Вопросы для эрудитов начальная школа. Игра-викторина "кулинарный эрудит". Викторина «Эрудит» для учащихся начальных классов

Интеллектуальная игра "Конкурс эрудитов"

Цель: активизация познавательной деятельности учащихся, развитие интеллектуальных способностей учащихся.

Задачи:

    вовлечение учащихся в активную практическую деятельность;

    обобщение знаний по различным школьным предметам;

    развитие логического мышления;

    развитие корпоративного духа.

Организационный момент.

Для участия в интеллектуальной игре " Конкурс эрудитов " приглашаются команды 5 классов.

2 команды (по 5 человек) заранее выбирают капитана, придумывают название команды.

Ведущая 1: Здравствуйте дорогие друзья! Сегодня мы собрались на необычном конкурсе. Он называется «Конкурс эрудитов».

Ведущая 2: Но кто же такие - эти эрудиты?

Ведущая 1: Эрудиты - это очень сведущие в различных областях знаний люди, люди, которые знают все и обо всем, это знатоки. Таких людей еще называют
энциклопедически образованными. Есть ли среди наших пятиклассников эрудиты?
Об этом мы сегодня узнаем.

Ведущая 2: Во время подготовки к соревнованиям участники побывали в библиотеках, перелистали много книг, энциклопедий, узнали много нового,
интересного. И пусть в нашем сегодняшнем конкурсе вам потребуется
лишь маленькая частичка этих знаний, вы все равно уже стали богаче,
потому что знания - это то, чего нельзя ни украсть, ни отобрать, ни
потерять.

Ведущая 1: В нашей интеллектуальной игре участвуют две команды 5 классов. И сегодня мы посмотрим, какая из команд заслуживает звания эрудитов.

Ведущая1: Пришло время знакомиться с участниками. Капитаны называют команду и представляют участников.

Ведущая2: Первая команда …

Ведущая1: Вторая команда …

Ведущая1: Оценивать эрудицию будет жюри в следующем составе…

Ведущая1:

Пусть каждый смело
Вступит в бой,
В азарт соревнованья.
Успех придет не сам собой,
Помогут ваши знания.

Начинаем игру!

Вопросы для разминки:

1. Пассажир без билета. (Заяц.)

2. Ее отчество Патрикеевна. (Лиса.)

3. Греки называли его «арктос». (Медведь.)

4. Друг человека. (Собака.)

5. Он всегда в лес смотрит. (Волк.)

6. «А Васька слушает да ест». (Кот.)

7. Ей «где-то Бог послал кусочек сыру». (Ворона.)

8. Кто, «не боясь греха», хвалит петуха. (Кукушка.)

9. Она «в ослепленье бранит науку и ученье». (Свинья.)

10. Он виноват уж тем, что волк хочет кушать. (Ягненок.)

1 этап. Конкурс - разминка «Небо и земля»

Ведущая 2. Каждая команда должна быстро, без обсуждения,
ответить на 5 вопросов, которые имеют отношение к Земле и космосу.

Ведущая 1. Правильный ответ оценивается в 1 балл.

Ведущая 2. Внимание - вопросы для первой команды (название):

    Плавучая ледяная гора. (Айсберг.)

    Воздушная оболочка Земли. (Атмосфера.)

    Белое, Черное, Красное, Желтое - что это? (Море.)

    Прибор для измерения атмосферного давления. (Барометр.)

    Самая большая планета. (Юпитер.)

Ведущая 1.А теперь вопросы для второй команды (название):

1. Участок пустыни с древесной и травяной растительностью.(Оазис).

    Затишье, безветрие. (Штиль.)

    Ветер силой 9-11 баллов. (Шторм.)

    Прибор для наблюдения за планетами и звездами. (Телескоп.) ,

    Планета с кольцом. (Сатурн.)

2 этап. Игра “Черный ящик”

Ведущая1: В ящике спрятаны предметы, которые всем вам хорошо известны. Угадайте по описанию предмета, о чем идет речь. Эта игра не на скорость. Вопросы по очереди адресуются командам. Каждый правильный ответ – 1 балл.

Первой команде - Предмет, который вставляют в электронную машину с экраном и получают информацию. (Дискета, диск или флеш)

Второй команде - Предмет необычной формы, железный, пахнет бензином. Если где-то что-то открутилось, им можно подкрутить. (Гаечный ключ)

Пока жюри подводит итог, поиграем со зрителями.

Игра с болельщиками

Ведущая2: Ответьте правильно на вопросы

1.Назовите национальное дерево России (Береза)

2.Какую обувь носил русский крестьянин? (Лапти)

3.Как называется праздник проводов зимы? (Масленица)

4.Какой зверь любит малину? (Медведь)

5. Назовите полюбившийся всему миру сувенир русской земли (Матрешка)

6. Пять стогов сена и семь стогов сена свезли и сложили вместе. Сколько получилось стогов? (1)

7.Крышка стола имеет 4 угла.Если отпилить один угол,сколько углов останется?(5)

3 этап Викторина по сказкам А.С. Пушкина

Эта героиня одной из сказок Пушкина привыкла петь песни и портить зубы.

Кто жил «у самого синего моря»?

(Старик со своею старухой)

Какая сказка повествует об архитектурных сооружениях, постоянно претерпевающих реконструкцию?

(Сказка о рыбаке и рыбке)

О ком идёт речь?

Полетел и опустился

Между моря и небес

На корабль – и в щель залез

В муху князь оборотился,

Полетел и опустился

Между моря и небес

На корабль - и в щель залез.

