Произношение согласных звуков и их сочетаний. Особенности произношения согласных звуков. Cильные позиции по твёрдости-мягкости

1. Что касается произношения согласных, то оно руководствуется законами оглушения и уподобления . Звонкие согласные, стоящие перед глухими и в конце слов, оглушаются – это является одним из характерных признаков русской литературной речи. Мы произносим стол[п] – столб, сне[к] – снег, рука[ф] – рукав и т. д. Следует обратить внимание на то, что согласный [г] в конце слова всегда переходит в парный ему глухой звук [к]: смо[к] – смог, дру[к] – друг и т.д. Произнесение в этом случае звука [х] рассматривается как диалектное. Исключение составляет слово бог – бо[х].

2. [Г] произносится как [х] в сочетаниях гк и гч: лё[хк"]ий – легкий .

3. Если слово имеет два звонких согласных на конце, то они заменяются соответствующими глухими: лязг – ля[ск], дрозд – дро[ст] .

4. В сочетаниях звонкого и глухого согласных, так же как и глухого и звонкого, первый звук уподобляется второму. Иными словами, если первый звук звонкий, а следующий за ним – глухой, то первый звук перестает быть звонким и становится глухим: ро[ш]ки (рожки), заря[т]ка (зарядка) . Именно поэтому в приставках, оканчивающихся на -з, перед глухим согласным корня пишется согласный с. Иными словами, звонкие согласные, стоящие перед глухими, заменяются соответствующими глухими: отвезти – отве[с’т’]и, робкий – ро[пк’]ий, вход – [фх]од, обклеить – о[пк]леить.

5. Глухие согласные, стоящие перед звонкими, заменяются соответствующими звонкими. Например: косьба – ко[з’б]а, женитьба – жени[д’б]а, также – та[гж]е, экзамен – э[гз]амен.

6. Перед не имеющими парных глухих согласными [л], [м], [н], [р] и звуком в уподобление (ассимиляция) по звонкости не происходит и согласные произносятся так, как пишутся: тепло, швы, ротный, крик .

7. Произношение согласных на месте удвоенных букв может быть как долгим (касса – ка[сс]а ), так и кратким (суббота – су[б]ота ) в зависимости от их положения в слове. Долгий согласный произносится в основном в двух случаях: 1) в положении между гласными после ударного слога: ва[нн]а, га[мм]а, из кла[сс]а ; 2) на стыке приставки и корня, предлога и знаменательного слова: ра[сс]ердился, бе[зз]лобный, [с с]обакой . Краткий согласный произносится: 1) между гласными перед ударением: су[б]ота , и[л]юминация, те[р]аса, те[р]итория ; на месте удвоенной согласной в положении перед согласными: кла[с]ный, програ[м]ный, гру[п]ка .

8. Твёрдые согласные перед мягкими могут смягчаться. Ср.: шероховатость – шероховато[с’т’], кандидат – ка[н’д’]идат, требовать – [тр’]ебовать, бритва – [бр’]ит ва.

В некоторых случаях допускаются варианты. Например: звезда – [зв’]езда и допуск. устар. [з’в’]езда , мысль – мы[сл’] и допуст. мы[с’л’] .

9. На месте буквы г в абсолютном большинстве слов произносится звук [г]. Например: голова – [г]олова, гранат – [г]ранат . В отдельных словах буква г обозначает звук [h]. Например: ага – а[h]а, ого – о[h]о.

10. В окончаниях -ого, -его на месте буквы г произносится [в]: моего – мое[в]о, умного – умно[в]о, синего – сине[в]о, второго – второ[в]о.

11. Буквы ж и ш обозначают твёрдые согласные звуки [ж] и [ш]. Например: шар – [ш]ар, жалоба – [ж]алоба, брошюра – бро[ш]юра, парашют – пара[ш]ют, шина – [ш]ина, жир – [ж]ир . Звук [ш’] произносится только в слове пшют и его производных.

