История развития зооологии. Современная зоология. Конспект урока "История развития зоологии. (7 класс) Как развивалась зоология в исторические времена

В течение очень долгого времени зоология, как и ботаника, занималась исключительно накоплением фактов, вопрос о причинах явлений едва затрагивался или вовсе не возникал. Слабые попытки объяснения наблюдаемых явлений отличались фантастическим и произвольным, ненаучным характером. Между тем как явления неорганического мира давно сведены к однородным и общим свойствам материи, поддающимся анализу и измерению, зоология становится на научную почву лишь в сравнительно очень недавнее время.

Бедность фактов, отсутствие научных методов исследования составляют характеристическую черту зоологии в древнем мире.

Первая попытка положить основание научной зоологии принадлежит Аристотелю (IV в. до н.э.). Он собрал накопившийся до его времени фактический материал и дополнил его множеством собственных наблюдений; существенную помощь оказал его трудам ученик его Александр Македонский, доставлявший ему богатый зоологический материал из своих походов. Аристотель не ограничивался описанием внешнего вида животных, но стремился изучать их строение, психическую жизнь, историю развития, биологию и многие из его наблюдений подтвердились в новейшее время. До нас сочинения Аристотеля по естественной истории дошли в весьма неполном виде; важнейшее из них: "История животных" дошло не целиком, и многие части его написаны, вероятно, другими. Аристотель дал первую попытку классификации животных, и при всей бедности знаний в его время система его стоит гораздо выше, чем системы его преемников (в древние и средние века). Животное царство он подразделял на две больших группы: животных, имеющих кровь и лишенных крови. Первые имеют красную кровь и скелет (позвоночные современной системы), вторые будто бы лишены крови. Первых он разделяет на следующие "большие роды": на четвероногих живородящих, птиц; четвероногих и безногих яйцеродящих, живородящих безногих (киты) и рыб; лишенных крови - на мягких (головоногие), мягкокожих многоногих (высшие раки), многоногих членистых (все остальные членистоногие) и раковинных безногих (раковинные моллюски и морские ежи). Кроме того, он указывал на ряд групп, служащих переходами между ними.

Он употреблял термины род и вид, но не в современном смысле, а скорее в том неопределенном смысле, в каком мы употребляем слово группа. Крупным недостатком зоологических воззрений Аристотеля было то, что для объяснения строения животных он прибегал к ненаучному понятию целесообразности.

С Аристотелем прекращаются в древности попытки сколько-нибудь научного изучения животных. Александрийская школа ограничивается составлением извлечений из сочинений Аристотеля и комментированием. Единственное значительное сочинение по естественной истории в древности, после Аристотеля, принадлежит Плинию Старшему (I в. по н.э.), но оно представляет лишь компиляцию из сочинений Аристотеля и др. писателей, лишенную критики, часто с неверным пониманием подлинника и со множеством басен. Принятое им деление животных на сухопутных, водяных и летающих - чисто искусственное.

Общий упадок науки в средние века, по духу своему чуждые научному исследованию, отразился и на зоологии. Даже сочинения древних остаются долгое время забытыми и хранятся лишь кое-где в монастырях. Немногочисленные сочинения этого времени, касающиеся зоологии, не имеют значения. Лишь в XIII столетии наблюдается некоторое оживление, благодаря арабским писателям; оригинальные сочинения их, а главным образом переводы классических писателей (сначала Аристотеля, потом Плиния) возбуждают интерес к науке; вообще XIII век по отношению к естественным наукам играет такую же роль, как XIV и XV вв. - к гуманитарным.

Michael Scotus переводит с арабского на латинский "Историю животных", император Фридрих II интересуется естественной историей и впервые разрешает вскрытие трупов, до середины XI I I в. появляется несколько переводов Аристотеля с арабского, Фома Аквинский первый делает перевод с греческого подлинника. В том же веке появляются важные, преимущественно компилятивные, сочинения трех выдающихся писателей: Фомы Контипратанского (1186-1263), Винцента де Бове († в 1264 г.) и Альберта Великого (1193-1280).

После ХШ в. наступает период затишья, но выдающиеся сочинения переводятся на живые языки; основываются многочисленные университеты в XIV в., книгопечатание облегчает распространение сочинений по естествознанию, образуются ученые кружки, предшествующие научным обществам.

Сильный подъем в области зоологии замечается в XVI веке.

