Встреча зимы никитин главная мысль. Анализ стихотворения «Встреча зимы. От угрюмых небес

Тема: Знакомство с произведением И.С. Никитина «Встреча зимы» Урок 16


Прозвенел и смолк звонок. Начинается урок. Тихо девочки за парту сели, Тихо мальчики за парту сели, На меня все посмотрели.



Проверка домашнего задания

  • с. 66 – 67 – рисунок, выучить отрывок к рисунку


  • Белый снег. Белый мел.
  • Белый сахар тоже бел.
  • А вот белка не бела,
  • Белой даже не была.
  • - Какую картину вы представили?

Встреча зимы

Прочитайте словосочетание.

Что вы можете рассказать по этому поводу?


«Встреча зимы»

Никитин Иван Саввич

1. Как вы думаете, о чем мог написать нам Иван Сергеевич Никитин?


Словарно – лексическая работа ПРИ ЧТЕНИЕ ВЫДЕЛИ ПОДЧЕРКНУТУЮ БУКВУ

ПОУТР У ВЧЕРА ДОЖДЬ;

В П О ЛДЕНЬ ДОЖДЬ ПЕРЕСТАЛ;

НЕТ НИГДЕ ОБЛАЧК А ;

НАШЕЙ Р У СИ СВЯТОЙ


ПОДБЕРИ СИНОНИМ

Сумрачный -

раздолье -

хмельной -

ширь, простор

с давних пор, времен

сейчас, тотчас



Встреча зимы

  • Дождь стучал, туман вставал, веял холод, дождь перестал, начал падать снежок, замерзла река, снег блестит, смотрит лес, гостья зима, гуляй, строй мосты, ковры расстилай, мороз трещит, кровь горит, метель крутит, мутит, вьюга песни поёт.

Прочитайте ключевые слова. Уточните содержание стихотворения.

Прочитайте стихотворение. Подтвердились ли ваши предположения?


Угрюмый

Сумрачный

Осенний

Полото

Разноцветный

Безлюдный

Побелевший

Сдержанный

Православный

Разгул непогод

Незванный

Хмельный

Прочитайте слова.

Все слова вам понятны?


  • - читать надо медленно, вдумываясь в значение слов.
  • - после каждой строчки надо обязательно делать короткую паузу,
  • - чётко и ясно проговаривать слова,
  • - постараться передать настроение автора и свои чувства.

  • с. 68 - 71

  • Какой поре посвящается стихотворение?
  • Какие части можно выделить?
  • Какие картины нарисовал поэт?
  • Почему людей радует первый снег?

Найдите строки

Поутру вчера дождь

В стёкла окон стучал,

Над землёю туман

Облаками вставал.

Веял холод в лицо

От угрюмых небес,

И, Бог знает о чём,

Плакал сумрачный лес


Найдите строки

Ночь прошла. Рассвело.

Нет нигде облачка.

Воздух лёгок и чист,

И замёрзла река.

На дворах и домах

Снег лежит полотном

И от солнца блестит

Разноцветным огнём


Найдите строки

На безлюдный простор

Побелевших полей

Смотрит весело лес

Из-под черных кудрей,


Словно рад он чему,-

И на ветках берез,

Как алмазы, горят

Капли сдержанных слёз


Найдите строки

Здравствуй, гостья зима!

Просим милости к нам

Песни севера петь

По лесам и степям.

Есть раздолье у нас,-

Где угодно гуляй;

Строй мосты по рекам

И ковры расстилай.


Найдите строки

Нам не стать привыкать,-

Пусть мороз твой трещит:

Наша русская кровь

На морозе горит!


  • Что происходило утром? в полдень? ночью? на рассвете?
  • Любил ли поэт русскую зиму?
  • Как автор относится к простым русским людям? к Родине?
  • Перечитайте приветствие зиме. Можно ли сказать, что автор одушевляет природу? Зачем он это делает?
  • Любил ли поэт русскую зиму? Почему вы так думаете?

  • – Знаете ли вы, что на Руси был праздник встречи зимы? Это 14 октября – Покров. Выпадал первый снег, укрывал (покрывал) землю, заснувшую до весны. Дети в этот день пели заклички снегу, который сохраняет тепло земли. Земля – матушка отдыхает от трудов, а с нею и все крестьяне. В сельских школах только в эту пору начинались занятия, в сёлах играли свадьбы.
  • - Почему русский народ не боится зимы?
  • - Как вы понимаете три последних строки стихотворения?

