Секреты маунт блейд огнем и мечом. Mount and Blade Огнём и мечом. Из метательного в древковый

Это интересно : после того как у отряда закончится провизия, можно не досчитаться нескольких лошадей.

Многие возможности такой игры как Mount & Blade не являются тривиальными и остаются за рамками всяческих гайдов и руководств. Большинство игроков даже не представляют насколько интересен и глубок мир Кальрадии. Эта коллекция секретов, советов и подсказок -своеобразный экспресс, погружающий в самые малозаметные детали геймпея, узнать которые можно лишь играя сутками напролет.

  • В дождь арбалеты не столь эффективны.
  • В дождь люди и кони двигаются медленнее.
  • Вы можете задержаться на глобальной карте, зажав клавишу «Пробел».
  • Новых воинов можно нанимать в тавернах.
  • Отдавать приказы спутникам можно и в бою.
  • Чем выше боевой дух группы, тем быстрее она перемещается по карте.
  • Раненые быстрее излечиваются в тавернах.
  • Для быстрой покупки и продажи вещей, находящихся у вас собой, нажмите и держите клавишу Ctrl и щёлкните на нужном предмете левой кнопкой мыши.
  • Для того чтобы открыть командный интерфейс в бою, нажмите клавишу Backspace .
  • Если вы разместились в городе или замке, то вы будете выплачивать команде половину жалованья. То же самое относится и к отрядам, размещённым в замке в качестве гарнизона.
  • Чтобы незамедлительно покинуть местность, нажмите клавишу Tab .
  • Чтобы лучше прицелиться, нажмите клавишу Shift (эффект оптического прицела).
  • Вы можете приказать солдатам удерживать определенную позицию, зажав клавишу F1 (перемещая флажок).
  • На мини-карте (во время битвы по нажатию backspace ) можно приказать войскам переместится в определенную точку, указав ее кликом.
  • Можно перемещать войска и пленных игрока оптом из отряда/в отряд (например, из гарнизона), если зажать ctrl
  • Если вы главнокомандующий (маршал), а подчиненный лорд отказывается идти в нужный город или замок, можно приказывать ему несколько раз подряд и рано или поздно он обязательно согласится выполнять приказ
  • Если вы не маршал (воевода), но попросили следовать за вами союзного лорда (лордов), то он (они) не будет помогать вам при штурме, а только в полевых сражениях.
  • Чтобы поднять лошадь на дыбы, нужно одновременно нажать ctrl+J
  • Хромую лошадь можно вылечить в инвентаре. (при этом она может потерять бонус)
  • Хромая лошадь может умереть в бою (исчезнет из инвентаря).
  • В любой момент имеется возможность завершить игру через меню: лагерь=>уйти на покой (при этом будет показана сводная информация и дальнейшая судьба героя)
  • Если «тайком проникнуть» во вражеский город, то можно пользоваться всеми благами, включая таверну, торговцев, турниры, гильдмастера и пр.
  • Испорченные отношения с лордами можно улучшить через жен, отправляя подарки (потребуются деньги, товары).
  • При хороших личных отношениях вражеские лорды не нападают на вас, а их деревни дают рекрутов.
  • Не бывает совершенно несовместимых спутников. Бывает мало морали (лидерство, победы, разнообразие еды).
  • В отряде могут одновременно находиться не более 32 типов войск (для пленных в замках/городах такое же ограничение).
  • Если подпрыгнуть с натянутой тетивой, то целеуказатель не собьется, что позволяет эффективно расстреливать ботов.
  • Если при разговоре с NPC навести курсор мыши, то покажут уровень отношений с ним или его фракцией.
  • Если ПЕРЕД боем в меню «напасть\послать воинов\отступить» нажать I , то откроется инвентарь, с помощью которого можно сменить экипировку.
  • В том же меню работает клавиша P . Т.е. можно вызвать меню отряда, например с целью перегруппировки. Работает только при полевом бое и только если главный герой является инициатором битвы (а не присоединяется к уже начатой кем-то другим)
  • Если тетива лука, арбалета уже натянута, выстрел можно отменить нажатием правой кнопки. Точно также делается «ложный замах» при ударах оружием в ближнем бою.
  • В деревнях с хорошим отношением вместо рекрутов можно нанять войска более высокого ранга.
  • Жалованье бойцов, размещенных в гарнизоне, уменьшается вдвое.
  • А вызнали, что в любой момент можно изменить внешность и имя героя, кликнув на имя или портрет окне персонажа?
  • Местонахождение любого лорда можно узнать через диалог с лордом той же фракции. (Узнать где находится ваш вассал можно также у своей жены)
  • NPC могут находится не только на первом, но и на втором этаже таверны.
  • На глобальной карте можно кликнуть правой кнопкой мыши на любом населенном пункте или отряде и появится меню: следовать в это место (за отрядом) и справка по данному месту (отряду)
  • Навык «верховая езда» (riding ) важен не только как ограничение при выборе лошади, но и как бонус прибавки к их скорости и маневренности
  • После смерти лорда его отряд превращается в беспорядочную толпу (теряются построения).
  • Вероятность вступления в бой каждого типа воинов прямо зависит от порядка расположения в списке (чем выше отряд- тем выше его вероятность)
  • Обычных крестьян и селянок можно прокачать в юнитов высокого ранга. Из крестьянок, например, в итоге получаются сестры войны, экипированные арбалетами и тяжелыми латами (кроме того есть щит, меч и конь).
  • При сохраняются все дополнительные бонусы стартового (временного) персонажа. (дворянский флаг, книги, стартовая экипировка).
  • После попадания в плен у главного героя в случайном порядке понижается на 1 пункт одна из базовых характеристик (сила, ловкость, интеллект, харизма).
  • При росте чести ухудшаются отношения с лордами, пользующимися плохой репутацией (и растёт с теми, кто пользуется хорошей).
  • В турнирных битвах можно (и нужно!) управлять своей командой.
  • Пленных лордов в чужих замках и городах можно освобожать не только по квесту, а по собственной воле.
  • Охотники за головами прокачиваются в работорговцев — одних из самых топовых юнитов в игре. Их главная особенность — экипировка дробящим оружием, которая позволяет пленить врагов в больших количествах.
  • Нажав на клавишу «X» , можно использовать альтернативные возможности оружия. Например, дротиком атаковать как обычным копьем в ближнем бою.
  • После создания собственного королевства компаньонов можно верстать в лорды, раздавая им владения.
  • Союзные лорды и вассалы могут оставлять своих пленных в вашем городе/замке. (Для этих целей можно использовать проведение праздника)
  • Вьючные лошади увеличивают скорость перемещения отряда при загруженном инвентаре.
  • Проявляя благородство при выполнении заданий, можно увеличить параметры чести. Например, отказавшись от награды за убийство преступника или за спасение деревни от разбойников.
  • Разговаривая с жителями деревень и городов, можно получить ценную информацию о характере лордов, выгодных товарах и пр.

С большим удовольствием добавлю ваши подсказки, советы по игре. Не стесняйтесь, оставляйте комментарии. Постепенно буду пополнять данную коллекцию.

Подробности Создано: 16 марта 2010

Испытай, завладев еще теплым мечом
И доспехи надев, что почем, что почем?!
Разберись, кто ты – трус иль избранник судьбы,

И попробуй на вкус настоящей борьбы.

В.Высоцкий

Внимание! Нижеследующий текст содержит "спойл"- информацию, то есть прямые подсказки о прохождении сюжетного квеста в игре. Актуально для версии 1.015.1

Как только отношения Главного Героя (ГГ) с Войском Запорожским поднимаются до +10, первый встречный запорожский лорд выдает задание на защиту села от разбойников. Отправляемся в село, сражаемся с бандитами, причем для начала игры там довольно сильный отряд. После победы, ГГ окликает старик, разговариваем с ним, но старик смертельно ранен, и умирая он произносит ключевую фразу: «Вижу что не враг ты казакам … Черный Гетман ! Найди его, спаси Украину!»

Совет: до того, как сдать квест, принести присягу Богдану Хмельницкому (требование по известности 50+), потому как, не будучи лордом какой-либо фракции, известность, деньги и, главное, опыт зарабатывать тяжко .

Расспрашиваем всех подряд подданных Запорожского Войска «Кто такой Черный Гетман?», лорды отвечают, что нет в Запорожье такого гетмана или может колдун какой, но ГГ не отчаивается – и, наконец, случайный лорд советует нам обратиться к хранцузу Жаку де Клермону. Отправляемся к Смоленску на поиски шевалье Клермона. Француз вспоминает от кого из Запорожских полковников слышал эту фразу.

