Радиус обслуживания населения учреждениями и предприятиями. СНиП. Радиус обслуживания для учащихся общеобразовательной школы в Расстояние от школы до дома нормы
размер шрифта
ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО- ПЛАНИРОВКА И ЗАСТРОЙКА ГОРОДСКИХ И СЕЛЬСКИХ ПОСЕЛЕНИЙ- СНиП 2-07-01-89 (утв- Постановлением Госстроя СССР... Актуально в 2018 году
5. УЧРЕЖДЕНИЯ И ПРЕДПРИЯТИЯ ОБСЛУЖИВАНИЯ
5.1. Учреждения и предприятия обслуживания следует размещать на территории городских и сельских поселений, приближая их к местам жительства и работы, предусматривая, как правило, формирование общественных центров в увязке с сетью общественного пассажирского транспорта.
При расчете учреждений и предприятий обслуживания следует принимать социальные нормативы обеспеченности, разрабатываемые в установленном порядке. Для ориентировочных расчетов число учреждений и предприятий обслуживания и размеры их земельных участков допускается принимать в соответствии с рекомендуемым приложением 7*.
Примечание. Размещение, вместимость и размеры земельных участков учреждений и предприятий обслуживания, не указанных в настоящем разделе и в рекомендуемом приложении 7*, следует принимать по заданию на проектирование.
5.2. При определении числа, состава и вместимости учреждений и предприятий обслуживания в городах-центрах систем расселения следует дополнительно учитывать приезжающее население из других городских и сельских поселений, расположенных в зоне, ограниченной затратами времени на передвижения в большой, крупный и крупнейший город-центр не более 2 ч, в малые и средние города-центры или подцентры систем расселения - не более 1 ч; в исторических городах необходимо учитывать также туристов.
5.3. Учреждения и предприятия обслуживания в сельских поселениях следует размещать из расчета обеспечения жителей каждого поселения услугами первой необходимости в пределах пешеходной доступности не более 30 мин. Обеспечение объектами более высокого уровня обслуживания следует предусматривать на группу сельских поселений.
Для организации обслуживания необходимо предусматривать помимо стационарных зданий передвижные средства и сооружения сезонного использования, выделяя для них соответствующие площадки.
5.4*. Радиус обслуживания населения учреждениями и предприятиями, размещаемыми в жилой застройке, как правило, следует принимать не более указанного в табл. 5*.
Таблица 5*
Учреждения и предприятия обслуживания | Радиус обслуживания, м |
Детские дошкольные учреждения1*: | |
в городах | 300 |
в сельских поселениях и в малых городах, при одно- и двухэтажной застройке | 500 |
Общеобразовательные школы1 | 750 (500 для начальных классов) |
Помещения для физкультурно-оздоровительных занятий | 500 |
Физкультурно-спортивные центры жилых районов | 1500 |
Поликлиники и их филиалы в городах2 | 1000 |
Раздаточные пункты молочной кухни | 500 |
800 | |
Аптеки в городах | 500 |
То же, при одно- и двухэтажной застройке | 800 |
Предприятия торговли, общественного питания и бытового обслуживания местного значения: в городах при застройке: | |
многоэтажной | 500 |
одно-, двухэтажной | 800 |
в сельских поселениях | 2000 |
Отделения связи и филиалы сберегательного банка | 500 |
1* Указанный радиус обслуживания не распространяется на специализированные и оздоровительные детские дошкольные учреждения, а также на специальные детские ясли-сады общего типа и общеобразовательные школы (языковые, математические, спортивные и т.п.). Радиусы обслуживаний общеобразовательных школ в сельской местности допускается принимать по региональным (территориальным) строительным нормам, а при их отсутствии по заданию на проектирование.
2 Доступность поликлиник, амбулаторий, фельдшерско-акушерских пунктов и аптек в сельской местности принимается в пределах 30 мин (с использованием транспорта).
Примечания: 1. Для климатических подрайонов IА, IБ, IГ, IД и IIА, а также в зоне пустынь и полупустынь, в условиях сложного рельефа указанные в таблице радиусы обслуживания следует уменьшать на 30%.
2. Пути подходов учащихся к общеобразовательным школам с начальными классами не должны пересекать проезжую часть магистральных улиц в одном уровне.
