Тридцатилетнюю войну называют 1 общеевропейской войной почему. «Международные отношения в XVI-XVIII веках. Вопросы к концу параграфа

Вопросы в начале параграфа

Вопрос 1. Какими причинами были вызваны конфликты между Испанией и Англией, Испанией и Нидерландами?

Конфликты между Испанией и Англией, Испанией и Нидерландами были вызваны религиозными причинам (противостояние католиков и протестантов), а также политическим (стремлением Испании доминировать в Европе).

Вопрос 2. На какие уступки борцам за реформацию церкви в Германии был вынужден пойти император Карл V?

Карл V был вынужден заключить Аугсбургский религиозный мир, который закрепил лютеранство официальной религией и установил право князей на выбор вероисповедания для своих княжеств.

Вопросы к концу параграфа

Вопрос 1. Назовите разные точки зрения на политическое устройство Европы, существовавшие в XVII в. Какая из них больше соответствовала эпохе Нового времени?

С начала XVI в. в международной жизни Европы существовали две разные точки зрения на то, каким должно быть её политическое устройство. Первая точка зрения принадлежала правившим в Священной Римской империи австрийским Габсбургам, считавшим, что должна существовать единая империя, объединяющая большинство европейских стран, а в будущем и всю Западную Европу. Во главе такой империи должен стоять поддерживаемый папой римским католический император (без сомнения, из династии Габсбургов), а все государства – члены империи являются его вассалами. Вторая точка зрения – Англии и Франции: в Европе должны существовать самостоятельные национальные государства.

Вопрос 2. Тридцати летнюю войну называют первой общеевропейской войной. Объясните почему.

Тридцатилетнюю войну (1618-1648) историки называют общеевропейской поскольку она была войной не двух-трёх держав, а почти всех стран Европы, объединённых в две мощные коалиции

Вопрос 3. Расскажите о тех изменениях в организации войска и вооружения, благодаря которым шведская армия стала могущественной.

Шведский король, талантливый полководец Густав II Адольф привёл в Германию небольшую, но хорошо организованную, регулярную и профессиональную армию, состоявшую из трёх родов войск, которыми командовали кадровые офицеры. Главной боевой силой короля были стремительные атаки его кавалерии, кроме того, он искусно пользовался лёгкой и подвижной полевой артиллерией. Густав II Адольф усовершенствовал тактику пехотного боя: его солдаты делали три выстрела в то время, когда противник делал один. Он первым в Европе привёл на поля сражений армию, более половины которой состояло из крестьян, призванных в войска на основе воинской повинности (остальные солдаты были наёмниками). Обучение личного состава в армии было непрерывным, часто проводились учения, нарушения воинского устава строго карались, и шведские солдаты славились примерным поведением, не характерным для войск того времени.

Вопрос 4. Составьте в тетради план ответа по теме «Вестфальский мир».

Вестфальский мир положил конец вражде католиков и протестантов.

Католическая и протестантская церкви признаны равноправными

Упразднён принцип: «Чья земля, того и вера».

Запрещались захваты церковного имущества.

Закреплена политическая раздробленность Священной Римской империи. Германские князья стали независимыми правителями.

Вопрос 5. Перечислите войны в Европе XVIII в. В каких из этих войн принимала участие Россия? Каковы были итоги этих войн для Российского государства?

Северная война (1700-1721), Война за испанское наследство (1701-1714), Война за польское наследство (1733-1735), Война за австрийское наследство (1740-1748), Семилетняя война (1756-1763), русско-шведские война (1741-1743, 1788-1790), русско-турецкие войны (1768-1774, 1787-1792). Россия участвовала почти во всех война (кроме войн за испанское и наследство).

Итогом участия в этих войнах стало не только территориальное приращение (устье Невы и Прибалтика, Малороссия и Крым), но также рост международного авторитета России и степени ее влияния на европейские дела. Россия в XVIII веке входит в число великих держав.

Вопрос 6. Объясните понятие «Восточный вопрос».

Восточный вопрос - соперничеством великих держав (России, Австрии, Великобритании, Франции) за раздел территорий слабеющей Османской империи.5.

Задания к параграфу

Вопрос 1. Подготовьте устную презентацию на тему «Тридцатилетняя война». Разделитесь на пять групп и выполните следующие задания: охарактеризуйте цели всех стран, участвовавших в войне, покажите эти страны на карте (1-я группа); охарактеризуйте повод к войне (2-я группа); дайте оценку деятельности А. фон Валленштейна в войне (3-я группа); дайте оценку деятельности Густава II Адольфа в войне (4-я группа); охарактеризуйте действия сторон в завершающий период войны (5-я группа). Обсудите, какие государства стали победителями в войне и почему.

