Саморегуляция нравственной деятельности.  Саморегуляция нравственной деятельности - Этика Библиотека русских учебников Моральная саморегуляция

Что исследуют, чему учат этика и эстетика

Этика

· Этика - наука о правилах поведения в обществе. Предмет изучения этики - нравственность.
Этика - наука о морали, добре и зле.

· Этика – это система знаний, позволяющая людям отличать добро от зла, прекрасное от безобразного

· Этика - ветвь философии, изучающая вопросы морали

· Этика - это наука о морали, а мораль, в свою очередь, это совокупность моральных правил, норм и принципов поведения людей в отношении друг к другу и к обществу.

Эстетика

· Эстетика - наука, изучающая и определяющая принципы красоты в этом обществе

· Эстетика - основоположница искусства, учащая о красоте.

· Эстетика представляет науку о чувственном познании мира, постижении и создании прекрасного

15. Моральные ценности и моральная регуляция

Моральные ценности

  • Моральные ценности - система миропонимания человека, содержащая оценку всего существующего с позиций добра и зла, понимания счастья, справедливости и любви, позволяющая установить связь поступка человека с общепринятой системой социальных ценностей.
  • Моральные ценности - это вечные и универсальные ценности, являющиеся основой духовного единства общества и человечества
  • Моральные нормы это социальные нормы, регулирующие поведение человека в обществе, его отношение к другим людям, к обществу и к себе. Моральные нормы указывают границы, за которыми поведение перестает быть моральным и оказывается аморальным. Ценности, по существу, являются тем содержанием, которое утверждается в нормах.

Моральная регуляция

· Моральная регуляция представляет собой саморегуляцию, детерминированную способностью личности самостоятельно, посредством осознания возлагаемых на нее обязанностей, долга и ответственности перед обществом, направлять, контролировать, оценивать и эмоционально переживать свое поведение. Обобщенное выражение этой способности представлено в понятии «совесть».

Ø В систему моральной регуляции входят:

* нормы - предписания, правила поведения, объединенные в кодекс. Они, в свою очередь, делятся на:

* общепринятые эталонные образцы (позитивные нормы ),

* запреты, абсолютные запреты (общий смысл которых - "не навреди"). В отличие от позитивных норм ("будь добрым" и пр.),) бсолютные зап­реты не оставляют свободы для толкований.

Нормы морали указывают границы дозволенного. Поведение человека считается аморальным если он игнорирует нормы, и внеморальным , если человек не знаком с нормами;

* ценности (добро, справедливость и т. п.), которыми являются:



* образцы поведения, мышления и переживания, признанные в качестве моральных ориентиров.

Ценности в отличие от норм не меняются на протяжении веков. Нрав­ственные ценности составляют иерархию, в которой можно выделить высшие ценности и идеалы (высшие цели развития личности);

* важным компонентом моральной регуляции является вопрос о смысле жизни. Задаваясь им, люди хотят понять свое предназначение, место в мире;

* следующим компонентом моральной регуляции являются нравственные принципы - универсальные формулы поведения (например, принцип любви к ближнему). Принципы:

* четко формулируются (в виде лозунгов и т. п.);

* бывают связаны с идеологией, выражают интересы какой-либо соци­альной группы.

* Жесткое следование принципам высокой морали называется ригориз­мом.

Моральная регуляция носит характер:

* оценочный (поступки людей одобряются или порицаются);

императивный , нравственные правила преподносятся (иногда навязы­ваются) как образцы поведения.

Мораль соотносит реальное поведение, сознание и переживания людей с идеалами, духовными и нравственными ориентирами ("как должно быть").

Нравственное сознание человека включает в себя:

Привычки (автоматически соблюдаемые моральные нормы);

Рефлексию (раздумья);

Интуицию (интуитивные решения в затруднительных ситуациях);

Моральные переживания.

-
процесс, характеризующий способность личности приводить свое поведение в соответствие с общепринятыми моральными нормами, оценками и профессиональными требованиями.


