Анализ произведения «Петька на даче» Андреева Л. Портретная характеристика героя в рассказе Л.Н. Андреева «Петька на даче Организационный момент. Введение в тему

Петька – десятилетний мальчик, служащий парикмахерской. Парикмахерская, куда мать отдала П. в люди, находилась невдалеке от квартала, “заполненного домами дешевого разврата. Они господствовали над этой местностью и придавали ей особый характер чего-то грязного, беспорядочного и тревожного”. Мальчику “хотелось бы куда-нибудь в другое место”, но дни его тянулись однообразно: “И утром, и вечером, и весь Божий день над Петькой висел один и тот же отрывистый крик: “Мальчик, воды”, и он все подавал ее, все подавал”. П. часто

проливал воду, худел, покрылся “нехорошими струпьями”. “Даже нетребовательные посетители с брезгливостью смотрели на этого худенького, веснушчатого мальчика, у которого глаза всегда сонные, рот полуоткрытый и грязные-прегрязные руки и шея”. Важнейшая деталь в облике П., почти символ детского страдания: “Около глаз и под носом у него прорезались тоненькие морщинки, точно проведенные острой иглой, и делали его похожим на состарившегося карлика”.
Но однажды произошло чудо: мать П., кухарка, которую он при редких встречах “просил взять его отсюда”, отвезла его на дачу в Царицыно, где жили ее господа.

“Он не знал, что такое дача, но полагал, что она есть то самое место, куда он так стремился”. Все, что дальше увидел П. впервые в жизни: вокзал, из окна поезда поле, лес, то, как поезд взлетел на мост и точно повис в воздухе, — так потрясло его, “что глаза П. давно уже перестали казаться сонными, и морщинки пропали”. В первые дни пребывания на даче новые впечатления “смяли маленькую и робкую душонку” “этого современного дикаря, выхваченного из каменных объятий городских громад”. Но через два дня П. “вступил в полное согласие с природой”. Однако на исходе недели пришло письмо с требованием вернуться в Москву, в парикмахерскую. К тому времени П. про город уже забыл, он нашел “место, куда ему всегда хотелось уйти”. Услышав о письме, он, как Василий Фивейский и другие герои Андреева в минуты наивысшего потрясения, “закричал громче самого горластого мужика и начал кататься по земле”.
Уже по дороге в город глаза П. снова стали “сонливы и апатичны, тонкие морщинки, как у старого человека, ютились около глаз и под носом”. Так замкнулся круг, выход из которого невозможен.


Другие работы по этой теме:

  1. Петька – десятилетний мальчик, служащий парикмахерской. Парикмахерская, куда мать отдала Петьку в люди, находилась невдалеке от квартала, “заполненного домами дешевого разврата. Они господствовали над этой...
  2. Андреев Л. Н. Десятилетний мальчик Петька отдан в учение к парикмахеру Осипу Абрамовичу. В дешевой парикмахерской он подносит воду, на него постоянно кричат и ругаются...
  3. Десятилетний мальчик Петька отдан в учение к парикмахеру Осипу Абрамовичу. В дешевой парикмахерской он подносит воду, на него постоянно кричат и ругаются хозяин и подмастерья....
  4. ПЕТЬКА НА ДАЧЕ Парикмахерская Осипа Абрамовича находилась в дешевом квартале. Заведение не отличалось ни чистотой, ни высоким качеством оказываемых ус­луг. В этом заведении чаще всего...
  5. Парикмахером Осипом Абрамовичем был получен на воспитание мальчик – Петька, десяти лет от роду. В низкобюджетной цирюльне ему приходится подносить по мере потребности воду; на...
  6. “Петька на даче” Рассказ “Петька на даче” впервые опубликован в “Журнале для всех” в 1899. В его основу легла история однофамильца писателя Ивана Андреева. Он...
  7. Рассказ “Петька на даче” впервые опубликован в “Журна­ле для всех” в 1899. В его основу легла история однофамильца писателя Ивана Андреева. Он считался самым модным...
  8. I. Вводная часть На прошлом уроке мы читали и обсуждали стихотворение Некрасова ” Железная дорога”, рассматривали художественный прием, который использовал автор в стихотворении. Как он...
  9. ВОЙНА И МИР (Роман, 1863-1867; отд. изд. 1867-1869) Болконская Марья – княжна, дочь старого князя Болконского, сестра князя Андрея, впоследствии жена Николая Ростова. У М....