Разговариваем с указанным Клермоном полковникам, но Запорожец отказывается говорить. Появляется квест «На побегушках ». Становится ясно, что для того, чтобы дальше проникнуть в тайну Черного Гетмана, нужно поднять отношение с этим полковником. Можно еще съездить к Клермону с предъявой типа «Молчит полковник», француз ответит, что «Сечевики кому-попало своих тайн не раскрывают, попробуй завоевать его доверие». Выполняем мелкие задания полковника, как то: доставь письмо, собери налоги, накажи убивца-супостата и т.п. или помогая в бою. Когда отношения с полковником станут 25+, он станет другом ГГ – и, наконец, запорожец отвечает на вопрос ГГ. Узнаем, что Черный Гетман - это старинный пернач, выкованный из метеоритного железа. Если верить легенде, правитель, который им обладает, не будет знать поражений. Полковник вспоминает, что слышал о Черном Гетмане от пленного хорунжего из свиты князя Януша Радзивилла. «Послужи Войску Запорожскому, - просит сечевик, - Найди Радзивилла и разузнай, где Черный Гетман».

Януш Радзивилл – это претендент на престол Речи Посполитой. Разыскиваем князя (поездив по городам Речи Посполитой или спросив за 30 талеров у путника в кабаке). Расспрашиваем Януша о Черном Гетмане, но князь отвечает, что это фамильная тайна Радзивиллов. Януш готов рассказать её ГГ, если тот поможет Радзивиллу завоевать трон Речи Посполитой. Необходимо принести князю присягу (требование по известности 200+) и поднять мятеж против Яна Казимира .

Януш Радзивилл присоединяется к отряду. Разговариваем с ним, нет ли каких поручений. Мятежный князь прикажет захватить город – временную столицу, мол «Не досуг княжичу с такими головорезами по Польше носиться».

Совет: сначала переговорить со всеми лордами Речи Посполитой с предложением присоединиться к мятежу (перед каждым разговором лучше сохраняться и перепробовать все варианты ). Думаю человек 8-12 удастся уговорить.

Захватываем город одного из дворян РП, который отказался поддержать претендента, можно воспользоваться помощью мятежных лордов (при поддержке претендента на престол ГГ становится маршалом, и может приказывать лордам и распределять завоеванные владения). Радзивилл уходит из отряда в захваченный город, причем на карте его не видно, и чтобы с ним поговорить нужно непосредственно в крепость заходить.

Просим у князя задание. Получаем приказ захватить Киев , который к этому времени становится городом РП. Отряд там довольно сильный, так что опять-таки можно воспользоваться помощью мятежных лордов.

Возвращаемся к ясновельможному князю, получаем новое задание, будто бы в захваченном Киеве заговор и нужно поговорить с Киевским главой – преданным человеком Януша. В разговоре с головой ГГ за 5 тыщ. талеров выясняет, что Радзивилл несколько лет назад втайне вывез из старинного монастыря саркофаги князей рода Ольговичей , которые жили в Киеве в XII веке... И здесь произносится фраза "Черный Гетман". Похоже, Радзивилл не так прост как кажется…

Разговариваем с Янушем, но тот говорит, что он еще не король Речи Посполитой и дает новое задание – захватить татарского мурзу . После пленения Крымского лорда к ГГ попадает письмо, которые татары перехватили у московского лазутчика. В письме содержится информация о тайне "Черного Гетмана" и указывается, что он вывезен в родовую усыпальницу Радзивиллов и упоминается, что разгадка может найтись в архиве тамплиеров в Риге .

Передаем пленного татарского лорда Янушу и еще раз спрашиваем о «Черном Гетмане», но Радзивилл опять отнекивается, ГГ говорит: «Тогда, княже, не обижайся, если я сам все разузнаю».

Отправляемся в Ригу. У городского головы просим доступ в ратушу, где действительно хранятся древние тамплиеровские записи. Голова требует разрешение лорда-владельца Риги или «Если бы город был твоим…». У ГГ появляется выбор – либо получить разрешение лорда, путем «нидецкого» качания отношений, либо просто захватить Ригу. Первый вариант долго и лениво, тем более, что на данный момент со Швецией была война, это еще и денег на заключения мира надо было бы тыщ 30, поэтому выбираем второй. Опять-таки берем в помощь пару отрядов мятежных лордов (гарнизон в городе очень приличный) и захватываем Ригу. Будучи маршалом, оставляем город в свое владение. Еще раз разговариваем с головой – без проблем получаем доступ в архивы и узнаем, как Радзивиллы связаны с Черным Гетманом – их род берет начало от древних волхвов. В результате появляется задание "Родовая усыпальница Радзивиллов ".

Разговариваем с Янушем, но пока он претендент – отказывается отвечать. Решаем посадить-таки князя на трон Речи Посполитой. Став королем Радзивилл увиливает от ответа, причем с каждым вопросом отношения с ним падают на -20. Понимаем, что темнит что-то князь. Спрашиваем у польских лордов, где фамильный склеп Радзивиллов, чтобы получить ответ, нужны отношения с одним из них +35.

Отправляемся в Несвиж (если кто не знает то именно в этом Белорусском городке фамильный дворец и усыпальница князей Радзивиллов) . Ссылаясь на Януша, разговариваем со старостой. Деревенский староста рассказывает, что саркофагами недавно интересовался какой-то старый русский князь, которого убили рыскающие возле Несвижа дезертиры. Разговариваем с армадой разбойников. Можно сразиться с ними, но победить будет тяжко – их там 215 штук прокаченных бойцов. Второй вариант - за 5 тыщ. денег узнаем, что фамилия старого князя Борятинский и получаем семейный перстень. Борятинские каким-то образом связаны с Черным Гетманом.

Разыскиваем лорда Московского Царства Юрия Борятинского. Нужно встретиться с ним именно на карте – в городе он, почему-то, говорить отказывается. Князь не доверчив, если отношения с ним в минусе, придется сразиться с ним и взять в плен. Если же отношения >0, то отдаем перстень. Выясняется, что Борятинские - потомки князей-Ольговичей. В роду их хранилась старинная "Воронова книга " в которой изложены все тайны. Но книгу эту молодой князь продал заезжему торговцу. Ищем по кабакам книготорговца и за 7000 талеров покупаем «особую книгу». Воронова книга написана на древнем языке, чтобы ее прочитать необходим интеллект 15. Если к этому времени интеллект не прокачен, то расспрашиваем всех подряд лордов кто может прочесть древние письмена. Один из лордов вспоминает, что в Новгороде есть монах Пафнутий .

Едем в Новгород и разговариваем с монахом. Нужно сопроводить Пафнутия в населенный пункт, где тот оставил свои словари и книги и немного подождать, пока тот занят переводом.

Прочитав "Воронову книгу" почти полностью проникаем в тайну Черного Гетмана. Остается лишь выяснить, кто и как может им воспользоваться. Появляется квест «Казацкие легенды » Расспрашиваем всех подряд о том, кто может знать казацкие легенды. Один из лордов Войска Запорожского припомнит, что о чем-то подобном пел казак Мамай . Это один из спутников, ищем его по кабакам Запорожских городов. Чтобы взять Мамая в отряд, платим трактирщику его долг в 5000 талеров (ну любит Мамай гульнуть широко). Расспрашиваем казака о Черном Гетмане. Мамай советует обратиться к полковнику Барабашу . Барабаш – это претендент на трон Войска Запорожского. Находим его и разговариваем. Барабаш рассказывает ГГ, в чем сила пернача - находясь в руках гетмана Войска Запорожского он делает его почти непобедимым.

Теперь, когда становится известно, что пернач точно захватил Радзивилл, решаем еще раз поговорить с Несвижским старостой , он явно что-то не договаривал. В Несвиже ГГ ждет засада – сильный отряд польских солдат. После победы пленный волонтер рассказывает, что Радзивилл с помощью Черного Гетмана пытается привлечь на свою сторону запорожских полковников. Так же читаем указ короля Януша Первого о том, что ГГ предатель и бандит, разграбивший фамильную усыпальницу Радзивиллов, и лордам Речи Посполитой назначена награда за его голову (отношение с РП становятся -40).

Далее нужно захватить Януша Радзивилла . Есть два варианта: Мамай советует прибыть к Радзивиллу в замок под видом наемника, второй – победить его в поле и захватить в плен. Заходим в замок к Янушу, но он узнает ГГ – короткая жестокая схватка с Радзивиллом и его личной охраной – штук 5 кирасиров, победа и легендарный Черный Гетман в инвентаре ГГ! Рубящий урон у этой штуки аж 50. Потом нужно еще вырваться из города. Если же Януш разбит в поле, то вскоре после пленения ясновельможны князь умирает от сердечного приступа и на карте появляется его могилка.

Возвращаемся к Барабашу. Полковник говорит, что только в союзе с Речью Посполитой Украина может достигнуть расцвета и предлагает поднять мятеж против Богдана Хмельницкого. «Но Хмель хитер, как лис, поэтому сначала нужно поговорить с Запорожскими Полковниками, показать им Черный Гетман, и только когда больше половины из них перейдет на нашу сторону, можно выступить против Хмельницкого в открытую».