Кто это? Назовите героя или героиню и сказку.

не рукавица:

с белой ручки не стряхнёшь

да за пояс не заткнёшь.

Высока, стройна, бела,

И умом и всем взяла.

(Царица из «Сказки о мёртвой царевне и семи богатырях»)

Белолица, черноброва,

Нраву кроткого такого.

(Царевна из «Сказки о мёртвой царевне и семи богатырях»)

Смолоду был грозен он

И соседям то и дело

Наносил обиды смело.

(Царь Дадон из «Сказки о золотом петушке»)

Что это за красавица?

что не можно глаз отвесть:

Днём свет божий затмевает,

Ночью месяц освещает,

Месяц под косой блестит,

А во лбу звезда горит

(Царевна Лебедь из «Сказки о царе Салтане»)

Перечислите должности и звания, которые занимала старуха из «Сказки о рыбаке и рыбке»

(Крестьянка, столбовая дворянка, вольная царица)

От кого в «Сказке о царе Салтане» Гвидон спасал царевну Лебедь?

(От коршуна)

Из какой сказки концовка?

Я там был, мёд, пиво пил –

И усы лишь обмочил.

(Сказка о царе Салтане, Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях)

Сказка ложь, да в ней намёк!

Добрым молодцам урок.

(Сказка о золотом петушке)

Узнай сказку по зачину

Негде, в тридевятом царстве,

В тридесятом государстве

Жил-был…

(«Сказка о золотом петушке»)

Что за помещение и из какой сказки?

Светлая горница. « …кругом

Лавки, крытые ковром,

Печь с лежанкой изразцовой»

(Дом семи богатырей)

«…изба со светёлкой,

С кирпичною, белёною трубою,

С дубовыми, тесовыми вороты».

(Изба старухи из «Сказки о рыбаке и рыбке»)

4 этап Конкурс «Самый-самый»

Ведущая 1. Начинаем третий конкурс. Этот конкурс называется «Самый-самый».

Ведущая 2. Вам предстоит дать ответы на 5 вопросов, которые
касаются различных рекордсменов в природе. Команды могут обсуждать ответ в течение 1 минуты.

Ведущая 1. Правильный ответ оценивается в 1 балл. Но если ответ был дан без обсуждения, он оценивается в 2 балла.

Ведущая 2. Команда (название), слушайте вопросы:

    Самый маленький материк. (Австралия.)

    Самое глубокое озеро на земле. (Байкал.)

    Самая большая река Европы. (Волга.)

    Самое жаркое место на Земле. (Долина смерти, Калифорния.)

    Самый большой остров на Земле. (Гренландия.)

Ведущая 1.А теперь вопросы для команды (название):

    Самое большое озеро в Европе. (Ладожское озеро.)

    Самая высокая гора на планете. (Эверест.)

    Самое высокое дерево. (Эвкалипт.)

    Самый большой цветок в мире. (Раффлезия Арнольди.)

    Самая маленькая птичка. (Колибри.)

Ведущая 2. Слушаем оценки жюри.

5 этап Конкурс «Загадки с подсказками»

Ведущий 1. Четвертый конкурс - это «Загадки с подсказками»

Ведущий 2. Правильный ответ оценивается в 3 балла.

Ведущий 2. Итак, загадка первая. Это- очень распространенное в природе вещество. Какое?

Ведущий 1. Послушайте подсказки:

    Из этого вещества на 2/3 состоит организм человека.

    Оно может быть в 3 состояниях.

    Его называют «соком жизни» на земле.

    Оно может на нас падать прямо с неба.

5. Многословие и пустословие мы тоже связываем с этим веществом. (Вода.)

Ведущий 2. Теперь загадка для соперников. Она - об одном путешественнике. Кто он?

Ведущий 1. Послушайте подсказки.

1.3000 смельчаков хотели поехать в это путешествие, но выбор пал на него.

    Это кругосветное путешествие он совершил в одиночку.

    Он с детства мечтал быть летчиком.

    Его имя известно каждому человеку на земле, потому что он был первым.

    Это он сказал историческую фразу перед началом дороги: «Поехали!» (Ю.А. Гагарин.)

Ведущий 2. Ответы получены. Ждем оценки судей.

6 этап Конкурс «Факты из учебника»

Ведущий 1. Вот и подошло время для домашних заготовок.

Ведущий 2. А значит, для конкурса «Факты из учебника».

Ведущий 1. Напоминаю, что вы должны были подготовить3 вопроса для команды соперников.

Ведущий 2. По условиям этого конкурса, для вопросов нужно было использовать факты из школьных учебников для 5 класса.

Ведущий 1. Время на обсуждение ответов - 1 минута. Оценка за каждый правильный ответ - 1 балл.

Ведущий 2. Итак, слово команде (называет команду).Члены команды по очереди задают вопросы соперникам.

Ведущий 1. Теперь свои вопросы задает команда (называет команду).

Члены команды по очереди задают вопросы соперникам.

Ведущий 2. Судьи скажут нам, кто победил в этом конкурсе. Судья объявляет результат.

7 этап Конкурс «Хитрые вопросы»

Ведущий 1.И наконец самый трудный наш конкурс. Это конкурс «Хитрые вопросы». В нем проверяются не только знания, нои сообразительность, умение логически мыслить.

Ведущий 2. На каждый вопрос - 10 секунд размышлений.