О произношении слова жюри . Ср.: «жю´ри, нескл. с. не рек. [жу]ри» (Орфоэпический словарь русского языка / Под ред. Р.И. Аванесова. – М., 1987. – С. 148); «ЖЮРИ´, ср., нескл. (не рекомендуется произношение [жури´]) (Горбачевич К.С. Словарь трудностей современного русского языка. – СПб., 2003. – С. 108); «жюри´ [жу и допуст. устар. жю]…» (Иванова Т.Ф. Новый орфоэпический словарь русского языка. – М., 2005. – С. 180).

12. Как правило, заимствованные слова подчиняются современным орфоэпическим нормам и только в некоторых случаях отличаются особенностями в произношении. Например, иногда сохраняется произношение звука [о] в безударных слогах (м[о]дель, [о]азис ) и твердых согласных перед гласным [е]: ан[тэ]нна, ко[дэ]кс, ге[нэ]тика ). В большинстве же заимствованных слов перед [е] согласные смягчаются: к[р"]ем, ака[д"]емия, факуль[т"]ет, му[з"]ей, ши[н"]ель .

Все же основная тенденция орфоэпии заимствованных слов этого типа заключается в переходе от твёрдого произношения согласного к мягкому. Многие слова, которые прежде произносились только твердо, теперь допускают и мягкое произношение, например: артерия [тэ и т"е], велотрек [рэ и р"е], критерий [тэ и т"е] . Согласные г, к, х всегда перед [е] смягчаются: ма[к"]ет, [г"]ейзер, [к"]егли, с[х"]ема. Вариантное произношение допускается в словах: декан, терапия, претензия, террор .

В связи с отсутствием твердых правил и меняющейся нормой эталонное произношение подобных слов следует выяснять из орфоэпических словарей и справочников, изданных в последнее время.

13. Сложносокращенные слова (аббревиатуры) произносятся так, как произносятся названия букв их составляющих: КГБ [ка гэ бэ ], ФСБ [эф эс бэ ].

14. Правильного произношения требуют и имена собственные. Так, название города Одесса следует произносить с мягким [д"], а не Од[э ]сса. Напротив, многие иностранные имена и фамилии, а также некоторые названия географических объектов произносятся с твердым согласным: [Дэ]карт, Лафон[тэ]н, Манхэт[тэ]н и др. Эта норма в отношении заимствованных имен выдающихся представителей той или иной культуры сложилась еще в ХIХ веке и связана с присущей интеллигенции того времени привычкой произносить имена собственные так, как они звучат в языке-оригинале. Образованные люди стараются не нарушать эту традицию.

15. Буква щ обозначает звук [ш] в слове помощник и его производных.

Теперь давайте рассмотрим произношение отдельных звуковых сочетаний, наиболее частотных в нашей речи.

16. Сочетание гк произносится как [хк]. Например: легко – ле[хк]о, мягкий – мя[х’к’]ий .

17. Сочетание чт в слове что и производных от него произносится как [шт]. Например: что-то – [шт]о-то, кое-что – кое-[шт]о, ничто – ни[шт]о . В слове нечто сочетание чт произносится как [чт]: не[чт]о .

18. Сочетания сш и зш на стыке морфем или на стыке предлога и следующего слова произносятся как [шш]. Например: сшитый – [шш]итый, бесшумный – бе[шш]умный, без шапки – бе[шш]апки .

19. Сочетание сж на стыке морфем или на стыке предлога и следующего слова произносится как [жж]. Например: сжёг – [жж]ёг, с жадностью – [жж]адностью.

20. Сочетания сч и зч на стыке корня и суффикса, а также двух суффиксов произносится как [ш’ш’]. Например: разносчик – разно[ш’ш’]ик, грузчик – гру[ш’ш’]ик, заносчивый – зано[ш’ш’]ивый, песчаный – пе[ш’ш’]аный, веснушчатый – весну[ш’ш’]атый .