Можно отказаться и Мамай посоветует стать подданным Войска Запорожского – обладателя Черного Гетмана Богдан непременно сделает маршалом. Если к этому времени у ГГ отношения с ВЗ высокие (у меня были +38 симпатия), то ГГ сразу становится маршалом, или же поднимать отношения с фракцией и с лордами и на скорых выборах ГГ изберут маршалом.

Если же соглашаемся поддержать Барабаша в борьбе за трон Запорожского Войска, то предстоит разговаривать с полковниками за будущее Украины и уговаривать их присоединиться к Барабашу. Большинство из них согласно идти за тем, у кого в руках Черный Гетман, но первый же лорд советует поговорить с самим Хмельницким, может быть все на самом деле не так, как рассказывает старый гетман? Находим Богдана и разговариваем с ним. Хмельницкий говорит ГГ, что Барабаш с потрохами продался клятым ляхам и в доказательство своих слов предлагает перехватить гонца , который везет польскому королю верноподданическое послание Барабаша. Можно не поверить и отказаться, а можно согласиться. Тогда нужно перехватить указанный караван (Совет: здесь лучше сохраниться) Причем это не простой обоз, а целая армия из 216 отборнейших польских солдат, которых еще выследить и догнать надо. Если ГГ не успеет перехватить обоз, то квест будет провален, и вернуться к Богдану возможности уже не будет. Разбив караван в руки ГГ попадает компрометирующее Барабаша письмо. Прочитав его можно оставить мятежного гетмана и вернуться к Хмельницкому, либо продолжить разговаривать с запорожскими лордами и потом поднять мятеж.

Ветка если ГГ поднял мятеж и сделал Барабаша гетманом Войска Запорожского. Барабаш объявляет войну Московскому Царству . Пользуясь положением маршала ГГ уничтожает МЦ. После полного разгрома Московского Царства появляется сообщение, что царь Алексей Михайлович задурил казацкой старшине головы, и половина запорожских лордов со всеми владениями переходит на сторону МЦ. Придется подавить мятеж и уничтожить возникшее государство Мятежники - Московское Царство.

Ветка если пойти за Хмельницким - после того, как ГГ станете маршалом, Богдан издает универсал и приказывает уничтожить Речь Посполиту . Пользуясь положением маршала ГГ уничтожает РП. После полного разгрома РП появляется сообщение, что король Ян Казимир задурил казацкой старшине головы и половина запорожских лордов со всеми владениями переходит на его сторону. Придется подавить мятеж и уничтожить возникшее государство Мятежники-Речь Посполита.

Далее не важно, кто стал гетманом Войска Запорожского - Хмельницкий или Барабаш. Через некоторое время после победы гетман призывает ГГ к себе и объявляет, что он якобы потомок древнего княжеского рода и намерен создать новое государство - Великое княжество Русь . Нужно завоевать того, кто остался (ЦМ или РП). Но так как между Войском Запорожским и Московским Царством/Речью Посполитой мир, то нужно хитро спровоцировать войну. Гетман, чтобы казацкая старшина не взбунтовалась, предлагает ГГ покинуть Войско Запорожское и захватить один вражеский город, тогда враги сами объявят войну Запорожью, а гетман перед своими дворянами будет «не при делах». В этом случае потеряем все свои нажитые потом и кровью владения и придется в одиночку захватывать город МЦ/РП. После захвата между Войском Запорожским и вражеским государством объявляется война и гетман принимает ГГ обратно с вручением маршальского жезла.

Второй вариант: можно отказаться от предательства и, будучи маршалом, напасть на врагов в открытую. Появляется квест «Война на два фронта ». (Это вариант для заядлых хардкорщиков ) . В этом случае ВСЕ запорожские лорды со своими владениями переходят на сторону врага, т.е. в государстве Войско Запорожское остается только гетман да маршал, т.е. ГГ.

После уничтожения Московского Царства/Речи Посполитой разговариваем с гетманом. Появляется новое государство – Великое княжество Русь. Теперь чтобы преодолеть дворянскую вольницу, помазаться на царство и стать истинным правителем, создать новую династию - новый императорский род, гетману необходимо короноваться. Гетман рассказывает ГГ о древней короне Витовта, которую, собственно, и необходимо найти и доставить правителю. Появляется квест «Корона Витовта ». Да, сначала Черный Гетман, теперь древняя корона, пропавшая 300 лет назад, что ни день, то новые загадки. Но теперь в отряде ГГ есть знаток старинных легенд и преданий казак Мамай! Он вспоминает, что слышал от одного кобзаря об ентой короне, и что, якобы она хранится в одном из монастырей. Мамай просит полторы тыщи денег и уезжает разузнать поточнее. Через несколько дней Мамай возвращается и рассказывает, где именно хранится древняя реликвия. Разговариваем с гетманом, просим выделить войско, но он говорит, что положение его непрочно и ему никак нельзя воевать со священнослужителями, к тому же дворянству необходимо сказать, что это корона всегда хранилась в роду гетмана и ждала своего часа. Отправляемся в указанный монастырь, где облачившись в монашескую рясу (даже босиком, благо хоть верное оружие пронести удалось) ГГ в одиночку проникает в монастырские катакомбы. Свои тайны монахи хранить и защищать умеют отлично. (Совет: сохраниться не забываем ) . Если прокаченные стражники нас «завалят», то ГГ казнят и игра закончится (правда появится красивый листочек на котором будет написано, что среди местных жителей до сих пор ходит легенда л том, что в 1655 году под этим монастырем произошла кровавая битва, и именно здесь по слухам погиб великий воин ГГ). Победив всех стражей, находим древнюю реликвию и доставляем корону гетману. Гетман становится Великим князем. ГГ получает задание захватить всех кто еще не захвачен. От моря до моря , такова воля нового Великого князя …

После того, как на карте останется только одно государство – Великое княжество Русь, появляется волхв, который забирает Черный Гетман, чтобы хранить его в тайном месте, и благодарит ГГ за сделанное для Руси … Да, наш ГГ оказался избранником судьбы, приняв самое непосредственное участие в вершении судеб целых народов Восточной Европы …

