Крейсер кенигсберг первой мировой. Сафари крейсера «кенигсберг. Объявление британского Адмиралтейства

Ольга Тонина Занзибарская побудка или Английски е не-"Варяг" и не-"Кореец" . Место действия - Занзибар, гавань Стоун Тауна. Время действия - 20 сентября 1914 года. Действующие лица. Англичане: Корабль Его Величества "Пегасус". Корабль Его Величества "Хельмут". Немцы: Крейсер "Кенигсберг". Немножечко подробностей. Бронепалубный крейсер 3-го класса "Пегасус". Командир - капитан 2 ранга Джон Александер Инглес (John Alexander Ingles) (27 июля 1875 - 20 апреля 1934) Сын контр-адмирала. Родился в Плимуте, графстве Девон. Мичман - 14 июля 1894 года Лейтенант -31 декабря 1896 года. Коммандер - 31 декабря 1907 года Командир крейсера "Пегасус" 1 декабря 1913 года. Ушёл в отставку по собственному желанию 28 июля 1921 года. Умер в Танзании, в Дар-эль-Саламе.
Крейсер "Пегасус" относился к бронепалубным крейсерам 3-го класса типа "Пелорус".
Заложен в 1896 году. Спущен на воду в 1897 году Введен в строй в 1899 году. Водоизмещение стандартное - 2169 т, полное - 2780 тонн 2 паровых машины тройного расширения суммарной мощностью 7000 л.с. , 2 гребных винта, скорость хода - 20 узлов. Размерения (м) 91,4 х 11,13 х 5,2 м Бронирование: Палуба - 38-51 мм, Рубка - 76 мм. Вооружение: 8 - 102-мм орудий Mk III
Начальная скорость снаряда - 700 м/с Вес снаряда - 25 фунтов (11, 34 кг) Дальность стрельбы: 9000 ярдов (8200 м) 8 - 47 мм (3-х фунтовых орудий) Гочкисса
Начальная скорость снаряда - 571 м/с Вес снаряда - 1,5 кг Дальность стрельбы - 4000 ярдов (3657 м) 2 450-мм торпедных аппарата. Вооруженный буксир "Хельмут" Командир - Суб-лейтенант резерва Клемент Джэймс Чарливуд ( Clement James Charlewood ), 10 апреля 1915 года награжден DSC - Крестом за выдающиеся за заслуги за действия по против германских войск на территории континентальной Африки. Теперь о буксире - "Хельмут" пред войной базировался на Занзибаре и ходил под германским флагом. Несколько местных немцев в Занзибаре планировали использовать его для того, чтобы убежать в Германскую Восточную Африку и избежать интернирования, но двигатели буксира были в плохом состоянии, и он был захвачен британскими кораблями перед попыткой побега. Буксир был захвачен, вооружен одной трёхфунтовой (47 мм) пушкой Бронепалубный крейсер "Кенигсберг"
Заложен в 1905 году. Спущен на воду в 1905 году. Введен в строй в 1906 году. Водоизмещение стандартное/полное - 3340/3754 тонн Размерения - 115,3 х 13,2 х 5,29 м Две паровых машины тройного расширения суммарной мощностью 13200 л.с. Скорость - 24,1 уз. Экипаж - 308 человек
Бронирование: Палуба - 80-мм Боевая рубка - 100-мм
Вооружение: 10 - 105 мм орудий SK L/45 Начальная скорость снаряда - 710 м/с Вес снаряда - 17,4 кг (38 фунтов) Дальность стрельбы - 13890 ярдов (12700 м) 2 торпедных аппарата калибра 450-мм Итак, как говорил ГэГэ (главный герой) романов Агаты Кристи Эркюль Пуаро, все участники собраны. Что дальше? Что написали об этом случае наши источники в своё время ? Морской сборник. 1914. N 10. Неофициальный отдел. Морская хроника. стр. 136: Объявление британского Адмиралтейства С разрешения британского Адмиралтейства 21-го сентября объявляется нижеследующее: "С начала военных действий канонерская лодка "Пегасус" под командованием капитана 2-го ранга Джона Инглиса оперировала в океане, базируясь на порт Занзибар, причем оказала нам очень много ценных услуг, включая сюда разрушение неприятельского Дар-эс-Салама и потопление германской канонерской лодки "Мевэ" и германского плавучего дока. Сегодня утром, стоя на якоре в Занзибаре и занимаясь чисткой котлов и переборкой механизмов, лодка "Пегасус" была застигнута врасплох внезапно появившимся германским крейсером "Кенигсберг". Произошел ожесточенный бой. Лишенный возможности двигаться, "Пегасус" находился в исключительно неблагоприятных условиях. Кроме того, надо иметь в виду, что неприятель, вооруженный новыми 4-дюймовыми орудиями, имел подавляющее превосходство в силах. В результате боя наша канонерская лодка была выведена из строя, потеряв 25 человек убитыми и 80 человек ранеными из общего числа команды в 234 человека. Потери "Кенигсберга" не выяснены. После боя неприятельский крейсер ушел по направлению к югу".

Морской сборник. 1914. N 10. Неофициальный отдел. Очерки мировой войны. 252. стр.222.:

Разрушение германского порта Дар-эс-Салам. Бой с английским крейсером "Pegasus" " На морском берегу английский крейсер "Pegasus" (2200 т, 97 г[ода постройки] 8 10-см ор[удий]) разрушил бомбардировкой лучший порт на этом берегу Дар-эс-Салам, причем была уничтожена станция беспроволочного телеграфа и затоплен плавучий док. Также он уничтожил небольшое промерное военное германское судно "Mowe" (650 т, 06 г[ода постройки], 3 37-мм). Но конец "Pegasus" был печальный. 20 сентября его застал врасплох на якоре в Занзибаре германский крейсер "Konigsberg" (3400 т, 05 г[ода постройки], 10 10,5-см ор[удий]) и после короткого боя вывел его из строя, причем англичане потеряли 25 чел. убитыми и 80 чел. ранеными из 234 чел. экипажа. После этого "Konigsberg" ушел в море. Хотя по водоизмещению эти крейсеры сильно разнятся между собою, но артиллерийское их вооружение почти одинаковое, а потому поражение английского крейсера, вероятнее всего, объясняется тем, что противник его застал на якоре без паров. " Морской сборник. 1914. N 10. Неофициальный отдел. Очерки мировой войны. 262. стр. 230 . : Операция крейсера "Konigsbe rg" " Крейсер "Konigsberg", как было уже сказано (см. 252), вывел из строя английский крейсер "Pegasus". Откуда взялся здесь этот крейсер, сказать трудно. В расписании германского флота по станциям к 1-му января 1914 г. он не числится ни на одной из станций, как равно его нет и в составе активных и резервных эскадр и учебных отрядов. Поэтому надо думать, что он шел на смену на одну из станций и находился как раз у восточных берегов Африки. А впрочем, возможно, что за него был принят и один из ушедших из Киао-Чау крейсеров -- "Nurnberg" и "Leipzig", о местопребывании которых нет никаких известий. Внезапность появления у Занзибара этого крейсера подтверждается оплошностью "Pegasus", который был застигнут врасплох, на якоре, и, по-видимому, без паров. " Что пишут более поздние исследователи ? Известному русскоязычному переводчику Александру Больных принадлежит следующий текст: "Вдобавок на состоянии корабля начало понемногу сказываться затяжное плавание. Заправки углем стоили нескольких помятых листов обшивки и выбитых заклепок. Вышел из строя один из котлов, в остальных начали лопаться трубки. Лооф решил заняться ремонтом корабля. Но идти в Дар-эс-Салам он не мог. Поэтому 3 сентября крейсер вместе с угольщиком "Сомали" во время прилива по рукаву Симба-Уранга вошли в дельту реки Руфиджи, которая стала его убежищем. Карты дельты пе-ред войной составило гидрографическое судно "Мёве". Единственной германской "властью" здесь был маленький таможенный пост. Когда таможенники оправились от неожиданности, они развили бурную деятельность, пытаясь найти уголь. В Дар-эс-Салам была отправлена депеша с известием, что "Кенигсберг" не потоплен, как утверждали англичане. Он очень даже жив, и ему требуется УГОЛЬ. К Лоофу тоже начали поступать свежие но-вости. Самая важная из них была получена 19 сентября. Береговой наблюдатель сообщил, что в гавань Занзибара вошел британский крейсер. Лооф не знал, что по приказу Адмиралтейства Кинг-Хэлл на "Гиацинте" отправился патрулировать в районе мыса Доброй Надежды, чтобы предотвратить прорыв туда крейсеров фон Шпее. Крейсер "Астрея" был отправлен к берегам Юго-Западной Африки. По какой-то причине британское командование решило, что "Кенигсберг" ушел в Индию, и потому восточные берега Африки совершенно безопасны. В этом районе остался самый слабый из крейсеров Кинг-Хэлла "Пегасус", который решил заняться ремонтом и чисткой изношенных котлов. Британский крейсер также пострадал от плохого качества местного угля. Адмирал приказал постоянно держать пары, чтобы в случае необходимости немедленно дать ход, но командир крейсера капитан 2 ранга Инглс решил, что никакая опасность ему не грозит, а потому можно чистить все котлы разом. Это займет много меньше времени. За время стоянки "Кенигсберг" был приведен в состояние относительной исправности и с вечерним приливом выскользнул в море. Лооф решил следовать экономической скоростью 10 узлов, чтобы не выдать себя искрами из труб. На входе в гавань Лооф встретил маленький буксир "Гельмут". Его командир суб-лейтенант Чарлсуорт принял германский крейсер за безобидного "купца" и смело пошел навстречу. Свою ошибку англичане поняли, лишь когда "Кенигсберг" поднял германский флаг и открыл огонь. Пара снарядов убедили Чарлсуорта, что пора бросить корабль и спасаться, что он и сделал вместе с командой. Германский крейсер вошел в порт, маневрируя между песчаными банками. В 5.21 он развернулся левым бортом к противнику и с дистанции 3 мили открыл огонь по безмолвному "Пегасусу". Первый залп лег недолетом, второй накрыл цель, а с третьего начались попадания. Один из британских офицеров, спавших на палубе, в 5.15 был разбужен "двумя снарядами, пролетевшими над головой. Я взлетел на спой пост на марсе и увидел ведущий бешеную пальбу "Кенигсберг" всего в 4 милях. Наши матросы разбе-жались по боевым постам, но снаряды сыпались очень часто, нанося ужасные потери. Наши орудия (8 -- 102 мм) скоро начали отвечать, но их снаряды не долетали до противника на 1000 ярдов. Внезапно снаряд шлепнулся в 20 ярдах от меня, подняв столб брызг выше марса. Затем из переднего поста управления мне передали, что они потеряли связь с орудиями, поэтому я приказал перевести управление па кормовой пост. Но теперь все наши орудия прекратили огонь, и я услышал, как кто-то сказал: "Сдаемся!" Я закричал: "Не сдаваться!" -- однако секунду спустя несколько человек сказали: "Приказ капитана, сэр". И я увидел поднимающийся белый флаг. Прежде чем немцы смогли различить его, они сделали еще 9 выстрелов. Хотя вода потоком лилась в пробоины, мы ухитрились частично остановить ее матами. Но корабль продолжал крениться. Поэтому я спустил все шлюпки и приказал матросам перевозить раненых на берег. После этого возник вопрос: пленные мы или нет? Но, поскольку "Кенигсберг" уходил прочь, я решил, что все-таки нет. Так как корабль явно тонул, капитан отдал приказ покинуть его. Едва мы успели отплыть на 50 ярдов, к борту подошел пароход "Килва", и я запросил разрешения вернуться. Мы попытались было отбуксировать крейсер на песчаную отмель, однако берег был слишком крутой, и он соскользнул обратно. Бой длился всего 15 минут, но "Пегасус" перевернулся и затонул лишь в 13.00. Мы потеряли 102 человека: 42 убитыми и 60 ранеными. Капитан был несомненно прав, спустив флаг. Что мы могли еще сделать? Наши орудия не могли достать "Кенигсберг", и мы не имели хода. Бессмысленно драться в таких обстоятельствах". Из указанного описания можно сделать один вывод - незадолго до встречи с "Пегасусом" н еме ц кий крейсер "Кенигсберг" встретился с брандвахтенным вооруженным судном "Хельмут". Германский крейсер открыл огонь по английскому брандвахтенному кораблю. Однако ВСЯ ВАХТА (включая КОМАНДИРА КОРАБЛЯ, офицеров и матросов) на англи йс ком крейсере спала очень крепко и не проснулась практически до полного потопления крейсера , не взирая на огонь, открытый "Кенигсбергом" по "Хельмуту" . Если мы посмотрим на карту, то мы увидим, что "Кенигсберг" расстреливал "Пегасус" с дистанции примерно в 3-4 километра. Командир "Кенигсберга" зна л , что в гавань Занзибара пришёл крейсер. Он подозрева л , что это "Гиацинт", вооруженный 11-152 мм орудиями. Он реш ил его уничтожить либо вывести из строя. "Гиацинт" имеет 11-152 мм орудий . Каждое из этих орудий способно выпускать 100-фунтовые снаряды (45 кг) на расстояние до 15 000 метров. Ваши действия? А действия очень простые - скрытно подойти как можно ближе , чтобы сделать огонь своих орудий меньшего калибра более эффективным и стрелять , пока противник не опомнился . Именно так и поступил командир "Кенигсберга" - подошёл поближе и открыл огонь. 