Ведущий 1. Каждый ответ - 1 балл. ™

Ведущий 2. Вопросы команде (называет команду):
1. В какой стране одновременно бывает и день и ночь? (В России)

Может ли арбуз назвать себя ягодой? (Нет: он не умеет говорить)
Если лечь спать в 8 часов вечера, а будильник завести на 9 часов утра,

сколько ты будешь спать? (1 час.)

На руках десять пальцев. Сколько пальцев на десяти руках? (50.)

Как звали Ломоносова? (Михаил Васильевич.)

Ведущий 1.А теперь на хитрые вопросы отвечает команда (называет команду).

    Как называется маленькое количество жидкости? (Капля.)

    Кто говорит на всех языках? (Эхо.)

    На какое число нужно разделить 2, чтобы получить 4? (На 1/2.)

    Как называется самое распространенное вещество в природе?
    (Вода.)

    Одна картофелина варится 10 минут, сколько нужно будет ва-
    рить 10 картофелин? (10 минут.)

8 этап “Вопросы для детей семи пядей во лбу”

1.Эта игра родилась в Австралии. Идея создания игры принадлежит австралийскому математику Питеру Холлорану. Она существует более 15 лет и носит название одного австралийского животного. Назовите эту игру. (“Кенгуру”)

2.В математике есть тупой угол, прямой, острый. А как назывался угол крестьянской избы, где помещалось самое красивое и ценное для души - иконы? (Красный)

3. Вспомните, на каких языках говорили следующие литературные герои:

    Красная Шапочка – французский (Ш. Перро)

    Чиполлино – итальянский (Дж. Родари)

    Карлсон – шведский (Линдгрен)

    Буратино – русский (А. Толстой)

    Бременские музыканты – немецкий (Гримм)

4.Соберите слова, которые спрятались в других словах. За каждое слово 1 балл

1-ой команде. (На карточках)

1) Приставка в слове ПОДБЕЖАЛ, а корень в слове СНЕЖИНКА, суффикс –ЛЕСНИК, ОКОНЧАНИЕ – УЧЕНИКИ (подснежники )

2) Корень в слове – МОЛОДОЙ, суффикс – ПАЛЬЦЫ, окончание – ТРАВЫ (молодцы)

2-ой команде.

1) Приставка в слове ЗАХОД, корень - ГОРОДА, суффикс – СТОРОНКА, окончание – ЗИМА (загородка )

2) Корень в слове – ДВОРНИК, суффикс – СТОЛОВАЯ, окончание – ЗЕЛЁНЫЙ (дворовый )

5. Составьте предложение, выполнив предварительные действия:

    Из предложения «Стеной стоят желтые колосья пшеницы» возьмите определение.

    Прибавьте подлежащее из предложения «Листья падают».

    Из предложения «Пушкин очень любил осень» возьмите дополнение.

    Добавьте обстоятельство из предложения «Осень щедро одаривает леса краской».

    Добавьте сказуемое из предложения «Весна выстлала на лугу разноцветный ковер».

    Из предложения «Куда ведете нас, дороги?» возьмите существительное, которое является обращением.

Слово предоставляется жюри.

9 этап. “Реши ребусы”

Ведущая 1: Команды займутся разгадыванием ребусов. Каждый правильный ответ – 1 балл.

Ведущая 2:

И наконец, решающие результаты и награждение.

Чумакова Наталья Геннадьевна
Викторина для начальной школы «Апрельский эрудит»

Викторина для начальной школы «Апрельский эрудит » (шуточная)

Цель : учить учащихся применять свои знания в нестандартных ситуациях; способствовать воспитанию у детей чувства уважения к другому человеку, к его мнению и выбору; развитие внимания, воображения, рефлексии, способности к анализу у учеников.

Оборудование : слайды, карточки, фишки.

Давайте посмеемся, удаче - улыбнемся,

И встретим неудачу без скорби и без слез.

Апрель весь - добрый праздник.

Пусть в смехе грусть увязнет, и

Мы тогда всесильны, и это вот всерьез.

Разминка. Ответить «ДА» или «НЕТ»

1. В пустом стакане есть орехи? нет

2. Снег идёт летом? нет

3. Солнце светит ночью? да

4. Суп едят вилкой? нет

5. Кошка боится мышки? нет

6. Морковь бывает синяя? нет

7. Берлога медведя на ветке? нет

8. Яблоки созревают весной? нет

9. Листья желтеют осенью? да

10. Воробей это птица? да

11. У машины 4 колеса? да

12. Зайчик живёт в логове? нет

13. Медведь домашнее животное? нет

14. Тетрадь похожа на прямоугольник? Да

«Кто быстрее?»

1) Что это за учреждение, куда принимают неграмотных? (Школа .)

2) Как называется временной интервал между каникулами? (Четверть.)

3) Каким словом называют школьный тайм-аут ? (Перемена.)

4) Цифра в классном журнале – это. Что? (Отметка.)

5) Книжная одёжка – это. Что? (Обложка.)

6) Школьный будильник – это… Что? (Звонок.)

7) Как называют помощь, которую оказывают шепотом? (Подсказка.)

8) Как называется бумажка с записями, предназначенная для тайного подглядывания во время контрольной и экзамена? (Шпаргалка.)

9) Что на уроках еле-еле ползёт, а на переменках летит стрелою? (Время.)

10) За что ученика выгнали из класса? (За дверь.)

11) Что такое стихийное бедствие? (Это когда на дом задали учить большой стих.)

12) Как по названию российского полуострова называют последние парты в школьных классах ? (Камчатка.)