Прохождение игры Mount and Blade "Огнём и Мечом" вы можете обсудить

с ДПМЗП, ПЮЕОШ ДПМЗП НХЮЙМУС У лЕТЗЙФУЛЙН ИБОУФЧПН, ОП, Ч ЛПОГЕ ЛПОГПЧ, ПФЧПЕЧБМ ЧУЈ, ДП УБНПК РПУМЕДОЕК ДЕТЕЧОЙ, ПВХУФТПЙМ ЙИ, ЧЩУФБЧЙМ ЗБТОЙЪПО Й РЕТЕУБЦБМ ВПМШЫЙОУФЧП ЧБУУБМПЧ ИБОУФЧБ. оП, ОЕУНПФТС ОБ УМПЦОПУФШ ЧПКОЩ У ЛЕТЗЙФБНЙ, ЪБ ЧУА ЧПКОХ РПФЕТСМ ЮЕМПЧЕЛ ФТЙДГБФШ. уБНБС ЗМБЧОБС УМПЦОПУФШ - ЧПКОБ ОБ ДЧБ ЖТПОФБ. рП ПЛПОЮБОЙЙ ЧПКОЩ У ИБОУФЧПН, ПОП ЪБЛМАЮЙМП УПАЪ УП УЧБДБНЙ, ЛПФПТЩЕ ДП ЬФПЗП УПУФПСМЙ Ч УПАЪЕ УП НОПК. оЕ УНПФТС ОБ НОПЦЕУФЧЕООЩЕ ОБРБДЛЙ УП УФПТПОЩ ЛПТПМЕЧУФЧБ, С ТЕЫЙМ УОБЮБМБ ХОЙЮФПЦЙФШ ИБОУФЧП, Б РПФПН РПЛТПЫЙФШ ЛПТПМЕЧУФЧП. фБЛ Й РПМХЮЙМПУШ (РТБЧДБ, ЛПЗДБ С ПУБЦДБМ РПУМЕДОЙК ЪБНПЛ лЕТЗЙФПЧ, ЧУЕ УНЩМЙУШ ПФФХДБ). с ОЕ ПУФБЧЙМ ОЙ ПДОПЗП РПУЕМЕОЙС ИБОУФЧХ. чПЕЧБФШ У ИБОУФЧПН ОЕ ФБЛ ХЦ УМПЦОП - ЗМБЧОПЕ, РПДЗПФПЧЙФШ БТНЙА. уДЕМБФШ ЬФП НПЦОП ДОЕК ЪБ 120-200. зМБЧОПЕ РПВПМШЫЕ ФПТЗХКФЕ, ДЕТЙФЕУШ У РЕТЧЩНЙ ЦЕ ТБЪВПКОЙЛБНЙ, ТБЪПТСКФЕ ЙИ МПЗПЧБ, ЧЩРПМОСКФЕ ЪБДБОЙС. уБНЩНЙ ЗМБЧОЩНЙ АОЙФБНЙ ВЩМЙ Й ВХДХФ ЧБЫЙ ЗЕТПЙ, РТПУФП ОХЦОП ЛБЛ НПЦОП ЮБЭЕ ФТЕОЙТПЧБФШ ЙИ. пУПВП ОЕ ФТБФШФЕУШ ОБ ЛТЕУФШСО, ФПМШЛП ЕУМЙ ЧБН ОЕ ОХЦОБ ЛПМЙЮЕУФЧЕООБС БТНЙС - ЦТХФ РТЙНЕТОП ЧУЕ ПДЙОБЛПЧП, Б ЛБЮЕУФЧП ЧПЙОПЧ ТБЪОПЕ. х НЕОС ЧПМШОЩЕ МБФОЙЛЙ, ОБЕНОЩЕ ТЩГБТЙ Й ЕЭЈ ЛБЛЙЕ-ФП БТВБМЕФЮЙЛЙ - ЬФП ЧЩУЫЙК ХТПЧЕОШ ТБЪЧЙФЙС ЧПЙОПЧ. рПЛХРБКФЕ ЛОЙЗЙ, ПОЙ ДБАФ ВЕУРМБФОХА РТПЛБЮЛХ, РТБЧДБ, РПЛХРБКФЕ РП ДЧЕ, ЮФПВЩ РП РХФЙ НПЦОП ВЩМП УНЕОЙФШ ПДОХ ОБ ДТХЗХА. вЕТЙФЕ ЧУЕИ РХФЕЫЕУФЧЕООЙЛПЧ ЙЪ ФБЧЕТО - ПОЙ УФБОХФ МХЮЫЕК ХДБТОПК УЙМПК (РПУМЕ ХМХЮЫЕОЙС, ЛПОЕЮОП ЦЕ). чЩВЕТЙФЕ ЙЪ ОЙИ УБНЩИ ВМЙЪЛЙИ Л ЧБН РП НПТБМЙ, ЪБЭЙЭБКФЕ ЙОФЕТЕУЩ ФЕИ, ЛФП РТБЧ, ЛПЗДБ ЧБН ЦБМХЕФУС ЛФП-ФП. чПКОБ - ПЮЕОШ ФСЦЕМПЕ ДЕМП, ПУПВЕООП, ЕУМЙ ЧЩ ЧПАЕФЕ У ИБОУФЧПН. юЕН ВПМШЫЕ БТНЙС, ФЕН НЕОШЫЕ ДХИ, ФЕН НЕОШЫЕ ДЕОЕЗ Й РТПЧЙЪЙЙ - УППФЧЕФУФЧЕООП, ОБВЙТБКФЕ УБНЩИ ДПТПЗЙ ВПКГПЧ, ЮФПВЩ ВЩУФТЕЕ НПЦОП ВЩМП РТПЛБЮБФШ. оЕ ЙУРПМШЪХКФЕ ЮЙФЩ - ЗМХРП Й ОЕЙОФЕТЕУОП. рТБЛФЙЛХКФЕ ЖЕИФПЧБОЙЕ Й РБТЙТПЧБОЙЕ У ЧБЫЙНЙ УПМДБФБНЙ Й РХФЕЫЕУФЧЕООЙЛБНЙ, ЙУРПМШЪХКФЕ ЧУЕ ЧЙДЩ ФТЕОЙТПЧПЛ. ъОБЛПНШФЕУШ У ДБНБНЙ, ЮЙФБКФЕ ЙН УФЙИЙ, ЧЩРПМОСКФЕ ЪБДБОЙС ЙИ ТПДЙФЕМЕК. вПМШЫЕ ЧУЕЗП ЪБДБОЙК ЧЩРПМОСКФЕ ДМС РТБЧЙФЕМЕК, ФПЗДБ ТЕКФЙОЗ У ЗПУХДБТУФЧПН РПЧЩУЙФУС. ъБЧЕДЙФЕ УЕВЕ ДТХЪЕК СТМПЧ, ИБОПЧ, ЗТБЖПЧ, МПТДПЧ, ВБТЙОПЧ Й ЬНЙТПЧ. х ЧБУ РПСЧЙФУС ЫБОУ РЕТЕНБОЙФШ ЙИ ОБ УЧПА УФПТПОХ. пФРХУЛБКФЕ ЧУЕЗДБ ЧУЕИ, ЛФП ОЕ СЧМСЕФУС ЧБЫЙН УФТБФЕЗЙЮЕУЛЙН ЧТБЗПН. лПЗДБ ЧЩ УФБОЕФЕ ЪОБНЕОЙФЩ Й ВПЗБФЩ, Ч ЗПТПДБИ ЧУЕИ УФТБО ЗПТПЦБОЕ ОБЮОХФ ЗПЧПТЙФШ П ЧБУ - ОБЮЙОБКФЕ ЧПКОХ. ч РЕТЧХА ПЮЕТЕДШ, ОБДП РТПЕИБФШУС РП ЧУЕК лБМШТБДЙЙ, ЪБЛПОЮЙФШ ЧУЕ ДЕМБ, ОБВЙФШ ТАЛЪБЛ ЧУЕНЙ ТБЪОПЧЙДОПУФСНЙ РТПДПЧПМШУФЧЙС. хЮФЙФЕ, ЮФП ЧУЕ ОБЧЩЛЙ Й УРПУПВОПУФЙ ДПМЦОЩ ВЩФШ ОБ ПЮЕОШ ЧЩУПЛПН ХТПЧОЕ, ЛБЛ Х ЧБУ, ФБЛ Й Х ЧБЫЙИ УПТБФОЙЛПЧ, ЛХРЙФЕ ЙН МХЮЫЙИ МПЫБДЕК Й МХЮЫЙЕ ДПУРЕИЙ. чП ЧТЕНС РПМЕЧПК ВЙФЧЩ РТЙЛБЪЩЧБКФЕ ЧБЫЙН ПФТСДБН УМЕДПЧБФШ ЪБ ЧБНЙ, Й ЛПЗДБ ЧТБЗ РТЙВМЙЪЙФУС, ПВУФТЕМЙЧБЕНЩК ЧБЫЙНЙ МХЮОЙЛБНЙ, ЪБ 30-35 СТДПЧ ДП УВМЙЦЕОЙС ОБЮЙОБКФЕ ВЕЦБФШ ЧРЕТЕД Й РТЙЛБЪЩЧБКФЕ БФБЛПЧБФШ ЧТБЗБ. оЕ ВПКФЕУШ ХНЕТЕФШ - ЛТПНУБКФЕ, ЮФП ЕУФШ НПЮЙ. рТПФЙЧ ЛБЦДПЗП ЗПУХДБТУФЧБ, БТНЙС ЛПФПТПЗП ВБЪЙТХЕФУС ОБ МХЮОЙЛБИ, МХЮЫЕ ЧУЕЗП ЙУРПМШЪПЧБФШ ЛПООЙГХ. чУЕИ ЗЕТПЕЧ МХЮЫЕ УБЦБФШ ЙМЙ ОЕ УБЦБФШ ОБ МПЫБДЕК, Ч ЪБЧЙУЙНПУФЙ ПФ ЙИ ОБЧЩЛПЧ, ФБЛ ЦЕ УМЕДХЕФ ПДЕЧБФШ Й ТБЪДБЧБФШ ПТХЦЙЕ. дМС ЫФХТНБ ЛТЕРПУФЙ ЙУРПМШЪХКФЕ ВПМШЫЕ МХЮОЙЛПЧ, ЕУМЙ ЬФП ЗПТЩ, Й ФСЦЕМХА РЕИПФХ, ЕУМЙ ФБН ТБЧОЙОЩ. пФЛТЩЧБКФЕ ЧПТПФБ, ПВУФТЕМЙЧБКФЕ У ТБЪОЩИ УФПТПО, РТЩЗБКФЕ УП УФЕОЩ ОБ РЕТЕИПДСЭЙЕ ЧЩУПФЩ (ОБРТЙНЕТ, ДПНЙЛ РПД УФЕОПК). пВИПДС УЪБДЙ ЧЩ УНПЦЕФЕ ПФЧМЕЮШ ЧТБЗБ ОБ УЕВС, Й ФЕН УБНЩН РПНПЮШ РТПТЧБФШУС ЮЕТЕЪ НЕУЙЧП УЧПЙН УПМДБФБН.

— Ходят слухи, что, если король наш милостивый войну с турчином начнет, князь-воевода в Крым с огнем и мечом пожалует, и слухам этим рады по всей Украйне и на Низовье, ибо если не под его началом погуляем мы в Бахчисарае, тогда под чьим же еще?

— Погуляем, истинный бог! — откликнулись Курцевичи.

