Белые ночи островский. Белые ночи (повесть), история создания, сюжет, основные персонажи, мнения и отзывы критиков, дружинин, с. с. дудышкин, а. а. григорьев, н. а. добролюбов, е. в. тур. Ф. М. Достоевский. Белые ночи. Аудиокнига

Ф.М. Достоевский – классик русской литературы, произведения которого всегда затрагивают тему взаимоотношений человека и окружающего его мира, тему внутренних сомнений, переживаний, главенства любви над всеми другими чувствами и законами.

Именно об этом и повесть «Белые ночи». Если вы хотите узнать сюжет рассказа, но у вас нет времени ознакомиться с ним подробно, прочтите «Белые ночи» в сокращении, представленном в нашей статье.

Ночь первая

Молодой человек, чиновник 26 лет, гуляет по любимым местам Санкт – Петербурга, предаваясь различным мечтам. Он не коренной петербуржец, приехал сюда восемь лет назад, он до сих пор живёт затворником и все его друзья – дома, которые встречают его на знакомых улицах.

Он придумывает истории их «жизни», «слушает» их жалобы и считает своими близкими, за судьбой которых ему нужно присматривать.

Незнакомые люди вызывают у Мечтателя подобные чувства – ему не нужно подходить и общаться с ними, юноша и так представляет обстоятельства чужой жизни, как бы проживает её вместо настоящих событий.

Но в эту прогулку молодой человек пребывает в расстроенных чувствах. Начался дачный период, и все горожане массово ринулись на дачу. Романтик ощущает себя брошенным и, только минуя городскую заставу, настроение его улучшается.

Вокруг природа, она радует глаз своим воскрешением после зимы. Юноша улыбается и в приподнятом настроении возвращается в город.

По дороге к дому, уже в десятом часу вечера, Герой замечает стоящую на мосту девушку. Проходя мимо, он слышит приглушённые всхлипы и хочет броситься на помощь.

Но смущается, а девушка, завидев его, быстрым шагом уходит прочь. Мечтатель следует за ней по другой стороне улицы. И вдруг замечает изрядно подвыпившего господина, намеревавшегося пристать к девушке. Чиновник бросается на защиту незнакомки и так происходит их встреча.

Девушка разрешает проводить себя домой и по дороге слушает странный рассказ молодого романтика, который признаётся, что никогда не общался с женщинами, так как слишком робок и может лишь мечтать об этом.

Девушка заинтригована и соглашается на следующую встречу. Молодой человек уходит к себе в комнату, думая, что не переживёт эту ночь в ожидании свидания.

Ночь вторая

На следующий вечер двое встречаются, и наш герой узнаёт, наконец, имя девушки – Настенька. Она обещает раскрыть ему причину своих слёз, но лишь только после того, как он расскажет ей свою историю. Молодой человек называет себя Мечтателем, жизнь которого наяву скучна и неинтересна.

Она вся проходит в его фантазиях – в историях о роковой страсти и пылкой любви. На деле же он опасается женщин, считает себя недостойным их, неловким чудаком. Людей он сторонится, ему ближе придуманные образы и даже неодушевлённые предметы.

Настенька поражена. «Неужели и в самом деле вы так прожили свою жизнь?» — спрашивает поражённая девушка. «Всю жизнь» признаётся наш герой с улыбкой.
Выслушав юношу, Настенька начинает свой рассказ.

История Настеньки

Она живёт с бабушкой, которой много лет, и она почти совсем слепа. К Настеньке бабушка относится с любовью, но строго. Для того, чтобы девушка не ушла на прогулку и не сотворила чего – то непотребного, бабушка пристёгивает внучку булавкой к подолу своего платья.

Вот и сидят они вдвоём целыми днями. Так и увидел её новый жилец, который снял комнату на втором этаже. Молодой человек зашёл к старухе уладить дела и заметил Настеньку, которая засмущалась своего положения до слёз.

После этого квартирант предложил Настеньке книги, чтобы она могла развлечь бабушку чтением вслух. Старуха согласилась, и девушка стала чаще видеться с молодым человеком. Вскоре тот пригласил внучку и бабушку в оперу. Постепенно девушка влюбилась.

Через некоторое время жилец стал собираться домой в Москву, так как время его командировки заканчивалось. Услышав эту новость, Настенька настолько расстроилась, что решила бежать вместе с ним.

Однако молодой человек отговорил её от этого опрометчивого шага, пообещав вернуться через год и забрать её у бабушки.

И вот прошёл год. Настенька была уверена, что её любимый вернулся в Петербург, но не даёт о себе знать. Именно из – за этого она и проливала слёзы на мосту.

Мечтателя потрясла история девушки – вот она, настоящая жизнь, тайная любовь, о которой он так грезил в своих мечтах. И он предлагает свои услуги.
Настенька пишет записку под диктовку Мечтателя, которую тот обещает передать её возлюбленному. Настенька с радостью соглашается принять помощь.