3-4 километра по карте - это 15-22 кабельтовых дальность прямого выстрела . Стрелять с более дальнего расстояния - это самоубийство - палубная броня "Гиацинт а " - 76 мм, броня рубки - 152 мм, броня машинного отделения - 127 мм. Да и сам "Гиацинт" большего водоизмещения, то есть обладает большим запасом плавучести. Перестрелка с дальней дистанции приведет к тому, что английский крейсер раскатает " К енигсберг" в лепёшку за сёт более тяжелых снарядов . (Австралийский крейсер "Сидней", имевший 8-152 мм орудий против 10-105-мм орудий германского "Эмдена" именно так и поступил). Именно поэтому "Кенигсберг" подошёл на предельно маленькую д истанцию. И именно этой малой дистанцией и объясняется, что английский крейсер за 15 минут получил около 60 попаданий из примерно 300 выпущенных снарядов - то есть примерно - 20 процентов - стрельба велась практически в упор, прямой наводкой. Что характерно, если посмотреть на карту, то галс, во время которого "Кенигсберг" вел стрельбу менее одного километра в длину. Е сли представить его длиной в один километр - получится 6 кабельтовых. За 15 минут или 60 кабельтовых в час - то есть 6 узлов. То есть, германский крейсер "Кенигсберг" двигался ходом "малый вперед" или " с амый малый вперед" и расстреливал английский "Пегасус" абсолютно неспеша. Вооруженный буксир "Хельмут"? Его командир, конечно же, мог разбудить "Пегасус" при нападении "Кенигсберга". Наверное "Хельмуту" нужно было открыть огонь по "Пегасусу" чтобы парочкой попаданий трехфунтовых снарядов разбудить спящий экипаж крейсера. Увы, но экипаж "Хельмута" этого не смог. Впрочем, и не факт, что это помогло бы - слишком уж англичане были беспечны в своей базе. Почему орудия "Пегасуса" не могли достать "Кенигсберг"? Дело вовсе не в коварстве, командира "Кенигсберга", который знал табличные дальности стрельбы английских орудий и выбрал ту дистанцию боя , при которой английские снаряды не долетали до немецкого крейсера. Ничего такого командир "Кенгсберга" не выбирал - наоборот, он готовился к бою с более крупным "Гиацинтом", вооруженным более тяжелыми орудиями, для чего подошёл как можно ближе. Подошёл и открыл огонь первым, пока англичане изволили спать. К тому моменту, когда англичане изволили проснуться, в их крейсер навтыкалось уже достаточное количество снарядов, и он получил крен. Именно за счёт этого крена и уменьшился угол возвышения орудий "Пегасуса" и соответственно уменьшилась дальность стрельбы его орудий. С третьего залпа "Кенигсберг " пристрелялся. Носовое орудие было сброшено за борт вместе с расчетом. Через 8 минут 4 102-мм орудия левого борта были выведены из строя. Некоторые из фугасных снарядов пронизывали "Пегасус" насквозь и лишь часть взрывалась внутри его корпуса. Попытка англичан открыть ответный огонь не удалась, так как первыми же снарядами были убиты старший помощник и старший артиллерист. Расстрел прекратился в 5.37, но к этому времени "Пегасус" уже получил более 60 попаданий. "Кенигсберг" прошелся по гавани и расстрелял радиостанцию, посылавшую отчаянные призывы о помощи. Перед тем как покинуть гавань, старший помощник Кох и минный офицер Ангел решили испробовать хитрый трюк, который они разработали еще во время стоянки в Руфиджи. "Кёнигсберг" числился в списках как крейсер, оборудованный для минных постановок. Поэтому они сбросили в воду несколько бочек прямо на виду у британских береговых наблюдателей. Гавань Занзибара теперь была "заминирована". Около 7.00 "Кенигсберг" покинул порт, израсходовав около 350 снарядов. По английской версии, "Пегасус" выпустил в ответ около 59 снарядов, но все они легли с недолетами около 1000 ярдов. Именно из этого факта специально для гражданской публики был сделан ошеломляющий вывод, что командир "Кенигсберга" знал о "недальнобойности" пушек "Пегасуса" поэтому стрелял аж практически с 9 (девяти) километров. А этот "вывод" был англичанам крайне необходим, ибо международному престижу Британской Империи "правящей морями" был нанесён серьезный удар - германский крейсер БЕЗНАКАЗАННО потопил английский крейсер в английской же базе! Базе "владычицы морей"! Требовалось срочное оправдание такого прохлопа. В итоге и родилась история о "недальнобойности" пушек "Пегасуса" Английские гражданские лохи, читающие прессу были удовлетворены! Английские пушки просто не могли дострельнуть до немцев! А как на самом деле? 8-9 километров - это примерно 43-48 кабельтовых. В условиях русско-японской войны 1904-1905 гг. и текущей Первой Мировой войны - максимум до 5 процентов попаданий. 5% из 300 снарядов - это - 15 снарядов! Но никак не 60 (20%) и никак не 200 попаданий (67%) как пишут некоторые источники. В реальности же и 5% - это перебор и более достоверными являются - 3%-1,5% попаданий. То есть 5-9 снарядов. Соответственно бой на данной дистанции не мог быть скоротечным - только при очень большой удаче и везении и случайном благоприятном стечении обстоятельств. В остальных случаях бой напоминал бы либо вялотекущую взаимную перестрелку в течении НЕСКОЛЬКИХ ЧАСОВ, либо получасовую бешенную стрельбу в "никуда" с надеждой попасть парой-тройкой снарядов. "Пегасус" же фугасные снаряды пронизывали насквозь, не успевая взорваться - то есть стрельба велась с очень маленького расстояния . Теперь о самом главном - крейсер "Пегасус" затонул примерно через ШЕСТЬ ЧАСОВ после ПОДНЯТИЯ БЕЛОГО ФЛАГА О СДАЧЕ и ухода германского крейсера. Пытались ли англичане спасти свой крейсер? Да , пытались. Но как-то очень вяло. Похоже, что командир крейсера не был заинтересован в спасении своего корабля, ибо тогда наверняка бы вскрылись весьма неприглядные факты очень низкой организации службы на корабле. А вот если корабль на дне... Вот тогда и не видно сквозных отверстий в его корпусе. Отверстий, говорящих о том, что вверенный ему корабль был расстрелян практически в упор. Что в свою очередь говорит о том, что экипаж крейсера проспал нападение. Потом в гражданской прессе появились героические рассказы про героическую гибель героического "Пегасуса". В частности про артиллерийского офицера лейтенанта Ричарда Тёрнера, которому снарядом оторвало обе ноги , но который с сигаретой в зубах и бокалом бренди в руках умирал, но продолжал командовать огнём крейсера. Появилась история и про сбитый вражескими снарядами флаг на корме, который тут же подняли вновь . Но всё это не более, чем пропаганда! Единственным человеком из экипажа "Пегасуса", получившим награду за этот бой стал... штабс-хирург Альфред Дж. Хьюитт. Именно его наградили, в 1916 году за профессиональные действия по оказанию медицинской помощи раненным морякам крейсера. Больше никто никаких наград из экипажа "Пегасуса" не получил! Из экипажа "Хельмута" - его бывший командир суб-лейтенант Чарливуд, которого после того боя понизили в звании до старшего помощника командира корабля. Но свою награду Чарливуд получил уже за действия в другом эпизоде, действия под командованием более смелого и решительного командира чем был он сам. Сам командир "Пегасу с а" Джон Александр Инглес никак не поощрён, и что характерно - столь традиционные для англичан судебные заседания, на которых производятся разборы действий командиров кораблей и соединений , в случае с "Пегасусом" до сих пор не опубликованы. Он мог отдать команду - покинуть корабль - обстоятельства были таковы, что шансов оказать сопротивление "Кенигсбергу" у экипажа его корабля не было, и его бы оправдали. Он мог также отдать команду - затопить корабль. По тем же причинам. Но сэр Джон смалодушничал - он приказал спустить АНГЛИЙСКИЙ ФЛАГ и поднять БЕЛЫЙ ФЛАГ - ФЛАГ СДАЧИ И КАПИТУЛЯЦИИ. Этим поступком он вычеркнул себя из списка порядочных и уважаемых людей. Не вышел из него Руднев, а из его крейсера английский "Варяг". "Ниасилил" "просвещенный мореплаватель" то, что называется выполнением долга. " England expects that every man will do his duty ". "Англия ждёт, что каждый выполнит свой долг" - именно этот сигнал поднял адмирал Нельсон, перед Трафальгарским сражением. И Сэр Джон Александр Инглес его не выполнил. Такое не прощается! Никем и никогда. Именно поэтому сэр Джон и умер в изгнании - в Дар-эль-Саламе - городе с неподходящим для европейца климате.