» - это печальная история о ребенке, у которого нет детства. Писатель своим произведением хотел обратить внимание общественности на проблемы детей из бедных семей. Их часто отдавали работать с раннего возраста – тем самым лишая детства.

Главный герой – мальчик 10 лет по имени Петька. Его мать Надежда отдала его в ученики к суровому парикмахеру Осипу Абрамовичу. Она надеялась, что там ее сын сможет освоить профессию и потом станет для нее опорой.

В душной парикмахерской не было ничего интересного, а только рутинный труд. У детей не было ни выходных, ни даже праздников. Заведение находилось в неблагополучном районе: за окном постоянно кричали пьяные люди и часто случались драки. Петька очень мечтал уехать в какое-нибудь другое место, подальше от парикмахерской и Осипа Абрамовича.

У главного героя был приятель – Николка. Он был старше Петьки на три года и считал себя опытным. Николка не просто наблюдал за происходящим хаосом вокруг, как младший друг, но уже сам бранился и сочинял вульгарные истории.

Портретная характеристика Петьки вначале рассказа удручающая. Руки у мальчика худые и грязные, все в струпьях. Особое внимание автор обращает на глаза героя. Они всегда были сонными, хотя Петька немало спал, но всегда хотел больше спать. Это намек на то, что ребенок хотел отстраниться от серой действительности и единственным спасением стал сон. Возле глаз у Петьки уже прорезались тонкие морщинки, которые делали его похожим на состарившегося карлика.

Образ главного героя, несомненно, вызывает жалость. Но таким он был только тогда, когда ребенок находился в городе. Его образ меняется после того, как он приезжает на дачу.

Переломный момент в рассказе случается тогда, когда Надежда говорит сыну, что отвезет его на дачу. Ее туда пригласили в качестве кухарки. Петя не знал, что такое дача, но был уверен, что там ему будет лучше, чем в парикмахерской. Он вел себя нетерпеливо и оживленно, не мог усидеть на месте, пока они ехали в поезде на дачу.

Дача очень удивила Петьку своей необычной тихой красотой. Голубые небеса, белые облака, чистая река, красивые лица и такая гармония вокруг! Да, природа дачи очень отличалась от серости и безобразности его города. Петька понял, что нашел то лучшее место, где хотел бы остаться.

Образ героя меняется: морщины на лице разглаживаются, в глазах появляется оживленность. Теперь Петя не вызывает жалости, потому что он счастлив.

Но, как только герой привык к даче и начал забывать о парикмахерской, пришло письмо с вызовом в город. Надежда с горечью сообщила сыну, что надо ехать домой. Мальчик не сразу понял, что это значит, и почему он должен уезжать, ведь он уже нашел то самое лучшее место. Потом пришло осознание действительности, и герой закричал, словно раненый зверь. Хозяин дачи проявил сочувствие к мальчику, но ничего для него не сделал.

Петя ехал в поезде молча, смирившись с тем, что вернется в парикмахерскую. Город равнодушно проглотил свою маленькую жертву.

Рассказ Л.Н. Андреева «Петька на даче» впервые опубликован в «Журнале для всех» в 1899. В его основу легла история однофамильца писателя Ивана Андреева. Он считался самым модным парикмахером Москвы. Рассказ относится к остросоциальным произведениям и часто сопоставляется в критике с близким к нему по сюжету и проблематике произведением А.П. Чехова «Ванька». В центре рассказа «Петька на даче» -- судьба ребенка из бедной семьи, отданного учеником к парикмахеру и выполняющего самую тяжелую и грязную работу.

Рисуя портрет героя, Л.H. Андреев показывает жизнь ребенка и то, как окружающая обстановка влияет на мальчика. Петька худеет, у него появляются нехорошие струпья и тоненькие морщинки. Л.H. Андреев пишет, что мальчик становится похожим на состарившегося карлика: «…прохожий видел маленькую, худую фигурку, сгорбившуюся в углу на своем стуле, и погруженную не то в думы, не то в тяжелую дремоту. Петька спал много, но ему почему-то все хотелось спать, и часто казалось, что все вокруг него не правда, а длинный неприятный сон. Он часто разливал воду или не слыхал резкого крика: "Мальчик, воды",- и все худел, а на стриженой голове у него пошли нехорошие струпья. Даже нетребовательные посетители с брезгливостью смотрели на этого худенького, веснушчатого мальчика, у которого глаза всегда сонные, рот полуоткрытый и грязные-прегрязные руки и шея. Около глаз и под носом у него прорезались тоненькие морщинки, точно проведенные острой иглой, и делали его похожим на состарившегося карлика».