5.5*. Расстояния от зданий и границ земельных участков учреждений и предприятий обслуживаний следует принимать не менее приведенных в табл. 6*.
Таблица 6*
Расстояния от зданий (границ участков) учреждений и предприятий обслуживания, м | ||||
Здания (земельные участки) учреждений и | до красной линии | до стен жилых | до зданий общеобразовательных | |
предприятий обслуживания | в городах | в сельских поселениях | домов | школ, детских дошкольных и лечебных учреждений |
Детские дошкольные учреждения и общеобразовательные школы (стены здания) | 25 | 10 | По нормам инсоляции и освещенности | |
Приемные пункты вторичного сырья | 209; | 209; | 20* | 50 |
Пожарные депо | 10 | 10 | 209; | 209; |
Кладбища традиционного захоронения и крематории | 6 | 6 | 300 | 300 |
Кладбища для погребения после кремации | 6 | 6 | 100 | 100 |
* С входами и окнами.
Примечания*:
1. Участки детских дошкольных учреждений, вновь размещаемых больниц не должны примыкать непосредственно к магистральным улицам.
2. После закрытия кладбища традиционного захоронения по истечении 25 лет после последнего захоронения расстояния до жилой застройки могут быть сокращены до 100 м.
В сельских поселениях и сложившихся районах городов, подлежащих реконструкции, расстояние от кладбищ до стен жилых домов, зданий детских и лечебных учреждений допускается уменьшать по согласованию с местными органами санитарного надзора, но принимать не менее 100 м.
3. Приемные пункты вторичного сырья следует изолировать полосой зеленых насаждений и предусматривать к ним подъездные пути для автомобильного транспорта.
4. На земельном участке больницы необходимо предусматривать отдельные въезды в зоны хозяйственную и корпусов: лечебных - для инфекционных и неинфекционных больных (отдельно) и патолого-анатомического.
Страница 13 из 40
5. УЧРЕЖДЕНИЯ И ПРЕДПРИЯТИЯ ОБСЛУЖИВАНИЯ
5.1. Учреждения и предприятия обслуживания следует размещать на территории городских и сельских поселений, приближая их к местам жительства и работы, предусматривая, как правило, формирование общественных центров в увязке с сетью общественного пассажирского транспорта.
При расчете учреждений и предприятий обслуживания следует принимать социальные нормативы обеспеченности, разрабатываемые в установленном порядке. Для ориентировочных расчетов число учреждений и предприятий обслуживания и размеры их земельных участков допускается принимать в соответствии с рекомендуемым приложением 7*.
Примечание. Размещение, вместимость и размеры земельных участков учреждений и предприятий обслуживания, не указанных в настоящем разделе и в рекомендуемом приложении 7*, следует принимать по заданию на проектирование.
5.2. При определении числа, состава и вместимости учреждений и предприятий обслуживания в городах-центрах систем расселения следует дополнительно учитывать приезжающее население из других городских и сельских поселений, расположенных в зоне, ограниченной затратами времени на передвижения в большой, крупный и крупнейший город-центр не более 2 ч, в малые и средние города-центры или подцентры систем расселения - не более 1 ч; в исторических городах необходимо учитывать также туристов.
5.3. Учреждения и предприятия обслуживания в сельских поселениях следует размещать из расчета обеспечения жителей каждого поселения услугами первой необходимости в пределах пешеходной доступности не более 30 мин. Обеспечение объектами более высокого уровня обслуживания следует предусматривать на группу сельских поселений.
Для организации обслуживания необходимо предусматривать помимо стационарных зданий передвижные средства и сооружения сезонного использования, выделяя для них соответствующие площадки.
5.4*. Радиус обслуживания населения учреждениями и предприятиями, размещаемыми в жилой застройке, как правило, следует принимать не более указанного в табл. 5*.