Великие географические открытия обогатили науку множеством новых фактов и возбудили стремление к самостоятельным исследованиям. Из зоологов этого периода выдающееся место занимают: Эдуард Воттон (1492-1555), сочинения которого замечательны попытками сближения форм, действительно близких между собою, и осторожным отношением к сообщаемым фактам; самый замечательный зоолог XVI в. Конрад Геснер (1516-1555), обладавший огромной эрудицией и отличавшийся крайне подробными наблюдениями, и Улисс Альдрованд (1522-1605). В тоже время труды Везалия (1514-1564), Фаллония (1523-62) и Евстахия († 1574) сильно обогащают анатомию. В XVII столетии Джон Джонсон (1603-1675) заканчивает собой ряд выдающихся компиляторов, имевших большое влияние на развитие зоологии до периода обновления ее.

Важные открытия по физиологии и анатомии содействуют более глубокому пониманию организма животных.

Гарвей открывает кровообращение и устанавливает принцип "omne vivum ex ovo" (все живое из яйца), который подтверждает затем итальянец Реди, доказывая опытом, что личинки мух не зарождаются в гниющем мясе, а развиваются из откладываемых туда яичек. Азелли открывает лимфатические сосуды. М. Аурелио Северино, в сочинении "Zootomi a democritaea" (1645) сообщает ряд данных по анатомии различных животных.

Сваммердам (1637-1680) исследует строение и превращение насекомых, строение моллюсков, превращение лягушек ("Biblia Naturae s. Historia insectorum"). Большое значение имеет применение микроскопа, изобретенного в конце XVI в., к изучению строения животных, открывающее целый новый мир. Франческо Стеллути первый пользовался микроскопом при изучении строения пчелы.

Мальпиги (1628-1694) применил к изучению строения животных ряд новых методов (скальпель, иглы, мацерирование), дал полное описание строения насекомых и исследовал с помощью лупы развитие куриного яйца; он различал уже клеточное строение тела животных.

Левенгук (1632-1723) открыл микроскопические организмы, кровяные шарики, описал семянные тельца, открытые лейденским студентом Гаммом. В том же веке основываются три академии: Academia Naturae Curiosorum, теперешняя Ac. Leopoldino-Carolinensis (1651), Royal Society of London (1662) и Academie des Sciences de Paris (1633), за которой последовал во Франции ряд провинциальных академий.

Джон Рэ (1628-1678) установил понятие о виде и тем подготовил почву для обновления систематики животных, которым ознаменовался следующий век.

Громадный шаг вперед делает зоологии в XVIII в.

В конце XVII и начале XVIII вв. совершается ряд путешествий с научной целью в различные страны, которые доставляют обильный зоологический материал. Применение спирта для сохранения животных (в начале XVIII в.) делает возможным собирание богатых коллекций; обширные собрания устраиваются в Париже, Лондоне, Вене. Наряду с ними собираются значительные частные коллекции. Еще в XV столетии существовали при дворах, как предмет роскоши, зверинцы, с течением времени место их занимают зоологические сады, позволяющие производить наблюдения над живыми животными чужих стран. В 1725 г. основывается Акад. наук в СПб., в 1734 г. в Стокгольме, затем в Копенгагене. Появляется множество ценных работ по строению, истории развития и образу жизни животных.

Обильный и быстро растущий фактический материал, накопившийся в науке, делал настоятельно необходимым приведение его в порядок, между тем не существовало ни сколько-нибудь удовлетворительной классификации, ни определенной терминологии животных. Заслуга приведения в систему зоологического материала принадлежит Карлу Линнею (Linn e, 1707-78). В дополнение к понятию о виде, установленному Рэ, Турнефор ввел в XVIII ст. сначала в ботанику; а затем и в зоологию понятие о роде, Адансон начал применять к моллюскам систему обозначения двойным названием (рода и вида) - двойную номенклатуру. Эта система была принята и Линнеем, который кроме рода и вида установил еще высшие категории: отряд и класс. Каждому виду Линней дал краткую характеристику, присоединяя к ней краткие сведения об образе жизни, родине животного и т. п., и распределил всех известных ему животных в стройную и удобную для обозрения систему.

Сама по себе классификация Линнея не представляет особых достоинств, он не столько стремился к установлению естественных групп, как к возможно удобному обозрению животного царства и распределению отдельных видов. Линней делит царство животных на 6 классов: 1) млекопитающих, 2) птиц, 3) земноводных (= пресмыкающиеся + земноводные современной системы), 4) рыб, 5) насекомых и 6) червей.

