный стиль, т.е. педагог находится на 4 ступени профессионального развития – мастерство.

Следующим очень важным этапом реализации программы стало определение форм методической работы, которые помогли бы мне подняться на более высокую ступень профессионального развития. Вот некоторые из них:

  1. участие в методических мероприятиях:
  • конкурсы профессионального мастерства;
  • научно-практическая конференциях;
  • творческая лаборатория;
  • методическая олимпиада педагогов;
  1. обмен опытом работы через
  • выступления-презентации;
  • публикации;
  • работу педагога-андрогога КИПК и ПРО;
  • проведение открытых уроков;
  1. освоение новых технологий педагогической деятельности:
  • педагогическая мастерская;
  • мастер-класс;
  • семинар-практикум.

В 2008 году я начала работу по новой методической теме «Использование информационных технологий на уроках русского языка для повышения мотивации учащихся».

Для реализации методической темы имелись необходимые ресурсы: пройдены курсы «Информационные технологии в образовании», появилась возможность использовать информационные технологии в образовательном процессе, участвовать в дистанционных конкурсах различного уровня. Педагогический опыт по реализации методической темы был представлен через публикации в сборнике докладов Межрегиональной научно-практической конференции «Актуальные проблемы учебно-воспитательной деятельности учреждений образования, проведение мастер-класса «Технология проведения публичного урока» на ОМО учителей русского языка и литературы, открытых уроков культуры речи «Экология языка» в рамках областной творческой лаборатории кафедры управления развитием образования КИПК и ПРО (технология педагогических мастерских), «Берегите наш язык!» в рамках курсов КИПК и ПРО «Управление развитием детской одаренности в общеобразовательной школе» в форме публичного урока на окружном и региональном уровнях.

Возникла потребность в повышении профессиональной компетентности, поэтому, не дожидаясь очередных курсов, я приняла участие в курсовой подготовке по следующим вопросам:

«Повышение профессиональной компетентности педагогов в условиях модернизации образования (профильная школа)». 2008 г.

«Управление развитием одаренности подростков в условиях общеобразовательной школы». 2009 г.

«Проблемы диссеминации инновационного управленческого и педагогического опыта». 2009 г.

Особый интерес у меня вызвала исследовательская работа в творческих лабораториях КИПК и ПРО:

«Развитие и совершенствование способности к
речевому взаимодействию и социальной адаптации учащихся»

«Управление развитием одаренности подростков в условиях общеобразовательной школы»

«Актуальные проблемы углубленного изучения русского языка»

Эта работа помогла проанализировать мою педагогическую деятельность.

Небывалый до этого интерес вызвали различные методические мероприятия школьного, районного, окружного и регионального уровней.

Как результат реализации программы профессионального роста появились следующие достижения:

учитель высшей квалификационной категории (с 2009 г.);

руководитель РМО учителей русского языка и литературы;

член методического Совета школы и РУО Омутнинского района;

участник рабочей группы ОМО учителей русского языка и литературы Восточного образовательного округа;

руководитель ОМО учителей русского языка и литературы Восточного образовательного округа;

эксперт аттестационной комиссии педагогов Восточного образовательного округа;

член Совета школы.

Таким образом, мне была предоставлена возможность подняться на более высокую ступень профессионального роста.

Вновь проведенная диагностика показала, что я, набрав в общей сумме 197 баллов, перешла на 5 ступень профессионального развития педагога - повышенный уровень готовности к инновациям (по Марковой А. К.)

Профессиональный рост был замечен коллегами, я стала победителем профессионального школьного конкурса «Звездный час», призером предметно-методической олимпиады учителей русского языка Кировской области в 2010 году, была награждена Почетной грамотой департамента образования Кировской области за творческий педагогический труд, значительные успехи в обучении и воспитании подрастающего поколения (2009 г.), а в 2012 году - победителем конкурсного отбора лучших педагогических работников области.

Впереди – новая ступень. Были намечены и новые перспективы профессионального роста:

работа в творческой лаборатории КИПК и ПРО «Организация исследовательской деятельности учащихся в условиях ОУ»;

экспериментальная деятельность по профессионально-личностному развитию (ВятГГУ);

освоение, внедрение и реализация ФГОС ООО;

становление педагога-андрогога, т.е. работа в качестве преподавателя на курсах повышения квалификации, которые проводятся на базе нашей школы как методического центра института развития образования Кировской области;

участие во Всероссийских конкурсах и проектах;

Профессия педагога не позволяет стоять на месте, она требует постоянного роста, поэтому впереди еще много интересного и нового.

Таким образом, реализуемая в школе в рамках проекта программа позволяет сделать процесс профессионального развития педагога более целенаправленным, а значит, и более эффективным.

Я согласна с Л.Н.Толстым: «Идеал - это путеводная звезда. Без нее нет твердого направления, а нет направления - нет жизни».


1

Проведен анализ психолого-педагогической литературы, рассматривающей вопросы профессионального самосовершенствования педагога. Рассмотрены основные направления, представляющие основные элементы психического содержания динамики психического обеспечения трудовой (в том числе профессиональной) деятельности. Определение параметров профессионала в различных сферах жизнедеятельности, прослеживание основных изменений, наступающих в этих параметрах по мере повышения профессионализма человека, привели автора к пониманию важности механизма саморазвития в профессиональном становлении человека. Проблема профессионально-личностного становления рассмотрена с позиции того, что основной внутренний механизм развития личности состоит в сознательном, качественном изменение самого себя. Развитие позитивного отношения к себе рассматривается в качестве личностного ресурса профессионального успеха современного педагога. Значимым способом повышения к себе является сегодня активное участие в жизни профессионального сообщества, профессиональных конкурсах, творческих объединениях, социально-значимых проектах, достижение социального признания результатов деятельности. Посредством такой активности педагог получает возможность выйти за рамки программно-определенной деятельности, расширить возможности персонализации и получить социальное подтверждение собственной состоятельности и компетентности. Профессиональная деятельность педагога погружена в контекст инновационной образовательной среды, что требует от ее субъекта повышенного уровня развития способности к личностному и профессиональному росту.