21. Сочетание сч в корне слова произносится как [ш’ш’]. Например: счастье – [ш’ш’]астье, считать – [ш’ш’]итать.

22. Сочетание сч на стыке приставки и корня произносится как [ш’ч’].

Например: расчертить – ра[ш’ч’]ертить, исчерченный – и[ш’ч’]ерченный, бесчисленный – бе[ш’ч’]исленный .

23. Сочетание сщ произносится как [ш’ш’]. Например: расщепить – ра[ш’ш’]епить, исщипать – и[ш’ш’]ипать .

24. Сочетание жч произносится как [ш’ш’]. Например: мужчина – му[ш’ш’]ина, перебежчик – перебе[ш’ш’]ик .

25. Сочетания зж и жж произносятся как [ж’ж’] и как [жж]. Например: визжать – ви[ж’ж’]ать и ви[жж]ать, езжу – е[ж’ж’]у и е[жж]у, позже – по[ж’ж’]е и по[жж]е, сожжённый – со[жж]ённый и допуст. со[ж’ж’]ённый, дрожжи – дро[ж’ж’]и и допуст. дро[жж]и .

Наибольшее распространение в настоящее время получает произношение [жж].

26. Сочетания льон и ньон произносится как [л’jон] и [н’jон]. Например: бульон – бу[л’jо´н], каньон – ка[н’jо´н] .

27. Сочетания -ться и -тся произносится как [цъ]. Например: умывается – умывае[цъ], улыбаться – улыба[цъ] .

28. Наибольшую трудность всегда вызывает произношение сочетания чн. Как правильно говорить [что] или [што], [конечно] или [конечно]? Эти слова необходимо запомнить. Сложности при произнесении в русских словах сочетания -чн- связаны с тем, что на его месте сосуществуют произносительные варианты – [чн] и [шн]. Это обусловлено историческими изменениями в языке. В настоящее время происходит постепенное вытеснение старомосковского произношения [шн] и сближение произношения с написанием. Согласно нормам современного русского литературного языка, сочетание чн обычно так и произносится [чн], особенно это относится к словам книжного происхождения (бесконечный, беспечный ), а также к относительно новым словам (маскировочный, посадочный ). Сочетание чн произносится как [шн] в женских отчествах на -ична: Кузьмини[шн]а, Лукини[шн]а, Ильини[шн]а , а также сохраняется в отдельных словах: коне[шн]о, ску[шн]но, пере[шн]ица, яи[шн]ица, скворе[шн]ик, горчи[шн]ик, пустя[шн]ый, коне[шн]о, наро[шн]о, подсве[шн]ик, скворе[шн]ик, двое[шн]ик, трое[шн]ик, [ш]то и др. Некоторые слова с сочетанием -чн- в соответствии с современными нормами литературного языка произносятся двояко, т.е. с сочетанием [чн] и [шн]: булочная – було[чн]ая и було[шн]ая; порядочный – порядо[чн]ый и порядо[шн]ый .

29. В современном русском языке группа из нескольких согласных в положении между гласными обычно упрощается: в сочетаниях стн, здн, стл, ндс, нтс, рдц, стл средний согласный, как правило, не произносится. Например: честный – че[сн]ый, шестнадцать – ше[сн]адцать, поздно – по[зн]о, звёздный – звё[зн]ый, счастливый – сча[сл’]ивый, завистливый – зави[сл’]ивый, гигантский – гиган[ск’]ий (вариант – гига[нцcк’]ий ), голландский – гола[нс]кий, сердце – се[рц]е . Ср.: бездна – бе[здн]а, аспирантка – аспира[нтк]а и др. В сочетаниях вств и лнц не произносится первый звук. Например: здравствуй – здра[ств]уй, солнце – со[нц]е .

Особенно много таких непроизносимых согласных в беглой разговорной речи, при неполном типе произношения.

Практически каждый день мы с вами обращаемся к нашим коллегам и знакомым по имени отчеству. В произношении этих наименований имеются свои особенности, которые необходимо учитывать, ведь обращение, например, к начальнику Сан Саныч, может привести к неловкости, так как подобное обращение возможно лишь в дружеской обстановке.