1-я группа: Священная Римская империя (искоренить протестантизм и установить контроль Габсбургов над возможно большей европейской территорией), Чехия (выйти из состава католической империи), протестантские страны стремятся не допустить доминирования католиков Габсбургов, а также Дания (защитить владения в Северной Германии, обеспечить себе господствующее положение на Балтийском море), Швеция (захватить в свои руки всё Балтийское море, собирать в свою пользу торговые пошлины, превратить королевство в сильную балтийскую империю) и Франция (подорвать могущество Габсбургов), Россия (вернуть Смоленск, захваченный Польшей).

2-я группа: Поводом к войне стали события в Праге 1618 г. – чешские дворяне, возмущённые религиозными преследованиями, выбросили из окон Чешской канцелярии в Праге королевских наместников, которые чудом остались живы. Император воспринял это как стремление протестантов нарушить мир и разделить Священную Римскую империю.

3-я группа: Альбрехт фон Валленштейн – наиболее знаменитый из военачальников, превративших войну в погоню за добычей. Он предложил создать армию в 50 тыс. человек из наёмников, так как безземельные крестьяне и безработные ремесленники вынуждены были наниматься на военную службу. Военная же система Валленштейна состояла в том, что армия должна сама себя содержать путём ограбления населения той местности, где она находится. С крестьян и горожан этих мест брались такие огромные контрибуции, что их хватало не только на покрытие военных расходов, но и на обогащение Валленштейна и его офицеров. У Валленштейна были далеко идущие планы: он хотел восстановить Ганзу, захватить всю балтийскую торговлю и вытеснить голландцев и англичан. В то же время полководец поддерживал стремление Фердинанда II к установлению абсолютной власти. Таким образом, Валленштейн вел войну грабительским способом, разоряя Германию и уничтожая протестантское население во имя абсолютной власти католического императора.

4-я группа: Густав II Адольф был талантливым полководцем. Он также преследовал захватнические цели в войне, однако, в отличие от Валленштейна он привёл в Германию небольшую, но хорошо организованную, регулярную и профессиональную армию, которой командовали кадровые офицеры. В этой армии, в отличие от полностью наемной имперской армии Валленштейна, нарушения воинского устава строго карались, и шведские солдаты славились примерным поведением, не характерным для войск того времени. Таким образом, Густав II Адольф вел войну более справедливым способом.

5-я группа: В 1635 г. Людовик XIII объявляет войну Испании. Католическая Франция, таким образом, помогала протестантам в борьбе с католиками. Чтобы окончательно подорвать могущество Габсбургов, кардинал Ришелье послал в Германию французские войска. Германия подверглась опустошению, многие города и деревни были сожжены, а в ряде областей население почти исчезло. К 1648 г. французские войска одержали ряд значительных побед, что вынудило нового императора Фердинанда III пойти на заключение мира.

Победителями в войне стали протестантские страны, которые смогли остановить католиков и добиться признания своей религии.

Вопрос 2. Подумайте, на чём держалось европейское равновесие после Вестфальского мира.

Равновесие сил в Европе держалось на усилении Франции Людовика XIV и ослаблении Габсбургов.

Вопрос 3. Каковы последствия европейских войн XVIII в. для Великобритании, Австрии, Голландии и Франции?

По итогам войн XVIII в. Англия и Франция стали крупнейшими державами в Европе которые вели борьбу за торговое и колониальное преобладание. Австрия и Голландия утратили свое прежнее могущество и влияние.

Вопрос 4. Выскажите своё мнение о войне как способе разрешения противоречий между государствами.

Война это самое крайнее средство решения противоречий между государствами, которое используется лишь тогда, когда дипломатия не дате результатов. Необходимо все конфликты решить дипломатическим путем, не прибегая к войне.

Вопросы к документу

Вопрос. Чем вы можете объяснить, что грабежи и жестокое отношение к мирному населению не пресекались военным командованием?

Почему именно крестьянское имущество становилось лёгкой добычей солдат – своих и чужих?

Как вы думаете, существовала ли связь между войной, голодом и эпидемиями?