КАРТИНА А. А. ПЛАСТОВА “ ПЕРВЫЙ СНЕГ ”

Он нарисовал её в 1946 году, через 100 лет после того, как написал своё произведение И.С. Никитин. Обратите внимание на то, как созвучны два произведения, как поэт и художник увидели и передали красоту и прелесть первого морозного утра, первого снега.

  • Каким увидели снег? Воздух? Небо? .
  • Что чувствуют дети?

Выделение образных выражений МЕТАФОРА, СРАВНЕНИЕ ИЛИ ЭПИТЕТ?

СРАВНЕНИЕ

1._________________________туман облаками вставал, снег лежит полотном, как алмазы горят капли слёз, растёт богатырь, что под бурями дуб.

2._________________________угрюмые небеса, воздух лёгок и чист, в чистом поле весна золотая,

Русь святая, гость незваный, на сторонке чужой, безлюдный простор.

3._________________________плакал лес, начал падать снежок, замёрзла река, горят капли слёз, смотрит весело лес, мороз трещит, кровь горит, метель крутит и мутит, вьюга поёт.

ЭПИТЕТ

МЕТАФОРА


Подведение итогов урока

- С творчеством какого поэта познакомились на уроке?

- О чём стихи Ивана Никитина?



  • с. 68- 71- наизусть 5-6 строф Мини-сочинение «Первый снег»
  • с. 68- 71- наизусть 5-6 строф
  • Мини-сочинение «Первый снег»

Александр Сергеевич Пушкин

«Вот север, тучи нагоняя…»

Цели урока : Создать в воображении детей картину зимней природы, поэтический образ волшебной зимы, вызвать у них чувство радости, показать те художественные средства, с помощью которых изображен приход зимы.
Оборудование: иллюстрации с картинами природы, грамзапись П.И. Чайковского «Времена года».

Ход урока
I . Организационный момент
II. Подготовка к восприятию нового произведения.
1) Рассказ учителя о поэме и времени его творчества.
Цель: расширить кругозор детей; привлечь внимание их к изучаемому произведению.
Москва подарила миру много великих писателей и поэтов: здесь родился и А.С.Пушкин. Поэзию будущий поэт любил с раннего возраста и начал сочинять стихи еще ребенком. Известен такой факт: как-то мальчик долго не засыпал, ворочался на постели. Его спросили: «Почему, Саша, не спишь?» - «Сочиняю стихи»,- ответил мальчик. У отца была большая библиотека, здесь Саша проводил долгие часы за чтением, читал все, что попадалось под руку. К семи годам он уже свободно читал, говорил и писал по-французски, а русской грамоте его выучила бабушка.
Страсть поэта к сочинительству упрочилась в период его обучения в Царскосельском лицее. В эти годы Сашу часто находили в укромных уголках, спрятавшегося от чужих глаз, сосредоточенного и задумчивого. Его не трогали, знали, что он сочиняет стихи. Великий поэт наградил нас, оставив более тысячи стихов.
- Ребята, стихотворение, которое мы будем сегодня читать, называется «Вот север тучи нагоняя…»- это отрывок из романа «Евгений Онегин».
- О чем вы подумали, когда я произнесла это название? (о зиме).
III. Первичное чтение текста.
Цель: создать целостное восприятие текста, дать образу выразительное чтение. Послушайте стихотворение А.С.Пушкина. Из него мы узнаем, как поэт воспринимал русскую зиму, как ее изображал, какое чувство вызывало у него наступление зимы.
(Стихотворение читает учитель).
I V . Проверка первичного восприятия.
Цель: проверить, как дети восприняли содержание стихотворения.
- Что вас в стихотворении удивило? (поэт приветствует приход зимы, как человека)
- Что запомнилось больше всего? (пришла зима, одела деревья, рады все зиме). Теперь возьмите карандаши и, отмечая слова-картины, читайте стихотворение вполголоса.
V . Повторное чтение.
совершенствовать навык чтения: вполголоса