Таблица 5*
Учреждения и предприятия обслуживания | Радиус обслуживания, м |
Детские дошкольные учреждения 1* : | |
в городах | |
в сельских поселениях и в малых городах, при одно- и двухэтажной застройке | |
Общеобразовательные школы 1 | (500 для начальных классов) |
Помещения для физкультурно-оздоровительных занятий | |
Физкультурно-спортивные центры жилых районов | |
Поликлиники и их филиалы в городах 2 | |
Раздаточные пункты молочной кухни | |
Аптеки в городах | |
То же, при одно- и двухэтажной застройке | |
Предприятия торговли, общественного питания и бытового обслуживания местного значения: в городах при застройке: | |
многоэтажной | |
одно-, двухэтажной | |
в сельских поселениях | |
Отделения связи и филиалы сберегательного банка | |
1* Указанный радиус обслуживания не распространяется на специализированные и оздоровительные детские дошкольные учреждения, а также на специальные детские ясли-сады общего типа и общеобразовательные школы (языковые, математические, спортивные и т.п.). Радиусы обслуживаний общеобразовательных школ в сельской местности допускается принимать по региональным (территориальным) строительным нормам, а при их отсутствии по заданию на проектирование. 2 Доступность поликлиник, амбулаторий, фельдшерско-акушерских пунктов и аптек в сельской местности принимается в пределах 30 мин (с использованием транспорта). Примечания: 1. Для климатических подрайонов IА, IБ, IГ, IД и IIА, а также в зоне пустынь и полупустынь, в условиях сложного рельефа указанные в таблице радиусы обслуживания следует уменьшать на 30%. 2. Пути подходов учащихся к общеобразовательным школам с начальными классами не должны пересекать проезжую часть магистральных улиц в одном уровне. |
5.5*. Расстояния от зданий и границ земельных участков учреждений и предприятий обслуживаний следует принимать не менее приведенных в табл. 6*.
Таблица 6*
Расстояния от зданий (границ участков) учреждений и предприятий обслуживания, м |
||||
(земельные участки) учреждений и | до красной линии | до стен жилых | до зданий общеобразова-тельных школ, |
|
предприятий обслуживания | в го-родах | в сель-ских посе-лениях | детских дошкольных и лечебных учреждений |
|
Детские дош-кольные учрежде-ния и общеобра-зовательные школы (стены здания) | По нормам инсоляции и освещенности |
|||
Приемные пункты вторичного сырья | ||||
Пожарные депо | ||||
Кладбища традиционного захоронения и крематории | ||||
Кладбища для погребения после кремации | ||||
* С входами и окнами. Примечания*: 1. Участки детских дошкольных учреждений, вновь размещаемых больниц не должны примыкать непосредственно к магистральным улицам. 2. После закрытия кладбища традиционного захоронения по истечении 25 лет после последнего захоронения расстояния до жилой застройки могут быть сокращены до 100 м. В сельских поселениях и сложившихся районах городов, подлежащих реконструкции, расстояние от кладбищ до стен жилых домов, зданий детских и лечебных учреждений допускается уменьшать по согласованию с местными органами санитарного надзора, но принимать не менее 100 м. 3. Приемные пункты вторичного сырья следует изолировать полосой зеленых насаждений и предусматривать к ним подъездные пути для автомобильного транспорта. 4. На земельном участке больницы необходимо предусматривать отдельные въезды в зоны хозяйственную и корпусов: лечебных - для инфекционных и неинфекционных больных (отдельно) и патолого-анатомического. |
Содержание |
---|
Участок для строительства школы выбирается сухой, с глубоким залеганием вод, с почвой, легко пропускающей влагу и воздух (песчаная, супесчаная, каменистая). Лучшим является участок, возвышающийся над остальной местностью со склоном для стока дождевой воды.
Школы нельзя размещать в непосредственной близости к источникам шума или загрязнения воздуха и почвы (фабрики, заводы, склады горючего, гаражи, свалки и др.), а также к местам большого скопления людей (рынки, вокзалы, зрелищные учреждения и пр.). Расстояние от указанных объектов до школьного здания должно быть не менее 0,5 — 1,0 км. Располагать его надо так, чтобы господствующее в данном микрорайоне направление ветров было от здания школы (с надветренпой стороны).
Школы-интернаты, в которых обучаются дети с отклонением от нормального развития (глухие, слепые, слабовидящие, умственно отсталые, с нарушениями речи, опорно-двигательного аппарата), а также дети физически ослабленные, страдающие хронической туберкулезной интоксикацией, ревматизмом, нервными расстройствами, целесообразно размещать на окраине населенного пункта или за чертой города, в лесу, парковой зоне, поближе к водоемам. Чистый здоровый воздух зеленых массивов обеспечивает наиболее благоприятные условия для физического развития детей и подростков с отклонениями в состоянии здоровья.