Генрик Сенкевич, «Огнем и мечом»

  • В горниле истории закаляется человек
  • Надел земли мне дайте в Польше
  • Шашка, горилка, конь Миколкин
  • Снятся ли драгунам снайперские винтовки
  • Пишем письмо турецкому султану

1654 год. Европа снова на распутье. В гонке великих держав вперед вырывается то одна, то другая. Сейчас шведы диктуют просвещенному миру свои порядки, но еще совсем недавно сильнейшим был гордый союз поляков и литовцев — Речь Посполитая. Ныне они переживают сложные времена. Очень уж опасны стали соседи — не одна только Швеция. Оправилось от пагубной смуты и стремительно набирает силы Царство Московское. Пышет нездоровым жаром Запорожская Сечь. Замышляет расширить свои владения крымский хан.

Все ощутимей над Восточной Европой витает запах пороха. Поворотный момент вот-вот настанет, и мир преобразится.

Мы с вами знаем, кто в конце концов оказался на коне, кто — под его копытами. Но ведь мозаика истории могла сложиться иначе, будь в те времена на Земле одним амбициозным человеком больше...

Авторы нового Mount & Blade взялись за благодатный материал. Правильно подойти к образу вольного воеводы в эпоху, воспетую Сенкевичем, и получится не игра — конфетка! Подкрутить механику оригинала, подлатать искусственный интеллект, повсеместно углубить процесс, и обертка выгодно подчеркнет прелесть содержимого. Если все удастся.

Примерно так, наверное, выглядит GPRS-навигатор у перелетных птиц.

Старая «История героя» рассказывала о псевдоевропейском средневековье. Универсальная, понятная всем и каждому тема. Но вымышленной Кальрадии и не снился накал страстей, присущий Восточной Европе середины XVII века. Избранный период щедр на пищу для увлекательного и эмоционального повествования. За игровым действом отныне стоит реальная история, наполняющая смыслом любую мелочь. На карте нет больше чуждых, абстрактных названий. Теперь можно посетить знакомые Новгород и Минск, Выборг и Варшаву, Москву с ее Лобным местом и собором Василия Блаженного. Или, скажем, ушедший в тень прошлого, но памятный хотя бы по Пушкину Бахчисарай.

Ключевые особенности игры остались прежними. Герой наш все так же начинает игру безвестным бродягой, в странствиях потихоньку набирается опыта и обзаводится верными приближенными и простыми соратниками. В основном за звонкую монету, которую еще нужно заработать, отбиваясь от разбойников и преодолевая прочие трудности скитальческой жизни. Время идет, в кошельке становится больше денег, а в отряде, соответственно, — бойцов. Вместе с войском растут и притязания. Закончить карьеру наш подопечный мечтает ближайшим соратником одного из великих правителей. А то и самим великим правителем, да со знатной армией под своим началом.

И здесь новая игра выгодно отличается от предшественницы. В «Истории героя» вкус больших свершений был пресноват: от маленьких схваток к большим битвам герой рос в уровне, накапливал богатства и владения... но игровой мир встречал его успехи лишь молчаливым принятием. В «Огнем и мечом» достижениям игрока придан более наглядный, ощутимый вес.

Игра быстро склоняет героя к выбору стороны. Молодой деятель разгонит мелких бандитов, обеспечит крестьян желанными товарами, да и возьмется вскоре за поручение большого человека — пана али боярина какого. И тут уже от зова Истории не отвертеться. Скоро нужно будет выбирать сторону, решать, кто нам милее: Богдан Хмельницкий или Ян Казимир, Алексей Михайлович или метящий на его место Степан Разин, а может, и вовсе литовский магнат Радзивилл. К туркам и шведам тоже можно поступить на службу, правда, в этих случаях игра будет бессюжетная. Но и трех кампаний должно хватить, чтобы успеть насладиться каждой мелочью. На полное прохождение всего дерева сюжетов нужно порядка шестидесяти часов.

Волшебное слово «прогресс»

Еще одно чудо современной тактической мысли: круг из телег.

На дворе игры уже отнюдь не средние века, а новое время. Кое-что безвозвратно ушло в прошлое — например, рыцарские турниры. Да и места для них не те. В этих краях спокон веку мужчины больше жаловали кабацкие драки.

В целом, прогресс больше принес, чем отнял. Широко распространилось в мире пороховое оружие. Оно способно сразить наповал одоспешенного рейтара и полностью вытеснило из обращения арбалеты.

Изменился подход к взятию городов и крепостей. Инженерная мысль наконец доросла до того, чтобы использовать при штурме приставные лестницы в количестве. Смех смехом, а тактическая глубина штурмов заметно выросла, ведь теперь можно нападать по нескольким направлениям. Кроме того, под стену можно заложить пороховой заряд. А после попытаться прорваться через образовавшуюся при взрыве брешь. Или отказаться от попыток взять врага приступом и отравить его колодцы. Без воды долгую осаду не выдержать.

Впрочем, ружья, пистоли да военные уловки — это все мужичьи забавы. Пока сильный пол учился друг дружку ловчей изничтожать, женщины занимались настоящим делом. Как они к XVII веку выучились петь — это нужно слышать. Вот она где, душа игры: в завораживающих голосах женского хора, поющего о радостях и горестях тех времен. До мурашек пробирает! И пусть больше из звукового сопровождения ничего не запоминается, эти песни хочется слушать и переслушивать.

Одна отрада у него была: война, война

— Твоей милости, как я погляжу, мало прославивших тебя походов с низовыми.

— Маленькая война — маленькая слава, великая война — великая слава.

Секрет успеха эпической игры — в правильном балансе элементов, взаимопроникающих мини-игр. Если они подобраны в нужных пропорциях, при смешении получается золото. Прежний Mount & Blade страдал неровностью: здесь густо, там пусто. Боевая система была проработана значительно лучше всего остального. Разработчики «Огнем и мечом» постарались достичь большей сбалансированности, подтянуть слабые моменты.

Запад есть Запад, Восток есть Восток, и вместе им... сойтись, и еще как!

Чем была бы любая игра серии GTA без миссий? Смеем утверждать, куда менее запоминающимся переживанием. В какой-то степени три сюжета «Огнем и мечом» выводят игру на новый уровень. Им только по-прежнему не хватает значимости.

Разработчики проделали огромную работу, чтобы мир игры был историчным, достоверным. Кропотливо воссозданы костюмы, вооружение. Соблюдены исторические реалии: за каждым боярином или вельможей стоит реальное историческое лицо. И в этом красиво скроенном, правдивом мире у героя теперь есть даже цель бытия. Недостает одного, но важного — дыхания живой истории. Его достаточно для тактической игры, но для игры сюжета — шаблонно, плоско. Увы.

Многое стало лучше. Обновилась графика. Расширились возможности. Появился режим быстрых сражений. Жизнь в Восточной Европе повеселей, чем в старой доброй Кальрадии. И шашкой махать стало приятней, и отрядом руководить, и большую политику двигать. Есть где вольной душе разгуляться.

Только, по сути, старая сказка на новый лад осталась тактическим боевиком с набором побочных «забавностей». Конечно, в головокружительных схватках забываешь о деталях. Может быть, оттого, что они так и остались деталями? Немного жаль нереализованного потенциала. Ведь задел на большее велик. Создать бы мощный, полнокровный сюжет, уравнять другие элементы игры со схватками — и это будет событие пятилетки как минимум. Практически «Космические рейнджеры » со страстями по Сенкевичу.



Как же много ваш покорный слуга отдал бы за одну только встроенную мини-игру «напиши письмо турецкому султану»! Никто не обещал, но думалось — а вдруг? Кто знает, может, в будущем... Ведь и первоначальный Mount & Blade когда-то зародился из мечты одного человека об идеальной игре. Игре, в которой будет все, чего ему хочется.

А пока — пока шашки наголо, и вперед, на коне лихом, разить врагов! Шибко не расслабляйся, султан!


ДОСТОИНСТВА НЕДОСТАТКИ
Увлекательность
8
три разветвленные кампании, бои, разноплановый игровой процесс однообразные задания, неровная проработка составляющих
Графика
7
текстуры и анимация улучшились прежний угловатый движок
Звук
8
пение Московского этнографического театра общая блеклость, нет озвучки диалогов
Игровой мир
8
меняющийся мир, историческая достоверность плоские диалоги, картонная драма
Удобство
9
интуитивно понятное управление персонажем тактическое командование, мелкие недоработки

Озирая край родной

Карта Восточной Европы испещрена различными населенными пунктами. Рассмотрим их подробно.

Город

Господская зала. Сюда приходят на прием к людям благородных кровей и их гостям. К ним обращаются за поручениями, для выполнения оных или в поисках нужного человека из той же страны.

Кабак. Злачное место. Всего в кабаке обычно обретаются три-четыре человека: трактирщик, наемник и пара других посетителей.

    Трактирщик. К хозяину заведения можно обратиться за постоем и увеселениями. Стоит это куда дороже, чем просто провести ночь в городе, — аж двадцать пять талеров. Зато силы восстанавливаются молниеносно. А за круглую сумму можно проставиться всем посетителям и повысить свою репутацию.