Ну так вот. Сегодня мне повезло ещё больше. Я домучил Колорадо и мне дали Огневого.

Впечатления по кораблю не самые радостные. Да, он понравился мне чуть больше, нежели Кёнигсберг. Но не всё так радужно.

Общее впечатление - Кёнигсберг-эсминец. Так же мало с залпа наносится фугасами, манёвренность "так себе", чуть получше баллистика, так же часто убиваются машинка и рули.

Баллистика и точность - к ней претензий нет. Снаряды ложатся кучно, но при этом и не в "одну точку". Баллистика для ЭМ вполне приемлима - на 12 км снаряд летит чуть меньше восьми секунд. Но: я не обнаружил так называемого "коридора инвиза". Если я стреляю - я по любому свечусь.

Орудия и Снаряды.Вот тут наши подкачали. Помню, месяца три назад на Николасе мне удавалось делать 30000 ОФ, 10000 пожарами, ещё 30000 торпедами... И это всё было по линкорам... Эх, были времена. Ну так вот. Этот Огневой Осколочно-Фугасными снарядами почти не наносит урона. То бишь тысяч 5-7 из линкора выбить можно(1000 за залп), а дальше - пустота. По крейсерам также выше определённого значения урон проходить перестаёт. Эсминцы - 1500 за залп явно не то, что я ожидал. С ББ всё гораздо лучше. С одной стороны - оно пробивает Линкоры(не в основной бронепояс, конечно, но всё же), на 10+км через надстройки заходит в цитадель Омахи, активно дамаджит уже потрёпанные тяжёлые крейсера, но... Оно почти не бьёт в цитадель стоящие ровно бортом к тебе корабли на дистанции 7+ км. А ближе подходить - самоубийство. Скорость поворота и живучесть орудий также оставляют желать лучшего. (кстати, у меня в каждом бою убивали единственную установку ПВО крупного калибра) Заднее орудие умирает раз в три боя, переднее, на удивление, ни разу не критовали. Каждое попадание в орудие ГК с вероятностью 60-70% убивает его.

Скорость и манёвренность - даже у Николаса скорость лучше, чем у Огневого.(кстати, с удивлением обнаружил, что ВГ апнуло скорость перекладки рулей эсминцам. Ни в одном описании к патчам я этого не видел.) про манёвренность также лучше не говорить - 680 м циркуляции и 4 секунды перекладки рулей как-то многовато для ЭМ. Но для того, чтобы маневрировать хватает.

Бронирование и живучесть модулей - Очень часто улетают машинка и рули. Орудия ГК и установки ПВО также долго не живут. А с торпедами, на удивление, всё в порядке) Переодически выводит из строя склады боеприпасов, но детонаций пока не было.

ПВО - его почти что нет. Да, у нас урон в секнду на 2 км в районе 60, есть и дальнобойное 76-мм орудие, но на шестом уровне это мало. Сбивать самолёты оно сбивает, но раз в 10-15 секунд.

Торпеды - мы обладем очень быстрыми, но не дальнобойными торпедами. Урон с борта меня радует, Линкоры 6- уровня забирает целых. Реализовать удаётся, но редко. Авианосец забрать, на линкор, не обращающий на тебя внимания, спикировать. К сожалению, чтобы докинуть их до идущей к тебе чётко носом Аобе(один из самых быстрых крейсеров в игре), надо подходить почти на семь километров. Николас в этом плане радовал больше - там торпеды шли медленней и дальше, можно было на ход кидать из инвиза.

В среднем за бой у меня было 10-15 тысяч фугасами, столько же ББ-шками, тысяч пять пожаров. Остальное - торпеды, одна-две за бой. В итоге - не так много урона для пятого уровня, и то, чтобы такое выбить, надо из кожи вон лезть.

Перки - вот тут у меня возник вопрос. Либо действительно, как предложил Vader_Kerensky, ставить маскировку для увеличения "коридора инвиза" и молить Посейдона, чтобы на этом фланге не было ЯпЭМ, но тогда не хватает очков для двух "четвёрок". Либо всё-таки увеличивать коридор стрельбы за счёт УОП в ущерб эффективности. Как по мне - так оба варианта комфортны, так как:

1) по маневрирующему Эсминцу на расстоянии 9+ впринципе мало кто стреляет, о проценте попаданий вообще молчу. А в первом варианте на сдачу можно взять ещё пару перков второго уровня, например АртТревога или Мастер торпедного вооружения.

2) Но с другой стороны во втором варианте мы тоже получаем кучу полезных, но дорогих навыков: Взрывотехник, Из последних сил. И без первого, например, мне трудно представить, как наносить урон Линкорам. Да и коридор стрельбы значительно выше, нежели в первом.

А, и третий перк - всё-таки индентант. На Огневом у меня появилась вредная привычка жить долго. А так как мы АртЭсминцы, то дымы и фосаж(даже неголдовые) лишними не бывает.

Возвратившись в Северное море, крейсер принял участие во втором сражении у Гельголанда 17.11.1917. Единственное, чем отличился "Франкфурт", был торпедный залп по британским крейсерам, который, однако, не принес успеха. Это было последнее боевое столкновение "Франкфурта". После заключения перемирия крейсер интернировали в Скапа-Флоу. 21.6.1919 во время затопления кораблей Флота Открытого моря он все же был спасен англичанами.

В июле 1919 г. его передали США. После перехода через океан и изучения конструкции корабля американцы решили использовать его для проведения опытов по авиационным бомбардировкам. 18.7.1921 во время очередной бомбежки "Франкфурт" затонул у мыса Генри на побережье штата Вирджиния.

Гибель корабля засняли, и сейчас эти кадры пользуются большой популярностью у кинематографистов, которые почему-то выдают их за Ютландский бой или же вообще за любые сражения первой, а иногда и второй мировой войны.

Легкий крейсер “Кенигсберг”

Тип "Кенигсберг"

Программа 1913 года[* Все корабли этой серии названы в честь крейсеров, погибших в войне.].

Водоизмещение: 5440 т (проект), 7125 т (полное).

Размерения: 151,4x14,3x6,0 м.

Механизмы: 2 военно-морские турбины, 12 котлов (10 угольных, 2 нефтяных).

Мощность: 31 000 л. с. Скорость: 27,5 узла.Запас топлива: уголь – 1340 т, нефть – 500 т.

Дальность плавания: 4850 миль/ 12 узлов.

Бронирование: см. тип "Магдебург".

Вооружение: см. тип "Висбаден".

Экипаж: 475 человек (17 офицеров, 458 матросов).

"Кенигсберг" Построен на верфи "Везер" (Бремен). Заложен в 1914 г., спущен 18.12.1915, вошел в состав флота 12.8.1916. Был включен во вторую разведывательную группу.

Первой крупной операцией крейсера стало участие в захвате Моонзундских островов. "Кенигсберг" прикрывал высадку в бухте Тага-Лахт, но в боях с русскими кораблями участия не принимал. 17.11.1917 участвовал во втором сражении у Гельголанда. Получил попадание 380-мм снарядом с новейшего британского линейного крейсера "Рипалз". Снаряд пробил все три дымовые трубы "Кенигсберга" и через верхнюю палубу проник в угольную яму, выдавил ее внутреннюю переборку, взорвался там и произвел пожар. Крейсеру удалось выйти из боя и добраться до базы. После ремонта он вернулся в состав флота, но война вскоре завершилась. 20.7.1920 в Шербуре "Кенигсберг" был передан Франции и до 1933 г. входил в состав ее флота под названием "Метц". В 1936 г. разобран на металл в Бресте.

"Карлсруэ" Построен на военно- морской верфи в Вильгельмсхавене. Заложен в 1915 г., спущен 31.1.1916, вошел в состав флота 23.12.1916.