Ночь третья

Герой относит письмо общим знакомым. Именно к ним должен наведаться бывший постоялец по приезду в Петербург. Девушка с надеждой ждёт встречу, на которую приглашает и Мечтателя – ведь он принял такое участие в её судьбе.

Однако нашего героя это совсем не радует. Он понимает, что уже сам успел полюбить красавицу, и страшится предстоящей встречи. Но страхи его были напрасны – бывший жилец не пришёл.

Настенька огорчена и Мечтатель тут же бросается утешать её, уверяя, что жених просто ещё не пришёл и нужно подождать ещё день. Девушка верит в его слова и просит навестить знакомых ещё раз.

Ночь четвертая

Идёт дождь, но наш Герой всё равно пришёл на свидание, хотя девушка и предупреждала, что, в случае ненастья, не сможет прийти.

Встреча происходит лишь на следующий день. Но ответа от «жениха» так и нет. В этот раз Настенька уже не обижается. Она оскорблена и решает разлюбить своего милого, который совсем забыл о ней.

Тут Мечтатель решает признаться в своих чувствах. Настенька отвечает, что, хоть у неё ещё и не остыла старая любовь, но она может попробовать полюбить нового молодого человека. Окрылённый Герой уже строит планы на счастливое совместное будущее.

Пара гуляет по улице. Они веселы, часто смеются и собираются жить вместе в мезонине старой бабушки. Мечтатель счастлив. Но тут им встречается тот самый «бывший возлюбленный». Настенька тут же бросается в его объятия, забыв про все свои обещания.

«Я долго стоял и глядел им вслед…» — Мечтатель снова остался один.

Утро

Идёт дождь, и наш герой сидит в своей комнате. Он уныл, печален и у него болит голова. Вдруг раздаётся стук в дверь – это принесли письмо от Настеньки. В нём девушка извиняется за свою любовь к другому.

Она пишет, что понимает, как обидела Мечтателя, но и благодарит его за помощь и участие. Ведь у неё всё сложилось хорошо и через неделю она выходит замуж за своего возлюбленного.

Девушка просит не забывать её, она хочет дальнейшего общения и надеется, что Мечтатель станет хорошим другом её жениху.

Наш герой понимает, что его жизнь потеряла только что приобретённый смысл. Он смотрит на себя, свою комнату, на квартирную хозяйку – и всё ему кажется старым, ненужным и скучным.

Но он благодарен новой знакомой, которая пробудила его от этого сна, показала подлинные чувства. Он никогда не забудет Настеньку, ведь она подарила ему пусть на минуту, но настоящее счастье. И этого хватит на всю его оставшуюся жизнь.

Ознакомившись с кратким содержанием по главам романа Достоевского «Белые ночи», настоятельно рекомендуем прочитать этот прекрасный рассказ о любви, мечтах, дружбе и бескорыстии.

Полезное видео

    Похожие записи

Повесть «Белые ночи» написана Федором Достоевским осенью 1848 года и вскоре была опубликована в журнале «Отечественные записки».

Кроме названия, писатель дал своему произведению два подзаголовка. Словосочетание «белые ночи» указывает место действия – Петербург, а также символизирует некую фантастичность, нереальность происходящих событий. Первый подзаголовок «Сентиментальный роман» определяет как традиционный жанр произведения, так и его сюжет. Второй подзаголовок «Из воспоминаний мечтателя» сообщает читателям, что изложение событий пойдет от первого лица. Но можно ли в этом вопросе стопроцентно доверять мечтателю?

…Иль был он создан для того,
Чтобы побыть хотя мгновенье.
В соседстве сердца твоего?..

Здесь есть одна неточность: в оригинале звучит утверждение, а не вопрос. Намеренно ли ошибся Достоевский? Без сомнения. В новой интерпретации эпиграф перекликается с финалом повести и задает тон сюжетной линии, заставляя читателя задуматься о судьбе главного героя. Такая многоплановость характерна для всего творчества Достоевского.

Выбрав повествование от первого лица, писатель придал произведению черты исповеди, размышлений автобиографического характера. Не зря ведь некоторые литературоведы в образе главного героя узнают молодого Достоевского. Другие считают, что прототип мечтателя - поэт А. Н. Плещеев, с которым Федора Михайловича связывала крепкая дружба.

Характерно, что главный герой повести не имеет имени. Такой прием усиливает его ассоциацию с автором или близким другом писателя. Образ мечтателя всю жизнь волновал Достоевского. Федор Михайлович планировал даже написать роман с таким названием.

Главный герой – образованный и полный сил молодой человек, но называет себя робким и одиноким мечтателем. Он погружен в романтические грезы, которыми постоянно подменяет действительность. Мечтателю не интересны повседневные дела и заботы, он выполняет их по необходимости, между прочим и ощущает себя чужим в окружающем мире.