13) А как в школах Камчатки называют последние парты? (Калининград, ведь это самый западный город России и он так далеко от восточной Камчатки.)

14) Каким одним словом называют всех, кто окончил школу в этом году ? (Выпуск.)

15) Как называется письменный пересказ прослушанного текста? (Изложение.)

16) Это не только перерыв в работе Государственной Думы, но и перерыв в учебных занятиях в течение учебного года. Что это? (Каникулы.)

17) Куда отправился Буратино вместо того, чтобы идти в школу ? (В кукольный театр.)

Ответы : тигр, стрекоза, туча, пальцы, крот, сапоги, грабли.

Интересные факты.

Знаете ли вы, что… 66 лет отметила шариковая ручка 22 ноября 2012 года? В Англии 22 ноября 1946 года в продажу поступили первые шариковые ручки.

Самый древний из известных нам рецептов чернил на Руси – это сажа с вишнёвым клеем, разведённые водой.

Что для российских школьников в 19 веке означал красный флаг , вывешенный на пожарной каланче? (Он означал мороз в 20 градусов , при котором занятия в школах отменялись .)

В одной из провинций Индии существует оригинальный порядок : если ученик пропускает занятия в школе из-за спортивной тренировки, вместо него в школу должен идти кто-то из родителей.

Конкурс капитанов

Смехопанорама

Составить за 1 минуту как можно больше слов.

Театральный конкурс

По одному члену от команды.

Прочесть стишок А. Барто «Наша Таня громко плачет» :

Как признание в любви;

Как больной насморком;

Ругаясь громко;

Последняя речь перед казнью.

1) Несла бабка на базар 100 яиц, одно (а дно) упало. Сколько яиц осталось в корзине? (ноль)

2) Когда человек бывает в комнате без головы? (когда высовывает ее из окна на улицу)

2) Назовите пять дней, не называя чисел (напр., 1, 2, 3,.) и названий дней (напр., понедельник, вторник, среда.) . (Позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра.)

Посмеёмся…

Криминальные новости : в школьной библиотеке обнаружили мёртвую. тишину.

На уроке труда.

У тебя, Петров золотые руки! Только растут не из того места!

ЧП в детском саду №5 : воспитательница заняла все горшочки цветами.

Переход хода…

1. Кого, согласно русской поговорке, ноги кормят?

б) бегуна;

в) сапожника;

2. Кто должен на горе свистнуть, чтобы нечто несбыточное произошло?

а) соловей-разбойник;

б) президент;

г) милиционер.

3. С какой ягодой сравнивают очень хорошую, привольную жизнь?

а) земляника;

б) малина;

г) крыжовник.

4. Какое растение существует?

а) Петька-и-Василий Иванович;

б) Том-и-Джерри;

в) Саша-и-Маша;

г) Иван-да-Марья.

5. Какой зайка скакал под елочкой?

а) беленький;

б) маленький;

в) серенький;

г) шоколадный.

6. Какой породы овчарок не существует?

а) шотландская;

б) немецкая;

в) кавказская;

г) антарктическая.

Игра со зрителями

Самый зубастый столовый прибор? (Вилка.)

Самая походная сумка? (Рюкзак.)

Самая плавательная обувь? (Ласты)

Самый острый каблук? (Шпилька.)

Самый небесный цвет? (Голубой)

Самый детский театр? (Кукольный театр.)

Самое детское плавательное средство? (Надувной круг.)

Самое крупное спортивное мероприятие? (Олимпиада.)

Самая длинная дистанция в лёгкой атлетике? (Марафон - 42 км 195 м.)

Самый первый школьный учебник ? (Букварь.)

Самый умный вид спорта? (Шахматы.)

Самые большие волны? (Цунами.)

Самый большой кусок льда? (Айсберг.)

Самый добрый доктор? (Доктор Айболит.)

Самая красивая птица в мире? (Павлин.)

Самая яркая звезда на нашем небе? (Сириус.)

Самая «американская» статуя? (Статуя Свободы.)

Самый русский музыкальный инструмент? (Балалайка.)

Как называется книга, рассказывающая о самом - самом? (Книга рекордов Гиннесса. Выпускается ежегодно с 1955 года английским издательством «Гиннесс паблишинг лимитед» .)

Посмеёмся…

В школе на уроке :

Иванов, ты почему грызёшь ручку?

Это привычка. Ничего с собой поделать не могу.

Твоя привычка для школы - одни расходы ! Быстро отойди от двери и сядь на место!

Учитель :

- «Ты в туалет? Помочи заодно и тряпку» .

Мало кто знает, что министерство образования подтвердило, что и в прошлом веке лучшим учебным пособием признаны розги.

Поэтический конкурс.

За 5 минут придумать стих с рифмой :

o Лягушка, подушка, пирог, носорог.

o Корона, ворона, пень, олень.

Уважайте своих родителей. Они закончили школу без Гугла и Википедии.

Пернатый сонник.

Все мы мечтаем о птице Счастья. Давайте узнаем, к чему снятся птицы?

(Игрокам раздаются карточки с надписью на обороте и зачитывают : «Мне приснился…»

Подведение итогов.

Интеллектуально-развлекательная викторина:

Эрудит-кафе «Мозгодром»

Цель: активизация культурного досуга; закрепление знаний полученных на уроках.

Задачи:

  1. Обучить рассказыванию с опорой на картинки и слова-подсказки;
  2. Развивать умения разгадывать кроссворды, загадки, головоломки; развивать способность рассуждать; коррекция мыслительных операции, внимания; пополнить словарный запас;
  3. Воспитывать потребность в общении, стремление к активной деятельности.