Полное, максимально приближенное к написанию произношение существует в чтении официальных документов, в иноязычных именах и отечествах: Карлович (не Карлыч), Брунович (не Бруныч), а также при обращении к людям, требующим уважительного отношения.

В мужских отчествах от имен на твердый согласный (Антон, Богдан, Семен) на месте суффикса -ович произносится –ыч, например: Антоныч, Богданыч, Платоныч, Семеныч, Степаныч .

Вместо Александрович допускается произношение Алексаныч (реже Александрыч ). Само имя Александр при сочетании с отчеством, начинающимся с согласного звука, обычно произносится без конечных согласных: Алексан Петрович, Алексан Матвеич .

В мужских отчествах от имен на -ей и -ай на месте -евич произносится –ич: Алексеич, Андреич, Николаич, Сергеич .

В женских отчествах чаще всего наблюдается более краткое произношение, например: Андревна, Алексевна, Сергевна, Николавна, Вячеславна, Михална, Алексанна . Однако менее распространенные отчества, образованные от редких имен, произносятся полно: Дорофеевна, Патрикеевна, Корнеевна .

Современный русский алфавит состоит из 33 букв. Фонетика современного русского числа определяет 42 звука. Звуки бывают гласные и согласные. Буквы ь (мягкий знак) и ъ (твёрдый знак) не образуют звуков.

Гласные звуки

В русском языке 10 гласных букв и 6 гласных звуков.

  • Гласные буквы: а, и, е, ё, о, у, ы, э, ю, я.
  • Гласные звуки: [а], [о], [у], [э], [и], [ы].

Для запоминания гласные буквы часто записывают парами по сходному звучанию: а-я, о-ё, е-э, и-ы, у-ю.

Ударные и безударные

Число слогов в слове равно числу гласных в слове: лес - 1 слог, вода - 2 слога, дорога - 3 слога и т.д. Слог, который произносится с большей интонацией, является ударным. Гласная, образующая такой слог, является ударной, остальные гласные в слове - безударными. Положение под ударением называют сильной позицией, без ударения - слабой позицией.

Йотированные гласные

Значимое место занимают йотированные гласные - буквы е, ё, ю, я, которые означают два звука: е → [й’][е], ё → [й’][о], ю → [й’][у], я → [й’][а]. Гласные являются йотированными в том случае, если:

  1. стоят в начале слова (ель, ёлка, юла, якорь),
  2. стоят после гласного (какое, поёт, заяц, каюта),
  3. стоят после ь или ъ (ручье, ручьём, ручью, ручья).

В остальных случаях буквы е, ё, ю, я означают один звук, но однозначного соответствия нет, так как различные позиции в слове и различные сочетания с согласными этих букв рождают разные звуки.

Согласные звуки

Всего 21 согласная буква и 36 согласных звуков. Несоответствие в количестве означает, что некоторые буквы могут означать разные звуки в разных словах - мягкие и твёрдые звуки.

Согласные буквы: б, в, г, д, ж, з, й, к, л, м, н, п, р, с, т, ф, х, ц, ч, ш, щ.
Согласные звуки: [б], [б’], [в], [в’], [г], [г’], [д], [д’], [ж], [з], [з’], [й’], [к], [к’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [п], [п’], [р], [р’], [с], [с’], [т], [т’], [ф], [ф’], [х], [х’], [ц], [ч’], [ш], [щ’].

Знак ‘ означает мягкий звук, то есть буква произносится мягко. Отсутствие знака говорит о том, что звук твёрдый. Так, [б] - твёрдый, [б’] - мягкий.

Звонкие и глухие согласные

По тому, как мы произносим согласные звуки, существует разница. Звонкие согласные образуются в сочетании голоса и шума, глухие согласные образуются за счёт шума (голосовые связки не вибрируют). Всего 20 звонких согласных звуков и 16 глухих согласных звуков.