профессиональный рост педагога

профессионально-личностное развитие

профессиональное самосовершенствование

личностный рост

1. Вершловский, С.Г. Педагог эпохи перемен, или Как решаются сегодня проблемы профессиональной деятельности учителя / С.Г. Вершловский. – М.: Сентябрь, 2002. – 160 с.

2. Волгина, И.В. Личностно-профессиональное развитие педагогов учреждений дополнительного образования/ И.В. Волгина // Педагогическое образование в России. – 2011. - №4.

3. Ежак, Е.В. Личностный ресурс педагога в контексте профессиональной успешности / Е.В. Ежак // Гуманитарные и социальные науки. – 2014. - № 4.

4. Климов, Е.А. Введение в психологию труда. Учебное пособие для студентов вузов. / Е.А. Климов. – М.: Изд-во МГУ, 1988. – С. 101-102.

5. Петровский А.В. Общая психология / А.В. Петровский. – М., 1976.

В современных условиях модернизации образования большую значимость приобретают вопросы профессиональной подготовки специалистов, способных быть конкурентоспособными на рынке труда, свободно владеющих своей профессией, компетентных.

Одним из важнейших направлений психологического исследования профессионального развития человека - его становления как профессионала является анализ динамики психического обеспечения трудовой (в том числе профессиональной) деятельности. Методолог практической психологии, психологии труда и профориентации Е.А. Климов выделяет в профессиональном развитии индивидуума (развитии субъекта труда) пять основных направлений, фактически представляющих все основные элементы психического содержания этого развития. Рассмотрим их:

1) «приобретение человеком все более точной и широкой ориентированности в окружающей среде (природной, технической, социальной, информационной)»;

2) «формирование направленности, в частности трудовой, профессиональной (развитие потребности в продуктивной общественно ценной деятельности)»;

3) «усвоение (и совершенствование в качестве своих обретений) общественно выработанных способов действия и использования орудий, средств деятельности»;

4) «формирование системы устойчивых личных качеств, создающих возможность успешного выполнения деятельности... (способности)»;

5) «развитие... знания о себе» .

Очевидно, что человек, который желает достичь успеха, должен развиваться. Саморазвитие предполагает постоянную работу над собой. Оно затрагивает все сферы человеческой жизни: карьеру, любовь, дружбу, увлечения и т.п. Без стремления к самосовершенствованию, личностному росту невозможна успешная профессиональная деятельность. В свою очередь, личностный рост - стремление к идеалу, стремление стать лучше, укрепить свою самооценку. По сути, это составляющая успеха в любом деле. Это труд, который должен совершаться человеком над самим собой.

Личностный рост необходим для профессионального успеха, он дает возможность достигать поставленных целей и воплощать свои мечты в реальность. Постепенный личностный рост молодого специалиста, безусловно, влечет за собой изменение содержания его профессиональной деятельности.

Исследование проблемы профессионального саморазвития в психологии представлено работами по профессиональному становлению, психологии профессионализма, профессиональной пригодности. Исходным тезисом большинства отечественных исследований является идея детерминации развития личности деятельностью, а поэтому человек изучается с позиций его соответствия профессии и успешной деятельности в ней.

Анализируя исследования в этой области, мы обнаруживаем, что профессиональное саморазвитие - это целенаправленный процесс усовершенствования профессионализма, определяемый самим человеком. Развитие личности происходит в процессе успешного овладения профессиональной деятельностью, значимой для субъекта. Становление профессионала возможно лишь в результате единства развития, как профессионализма, так и личностного развития. Изучение человека в течение его жизненного пути показывает, что образование и проявление в нем качеств активного субъекта деятельности длятся до тех пор, пока эта деятельность продолжается. При этом только значимая деятельность может стать основой саморазвития.

Определение параметров профессионала в различных сферах жизнедеятельности, прослеживание основных изменений, наступающих в этих параметрах по мере повышения профессионализма человека, привели к пониманию важности механизма саморазвития в профессиональном становлении человека. Установление уровня, достигнутого человеком как субъектом деятельности, традиционно, оценивается по результатам в профессиональной деятельности, соответствию ее свойств, требованиям деятельности.

Для человека профессия - это источник существования и средство личностной самореализации. Профессионализация оказывает влияние на личность, может ее стимулировать или, наоборот, разрушать, выступая, таким образом, фактором личностного саморазвития.

Анализ исследований позволяет нам в качестве вывода выделить наиболее существенную характеристику саморазвития: основной внутренний механизм развития личности состоит в сознательном, качественном изменение самого себя, саморазвитие личности связано со становлением субъектности. Субъектность выступает качественным показателем саморазвития личности. Профессиональное саморазвитие — внутренне обусловленное прогрессивное самоизменение человека, выражающееся в изменении качества его профессиональной деятельности и диалектически связанное с динамикой изменения этого качества.

Личный результат профессионального развития человека, несомненно, значительно шире традиционно выделяемых форм профессионального опыта - знаний, умений, навыков.

В профессиональной деятельности практически невозможно отделить личностное начало от профессионального. В связи с этим смысл профессиональной деятельности в максимальной степени совпадает с реализацией главной потребности человека - быть личностью, потребности к самоосуществлению, самореализации .