    На заметку: в городе ваш отряд требует только половину от обычных выплат. Так что восстанавливать силы здесь не только безопасней, но и экономней, чем в чистом поле.

    Наемник . Они в тавернах встречаются самые разные. Местные и пришлые, опытные и еще зеленые, многочисленные и штучные. Но все готовы за уместную плату примкнуть к вашему отряду.

    Спутник . В кабаках ищут себе достойного командира и особые наемники. О них мы еще расскажем подробно.

    Торговец книгами . У этих странствующих деляг за изрядную сумму можно приобрести ценный товар. Чтение книг на привалах и при долгих осадах хорошо сказывается на герое.

    Посредник. Человек, которому за хорошие деньги можно продать ваших пленников в рабство. Если моральный аспект вас не смутит, это дельный способ обогатиться.

    Путник. Знающий товарищ. Если вы разыскиваете по свету человека и никак не можете сыскать, за уместную плату путник укажет его текущее местоположение.

    Посетитель . Просто завсегдатай, который пришел хорошо провести время. Если он в настроении, ему можно предложить сойтись в кулачном бою. И поспорить за победу на небольшую сумму. Не на интерес же друг дружку лупить.

Положим, результат спора вас не устроил, или просто товарищ лицом не удался. Можно всерьез повздорить с посетителем и на заднем дворе показать супостату, почем фунт лиха, уже с оружием в руках. Только не удивляйтесь, если он позовет на помощь парочку приятелей!

На заметку: если завсегдатай не шибко рвется в драку, стоит попробовать его сперва напоить. Но учтите: в кабаках крымского ханства не встретишь пьяных посетителей. Алкоголь как-никак мусульманам запрещен.

Рынок. Здесь одни обогащаются, а другие — оставляют свои накопления. Товары для пущего удобства распределены между четырьмя торговцами. Самые смекалистые могут также походить по рынку и узнать, какие выгодные сделки нынче можно провернуть.

Крепость

Тот же город, только куда менее населенный и несколько лучше укрепленный. Кабаков и рынков в крепостях не держат, но на постой остаться все же разрешают. Да и к пребывающим в крепости благородным господам, если вежливо попросить, пропустят.

Деревня

В кабаке сегодня людно. Стало быть, драка выйдет знатная!

У простого люда и жизнь простая. Что возможно сделать в деревне?

Пройтись по центру. Бывает, нужно осмотреться в деревне, найти кого-то. Чаще всего вас будет интересовать местный староста. С ним можно поговорить о положении дел в деревне, приобрести скот, набрать рекрутов. А порой и работенка находится для сердобольного гостя.

Посетить рынок. Сельский рынок отличается от городского. Крестьяне торгуют едой да самыми простыми предметами обихода. И расчет ведут не звонкой монетой, которой у них сроду не водилось. Предпочитают натуральный обмен. Хотя от ваших денег не откажутся.

Заставить крестьян отдать припасы. Если угрозы ваши будут достаточно убедительны, крестьяне расстанутся с частью запасов. А дадите слабину — почувствуете, что такое гнев народа.

Похитить скот. Если со старостой договориться не получается, почему бы просто не увести желанную корову без спросу? Главное, чтобы не поймали.

Разграбить и сжечь деревню. Если сломить сопротивление крестьян, можно хорошо поживиться. Учтите, это страшно ухудшает отношения с деревней и владеющей ею страной. Сожженная деревня некоторое время будет пустовать, а потом заживет прежней жизнью.

Лагерь наемников

Лучший способ быстро сколотить большой отряд — посетить один из пяти разбросанных по карте лагерей, по одному на каждую страну. Для найма предлагается пять типов бойцов. После того как вы оплатите в лагере услуги определенного класса наемников, другие вам уже не будут доступны, пока прежние по каким-либо причинам не оставят вас. До той поры в лагере можно будет пополнить ряды избранных воинов и приобрести для них более толковое оружие и снаряжение.

Так мужают сыны отечества

Персонаж складывается из характеристик, навыков и умения владеть различным оружием. Характеристик всего четыре: сила, ловкость, интеллект, харизма . Они дают небольшие плюсы и определяют, насколько герой может развить свои навыки. А в них и заключается значимость любого персонажа. Предел развития навыка равен характеристике, к которой он отнесен, деленной на три без остатка.

Каждый уровень приносит одно очко характеристики и одно очко навыка.

Это важно: при подборе навыков учитывайте, что они делятся на личные и отрядные. Личный навык влияет на того, у кого он развит. Отрядные навыки затрагивают всю группу. Если в группе два человека с отрядным навыком, он не суммируется. Предполагается, что этим делом занимается самый способный. Так что нет смысла развивать каждый из отрядных навыков более чем одному члену отряда.

Характеристики и навыки

Сила

Главное, для чего она нужна, — носить более совершенное снаряжение. Лучшее оружие и броня требуют высокой силы. То, что каждый пункт в силе дает одно очко здоровья, — приятная прибавка. Наконец, сильный герой мощнее бьет.

Железная кожа. Увеличивает здоровье на 2. Из разряда «если некуда деть». Но очков никогда не бывает много, а чтобы почувствовать разницу, нужно значительно развить навык. Идем дальше.

Мощный удар. На 8% увеличивает урон от всего оружия ближнего боя. Если хотите, чтобы ваш герой шел в первых рядах войска и побуждал бойцов к подвигам личным примером, — это ваш навык.

Мощный бросок. Тоже увеличивает урон, но уже от метательного оружия и на целых 10%. Для тех, чье орудие победы — хорошо сбалансированный топорик, навык ценный. Тем паче что определенный уровень навыка нужен, дабы пользоваться лучшим метательным оружием.

Мощный выстрел. Прибавка к повреждениям у этого навыка самая высокая — 14%. Хотя натяжение некоторых луков просто не позволяет урону увеличиться свыше определенного уровня. Планируете стать лучником — берите.

Ловкость

Конный боец — тот случай, когда целое больше, чем просто сумма частей.

Важна для конника, так как породистые лошади требовательны к данной характеристике. Пригодится и остальным: каждое очко приносит 5 единиц умений и на 0,5% ускоряет удары героя.

Владение оружием. Повышает предел, до которого можно наращивать оружейные умения. Каждая вложенная единица увеличивает его на 40. Берем, когда приближаемся к верхней планке в каком-либо умении. Если, конечно, планируем и дальше его развивать.

Владение щитом. Урон щиту уменьшается на 8%. Герой быстрее и легче блокирует удары. Пусть в каждом новом бою прочность щита восстанавливается, но мало радости, когда он разлетается в щепы в горячке боя. Потому навык полезнейший для всех, кто использует щит.

Атлетика. Ускорение бега. Польза сомнительная. Слишком много нужно вложить очков, чтобы получить ощутимое преимущество перед другими пехотинцами. А конник так и так вас обгонит и перегонит.

Верховая езда. Герой с этим навыком скачет быстрее и умеет управляться с более породистыми лошадьми. Преимущество верховых огромно в любом бою, кроме штурма. Один из полезнейших навыков.

Стрельба верхом. Кто не хотел бы стрелять точнее, больнее и не выпадать при этом из седла? Кто не хотел бы, вкладывается в другие навыки. А конному лучнику — самое то.

Сбор трофеев. Отрядный навык. На 10% увеличивает навар с любой добычи. Ее будет больше, кроме того, вещи будут качественнее. Приятный, хотя и не жизненно важный навык.

Интеллект

В сравнении с другими характеристиками эта заметно более значима. Ведь за повышение интеллекта герой получает дополнительные очки навыков. К тому же за интеллектом закреплено множество умений.

Обучение. Позволяет заслуженным героям раз в день делиться знаниями с молодыми. Все, кто ниже персонажа уровнем, получают немного опыта (выше навык — больше передается). Стремительно окупает вложенные очки. Следует развивать как можно раньше и до предела. Если еще и спутники подключатся к обучению, опыт вашей армии будет расти как на дрожжах.

Слежение. Отрядный навык. Позволяет видеть на карте следы прошедших недавно отрядов. А при развитии навыка — и кое-какие сведения о них. Все это скорее любопытно, чем полезно. Так что вполне можно сэкономить очки и взять в отряд спутника с этим навыком.

Тактика. Отрядный навык. Увеличивает на 1 ваше преимущество в бою. Но только за каждое второе очко в навыке. Полезность сего сильно зависит от настроек масштабности схваток. Один боец из ста — мало. Один из двадцати — уже значимо.

Поиск пути. Отрядный навык. Ускоряет передвижение по карте на 3%. Очень часто эти несколько процентов оказываются критичны в вопросе «кто кого догонит». Лучше не полагаться на спутников, а развивать этот важный навык самостоятельно.