Смотреть значение Нравственная Саморегуляция в других словарях

Саморегуляция — -и; ж. Книжн.
1. Установление и поддержание биологическими, физиологическими системами внутреннего равновесия элементов, составляющих эти системы; саморегулирование........
Толковый словарь Кузнецова

Саморегуляция — - целесообразная самоорганизация поведения, объективная оценка реально достигаемых результатов.
Юридический словарь

Саморегуляция — в биологии, свойство биол. систем автоматически устанавливать и поддерживать на определённом, относительно постоянном уровне те или иные физиол. или др. биол. показатели.........
Биологический энциклопедический словарь

Саморегуляция Этноса — - способность этнической системы развиваться в направлении, обеспечивающем уменьшение затрат биохимической энергии - пассионарности при сохранении существования и адаптации к среде.
Исторический словарь

Саморегуляция — (Self-regulation). Возможность управления событиями окружающей среды и собственным поведением. Бандура разделяет две группы факторов саморегуляции. Внешние факторы: подкрепления........
Психологическая энциклопедия

Саморегуляция Психического — (Self-regulation of the Psyche; Selbstregulatorische Funktion der Psyche) - понятие, базирующееся на компенсаторных взаимоотношениях между сознанием и бессознательным.Идея саморегуляции проходит........
Психологическая энциклопедия

Саморегуляция Психологическая — - целенаправленное изменение индивидом работы различных психофизиологических функций, для чего требуется формирование особых средств контроля за деятельностью.
Психологическая энциклопедия

Саморегуля́ция Физиологиче́ских Фу́нкций — форма взаимодействия биологических структур, обеспечивающая на основе принципа обратной связи поддержание на относительно постоянном уровне физиологических показателей.........
Медицинская энциклопедия

Норма Нравственная — - система идей и представлений о правильном и неправильном поведении, которые требуют выполнения одних действий и запрещают другие.
Социологический словарь

Саморегуляция — (от русск. само-и лат. regulo - устраиваю, привожу в порядок) - англ. self-regulation; нем. Eigenregulierung. 1. Свойство систем разных уровней сохранять внутреннюю стабильность благодаря........
Социологический словарь

Культура Нравственная — - уровень нравственного развития об-ва и человека, отражающий степень освоения ими морального опыта культуры человечества, способность органичного и последоват. осуществления........
Философский словарь

Нравственная Деградация — - форма антимедиации, направленная на разрушение, дезорганизацию массовой нравственности, результат острейшего социокультурного противоречия, вызванного ростом........
Философский словарь

Нравственная Культура Личности — - степень восприятия индивидом нравственного сознания и культуры об-ва; показатель того, насколько глубоко и органично требования нравственности воплотились в поступках........
Философский словарь

Свобода Нравственная — - категория этики, охватывающая проблемы возможности и способности человека быть самостоятельной, самодеятельной и творческой личностью, выражать в моральной деятельности........
Философский словарь

САМОРЕГУЛЯЦИЯ — САМОРЕГУЛЯЦИЯ в биологии, способность биологических систем (на любом уровне организации жизни) к автоматическому установлению и поддержанию жизненных........
Экологический словарь

САМОРЕГУЛЯЦИЯ ЭКОСИСТЕМ — САМОРЕГУЛЯЦИЯ ЭКОСИСТЕМ способность экосистем к изменению внутренних свойств и количественных характеристик отдельных составляющих экологических........
Экологический словарь

Исходя из главной цели школы, разностороннее развитие и творческая активность личности школьника должны формироваться на высоконравственной основе. Нравственность - это неотъемлемая сторона личности, обеспечивающая добровольное соблюдение ею существующих норм, правил и принципов поведения . Она находит выражение в отношении к Родине, обществу, коллективу и отдельным людям, к самому себе, труду и результатам труда.

Нравственная саморегуляция поведения может быть как преднамеренной, так и непроизвольной.

При произвольной, преднамеренной саморегуляции человек сознательно принимает решение действовать в соответствии с моральными требованиями и, контролируя свое поведение, выполняет это намерение даже в тех случаях, когда оно противоречит его непосредственным желаниям.