Технологические и информационные изменения в мире происходят настолько стремительно, что однажды полученное хорошее образование сегодня уже не может стать гарантом эффективности дальнейшей работы без систематического и непрерывного личного совершенствования и развития. Без постоянного обновления ранее полученных знаний и сформированных умений, без умелого анализа ситуации, отслеживания изменений в нормативных документах и законодательстве результаты деятельности специалиста могут быть признаны непрофессиональными. В некоторых профессиях, к которым относится и педагогическая деятельность, данное положение еще не предоставляется всем бесспорным и очевидным, хотя реальное положение вещей говорит об обратном.

Системе современного образования присущи инертность, приверженность традициям, сопротивляемость переменам. Любые существенные нововведения воспринимаются средой достаточно болезненно. При этом традиционная система переподготовки и повышения квалификации педагогических работников высшей школы не в состоянии обеспечить в полной мере непрерывное образование, поэтому каждый из них обязан самостоятельно поддерживать свой профессиональный рост и личное развитие .

Национальная доктрина образования в РФ в числе приоритетных задач, стоящих перед отечественной системой образования, выделяет обеспечение организации учебного процесса с учетом современных достижений науки; систематического обновления всех аспектов образования; непрерывности образования в течение всей жизни человека; создания программ, реализующих информационные технологии в образовании; подготовку высокообразованных людей и высококвалифицированных специалистов, способных к профессиональному росту и профессиональной мобильности в условиях информатизации общества и развития новых наукоемких технологий. В этой связи происходящая в России модернизация системы образования предъявляет особые требования к уровню квалификации педагогических кадров, реализующих образовательные программы нового поколения, в частности, к их непрерывному профессионально-личностному саморазвитию.

Задача формирования самостоятельной, ответственной и социально мобильной личности, способной к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда определяет необходимость подготовки педагогов способных к личному самоопределению и саморазвитию, к постоянному личностному росту. Ученые отмечают, что у педагога есть три возможности или три пути в определении перспектив своего развития: путь адаптации, путь саморазвития и путь стагнации (распада деятельности, деградации личности). Адаптация дает возможность приспособиться ко всем требованиям системы образования, освоить все виды деятельности, овладеть ролевыми позициями. Саморазвитие позволяет постоянно самосовершенствоваться, изменяться, в конечном итоге полностью реализовать себя как профессионала. Стагнация наступает тогда, по мнению Вершловского, когда педагог «останавливается в своем развитии, живет за счет эксплуатации стереотипов, старого багажа» . В результате профессиональная активность снижается, возрастает невосприимчивость к новому и, как итог, утрачивается даже то, что когда-то позволяло быть на уровне требований.

Личностно-профессиональный рост и самосовершенствование на протяжении всего периода педагогической деятельности - непременное условие успешной деятельности педагога. Самообразование - необходимое постоянное слагаемое жизни культурного, просвещенного человека, занятие, которое сопутствует ему всегда.

Таким образом, личностно-профессиональный рост педагога понимается как непрерывный процесс раскрытия своего личностно-профессионального потенциала, влияющий на педагогическую деятельность в целом. Безусловно, самое главное в этом - личная заинтересованность педагога в самосовершенствовании. Если педагог стремится к саморазвитию и личностному росту, нацелен на углубление знаний и умений, расширение кругозора, то стадии его личностно-профессионального роста будут выглядеть следующим образом:

Рис. 1. Стадии личностно-профессионального роста педагога

Профессиональное развитие и становление педагога без грамотно построенного самообразовательного процесса невозможно. Самообразование можно рассматривать в двух значениях: как «самообучение» (в узком смысле - как самонаучение) и как «самосозидание» (в широком - как «создание себя», «самостроительство»). Во втором случае самообразование выступает одним из механизмов превращения личности педагога в творческую личность. Поэтому профессиональный рост также можно назвать и поиском своего пути.

Залогом успешного роста педагога будет систематическая самостоятельная, заинтересованная работа с научно-методическими изданиями, разработками, рекомендациями, где представляется опыт коллег. Чем шире кругозор педагога, чем серьезнее он подкован теоретически, тем легче будет найти наиболее удачный метод, форму подачи материала, тем больше будет спектр его мастерства.

В ракурсе современных исследований педагога как субъекта профессиональной деятельности большое значение придается личностному потенциалу как специфической «внутренней опоре», позволяющей созидать продуктивные условия реализации педагогической деятельности в достаточно энтропийной среде. Личностный потенциал рассматривается как интегральное образование, включающее высокий уровень осмысленности жизни и временной перспективы; продуктивную самореализацию и самодетерминацию.

Таким образом, развитие позитивного отношения к себе может рассматриваться в качестве личностного ресурса профессионального успеха современного педагога. Значимым способом повышения позитивного отношения к себе является сегодня активное участие в жизни профессионального сообщества, профессиональных конкурсах, творческих объединениях, социально-значимых проектах, достижение социального признания результатов деятельности. Посредством такой активности педагог получает возможность выйти за рамки программно-определенной деятельности, расширить возможности персонализации и получить социальное подтверждение собственной состоятельности и компетентности. Профессиональная деятельность педагога погружена в контекст инновационной образовательной среды, что требует от ее субъекта повышенного уровня развития способности к личностному и профессиональному росту.

Возможность непрерывного профессионально-личностного роста подразумевает развитие аналитических, оценочных, рефлексивных и прогностических умений, способности делать самостоятельный выбор в ситуациях неопределенности и нести ответственность за результаты активности. Именно профессиональная ответственность способствует последовательному достижению цели, воплощению индивидуального проекта развития. Необходимо учитывать тот факт, что во многом ответственность связана с выраженностью личностного смысла и удовлетворенностью педагога своей деятельностью .