самостоятельно,

вслух по цепочке.
V I. Словарная работа.
- Какие вы подчеркнули слова? (идет, пришла, повисла, легла, в эпитетах: матушка зима, волшебница зима).
V II. Анализ произведения.
учить видеть красивое в природе; учить находить красочные средства, помогающие рисовать картины природы.
- Но ведь зима - явление природы и по настоящему идти, повиснуть, лечь, резвиться не может.
- Кто может это делать? (люди).
- А если поэт наделяет этими качествами явления природы, что он таким образом делает? (делает живыми).
- Да, одушевляет, делает их живыми, зима становится героем стихотворения.
- Какие картины прихода зимы нарисовал поэт, какие использовал слова для своих картин?
Физкультминутка .
Перечитывание произведения.
- Какие слова вы подчеркнули к 1 картине?

- вот север тучи нагоняя... -темные тучи, воет ветер, холодно
- Какие краски вы использовали для 1-ой картины?(мрачные, погода ждет прихода зимы)
- А следующая картина какая? (светлая, радостная)

- идет волшебница зима -зима пришла, рассыпалась - кругом
белеет свежий снег, деревья убраны в
снежный наряд.
- Как об этом говорит автор?
Клоками повисла на суках дубов; Легла волнистыми коврами. Среди полей вокруг холмов; Брега с недвижною рекою Сравняла с пышной пеленою. Клоками снега повисла на дубах; а в поле - по холмам; чистый снег искрится и лежит волнами; не видно реки; на ней и ее берегах лежит пушистый снег.
Вся картина озарена солнечным светом.
Блеснул мороз. И рады мы проказам Проказам матушки зимы, Люди радуются зиме. Людям не сидится дома, они вышли на воздух:
Кто гуляет, кто катается на санях. Особенно рады зиме дети. Они играют в
снежки, бегают. Рады зиме и животные.
- О каких проказах зимы может идти речь в стихотворении? (Проказами поэт называет все то, что сделал мороз). Зима: зима все укутала снегом, заковала льдом реки, заморозила все кругом.
- Ребята, какое настроение у вас создалось после чтения стихотворения?
V III. Подготовка к выразительному чтению.
- Как мы будем читать это стихотворение? (радостно, торжественно).
- Правильно. Тон не может быть заунывным, он скорее торжественный:
наступает значительное событие в природе приход зимы. Идет волшебница зима.
- В каком темпе: быстро, умеренно или медленно? (темп чтения ровный, четкий)
- Ребята, выделите с помощью голоса важные слова и словосочетания.
- Прочтите, какие чудеса творит « волшебная зима». (пришла, рассыпалась, повисла, легла коврами, брега сравняла).
- Что еще важно соблюдать при чтении стихотворения? (стихотворные паузы, ритм).
- А еще, ребята, важно соблюдать смысловые и грамматические паузы внутри строки. Так слова: дохнул, завыл - четко отделяются друг от друга, а перед тире делается значительная пауза, показывается результат наступления зимы. Обратите внимание на чтение строки: Пришла, рассыпалась. После слова рассыпалась - нужна пауза, т.к. слово клоками относится к следующей строфе:
Клоками повисла на суках дубов.
- Какое предложение необходимо отделить от предшествующей части паузой и почему? (И рады мы проказам матушки- зимы - показывает, как приход зимы действует на человека. Мы рады зиме, как долгожданному гостю).
- Какое предложение читается особенно торжественно и почему? (Идет волшебница зима, потому что она как добрая волшебница радует всех).
- Правильно, ребята. Поэтому предложение - И рады мы проказам матушки - зимы - читается несколько ускоренно, бодро, с подъемом, как выражается радость от прихода зимы.
I Х. Выразительное чтение.
Осуществляется детьми с одновременным анализом: что получилось, что нет ипочему? - Вам понравилось, как поэт описал зимний пейзаж? (да, очень, точно, выразительно)
- Прочитайте выразительно стихотворение, при чтении старайтесь передать картину настроения зимы так, чтобы они как живые предстали перед слушателями, понравились им.
- Послушайте, как стихотворение читают эти дети (лучшие ученики). Внимательно прислушайтесь к темпу чтения, послушайте, как чтец произносит конец стихотворной строки.
Х. Беседа по содержанию картины К.Ф. Юона «Зима».
Среди картин, которые вы видите, отыщите картину, которая подходит к стихам А.С.Пушкина.
- Что общего в содержании, в настроениях этих двух?
- Как изображены люди и природа? (Природа волшебная. Все кругом бело, а деревья одели снежные шапки, стали нарядно-белыми, причудливыми. Их ветки напоминают нам сказочные существа.
- Рады ли люди зиме?
- Как это доказать? (На картине все изображено в движении. Им хочется двигаться в этот чудесный, зимний день).
- Правильно, ребята, картина напоминает по содержанию и настроению стихотворение А.С.Пушкина.
- Какие строки стихотворения особенно близки к картине? (И рады мы проказам матушки зимы).
Х I . Итог урока.
- Какова основная мысль стихотворения? (Любовь поэта к зимним картинам волшебницы зимы).
- Как поэту удалось отразить свое восхищение и радость от картин зимы, ее настроения? (Тон торжественный, выражения использует: идет волшебница зима. Говорит: пришла, рассыпалась, и как бы, подведя итог всему, говорит в конце стихотворения: И рады мы проказам матушки-зимы, как своей родной маме).
Х II. Домашнее задание.
Выучить стихотворение наизусть.