Грабежи и жестокое отношение к мирному населению не пресекались военным командованием потому что, таким способом снабжалась армия Валленштейна, а также военные действия велись на территории протестантских княжеств, поэтому католики закрывали глаза на убийство еретиков.

Потому что крестьяне не имели права носить оружия и не могли защитить себя против солдат.

Да, существовала война губила урожаи, убивало работников, солдаты отбирали пищу, обрекая крестьянские семьи на голод. Голод ослаблял организм,что способствовало распространению эпидемий.

Прошло еще совсем немного времени, и в Европе вспыхнула война, которую с полным правом можно назвать первой общеевропейской:

Война длилась 30 лет (1618-1648), поэтому ее и назвали тридцатилетней. Причины войны были довольно запутанными и уходили корнями во време­на Реформации и Крестьянской войны в Германии. Испанские и австрийские Габсбурги стремились вновь объединить свои владения, как уже было в 1519- 1556гг. при Карле V . Кроме того, католическое ду­ховенство хотело отобрать у князей-лютеран те гер­манские территории, которые остались за ними по Аугсбургскому миру (1555).

Еще до начала войны немецкие князья-протестан­ты заключили военно-политический союз - Евангели­ческую унию (1608). В ответ на это князья-католики создали свою, Католическую лигу с Максимилианом Баварским (1609). В мае 1618 г. протестанты Чехии восстали против католиков. Чешский сейм (парламент) избрал новое королевство не принадлежит австрийским Габсбургам. Глава Евангелической унии Фридрих, кур­фюрст Пфальца, был избран чешским королем. Это ста­ло началом Тридцатилетней войны.

Чешские войска двинулись на Вену. Поначалу на­ступление развивалось успешно. Однако в ноябре 1620 г. войска Католической лиги разбили чехов у Белой Горы под Прагой. К 1627 г. вся Чехия вновь была под­чинена Габсбургам. Их объединенные войска заняли также и владения Фридриха Пфальцского на Рейне. Затем католические армии разгромили Данию и кня­зей-протестантов на севере Германии.

Но вскоре король Швеции Густав-Адольф, собрав и оснастив (в основном на французские деньги) огром­ную армию, высадился в Северной Германии и нанес ряд поражений католикам. Шведы заняли даже Мюн­хен - столицу Баварии, главной опоры Католичес­кой лиги. Однако в одном из сражений Густав-Адольф погиб (ноябрь 1632 г.), и шведы лишились не только короля, но и блестящего полководца. Шведская ар­мия стала отступать.

Казалось, конец войны близок. Но тут в нее на­конец-то открыто вступила Франция (1635). Француз­ские армии опустошали юго-западные земли Герма­нии, а шведы то и дело совершали набеги на ее север­ные области.

В октябре 1648 г. был заключен Вестфальский мир. Главным его итогом был фактический распад Священной Римской империи. Она и до этого была объединением фактически самостоятельных госу­дарств, но Вестфальский мир закрепил это положе­ние, предоставив немецким князьям право заключать союзы друг с другом и даже с иностранными государ­ствами. Правда, формально "империя" и на этот раз была сохранена.

В период Тридцатилетней войны впервые наме­тились черты будущих коалиций и блоков (военно-политических союзов государств), сеть которых нач­нет опутывать Европу только полтора столетия спус­тя, в конце XVIII в. Подобные объединения отлича­лись не только агрессивностью и стремлением к пе­ределу своих и чужих границ. Существование враж­дебных блоков и союзов делало международную об­становку более стабильной и надежной, чем в пре­жние времена, когда каждый воевал за себя.

В данном конспекте тема урока «Международные отношения в XVI-XVIII веках в Европе + таблица » (7 класс) по предмету «Всемирная история». Смотрите также Конспект урока по предмету «История России».

Причины международных конфликтов.

Первая причина . Две точки зрения на то, какая должна быть Европа: 1) правившие в Священной Римской империи австрийские Габсбурги считали, что должна существовать единая империя, во главе которой должен стоять поддерживаемый папой римским католический император (из династии Габсбургов конечно же), 2) Англия и Франция считали, что в Европе должны существовать самостоятельные национальные государства.

Вторая причина . В XVI в. Европа расколота по религиозному признаку на католиков и протестантов. Католические страны стремились остановить «ересь», протестанты считали «истинным» своё вероучение. Религиозные войны стали европейского масштаба.

Третья причина . Экономические противоречия - борьба за колонии, за рынки, за господство на морских торговых путях.

