Почему исчезли майя. Ученые приблизились к разгадке тайны исчезновения цивилизации майя. Книги о цивилизации майя

Внезапное исчезновение майя, имеет специальный термин в исторической науке, называемый коллапсом. Эта романтическая легенда ведет свое начало с середины XIX века, времени нового открытия цивилизации майя американцем Джоном Л. Стефенсом и англичанином Фредериком Катервудом. Начиная с 1838 г. эти исследователи прочесывают джунгли Центральной Америки в поисках затерянных городов майя. Результатом работы явились два тома приключений, написанных в 1841 и 1843 гг. Авторы подробно описывают свои путешествия на Юкатан. Книги были прекрасно иллюстрированы Катервудом и внедрили в сознание людей овеянный мифами и легендами образ народа, исчезнувшего с лица Земли чуть ли не в один день. К сожалению, этот миф продолжает благополучно существовать и в наши дни.
Чтобы понять загадку жизни и исчезновения майя необходимо отрешиться от устоявшихся версий, возникших в XIX веке и рассматривать цивилизацию в контексте всей истории данной территории. Майя относятся к культурному ареалу, получившему название Мезоамерика и простирающемуся на север от 21 параллели до Коста- Рики, включающему в себя центральную и восточную Мексику, а также практически всю территорию Центральной Америки, перешеек Теуантепек вплоть до региона Сан-Хосе в Коста-Рике. Территория майя как раз-таки и входит в полном составе в этот конгломерат. Таким образом, история майя не отделима от истории освоения и развития этого региона. Если вырвать ее из данного географического и исторического контекста, она предстает перед нами загадочной и абсолютно необъяснимой. Получается, что для ее понимания нужно просто расширить кругозор.
Мезоамерика - это большая мультикультурная территория, где на протяжении многих лет сосуществовали разные народности, говорившие каждый на своем языке и имевший каждый свою культуру. Особенность мезоамериканской цивилизации в том, что она произошла от слияния кочевой группы народов Науас и коренным оседлым населением, к которому и принадлежали майя и отомис. Науас, не имевшие оседлой территории обитания, рассыпались по всей Мезоамерике, тесня местное населения и смешиваясь с ним. В конечном итоге кочевой народ и послужил цементом для конструирования единой этнической идентичности данного региона.
В течение 3 столетий культура майя развивалась под тенью владычества Науас. Завоеватели способствовали расцвету городов майя, таких как Копан, Тикал, Яксуна, Яксатун, Уксмаль, Бекан до такой степени, что некоторые современные археологи, базируясь на результатах раскопок, полагают, что первые правители майя в действительности были выходцами из народа Науас. С 450 г. н. э. культура майя переживает свой наивысший расцвет, понемногу она освобождается от общего мезоамериканского влияния, открывая для себя все новые и новые горизонты в индивидуальном развитии. Но только с VII в. н.э. майя имеют доступ к управлению и власти. В течение двух веков с 650 по 850 гг. н. э. идет так называемый технический прогресс: строятся пирамиды, реконструируются места культа, расширяются городские улицы, благоустраиваются жилища. Мириады скульпторов наперегонки стараются запечатлеть в камне лица властителей при их жизни, знать строит пышные мавзолеи. Керамика достигает небывалого совершенства. Развивается письменность и искусство, доступные, однако, в основном, только представителям власти. Каждый город культивирует свой, непохожий на другие, архитектурный стиль. Кажется, что города употребляют все возможные средства, чтобы как-то выделится из общей массы и захватить долгожданную власть и право, называться первыми среди равных. К сожалению, такой всплеск культурной активности привел к культурному же перекосу. После 850 г. майя никогда более не удалось достичь такого расцвета.

Это самая первая фотография развалин построек майя. Ею мы обязаны французу Дезире Шарне, который в 1859 г. вместе с тяжелейшим фотографическим оборудованием проник в сердце Чичен Итца, покинутого столетия назад. На снимке запечатлен фасад пристройки Ноннес, практически полностью скрытый джунглями.