В лесу заметней стала елка. Поздняя осень. Все то, что сияло и пело, в осенние скрылось леса. Сказочный чертог. Пустеет воздух, птиц не слышно боле. Уж небо осенью дышало. Осенний сюрприз. Кроет уж лист золотой влажную землю в лесу. Нивы сжаты, рощи голы. Правила игры. Миновало лето, осень наступила. Разгулялась осень в мокрых долах. Ясным утром сентября хлеб молотят села. Осень. Солнечный блеск твой чудесный с нашей играет рекой.

«Стихотворения о весне» - Ф.И. Тютчев «Зима недаром злится…». Назовите фамилии поэтов и их произведения. Весна. Дождь. Читательская разминка. Листопад. Гори, солнце, ярче, лето будет жарче, а зима теплее, а весна милее. Найди лишнее слово. Какие слова связаны с темой «Весна». Отрывок из рассказа А.П. Чехова «Весной». Подвести итог работы над разделом. Вставь пропущенное слово в четверостишие. О чём говорится в стихотворении А. Плещеева «Сельская песенка».

«Стихи о цветах» - Всю жизнь цветы не оставляют нас. За тонкий запах лёгких лепестков зовут меня царицею цветов. Собрались мы, весело заводим хоровод. Цветы сопровождают нас всю жизнь. Белая ромашка. На лужайке росы стылые, не шелохнётся вода. Под лебяжий чистый голос, у озёрного мыска зацветает гладиолус. В синем поле холодные тени, белый иней в саду на заре. Взгляните на раскрывшийся пион с пунцовыми литыми лепестками.

«Стихи о природе 19 века» - Анализ стихотворения. Ямб. Лист золотой. Анализ стихотворения «Осень». Майков Аполлон Николаевич. Стихи о природе. Стихотворный размер. Анализ стихотворения «Встреча зимы». Опять незримые усилья. Лики природы в стихах русских поэтов 19 века. Иван Саввич Никитин. Афанасий Афанасьевич Фет. Русский поэт. Встреча зимы. Языковые средства. Сравнение. Эпитеты. Настоящая фамилия. Осень. Картины весны.

«Весна в стихах» - Весна. Времена года. Весенние воды. Что актуально в изображении весны. Александр Сергеевич Пушкин. Еще в полях белеет снег. Картины И.И.Левитана, И.С.Остроухова. Утро года в живописи, поэзии, музыке. С чего для вас начинается весна. Произведения искусства. Федор Иванович Тютчев.

«Стихи про осень» - В.Поленов. Праздник осенних настроений. Осень на реке Незнайке. Стаи птиц. Пётр Ильич Чайковский. Сухие листья. Пейзаж с хижиной. Золотая осень. Заунывный ветер. Яков Аким. А.С.Пушкин. Закружилась листва золотая. Осень. Пётр Ильич Чайковский. Буйные ветры. Первые строки стихотворения. Поздняя осень. Туча небо кроет. Ф.Тютчев. Федор Тютчев. Иван Бунин. Афанасий Фет. Осенние листья. Унылая пора.