В произведении нет подробных упоминаний о герое: где он служит, каким родом деятельности занят. Это еще больше обезличивает главного персонажа. Живет без друзей, никогда не встречался с девушками. Такие нюансы делают героя объектом насмешек и неприязни окружающих. Сам мечтатель сравнивает себя с помятым грязным котенком, который с обидой и враждой смотрит на все вокруг.

Достоевский считает, что призрачная жизнь грешна, она уводит из мира реальности: «человек делается не человеком, а каким-то странным существом среднего рода» . В то же время мечтания имеют творческую ценность: «он сам художник своей жизни и творит ее себе каждый час по своему произволу» .

Мечтатель – своеобразный тип «лишнего человека» . Но его критика обращена исключительно внутрь себя, он не презирает общество как Онегин и Печорин . Герой испытывает искреннюю симпатию к незнакомым людям и даже домам. Мечтатель-альтруист готов прийти на помощь, служить другому человеку.

Склонность к мечтам о чем-то ярком и необычном была присуща многим современникам молодого Достоевского. В обществе еще явно витали отчаяние и разочарование, вызванные поражением декабристов, а подъем освободительного движения 60-х годов пока не созрел. Сам Достоевский смог отказаться от пустых мечтаний в пользу идеалов демократии . Но герой «Белых ночей» так и не вырвался из сладкого плена грез, хоть и осознал пагубность своего мироощущения.

Герою-мечтателю противопоставлена активная девушка Настенька. Автор создал образ утонченной и романтичной красавицы, «родственной души» героя, но в то же время ребячливой и немного наивной. Уважение вызывает искренность чувств Настеньки, желание бороться за свое счастье. Она способна бежать с возлюбленным, использовать в своих целях случайного знакомого. В то же время девушка и сама постоянно нуждается в поддержке.

Композиционное построение повести «Белые ночи» достаточно традиционно. Текст состоит из пяти глав, четыре из которых названы «ночами» , а последняя – «Утро» . Белые романтические ночи сильно изменили мировоззрение главного героя. Встреча с Настенькой и любовь к ней спасли его от бесплодных мечтаний, наполнили жизнь реальными чувствами. Любовь мечтателя к девушке чиста и бескорыстна. Он готов пожертвовать для Настеньки всем и помочь устроить ее счастье, даже не задумываясь о том, что при этом сам теряет возлюбленную.

Последняя глава «Утро» – своеобразный эпилог, полный драматизма и надежды. Лучшие моменты в жизни героя заканчиваются с наступлением дождливого серого утра. Исчезает волшебство прекрасных белых ночей, герой снова одинок. Но в его сердце нет обиды и разочарования. Мечтатель прощает Настеньку и даже благословляет ее.

Отдельно следует отметить образ Петербурга . Город занимает в произведении так много места, что по праву может считаться действующим лицом. При этом автор не описывает конкретных улиц и переулков, но мастерски воссоздает удивительную ауру Северной Пальмиры.

«Белые ночи» - красивая утопия, мечта о том, какими могут быть люди, если они честны и бескорыстны в своих чувствах. Это произведение Достоевского одно из самых поэтичных в его творческом наследии. Фантастичность белых ночей создает волшебную романтическую атмосферу повести.

Литературные критики считают «Белые ночи» Достоевского одним из лучших произведений «сентиментального натурализма» . Трогательная история мечтателя и Настеньки не утратила значения до сих пор. Она живет на театральных подмостках и в многочисленных экранизациях, в том числе зарубежных режиссеров. Последняя телеверсия, где действие перенесено в наше время, создана в 2009 году.

  • «Белые ночи», краткое содержание по главам повести Достоевского

Молодой человек, главный герой повести, робок, одинок, живет мечтами. Однажды петербургской ночью он встречает плачущую девушку. Она живет со слепой бабушкой, их дни не веселы и однообразны. Жилец, который снимал мезонин у Настиной бабушки, проявил к девушке сострадание и сочувствие. Настя влюблена и готова уехать с молодым человеком. Постоялец объяснил, что сначала должен устроить свои дела. Через год он вернется, и молодые люди смогут пожениться. Настя ждет возлюбленного, но на обещанную встречу молодой человек не приходит. Настя решается ответить на чувства главного героя, но внезапно встречает возлюбленного. Она убегает от мечтателя, написав письмо с извинениями. Мечты о счастье не сбылись, мечтатель вновь одинок.

Главные герои «Белых ночей» Достоевского честны и бескорыстны, они умеют чувствовать и сочувствовать. Повесть учит верности и доброте.

Краткое содержание Белые ночи Достоевского по главам

Ночь первая

Главный герой повести уже около восьми лет живет в Петербурге, но у него нет ни друзей, ни добрых знакомых. В начале повести он беспричинно тоскует. Спасают его прогулки по городу. Он знает в лицо многих прохожих и даже дома стали его «друзьями». Сейчас город опустел – многие горожане уехали на дачи.