В составе второй разведывательной группы принимал участие в операции по захвату Моонзундских островов и во втором сражении у Гельголанда. После заключения перемирия "Карлсруэ" был интернирован в Скапа-Флоу и 21.6.1919 затоплен экипажем. Поднят в 1962 г. и разобран на металл.

"Эмден" Построен на верфи "Везер" (Бремен). Заложен в 1914 г., спущен 1.2.1916, вошел в состав флота 16.12.1916. Был флагманом флотилии эсминцев.

Наружный вид легких крейсеров типа “Кенигсберг” (1918 г.).

Принимал участие в захвате Моонзундских островов. В полдень 11.10.1917 в составе главных сил "Эмден" взял курс на север. Крейсер шел в кильватер флагманскому линейному крейсеру "Мольтке", а вслед за ним двигались линкоры четвертой бригады под командой вице-адмирала Сушона. 12.10.1917 "Эмден" вместе с лучшим линкором Германии "Байерн" сокрушал батарею на мысе Тоффри. Но "Байерн" вскоре подорвался на мине и отошел. В этот же день крейсер оказал помощь своим миноносцам и тральщикам, которые были атакованы русскими миноносцами "Генерал Кондратенко" и "Пограничник".

Позднее "Эмден" вступил в бой с русскими кораблями, которые препятствовали прорыву немецких эсминцев на Кассарский плес. После двухчасовой перестрелки немцы отошли. 13-14 октября "Эмден" вместе с линкором "Кайзер" вел бой с русскими кораблями, в ходе которого был потоплен русский миноносец "Гром". После захвата Моонзундских островов крейсер перевели в Северное море.

11.12.1917 "Эмден" обеспечивал переход второй флотилии эсминцев, направленной для нападения на скандинавские конвои. После удачного рейдерства эсминцы снова были встречены крейсером.

После заключения перемирия корабль интернирован в Скапа-Флоу. Во время "великого затопления" 21.6.1919 его вытащили на мелководье, и он остался цел. 11.3.1920 был передан Франции, но из-за плохого технического состояния в состав ее флота не входил, а использован после изучения конструкции для испытаний. В 1926 г. разобран на металл.

"Нюрнберг" Построен на заводе "Хавальдсверке" (Киль). Заложен в 1915 г., спущен 14.4.1916, вошел в состав флота 15.2.1917.

В составе второй разведывательной группы участвовал в Моондзундской десантной операции. Сопровождал четвертую транспортную группу, прикрывал высадку в бухте Тага-Лахт. Во втором Гельголандском сражении являлся флагманом второй разведывательной группы, активно поддерживал соединение тральщиков.

После заключения перемирия интернирован в Скапа-Флоу. Во время самозатопления Флота Открытого моря был вытащен на отмель. Впоследствии передан Великобритании и использовался для различных опытов и в качестве мишени. 7.7.1922 затонул у острова Уайт.

Легкий крейсер “Кельн"

Тип "Кельн"

[* Крейсера этого типа строились для восполнения военных потерь. Планировалась достаточно большая серия, но в строй вошли только два крейсера. Они стали последними крейсерами кайзеровского флота.].

Водоизмещение: 5620 т (проект), 7486 т (полное).

Размерения: 155,5x14,3x6,0 м.

Механизмы: 2 военно-морские турбины, 14 котлов (8 угольных, 6 нефтяных).

Мощность: 31 000 л. с. Скорость: 27,5 узла.

Запас топлива: уголь – 1100 т, нефть – 1050 т.

Дальность плавания: 5400 миль/ 12 узлов.

Бронирование: см. тип “Магдебург”

Вооружение: 8 – 150-мм, 3 – 88-мм (зениты.), 4 ТА – 600-мм (палубн.), 120 мин заграждения.

Наружный вид легких крейсеров типа “Кельн" (1918 г.).

"Кельн" Построен на верфи "Блом унд Фосс" (Гамбург). Заложен в 1915 г., спущен 5.10.1916, вошел в состав флота 17.1.1918. Первым командиром был капитан 2 ранга Эрих Редер – будущий главнокомандующий Кригсмарине. Крейсер активного участия в боевых действиях не принимал. Совершил несколько выходов на патрулирование и для сопровождения подводных лодок. После заключения перемирия интернирован в Скапа- Флоу. 21.9.1919 затоплен экипажем.

"Дрезден" Построен на заводе "Ховальдсверке" (Киль). Заложен в 19*16 г., спущен 25.4.1917, вошел в состав флота 28.3.1918. Активного участия в боевых действиях не принимал. Интернирован в Скапа-Флоу. Затоплен экипажем 21.6.1919.

Недостроенные крейсера типа "Кельн" и их судьба

Название Первичное название Верфь Заложен Спущен Разобран
"Висбаден" "Нюрнберг" "Вулкан" (Штеттин) 1916 3.03.1917 1920
"Магдебург" "Магдебург" "Ховальдсверке" (Киль) 1916 17.11.1917 1922
"Лейпциг" "Лейпциг" "Везер" (Бремен) 1915 28.01.1918 1921
"Росток" "Майнц” "Вулкан" (Штеттин) 1915 6.04.1918 1922
"Фраунлоб" "Кенигсберг" Военно-морская"верфь (Киль) 1915 16.10.1918 1921
- "Кельн" "Везер" (Бремен) 1915 - 1921
- "Эмден" "Везер” (Бремен) 1915 - 1921
- "Карлсруэ" Военно-морская верфь (Киль) 1916 - 1920

С началом первой мировой войны «Неофициальный отдел» старейшего флотского журнала «Морской сборник» ввел два раздела - «Морская хроника» и «Очерки мировой войны» (с 1915 года «Очерки мировой войны на море»), специально предназначенные для обзора боевых действий противоборствующих сторон.

При этом, освещая ту или иную тему, он не останавливался на констатации произошедшего события, а пытался в дальнейшем дополнить его полученными из различных источников сведениями. Если же история имела свое продолжение, сборник возвращался к ней неоднократно, а порой по ее завершении публиковал как бы итоговое, обобщенное сообщение.

В качестве такого примера предлагаем читателям подборку материалов из «Морского сборника», посвященных действиям германского крейсера «Konigsberg» и мероприятиям британского флота по его нейтрализации и уничтожению, публиковавшихся в отдельных номерах сборника с осени 1914 до лета 1915 года.

Помещенные в конце этих материалов комментарии составлены в большинстве своем на основе более поздних изданий и служат в качестве уточнения отдельных моментов, а также для того, чтобы дать более широкое представление о тех далеких событиях, которые по вполне объяснимым причинам никак не могли стать достоянием страниц «Морского сборника» тех лет.

При подготовке к публикации все даты, если они специально не оговорены, фигурирующие в «Морском сборнике» в старом стиле, переведены в новый, как они даны и в прилагаемых комментариях.

Однако, прежде чем перейти к предлагаемым материалам, осветим несколько предысторию событий и начало боевой деятельности «Konigsberg».

Вооружение: 10 105-мм орудий, 10 пулеметов, 2 450-мм торпедных аппарата; бронирование: палуба 45 мм (на скосах 80 мм), рубка 100 мм, щиты орудий 50 мм; водоизмещение нормальное 3480 т (полное 3814 т), главные размерения: длина наибольшая 115,0 (между перпендикулярами 108,0), ширина 13,2, осадка 4,83 м, скорость хода наибольшая 24,1 уз, суммарная мощность машин 13 900 л.с., экипаж 322 чел.