Тема урока: И.Никитин «Встреча зимы».
Цели урока: 1. познакомить со стихотворениями И.Никитина «Встреча зимы»;
2. способствовать развитию умений находить в тексте сравнения и эпитеты; видеть красоту природы; подбирать синонимы к словам.
3. воспитание любви к природе, к окружающей среде.
Тип урока: комбинированный
Оборудование: иллюстрации на тему зимы
Ход урока
Организационный момент.
Включайте лампочки-улыбки,Дарите искорку добра,Ведь очень часто не хватает Кому-то лучика тепла!
- Посмотрите друг на друга, улыбнитесь. Протяните свои ладошки ко мне так, как с доски потягивает ласковое солнышко свои добрые лучики, а я приму ваши улыбки и ваше желание работать на уроке. Я хочу, чтобы урок принес радость общения друг с другом. Чтобы этот урок пополнил ваши знания. Пожелаем друг другу успехов!
II. Проверка домашнего задания.
III. Изучение нового материала стихотворение «Встреча зимы».
Теперь прочитайте стихотворение русского поэта И. Никитина «Встреча зимы» иопределите, какие эпитеты вам помогли представить себе то, о чём пишет автор.
Встреча зимыИ. Никитин
...На дворах и полях
Снег лежит полотном
И от солнца блестит
Разноцветным огнём.
На безлюдный простор
Побелевших полей
Смотрит весело лес
Из-под чёрных кудрей,
Словно рад он чему...
Здравствуй, гостья-зима!
Просим милости к нам
Песни севера петь
По лесам и степям.
Есть раздолье у нас -
Где угодно гуляй;
Строй мосты по рекам
И ковры расстилай.
снег лежит полотном - ак, матадайқаржатыр
просим милости к нам - қошкелдіңіздер
безлюдный простор - елсіз дала
раздолье - кең дала
ковры расстилай-кілемжайыптаста
Произносим правильно: безлюдный, побелевших полей, из-под чёрных кудрей, здравствуй, ковры расстилай.
Прочитайте стихотворение. Подумайте, где надо сделать паузы, с какой интонацией прочитать.
С помощью каких сравнений и эпитетов поэт описывает зиму?
Как вы думаете, поэту нравится зима, он ей рад? Какие слова и выражения могут подтвердить ваш ответ?
Какие песни севера будет петь зима?
О каких мостах и коврах говорится в стихотворении?
IV.Словарная работа.
степь – дала
безлюдный простор – елсіз дала
раздолье – кең дала
Зимой степь очень красива. Она кажется безлюдной – только снег лежит полотном. В лесах и степях зиме раздолье – она любит простор.
V. Чтение стихотворения учениками.
– Читайте стихотворение медленно, так, как вы вглядываетесь в картины природы, которые изобразил поэт.
VI.Физминутка
Если холодно тебе, то делай
Если холодно тебе, то делай так
Если холодно зимой,
Если холодно в лесу
Если ты совсем замерз, то делай так.
(1- хлопки, 2- щеки, 3- перед грудью, 4- хлопки по коленям)
VII.Выполнить рисунки к стихотворению или коллаж «Здравствуй, гостья зима!..»
VIII. Итог урока.
– Какие чувства пробудил в вас урок?
– О чем заставил задуматься?
IX. Домашнее задание:
И. С. Никитина «Встреча зимы» стр 62, выучить наизусть

Иванова Александра Антоновна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУЧСОШ№1
Населённый пункт: Забайкальский край село Чара
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Урок литературного чтения И.С.Никитин "Встреча зимы"
Дата публикации: 26.01.2017
Раздел: начальное образование

И.С. Никитин «Встреча зимы»

Учитель Иванова А.А.

Цели:
 познакомить учащихся с произведением И. С. Никитина;  продолжить формирование умения видеть образные языковые средства;  развитие умения сравнивать и сопоставлять живопись и поэзию;  совершенствовать умение выразительно читать стихотворные произведения;  связно рассказывать о своих впечатлениях;  воспитывать любовь к родной природе.
Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1.Организационный момент
Дети приводят в порядок рабочее место. Учитель читает стихотворение,дети по смыслу в рифму добавляя слова. В школу мы пришли(учиться) Не лениться, а (трудиться). Читать будем (старательно) Слушать всё (внимательно). Дети приводят в порядок рабочее место. Регулятивные УУД (самоконтроль) Коммуникативные УУД (согласованность действий с партнером)
2. Актуализация знаний