Четвертая причина . Отсутствие ясной и постоянной политики некоторых стран. Позиции французских королей менялись в зависимости от интересов внутренней политики, их вероисповедания и личных симпатий, поэтому они выступали то на стороне Англии, то на стороне Испании.

Соперничество между Францией и Испанией за влияние на богатую Италию привело к Итальянским войнам (1494-1559). В этих войнах приняли участие французы, испанцы, итальянцы и немцы. Итогом войны стало фактическое подчинение Италии испанскому королю.

ТРИДЦАТИЛЕТНЯЯ ВОЙНА . Причины

Первая общеевропейская войн а. Так историки называют Тридцатилетнюю войну (1618-1648 ), поскольку она была войной не двух-трёх держав, а почти всех стран Европы, объединённых в две мощные коалиции.

Война началась как религиозный конфликт между немецкими католиками и протестантами. На стороне католиков и Габсбургов сражались Австрия, германские католические князья и Испания. Им противостояли германские протестантские князья, протестантские Дания и Швеция, а также католическая Франция, стремившаяся не допустить усиления позиций Габсбургов в пограничных с ней немецких княжествах. Антигабсбургский лагерь с начала конфликта поддерживала и Россия.

Император Священной Римской империи Фердинанд II Габсбург (1619-1637) поставил перед собой задачу искоренить протестантизм и установить контроль империи над всей европейской территорией.

В ходе войны расстановка сил менялась: многие германские князья переходили то на одну, то на другую сторону. Военные действия в основном шли на территории Германии.

Чешский период 30-летней войны .

Поводом к войне послужили события в Чехии, входившей в состав Священной Римской империи . В 1618 г. чешские дворяне, возмущённые религиозными преследованиями, выбросили из окон Чешской канцелярии в Праге королевских наместников. Это означало разрыв отношений с Австрией. Чехи под предводительством графа Турна двинулись на Вену и в июне 1619 года завладели её предместьями.

Фердинанд II , ставший в 1619 году императором, отправил против повстанцев большую армию, которая в 1620 г. разбила наголову чешское войско у Белой горы , после чего над восставшими учинили жестокую расправу. Чехия была превращена в австрийскую провинцию Богемию .

Датский период 30-летней войны .

Победа императора вызвала тревогу Дании , имевшей свои территориальные владения в Северной Германии. Дания вступает в коалицию с Англией и Голландией и в 1625 г. начинает военные действия.

Но на помощь католикам приходит талантливый полководец Альбрехт фон Валленштейн (1583-1634), который в отсутствии в казне денег предложил Фердинанду II создать армию в 50 тыс. человек без особых расходов для казны. За это император назначил его имперским главнокомандующим. Военная система Валленштейна состояла в том, что армия должна сама себя содержать путём ограбления населения той местности, где она находится. Император узаконил разбой солдат на покорённых территориях.

В 1626 г. имперские войска разгромили датчан и их немецких протестантских союзников и заняли территорию северогерманских государств. На этих землях было восстановлено господство католической церкви. Потеряв половину армии, датский король бежал, а затем был вынужден заключить мир (1629 ) и обязался впредь не вмешиваться в дела Германии.

Шведский период 30-летней войны .

Шведский король Густав II Адольф - страстный лютеранин, хотел ослабить позиции католицизма и захватить в свои руки всё Балтийское море, собирать в свою пользу торговые пошлины, превратить королевство в сильную балтийскую империю.

В 1630 г. Густав II Адольф привёл в Германию небольшую, но хорошо организованную, регулярную и профессиональную армию, состоявшую из трёх родов войск, которыми командовали кадровые офицеры. Главной боевой силой короля были стремительные атаки его кавалерии, кроме того, он искусно пользовался лёгкой и подвижной полевой артиллерией.

Помощь шведскому королю оказывали Франция и Россия. Франция, желавшая ослабить Габсбургов, помогала деньгами. Россия поставляла Швеции дешёвый хлеб, надеясь при её поддержке вернуть Смоленск, захваченный Польшей.

Шведский король занял земли Южной Германии. В ноябре 1632 г. шведские войска в битве у Лютцена нанесли поражение войскам императора, однако в кавалерийской схватке погиб король Густав II Адольф. После гибели своего полководца шведские войска остались в Германии и превратились в таких же грабителей, как и банды Валленштейна.