Зоркость. Отрядный навык. На 10% раздвигает границы видимости группы на глобальной карте. Углядеть неприятеля издалека бывает полезно, но есть много более полезных вещей.

Ах, что бы такое выбросить, чтобы ничего не выбрасывать, да еще чтобы место осталось...

Логистика. Дает шесть дополнительных мест под предметы и снаряжение. Если получится обойтись без данного навыка — честь вам и хвала. А коли мест все время не хватает, не скупитесь, потратьте очко.

Перевязка ран. На 20% ускоряет исцеление отряда. Без данного навыка придется постоянно останавливаться на отдых. А безопасные городские стены могут оказаться слишком далеко. Так что навык нужный. Важно только решить: развивать его у своего героя или найти сведущего спутника. Благо умелые лекари среди них есть.

Хирургия. Отрядный навык. За каждое очко любой воин в отряде с вероятностью 4% не умрет при получении обычно смертельной раны. Полезнейший навык, и чем дальше, тем выше его значимость. Ведь войск у вас будет все больше.

Первая помощь. Отрядный навык. Каждая единица — это пять процентов здоровья, восстанавливающихся после боя. Перевязка ран, пожалуй, полезнее, если вы не ведете множество боев один за другим.

Инженерия. Отрядный навык. Помогает строить осадные машины и укреплять свои владения. Умеренно полезно.

Убеждение. Помогает в переговорах, убеждении, запугивании. В зависимости от стиля игры кому-то будет совершенно бесполезен, кому-то принесет огромную выгоду. Одно точно — на первых порах стоит заняться более важными для выживания навыками.

Харизма

Каждый пункт в харизме увеличивает предельную численность отряда на единицу.

Лидерство. Увеличивает максимальный размер отряда на 5, поднимает боевой дух и снижает расходы на содержание на 5%. Масса всего полезного в одном навыке.

Торговля. Отрядный навык. Ваши сделки становятся на 5% выгоднее. Кроме того, вы быстрее узнаете о выгодных торговых предложениях. Стоит обзавестись знающим спутником — торговцем, а свои очки поберечь для других важных навыков.

Умения

Всевозможных дубин, секир, копий, мечей, топоров и прочих орудий убийства в игре хватает. Оно различается скоростью атаки и наносимым уроном (а дистанционное оружие — еще точностью и запасом амуниции). Оружие делится по типам повреждений на колющее , режущее , дробящее . Тип определяет время замаха и способ ухода от удара.

На заметку: раны от дробящего оружия реже приводят к летальному исходу. Хотите брать много пленных — вооружайте войска дубинами.

Кроме того, подразделяются инструменты войны и по классам освоения. Умеет герой махать алебардой — значит, и с бердышом справится не хуже. Мы совершенствуемся во владении оружием двумя способами.

На каждом уровне нам дается 10 очков. Можно вложить их все в одно умение, но тогда мы скоро достигнем планки, установленной навыком «Владение оружием». К тому же чем умение выше, тем больше очков стоит дальше продвинуться в нем. Потому выберите несколько направлений развития. Один класс оружия для ближнего боя, один — для дистанционного и, при желании, запасной вариант для особых случаев.

Хотите быть славным гусаром и верно служить Речи Посполитой? Тренируйтесь усердно!

Кроме того, умения растут при их успешном использовании. Зарубили саблей десяток вражин — наловчились бить сильнее да быстрее. Так умение поднимается даже выше дозволенного максимума.

Одноручное оружие. Его разновидностей в игре предостаточно, всего и не перечислить. Ключевое и общее для всех них достоинство — во вторую, свободную, руку можно взять щит. А он заметно повышает шансы бойца на выживание.

Двуручное оружие. Слишком большое, чтобы управиться с ним одной рукой. Хотя есть образчики, которыми и так, и эдак орудовать сподручно. Обычно замах у такого оружия долог, зато сила удара знатная.

Древковое оружие. При умелом обращении чрезвычайно опасно. Один на один врага с коротким клинком можно просто не подпускать к себе на опасное расстояние. Некоторые копья позволяют конному воину таранить противника. Бывает как одноручным, так и двуручным.

Луки. Если кто-то считает, что луки морально устарели, пусть скажет об этом татарским налетчикам. И в XVII веке у луков остается важное преимущество перед остальным оружием дальнего боя: скорость. Кружить вокруг врага на коне и осыпать градом стрел — тактика, проверенная временем.

Огнестрельное оружие. Порох — это сила! Ружья и пистоли бьют далеко, достаточно точно и весьма мощно. У такого оружия лишь две беды. Маленькая: из некоторых ружей верхом не постреляешь — слишком велик риск слететь с лошади. Большая: перезарядка занимает целую вечность.

Метательное оружие. Для любителей экзотики. Метко брошенный нож или дротик поражает врага не хуже другого оружия. Но уж больно малы запасы для каждого боя и слишком незначительно расстояние, на которое они летят. Обычно проще зарубить противника в рукопашной.

И все за одного!

Как мы уже упомянули, в кабаках можно встретить спутников. Всего их бродит по землям игры аж шестнадцать штук. У каждого — характер, история, предпочтения. Некоторые между собой не ладят. У многих есть болезненные «пунктики». Мудрый воевода будет уважать гордость своих подчиненных, чтобы они не рассорились с ним и друг с другом.

Ведь хлопоты того стоят. Многие спутники — умелые бойцы, другие — талантливые управленцы и лекари. Полезных отрядных умений в игре много, в одиночку всему должного внимания не уделить. Тут и пригождаются спутники. Хорошо подобранная команда смягчит недостатки своего начальника.

В бою спутники погибнуть не могут. Разве что сознание потеряют. А если выйдет так, что спутник оставит вас, скажем, при попадании в плен, не отчаивайтесь. Ищите вновь — и обрящете его в одном из кабаков.

Итак, пора представить вам сих славных дам и господ.

Пан Заглоба. Старый шляхтич, хвастливый, громогласный и неуживчивый. Слуга королю, отец солдатам. Не любит, когда задерживают жалование и плохо кормят. Уровень 3. Железная кожа 5. Мощный удар 3. Оружейный навык 75.

Это важно: в кампании, посвященной шведскому вторжению в Речь Посполитую, пан Заглоба — обязательный спутник. Найти его понадобится сразу же. В этом, как и в поиске других спутников, ваши лучшие помощники — путники в кабаках.

Цепеш. Отпрыск трансильванских владетелей, отдаленный потомок князя Влада по прозвищу Дракула. Тяготится фамильной славой. Уровень 5. Лидерство 3. Обучение 2. Верховая езда 2. Много военных навыков по 1. Оружейный навык 60.

Ксендз Спасокукоцкий . Священник, за пьянки и скандалы лишенный сана. Одинаково хорошо орудует длинной пикой и не менее длинным языком. Не терпит тех, кто проигрывает. Уровень 4. Первая помощь 3. Хирургия 2. Торговля 1. Перевязка ран 1.

Казак Мамай. Представляется всем как отдаленный потомок «того самого» Мамая. Воплощенный дух казачества. Презирает командиров, бегущих с поля боя. Уровень 10. Мощный удар 3. Верховая езда 3. Атлетика 3. Оружейный навык 135. Мамай — обязательный спутник в кампании Запорожской Сечи, но далеко не с самого начала.

Карлссон. Спившийся шведский ландскнехт. Пропил даже личное оружие, но вот кираса при нем осталась. Уровень 5. Много военных навыков по 2. Оружейный навык 70 (Древковое — 130).

Федот. Беглый стрелец из кремлевского охотного приказа. Не верит в сказки. Ярый заступник простого люда, не позволит их грабить и притеснять. Уровень 6. Атлетика 2 Поиск пути 2. Следопытство 2. Много боевых навыков по 1. Оружейный навык 50 (Огнестрельное — 100)

Две вещи на Руси страшней всего: бунт и женщины в гневе.

Елисей. Младший боярский сын. Трагически болен... аллергией на алкоголь. Служба на Руси у него, ясное дело, не задалась. Подался в охотные люди. Не имеет дел с грабителями и теми, кто долгов не помнит. Уровень 2. Верховая езда 4. Атлетика 1. Оружейный навык 50.

Бахыт. Татарский палач, уволенный по сокращению. Судьба часто была к нему неблагосклонна. Но службу несет стойко, пока кормят исправно. Уровень 7. Мощный удар 4. Содержание пленных 2. Оружейный навык 40 (Двуручное — 130)

Ольгерд. Православный литвин со Смоленщины. Дворянин, не раз водил в атаки эскадроны. Его земли в ходе войны перешли под руку московского царя, но сам он остался верен шляхте. Уровень 3. Много боевых и военных навыков по 1. Оружейный навык 60.

Виктор де ла Бускадор. Происхождения темного, но видно, что дворянин. Был командиром наемной пехоты у Радзивилла. Ушел со службы по любви, да только красотка оказалась ветреной. Хорошо снаряжен и вооружен. Уровень 9. Тактика 4. Лидерство 2. Боевые навыки по 1. Оружейный навык 125.