Звонкие согласные Глухие согласные
непарные парные парные непарные
й → [й"] б → [б], [б"] п → [п], [п"] ч → [ч"]
л → [л], [л"] в → [в], [в"] ф → [ф], [ф"] щ → [щ"]
м → [м], [м"] г → [г], [г"] к → [к], [к"] ц → [ц]
н → [н], [н"] д → [д], [д"] т → [т], [т"] х → [х], [х"]
р → [р], [р"] ж → [ж] ш → [ш]
з → [з], [з"] с → [с], [с"]
9 непарных 11 парных 11 парных 5 непарных
20 звонких звуков 16 глухих звуков

По парности-непарности звонкие и глухие согласные делятся на:
б-п, в-ф, г-к, д-т, ж-ш, з-с - парные по звонкости-глухости.
й, л, м, н, р - всегда звонкие (непарные).
x, ц, ч, щ - всегда глухие (непарные).

Непарные звонкие согласные называются сонорными.

Среди согласных по уровню «шумности» также выделяют группы:
ж, ш, ч, щ - шипящие.
б, в, г, д, ж, з, к, п, с, т, ф, х, ц, ч, ш, щ - шумные.

Твёрдые и мягкие согласные

Твёрдые согласные Мягкие согласные
непарные парные парные непарные
[ж] [б] [б"] [ч"]
[ш] [в] [в"] [щ"]
[ц] [г] [г"] [й"]
[д] [д"]
[з] [з"]
[к] [к"]
[л] [л"]
[м] [м"]
[н] [н"]
[п] [п"]
[р] [р"]
[с] [с"]
[т] [т"]
[ф] [ф"]
[х] [х"]
3 непарных 15 парных 15 парных 3 непарных
18 твёрдых звуков 18 мягких звуков

Согласный г в русском языке взрывной, мгновенный образуется так же, как к , но с участием голоса. Произнесение фрикативного, длительного звука (как в белорусском языке) сохраняется в междометиях ага, ей-богу, эге, эге-гей и других, в звукоподражании гав-гав , в слове бухгалтер и производных от не-го. Выработать правильное произношение помогает повторение пар слов, различающихся только звуками [г / к ]: голос – колос, глас – класс, гость – кость, корка – горка, икра – игра … В словах лёгкий, мягкий и производных от них облегчить , мягче , легче , мягчайший , мягкотелый , легковесный , налегке и других на месте буквы г сле-дует произносить звук [х].

А в окончаниях родительного падежа местоимений и прилагательных на -ого , -его , а также в словах сегодня , итого на месте буквы г следует произносить звук [в]: наше [в]о тракторно [в]о завода , се [в]одняшний .

В отличие от белорусского языка передаваемый буквой ч звук всегда мягкий. При его произнесении передняя часть языка приподнимается к передней части нёба, касается корней верхних зубов.

Краткие шипящие [ш] и [ж] произносятся мягко только в нескольких заимствованных словах: жюри, Жюль, пшют , однако в словах брошюра , парашют звук [ш] выговаривается твердо.

Различение твердых и мягких согласных – одна из самых характерных особенностей звуковой системы современного русского литературного языка. Твердые и мягкие согласные различают слова: брат – брать , лук – люк . При произнесении мягкого согласного звука средняя часть спинки языка высоко поднимается к нёбу.

Для белорусов восприятие русских звуков [р]ад и [р’]яд представляет большую трудность и приводит к произнесению твердого согласного вместо мягкого и наоборот или появлению после [р] лишнего звука: по [рjа]док .

По нормам русского языка следует произносить мягкие звуки на конце слов семь, восемь, голубь, кровь, оставь и подобных. В русскую речь белорусы часто переносят явления цеканья и дзеканья: [ц’ихъ] вместо [т’ихъ], [д’з’ад’з’ь] вместо [д’ад’ь].