Молодой человек после загородной прогулки возвращается домой в хорошем расположении духа. На берегу канала он видит плачущую девушку. Робость и отсутствие опыта общения с женщинами мешают ему заговорить с незнакомкой. Он идет следом за девушкой, подбирая слова для знакомства. К молодой особе пристает нетрезвый прохожий, и наш герой прогоняет хулигана. Девушка соглашается, чтобы защитник проводил ее до дома. Герой повести видит прелестную красоту новой знакомой, доверительно рассказывает ей о том, что он впервые в жизни познакомился с женщиной, о своей мечте встретить молодую девушку, достойную любви. Молодой человек умоляет незнакомку о встрече. Она соглашается при условии дружеских отношений, а не романтических чувств. Девушка, как и молодой человек, нуждается в сердечном братском совете.

Ночь вторая

Долгожданная встреча состоялась. Настенька, так зовут девушку, сообщает, что живет вместе с незрячей бабушкой. Дни их проходят однообразно и невесело: старуха занята вязанием, а девушка читает ей вслух. Бабушка никуда не отпускает от себя внучку, прикалывает булавкой ее платье к своему. Настя хочет услышать рассказ молодого человека о себе. Наш герой называет себя мечтательным типом, подробно рассказывает об одинокой жизни, заполненной мечтами. Фантазии составляют главное его богатство. Возвращение из грез в затхлую и ненужную жизнь страшит героя. Он понимает бесполезность и ненужность такого существования, говорит о двух вечерах настоящей жизни, проведенных вместе с Настей. Девушка участливо отнеслась к рассказу молодого человека, и обнадеживает его словами о дружбе.

История Настеньки.

Настя рано потеряла родителей и живет с бабушкой. Проживают они в небольшом доме, мезонин которого сдают в аренду. Около двух лет назад в него въехал новый постоялец. Жилец предложил Насте книги для чтения. При редких встречах он расспрашивал девушку о прочитанных книгах, о ее подругах, несколько раз водил ее и бабушку в театр. Настя влюбилась в молодого человека, и когда он через некоторое время собрался уезжать, девушка открылась ему и сказала о готовности уехать. Мужчина объяснил, что он очень беден, не может себе позволить женитьбу. Через год молодой человек надеется поправить свои дела. Тогда он вернется и сделает Настеньке предложение. Несколько дней назад молодой человек вернулся в город, но на набережную, где молодые люди договорились встретиться, так и не пришел. Главный герой вызывается доставить через общих знакомых письмо возлюбленному Насти.

Ночь третья

Настя ждет, что возлюбленный получил ее письмо и придет на свидание. Она мечтает о будущем, говорит о знакомстве любимого с ее лучшим другом. Главному герою горько осознавать, что он любит девушку, а она видит в нем только друга. Возлюбленный Насти не появляется. Девушка в отчаянии. Мечтатель успокаивает ее, убеждает в том, что адресат еще не получил письма. Завтра молодой человек сходит за ответом и доставит девушке весточку о нем.

Ночь четвертая

Следующий день выдался дождливым. Несмотря на плохую погоду, наш герой пришел на набережную. Настенька не появилась. С трудом он пережил день и вечером пришел на встречу раньше назначенного времени. Настя, узнав, что ответа нет, рыдает, а потом заявляет, что она больше не любит этого злого обманщика. Мечтатель решается на признание, говорит девушке о своей любви. Настенька уверена, что сможет полюбить молодого человека. Она предлагает ему переезд в пустующий мезонин их дома. Молодые люди договариваются, что он переедет уже завтра. Они говорят о будущем, строят планы на совместную жизнь.

В минуту прощания рядом с ними появляется мужчина. Это возлюбленный Насти. Она бросается к нему. Мечтателю остается только с горечью наблюдать за встречей влюбленных.

Утро

Следующее утро герой встречает разбитым и подавленным. Ему доставляют письмо от Настеньки, в котором она просит прощения у главного героя за невольный обман и благодарит за любовь и участие.

Дальнейшая жизнь представляется мечтателю безрадостной и мрачной. Душу героя согревает благодарность Настеньке за то, что она подарила ему возможность любить и надеяться.

Картинка или рисунок Белые ночи

  • Краткое содержание Голявкин Был не крайний случай

    Ученик начальных классов – главный герой этого рассказа. Однажды он пропустил уроки по болезни. Мальчик не был в школе пять дней. За это время ребята выполнили письменную работу по русскому языку – пересказ книги.

  • «Белые ночи»: краткое содержание повести Достоевского

    Герой «Белых ночей», от имени которого ведется повествование, — это молодой человек, мелкий чиновник, годового жалованья которого размером всего в тысячу двести рублей недостаточно для того, чтобы позволить себе жениться. Вот такой бедный служивый человек, у которого нет в Петербурге ни собственности, ни связей, является типичным для Достоевского интеллигентом. Достоевский и сам какое-то время вел жизнь мелкого служащего — когда работал чертежником в Санкт-Петербургской инженерной команде. За свою жизнь Федор Михайлович написал около тридцати художественных произведений, в трети из них главным героем выведен чиновник — наверное, оттого, что это был типаж, наиболее известный писателю.