При непроизвольной саморегуляции человек поступает нравственно потому, что иначе он просто не может. Моральные мотивы поведения у него сильнее, чем все остальные побуждения. Непроизвольное нравственное поведение в большей степени отвечает условиям повседневной жизни, которые часто требуют немедленных поступков. Непроизвольная саморегуляция формируется в основном двумя путями. Во-первых, в процессе стихийного накопления нравственного опыта. В этом случае дети незаметно для себя овладевают некоторыми нравственными нормами, усваивают моральные требования, у них развиваются нравственные чувства, закрепляются определенные формы поведения, т.е. формируются нравственные привычки. Подлинный моральный смысл этих привычек осознается ими значительно позже.

Этот путь, посредством которого закрепляются главным образом элементарные правила и нормы, создает почву для усвоения более сложных моральных требований, которое осуществляется уже по второму пути: первоначально произвольно, под личным контролем, вопреки другим желаниям, а затем непроизвольно. Именно на этом этапе, когда сознательно усвоенные нравственные принципы, обогащаясь соответствующими переживаниями, становятся мотивами поведения , происходит становление нравственной саморегуляции.

Существенным недостатком, часто встречающимся в практике воспитания, является то, что при обучении детей моральным знаниям не опираются на их собственный жизненный опыт. Знания даются как бы абстрактно, тем самым не создаются условия для упражнения детей в поведении, основанном на изучаемых моральных знаниях. При этом в предъявлении детям нравственных знаний часто отсутствует какая-либо система, они даются фрагментарно, от случая к случаю.

Эти и другие недостатки в нравственном воспитании школьников приводят к разрыву между моральными знаниями и моральным поведением.

  • Для ликвидации разрыва необходимо:
    • соблюдать такое соотношение между нравственным опытом ребенка и предъявляемыми ему готовыми моральными знаниями, когда этот опыт делает возможным применение данных знаний в поведении;
    • ставить перед детьми специальные задачи по вычленению общего нравственного содержания из их различных поступков и выражению его в словесной форме;
    • побуждать детей ставить перед собой нравственные вопросы и помогать им находить на них ответы;
    • вооружать детей специальными средствами, нужными для применения нравственных знаний и воплощения нравственных побуждений в поведении, т.е. обучать детей соответствующим формам нравственного поведения; и, наконец;
    • постоянно оценивать поведение детей с точки зрения тех норм, которыми они должны овладеть.
| следующая лекция ==>

Нравственная саморегуляция

* Поведение в соответствии с нравственной нормой должно восприниматься человеком как единственно для него возможное, выражающее саму сущность его личности, его. Именно такое поведение позволяет ему сохранить положительное отношение к себе, общее эмоциональное благополучие.

Нравственная саморегуляция поведения может быть как преднамеренной, произвольной, так и непосредственной, непроизвольной. При произвольной саморегуляции человек сознательно принимает решение действовать в соответствии с моральными требованиями и, контролируя свое поведение, выполняет это намерение даже в тех случаях, когда оно противоречит его непосредственным желаниям. При непроизвольной саморегуляции человек поступает нравственно потому, что иначе он просто поступить не может. Моральные мотивы поведения у него непосредственно более сильны, чем все остальные побуждения. Непроизвольное нравственное поведение наиболее отвечает условиям повседневной жизни, которые часто требуют немедленных поступков.

Непроизвольная саморегуляция формируется в основном двумя путями. Во-первых, в процессе стихийного накопления нравственного опыта. В этом случае дети незаметно для себя овладевают некоторыми нравственными нормами, усваивают моральные требования, у них развиваются нравственные чувства, закрепляются определенные формы поведения, т. е. формируются так называемые. Подлинный моральный смысл этих привычек осознается ими значительно позже. Этот путь, посредством которого закрепляются, в первую очередь, элементарные правила и нормы, создает почву для усвоения более сложных моральных требований, которое осуществляется уже по второму пути: первоначально произвольно, под личным контролем, вопреки другим желаниям, а затем - непосредственно. Именно на этом этапе, когда сознательно усвоенные нравственные принципы, обогащаясь соответствующими переживаниями, становятся мотивами поведения, происходит становление нравственной саморегуляции в собственном смысле слова.