В положении перед мягкими согласными т, д, с, н, л звуки [с], [з] должны смягчаться: пе [с’н’]я , вме [с’т’]е , ра [з’в’]е , [з’д’]есь . Согласный н становится мягким и перед ч или щ : ко [н’]чить , бараба [н’]щик , же [н’]щина . Перед [j] губные согласные б, п, м произносятся твердо: о [бj]ем , се [мj]я , а переднея-зычные д, т, л, р не на стыке приставки и корня – мягко: су [д’j]я , жи [л’j]ё , сы [р’j]ё .

Долгий мягкий шипящий, как в словах щука, щель произносится и на месте сочетаний букв сч, зч, жч, сщ (не на стыке приставки и корня): подписчик , грузчик, мужчина . Сочетания зж и жж совсем недавно требовалось выговаривать как долгий мягкий звук: вожжи, дрожжи, визжать . Теперь допустимо и твердое произношение. В слове помощник на месте буквы щ произносится твердый [ш]. В сочетании букв жд различаются оба согласных звука: подо [жд’]и . В слове дождь , его падежных формах и однокоренных словах на месте букв жд нужно произносить долгий мягкий шипящий, но допустимо выговаривать и [шт’] или [жд’]: до [жд’]ить .


По старой московской норме буквосочетание чн (иногда и щн ) должно произноситься как [шн]. Норма сохраняется лишь в нескольких словах: Все-нощная , коне [шн]о , горчи [шн]ый , скворе [шн’]ик , подсве [шн’]ик , праче [шн]ая , пустя [шн]ый , наро [шн]о , ску [шн]о , яи [шн’]ица , а также в женских отчествах: Никити [шн]а , Ильини [шн]а . В большинстве слов возможны варианты [шн] или [ч’н]: будничный, булочная, копеечный, порядочный, горчичник, двоечник . Только [ч’н] произносится в словах, появившихся в ХХ веке, в словах книжного происхождения: посадочный, деревообделочный, циничный … Различаются: шапо [ч’н]ая мастерская и явиться к шапо [шн]ому разбору , шапо [шн]ое зна-комство , серде [шн]ый друг и серде [ч’н]ая болезнь , кала [ч’н]ое тесто и кала [шн]ый ряд , заболеть моло [ч’н’]ицей и моло [шн’]ица принесла молока . Нет общего правила. О каждом слове надо знать, как его произносить: с сочетанием [ч’н] или [шн], или допустимы оба варианта.

Татьяна Вахлова
Произношение гласных и согласных звуков в пении

В русском языке принято различать два вида произношения: певческая дикция, и сценическая речь.

Сценическая речь-более яркая выразительная, более эмоционально окрашенная, подчинена правилам произношения, использует логические ударения. Изменение темпа речи и динамики.

Певческая дикция- близка к сценическому произношению. Но каждый звук имеет определенную высоту, слова ритмически строго организованы, дыхание более продолжительно и починено требованиям музыки.

Произношение и в сценической речи, и в пении является не только их внешней формой, но и важным выразительным средством, с одной стороны, актерской игры наряду с интонацией, жестом, костюмом, гримом, с другой, художественного воплощения, посредством агогики, тембра и пр. «Хорошо сказанное- на половину спето»,- говорил Ф. И. Шаляпин. И дело здесь не только в том, что слово в большинстве случаев выступает равноценным с музыкой компонентом. Хорошее произношение способствует образованию важнейших качеств певческого голоса.

Произношение гласных звуков в пении.

Все гласные звуки тянутся, а согласные являются как бы перерывами, они проговариваются, поэтому гласные максимально распеваются.

Все гласные округляются на манер буквы «О».

Всего 10 гласных из них 5 основных «А», «О», «У», «И», «Э»

Йотированные- когда перед основным добавляется «Й».

Звук «Ы» самостоятельный.

При пении йотированных гласных произносится очень быстро и мягко, а тянется основной звук.

Распетые гласные всегда звучат ясно и чисто.

Ударные гласные всегда звучат ясно и чисто.