    «Бедные чиновники» Достоевского — это люди низкого статуса, их работа неинтересна и скучна. Никто из них не любит ее, они ждут окончания рабочего дня, словно школьники. Вместе с тем эти бедные чиновники — подобно самому Достоевскому и его друзьям — не лишены в душе поэтического чувства, они находятся во власти прекрасных и несбыточных снов, и им нужны понимающие друзья, которым они могли бы излить душу. Начиная с мелкого чиновника Макара Девушкина, героя первого произведения Достоевского «Бедные люди», который мечтает стать поэтом, эта парадигма не меняется. Герой «Белых ночей» тоже «мечтатель», он ненавидит службу — спит и видит, как бы сбежать с нее. После службы он бродит допоздна в полном одиночестве и без всякой видимой цели по летнему Петербургу, над которым стоят белые ночи, — он мечтает обрести друга, который бы выслушал его заветные мысли. Дома при этом оживают, от тех, с кем он в приятельских отношениях, герой слышит: «Здравствуйте; как ваше здоровье? и я, слава богу, здоров, а ко мне в мае месяце прибавят второй этаж»; «Как ваше здоровье? а меня завтра в починку» и т. д. Вот такие «разговоры» ведет молодой человек в глубине своей души.

    В этом типаже одинокого мечтателя, слоняющегося по городу, тогдашние читатели — молодые российские интеллигенты — узнавали самих себя, и он возбуждал их сочувствие.

    И вот однажды вечером этот молодой человек, изголодавшийся по разговору с «другом», вдруг случайно знакомится на берегу канала с Настенькой — семнадцатилетней девушкой, чистой и прекрасной, которой тоже требуется «друг».

    В том же месте и в тот же вечерний час они встречаются и на другой день, и на следующий. Молодой мечтатель, которому прежде не доводилось встретить человека, который бы выслушал его, с воодушевлением и без устали повествует о своих мечтах, мыслях и чувствах. Настенька же, будто бы растворяясь в этом монологе, позабыв обо всем на свете, сочувственно выслушивает его признания.

    В конце концов и она сама начинает рассказывать о себе. Она живет вместе со своей слепой бабушкой. Какое-то время назад в их доме снимал комнату молодой жилец, который пообещал жениться на ней. Однако по каким-то делам ему пришлось уехать в Москву на год. Он пообещал сразу по возвращении связаться с ней. И вот год прошел, ей точно известно, что он в Петербурге, но он не появляется у нее в доме и даже не дает знать о себе.

    Мечтатель, хоть он и страстно влюблен в Настеньку, словно старший брат своей младшей сестры, соглашается доставить письмо Настеньки ее возлюбленному. Однако ответа от него все равно нет. И тогда на четвертый вечер Настенька, вроде бы порывая с ним, предлагает Мечтателю поселиться в их доме в качестве нового жильца. Счастью Мечтателя нет границ. Но в эту самую минуту рядом с ними проходит, словно черная тень, этот самый молодой человек. И тогда Настенька немедленно бросается ему в объятья.
    В самом конце повествования Мечтатель, находясь в своей комнате и пребывая в самом мрачном расположении духа, получает послание от Настеньки, в котором она называет Мечтателя своим другом и братом. Мечтатель же обещает молиться за ее счастье и вспоминает счастливые минуты, проведенные подле нее. «Боже мой! Целая минута блаженства! Да разве этого мало хоть бы и на всю жизнь человеческую?» — восклицает он.

    «Белые ночи»: анализ повести Достоевского

    «Белые ночи» — это полное высокой лирики повествование, которое хочется назвать городским вариантом «Вечеров на хуторе близ Диканьки». Это еще и прогулка по Петербургу, это еще и «признание в любви», свойственное молодому Достоевскому.

    В «Белых ночах» нет привкуса быта; хоть это и любовная история, здесь отсутствуют сомнения и ревность. Это словно руководство по тому, какой должна быть горячая и чистая любовь и бескорыстная дружба. Если посмотреть на грязные любовные эмоции, описанные в «Братьях Карамазовых», то задашься вопросом: а одному ли человеку принадлежит авторство этих двух произведений?

    Любовь, представленная в «Белых ночах», — это та самая идеальная любовь, о которой мечтали молодой Достоевский и его современники — бедные образованные юноши. Ради любимой женщины ты готов быть мальчиком на побегушках, ты готов принести себя в жертву и издалека молиться о ее счастье — вот такая любовь, как будто списанная с романов для девушек, и представала в качестве идеала любви. Советский литературовед Комарович, отвечая на вопрос, почему Достоевский преклонялся перед таким слащавым идеалом, анализирует идейный фон того времени.