Подводя итоги, выделим основные направления профессионально-личностного саморазвития педагога, способствующие его профессиональному росту.

Изучение профессиональной литературы. Изучение работ отечественных и зарубежных авторов позволяет отслеживать новые тенденции в сфере образования, например, в методике преподавания. Чтение специальной литературы в других областях позволяет извлекать информацию, так необходимую для пополнения знаний в сфере смежных наук. Помимо получения новых знаний из других областей, такая литература помогает понять сложные аспекты в своей специальности. Свежий взгляд со стороны, не обремененный профессиональными стереотипами, позволяет посмотреть на проблему под другим углом зрения, найти параллели при поиске решения определенных задач. Зачастую в этих книгах можно найти ответы на конкретные вопросы, например, какими методическими приемами воспользоваться для облегчения понимания материала или как повысить мотивацию обучающихся.

Налаживание профессионального общения. Для специалиста в области коммуникации очень тяжело находиться в состоянии информационного голода. На помощь приходят профессиональные ассоциации, деятельность которых направлена на поддержание контактов между специалистами из разных регионов. Сейчас в нашей страде проводится множество локальных и международных конференций, организуемых ассоциациями. Широкая география конференций позволяет преподавателям принимать в них участие, что необычайно полезно даже в роли слушателя — за короткий срок можно узнать много нового, ознакомиться с разнообразием идей, понаблюдать за ходом дискуссий. Кроме того, устанавливаются новые профессиональные контакты.

Посещение курсов повышения квалификации, семинаров, презентаций. В стране активно работают организации, одним из направлений деятельности которых является проведение методических мероприятий для преподавателей. Кроме государственных институтов повышения квалификации, многие вузы имеют факультеты или отделения дополнительного образования. Тренинги для преподавателей активно проводят негосударственные учебные центры.

Получение дополнительной квалификации в области менеджмента в образовании. Возможности карьерного роста для преподавателей сегодня не ограничиваются исключительно академическими должностями. Учебным заведениям приходится заниматься привлечением дополнительных источников финансирования. Для управления финансовыми потоками, подбора персонала, выполнения маркетинговых исследований и проведения рекламных исследований требуются администраторы, владеющие одновременно управленческими технологиями и современными образовательными подходами.

Реальный спектр возможностей, существующих в рамках непрерывного образования личности, не ограничивается перечисленными выше действиями. Они лишь примерно иллюстрируют возможные направления деятельности преподавателей.

Таким образом, первое и главное условие, без которого невозможно вхождение в педагогическую деятельность, - личностное принятие педагогом саморазвития как особого вида деятельности. Мы знаем, что педагог, лишенный какой-либо четкой профессиональной позиции, обречен на бесплодную деятельность. Но в современном меняющемся мире ценна даже не столько какая-то определенная профессиональная педагогическая позиция, ценен сам опыт саморазвития, само творческое отношение к своему делу. Этот опыт — опыт не только успехов, но и опыт трудностей, кризисов, проблем. Преподаватель способен выйти за пределы непрерывного потока педагогической практики и увидеть свой профессиональный труд в целом .

Психологическое благополучие педагога, удовлетворенность своей жизнедеятельностью, восходящее личностное саморазвитие, способность к позитивному функционированию проецируются в пространство педагогического взаимодействия, создавая условия для успешного формирования у учащихся базовых личностных умений. В позитивном функционировании педагога в профессии большое значение имеет адекватная оценка своих личностных ресурсов, осознание их содержательной специфики и возможных способов расширения, а также направленности личности. В направленности личности педагога интегрируются социальные и личные ценности, задавая определенный вектор и стратегию профессионально-личностного саморазвития, использования собственных ресурсов и построения профессионального поведения. По существу, направленность является мощной движущей силой профессионально-личностного развития субъекта.

Профессия педагога имеет свою специфику: он работает с Человеком, а значит, его собственная личность является мощным «рабочим инструментом». И чем совершеннее этот инструмент, тем успешнее профессиональный результат. Таким образом, именно в педагогической профессии профессионально-личностное саморазвитие - непременное условие достижения профессионализма.

Рецензенты:

Вершинин М.А., д.п.н., профессор, проректор по учебной работе ВГАФК, г. Волгоград;

Коломок О.И., д.п.н., профессор, директор Волгоградского филиала АОЧУ ВО «Московский финансово-юридический университет МФЮА», г. Волгоград.

Библиографическая ссылка

Сергеева Н.И. ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЕ САМОРАЗВИТИЕ КАК ЦЕЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РОСТА ПЕДАГОГА // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2-1.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=18933 (дата обращения: 21.12.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Профессиональный рост - это внутренняя потребность личности в развитии. Внутренний мотиватор человека, для которого в сфере его предметной деятельности открывается ресурс личной свободы. Особый смысл приобретает понятие в области педагогики. Поскольку именно профессионально состоявшийся педагог способен лучшим образом "зацепить" личностное начало ребенка, помочь ему вкусить радость от процесса развития.

Профессиональный рост - внутренняя потребность и внешняя необходимость

Существует система повышения квалификации специалиста. Отношение к ней может быть разное. Часто курсы повышения квалификации воспринимаются как внешняя необходимость, которая навязана планом, либо стандартами отрасли, либо прихотью начальства. В этом случае процесс вопринимается как внешняя необходимость. Часто случается, что время, предусмотренное для профессионального развития, становится потерянным. Иногда это время используется с удовольствием и не по назначению.

