Внимание как познавательный процесс. Определение Виды внимания Произвольное внимание Функции внимания Формы внимания Свойства внимания Цитата Павлова Приложения Непроизвольное внимание Послепроизвольное. Презентация по психологии на тему внимание

Урок № 7 Урок № 7 Тема урока: Тема урока: Внимание как психический Внимание как психический познавательный процесс познавательный процесс

 "Внимание есть именно та дверь, через которую проходит все, что только входит в душу человека из внешнего мира"  (К.Д. Ушинский)

План  1. Понятие внимания.  2. Физиологическая основа внимания  3. Основные виды внимания.  4. Основные свойства внимания.

Актуальность Актуальность Внимание – это важнейший динамический показатель всех психических процессов. Оно – необходимое условие выполнения любой деятельности. Внимание делает все наши психические процессы полноценными. Только внимание даёт возможность воспринимать окружающий нас мир.

Исследования внимания: Великие учёные выдвинули множество теорий Ухтомский А.А Бродбент Д.Е Павлов И.П. Ланге Н.Н., Узнадзе Д.Н Лурия А.Р Выготский Л.С Рубинштейн Леонтьев А.Н.

Теории внимания Теории внимания Н.Н.Ланге выделил основные подходы к проблеме внимания: результат как результат двигательного ограниченности 1.Внимание приспособления. 2.Внимание как объёма сознания. 3.Внимание как результат эмоции. 4.Внимание как результат апперцепции. 5.Внимание как особая активная способность духа. 6.Внимание раздражителя. 7.Теория нервного подавления как усиление нервного Н.Н.Ланге

Внимание в рамках Внимание в рамках деятельностного подхода деятельностного подхода.. Л.С.Выготский Л.С.Выготский рассматривал внимание, как и другие психические функции, в двух формах – как природное внимание и как продукт культурного развития, то есть высшую психическую функцию. Определение произвольного внимания, данное Л.С.Выготским – обращенный внутрь процесс опосредованного внимания, подчиненный общим законам культурного развития. Более поздняя традиция в отечественных психологических исследованиях внимания – это рассмотрение внимания как внутренней деятельности.

Внимание в концепции Внимание в концепции установки Д.Н.Узнадзе установки Д.Н.Узнадзе.. Оригинальным является подход к изучению внимания в концепции установки Д.Н.Узнадзе, раскрывающей закономерности развития и функционирования психики в процессе целенаправленной активности субъекта. Определение внимания, данное Д.Н.Узнадзе: это процесс объективации, при котором из круга наших первичных восприятий выделяется какое­нибудь из них, становясь наиболее ясным из актуальных содержаний нашего сознания. Д.Н.Узнадзе

Понятие внимания.. Внимание – это направленность и сосредоточенность психической деятельности на определенном объекте при одновременном отключении от других. Внимание – это сквозной психический процесс, состоящий в избирательной направленности психической деятельности на объект

Функции внимания Функции внимания

Физиологическая основа Физиологическая основа внимания внимания Доминанта является физиологической основой внимания. Феномен доминанты – то есть принципиальное нарушения равновесия в нервной системе, при котором господствующий очаг возбуждения разгорается, привлекая воны возбуждения из разных источников А.А.Ухтомский.. Ориентировочный рефлекс И.П. Павлов назвал рефлексом “что такое?”

1. Что такое внимание Внимание - это направленность и сосредоточенность сознания на каком-либо объекте или деятельности при отвлечении от всего остального.

2. Виды внимания В зависимости от наличия сознательного выбора направления и регуляции выделяют произвольное, непроизвольное и послепроизвольное внимание.

2. Произвольное внимание – возникает, если в деятельности человек ставит перед собой определённую задачу и вырабатывает программу действий(внимание с участием воли). Указания со стороны, собственная инструкция, намерение (в виде внутренней речи) создают возможность произвольного внимания, которое играет огромную роль в жизни человека. Ведь далеко не все, что необходимо делать человеку, представляет для него непосредственный интерес. v Условия поддержания произвольного внимания Осознание долга и обязанности в выполнении данной деятельности Большое значение имеет осознание важности, общественной значимости цели деятельности. v Благоприятные условия для деятельности, т. е. исключение отрицательно действующих посторонних раздражителей (телевизионные передачи, интересный рассказ, читаемый по радио, громкая музыка, шум). v v v Привычные условия работы Возникновение затруднений Возникновение косвенных интересов Сама деятельность, которую выполняет индивид, может и не вызывать непосредственного интереса, но у него существует устойчивый интерес к результату деятельности. v Отчетливое понимание конкретной задачи выполняемой деятельности.