Большая плотность застройки и загрязнение атмосферного воздуха городов часто затрудняют правильный выбор участка под строительство школы.
В городах предлагаются четыре варианта размещения школ:
Внутри квартала (жилые дома расположены по его периметру).
Внешнее торцовое (меньшая сторона школьного участка граничит с улицей).
Внешнее фронтальное (большая часть школьного участка граничит с улицей).
Угловое (две смежные стороны школьного участка граничат с улицей).
Лучшим является первый вариант. При внутриквартальном размещении обеспечиваются благоприятные условия микроклимата на участке и в здании школы, защита от пыли и уличного шума. Кроме того, близость школы к жилым домам, а следовательно к семье, облегчает проблемы воспитания учащихся и организации отдыха детей во внеурочное время, предупреждает уличный травматизм.
В крупных городах жилые кварталы образуют микрорайоны большой площади.
На рис. 3 представлены четыре варианта размещения школ в кварталах и микрорайонах.
Размещение школ на межквартальных и внутриквартальных проездах с постоянным интенсивным движением, а также вблизи гаражей нежелательно из-за загрязнения воздуха, значительного уровня шума, опасности уличного травматизма.
В крупных городах школы лучше всего размещать внутри квартала вдали от транспортных проездов и гаражей, в расстоянии 100 - 170 м от межквартальных проездов и не менее 25 - 30 м от гаражей.
Городские школы II и III климатических районов надо размещать таким образом, чтобы расстояние от них до жилых домов для учащихся младших классов не превышало 0,5 км в один конец, а для старших - не более 1,5 км. В I климатическом районе расстояние от школы до жилья для учащихся I-VIII классов 0,3 км; для учащихся IX - X классов соответственно 0,4 и 0,5 км. В IV климатическом районе радиус обслуживания школ 0,4 км.
Сельские школы, обслуживающие одновременно несколько деревень, можно размещать на расстоянии 3-5 км от жилья, но только при условии организованного подвоза детей в школу и обратно
_________________
* С учетом использования одной полосы для стоянок легковых автомобилей.
Примечания*: 1. Ширина улиц и дорог определяется расчетом в зависимости от интенсивности движения транспорта и пешеходов, состава размещаемых в пределах поперечного профиля элементов (проезжих частей, технических полос для прокладки подземных коммуникаций, тротуаров, зеленых насаждений и др.), с учетом санитарно-гигиенических требований и требований гражданской обороны. Как правило, ширина улиц и дорог в красных линиях принимается, м: магистральных дорог - 50-75; магистральных улиц - 40-80; улиц и дорог местного значения - 15-25.
2*. В условиях сложного рельефа или реконструкции, а также в зонах с высокой градостроительной ценностью территории допускается снижать расчетную скорость движения для дорог скоростного и улиц непрерывного движения на 10 км/ч с уменьшением радиусов кривых в плане и увеличением продольных уклонов.
3. Для движения автобусов и троллейбусов на магистральных улицах и дорогах в больших, крупных и крупнейших городах следует предусматривать крайнюю полосу шириной 4 м; для пропуска автобусов в часы "пик" при интенсивности более 40 ед/ч, а в условиях реконструкции - более 20 ед/ч допускается устройство обособленной проезжей части шириной 8-12 м.
На магистральных дорогах с преимущественным движением грузовых автомобилей допускается увеличивать ширину полосы движения до 4 м.
4. В климатических подрайонах IА, IБ и IГ наибольшие продольные уклоны проезжей части магистральных улиц и дорог следует уменьшать на 10%. В местностях с объемом снегоприноса за зиму более 600 м/м в пределах проезжей части улиц и дорог следует предусматривать полосы шириной до 3 м для складирования снега.
5. В ширину пешеходной части тротуаров и дорожек не включаются площади, необходимые для размещения киосков, скамеек и т.п.
6. В климатических подрайонах IА, IБ и IГ, в местностях с объемом снегоприноса более 200 м/м ширину тротуаров на магистральных улицах следует принимать не менее 3 м.