Для того чтобы процесс принес пользу, необходимо, чтобы профессиональный рост стал потребностью специалиста. И дело не только в материальном стимуле. Это, скорее, бонус, нежели цель для профессионального (в истинном смысле этого слова) развития.

Как повышение квлификации превратить в живой процесс развития?

Для того чтобы внешняя необходимость совпала с внутренней потребностью человека, должны быть выполнены несколько принципиальных условий:

  1. Важно, чтобы профессиональный рост позволил расширить границы личного опыта человека.
  2. При формировании плана повышения квалификации желательно исходить из запросов специалиста и соотносить их с интересами организации.
  3. Результаты курса повышения квлификации осуществляются в практическом применении, в форме продукта. Именно он служит основой оценки профессионального роста.

Как измерить результаты профессионального роста

В какой момент повседневной дятельности и планомерного развития можно с уверенностью сказать, что вот оно, свершилось? И возможна ли такая оценка в принципе?

Есть великий постулат личностного развития, который гласит, что человек развивается в сравнении с самим собой, на разных временных интервалах своей личной истории. По результатам прохождения курсов повышения квалификации возможно и, более того, необходимо оценить его профессиональный рост. Для этого уже существуют методы, например самоанализ деятельности. В качестве иных форм "личного зачета" можно ввести разработку методического пособия, в качестве практического применения теоретического курса, полученного в рамках повышения квалификации, - разработку экспериментального метода в интересах учреждения.

Учить учителя - значит мотивировать ученика

В педагогической среде часто наблюдается определенная профессиональная патология: всегда учить и быть правым. Это худшая форма педагогического эктремизма. Самый верный путь - оставаться живым человеком, способным постоянно учиться. И в первую очередь - у детей. Именно так. Сократовский метод никто не отменял. Принцип "допустим, ты прав" - абсолютное принятие допущения ошибки. А на следующем этапе процесса - совместный с учеником поиск пути достижения истины.

Профессиональный рост - для поиска иситинного решения совместо с учениками, а не процесс технической передачи информации с разных носителей. Результат может быть оценен по качеству мотивации учеников в процессе нахождения ответа, а не в попытке "угадать", что от него требует учитель. Профессиональный рост педагога измеряется результатами ученика. Правило известно со времен античности.

Ученик должен превзойти учителя

Профессиональный рост учителя в качестве результата проявляет себя в мотивации ученика к познанию. И если ученик спорит с преподавателем в попытке доказать, что он прав, можно - цель достигнута, и стоит порадоваться результату! Это лучший итог профессионализма учителя. Увы, в нашей традиционной школе с консервативным директором и стандартной системой далеко не каждый педагог готов это услышать и тем более принять такую позицию. Поэтому, когда встает вопрос о "современном поколении", с его способностью мышления в картинках и комиксах, вопрос следует задать учителям: "Кто они?"

Личностный и профессиональный рост в системе педагогики - основной принцип развития. Эта сфера не терпит формализма и статичности. Начинать менять общество следует с воспитания нового поколения учителей, которые способны заменить унылый монолог живым диалогом с учеником. Умение построить такого качества коммуникацию таится в способностях и степени духовной открытости педагога. Это качество присуще людям, способным к постоянному самосовершенствованию. Разрушение стандартов и гибкость - это путь Мастера.

Профессиональное самовоспитание направлено на реализацию педагогом себя как личности. Стремление к самосовершенствованию, самообразование являются важными факторами профессионального роста учителя, обеспечивающих расширит ения его творческих возможностей, познавательных интересов и формирование творческой индивидуальностиі.

Важное значение для профессионального роста учителя имеют:

1. Овладение передовым педагогическим опытом, поисковой исследовательской работой результате ознакомления с деятельностью лучших педагогов и ее анализа учитель глубже осмысливает закономерности учебно-воспитательного процесса, учится педагогически правильно воспринимать каждый поступок ребенка, находить причины конфликтов и способы их решенияня.

2. Систематическое изучение философской и психолого-педагогической литературы, законодательных актов государства об образовании, воспитания и обучения, встречи с новаторами, участие в работе методических объединений, это еминарив, конференций, педагогических чтений тощо.

3. Знакомство с педагогической прессой, радио, телевидением,. Интернетом. Они быстро реагируют на все изменения, происходящие в системе педагогического образования и учебно-воспитательном процессе, знакомят с д опытом педагогов-новаторов, научно-педагогическими новинками, материалами разнообразных встреч, конференций и т.п.. Популярными среди учителей есть газеты"Образование","Шкильнийсвит", журналы"Родная школа","Путь образования"и другие, а также зарубежные периодические психолого-педагогических изданияхні періодичні психолого-педагогічні видання.

4. Знакомство с национальной системой воспитания, олицетворяющий воспитательную мудрость украинского народа, его лучших ученых, прогрессивные традиции украинской в??семейном воспитании, воспитательное значение украински их народных обычаев, традиций, праздников, обрядев.

В процессе профессионального самовоспитания учитель должен почувствовать свободу самовыражения. Учительскую деятельность нельзя регламентировать и втиснуть в рамки инструкций. Только за утверждение профессиональной свободы возм лива эффективная организация процесса профессионального роста учителя, что является своеобразным поиском своего пути, обретения собственного"голоса", собственного"почерка"Педагог, обладающий свободой самовыражения, умеет к еруваты собственным развитием, может направить свои творческие силы на поиск новых путей обучения и воспитания ученикичання і виховання учнів.

Учителю необходимо знать свои сильные и слабые стороны, постоянно формировать в себе внутренний стержень личностного роста, которое является непременным условием достижения профессионализма (рис 41)

Становление педагога как профессионала и субъекта продуктивной деятельности - это процесс приближения к идеалам культуры, вершин профессионализма, творческой самореализации. Ученые подчеркивают неравномерности этапов и ступеней профессионального становления личности, обозначая ее как индивидуальную траекторию профессионального роста, профессиональной карьеру.