Из современников Линнея - Бюффон (Georges, Louis Ledere, 1707-1799; фамилия Buffon принята им по одному из его поместий) своими блестящими, хотя поверхностными сочинениями по зоологии сильно способствовал возбуждению в обществе интереса к естествознанию. Циммерман в (1743-1815) в 1778 г. положил начало научной географии животных своим сочинением: "Specimen Geographiae Zoologicae". К концу того же века относятся труды Палласа (1741-1810), много содействовавшего изучению фауны России; труды Этьена Жоффруа С. Илера, существенно содействовавшие развитию сравнительной анатомии; Спалланцани (1729-1799) положил начало теории оплодотворения; Каспар-Фридрих Вольф (1735-1794) основал современную эмбриологию; О. Мюллер начал систематическое изучение фауны моря; в то же время множество специальных работ по всем группам животного царства чрезвычайно расширили зоологические знания.

Самым важным явлением в области зоологии в начале XIX в. являются труды Кювье (1769-1832); наиболее крупные заслуги его относятся к области сравнительной анатомии (как ныне живущих, так и вымерших животных); помимо громадного фактического материала по анатомии животных, он дал ряд ценных общих принципов, которые он блестящим образом приложил к изучению ископаемых остатков животных. Ему же принадлежит и первая естественная система животного царства.

Презентация "История зоологии" может использоваться при изучени нового материала. Цели урока: 1) дать представление о зоологии - науке о животных, об этапах ее развития, многообразии животного мира; 2) познакомить учащихся с систематикой животных, ее основными категориями, с учебником зоологии и учебной литературой.

Скачать:


Подписи к слайдам:


Аристотель
IV
в.
д
о н.э.
«Лестница существ»
3
Зоология в древние и средние века
Карл Линней
Описал 4 тыс. видов животных
2

Сова полярная
Род
Вид

Зоология в древние и средние века
Михаил Васильевич Ломоносов
Изучение ископаемых останков
Зоология в древние и средние века
Аристотель
IV
в.
д
о н.э.
«История животных»
2
Зоология в древние и средние века
Карл Линней
1735 г.
Классификация растений и животных
1
Что позволяет ученым разных стран понимать друг друга?
Мышь малютка
Род
Вид
Введение.
История развития зоологии.
Муравлева Н.Н.
МБОУ СОШ № 2
Что позволяет ученым разных стран понимать друг друга?
Двойное название животных: вид + род
2
Род
Лягушка
Вид
Лягушка остромордая
Остромордая
лягушка
Rana

arvalis
Шимпанзе карликовый
Род
Вид
Семейство
Отряд
Класс
Подти
п

Тип
Царство
Шимпанзе карликовый
Шимпанзе
Человекообразные обезьяны
Приматы
Млекопитающие
Позвоночные
Хордовые
Животные
Зоология в древние и средние века
Аристотель
IV
в.
д
о н.э.
1
Термин «зоология»
Зоология в древние и средние века
Антони

ван
Левенгук
XVII
в.
Представления наших предков о животных
1
Внешний облик животных
2
Поведение животных, места их обитания
3
Пути сезонных миграций животных
Что позволяет ученым разных стран понимать друг друга?
Латинский язык
1
Остромордая
лягушка
Rana

arvalis
Домашнее задание
§ 1,2
с. 7,9
термины
Зоология в древние и средние века
Изобретение книгопечатания
Что позволяет ученым разных стран понимать друг друга?
Систематические категории
3
Род
Вид
Семейство
Отряд
Класс
Подти
п

Тип
Царство
Основная систематическая категория - ВИД
Представления наших предков о животных
Зоология в древние и средние века
Великие географические открытия
Зоология в древние и средние века
Карл Линней
Систематические категории: класс, отряд, род, вид
3
Зоология в древние и средние века

Подписи к слайдам:

Герпетология
Современная зоология
4 000
9 000
20 000
32 000
6 000
2 600
128 000
28 000
8 000
1 500 000
2 000 000
видов
Орнитология
Современная зоология
Энтомология
Домашнее задание
§ 1,2
с. 7,9
термины
1

2

3

4

Арахнология
1
Состоят из клеток, дышат, питаются, растут, развиваются, размножаются
2
Имеют органы и системы органов
3
Питаются готовыми органическими веществами
4
Оболочка клеток не содержит целлюлозу и нет пластид
Стр. 8
Ихтиология


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 6 класс. Авторы: Пасечник В.В., Пакулова В.М., Латюшин В.В., Маш Р.Д. (51 час)

Рабочая программа по биологии 6 класс составлена на основе примерной программы основного общего образования (базовый уровень) по биологии; Пасечник В.В., Пакулова...

Рабочая программа по биологии к учебнику «Бактерии. Грибы. Растения» авторов В. В. Пасечника, В. В. Латюшина, В. М. Пакуловой, 1час.

Рабочая программа составлена с учетом уменьшения часов биологии в 6 классе согласно базисному учебному плану....