Позже автор рисует другой портрет, когда Петька ехал за город: «Глаза Петькины давно уже перестали казаться сонными, и морщинки пропали. Как будто по этому лицу кто-нибудь провел горячим утюгом, разгладил морщинки и сделал его белым и блестящим» .

Портрет мальчика меняется по ходу развития событий и в конце рассказа Л. Н. Андреев снова передает образ Петьки: «Подержанная гимназическая курточка облекала его худенькое тело, из-за ворота ее выставлялся кончик белого бумажного воротничка. Петька не вертелся и почти не смотрел в окно, а сидел такой тихонький и скромный, и ручонки его были благонравно сложены на коленях. Глаза были сонливы и апатичны, тонкие морщинки, как у старого человека, ютились около глаз и под носом» .

Из внешних характеристик автор ещё использует описание поведения героя и описание предметной обстановки. Поведение мальчика, как и его портрет меняется с изменением обстановки. В городе автор описывает поведение Петьки: «Петька не знал, скучно ему или весело, но ему хотелось в другое место, о котором он ничего не мог сказать, где оно и какое оно. Когда его навещала мать, кухарка Надежда, он лениво ел принесенные сласти, не жаловался и только просил взять его отсюда» , «И утром, и вечером, и весь божий день над Петькой висел один и тот же отрывистый крик: "Мальчик, воды",- и он все подавал ее, все подавал» . Поведение мальчика значительно меняется, когда он оказывается на даче, Петька как будто бы оживает, ловит рыбу с гимназистом, любуется природой, всё для него составляет интерес и наслаждение.

Автор описывает обстановку, в которой живет мальчик и в которой протекает его детство - это квартал, где она находится, заполнен домами дешевого разврата. В нем постоянно происходят драки, звучат скверные слова, царит пьянство.

Очень ярко Л. Н. Андреев рисует состояние мальчика в конце рассказа, когда Петька узнает, что ему придется вернуться в город: «Но Петька и не думал плакать и все не понимал. С одной стороны был факт удочка, с другой призрак - Осип Абрамович. Но постепенно мысли Петькины стали проясняться, и произошло странное перемещение: фактом стал Осип Абрамович, а удочка, еще не успевшая высохнуть, превратилась в призрак. И тогда Петька удивил мать, расстроил барыню и барина и удивился бы сам, если бы был способен к самоанализу: он не просто заплакал, как плачут городские дети, худые и истощенные,- он закричал громче самого горластого мужика и начал кататься по земле, как те пьяные женщины на бульваре. Худая ручонка его сжималась в кулак и била по руке матери, по земле, по чем попало, чувствуя боль от острых камешков и песчинок, но как будто стараясь еще усилить ее» .

Читатель может увидеть мир глазами героя: «Он боялся леса, который покойно шумел над его головой и был темный, задумчивый и такой страшный в своей бесконечности; полянки, светлые, зеленые, веселые, точно поющие всеми своими яркими цветами, он любил и хотел бы приласкать их, как сестер, а темно-синее небо звало его к себе и смеялось, как мать. Петька волновался, вздрагивал и бледнел, улыбался чему-то и степенно, как старик, гулял по опушке и лесистому берегу пруда» .

В рассказе так же присутствует ещё один ребенок - Николка. Так мы узнаем о жизни мальчика: «Другой мальчик, Николка, насчитывал от роду тремя годами больше и скоро должен был перейти в подмастерья. Уже и теперь, когда в парикмахерскую заглядывал посетитель попроще, а подмастерья, в отсутствие хозяина, ленились работать, они посылали Николку стричь и смеялись, что ему приходится подниматься на цыпочки, чтобы видеть волосатый затылок дюжего дворника. Иногда посетитель обижался за испорченные волосы и поднимал крик, тогда и подмастерья кричали на Николку, но не всерьез, а только для удовольствия окорначенного простака. Но такие случаи бывали редко, и Николка важничал и держался, как большой: курил папиросы, сплевывал через зубы, ругался скверными словами и даже хвастался Петьке, что пил водку, но, вероятно, врал. Вместе с подмастерьями он бегал на соседнюю улицу посмотреть на крупную драку, и когда возвращался оттуда, счастливый и смеющийся, Осип Абрамович давал ему две пощечины: по одной на каждую щеку» .