. Профессиональная карьера - последовательность профессиональных ролей, статусов и видов деятельности в жизни человека, ее продвижение ступенями (службе) производственной, социальной, административной или иной иерархии

Существуют два вида профессиональной карьеры: личностно карьера - восхождение человека к высотам профессионализма, качества результатов труда, самореализация в профессиональной деятельности и получения на этой основе признания ния людьми; должностное карьера - продвижение по службе

Каждый педагог выстраивает свою карьеру, исходя из личностных особенностей, ценностных установок, умений. Успешность карьеры во многом зависит от того, насколько правильно сделан профессиональный выбо ир, насколько удачным было профессиональное самоопределениея.

Американский специалист по управлению. Майкл. Драйвер выделяет следующие виды карьеры:

1. Линейная карьера. Человек с самого начала трудовой деятельности выбирает определенную отрасль и настойчиво, шаг за шагом на протяжении всей жизни поднимается иерархической лестнице (например, учитель - еривник методического объединения - директор школы - инспектор районо и т до і т. д.).

2 стабильных карьера. Педагог, для которого характерна стабильная конфигурация карьеры, еще в молодости выбирает сферу своей деятельности и до конца трудовой жизни остается в ней. Он повышает свою майстернис во, но не стремится продвижения иерархической лестниценою.

3. Спиральная карьера. Такая карьера характерна для людей, которые с энтузиазмом работают 5-7 лет, а затем теряют интерес к педагогической работе, переходят на другую и все начинают сначала

4. Кратковременная карьера. Человек часто меняет одну работу на другую. Случайно и временно достигает незначительных повышений. Как правило, это неквалифицированные, часто недисциплинированные работники

5. Платообразные карьера. Если человек успешно справляется со своими обязанностями, считается достойной повышения. Однако после нескольких повышений она достигает уровня, что является пределом ее компетентности. На этом ров вни она остается до выхода на пенсиинсію.

6. Карьера, что снижается (нисходящая). Человек успешно начинает свою профессиональную деятельность и несколько раз уходит на повышение. Однако из-за непредвиденных обстоятельств (болезнь, злоупотребление алкоголем и др.) снижает уеться качественный уровень ее работоспособности, вызывает возврат до самого низкого уровня карьерєри.

Профессиональная личностная карьера является составной жизненной стратегии педагога. Она заслуженная, если основывается на личностном росте, предметном и успешному самосовершенствовании, связана с упорным трудом, достижением реальных результатов, отношением педагога к ней как к жизненного призвания. Хорошо, если она сопровождается и должностным карьерой. Однако не все педагоги стремятся должностного повышенной ния. Некоторые считают, что повышение приводит к административной занятости, вытеснение профессионального содержания деятельности, поэтому занимаются одним и тем же 25 - 40 лет их карьера тоже успешная, ибо содержание вна, наполнена духовностью, сопровождается ростом общественного признания, уважением, наградами, любовью воспитанникианців.

Итак, профессиональная карьера - это прежде всего движение. А движение не может быть без цели, направления на достижение жизненного и профессионального успеха, привлекательной личностной профессиональной перспективы

Профессиональная деятельность непременно сопровождается изменениями в структуре личности педагога: происходит усиление и интенсивное развитие качеств, способствующих успешному осуществлению деятельности, а также п подавляются и даже разрушаются структуры, не участвующих в этом процессе. Положительное влияние профессии на личность учителя проявляется в формировании профессионального самосознания, педагогической спрям ованости, педагогического мышления, в развитии профессионально важных качеств, овладении педагогическим опытом и т.д.. Однако влияние профессии на личность может иметь некоторые негативные проявления, например резкое за гострення нежелательных личностных качеств,"огрубление"и вынесения наружу стереотипов поведения, мышления, общения. Все это влечет осложнения во взаимодействии с другими людьми и делает поведение таких людей неадекватной ситуации. Речь идет о профессиональной деформации личностиії особистості.

. Профессиональные деформации (лат de forma - искажают, искажаю) - деструктивные изменения личности в процессе профессиональной деятельности

Итак, профессиональное развитие - это не только рост и совершенствование, но и разрушение и профессиональные деструкции, которые характеризуются как изменения психологической структуры личности в процессе педагогической деятельности.

Профессиональные деформации имеют следующие признаки: - авторитарность (франц autoritaire - властный), которая проявляется в централизации всего учебно-воспитательного процесса, использовании обучающего стиля общения;; доминантность, консерватизм, догматизм;

Эмоциональная индифферентность (лат indifferens - безразличный), которая характеризуется эмоциональной сухостью и безразличием к ученикам;

Экспансионизм (лат expansio - расширение), что проявляется в преувеличении значения дисциплины;

Поведенческий трансфер (лат transfero - переношу, перемещает), который реализуется в проявлении признаков ролевого поведения, характерной для учащихся;

Самоуверенность, прямолинейность, низкая критичность мышления;

Отсутствие коммуникативной гибкости;

Ориентация на социальное одобрение и др.. Профессиональные деформации мешают учителю в работе

с учениками. Особенно чувствительны к ним трудновоспитуемые ученики. Именно они преимущественно попадают под"горячую руку"педагога и выслушивают бесконечные нотации. Они стремятся к самостоятельности, а педагогу кажется, что лучше их предостерегать от плохого поступка, соблазнов. Так увеличивается пропасть непонимания, неприятия позиций друг друга, назревает конфликтахріває конфлікт.