Урок №1. Введение. История развития зоологии

Урок с видеоматериалами разработан согласно требованиям ФГОС, подготовка к ЕГЭ, а также методические советы и рекомендации, справочные материалы, игро-вые и нестандартные варианты уроков, краткие энциклопедические сведения, упражнения и практические работы. За основу взята рабочая программа по биологии 7класс к УМК В.В. Латюшина, В.А. Шапкина (М.: Дрофа)

Методическое пособие разработки уроков биологии 7класс

Тип урока - комбинированный

Методы: частично-поисковый, про-блемного изложения, репродуктивный, объясни-тельно-иллюстративный.

Цель: овладение умениями применять биологические знания в практической деятельности, использо-вать информацию о современных достижениях в области биологии; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объ-ектами;

Задачи:

Образовательные : формирование познавательной культуры, осваиваемой в процессе учебной деятельно-сти, и эстетической культуры как способно-сти к эмоционально-ценностному отношению к объектам живой природы.

Развивающие: развитие познавательных мотивов, направ-ленных на получение нового знания о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных знаний, овладением методами исследования природы, формированием интеллектуальных умений;

Воспитательные: ориентация в системе моральных норм и цен-ностей: признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, здоровья своего и дру-гих людей; экологическое сознание; воспита-ние любви к природе;

Личностные : понимание ответственности за качество приобретенных знаний; понимание ценности адекватной оценки собственных достижений и возможностей;

Познавательные : умение анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы; ориентация на постоянное развитие и саморазвитие; умение работать с различными источниками информации, пре-образовывать её из одной формы в другую, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, готовить сообщения и презентации.

Регулятивные: умение организовать самостоятельно выполнение заданий, оценивать правильность выполнения работы, рефлексию своей деятельности.

Коммуникативные: формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, понимание особенностей гендерной социализации в подростковом возрасте, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и дру-гих видов деятельности.

Технологии : Здоровьесбережения, проблем-ного, раз-вивающего обучения, групповой деятельно-сти

Виды деятельности (элементы содержания, контроль)

Формирование у учащихся умений по-строения и реализации новых знаний (понятий, способов действий и т. д.): коллективная работа — изучение текста и иллюстративного материала (с. 3—7 учебника), знакомство со структурой учебника, справочным материалом по предложенному учителем алгоритму; индивидуальная работа — составление таблицы «История развития зоологии как науки» с последующей взаимопро-веркой; работа в парах или малых груп-пах — классификация животных при консультативной помощи учителя с по-следующей взаимопроверкой, выполне-ние заданий, предложенных учителем, с последующей проверкой.

Планируемые результаты

Предметные

Научиться объяснять зна-чения понятий: зоология, систематические категории; описывать представления древних людей о живот-ных, пользуясь данными археологии; оценивать вклад ученых Древнего мира и Средних веков в развитие представлений о животных; осознавать необходимость систематизации информации для удобства ее изучения; ха-рактеризовать систематиче-скую категорию, выделяя ее составляющие; классифици-ровать животных, пользуясь современными систематиче-скими категориями.

Метапредметные УУД

Познавательные: преобразо-вывать информацию из одной формы в другую; классифици-ровать объекты по заданным критериям.

Регулятивные: выделять обоб-щенный смысл и формальную структуру учебной задачи; вы-полнять задания по предложен-ному алгоритму и делать выводы о качестве проделанной работы.

Коммуникативные: работая в группе, строить эффективное взаимодействие со сверстниками

Личностные УУД

Формирование и развитие позна-вательного инте-реса к изучению биологии и исто-рии развития зна-ний о природе

Приемы: анализ, синтез, умозаключение, перевод информации с одного вида в другой, обобщение.

Основные понятия

Зоология - наука о животных, предмет ее изучения; этапы развития зоологии: донаучный и научный; методы изучения животных; многообразие животных, их широкое распространение по Земле; систематические категории царства животных; учебник «Животные»: его содержание, методический аппарат, правила работы с учебником.

Ход урока

Изучение нового материала

Краткая история развития зоологии. Основные этапы развития зоологии.

Люди испытывали интерес к окружающим их живых организмам с древних пор. Изучить их помогла такая наука как зоология. Как она возникла и на каком этапе развития находится сейчас?

Древние знания История развития науки «зоология» уходит корнями в давние времена. Уже до нашей эры люди были способны накопить достаточное количество знаний о том, какую роль могут играть животные, как они устроены и связаны между собой. Началом науки можно посчитать работы Аристотеля, древнегреческого философа и ученого. Он написал труды «О частях животных» и другие работы о истории и возникновении организмов, где описал 452 вида. Ему принадлежат также значимые открытия о строении живых организмов. Еще одним выдающимся ученым был Плиний Старший, создавший многотомную «Естественную историю». В этой книге он дал описания всех известных на тот момент человечеству животных. Это был лучший трактат, которым тогда могла пользоваться наука зоология.