Безударные гласные звучат по разному: чем длиннее безударный гласный, тем он более ясен, чем короче, тем более редуцирован.

Безударное «О», в большинстве случаев произносится как «А»

Безударная «Я», на конце слова всегда должна звучать чисто (поля, сверкая).

Безударная «А» и «Э» мало редуцируются, звучат менее ярко, динамически ослобляются.

Безударная «Е» - на коротких длительностях звучит с примесью «И», «Е».

Два гласных звука внутри слова или на стыках слов произносятся слитно, а на стыке слов, которые имеют самостоятельные ударения два одинаковых звука на одной высоте поются раздельно.

Произношение согласных звуков.

Звонкие согласные в конце слова произносятся как соответствующие или глухие, (наш паравос, вперет летит).

Зубные «З», «Д», «С», «Т» - перед мягкими согласными смягчаются например: (казни, песнь, гость).

«Н» или «НН» - перед мягкими согласными произносится мягко, перед «Л» твердая «Н».

Возратные частицы окончание мягче «СЯ» и «СЬ» произносится тверда как «СА» и «С».

В ряде слов считании «ЧН» и «ЧТ» и произносится как «ШН» и «ШТ», (скушно, грусно, што).

Сочетание «СЧ» и»ЗЧ» как долгое «Щ» (сщастье).

Все согласные произносятся коротко, четко, но аккуратно не нарушая мелодическую линию.

Согласные находящиеся в середине слова переносятся к следующему слову или слогу, но не в конце предложения.

Характер певческой дикции за висит от содержания и характера произведения, от его образности. При исполнение быстрых, легких по звуку произведений следует облегчать силу звука, слова произносить легко, близко и очень активно при минимальном движении артикуляционного аппарата. Драматических произведениях, торжественных гимнах слова произносятся значительно (крупная дикция). В спокойных распевных сочинениях - мягкая дикция.

Певцы хора должны постоянно учиться правильной, грамотной речи. Если они обладают правильным и хорошим произношением, то хор достигает высокого уровня певческой культуры. Это значит, что он умеет наилучшим образом строить и соотносить поэтическую и музыкальную фразы в соответствии с идеей и образной сферой хорового произведения, отбирая наиболее подходящие в каждом случае слова и музыкально-исполнительские средства.

Публикации по теме:

Фронтальное занятие по подготовке к обучению грамоте «Дифференциация твердых и мягких согласных звуков» Цель: Закреплять навык различения твердых и мягких согласных звуков. Повторять основные способы изображения мягкости согласных на письме.

Игровая обучающая ситуация «ГУСИ-ЛЕБЕДИ» (Закрепление гласных звуков, определение позиции звука) НОД в средней группе компенсирующей направленности.

Интерактивное пособие изготовлено вручную из пластика, магнитного листа, самодельных букв русского алфавита в двух вариантах (мягкий вариант.

Конспект индивидуальной коррекционной работы с дошкольниками с РДА «Закрепление произношение гласных звуков» Задачи приоритетной образовательной области: Развивать зрительное восприятия, умение удерживать в поле зрения зрительный стимул при выполнение.

"Путешествие в страну гласных звуков и букв" Цель: систематизировать знания детей о гласных звуках на примере звуков [а], [у], [и], [о],.

Конспект занятия в подготовительной группе «Путешествие в страну гласных и согласных звуков» Лексическая тема: «Осень». Цели занятия: 1. Развитие навыков слогового и фонематического анализа, фонематических представлений. 2. Расширение и уточнение словаря.

1. В соответствии с тем, какие звуки обозначаются буквами, все буквы делятся на гласные и согласные .

Гласных букв 10:

2. В русском языке обозначаются не все звуки речи, а только основные. В русском языке 42 основных звука - 6 гласных и 36 согласных, тогда как число букв - 33 . Не совпадает также количество основных гласных (10 букв, но 6 звуков) и согласных (21 буква, но 36 звуков). Разница в количественном составе основных звуков и букв определяется особенностями русского письма.