Автор показывает, что для Петьки значила эта поездка за город, это единственное светлое воспоминание в детстве мальчика. Петька ещё долго вспоминает об этом и делится с Николкой впечатлениями: «А по ночам, в том месте, где спали рядом Николка и Петька, звенел и волновался тихий голосок, и рассказывал о даче, и говорил о том, чего не бывает, чего никто не видел никогда и не слышал. В наступавшем молчании слышалось неровное дыхание детских грудей, и другой голос, не по-детски грубый и энергичный, произносил:

Вот черти! Чтоб им повылазило!

Кто черти?

Да так... Все» .

Л.Н. Андреев в своем произведении раскрывает жизнь не только главного героя рассказа. Жизнь Петьки можно считать типичной жизнью для детей из бедных семей того времени. Не случайно в рассказе выведена фигура еще одного мальчика -- Николки. Своим рассказом Л.Н. Андреев стремится привлечь внимание прогрессивной общественности к положению детей в капиталистическом обществе. И образ ребенка автор создает при помощи описания поведения, причем в некоторых случаях описание поведения героя можно отнести к внешней характеристике, а в некоторых к внутренней. Иногда поведение раскрывает внутреннее состояние героя. Также автор использует портретную характеристику. Портрет мальчик в рассказе динамичен, он меняется с изменением обстановки, окружающей ребенка.

Применяется описание предметной обстановки, которая помогает создать образ Петьки.

Сочинение

Рассказ относится к остросоциальным произведениям и часто сопоставляется в критике с близким к нему по сюжету и проблематике произведением А.П. Чехова «Ванька». В центре рассказа «Петька на даче» - судьба ребенка из бедной семьи, отданного учеником к парикмахеру и выполняющего самую тяжелую и грязную работу. Андреев подчеркивает грозный взгляд, который бросает на мальчика парикмахер Осип Абрамович. Временами он шепчет угрозы, предвещающие наказание.

Рассказ имеет кольцевую композицию. Действие его начинается и заканчивается примерно одной и той же сценой в парикмахерской. Причем квартал, где она находится, заполнен домами дешевого разврата. В нем постоянно происходят драки, звучат скверные слова, царит пьянство. И на фоне этой изнанки жизни в постоянном труде проходит детство героя рассказа. Писатель не скупится на художественные детали, изображающие всю пошлость окружающей обстановки. Это и равнодушные лица грязно и странно одетых посетителей, и засиженная мухами картина на стене парикмахерской, и отвратительные по своей жестокости картины пьяных побоищ.

Весь ужас обстановки подчеркивает ее беспросветное однообразие. Все дни похожи друг на друга, как родные братья. Их еще сильнее обезличивает один и тот же крик: «Мальчик, воды». Праздников нет. Рисуя портрет героя, Л.Н. Андреев показывает, как подобная беспросветная жизнь иссушает детскую душу. Петька худеет, у него появляются нехорошие струпья и тоненькие морщинки. Л.Н. Андреев пишет, что мальчик становится похожим на состарившегося карлика.

Однажды хозяин отпускает Петьку погостить на даче, где служит его мать кухаркой, и тот словно оказывается в раю: отдыхает, купается, с интересом исследует развалины старинного дворца. За городом Петька впервые видит ясное и широкое небо, беленькие радостные облачка, похожие на ангелочков. Это небо становится определенным символом счастья, свободы, покоя, широты мира, открытой пытливому детскому взгляду. Л.Н. Андреев подчеркивает, как органичен этот мир для детского сознания. Мальчик, который до этого никогда не был на даче, за два дня так привыкает к окружающей обстановке, что забывает, что на свете существует Осип Абрамович со своей парикмахерской. Но счастье внезапно обрывается: мальчику велят вновь возвращаться к своим скучным, изнуряющим обязанностям. Перед читателем разворачивается подлинная трагедия ребенка, которого лишили детства. Петька по-мальчишески реагирует на создавшуюся ситуацию: кричит и плачет. Но вскоре герой успокаивается и покорно возвращается к своим обязанностям. Барин и барыня искренне жалеют мальчика, но вместо реальной помощи вспоминают лишь о том, что кому-то сейчас в этом мире живется еще хуже. Потом они с чистой совестью идут на танцы развлекаться.