История развития зоологии Современная зоология

Зоология наука о животных

Зоология - наука о животных , которая занимается изучением представителей соответствующего рода. Сюда можно отнести все типы организмов, питающихся пищей с содержанием белка, углеводов и жиров. Такие виды отличаются от растений тем, что они постоянно синтезируют необходимые для жизни органические вещества из определенных источников.

Многие представители рода животных способны самостоятельно передвигаться. Грибы всегда считали растениями. Однако заметили, что у них есть способность поглощать органические вещества из внешних источников. Также существуют такие организмы, которые синтезируют крахмал из неорганических молекул. При этом они не имеют способности передвигаться. Иными словами, нельзя дать общее понятие и выделить альтернативные критерии между животными и растениями, так как их не существует.

Знания наших предков накапливались и передавались из поко-ления в поколение. Люди совершенствовали орудия лова и добычи, способы загонной охоты, сооружали гигантские постройки для содержания животных рядом со своими поселениями. При этом ос-ваивались новые варианты ис-пользования продуктов промысла и животноводства.

Зоология в древние и средние века. Первую попытку обобщить и систематизировать накопленные знания по зоологии предпринял известный греческий ученый Ари-стотель в IV в. до н. э. Слово зооло-гия — греческое, означающее «нау-ка о животных ».

В своем труде «История жи-вотных» Аристотель приводит све-дения о строении тела животных, половых различиях между ними, способах размножения, постройке гнезд. Он описал образ жизни, поведение, места обитания, спосо-бы и направления передвижения, спячку, линьку, питание различ-ных животных.

Аристотель составил первую систематическую сводку живот-ных, так называемую «Лестницу существ». Многие из его трудов за-тем были использованы другими учеными и значительно дополнены.

Эпоха Великих географиче-ских открытий позволила резко расширить знания о видовом со-ставе животного мира и привнес-ла в зоологию много легенд и вы-мыслов о мифических существах.

Изобретение книгопечатания позволило издавать научные тру-ды и расширило круг лиц, изучаю-щих зоологию.

В XVII в. Антони ван Левенгуком, голландцем по происхожде-нию, был изготовлен микроскоп, позволивший взглянуть на мир микроскопических организмов и начать его изучение.

Попытки описать всех известных животных и предложить их классификацию предпринимались неоднократно. Наиболее значи-мая из них была система Карла Линнея, предложенная в 1735 г. Она одинаково хорошо подходила для растений и животных.

Карл Линней

Поэтому в основных чертах сохранилась до настоящего времени. К. Линнеем было описано более 4 тыс. видов животных. Он ввел в науку систе-матические категории: класс, отряд, род, вид. Использование этих терминов и латинского языка для обозначения названий животных позволило избежать путаницы и дало возможность ученым разных стран понимать друг друга, описывая животных.

Принятое двойное название животных (родовое и видовое) по-зволяет сразу определить, о ком идет речь. Например: медведь бе-лый, заяц-русак, сова полярная, мышь-малютка. Вспомните мате-риал из учебника для 6 класса: такие же двойные названия даны и растениям, например: клевер ползучий, редька дикая.

Для того чтобы разобраться в огромном числе видов животных (их по разным оценкам от 1,5 до 4,5 млн), зоологи используют сис-тематические категории, схожие с ботаническими.

Классификация Линнея

Основной систематической категорией в биологии является вид. Более крупные систематические категории в зоологии — это род, семейство, отряд, класс, тип, царство.

Вот как выглядит один из примеров естественной классифика-ции животного мира:

Вид — Шимпанзе карликовый Род — Шимпанзе

Семейство — Человекообразные обезьяны

Отряд — Приматы

Класс — Млекопитающие

Подтип — Позвоночные

Тип — Хордовые

Царство — Животные

Постепенно раздвигали границы познания природы работы уче-ных, изучающих ископаемые останки. Такие находки позволили Ми-хаилу Васильевичу Ломоносову утверждать, что «видимые телесные на земле вещи и весь мир не в таком состоянии были... как ныне находим, но великие происходили в нем перемены».

Благодаря изучению ископаемых животных, были описаны и воссозданы переходные формы между представителями некоторых классов позвоночных и доказано последовательное развитие живот-ного мира

Самостоятельная работа

Ответить на вопросы

1.Как приобретало человечество зоологические знания?

2.О чем говорят наскальные рисунки?

3.Как ученые разбираются в многообразии животных?

4.В чем значение двойного названия животных? Приведите примеры таких названий.