    В 40-х годах XIX в. российская интеллигентная молодежь, включая и самого Достоевского, была увлечена французскими утопистами, ядро убеждений которых состояло в том, чтобы стать прекрасными жертвователями, готовыми отказаться от себя ради любви к другим людям; они полагали, что принесение себя в жертву есть высшее проявление любви. Эти идеи глубоко запали в душу Достоевского, они и определили тот свойственный ему тип любви, которому он оставался верен начиная с молодости и до конца жизни (см.: В. Л. Комарович. «Юность Достоевского»).

    После сибирской ссылки Федор Михайлович написал «Униженных и оскорбленных». В этом произведении он вывел писателя, который, несомненно, является его автопортретом. И здесь тоже Достоевский предоставил писателю роль жертвователя, который прилагает все силы для того, чтобы сложились отношения между женщиной, которую он сам любит, и другим мужчиной, т.е. своим соперником. Оттого, что он приносит себя в жертву, писатель испытывает особую тайную сладость. Получается, что принесение себя в жертву является доказательством чистоты любовного чувства.

    В Сибири Достоевский влюбился в Марию Исаеву, которая была замужем. Впоследствии они сочетались браком, но в течение какого-то времени их отношения развивались в рамках указанной любовной парадигмы. Федор Михайлович совершенно серьезно отказывался от нее в пользу молодого учителя Николая Вергунова, который ухаживал за ней.

    В «Зимних заметках о летних впечатлениях» Достоевский несколько занудно пишет о психологических аспектах любви и подчеркивает, что никем не понуждаемая жертвенность есть высшее проявление любви, что нельзя допускать ни малейшего проявления эгоизма.

    Поразительно, что, несмотря на ужасную десятилетнюю ссылку и два брака, Федор Михайлович все равно остался верен своему юношескому идеалу жертвенной любви. Причиной такого постоянства является, по всей вероятности, то, что душа Достоевского любила страдание, что и предполагает преклонение перед жертвенной любовью. Как явствует из «Слабого сердца», он преклонялся перед идеалом прекрасной любви-дружбы, но боялся ее осуществления, он страдал некоей «фобией» по отношению к реализации мечты. Когда Мечтатель стоит на пороге своего счастья, является черная тень, и Настенька покидает его. Что это, как не боязнь реализации? Достоевский хотел счастья, но он не хотел, чтобы оно сбылось.

    Достоевский не был практическим человеком, который имеет определенную цель, и под влиянием опыта и обстоятельств переделывает себя наново. Нет, у него с самого начала есть некая мечта или идея, он видит мир только через призму своей мечты, и эта навязчивая идея влечет его.

    Мечтатель из «Белых ночей» преклоняется перед прекрасной дружбой-любовью, и он обретает друга в лице Настеньки. Но это же самое преклонение заставляет его принести себя в жертву, и он остается один. Он — пленник своих представлений о дружбе и любви, и из этой западни он выбраться не может.

    Признать то, что очень часто мы мыслим штампами — неприятно, но необходимо. Например, что мы можем сказать о творчестве Ф.М. Достоевского? Школьная программа, в рамках которой было прочитано, скорее всего, только «Преступление и наказание», вырабатывает рефлекс: фамилия Достоевского вызывает в сознании заученные фразы, например, «внутренний конфликт героя», «душевные метания», «реализм», «враждебный окружающий мир», «маленький человек». Возьмите Раскольникова — вот и прекрасный пример душевных метаний, внутреннего конфликта. А то, как Достоевский описывает Петербург? «Пахло известью, пылью, стоячею водой», «громадные, теснящие и давящие дома…» — вот и враждебная окружающая действительность; немудрено в таком городе стать убийцей, верно? Так и дальше можно находить подтверждение тому, что все эти заученные фразы являются истиной; в других наиболее известных произведениях Достоевского — «Братьях Карамазовых», «Идиоте», «Игроке», «Подростке» — те же тяжелые неразрешимые внутренние конфликты, враждебная окружающая реальность. Торжество реализма в творчестве Достоевского, одним словом.

    Можно ли после такого серьезного набора терминов заподозрить, что Достоевский написал нечто сентиментальное, немного даже по-детски наивное? Едва ли. Но гений на то и гений, чтобы уметь писать в абсолютно разных направлениях.

    Итак, 1848 год — дата написания романа «Белые ночи». Точнее, сентиментального романа, как определил жанр сам автор. Стоит оговориться: принято считать, что «Белые ночи» — повесть, но мы пойдем на поводу у автора и в отдельных случаях будем называть их сентиментальным романом. Даже подзаголовок звучит так: «Из воспоминаний мечтателя» — лишнее указание на сентиментализм. Специфика этого направления заключается в том, что в центре внимания находятся внутренние душевные переживания героев, их чувства и эмоции. Разберемся, что же может быть сентиментального в этом романе Достоевского?

    Краткое содержание: о чем произведение «Белые ночи»?