3. Послепроизвольное внимание возникает на основе произвольного внимания, после него. Если в деятельности интересным и значимым для личности становится содержание и сам процесс деятельности, а не только результат, возникает послепроизвольное внимание. Деятельность так захватывает человека, что для поддержания внимания уже не требуется волевых усилий.

3. Свойства внимания 1. Устойчивость внимания 2. Сосредоточенность (концентрация внимания) 3. Переключаемость 4. Распределение внимания 5. Объём внимания Прежде всего, внимание характеризуется тем, насколько оно сильно, напряжённо, насколько сконцентрировано на объекте, насколько человеку удаётся отвлечься от посторонних раздражителей. Соответствующее свойство называют сосредоточенностью внимания. Но ведь важно не только это. Важно и то, как долго человек может поддерживать внимание, т. е. устойчивость внимания. Важно оценить внимание и с точки зрения его широты - насколько широко охватывает оно предметы и явления. Соответственно различают такие два свойства внимания, как его объём и распределение. И наконец, важно знать, насколько гибко внимание, как быстро оно может переключаться с одного объекта на другой.

1. Устойчивость внимания – способность в течение длительного 2. Сосредоточенность внимания проявляется в различиях, которые 3. Переключаемость – перевод внимания с одного объекта. времени сохранять состояние внимания на каком-либо объекте, предмете или деятельности (временная характеристика). Устойчивость внимания сохраняется в активной и разнообразной практической деятельности с предметом, в активной умственной деятельности. Устойчивое внимание сохраняется в такой деятельности, которая дает положительные результаты, особенно после преодоления трудностей, что вызывает положительные эмоции. имеются в степени концентрированности внимания на одних объектах и при отвлечении от всего остального. Сосредоточенность внимания обычно связана с глубоким, действенным интересом к деятельности, какому-нибудь событию или факту. Если человек полностью поглощён делом, не отвлекается ни на минуту, не замечает, как течет время, не реагирует на телефонные звонки, его можно окликнуть, позвать обедать - он не отвечает, а порой даже и не слышит. В этом случае говорят о большой силе его сосредоточенного внимания. на другой или с одной деятельности на другую в связи с постановкой новой задачи. В переключении внимания ярко проявляются индивидуальные особенности человека - некоторые люди могут быстро переходить от одной деятельности к другой, а другие - медленно и с трудом. Переключение внимания всегда сопровождается некоторым нервным напряжением, которое выражается в волевом усилии

4. Распределение внимания – способность рассредоточить внимание на значительном пространстве и параллельно выполнять несколько видов деятельности (слушать и писать, писать и говорить). При каких условиях две работы могут успешно выполняться в одно и то же время? Только в том случае, если обе деятельности или, по крайней мере, одна из них настолько освоена, привычна, легка, что не требует сосредоточенного внимания, выполняется человеком очень свободно, лишь незначительно контролируется и регулируется им. В центре внимания человека только одна основная деятельность, другая же занимает относительно малую часть внимания, она находится не в центре внимания, а на его периферии. 5. Объём внимания – количество информации, которое способно одновременно находиться в сфере повышенного внимания. Указание на одномоментность здесь важно, потому что наше внимание обычно может очень быстро переходить от одного объекта к другому, что создает иллюзию большого объема внимания. Важно уметь, объединять предметы в одно целое, воспринимать их целыми комплексами.

4. Функции внимания Внимание в жизни и деятельности человека выполняет много различных функций. Оно активизирует нужные и тормозит ненужные в данный момент психологические и физиологические процессы, способствует организованному и целенаправленному отбору поступающей в организм информации в соответствии с его актуальными потребностями, обеспечивает избирательную и длительную сосредоточенность психической активности на одном и том же объекте или виде деятельности.

С вниманием связаны направленность и избирательность познавательных процессов. Их настройка непосредственно зависит от того, что в данный момент времени представляется наиболее важным для организма, для реализации интересов личности. Вниманием определяется точность и детализация восприятия, прочность и избирательность памяти, направленность и продуктивность мыслительной деятельности - словом, качество и результаты функционирования всей познавательной активности. Для перцептивных процессов внимание является своеобразным усилителем, позволяющим различать детали изображений. Для человеческой памяти внимание выступает как фактор, способный удерживать нужную информацию в кратковременной и оперативной памяти, как обязательное условие перевода запоминаемого материала в хранилища долговременной памяти. Для мышления внимание выступает как обязательный фактор правильного понимания и решения задачи. В системе межчеловеческих отношений внимание способствует лучшему взаимопониманию, адаптации людей друг к другу, предупреждению и своевременному разрешению межличностных конфликтов. О внимательном человеке говорят как о приятном собеседнике, тактичном и деликатном партнёре по общению. Внимательный человек лучше и успешнее обучается, большего достигает в жизни, чем недостаточно внимательный.