Ресурсы

Биология. Животные. 7 класс учебник для общеобразоват. учрежде-ний/ В. В. Латюшин, В. А. Шапкин. —

Рабочая программа по биологии 7класс к УМК В.В. Латюшина, В.А. Шапкина (М.: Дрофа).

В.В. Латюшин, Е. А. Ламехова. Биология. 7 класс. Рабочая тетрадь к учебнику В.В. Латюшина, В.А. Шапкина «Биология. Животные. 7 класс». - М.: Дрофа.

Захарова Н. Ю. Контрольные и проверочные работы по биологии: к учебнику В. В. Латюшина и В. А. Шапкина «Биология. Животные. 7 класс»/ Н. Ю. Захарова. 2-изд. - М.: Издательство «Экзамен

Зоология - это наука о животных

Хостинг презентаций

Научная зоология берет начало в Древней Греции и связана с трудами Аристотеля . Он описал около 500 видов животных, разделив их на две группы: с кровью и без крови. К первой группе Аристотель относил всех высших животных: зверей, птиц, гадов и рыб; ко второй группе - низших животных: насекомых, раков, моллюсков. червей и др. Так впервые были разделены животные на позвоночных и беспозвоночных . Основной труд Аристотеля, который определил дальнейшее развитие зоологии, - «История животных» .

Средние века немного прибавили к познанию животного мира. В Средние века зоологическая наука развивалась в связи с конкретными практическими задачами : содержанием и разведением животных, охотой на зверей и птиц.

Накопленный к концу XVI в. материал о фауне различных частей Земли потребовал их систематизации и обобщения . Из подобных обобщающих-зоологических работ наибольшую ценность представляет многотомная сводка швейцарского ученого К- Геспера «История животных » - подлинная энциклопедия для того времени данных о животном мире.

Также наибольшее значение для дальнейшего развития зоологии имели труды Карла Линнея , положившие начало современной классификации животного мира и современным научным названиям растений и животных.

Большие заслуги в развитии идей эволюции животных принадлежат французскому естествоиспытателю Ламарку . Он развил и усовершенствовал систематику животных, предложенную К. Линнеем, проделал работу по изучению беспозвоночных, а также ввел идею об изменяемости видов описанную в работе “Философия зоологии”

Окончательно победили идеи эволюции в биологии после опубликования Ч. Дарвином (1809-1882) его основного труда «Происхождение видов путем естественного отбора, или сохранение благоприятствуемых пород в борьбе за жизнь » (1859). В этой замечательной работе Ч. Дарвин не только доказал существование изменчивости видов и эволюции всего органического мира, но и вскрыл причины этого процесса. Он объяснил целесообразность организации и приспособленность живых существ как результат действия длительного естественного или искусственного отбора - важнейшего фактора эволюции. Победа теории эволюции в биологии послужила мощным стимулом к развитию всех отраслей зоологии.

В нашей стране зоология имеет длительную и славную историю. Еще в первых русских книгах («Русская правда» и др.) есть упоминания о многих животных, обитавших в Древней Руси. Но широкое развитие зоологические исследования получили в России в XVIII в., когда Академия наук организовала серию далеких экспедиций для изучения природы различных районов страны. Академик П. Паллас (1741 -1811) совершил путешествие в Поволжье, Сибирь, Казахстан и на Урал, С. Стеллер (1709-1746) - на Дальний Восток, С. Гмелин (1745-1774) - на юг Европейской России, И. Гюльденштедт (1745-1781) - на Кавказ, И. Лепехин (1740-1802) - по центральным и северным областям страны. Ими были собраны большие зоологические коллекции и проведено много наблюдений за животными посещенных районов. На основе этих материалов П. Паллас создал капитальный труд «Русско-Азиатская зоография », в котором дал описание всех известных в то время позвоночных животных русской фауны.

Наука продолжает успешно развиваться и сегодня.

    Основные признаки типа Хордовые животные. Основные таксонометрические единицы, включая классы.

Несмотря на огромное разнообразие для всех представителей типа хордовые, для них характерны следующие черты строения:

Наличие в течении всей жизни или на одной из фаз развития хорды , играющей роль внутреннего осевого скелета. Она имеет энтодермальное происхождение и представляет собой упругий стержень, окруженный соединительнотканной оболочкой. У большинства позвоночных животных в ходе индивидуального развития она вытесняется позвоночным столбом.

Центральная нервная система имеет форму трубки , внутренняя полость которой называется невроцелем . Нервная трубка имеет эктодермальное происхождение и лежит над хордой. У позвоночных животных она дифференцирует на 2 отдела: головной и спинной мозг.