Домашнее задание
по стихотворению И.С.Никитина «Полно, степь моя, спать – выразительное чтение всего произведения, – чтение одной понравившейся строфы Коммуникативные УУД (построение речевых высказываний)
непробудно…» было предложено в нескольких творческих вариантах: Скороговорка Белый снег. Белый мел Белый сахар тоже бел. А вот белка не бела, Белой даже не была.
Какую картину вы представили
? Чтение скороговорки с ускорением, вполголоса (хором, индивидуально.) Ответы детей. Познавательные УУД
Постановка цели урока
- Прочитайте название произведения. Рассмотрите иллюстрации к нему. - Ребята, сформулируйте цель нашего урока. – Сегодня мы продолжим знакомиться с творчеством И.С.Никитина и его стихотворением «Встреча зимы». -Мы будем совершенствовать умение выразительно читать стихотворные произведения. Учиться понимать настроение и мысли поэта Регулятивные УУД (целеполагание) (прогнозирование)
Открытие нового
а) Орфоэпическая подготовка б) Словарно-лексическая работа в) Что обозначают эти слова? Подбери синоним
Первичное чтение текста учителем
- Послушайте стих и представьте себе картины, которые автор описывает Какой поре посвящено стихотворение? – Какие части можно выделить? – Какие картины нарисовал поэт? – Почему людей радует первый снег? Дети выполняют задание на слайдах обмен впечатлениями о том, что представили. Ответы детей Общеучебные познавательные УУД: Умение работать с текстом Умение выделять существенное Личностные УУД: Обмениваться впечатлениями Коммуникативные УУД: умение слушать ответы других детей

Работа в парах: чтение строфами, прочитайте

выделите главные слова

Детальный анализ стихотворения
– Что происходило утром? в полдень? ночью? на рассвете? – Любил ли поэт русскую зиму? (доказать выборочным чтением) – Как автор относится к простым русским людям? к Родине? – Перечитайте приветствие зиме. Можно ли сказать, что автор одушевляет природу? Зачем он это делает? – Любил ли поэт русскую зиму? Почему вы так думаете? Чтение по цепочке Ответы зачитывают отрывками произведения
Физкультминутка

видеоролик
Коммуникативные УУД (лидерство и согласованность действий с партнерами) Общеучебные УУД (умение работать с текстом)
Историческая справка

Подготовленный ребёнок ведёт рассказ

Знакомство с картиной А. А. Пластова
– Знаете ли вы, что на Руси был праздник встречи зимы? Это 14 октября – Покров. Выпадал первый снег, укрывал (покрывал) землю, заснувшую до весны. Дети в этот день пели заклички снегу, который сохраняет тепло земли. Земля – матушка отдыхает от трудов, а с нею и все крестьяне. В сельских школах только в эту пору начинались занятия, в сёлах играли свадьбы. – Почему русский народ не боится зимы? – Как вы понимаете три последних строфы стихотворения? Рассматривают картину, обмениваются впечатлениями Коммуникативные УУД Общеучебные УУД (работа со словарем)

«Первый снег
– Посмотрите на картину А. А. Пластова «Первый снег». Он нарисовал её в 1946 году, через 100 лет после того, как написал своё произведение И.С. Никитин. Обратите внимание на то, как созвучны два произведения, как поэт и художник увидели и передали красоту и прелесть первого морозного утра, первого снега. – Каким увидели снег? Воздух? Небо? – Что чувствуют дети?
Первичное закрепление
а) Прочитайте три группы выражений. Подумайте и скажите, где здесь метафора, сравнение, эпитеты: б) Выразительное чтение произведения 1-2 учениками. Дети работают в группе Выписывают на планшет задание Коммуникативные УУД
Рефлексия
- Какую цель мы ставили в начале урока? - Достигли мы этой цели? - Понять, замысел произведения
-
Да. Регулятивные УУД (самооценка)
Итог урока
- Почему произведение называется «Встреча зимы? - Каков же замысел И..С. Никитина? - - Описывая природу. Поэт показывает своё отношение к Родине, к русскому человеку - любовь к родной природе. Коммуникативные УУД
Домашнее задание
С71 №7, произведение выраз. читать