Естественным будет вопрос: почему майя, практически ассимилированные и порабощенные кочевым народом, произвели поистине уникальный культурный взрыв в 600 г.? Возможно, это связано именно с тем, что прежние династии Науас пришли в упадок, и коренное население получило возможность принять бразды правления? И, действительно, мы наблюдаем, что с VII в. основные культуры и народы центральной Мексики - Теотиуакан и Монте Альбан исчезают практически за одно поколение. Кризис власти или религиозный, вырождение династических фамилий, владевших регионом на протяжении 18 веков - возможно все это вместе и послужило основой выступления майя на первый план в иерархии всех народностей этого региона. Таким образом, биполярность власти (кочевники - оседлое население) постепенно уходит, уступая место народу майя, исконно жившему на этих землях. Единственный раз в своей истории они, наконец, могут выйти за рамки своего ареала обитания и распространиться по всей центральной Мексике.
Спустя всего лишь 200 лет панорама резко меняется. Начиная с 850 г. вся строительная активность замирает. Стеллы, с хронологическими записями событий, пунктуально сооружавшееся каждые 20 лет, появляются теперь нерегулярно, а затем и вновь исчезают из обихода.
Последняя дата так называемого «длительного периода летосчисления», известная нам, была найдена на стелле из Тонина в Чиапасе. На ней выбито: 10.4.0.0.0., что в нашем летосчислении соответствует 909 г. н.э. Некоторые города в Нижних землях Центральной Америки, в сердце гватемальского Петена были просто оставлены. Что же произошло? Именно с этого вопроса и берут начало все невероятные легенды об исчезновении майя.
Одна из гипотез, очень модная в последнее время в связи с вопросом глобального потепления, - климатическая. Она была высказана в конце прошлого века Ричардсоном Б. Гиллем. Однако, нам она представляется очень спорной. Суть гипотезы в том, что народы майя постиг период колоссальной засухи, продолжавшийся длительное время. Засуха повлекла за собой нехватку самого необходимо для пропитания, что, в свою очередь, привело к большой смертности среди населения. Автор данной теории полагает, что засуха была вызвана не только естественными причинами, но также явилась результатом деятельности людей. Коренное население увеличивалось, вместе с ним, для сооружения новых городов, усилилась вырубка леса. Уменьшение лесной массы и повлекло за собой уменьшение осадков в регионе, приведшее к засухе.
Далее автор гипотезы полагает, что майя из Петена, те, которые не умерли на месте, скорее всего отправились на север Юкатана, либо на юг в Верхние земли Гватемалы, не такие засушливые, где можно было спастись от голода. Однако, давайте разберемся. Не стоит думать, что доиспанская Америка совсем не знала засух и была не готова к ним. Наверняка, бывало, что весь урожай гиб из-за недостатка влаги. Но и социальная система, сложившаяся в то время повсеместно в Мезоамерике предполагала и такой вариант. Вот почему амбары и чердаки во многих найденных городах были буквально забиты кукурузой, имеющая свойство сохранятся до 400 лет без каких-либо вредных изменений. Она-то и служила средством пропитания в годы менее урожайные, когда основной запас продовольствия был съеден.
Давайте зададим себе вопрос: возможно ли, что в Петане засуха продолжалась в течение 30 лет, не давая возможности собрать ни одного урожая? Сама гипотеза, кстати, базируется на результатах работ, проводимых на озере Юкатан специалистами-климатологами Ходеллем, Куртисом и Бреннером. Целью работ было исследование эволюции климата на протяжении длительного периода времени. Ученые пришли к выводу, что действительно период с 800 по 1000 гг. н.э. был более сухим по сравнению с прошлым и последующим. Напомним, тем не менее, что данный метод очень хорошо применим для изучения динамики климата в рамках тысячелетий, однако, в нашем случае он не может служить релевантным, поскольку погрешность его, и о ней говорят сами ученые, порядка 1 века. Получается, что мы не можем точно сказать, началась ли засуха в 700 г., либо в 1100 г.