Ногай. Татарский смутьян. Подбил часть ногайской орды выступить против хана Гирея. Теперь держится подальше от родных земель. Весьма требователен, раздражается при любых нарушениях дисциплины. Уровень 6. Верховая езда 3. Атлетика 2. Оружейный навык 80.

Сарабун. Киевский лекарь. Пытается пользовать пациентов по методам французского инженера Боплана. Вопреки ожидаемому с обязанностями отрядного целителя справляется хорошо. Противник разбоя. Уровень 5. Перевязка ран 4. Хирургия 3. Первая помощь 3. Оружейный навык 50.

Оксана. Самая натуральная украинская дивчина. Полтавская ворожка. Скитается, поскольку на старом месте ее обвинили в падеже коров. Ремесло запрещает ей убивать людей. Уровень 3. Торговля 2. Множество навыков по 1. Оружейный навык 40.

Ингри. Шведская маркитантка. Цинична, беспринципна, стервозна... но какая хозяйка! После партии вина, «отдававшего лошадиной мочой», больше не поставляет товары для шведской армии. Уровень 5. Логистика 4. Торговля 4. Первая помощь 2. Оружейный навык 65.

Варвара. Русская женщина, родом из Новгорода. Входит в горящие избы, останавливает на скаку лошадей. Тяжела на руку — нечаянно убила мужа скалкой. После чего отбилась от стражи и подалась воевать. Уровень 5. Торговля 2. Лечебные навыки по 2. Оружейный навык 50.

Фатима. Татарка, стройная как газель и опасная как леопард. Бывшая телохранительница любимой жены турецкого султана. Жену султан однажды удушил, Фатиму отправил на продажу. Сбежала, вырезав охрану. Не терпит трусости, непорядочности. Уровень 8. Мощный бросок 4. Атлетика 4. Боевые навыки по 1. Оружейный навык 90.

По поручению вельможного пана

Для чего живут на свете власти предержащие? Разумеется, чтобы обеспечивать нашего героя заданиями! Без них жизнь была бы однообразной. Они — хороший источник денег, опыта и репутации. Если исключить вводные и сюжетные задания, остается восемь типов поручений.

    Доставить письмо. С гонцами в Восточной Европе туго. Благородные господа часто будут просить вас передать кому-нибудь весточку. Дело это нехитрое. Скорее всего, нужного человека можно будет найти в его же владениях. Передаете письмо лично в руки, и готово дело. Если же искомому товарищу дома не сидится, стоит поспрашивать других лордов и путников в трактирах. И можно не думать о трудностях обратной дороги. Награду за такое задание вручает адресат.

    Убить разбойника. Здесь уже придется потрудиться. Правда, долго разыскивать супостата по всему свету не нужно. Наниматель сообщает, в каком населенном пункте того видели в последний раз. Туда и следует направить коня. На месте полагаемся только на себя. Прохожие вряд ли подскажут, где искать негодяя. Высматривайте нервного человека, не находящего себе места. Разбойник наверняка будет прятаться в закоулках или подпирать стену какой-нибудь постройки. Уличите его в преступлениях. Бандиту придется бежать от вас с боем. Живым он никому не нужен, так что можно хладнокровно застрелить его на месте и возвращаться к нанимателю за заслуженной наградой.

    В деревнях на радость всем крестьянам нынче уродилась знатная капуста.

    Взыскать с вельможи задолженность. В высоких кругах дурная привычка брать деньги и не возвращать их встречается не реже, чем среди простых людей. Помогать вытрясти долг — дело затратное, но по достоинству вознаграждаемое. Сперва нужно разыскать должника. Он обычно готов вернуть деньги... да только не все. Остаток приходится возмещать из своего кармана. Но никогда не поздно немного поторговаться! А еще — надавить должнику на совесть. Это ухудшит ваши отношения, но к выполнению задания приблизит.

    Разведать деревни. Проще только доставка писем. Вельможа называет три населенных пункта. Вам нужно всего лишь доехать до каждого из них, а после — вернуться к нанимателю с отчетом.

    Спровоцировать войну. Задание простое по сути, но требующее нелегкого морального выбора. Воевода, желающий развязать маленькую победоносную войну, ищет для этой цели жертвенного агнца. Вы можете ему помочь. Он назначает требования к смельчаку. С вас — подходящий под них боец. Его отправляют к врагам с письмом, свидетельствующим о вероломности их государя. Дерзкий посланник гибнет, начинаются боевые действия, а вы уходите от воеводы с наградой.

    Натренировать в селении крестьян. Безопасное и хорошо вознаграждаемое задание. Требуется прибыть в названную деревню, потратить немного времени на обучение селян и провести с ними тренировочный бой на шестах.

    Привести отряд бойцов. Ясно как день. Правителю требуются воины. Вы ему этих воинов поставляете. Обычно их проще всего набрать в лагере наемников.

    Поединок с лордом, оскорбившим даму. Единственное задание, которое выдают не сами высокие лорды, а их жены. Бывает, дама в разговоре жалуется на обидчика, который распространяет о ней скверные слухи. Клеветника нужно разыскать и вызвать на дуэль. Если вы успешно отстоите ее честь, госпожа явит вам свою благосклонность и при случае похлопочет за вас перед мужем.

Случается, помощь нужна не только большим людям, но и простым крестьянам. Староста деревни тоже порой подкидывает нам работенку.

    Привести скот. Дело нехитрое. Не суть, как будет добыт скот. Можно украсть его в деревне побогаче, можно купить. Главное — пригнать весело мычащих буренок в деревню в целости и сохранности и сдать старосте.

    Доставить товары. Чтобы извлечь из задания максимальную выгоду, полезно знать обстановку на рынке. Помогает и подкованность в истории: реалии времени и места строго соблюдены. Откуда бишь попадала раньше на большинство российских столов соль? Правильно. Так вот, там на нее и цены ниже будут.

    Разобраться с разбойниками. Лихие люди повадились обирать крестьян, возвращающихся с городских ярмарок. Для вас это хорошая возможность и трофеями поживиться, и репутацию заработать.

Великая слава

Предвещали ее и знамения в небесах, и возбужденные лица человеческие, и пересверк мечей, и ночами собачий вой возле хат, и ржание коней, чуявших кровь. Война!

Генрик Сенкевич, «Огнем и мечом».

Уж лучше буйную голову на поле бранном сложить, чем такой расклад!

Рано или поздно повторяющиеся задания приедаются. Есть в игре и уникальные, самобытные поручения, но их хватает только на первое время. Вскоре настает момент для настоящих подвигов. Когда ваша репутация в одной из трех «сюжетных» стран достигает десяти, можно приступить к выполнению сюжетных заданий этого государства.

Чтобы начать сценарий о Речи Посполитой , достаточно обратиться к любому знатному пану и согласиться встать на его сторону. Отныне со всеми встречными ляхами следует обсуждать судьбы Польши, пока один из них не предложит разыскать пана Заглобу. А уж как найдете его, Заглоба будет знать, что делать.

Сценарий Запорожской Сечи начинается с просьбы подданного Войска Запорожского. На казацкое село напали бандиты, нужна помощь. Когда они будут изгнаны, смертельно раненный старик скажет вам о неком Черном Гетмане. Расспросы у казацких воевод покажут, что ваш знакомый Жак де Клермон что-то знает о Гетмане. Вот колесики и завертелись.

Сюжет Царства Московского начать чуть сложнее, чем два других. Первое поручение дает произвольный русский полководец. С ним у вас состоится беседа о Лжедмитрии, и за дополнительные сведения от вас потребуется помощь в рейде на поляков. Разорите любые три деревни Речи Посполитой, и боярин укажет на нужного вам человека.

Пора и честь знать

Не всем по вкусу штурмовать вершины политического Олимпа. Устав от забот походной жизни, всегда можно удалиться на покой. Достаточно «предпринять действие» в меню лагеря и затем «прекратить жизнь искателя приключений». Все: фанфары, конец пути.

Это интересно: опытные игроки порой соревнуются друг с другом в скоростном прохождении игр. Разработчики решили подшутить над ними. Самый быстрый способ завершить игру — в диалоге перед созданием персонажа выбрать вариант «Уйти».

На экране выхода в отставку приводится аккуратный список всех ваших достижений. От них зависит, кем герой отойдет от дел военных. В худшем случае будет влачить нищенское существование. В лучшем станет верной десницей государя и сосредоточится на управлении страной. Если увиденный результат вас огорчит, не поздно будет одуматься и добиться для своего персонажа лучшей доли.



Надеемся, наших советов вкупе с встроенным в игру обучением хватит, чтобы встать на ноги и окрепнуть. Мир «Огнем и мечом» ждет своих героев. Куда бы вас ни завела судьбина, пусть меч и огонь при нужде будут вашим подспорьем, ясновельможные!