    В центре сюжета взаимоотношения двух людей — рассказчика и Настеньки. Они совершенно случайно пересекаются во время ночной прогулки по Петербургу и, как выясняется, являются родственными душами — мечтателями. Они раскрываются друг другу, и девушка делится с ним историей о своем возлюбленном, который уехал на год в Москву, и вот уже сейчас должен вернуться за ней, но все никак не приходит. Рассказчик вызывается помочь ей, передает письмо, ожидает вместе с ней прихода ее возлюбленного, который, в конечном счете, приходит. Все складывается как нельзя лучше, но… Вот с этого «но» и начинается сентиментализм. Герой влюблен в Настеньку и, как не трудно догадаться, безответно. Поэтому большую долю повествования занимает описание его чувств, мыслей и эмоций в кульминационный момент — момент ожидания возлюбленного героини.

    Почему Достоевский назвал роман сентиментальным?

    Манера описания этих чувств вызывает четкую ассоциацию с другим сентиментальным произведением — «Страданиями юного Вертера» Гете. Впрочем, «Белые ночи» Достоевского и «Вертер» Гете даже в основе сюжета имеют много общего — любовный треугольник, где главный герой оказывается отвергнутым.

    Стоит заметить, что в «Белых ночах» писатель не делает переживания героя драматичными — у Вертера Гете внутренние эмоции куда более сложные и импульсивные, они приводят к трагичному финалу — самоубийству. В романе же Ф.М. Достоевского душевные терзания не приводят к трагичному концу; наоборот, рассказчик, даже потерпев любовную неудачу, благодарен судьбе хотя бы за то короткое счастье, которое ему выпало. Получается, герой этого сентиментального романа находится в некоторой гармонии с самим собой. Герой Достоевского в гармонии с самим собой? Непривычно, но это так.

    Образ Петербурга в повести «Белые ночи»

    Впрочем, жанр сентиментализма в этом романе предопределен не только сюжетом, но и характером персонажей, и манерой повествования. Рассказчик становится воплощением сентиментализма — это заметно с первых строк произведения, когда описывается рутинная жизнь героя, его взаимоотношения с другими людьми и Петербургом. Характерным является то, что он воспринимает свой город как живое существо, всех людей, как своих знакомых. От настроения героя меняется и его восприятие родного края — еще одна характерная черта сентиментализма. Правда, обычно авторы сентиментальных произведений связывают внутренние переживания персонажей с образами природы — примером тому служит уже упомянутый Вертер. Здесь же роль пейзажа выполняет Петербург.

    Само описание Петербурга так же совсем не характерно для Достоевского, Петербург «Белых ночей» совсем не такой, как в других его произведениях. Обычно Петербург — воплощение пороков, та самая враждебная окружающая реальность, которой вынуждены противостоять герои. Здесь же город выступает другом рассказчика, его собеседником; рассказчик любит его, наслаждается его весной. Петербург отвечает на внутренние переживания рассказчика, но не становится враждебным. В этом произведении Достоевского проблема внешнего мира полностью отсутствует, что не привычно. Мы ничего не знаем о социальном статусе героев, они и сами не видят причиной своих неудач что-то во внешнем мире. В центре внимания — только внутренний мир.

    Языковые особенности в произведении

    Так же нельзя не обратить внимания на манеру речи героев — как внутренних монологов, так и диалогов — которая совсем не характерна для героев реалиста-Достоевского. Она полна различных метафор, ей характерен высокий стиль. Предложения длинные, развернутые. Очень много высказываний с ярко выраженной эмоциональной окраской.

    Именно благодаря такому характеру речи нам становится понятен образ героев. Они оба тонко чувствуют, бережно относятся к чувствам других. Эмоциональны, очень часто взволнованы. Из их диалогов становится ясно, что они способны обращать внимание на незначительные мелочи, которые становятся для них очень значимыми. В их разговорах много громких фраз, обещаний. Герои достаточно радикальны в вопросах, касающихся чувства, кидаются такими словами как «навсегда», «любовь», «счастье». Их мысли о будущем, любви и дружбе звучат по-детски наивно. Но на то они оба и мечтатели.

    Образ Настеньки в романе «Белые ночи»

    Так какие же они, эти нетипичные для Достоевского, сентиментальные герои? Настеньку мы видим, конечно, только глазами рассказчика. Рассказчик влюблен в девушку, поэтому он во многом, возможно, идеализирует ее образ. Тем не менее, она так же, как и он, изолирована от внешнего мира, правда, не по собственной воле, а по прихоти бабушки. Такая изоляция, впрочем, и сделала из героини мечтательницу. Например, она, порой, в своих мечтаниях доходила до женитьбы на китайском принце. Девушка чутко относится к переживаниям других и когда она узнает о чувствах рассказчика к ней, то переживает, что могла ранить его чувства какой-нибудь неаккуратной фразой. Настенька ныряет в чувство с головой, ее любовь чистая, непоколебимая, как и у любого мечтателя. Поэтому, когда ее посещают сомнения, придёт ли к ней ее возлюбленный, она так по-детски, так беспомощно пытается отказаться от этих чувств, сменить любовь на ненависть, построить счастье с другим, то есть, с рассказчиком. Такая убежденная наивная влюбленность так же характерна для сентиментализма; это в реализме все может быть сложно и запутанно, как, например, отношения князя Мышкина с Настасьей Филипповной, в сентиментализме же все просто — либо любишь, либо нет.