Крейсер «Konigsberg» представлял собой корабль единичной (индивидуальной) постройки (заложен на верфи в Киле 12 января 1905 года и 12 декабря того же года спущен на воду) и по своей конструкции наиболее близко подходил, или, вернее, являлся предшественником крейсеров типа «Nurnberg».

Непосредственная служба корабля в составе действующего флота началась в 1908 году, хотя еще с середины 1907 года он уже сумел совершить ряд походов в европейских водах. В 1910 году «Konigsberg» стал обладателем императорского приза по стрельбе для легких сил флота.

Весной 1914 года принимается решение о направлении крейсера (довооруженного к этому времени десятью 52-мм орудиями) в восточно-африканские воды в качестве стационера для смены канонерской лодки «Gaier», переводившейся в южную часть Тихого океана. Покинув 28 апреля Вильгельмсхафен, «Konigsberg» (командир - фрегаттенкапитан М.Луфф) через Средиземное море и Суэцкий канал 5 июня прибыл в Дар-эс-Салам, который в то время являлся административным центром германской Восточной Африки.

С получением известия о политической напряженности в Европе после убийства в Сараево престолонаследника Австро-Венгрии, М.Луфф прерывает проводимые кораблем гидрографические работы в порту Багамойо и возвращается в Дар-эс-Салам.

Пополнив судовые запасы, «Konigsberg» 31 июля вновь вышел в море. Удачно оторвавшись, благодаря скорости и дождливому шквалу, от преследования двух английских крейсеров, он направляется к Аденскому заливу. С получением 5 августа радиограммы из Дар-эс-Салама о начале войны «Konigsberg» приступил к крейсерской операции по нарушению судоходства противников Германии и уже на следующий день задержал в Аденском заливе английский почтово-пассажирский пароход «City of Winchester». С призовой командой он был направлен в бухту Бурума на южном побережье Аравийского полуострова, где «Konigsberg», по предварительному согласованию по радио, встретился с германским пароходом «Zieten». Кстати, на его борту следовал домой сменный экипаж немецкого гидрографического судна «Planet» из 98 человек во главе с командиром оберлейтенантом Бруксом. 10 августа «Konigsberg», «Zieten» и «City of Winchester» встретились вновь у островов Куриа-Муриа в восточной части побережья Аравийского полуострова, где с приза сняли судовые запасы, экипаж и пассажиров перевели на «Zieten», а сам пароход на следующий день затопили.

Этим более чем скромным успехом и завершилась для корабля его первая и фактически последняя крейсерская операция. Не обнаружив более ни одного неприятельского транспорта, командир корабля М.Луфф решил для устранения возникших неполадок механизмов на время укрыться в каком-либо незаметном и труднодоступном месте. Выбор пал на дельту реки Руфиджи на восточном побережье Африки, благо проведенные незадолго до войны немецким гидрографическим судном «Mowe» промеры ее рукавов показали, что во время приливов она доступна для кораблей с осадкой крейсера «Konigsberg».

Показавшись, для введения в заблуждение противника, 30 августа 1914 года у порта Майунга на северо-западе острова Мадагаскар, а затем, пополнив запасы угля со своего бункеровщика парохода «Somali» у островов Альдабра, «Konigsberg» направился к устью Руфиджи. Войдя 3 сентября в ее рукав Кикунья, он бросил якорь в 10 милях выше по течению от станции Салала.

Незамедлительно организованный каботажными судами подвоз угля позволил крейсеру, еще до начала ремонта механизмов, 19 сентября вновь выйти в море и совершить набег на Занзибар, который завершился потоплением на следующий день английского крейсера «Pegasus».

Возвратившись затем в дельту Руфиджи, «Konigsberg» приступил к ремонтным работам, которые проходили в тяжелых тропических условиях на необорудованном месте стоянки. Поэтому отдельные части механизмов приходилось ремонтировать или изготавливать вновь в Дар-эс-Саламе, для чего пришлось организовать их доставку через непроходимые джунгли и бездорожье.

Вскоре обнаруженный и заблокированный с моря, «Konigsberg» в течение более восьми месяцев доблестно сопротивлялся превосходящим силам противника (за период операции англичанами были привлечены линейный корабль «Goliath», крейсеры «Cornwall», «Chatham», «Dartmouth», «Weymouth», «Hyacinth», «Pyramus», «Pioneer», «Fox», «Pegasus», мониторы «Mersey», «Severn», вспомогательный крейсер «Kanfauns Castle») до самых последних минут своего существования. Этим в значительной степени и объясняются неоднократные сообщения о нем на страницах «Морского сборника», с которыми мы и решили познакомить своих читателей.

Разрушение германского порта Дар-эс-Салам. Бой с английским крейсером «Pegasus»

На морском берегу английский крейсер «Pegasus» (2200 т, 97 г[ода постройки] 8 10-см ор[удий]) разрушил бомбардировкой лучший порт на этом берегу Дар-эс-Салам, причем была уничтожена станция беспроволочного телеграфа и затоплен плавучий док. Также он уничтожил небольшое промерное военное германское судно «Mowe» (650 т, 06 г[ода постройки], 3 37-мм). Но конец «Pegasus» был печальный. 20 сентября его застал врасплох на якоре в Занзибаре германский крейсер «Konigsberg» (3400 т, 05 г[ода постройки], 10 10,5-см ор[удий]) и после короткого боя вывел его из строя, причем англичане потеряли 25 чел. убитыми и 80 чел. ранеными из 234 чел. экипажа. После этого «Konigsberg» ушел в море. Хотя по водоизмещению эти крейсеры сильно разнятся между собою, но артиллерийское их вооружение почти одинаковое, а потому поражение английского крейсера, вероятнее всего, объясняется тем, что противник его застал на якоре без паров.

Морской сборник. 1914. № 10. Неофициальный отдел. Очерки мировой войны. § 252. С.222.

Вооружение: 8 102-мм, 8 76-мм орудий, 2 356-мм торпедных аппарата; бронирование: палуба 25,4 мм (на скосах 51 мм), рубка 76 мм; водоизмещение нормальное 2135 т, главные размерения: длина между перпендикулярами 91,44, ширина 11,13, осадка 4,11 м, скорость хода наибольшая 20 уз, суммарная мощность машин 7000 л.с.

Операция крейсера «Konigsberg»

Крейсер «Konigsberg», как было уже сказано (см. § 252), вывел из строя английский крейсер «Pegasus». Откуда взялся здесь этот крейсер, сказать трудно. В расписании германского флота по станциям к 1-му января 1914 г. он не числится ни на одной из станций, как равно его нет и в составе активных и резервных эскадр и учебных отрядов. Поэтому надо думать, что он шел на смену на одну из станций и находился как раз у восточных берегов Африки. А впрочем, возможно, что за него был принят и один из ушедших из Киао-Чау крейсеров - «Nurnberg» и «Leipzig», о местопребывании которых нет никаких известий. Внезапность появления у Занзибара этого крейсера подтверждается оплошностью «Pegasus», который был застигнут врасплох, на якоре, и, по-видимому, без паров.

Морской сборник. 1914. № 10. Неофициальный отдел. Очерки мировой войны. § 262. С. 230.

Объявление британского Адмиралтейства

С разрешения британского Адмиралтейства 21-го сентября объявляется нижеследующее: «С начала военных действий канонерская лодка "Пегасус" под командованием капитана 2-го ранга Джона Инглиса оперировала в океане, базируясь на порт Занзибар, причем оказала нам очень много ценных услуг, включая сюда разрушение неприятельского Дар-эс-Салама и потопление германской канонерской лодки "Мевэ" и германского плавучего дока. Сегодня утром, стоя на якоре в Занзибаре и занимаясь чисткой котлов и переборкой механизмов, лодка "Пегасус" была застигнута врасплох внезапно появившимся германским крейсером "Кенигсберг". Произошел ожесточенный бой.