Вид внимания, при котором отсутствует сознательный выбор направления и регуляции. Оно устанавливается и поддерживается независимо от сознательного намерения человека. В основе него лежат неосознаваемые установки человека. Возникновение непроизвольного внимания может быть вызвано особенностью воздействующего раздражителя, а также обусловливаться соответствием этих раздражителей прошлому опыту или психическому состоянию человека.


O Неожиданность раздражителя. o Относительная сила раздражителя. o Новизна раздражителя. o Движущиеся предметы.(Т. Рибо выделил именно этот фактор, считая, что в результате целенаправленной активизации движений происходит концентрация и усиление внимания на предмете.)Т. Рибо o Контрастность предметов или явлений. o Внутреннее состояние человека.


Физиологическим механизмом произвольного внимания служит очаг оптимального возбуждения в коре мозга, поддерживаемый сигналами, идущими от второй сигнальной системы. Психологической особенностью произвольного внимания является сопровождение его переживанием большего или меньшего волевого усилия, напряжения, причем длительное поддерживание произвольного внимания вызывает утомление, зачастую даже большее, чем физическое напряжение.второй сигнальной системы волевого усилия




Вид внимания, при котором в наличии сознательный выбор объекта внимания, но отсутствует напряжение, характерное для произвольного внимания. Связано с образованием новой установки, связанной в большей мере с актуальной деятельностью, нежели с предшествующим опытом человека.




O внешнее внимание (сенсорно-перцептивное) обращено на объекты внешнего мира. Необходимое условие познания и преобразования внешнего мира o внутреннее внимание (интеллектуальное) обращено на объекты субъективного мира человека. Необходимое условие самопознания и самовоспитания o моторное внимание.


O Концентрация удержание внимания на каком-либо объекте. Такое удержание означает выделение «объекта» в качестве некоторой определённости, фигуры, из общего фона. o Объём это количество объектов, которые охватываются вниманием, одномоментной, одновременно. Объём внимания обычно колеблется у взрослых в пределах от 4 до 6 объектов, у школьников (в зависимости от возраста) от 2 до 5 объектов. Человек с большим объёмом внимания может заметить больше предметов, явлений, событий. o Устойчивость Наиболее существенным условием устойчивости внимания является возможность раскрывать в том предмете, на который оно направлено, новые стороны и связи. o Переключаемость–сознательное и осмысленное, преднамеренное и целенаправленное, обусловленное постановкой новой цели, изменение направления сознания с одного предмета на другой. o Распределение–способность выдерживать в центре внимания несколько разнородных объектов или субъектов.

1 слайд

2 слайд

1. Что такое внимание Внимание - это направленность и сосредоточенность сознания на каком-либо объекте или деятельности при отвлечении от всего остального.

3 слайд

2.Виды внимания В зависимости от наличия сознательного выбора направления и регуляции выделяют произвольное, непроизвольное и послепроизвольное внимание.

5 слайд

2. Произвольное внимание – возникает, если в деятельности человек ставит перед собой определённую задачу и вырабатывает программу действий(внимание с участием воли). Указания со стороны, собственная инструкция, намерение (в виде внутренней речи) создают возможность произвольного внимания, которое играет огромную роль в жизни человека. Ведь далеко не все, что необходимо делать человеку, представляет для него непосредственный интерес. Условия поддержания произвольного внимания Осознание долга и обязанности в выполнении данной деятельности Большое значение имеет осознание важности, общественной значимости цели деятельности. Благоприятные условия для деятельности, т. е. исключение отрицательно действующих посторонних раздражителей (телевизионные передачи, интересный рассказ, читаемый по радио, громкая музыка, шум). Привычные условия работы Возникновение затруднений Возникновение косвенных интересов Сама деятельность, которую выполняет индивид, может и не вызывать непосредственного интереса, но у него существует устойчивый интерес к результату деятельности. Отчетливое понимание конкретной задачи выполняемой деятельности.

6 слайд

3.Послепроизвольное внимание возникает на основе произвольного внимания, после него. Если в деятельности интересным и значимым для личности становится содержание и сам процесс деятельности, а не только результат, возникает послепроизвольное внимание. Деятельность так захватывает человека, что для поддержания внимания уже не требуется волевых усилий.