    Образ главного героя (рассказчика) в романе «Белые ночи»

    Тип петербургского мечтателя – разновидность лишнего человека, неприспособленного к реалиям и не нужного миру. Очень много схожего имеет он со своей Настенькой. Правда, рассказчик, пожалуй, еще больший мечтатель, чем она. Его отрешенность от мира не вынуждена, как у героини, а «добровольна». Его никто не принуждал к такому отшельническому образу жизни. Он чутко реагирует на эмоции возлюбленной, боится ее ранить или задеть. В момент, когда он понимает, что его любовь безответна, он совсем не испытывает к ней негативных чувств, а так же продолжает нежно любить ее. В его душе не возникает внутреннего конфликта, любить ли Настеньку или нет.

    В то же время, нельзя не заметить, что рассказчик не имеет абсолютно никакой связи с внешним миром. Даже Петербург какой-то немного вымышленный у него получается. Героиня же, напротив, как будто бы стремиться вырваться из этого отчуждения. Во многом ее жених становится ее связью с внешним миром.

    Темы в романе «Белые ночи»

    Одна из центральных тем, конечно же, любовь. Но, что характерно для сентиментализма, это история любви безответной, и, в то же время, возвышенной. Сами герои придают небывалое значение этому своему чувству.

    Но, несмотря на то, что сюжет крутится вокруг любовной истории, здесь поднимаются и другие темы, помимо любви. Мечтатели, как сами себя называют Настенька и рассказчик, отличаются от окружающих. Так в романе появляется тема одиночества. Герои страдают от своей изоляции от других людей. Поэтому, возможно, они так легко и сошлись друг с другом. Настя говорит, что у нее была подруга, правда, и та уехала в Псков. Каково же живется молодой девушке в компании одной только бабки? Поэтому ее жених и является спасительной ниточкой из этого мира одиночества. Рассказчик же еще более одинок, чем Настенька. В то же время, он не решается попытаться избежать этого одиночества, даже его знакомство с героиней — всего лишь счастливый случай. Молодой человек одинок настолько, что воображает своим знакомым каждого прохожего, или же, что еще абсурднее, разговаривает с домами. Когда девушка просит его «рассказать свою историю» он ей и признается, что такой мечтатель как он, как будто бы и не живет, его жизнь ничем не заполнена.

    Идея «Белых ночей» Достоевского

    Наверное, еще и поэтому он так привязывается к Настеньке. Она — его единственный собеседник, его спасение от этого одиночества, привычного ему. Общение с ней, ее привязанность к нему, становятся для героя единственным в этом мире, что имеет значение. Когда же он понимает, что не ему все же достанется любовь Настеньки, он замыкается в себе; город и все, что его окружает, становятся в его глазах как будто бы тусклее и старее. Тускнеет и стареет и он сам. Если бы это был привычный для Достоевского персонаж, пожалуй, за разочарованием последовала бы ненависть к Настеньке. Но он так же продолжает ее любить, чисто и трепетно, желает ей только добра. Или же герой мог бы разочароваться в жизни, как, например, Свидригайлов, совершить самоубийство. Но и этого не происходит — герой говорит о том, что ради этого недолгого счастья и стоило жить. «Целая минута блаженства! Да разве этого мало хоть бы и на всю жизнь человеческую?..» В этой фразе и заключается идея произведения . Идея о счастье: в чем оно заключается и как много счастья может требовать один человек за всю свою жизнь? В силу того, что герой Достоевского — сентиментален, он благодарен судьбе и за эти несколько ночей. Вероятно, это те воспоминания, которыми он будет жить всю свою дальнейшую жизнь и будет счастлив, от того, что ему это удалось пережить. Этого ему и будет достаточно.

    В чем отличие «Белых ночей» от других произведений Достоевского?

    Этот сентиментальный роман Достоевского в силу своего жанра кардинально отличается от его других, более известных произведений. Совсем другой, не враждебный Петербург. Совсем другие герои — чувствительные, простые, любящие, мечтательные. Совсем другой язык — метафоричный, возвышенный. Совсем другой круг проблем и идей: не размышления о проблемах маленького человека, например, или о применении каких-либо философских идей, а об одиночестве мечтателей, мимолетности и ценности человеческого счастья. Этот сентиментальный роман раскрывает нам совсем другого Достоевского; Достоевского не мрачного, а легкого и простого. Но в чем-то этот великий русский автор остается верен себе: даже несмотря на внешнюю легкость и простоту произведения, писатель затрагивает важные философские вопросы. Вопросы о любви и счастье.

    Интересно? Сохрани у себя на стенке!