Лишенный возможности двигаться, "Пегасус" находился в исключительно неблагоприятных условиях. Кроме того, надо иметь в виду, что неприятель, вооруженный новыми 4-дюймовыми орудиями, имел подавляющее превосходство в силах. В результате боя наша канонерская лодка была выведена из строя, потеряв 25 человек убитыми и 80 человек ранеными из общего числа команды в 234 человека. Потери "Кенигсберга" не выяснены. После боя неприятельский крейсер ушел по направлению к югу».

Морской сборник. 1914. № 10. Неофициальный отдел. Морская хроника. С. 136

Обнаружение крейсера «Konigsberg»

«Konigsberg» был обнаружен британским крейсером «Chatham» (5500 т, 1911 г[ода постройки], 25,5 уз, 8 15-см и 4 4,7-см ор[удий]) еще 30 октября в реке на о-ве Мафия (напротив острова. - Л.К.) у берегов германской Восточной Африки. Этот крейсер, расстрелявший 20 сентября английский крейсер «Pegasus» (см. § 252), вероятно, или получил в этом бою серьезное повреждение, или не мог достать угля. По этой или иной причине - если верно первое предположение, то это служит еще раз показателем невыгоды для преследователя торговли вступать в бой, хотя бы и с более слабым противником - но «Konigsberg», очевидно, больше своей деятельности продолжать не мог, а потому, разгрузившись, забрался вверх по реке на 6 миль и там был поставлен на неглубокой воде, а экипаж его окопался на берегу.

Вследствие этого «Chatham» мог обстрелять его только с очень большой дистанции, причем из-за густых пальмовых зарослей не мог установить результатов своего обстрела. Но чтобы воспрепятствовать все-таки возможному выходу германского крейсера из реки, англичане затопили в ней угольные суда таким образом, что «Konigsberg» оказался надежно запертым.

Морской сборник. 1914. № 12. Неофициальный отдел. Очерки мировой войны, § 464. С. 210

Адмиралтейство сообщает: «Мониторы "Severn" и "Mersey", поднявшись 4 июля по реке Руфиджи в Восточной Африке, завязали бой с германским крейсером "Konigsberg". Аэропланы руководили огнем через джунгли. Спустя шесть часов, "Konigsberg", охваченный огнем, продолжал стрелять только из одного орудия и, наконец, совсем приведен был к молчанию. Вторичная атака, произведенная 11 июля, закончила разрушение "Konigsberg". Наши потери в обоих боях: 4 убитых и 6 раненых».

Морской сборник. 1915. № 8. Морская хроника. С. 174-175

Из Лондона сообщают следующие подробности уничтожения германского крейсера «Кенигсберг» в устье реки Руфиджи, на побережье германской юго-восточной Африки, английскими мониторами «Severn» и «Mersey».

Английские мониторы поднялись вверх по течению Руфиджи 4-го июля (по новому стилю) Адмиралтейства от 28-го октября*, был открыт крейсером «Чатам».

Ему удалось пробраться вверх по реке достаточно далеко, чтобы оказаться вне выстрелов английских крейсеров, обладающих большим углублением. Кроме того он замаскировался зеленью, привязанной к трубам и мачтам и скрывавшей его местонахождение со стороны моря. Вскоре после этого речной фарватер был загражден потопленными угольщиками, и крейсер таким образом был заблокирован и обезврежен. Наблюдение за ним, однако, было необходимо, так как по донесению одного офицера, вернувшегося из Восточной Африки, «Кенигсберг» обменивался по радио с английским крейсером. Командир последнего обещал командиру «Кенигсберга» [фрегаттенкапитан М.Луфф], что в случае его выхода он сердечно будет приветствован англичанами. На эту телеграмму ответа не последовало.

В сообщении Адмиралтейства от 29-го июня* говорится, что «два месяца тому назад оно решило послать в распоряжение главнокомандующего станцией мыса Доброй Надежды, вице-адмирала Кинг-Холл, два речных монитора - "Мерсей" и "Соверн" для оказания помощи в этой операции. Положение "Кенигсберга" в точности было выяснено авиаторами, и, как только мониторы были готовы, действия начались. Утром 4 июля мониторы вошли в реку и открыли огонь, на который "Кенигсберг" немедленно отвечал, ведя стрельбу залпами из 5-ти орудий с большой быстротой и точностью. Корабль е[ё] в[еличества] "Мерсей" получил два попадания, причем одним снарядом 4 человека его команды были убиты и столько же ранено. Ввиду того, что "Кенигсберг" был окружен джунглями, аэропланы испытывали большое затруднение в отметке попадания снарядов. В начале боя крейсер получил пять попаданий, но после шестичасового огня мониторов аэропланы донесли, что мачты "Кенигсберга" продолжают стоять на месте. Вслед за тем над ним разорвался залп наших судов, и крейсер загорелся между мачтами. Тем не менее он продолжал стрелять из одной пушки с короткими интервалами, но под конец совершенно прекратил огонь из-за отсутствия снарядов или негодности к дальнейшей службе своих орудий, и, хотя и не был совершенно разрушен, но, по всей вероятности, был выведен из строя. Главнокомандующий доносит, что работа мониторов крайне затруднялась джунглями и трудностью корректирования стрельбы, но им помогал корабль е[ё] в[еличества] "Веймут" (под флагом главнокомандующего), сопровождавший их при проходе через бар реки и обстреливавший берега из мелких орудий в то время, как корабль е[ё] в[еличества] "Пайонир" держал в сфере своего огня устье реки. Для окончательного разрушения "Кенигсберга" главнокомандующий приказал произвести 11 августа новую атаку, и теперь получена от него телеграмма, извещающая, что судно совершенно разрушено.

В последнем сражении наши потери выражаются лишь двумя ранеными на корабле е[ё] в[величества] "Мерсей".

Из того обстоятельства, что "Веймуту" и "Пайониру" пришлось привести к молчанию орудия, установленные на берегу реки, видно, что германский крейсер ожидал нападения и по возможности к нему приготовился».

Морской сборник. 1915. № 8. Очерки мировой войны на море. § 173. С. 318-320

*Установить, к какому стилю относятся эти даты, не удалось.

Крейсер «Кёнигсберг» оказался в такой же ситуации, как и «Эмден» только в Восточной Африке - один против всего мира. Капитаном «Кёнигсберга» был капитан 2-го ранга фон Лооф. Он был эльзасцем и родился там через три года, как Эльзас перешёл от Франции к Германии в результате франко-прусской войны. Эльзас много раз переходил от Франции к Германи и обратно. Сейчас это, кстати, территория Франции, в годы Первой мировой войны - Германии. Эльзасцев в Германии не считали французами, но и не считали немцами. Но для фон Лоофа так вопрос не стоял - Германию он считал своей Родиной. У побережья Восточной Африки, в отличии от Юго-Восточной Азии, где воевал Эмден, не так много островов и укрытий для одинокого крейсера, а точнее, их нет совсем. Вечером, перед началом Первой мировой войны «Кёнигсберг» удрал из Дар-эс-Салама от англичан и французов, чтобы начать войну.