7 слайд

3.Свойства внимания 1. Устойчивость внимания 2. Сосредоточенность (концентрация внимания) 3. Переключаемость 4. Распределение внимания 5. Объём внимания Прежде всего, внимание характеризуется тем, насколько оно сильно, напряжённо, насколько сконцентрировано на объекте, насколько человеку удаётся отвлечься от посторонних раздражителей. Соответствующее свойство называют сосредоточенностью внимания. Но ведь важно не только это. Важно и то, как долго человек может поддерживать внимание, т. е. устойчивость внимания. Важно оценить внимание и с точки зрения его широты - насколько широко охватывает оно предметы и явления. Соответственно различают такие два свойства внимания, как его объём и распределение. И наконец, важно знать, насколько гибко внимание, как быстро оно может переключаться с одного объекта на другой.

8 слайд

1. Устойчивость внимания – способность в течение длительного времени сохранять состояние внимания на каком-либо объекте, предмете или деятельности (временная характеристика). Устойчивость внимания сохраняется в активной и разнообразной практической деятельности с предметом, в активной умственной деятельности. Устойчивое внимание сохраняется в такой деятельности, которая дает положительные результаты, особенно после преодоления трудностей, что вызывает положительные эмоции. 2. Сосредоточенность внимания проявляется в различиях, которые имеются в степени концентрированности внимания на одних объектах и при отвлечении от всего остального. Сосредоточенность внимания обычно связана с глубоким, действенным интересом к деятельности, какому-нибудь событию или факту. Если человек полностью поглощён делом, не отвлекается ни на минуту, не замечает, как течет время, не реагирует на телефонные звонки, его можно окликнуть, позвать обедать - он не отвечает, а порой даже и не слышит. В этом случае говорят о большой силе его сосредоточенного внимания. 3. Переключаемость – перевод внимания с одного объекта на другой или с одной деятельности на другую в связи с постановкой новой задачи. В переключении внимания ярко проявляются индивидуальные особенности человека - некоторые люди могут быстро переходить от одной деятельности к другой, а другие - медленно и с трудом. Переключение внимания всегда сопровождается некоторым нервным напряжением, которое выражается в волевом усилии.

9 слайд

4. Распределение внимания – способность рассредоточить внимание на значительном пространстве и параллельно выполнять несколько видов деятельности (слушать и писать, писать и говорить). При каких условиях две работы могут успешно выполняться в одно и то же время? Только в том случае, если обе деятельности или, по крайней мере, одна из них настолько освоена, привычна, легка, что не требует сосредоточенного внимания, выполняется человеком очень свободно, лишь незначительно контролируется и регулируется им. В центре внимания человека только одна основная деятельность, другая же занимает относительно малую часть внимания, она находится не в центре внимания, а на его периферии. 5. Объём внимания – количество информации, которое способно одновременно находиться в сфере повышенного внимания. Указание на одномоментность здесь важно, потому что наше внимание обычно может очень быстро переходить от одного объекта к другому, что создает иллюзию большого объема внимания. Важно уметь, объединять предметы в одно целое, воспринимать их целыми комплексами.

10 слайд

4. Функции внимания Внимание в жизни и деятельности человека выполняет много различных функций. Оно активизирует нужные и тормозит ненужные в данный момент психологические и физиологические процессы, способствует организованному и целенаправленному отбору поступающей в организм информации в соответствии с его актуальными потребностями, обеспечивает избирательную и длительную сосредоточенность психической активности на одном и том же объекте или виде деятельности.

11 слайд

С вниманием связаны направленность и избирательность познавательных процессов. Их настройка непосредственно зависит от того, что в данный момент времени представляется наиболее важным для организма, для реализации интересов личности. Вниманием определяется точность и детализация восприятия, прочность и избирательность памяти, направленность и продуктивность мыслительной деятельности - словом, качество и результаты функционирования всей познавательной активности. Для перцептивных процессов внимание является своеобразным усилителем, позволяющим различать детали изображений. Для человеческой памяти внимание выступает как фактор, способный удерживать нужную информацию в кратковременной и оперативной памяти, как обязательное условие перевода запоминаемого материала в хранилища долговременной памяти. Для мышления внимание выступает как обязательный фактор правильного понимания и решения задачи. В системе межчеловеческих отношений внимание способствует лучшему взаимопониманию, адаптации людей друг к другу, предупреждению и своевременному разрешению межличностных конфликтов. О внимательном человеке говорят как о приятном собеседнике, тактичном и деликатном партнёре по общению. Внимательный человек лучше и успешнее обучается, большего достигает в жизни, чем недостаточно внимательный.