Предварительная подготовка: помещение оформлено под настоящее кафе: в нем 2 столика, накрытых скатертью, на столе вместо столовых приборов стоит подставка с ручками. Красочно оформленное меню. Два кроссворда, картинки с ягодами к кроссворду. Рисунок со звездой, на которой зашифровано название десерта.

Действующие лица:

Шеф-повар – Климова Оксана Владимировна;

Официант – Малютина Анна Анатольевна.

Ход мероприятия:

  1. Орг.момент

ШЕФ-ПОВАР: Добрый день, уважаемые посетители! Вас приветствует эрудит-кафе под названием «Мозгодром»! сегодня в нашем кафе собрались те, кто любит в свободное время поломать голову над различными интеллектуальными играми, то есть заняться «гимнастикой для ума».

ОФИЦИАНТ: Сегодня мы вам предлагаем отведать очень вкусные «интеллектуальные блюда»! Готовы разгадать различные головоломки? Тогда приятного аппетита!

ШЕФ-ПОВАР: правила поведения в кафе:

  1. Для ответа, нужно поднять руку;
  2. За правильный ответ команда получает жетон;
  3. При выкрике с места, команда не получает жетона.
  1. Основная часть

ОФИЦИАНТ: Познакомьтесь с нашим меню! (Зачитывает вслух меню.)

ШЕФ-ПОВАР: Салат «Вкусноворд» - первое блюдо из нашего меню. Надеюсь, вы поняли, что основной продукт, из которого приготовлен наш салат, - это различного рода кроссворды.

ОФИЦИАНТ: правила разгадывания кроссворда:

  1. Отгадывание кроссворда всегда следует начинать с цифры «1» - независимо от того, на какой линии она находится.
  2. Отгадывая слово по горизонтали или вертикали, нужно вписывать по одной букве в отдельную клетку и начинать писать слово в клетке, где стоит номер вопроса.

ШЕФ-ПОВАР:

Бусы красные висят,

Из кустов на нас глядят.

Очень любят бусы эти.

Собирать в лукошко дети (ЯГОДЫ)

Значит, о чем будет говориться в кроссворде? Правильно, о ягодах. А теперь внимательно посмотрите на кроссворд №1. Посмотрите на рисунки и запишите в соответствующие строчки название ягод.

Ответы:

  1. Рябина, 2. Виноград, 3. Шиповник, 4. Смородина, 5. Крыжовник.

ОФИЦИАНТ: а теперь давайте попробуем отгадать следующий кроссворд №2.

По вертикали: 1. Что попросил старик у Золотой рыбки в первый раз? 2. Сезон подсчета цыплят? 3. Что люди каждый день открывают в своем доме? 4. Самое холодное место в городском доме? 6. Что погубило кошкин дом? 9. Дерево с сережками? 10. Что остается на память о съеденной конфетке? 12. Что было нарисовано на холсте в коморке у папы Карло? 13. Что такое опенок? 15. Старый друг лучше новых … 16. Не имей 100 рублей, а имей 100…

По горизонтали: 3. Сколько в русском алфавите гласных букв? 5. Летающий кровопийца наших лесов? 7. Что можно видеть закрытыми глазами? 8. На чем любит спать лежебока? 11. Какую траву очень любят кошки? 14. Переносное укрытие от дождя? 17. Цветок-гадалка? 18. Этот предмет в сказках был даже самолетом. 19. Друзья познаются в …

Ответы:

По вертикали: 1. Корыто, 2. Осень, 3. Дверь, 4. Холодильник, 6. Пожар, 9. Береза, 10. Фантик, 12. Очаг, 13. Гриб, 15. Двух, 16. Друзей

По горизонтали: 3. Десять, 5. Комар, 7. Сон, 8. Бок, 11. Валериана, 14. Зонт, 17. Ромашка, 18. Ковер, 19. Беда.

Поднимаем и опускаем голову.

Приседаем.

Встаем.

Руки в стороны. Поворот вокруг себя.

ШЕФ-ПОВАР: Устали однако?! Пришло время подвигаться. (Физ.минутка). Тук-тук, тук-тук.

Это дятел сел на сук

Из под коры жучка достал,

Потом над лесом полетал.

ОФИЦИАНТ: Следующее блюдо – суп-рассольник из «Задач-шуток».

  1. Ты да я, да мы с тобой. Сколько нас всего? (2 человека)
  2. Тройка лошадей пробежала 5 км. Сколько километров пробежала каждая лошадь? (5 км.)
  3. Если гусь стоит на одной ноге, то он весит 5 кг. Сколько будет весить гусь, если он встанет на две ноги? (5 кг.)
  4. Под каким кустом сидит заяц во время дождя? (мокрым)
  5. Горело семь лампочек. Три погасло, сколько лампочек осталось? (7 лампочек)
  6. Двое играли в шашки. Всего сыграно три партии. Сколько партий сыграл каждый? (3 партии)
  7. Наташа сорвала в саду три сливы и две морковки. Сколько фруктов набрала Наташа? (3 сливы)
  8. На балконе сидели 3 голубя и 2 воробья. К ним прилетела одна бабочка. Сколько стало птичек? (пять птиц)
  9. В группе детского сада лыжи есть у пяти детей. Наступило лето. Сколько детей сможет покататься на лыжах? (летом на лыжах не катаются)
  10. На елке 8 веток. На каждой ветке выросло по одному плоду. Сколько всего выросло яблок? (яблоки на елке не растут)

ШЕФ-ПОВАР: Десерт «Головоломный» (каждой команде дается лист с головоломкой)

НО

МО

ЖЕ

РО

ОФИЦИАНТ: И последнее блюдо: коктейль «Загадочный».