3. В русском языке твёрдый и мягкий звук обозначается одной и той же буквой.

Ср.: сэр [сэ́р] и сер [с’э́р].

4. Шесть основных гласных звуков обозначаются десятью гласными буквами:

[и] - и (ми лый ).

[ы] - ы (мы ло ).

[а] - а (ма й ) и я (моя ).

[о] - о (мо й ) и ё (ё лка ).

[э] - э (э то ) и е (мe л ).

[у] - у (ку ст ) и ю (ю ла ).

Таким образом, для обозначения четырёх гласных звуков ([а], [о], [э], [у] ) имеется два ряда букв:
1) а, о, э, у ; 2) я, ё, е, ю .

Обратите внимание!

1) Я, е, ё, ю - это буквы, а не звуки! Поэтому они никогда не используются в транскрипции.

2) Буквы а и я , о и ё , э и е обозначают соответственно: а и я - звук [а]; о и ё - звук [о], э и е - [э] - только под ударением! О произношении этих гласных в безударном положении см. в п. 1.8.

5. Буквы я, е, ё, ю выполняют две функции:

    после согласного они сигнализируют о том, что предшествующая согласная буква обозначает мягкий согласный звук:

    Ся ду [с’ а́ду], се л [с’ э́л], сё л [с’ о́л], сю да [с’ уда́];

    после гласных букв , в начале слова и после разделительных ъ и ь эти буквы обозначают два звука - согласный [ j ] и соответствующий гласный:

    Я - , е - , ё - , ю - .

    Например:

    1. после гласных: жуё т [жуjо́ т], брею т [бр’э́jу т];

    2. в начале слова: е л , я к ;

    3. после разделительных ъ и ь : съе л [сjэ́ л], вью н [в’jу́ н].

Обратите внимание!

1) Буквы и, е, ё после шипящих букв ж и ш не указывают на мягкость предшествующего согласного звука. Согласные звуки [ж] и [ш] в современном русском литературном языке всегда твёрдые!

Шил [шы́л], жесть [жэ́с’т’], шёл [шо́л].

2) Буква и после согласных букв ж, ш и ц обозначает звук [ы] .

Шил [шы́л], жил [жы́л], цирк [цы́рк].

3) Буквы а, у и о в сочетаниях ча, ща, чу, щу, чо, що не свидетельствуют о твёрдости согласных ч и щ . Согласные звуки [ч’] и [щ’] в современном русском литературном языке всегда мягкие.

Чум [ч’у́м], (пять) щук [щ’у́к], часть [ч’а́с’т’], Щорс [Щ’о́рс].

4) Ь в конце слова после шипящих не является показателем мягкости. Он выполняет грамматическую функцию (см. п. 1.11).

6. Звук [ j ] обозначается на письме несколькими способами:

    после гласных и на конце слова - буквой й ;

    Май [ма́j ].

    в начале слова и между двумя гласными - с помощью букв е, ё, ю, я , которые обозначают сочетание согласного [ j ] и соответствующего гласного;

    Е л , я к .

    на наличие звука [ j ] указывают также разделительные ъ и ь - между согласным и гласными буквами е, ё, ю, я .

    Съе л [сjэ́ л], вью н [в’jу́ н].

7. Буквы ъ и ь не обозначают никаких звуков.

    Разделительные ъ и ь сигнализируют о том, что следующие за ними е, ё, ю, я обозначают два звука, первый из которых [ j ] .

    Неразделительный ь :

    1) указывает на мягкость предшествующего согласного:

    Мель [м’э́л’];

    2) выполняет грамматическую функцию.

    Например, в слове мышь ь не указывает на мягкость предшествующего согласного, а сигнализирует о том, что данное существительное женского рода.

Подробнее о правописании ъ и ь см. в п. 1.11. Употребление Ь и Ъ .

Упражнения к теме «Звуки речи и буквы»

Другие темы