Окончание 30-летней войны

В 1634 году сын Фердинанда II, будущий император Фердинанд III, нанёс шведам решительное поражение при Нёрдлингене. Сложившейся ситуацией воспользовалась Франция, заключившая союз с Голландией и Швецией. В 1635 г. Людовик XIII объявляет войну Испании, а кардинал Ришелье посылает в Германию французские войска.

В 1637 году новый император Св.Римской империи — Фердинанд III (1608-1657). В 1647 году он едва не попадает в плен шведским партизанам. К 1648 г. французские войска одержали ряд значительных побед, что вынудило нового императора пойти на заключение мира. Очистить свои владения от солдатских и разбойничьих шаек Фердинанду удалось лишь к 1654 году.

Вестфальский мир.

Война закончилась в 1648 году Вестфальским миром, заложившим основы новых отношений между государствами в Европе. По условиям мирного договора Франция получила Эльзас. Швеции была выплачена контрибуция, но главное - она получила обширные земли на Балтике, закрепив таким образом свой контроль над устьями важнейших судоходных рек Германии - Одера, Эльбы и Везера. Важнейшие торговые пути Германии оказались в руках шведов. По Вестфальскому миру была признана независимость Голландии (Соединённых провинций) от Испании.

Вестфальский мир положил конец вражде католиков и протестантов. Были признаны равноправными католическая и протестантская церкви . Священная Римская империя германской нации фактически распалась, но вопрос создания национальных государств на её территории решён не был. Возросшая независимость князей препятствовала национальному объединению Германии.

Равновесие сил в Европе, основанное на Вестфальском мире, держалось на усилении Франции Людовика XIV и ослаблении Габсбургов.

Война за испанское наследство.

В 1700 г. умер король Испании Карл II Габсбург . По его завещанию корона Испании переходила внуку французского короля Людовика XIV герцогу Филиппу Анжуйскому . Однако ни одна европейская страна не пожелала с этим примириться, боясь ещё большего усиления Франции. Великобритания, Голландия и другие страны начали войну, которая привела Францию к разорению.

По условиям мирного договора 1714 года Филипп Анжуйский отказался от прав на французскую корону. Война ослабила и Бурбонов, и Габсбургов, и в Европе сложился новый баланс сил. Значительно усилилась Англия. Расширились и возможности для английской колонизации Северной Америки.

Другие войны XVIII века.

Северная война (1700-1721). Россия в союзе с Данией воевала против Швеции. В этой войне победу одержала Россия.

Война за австрийское наследство (1740-1748). В 1701 г. император Священной Римской империи разрешил появлению нового государства — королевство Пруссия. В 1740 г. умирает император Карл VI Габсбург, завещая все свои владения дочери - Марии Терезии. С этим решением не согласились европейские монархи. На австрийское наследство предъявил права король Пруссии Фридрих II. В войну против монархии Габсбургов вступили Франция, Испания и часть немецких князей. Марию Терезию поддержали Великобритания, Голландия и Россия.

Но условиям мирного договора Марии Терезии удалось сохранить единство своих территорий. Со времени этой войны между династией прусских и австрийских королей началось острое соперничество за первенство среди германских государств.

Семилетняя война (1756-1763). В ней Пруссия и Англия воевали против Австрии, Франции, Саксонии, России и Швеции. В этой войне проявилась военная мощь России, армия которой нанесла ряд поражений считавшейся непобедимой прусской армии и дошла до Берлина.

В итоге Семилетней войны европейские границы не изменились, а наибольшие выгоды получила Англия, к которой перешли большие французские владения в Индии и Северной Америке (Канада и Луизиана). Англия, оттеснив Францию, стала ведущей колониальной и торговой державой мира.

Русско-турецкая война (1768-1774). В XVI-XVII вв. опасным соперником европейских держав была Османская империя, которая в результате успешных военных действий в XVI в. превратилась в огромное по территории и численности населения государство.

В результате французских и польских интриг османский султан Мустафа III в 1768 году объявил войну России, воспользовавшись как предлогом действиями русской армии в Речи Посполитой.

В 1774 году Османская империя вынуждена была подписать с Россией Кючук-Кайнарджийский договор . В результате войны, закончившейся победой Российской империи, в её состав вошли земли в Крыму (остальной Крым был присоединён к России на 9 лет позже - в 1783 году), а также Азов и Кабарда. Крымское ханство формально обрело независимость под протекторатом России. Россия получила право вести торговлю и обладать военным флотом на Чёрном море.

Конспект урока ««.