  1. Он большой,

Как мяч футбольный!

Если спелый, все довольны!

Так приятен он на вкус!

Что это? (АРБУЗ)

  1. Расселась барыня на грядке,

Одета в шумные шелка.

Мы для нее готовим кадки

И крупной соли полмешка. (КАПУСТА)

  1. Закопали в землю в мае

И сто дней не вынимали.

А копать под осень стали –

Не одну нашли, а десять

Как ее названье дети? (КАРТОФЕЛЬ)

  1. Он никогда и никого

Не обижал на свете,

Чего же плачут от него

И взрослые и дети? (ЛУК)

  1. Летом в огороде,

Свежие, зеленые.

А зимою – в бочке,

Крепкие, соленые. (ОГУРЕЦ)

  1. Растут на грядке

Зеленые ветки.

А на них

Красные детки. (ПОМИДОР)

  1. Красная мышка

С белым хвостом.

В норке сидит

Под зеленым листом. (РЕДИСКА)

  1. Яркий, спелый, налитой,

Весь в обложке золотой.

Не с конфетной фабрики,

Из далекой Африки. (АПЕЛЬСИН)

  1. На припеке у пеньков

Много тонких стебельков,

Каждый тонкий стебелек

Держит алый огонек.

Разгибаем стебельки –

Собираем огоньки. (ЗЕМЛЯНИКА)

  1. Черных ягод пышный куст –

Хороши они на вкус. (СМОРОДИНА)

  1. Заключение

ШЕФ-ПОВАР: Вот мы и попробовали все блюда из меню нашего эрудит-кафе. Уважаемые гости, сегодня вы показали себя настоящими эрудитами. Таким ребятам почаще можно заглядывать в наше кафе. Здесь вас всегда накормят замечательными интеллектуальными блюдами, отведав которые вы не только будете сытными, но и станете умными, эрудированными, смекалистыми, сообразительными.

Желаем вам терпения, усидчивости и приятного времяпровождения! До новых встреч в нашем эрудит-кафе.

Список литературы :

  1. Гайдаренко, Е.П. Игры, забавы, развлечения для детей и взрослых [Текст]/ Е.П. Гайдаренко. – Донецк: Сталкер, 1997. – 448 с.
  2. Мартынова, А.Н. Пословицы. Поговорки. Загадки. [Текст]/ А.Н. Мартынова. – М.: Современник, 1997. – 509 с.
  3. Цыприш, М.М. Детям и взрослым, малым и рослым [Текст]/ М.М. Цыприш. – Кишинев: Лумина, 2000. – 203 с.

Меню

Организация

Эрудит-кафе «Мозгодром»


Положение о проведении игры

Цель:

  • выявление интеллектуального потенциала младших школьников;
  • стимулирование познавательной деятельности;
  • развитие творческой активности;
  • поощрение детских инициатив.

Конкурс состоит из трех туров и проводится по следующей схеме:

  1. Участники рассаживаются по одному за парту, каждому присваивается свой номер.
  2. На парте у участников лежат три таблички с цифрами 1, 2, 3. Отвечая на вопрос, участники поднимают карточку с верным вариантом ответа.
  3. Вопрос и варианты ответов прочитываются дважды и сразу участники дают ответ на вопрос. Учитываются ответы тех участников, которые сразу подняли карточку с вариантом ответа.
  4. Первый тур состоит из 10 обязательных вопросов с тремя вариантами ответов. В случае, если участники набрали одинаковое количество баллов, задаются дополнительные вопросы дл определения 12 участников, которые перейдут во второй тур.
  5. Перед вторым туром определяется очередность ответов участников. Для этого у каждого на парте лежит «разрезанное» слово. Ведущий задает вопрос, участники собирают слово, которое является ответом на вопрос. Кто собрал первым, тот отвечает первым и т. д. если участник собрал слово неправильно, то он может повторить попытку. Результаты контролирует ведущий, жюри фиксирует.
  6. Далее каждый участник (по ранее установленной очередности) выбирает область знаний, названия которых вывешиваются на доске. Каждый участник выбирает для ответа одну область и отвечает на пять вопросов. (Каждая область будет состоять из 10 вопросов, поэтому одну область могут выбирать 2 участника). В третий тур выходят 6 человек.
  7. В третьем туре каждый участник должен ответить на наибольшее количество заданных вопросов за 1 минуту. Время и правильность ответов контролирует жюри.
  8. Жюри состоит из 6-ти человек. В первом туре каждый фиксирует результаты только 3-х определенных человек. Жюри выдается таблица, в которой написаны номера участников. Если участник ответил правильно, то ему ставится любой знак, который затем превращается в балл. Если ответил неправильно, то ему ничего не ставится. В каждом туре используется своя таблица для фиксирования результатов. По окончании каждого тура жюри определяет участников. Которые переходят в следующий тур.

Первый тур.