12 слайд

Литература: 1. Крутецкий В.А. Психология: Учебник для учащихся пед. училищ.- М.: Просвещение, 1980. 2. Немов Р.С. ПСИХОЛОГИЯ Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений. - М.: Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 2002. 3. Лекции по психологии в педколледже.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Формы и методы развития когнитивных функций Презентацию подготовила учитель математики ГБС(К)ОУ школа № 26 СТОЯНОВСКАЯ ЛЮДМИЛА ИВАНОВНА Prezentacii.com

Внимательность - это свойство, рвение или желание всё услышать, узнать и усвоить. Внимание есть сосредоточенность на чем-либо. В. Даль

ЗАДАНИЯ НА ВНИМАТЕЛЬНОСТЬ Распределение цифр в определенном порядке. (концентрация внимания) В левой таблице расположены 25 цифр от 1 до 40. Нужно переписать их в порядке возрастания в пустую таблицу справа, начиная ее заполнение с верхнего левого квадрата.

Таблицы, с помощью которых можно тренировать внимание. Для этого надо сделать из плотной бумаги или картона 6 карточек с разными таблицами и ежедневно работать с ними (можно перед началом уроков и перед выполнением домашнего задания). В таблице необходимо отыскать все числа по порядку от 1 до 25. При этом фиксировать время, затраченное на поиск. Постепенно время должно сокращаться. Если ученик добился результата за 30 – 35 сек, то можно считать, что он развил внимание, но если оно резко меняется от таблицы к таблице, то у него неустойчивое внимание и его нужно укреплять.

Упражнение "Найди слова". На доске написаны слова, в каждом из которых нужно отыскать другое, спрятавшееся в нем, слово. Например: волк, столб, коса, смех, полк, зубр, удочка, мель, набор, укол, дорога, олень, пирожок, китель. Prezentacii.com

Методика Мюнстерберга (и ее модификации). А. В бессмысленный набор букв вставляются слова (чаще - существительные, но могут быть глаголы, прилагательные, наречия). Требуется отыскать их как можно быстрее и без ошибок. ЯФОУФСНКОТПХЬАБЦРИГЪМЩЮСАЭЕМЯЧ ЛОЬИРЪГНЖРЛРАКГДЗПМЫЛОАКМНПРСТУР ФРШУБАТВВКДИЖСЯИУМАМАЦПЧУЪЩМОЖ БРПТЯЭЦБУРАНСГЛКЮГБЕИОГШКАФСПТУЧА ОСМЕТЛАОУЖЫЪЕЛАВТОБУСИОХПСДЯЗВЖ

Методика Мюнстерберга (и ее модификации). Б. В этой таблице спрятаны 10 названий животных. Найди их.

Упражнение "Найди отличие ". (развитие навыка переключения внимания) Все ребята с удовольствием любят рассматривать картинки. Можно сочетать полезное с приятным. Предложите ученику взглянуть на картинки, где, например, изображены два гнома (или два котенка, или две рыбки). На первый взгляд они совсем одинаковые. Но, всмотревшись внимательнее, можно увидеть, что это не так. Пусть ученик постарается обнаружить различия. Можно еще подобрать несколько картинок с нелепым содержанием и попросить найти несоответствия.

Упражнение "Найди ошибку". В некоторых примерах допущены ошибки. Найти их, затратив на работу 3 -4 мин. Для младших школьников: Для старших школьников задания конечно, надо подобрать посложнее, например:

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Коррекционно-развивающие задания, способствующие активизации познавательной деятельности и развитию внимания на уроках математики в специальной (коррекционной) школе VIII вида"

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики – это система педагогических воздействий учителя, направленная на формирование у всех учеников способности к усвоению новых знаний...

программа " развитие внимания младшего школьника"

Занятие 1. “Давайте познакомимся”Цель занятия:создание атмосферы психологического комфорта в группе, снятие напряженности, знакомство ведущего с детьми. Вступление. Научить ритуалу приветствияв...

Система занятий по развитию внимания младших подростков на уроках физической культуры

Уже несколько лет, с целью развития произвольного внимания школьников, в вариативную часть урока физической культуры я включаю обучение настольному теннису. Эта игра дос...

В данной статье рассказывается об особенностях внимания детей с нарушением интеллекта, приёмах развития произвольного внимания....