Своим рассказом Л.Н. Андреев стремится привлечь внимание прогрессивной общественности к положению детей в капиталистическом обществе. Ведь истинный гуманизм состоит не в том, чтобы пожалеть ребенка, а чтобы помочь ему. Такую реальную помощь оказывают мальчику Сашке из рассказа «Ангелочек» Свечниковы, которые оплачивают его обучение в гимназии. Однако сила художественного обличения жестоких капиталистических нравов в произведении такова, что напрашивается вывод о том, что изменить положение детей в обществе можно только на государственном уровне. Отдельные меценаты не решат ситуацию кардинальным образом.

Судьбу Петьки можно считать типичной для того времени судьбой ребенка из бедной семьи. Не случайно в рассказе выведена фигура еще одного мальчика - Николки, который на три года старше Петьки. Слушая грязные истории, которые рассказывает Николка про посетителей, Петька думает о том, что ко-гда-то будет такой же, как Николка. «Но пока ему хотелось бы куда-нибудь в другое место», - подчеркивает Л.Н. Андреев.

Рассказ Леонида Андреева « » - это печальная история о ребенке, у которого нет детства. Писатель своим произведением хотел обратить внимание общественности на проблемы детей из бедных семей. Их часто отдавали работать с раннего возраста – тем самым лишая детства.

Главный герой – мальчик 10 лет по имени Петька. Его мать Надежда отдала его в ученики к суровому парикмахеру Осипу Абрамовичу. Она надеялась, что там ее сын сможет освоить профессию и потом станет для нее опорой.

В душной парикмахерской не было ничего интересного, а только рутинный труд. У детей не было ни выходных, ни даже праздников. Заведение находилось в неблагополучном районе: за окном постоянно кричали пьяные люди и часто случались драки. Петька очень мечтал уехать в какое-нибудь другое место, подальше от парикмахерской и Осипа Абрамовича.

У главного героя был приятель – Николка. Он был старше Петьки на три года и считал себя опытным. Николка не просто наблюдал за происходящим хаосом вокруг, как младший друг, но уже сам бранился и сочинял вульгарные истории.

Портретная характеристика Петьки вначале рассказа удручающая. Руки у мальчика худые и грязные, все в струпьях. Особое внимание автор обращает на глаза героя. Они всегда были сонными, хотя Петька немало спал, но всегда хотел больше спать. Это намек на то, что ребенок хотел отстраниться от серой действительности и единственным спасением стал сон. Возле глаз у Петьки уже прорезались тонкие морщинки, которые делали его похожим на состарившегося карлика.

Образ главного героя, несомненно, вызывает жалость. Но таким он был только тогда, когда ребенок находился в городе. Его образ меняется после того, как он приезжает на дачу.

Переломный момент в рассказе случается тогда, когда Надежда говорит сыну, что отвезет его на дачу. Ее туда пригласили в качестве кухарки. Петя не знал, что такое дача, но был уверен, что там ему будет лучше, чем в парикмахерской. Он вел себя нетерпеливо и оживленно, не мог усидеть на месте, пока они ехали в поезде на дачу.

Дача очень удивила Петьку своей необычной тихой красотой. Голубые небеса, белые облака, чистая река, красивые лица и такая гармония вокруг! Да, природа дачи очень отличалась от серости и безобразности его города. Петька понял, что нашел то лучшее место, где хотел бы остаться.

Образ героя меняется: морщины на лице разглаживаются, в глазах появляется оживленность. Теперь Петя не вызывает жалости, потому что он счастлив.

Но, как только герой привык к даче и начал забывать о парикмахерской, пришло письмо с вызовом в город. Надежда с горечью сообщила сыну, что надо ехать домой. Мальчик не сразу понял, что это значит, и почему он должен уезжать, ведь он уже нашел то самое лучшее место. Потом пришло осознание действительности, и герой закричал, словно раненый зверь. Хозяин дачи проявил сочувствие к мальчику, но ничего для него не сделал.

Петя ехал в поезде молча, смирившись с тем, что вернется в парикмахерскую. Город равнодушно проглотил свою маленькую жертву.