  1. Какие мыши живут в тундре?
    1. лесные
    2. летучие
    3. лемминги
  2. Город Владивосток находится на берегу…
    1. Моря Лаптевых
    2. Северного моря
    3. Японского моря
  3. Саша и Арина решили задачу за 10 минут. Сколько времени потратила на решение задачи каждая девочка?
    1. 5 минут
    2. 10 минут
    3. 20 минут
  4. Где восходит солнце?
    1. на западе
    2. на юге
    3. на востоке
  5. Какого из этих героев придумал не Э. Успенский?
    1. Врунгеля
    2. Печкина
    3. Шапокляк
  6. Кто из богатырей новгородских былин играл на гуслях и бывал у морского царя?
    1. Садко
    2. Святогор
    3. Микула Селянинович
  7. Сколько звуков (о) в слове головоломка?
    1. четыре
    2. один
  8. Кто не является птицей?
    1. филин
    2. пингвин
    3. летучая мышь
  9. С какой частью речи не употребляются предлоги?
    1. имя прилагательное
    2. глагол
    3. имя существительное
  10. Какие краски необходимо смешать, чтобы нарисовать зеленую траву?
    1. желтую и синюю
    2. желтую и коричневую
    3. фиолетовую и коричневую
  11. Кто похож на сказочного единорога?
    1. нарвал
    2. тюлень
  12. Сколько подвигов, как принято считать, совершил Геракл?
  13. Какого моря не существует?
    1. Сиреневого моря
    2. Красного моря
    3. Белого моря
  14. Что Винни-Пух считал лучшим подарком?
    1. сахар
    2. шоколад
  15. С какого расстояния назначают пенальти в футболе?
    1. с 12 метров
    2. с 11 метров
    3. с 10 метров

«Разрезанное слово». Название, какого растения говорит, где оно живет? (Подорожник).

Второй тур.

Математика.

  1. Индюк весит 4кг. Сколько он будет весить, если встанет на одну ногу? (4 кг )
  2. Сколько получится, если число 1 умножить само на себя тысячу раз? (1 )
  3. Человек ехал в Москву в такси. По дороге ему навстречу двигались 7 грузовиков и 5 автомашин. Сколько машин шло в Москву? (одна – такси )
  4. Папе, маме и сыну вместе 70 лет. Сколько лет будет им вместе через 4 года? (на 12 лет больше -82 )
  5. Назови следующий после 2002 год, который можно читать как слева направо, так и справа налево. (2112 )
  6. Вероника спросила своего брата: «Если сейчас я старше тебя на 4 года, то на сколько лет я буду старше тебя через 5 лет?» (на 4 года )
  7. Половина диаметра окружности. (радиус )
  8. Емеля пилил дрова. Сколько распилов должен сделать Емеля, чтобы получить 8 поленьев? (7 распилов )
  9. Чему равно число, если двенадцатая его часть равна 2? (24 )
  10. Назови пять дней подряд, не называя ни чисел, ни дней недели. (позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра )
  11. У трех маляров был брат Поликарп, а у Поликарпа братьев не было. Как это могло случиться? (Маляры – сестры )

Русский язык.

  1. Слова противоположные по значению. (антонимы )
  2. Какие местоимения самые чистые? (вы-мы-ты )
  3. Замени словосочетание наречием. На пустой желудок. (натощак)
  4. Закончи пословицу: Ученье – свет, … (а неученье – тьма ).
  5. Разгадай метаграмму:
    Со звуком (С) я не вкусна,
    Но в пище каждому нужна.
    С (М) – берегись меня, не то
    Я съем и платье и пальто. (соль - моль )
  6. Начальная форма глагола это? (неопределенная форма )
  7. Закончи пословицу: Где много слов, там… (мало дела ).
  8. Как называются устаревшие и вышедшие из употребления слова? (архаизмы )
  9. Какое местоимение требует уборки? (мой )
  10. Разгадай метаграмму:
    С (К) я в школе на стене,
    Горы, реки есть на мне.
    С (П) – от вас не утаю –
    Тоже в школе я стою. (карта - парта )

Литературное чтение.

  1. Кто написал сказку «Каменный цветок»? (Бажов )
  2. Назовите самую знаменитую няню одного из известных поэтов. (Арина Родионовна )
  3. Как звали царя в «Сказке о золотом петушке»? (Дадон )
  4. Назовите автора сказок: «Каша из топора», «У страха глаза велики». (народ )
  5. Закончи поговорку: пойди туда – не знаю куда,… (принеси то, не знаю что )
  6. Свои первые рассказы этот писатель издавал под псевдонимом Антоше Чехонте. Назови настоящее имя этого автора. (Антон Павлович Чехов )
  7. Базарная баба с оторванным носом.
  8. Продолжи стихотворение А.Барто.
    Дело было в январе,
    Стояла ёлка на горе,
    …. . . . . . . . . . . . . . . .
    (А возле этой ёлки
    Бродили злые волки
    .)
  9. Сколько братьев было у Элизы, героини сказки Г.Х.Андерсена “Дикие Лебеди”? (11 )
  10. Так называется и рассказ Николая Носова, и стихотворение Корнея Ивановича Чуковского. («Телефон» )

Естествознание.

Спорт.

  1. Чем играют в водное поло? (мячом )
  2. Ранее эта игра называлась «корзина-мяч». Что это за игра? (баскетбол )
  3. Сколько минут длится футбольный тайм? (45 минут )
  4. На олимпийском флаге нарисовано пять колец. Что они символизируют? (пять континентов Земли )
  5. Какое максимальное количество очков можно заработать в баскетболе, сделав один бросок? (3 очка )
  6. Какие игры, известные с древних времен, объединяют спортсменов всех стран? (олимпийские игры )
  7. Что означает в шахматах понятие «ничья»? (никто не выиграл )
  8. Назовите вид спорта, в котором самый легкий мяч. (теннис )
  9. Как называется дистанция в лыжных гонках? (трасса )
  10. Что такое биатлон? (бег на лыжах на большие дистанции и стрельба из винтовки )

«Обо всем на свете».