7. В условиях реконструкции на улицах местного значения, а также при расчетном пешеходном движении менее 50 чел./ч в обоих направлениях допускается устройство тротуаров и дорожек шириной 1 м.
8. При непосредственном примыкании тротуаров к стенам зданий, подпорным стенкам или оградам следует увеличивать их ширину не менее чем на 0,5 м.
9. Допускается предусматривать поэтапное достижение расчетных параметров магистральных улиц и дорог, транспортных пересечений с учетом конкретных размеров движения транспорта и пешеходов при обязательном резервировании территории и подземного пространства для перспективного строительства.
10. В малых, средних и больших городах, а также в условиях реконструкции и при организации одностороннего движения транспорта допускается использовать параметры магистральных улиц районного значения для проектирования магистральных улиц общегородского значения.
Планировку и застройку городских и сельских поселений регламентирует СНиП 2.07.01-89* «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений». Так в п.5.1 этого документа говориться, что учреждения и предприятия обслуживания населения следует размещать на территории городских и сельских поселений, приближая их к местам жительства и работы. При этом, как правило, формирование общественных центров предусматривается в увязке с сетью общественного пассажирского транспорта.
Радиус обслуживания населения учреждениями и предприятиями, размещаемыми в жилой застройке (п.5.4, СНиП 2.07.01-89*) следует, как правило, принимать не более чем указанно в таблице 1. При этом пути подходов учащихся к общеобразовательным школам с начальными классами не должны пересекать проезжую часть магистральных улиц в одном уровне.
Таблица 1.
Учреждения и предприятия обслуживания |
Радиус обслуживания, м |
Детские дошкольные учреждения в городах 1 | |
То же в сельских поселениях и в малых городах, при одно- и двухэтажной застройке | |
Общеобразовательные школы 1 | |
Для начальных школ 1 | |
Помещения для физкультурно-оздоровительных занятий | |
Физкультурно-спортивные центры жилых районов | |
Поликлиники и их филиалы в городах 2 | |
Раздаточные пункты молочной кухни | |
Аптеки в городах | |
То же, при одно- и двухэтажной застройке | |
Предприятия торговли, общественного питания и бытового обслуживания местного значения: | |
в городах при застройке: | |
многоэтажной | |
одно-, двухэтажной | |
в сельских поселениях | |
Отделения связи и филиалы сберегательного банка |
Примечания:
1 Указанный радиус обслуживания не распространяется на специализированные и оздоровительные детские дошкольные учреждения, а также на специальные детские ясли-сады общего типа и общеобразовательные школы (языковые, математические, спортивные и т.п.). Радиусы обслуживаний общеобразовательных школ в сельской местности допускается принимать по региональным (территориальным) строительным нормам, а при их отсутствии по заданию на проектирование.
2 Доступность поликлиник, амбулаторий, фельдшерско-акушерских пунктов и аптек в сельской местности принимается в пределах 30 мин (с использованием транспорта).
Расстояния от зданий и границ земельных участков учреждений и предприятий обслуживаний следует принимать не менее приведенных в таблице 2 (п.5.5, СНиП 2.07.01-89*).
Таблица 2.
Здания (земельные участки) учреждений и предприятий обслуживания |
Расстояния от зданий (границ участков) учреждений и предприятий обслуживания, м |
|||
до красной линии |
до стен жилых домов |
до зданий общеобразовательных школ, детских дошкольных и лечебных учреждений |
||
в городах |
в сельских поселениях |
|||
Детские дошкольные учреждения и общеобразовательные школы (стены здания) |
По нормам инсоляции и освещенности |
|||
Приемные пункты вторичного сырья | ||||
Пожарные депо | ||||
Кладбища традиционного захоронения и крематории | ||||
Кладбища для погребения после кремации |
Примечания:
* С входами и окнами.
Таким образом, сколько конкретно следует отступить от детского учреждения при строительстве бани в нормативном документе: СНиП 2.07.01-89* «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» – не указано. Скорее всего, следует исходить из общих норм инсоляции и освещенности, если к тому же обеспечивается непросматриваемость помещений из окна в окно. Кроме того необходимо соблюдать противопожарные расстояния между зданиями.