сенситивный (благоприятным) периодом для возникновения профессиональных деформаций является профессиональный кризис

. Профессиональная кризис - глубокая неудовлетворенность от своей деятельности, н результатов, чувство собственной несостоятельности, неспособности к самореализации, несоответствие замыслов, возможностей полученным результата а.

Изменения поведения во время профессионального кризиса является ответом на сложность задач, решение которых вызывает поведенческие реакции, которые закрепляются, превращаются в стереотипы, обостряют определенные особист тесные каче.

В педагогической деятельности учителя выделяют такие типы профессиональных кризисов:

1) кризис адаптации к профессии, которую переживает каждый четвертый учитель в начале профессионального пути (24 - 25 лет);

2) кризис рутины работы, задевает учителей, работающих в школе 10-15 лет (32-33 года);

3) кризис учителя с высоким опытом работы (42 - 43 года)

Кризисы наступают чаще при переходе от одной стадии профессионального становления к другой. Оние закономерным явлением и предстают как резкие изменения вектора профессионального развития личности педагога: или приводят к личностной и профессиональной дезадаптации, или обусловливают переход на более высокий уровень о офесионализм.

Конструктивный вариант решения кризисной ситуации предполагает выработку учителем новой стратегии жизни, профессиональной деятельности, переосмысления, ревизию и коррекцию им своей личностно-профессиональной позиции, принятия действительности такой, какая она есть, открытие в себе новых возможностей для самореализации, повышения профессиональной квалификации.

распространенным средством профилактики этого явления является непрерывное психолого-педагогическое образование учителя, повышение его квалификации. Знания, полученные во время обучения, быстро устаревают. В зарубежной лите ератури фигурирует даже единица устарелости знаний специалиста - т н период полураспада компетентности. В этом случае этот термин, заимствованный из ядерной физики, означает продолжительность времени после окончания высшего го учебного заведения, когда вследствие устарелости приобретенных знаний компетентность специалиста снижается на 50а 50%.

Самообразование способствует формированию индивидуального стиля педагогической деятельности, помогает в осмыслении педагогического опыта и собственной самостоятельной работы, является средством самопознания и самосовершенствования, путем м педагогического развития.

Одним из современных методов профессионального самосовершенствования является метод «портфолио» - описание работы с анализом ее эффективности, наиболее удачные методические разработки, примеры творческих работ учащихся и т.д.. Он может мес стить также документы, которые фиксируют профессиональное развитие (дипломы, грамоты, благодарности, характеристики и др.), научные, творческие работы, собственные статьи, статьи известных ученых, освещающих особенности той проблемы, над которой работает владелец портфолио, психологические исследования, конспекты уроков, воспитательных мероприятий. Метод"портфолио"помогает учителю не только систематизировать педагогический опыт, накоп ные знания, но и дать объективную оценку собственной профессиональному уровню. Материалы портфолио можно упорядочить по направлениям педагогической деятельности, интересами, избранной научной проблемой, годами работы т ощо. Основой работы над портфолио отображения профессионального пути, взглядов и планов учителейпоглядів і планів учителя.

Для того чтобы приблизить свой реальный образ к идеалу, нужно уметь управлять собственным развитием. Прежде всего это означает умение взять на себя ответственность за собственную жизнь и профессиональную деятельность, избирательный строить такую??профессиональную образовательную стратегию, которая бы учитывала индивидуальные особенности, возможности, запросы, удовлетворяла потребность в образовании, повышении квалификации в выбранной сфере, интеллектуальном, ф изичному, духовному развитию. А это все предполагает овладение навыками самоорганизации и саморегуляции. В самоорганизации оказывается психологическая готовность к педагогической деятельности, в саморегуляции - сознательное управление своим поведением, психикой, энергетическим потенциалом, контроль над эмоциями, сохранение способности критически мыслить и решать сложные проблемеми.

Итак, основными путями профессионального развития является профессиональное обучение, развитие карьеры и самообразование педагога. Профессиональное развитие ведет к принципиально нового способа жизнедеятельности учителя - творческой сам мореализации в профессии, которая дает возможность проявить свои индивидуальные и профессиональные возможности короткая формула профессиональной деятельности педагога - постоянный труд, творчество, гармония знаний, чувств и эт единкки.

Сокровищница мыслей

Высшее добро, которое может осуществить человек - это усовершенствовать свои возможности, чтобы быть способной служить человечеству

Сильным, опытным становится педагог, который умеет анализировать свой труд

В. Сухомлинский

Педагог должен быть сам воспитанным и образованным человеком. Поэтому подготовка педагога начинается с его собственного воспитания и образования

П. Блонский

Не надо ценить себя выше своих способностей и не надо себя принижать

И. В. Гете

Жизнь ничего не дарит без тяжелого труда и волнений

Безумный тот, кто, не умея управлять собой, хочет управлять другими

Публий. Сир

Моя личность - не готова реальность, я творю свою личность, творю ее тогда, когда узнаю себя

М. Бердяев

первое и самое важное в жизни - это попытка овладеть самим собой

М.М.Поташник УПРАВЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ РОСТОМ УЧИТЕЛЯ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ

Поскольку рассматриваемое понятие многосложно, мы раскроем его в формулировках нескольких ученых, которые не противоречат, а дополняют друг друга.

Профессиональный рост учителя - это цель и процесс приобретения педагогом знаний, умений, способов деятельности, позволяющих ему не любым, а именно оптимальным образом реализовать своё предназначение, решить стоящие перед ним задачи по обучению, воспитанию, развитию , социализации и сохранению здоровья школьников.