Передний отдел пищеварительной трубки – глотка – пронизан открывающимися наружу жаберными отверстиями и выполняют 2 функции: участка пищеварительного тракта и дыхание. У наземных животных образуются у зародышей, но вскоре зарастают.

Пульсирующий отдел кровеносной системы – сердце – расположен на брюшной стороне тела, под хордой и пищеварительной трубкой.

Схема строения головохордовых на примере Ланцетника: 1 - утолщение нервной трубки спереди («мозг»); 2 - хорда; 3 - спинной нервный тяж («спинной мозг»); 4 - хвостовой плавник; 5 - анус; 6 - пищеварительный канал; 7 - кровеносная система; 8 - выходное отверстие околожаберной полости (атриопор); 9 - околожаберная полость; 10 - глоточные (жаберные) щели; 11 - глотка; 12 - ротовая полость; 13 - околоротовые щупальца; 14 - ротовое отверстие; 15 - половые железы (семенники или яичники); 16 - глазки Гессе; 17 - нервы; 18 - метаплевральная складка; 19 - слепой печёночный вырост. Дыхание (газообмен): синей стрелкой указан вход воды, богатой кислородом, а красными - выход обогащённой углекислым газом.

Вторичноротые животные, полость тела вторичная (целом)

Кровеносная система замкнутая, кровь окисляется в специализированных органах дыхания (жабрах или легких).

Двусторонняя (билатеральная) симметрия тела. строение тела.

Метамерия отчетливо выражена у зародышей и низших хордовых.

У высших имеется хрящевой или костный скелет

Классификация :

ТИП - ХОРДОВЫЕ- CHORDATA 1. ПОДТИП – CEPHALOCHORDATA – головохордовые 1.1. КЛАСС LEPTOCARDII (AMPHIOXI)- ЛАНЦЕТНИКИ – 2. ПОДТИП - ОБОЛОЧНИКИ - TUNICATA ИЛИ ЛИЧИНОЧНОХОРДОВЫЕ -UROCHORDATA

  • 2.1. КЛАСС ASCIDIAE – АСЦИДИИ КЛАССSALPIAE – САЛЬПЫ 2.2. КЛАСС APPENDICULARIAE - АППЕНДИКУЛЯРИИ – 3. ПОДТИП -CRANIATA – ЧЕРЕПНЫЕ или VERTEBRATA- ПОЗВОНОЧНЫЕ 3.1. НАДКЛАСС Бесчелюстные – Agnatha 3.1.1. КЛАСС CEPHALASPIDOMORFI (PETRAMIZONTES) – МИНОГИ 3.1.2. КЛАСС MYXINI – МИКСИНЫ 3.2. НАДКЛАСС GNATHOSTOMATA –ЧЕЛЮСТНОРОТЫЕ, ПЕРВИЧНОВОДНЫЕ ЖИВОТНЫЕ - ANAMNIA 3.2.2. Группа PISCES - РЫБЫ 3.2.2.1. КЛАСС CHODRICHTHYES - ХРЯЩЕВЫЕ РЫБЫ 3.2.2.2. КЛАСС OSTEICHTHYIES - КОСТНЫЕ РЫБЫ - 4. ПЕРВИЧНОНАЗЕМНЫЕ ЖИВОТНЫЕ – AMNIOTA - 4.1. НАДКЛАСС TETRAPODA – ЧЕТВЕРОНОГИЕ 4.2. КЛАСС AMPHIBIA - ЗЕМНОВОДНЫЕ (АМФИБИИ) 4.3. КЛАСС REPTILIA - ПРЕСМЫКАЮЩИЕСЯ (РЕПТИЛИИ) 4.4. КЛАСС AVES – ПТИЦЫ 4.5. КЛАСС THERIA (MAMMALIA) –МЛЕКОПИТАЮЩИЕ
  • *красным цветом указано количество видов

Зоология – это наука о животных. Представители животного мира принадлежат к одному царству, которое насчитывает более 1,5 миллиона видов. Известны микроскопические организмы, размерами до 0,5мм и огромные жители морей — киты до 33м. Распространены повсеместно на суше, в воде, в воздухе.

Что изучает зоология и ее главные задачи

Зоология изучает строение, жизнедеятельность животных, закономерности их расселения и взаимосвязь с окружающей средой. Описывает эволюционные процессы, этапы развития животного мира.

Зоология — наука о животных

Главные задачи зоологии:

  1. Исследование особенностей в строении внутренних органов, скелета, внешнего покрова животных.
  2. Характеристика процессов развития отдельных особей от оплодотворения до смерти.
  3. Изучение роли животных в биоценозах и природной среде в целом.