  1. Фамилия циркового артиста, знаменитого своими номерами с кошками. (Куклачёв )
  2. Из плодов, какого растения делают изюм? (виноград )
  3. На каком дереве сидит ворона во время дождя? (на мокром )
  4. Какая страна занимает первое место в мире по численности населения? (Китай )
  5. Какой известный писатель заставил цвести подснежники зимой? (Маршак «12 месяцев» )
  6. Какая птица самая маленькая в мире? (колибри )
  7. Кто мог при езде обходиться половиной лошади? (Мюнхаузен )
  8. У какой геометрической фигуры такое же название как и у шляпы? (цилиндр )
  9. Где у кузнечика ухо? (На ноге. )
  10. У какого из транспортных средств имеется стоп-кран? (поезд )

Третий тур.

  1. Простынка для самых маленьких. (пеленка )
  2. глагол )
  3. . Что легче: 1 кг пуха или 1 кг железа? (равно )
  4. Самое глубокое озеро в мире. (Байкал )
  5. На какое число нельзя делить? (ноль )
  6. Промежуток времени в 100 лет. (век )
  7. Как написать "сухая трава" четырьмя буквами? (Сено )
  8. Капустный лист с завернутым в него фаршем? (голубец )
  9. В каком фрукте обнаружили Чебурашку? (в апельсинах )
  10. Как называется самая главная площадь в Москве? (Красная )
  11. Назовите национальное дерево России. (Береза )
  12. Какую обувь носил русский крестьянин? (Лапти )
  13. Какое угощение обязательно на Масленице? (Блины )
  14. Сколько ушей у 5 мышей? (10 )
  15. Кто первым позвонил К. Чуковскому по сказочному телефону? (Слон )
  16. Сколько яиц можно съесть натощак? (Одно. После первого - это уже не натощак ).
  17. Может ли страус назвать себя птицей? (нет, не говорит )
  18. Кто говорил волшебные слова: “Сим, Сим, открой дверь”? (Али-Баба )
  19. Учёный, который занимается раскопами? (археолог )
  20. Суп на основе кваса. (окрошка )
  21. Часть речи, которая обозначает действие, называется… (глагол )
  22. Какой материк самый холодный? (Антарктида )
  23. Сколько месяцев в году, кроме летних? (9 )
  24. Назовите героя сказки с красивой богатой шубой, пожелавшего взять Дюймовочку в жены. (Крот )
  25. Сколько гномов у Белоснежки? (7 )
  26. «Синенький овощ». (баклажан )
  27. . Как называется древний предок слона? (мамонт )
  28. Друг доктора Ватсона. (Шерлок Холмс )
  29. . У каких животных восемь ног? (Пауки, клещи, скорпионы и т. п. ).
  30. Как называется самое распространённое вещество, встречающееся на земле в трёх видах? (вода )
  31. Аппарат, на котором Баба Яга совершала полет. (ступа )
  32. Ящик для ручек и карандашей. (пенал )
  33. Самый большой в океане. (кит )
  34. Слепыми или зрячими родятся зайчата? (зрячими )
  35. Кто пишет стихи? (поэт )

Занимательная и познавательная викторина для школьников (4 класс)

Цель:
– развитие умений работать в группах;
– решение нестандартных задач.

Интеллектуальные вопросы для школьников (с ответами)

1. Победа в шахматной партии. (Мат)
2. Металлический или пластмассовый колпачок на палец для шитья. (Напёрсток)

3. В нём шила не утаишь. В чём? (В мешке)

4. Наука о растениях. (Ботаника)

5. Самый огромный океан? (Тихий)

6. Датский писатель – сказочник. (Андерсен)

7. Что меньше: 40 центнеров или 4 тонны? (Одинаково)

8. Цветы, собранные в пучок. (Букет)

9. Плод лещины. (Лесной орех)

10. Венера или Меркурий находится ближе к Земле? (Венера)

11. Что выкрал Прометей у богов? (Огонь)

12. Как называется плодородный слой земли? (Почва)

13. Продолжи пословицу: «Повторенье – … (мать ученья)

14. Сколько звуков в слове «воробьиные»? (11)

15. Что измеряют спидометром? (Скорость)

16. Как в старину называли глаз? (Око)

17. В каком падеже встречаются предлоги к, по? (Д. п.)

18. Название города, в котором находится падающая башня. (Пиза)

19. Стая, каких перелётных птиц обещает снег? (Гусиная)

20. Из чего делают изюм? (Из винограда)

21. Профессия Дуремара? (Аптекарь)

22. Периметр равностороннего прямоугольника 36 см. Вычисли его площадь? (81 см)

23. В какой стране самое большое население в мире? (Китай)

24. В какое время года сутки короче? (Одинаковые)

25. Полезный «волосатый» фрукт. (Киви)

26. Слова: мороженое и морозный однокоренные? (Да)

27. По какому телефону вызывают службу газа? (04)

28. Из семян, какого дерева делают шоколад? (Какао)

29. Какой прибор не является электрическим: тостер, сканер, микроскоп? (Микроскоп)

30. Загадка: Домик тот стеклянный, а не деревянный. Его жильцы – виртуозные пловцы. (Аквариум)