Опустим период, когда Кёнигсберг топил торговые суда англичан, а начнём с этого - в один момент у крейсера сломался двигатель. Места, где крейсер мог бы встать на стоянку и заняться ремонтом не было в округе миль на 1000. Может быть на 5000 - не важно. Зато была неисследованная дельта реки Руфиджи. Фон Лооф смело заводит в один из 12-ти крупных рукавов Руфиджи «Кенигсберг» и уходит по нему вглубь континента миль на 10. Там, разобрав двигатель, становится понятно, что в «полевых условиях» его не починить, а ближайшая мастерская, где можно сделать ремонт многотонному двигателю, находится в Дар-эс-Саламе, что в 120 километрах от дельты Руфиджи.

Это не смущает фон Лоофа. Он приказывает срубить самые крупные в округе кокосовые пальмы и из их стволов делают гигантские сани-салазки. На эти сани грузят многотонный двигатель от крейсера и запчасти к нему. В сани «запрягают» 200 нанятых туземцев и они волокут этот груз 120 километров в Дар-эс-Салам. Там двигатель чинят и его на тех же санях, опять 120 километров, туземцы тянут обратно. За это время англичанам неимоверными усилиями удалось обнаружить стоянку «Кёнигсберга», но только на приблизительном уровне - по документам, точное место было неизвестно, потому что и Лооф не сидел сложа руки - моряки замаскировали корабль так, что его не видно было даже с земли, подняли из трюмов запасные орудия и пулемёты и создали в устье Руфиджи настоящий укрепрайон - на берегах стояли корабельные орудия, пулемётные гнёзда и всё это было опутано сетью телеграфных проводов.

Англичане сильно боялись, что Кёнигсберг сможет уйти по лабиринтам каналов и речушек обратно в океан (они не знали ещё про поломку двигателя и что у крейсера нет угля), а потому стянули сюда весь флот, который был в районе. Им приходилось патрулировать зону в 64 мили устья Руфиджи и 400 миль всего района, чтобы не дать уйти Кёнигсбергу. С этого момента все английские и союзные корабли здесь. Поскольку англичане не знали, где именно находится корабль, то на маленьких кораблях английские солдаты двинулись в устье массовым десантом - так они узнали, что все берега устья уже представляет из себя отличный укрепрайон с береговыми орудиями и косящими намертво пулемётами.

Чтобы Кёнигсберг не сбежал, англичане топят на фарватере одного из рукавов угольный заправщик - ненужный пароход и начинают его охранять - чтобы немцы не расчистили заново фарватер. Но очень скоро выяснилось, что жертва заправщиком была напрасной - рукавов здесь миллион плюс один и Кёнигсберг сможет выйти в море по любому из них.

Во всём мире был один единственный человек, говорящий на одном из европейских языков, который был в устье Руфиджи и знал как там всё устроено - это знаменитый охотник и путешественник Преториус. Английский линкор срывается с места и начинает искать по всему миру этого Преториуса, его находят где-то на краю света, в условной Патагонии, и тащат в Восточную Африку. На борту английского флагмана он получает задание провести разведку и дать точные координаты Кенигсберга в этих малярийных болотах и каналах. Преториус выполняет задание и дает англичанам точные координаты корабля и промеркой глубины устья Преториус докладывает - судя по осадке Кенигсберга на нём совсем нет угля.

Лооф, заметив, что английские снаряды стали ложиться ближе к кораблю, заводит отремонтированный двигатель и… уходит ещё на 8 миль дальше по устью этой реки. Англичане выписывают с Острова самолёт с лётчиком. Самолёт летит в разведку и… ничего не может обнаружить. После третьего рейса пилоту удаётся обнаружить место новой стоянки Кёнигсберга, но его сбивают. К месту падения устремляются с трёх сторон шлюпка английских моряков, шлюпка немецких моряков и стадо крокодилов - в заплыве на скорость побеждают англичане. Лётчик даёт английскому адмиралу точное место новой стоянки Кёнигсберга, но адмирал не верит. Невозможно так далеко уйти крейсеру по такому мелкому и узкому руслу.
Выписывают ещё один самолет и лётчик летит уже вместе с адмиралом - адмирал убеждается, что лётчик был прав, но что делать непонятно - уже несколько месяцев вся английская эскадра не может выковырять из этих болот один немецкий крейсер.

Тем временем в Адмиралтействе в Лондоне вспоминают, что по заказу правительства Бразилии для патрулирования рек Ориноко и Амазонки они строили два монитора - осадка 1,5 метра, броня и очень хорошие пушки. Бразильцы ещё не успели выкупить эти мониторы и из Лондона летит через океан приказ - доставить мониторы в Дар-эс-Салам! И мониторы с 1,5 метровой осадкой опять прутся через океаны к побережью Восточной Африки.

Тем временем на помощь Кёнигсбергу из Германии летит по морю угольный заправщик под датским флагом замаскированный под лесовоз. Он прорывается через три кольца английской морской блокады в Европе, через океанские бури и шторма и вот он уже возле устья Руфиджи. Тут его подбивают, но моряки поджигают лес на верхней палубе, который маскировал груз. Англичане видя огромный столб пламени считают, что с заправщиком дело конченное, уходят, а немцы сбрасывают горящий лес в океан, что-то тушат и перегружают оружие, пушки и патроны на шлюпки и увозят всё на Кёнигсберг.
Но вот уголь на Кенигсберг не перегрузить и Лооф готовится к последнему бою - Кёнигсберг обречён.
На разъездной параходик «Вами» немцы устанавливают торпедные аппараты, чтобы из них уничтожить мониторы, но «Вами» при выходе из устье выбрасывает на скалы. Тогда Лооф вычисляет, что мониторы поднимутся по устью только до островка и устраивает там сеть коррекционных пунктов и площадок.
На следующий день мониторы подходят к устью поднимаются только до островка и там их встречает шквальный огонь береговых батарей - датский параходик помог - а англичане думали, что береговые укрепления уже подавлены. Через день мониторы всё-таки входят в устье, но поднимаются опять только до островка, где их накрывает точный огонь шести орудий с Кёнигсберга. Один монитор повреждён точным попаданием под ватерлинию и англичане отступают.
На третий день мониторы сначала подавили немецкие позиции корректировки огня у острова, а потом начали обстрел крейсера. Из 635 выстрелов с мониторов в Кёнигсберг попало 6. Первым же выстрелом убило двух отважных немцев - Хельффериха и Аппеля. Они прибыли на Кёнигсберг пару недель до штурма, проделав полный опасности путь на шлюпке под парусом от Мозамбика.

Но от 6 попаданий Кёнигсберг уже представляет из себя кучу железа, которая всё же ещё сопротивлялась. Чтобы повысить точность попаданий, англичане устраивают в океане учения по взаимодействию самолёта и мониторов - самолёт корректирует огонь, а мониторы лупят. И на четвёртый день оба монитора входят в устье Руфиджи при поддержки авиации - одного самолёта англичан. На этот раз сразу оба монитора получают по точному попаданию от немцев, причём такие, что один из них так и не сдвинулся с места, а другой час отстреливался стоя на якоре, пока шёл ремонт. И потом всё же двинулся к немецкому крейсеру.
К середине дня с Кёнигсбергом было покончено. Англичане ушли. А Лооф на следующий день вернулся на искорёженный крейсер. Были сняты все орудия, забраны боеприпасы и немцы устроили следующий укрепрайоны уже на озере Танганьика и в Дар-эс-Саламе. Война продолжалась. Но это уже другая история о которой позже. Кёнигсберг запертый без угля в болотах устья реки Руфиджи сковывал на себя всю английскую и союзную эскадру в течении чуть более восьми (!!!) месяцев.