История развития зоологии

Развитие зоологии началось еще да нашей эры, еще тогда люди исследовали животный мир, изучали их строение и поведение. Основоположник зоологии как науки известный древнегреческий ученый и мыслитель Аристотель . Он написал трактат из 10 книг «История животных», где были представлены основы физиологии и анатомии животных.

Таблица основных этапов развития зоологии

Этапы Основные события
IV ст. до н. эры Подробное описание Аристотелем 452 видов животных, населяющих землю в то время.
77 г. н. эры Римский ученый начала первого столетия нашей эры Плиний Старший издал книгу «Естественная история», где описаны животные тех времен.
V – XV ст. В средневековье исследование животных находилось под запретом.
XV - XVI ст. В эпоху Возрождения начался новый этап развития науки. Открытие континентов Колумбом, Магелланом стали для зоологии значимыми событиями. Проводились изучение новых видов, закономерности и особенности их расселения по всему земному шару.
XVII ст. Был изобретен микроскоп, и голландский биолог А. Левенгук первый изучил инфузорий, описал клеточное строение мышц животных.
XVIII ст. Карл Линней издает «Систему природы», которая стала основой для создания нынешней классификации животных.
XIX ст. Зарождение идеи эволюции видов от более примитивных одноклеточных форм к многоклеточным, высокоразвитым организмам (теория Ч. Дарвина).
XX ст. – начало XXI ст. Рост числа исследований с применением электронной микроскопии, биофизических методов. Развитие генетики, как области зоологии. Моделирование объектов на молекулярном уровне с помощью компьютерных технологий.

История отечественной зоологии берет начало с XVII ст., когда знания о животном мире стали обобщатся, систематизироваться, и начали издаваться первые книги про животных.

XVIII ст. ознаменовалось открытием Академии наук, этому поспособствовал Петр I, который интересовался зоологией, коллекционировал животных.

Было организовано множество экспедиций для изучения фауны собственных территорий и близлежащих.

В ХХ ст. развитие зоологии связано с именами А.Н.Северцова, К.И.Скрябина, В.А.Догеля. Во второй половине ХХ ст. основано много научных сообществ, организованы научные исследования. Начато сотрудничество с зарубежными учеными, идет все большее углубление знаний и формирование новых направлений в изучении животного мира.

Разделы зоологии в зависимости от выполняемых задач

Систематика животных дает полное описание видовому разнообразию, проводит разделение их по сходным и отличительным признакам, изучает характерные изменения строения в ходе исторического развития животных.

Анатомия (зоотомия) – наука о строении представителей царства Животные, о топографии органов и систем.

Морфология занимается изучением и составлением сравнительных характеристик животных из разных групп, исследуя их эволюционное развитие.

Цитология - исследует функции и строение животных клеток; физиология дает представление о деятельности клеток, органов и систем в целостном организме.

Экология животных - взаимодействие их друг с другом и с иными индивидуумами и элементами неживой природы.

Этология - изучает инстинктивное поведение животных в естественной среде.

Зоогеография - изучает причины и факторы, которые влияют на расселение животных, их распространение по разным континентам, климатическим зонам.

Палеозоология занимается исследованием ископаемых животных, которые населяли землю в разные периоды ее становления.

Разделы зоологии в зависимости от объекта изучения

  • Арахнология – наука о паукообразных;
  • энтомология – о насекомых;
  • малакология – о моллюсках;
  • ихтиология – о рыбах;
  • териология – о млекопитающих.

Современная зоология

Современная зоология представляет собой совокупность научных отраслей, которые отображают образ жизни представителей животного мира, их развитие, структуру органов и систем.

В каждой из этих областей работает множество ученых, что привело к высоким достижениям в развитии зоологии.

Значение животных в жизни человека на протяжении веков существенно изменилась. Роль диких видов, как источника пищи значительно снизилась. Люди активно стали заниматься выведением новых видов, более ценных и плодовитых. Разведение домашних животных, рыб очень популярно на сегодняшний день. Отдельные отрасли зоологии помогают бороться с вредными насекомыми, грызунами, грибками, которые наносят ущерб сельскому хозяйству.

В процессе исследований зоологами было установлено, что причиной ряда тяжелых заболеваний человека являются животные. К примеру, чесотку вызывает чесоточный зудень, малярию – малярийный плазмодий, опасные для жизни многие глисты. А другие животные переносят возбудителей этих болезней. Вши переносчики риккетсий (сыпной тиф), комары рода Анофелес — малярии, грызуны — чумы.

Из-за развития промышленной деятельности человека ущерб нанесен многим животным. Массовая вырубка лесов, мелиорация болот, охота на ценные виды привели к вымиранию многих диких видов. Поэтому задачей зоологии в современном мире также является охрана животных, предотвращение их истребление, сохранение мест обитания.