В этом (нашем) определении обращаем внимание на Оптимальность реализации педагогических задач для учителя - профессионала (мастера), что означает три эквивалентных характеристики:

- оптимальный - наилучший не вообще, а для конкретных условий;

Оптимальный наилучший с точки зрения заранее заданных критериев;

оптимальный - наилучший из нескольких возможных вариантов.

В конечном счете, оптимальность профессионального означает получение максимально возможных для конкретных условий результатов этого роста при минимально Необходимых расходах времени, сил, средств и др.

Профессиональный рост учителя - это самостоятельное и/или кем-то управляемое на рациональном (осознанном) и/или интуитивном уровнях «нарастание» разнообразия стереотипов, социальных установок, знаний, уме, способов деятельности, необходимых для решения педагогических задач и ситуаций.

В этом определении члена-корреспондента РАО, профессора А.В. Мудрика под стереотипом подразумевается общепринятый образец, которому следуют, и потому профессиональность, профессионализм включают, прежде всего, высокую качественную оценку возможностей педагога.

Профессиональный рост учителя - это, с одной стороны, спонтанное, с другой, - целенаправленное, всегда авторско-личностное самостроение учителя себя самого как профессионала из:

- внутренних качеств: генетически заданных педагогических задатков, природной телесности (внешний облик, состояние здоровья), темперамента, этнической принадлежности, характера, интересов, убеждений, мировоззрения, исповедуемых ценностей;

- внешних источников путем выбора из предлагаемого или навязываемого руководством школы, завучами, методистами: научных знаний, педагогического опыта, достояний культуры и др.

Это определение кандидата педагогических наук М.В. Левита дополняем комментарием: профессиональный рост учителя - это основанные на знании своих возможностей и потребностей выбор, переработка и обретение новых педагогических знаний и умений, превращающихся со временем в устойчивые личностные свойства (качества) учителя как профессионала.

Профессиональный рост - это неустранимое стремление учителя к самосовершенствованию, в основе которого лежит природная потребность в творчестве в работе с детьми (определение дано Е.А. Ямбургом).

Профессиональный рост учителя - это процесс, и тут важно помнить о том, что этот процесс никогда незавершим подобно принципу незавершимости воспитания. *

Рассмотрим теперь понятия «профессиональный рост» и «профессионально-личностный рост учителя.

* См. об этом: А.В. Мудрик. Социальная педагогика. - М., 2000. -

В педагогической литературе есть несколько подходов к толкованию названных понятий. И все они имеют свои резоны.

Некоторые психологи полагают необходимым и достаточным использование понятия «личностный рост человека*, что, по их мнению, включает в себя и такую, с их точки зрения, частность, как его профессиональные качества и их развитие (рост). Для них «личность» - это наиболее фундаментальное и обобщающее понятие, включающее в себя практически все, что есть в человеке, все, Чем его можно охарактеризовать.

Другие полагают, что личностные характеристики заданы на уровне биологического и в какой-то степени социального наследования, они неизменны, а профессиональные характеристики приобретаются и могут существовать сами по себе (как бы независимо от личностных) и на личностные не влияют.

Мы полагаем, что профессиональный и личностный рост Педагога тесно взаимосвязаны и влияют друг на друга, могут усиливать или тормозить друг друга, помогать или мешать друг другу.

Рассмотрим это подробнее. Каждый учитель обладает тем

Или иным интеллектом, типом мышления, темпераментом, характером, физическими данными, харизмой, обаянием (или их отсутствием), обладает музыкальным слухом и голосом (или не обладает), владеет искусством

стихохосложения (или оно отсутствует), разной степенью развитости чувства юмора, артистическими умениями и т.д.,

К т.п. Все названные и неназванные личностныё качества

Могут оказать и оказывают очень сильное влияние на профессиональную деятельность учителя, и вряд ли кто-то с

этим будет спорить.

Профессиональные качества педагога, такие как знание ребенка, его учебных возможностей, владение наукой, лежащей в основе учебного предмета, и методикой

Преподавания, умение организовывать походы с детьми,

Проводить классные часы, готовить с детьми школьные

вечера и праздники, работать с компьютером, пользоваться Интернетом, банком цифровых образовательных ресурсов и др. приобретаются, существуют и, главное, реализуются не неким абстрактным, одинаковым для всех механизмом, а конкретным человеком, уже обладающим определенным набором личностных качеств, и потому - профессиональное и личностное в учителе существует в тесном переплетении, взаимосвязи и взаимодействии. Вот почему мы считаем применительно к учителю и точнее, и корректнее говорить о профессионально-личностных качествах, о профессионально-личностном росте, как о положительных изменениях или как о развитии этих качеств. В рассмотренном нами аспекте становится понятным, что термины «профессиональный» и «профессионально-личностный» рост для нас являются синонимичными, а в книге мы используем словосочетание «профессиональный роста исключительно ради краткости.

Профессиональный рост учителя осуществляется двумя путями:

- посредством самообразования , что специально будет рассмотрено в главе II

- за счет осознанного, обязательно добровольного участия учителя в организованных школой или методцентром мероприятиях, которые мы объединяем совокупным названием (методическая работа .

Оба пути неразрывно связаны: учитель сам выбирает содержание, формы, методы из предлагаемой ему кем-то методической работы, и потому последняя приобретает характер самообразования; с другой стороны, как бы учитель сам ни заботился о своем профессиональном росте, сколько бы ни думал о нем, как бы тщательно сам ни проектировал его, он же не может подобно шелкопряду бесконечно вытягивать только из самого себя «нитку» знаний, умений, идей и пр. Наверняка он воспользуется внешними источниками, которые ему предложат школа, завучи, коллеги, методцентр и др., всем тем, что мы называем методической работой.