Географические изыскания также противорчеать гипотезе о засухе, погубившей цивилизацию майя. Для начала отметим тот факт, что полуостров Юкатан ежегодно получает достаточную долю осадков, приблизительно 1 м в районе Мериды, на севере, 2 м во Флоресе, в центре и 4 м на юге в Петане. Это в 6 раз больше годичной нормы осадков во Франции. Территория Мезоамерики также сильно отличается, например, от пустынных и каменистых южных побережий Перу, где климатические феномены похожие на «Эль Ниньо» серьезно влияют на население и посевы. Основываясь на метеорологических данных истории и современности, мы с чистым сердцем можем исключить период невиданной засухи, поразивший цивилизацию майя в средние века. Также если мы взглянем на карту центральной и южной части полуострова Юкатан, то обнаружим на ней довольно значительную систему рек. Рио Мотагуа на юго-западе, рио Усумачинта на юго-востоке - две достаточно сильные реки со множеством притоков. На востоке, со стороны Карибских островов, рио Хондо и рио Белиз судоходны круглый год, на востоке две реки впадают в Мексиканский залив - рио Канделария и рио Шампотон. И, несмотря на то, что на севере полустрова нет ни одной значительной реки, это большое карстовое плато омывается огромным количеством подземных вод, расположенных в различных местах на глубине от 2 до 75 м ниже уровня земли. Вся эта пресная вода вполне доступна для использования благодаря многочисленным провалам земной коры, получившим у майя названия «дзонот», перешедшее затем в испанское “cenote” , что означает «подземное озеро». Все известные и до наших дней поселения на севере Юкатана находятся в непосредственной близости от таких подземных озер. Кроме того, майя строили большое количество гидравлических сооружений: распределительных и ирригационных каналов, ям для дренажа, резервуаров для сохранения дождевой воды, так называемых поддонов, на дне которых выдалбливались циркулярные колодцы или ямы в виде купола, обложенные камнями, называемые «чултун». Кроме всего прочего, север и центр Юкатана включают в себя множество озер и лагун, таких, например, как Петен Итца. Ни одно из проводимых клматических исследований до сих пор не показало пересыхания всех этих водоемов в какое бы то ни было время.
В конечном итоге, загадка исчезновения майя рассыпается в прах, как только мы начинаем рассматривать историю этой цивилизации в контексте исторического развития всего полуострова. Нам представляется верным считать, что майя стали жертвой все того же кочевого народа Науас, который не появлялся на сцене практически 2 столетия. В этот раз завоеватели пришли из центральной Мексики, где к власти приходят народы из центрального Алтиплано, известные в истории под именем Толтеков. Толтеки забрали власть у науас и создали своего рода федеративное государство, поглотившее и науас и майя.
Вероятнее всего история развивалась по двум сценариям. Те города, которые покорились новой власти без сопротивления, разрушены не были и затем вновь начался период их расцевета. Так случилось в большей части северного Юкатана, город Уксмалоуа Чичен Итза - остался нетронутым, не были разорены и Верхние земли в Гватемале. Однако, центры майя оказались разрушенными. Скорее всего это произошло потому, что население не захотело вновь покорится кочевникам. Вначале, имена военноначальников науас появляются на стеллах. Полководец Сейбал, например, изображен на стелле со свитком в руке, что означает, что скульптор приравнял его к мексиканскому «тлатоани» (начальнику города-государства). Понемногу глифы майя становятся все менее и менее многословными. Общий стиль городов беднеет. Затем прекращается возведение стелл: больше нет правителей майя, все действия которых необходимо запечатлеть для истории. Начинается массивный отток населения майя из Петена на север или юг полуострова. По подсчетам только десятая часть жителей решила не покидать обжитых мест.

В Копане (на фото), также как и в других городах, стеллы воздвигались на месте жертвоприношений. На них были выбиты дата и имя правителя, которого они олицетворяли. Последняя из стелл, найденная при в Тонине, подтверждает оставление города его жителями в 909 г. н.э.

Многочисленные разрушения в городах майя свидельствуют, что новая власть всеми силами старалась подавить сопротивление коренного населения, особенно это заметно в Петене. Миграция мирных жителей всегда сопутствует военным победам неприятеля. Таким образом, мы видим, что майя вовсе не исчезли в одночасье с лица Земли. Разрушались символы их цивилизации: пирамиды, дворцы, каменные свитки, на коих начертаны были завоевания майя. Между 850 и 900 гг. майя старательно ассимилируются всем населением Мезоамерики, контролируемой теперь науас. С этого момента народ майя вынужден рассеиваться и смешиваться с другими народами.
С прибытием в Америку испанцев земли майя остаются густонаселенными. По нашим подсчетам все население, говорившее на языке майя в то время составляло порядко 7-8 млн. человек. Именно майя дольше всех сопротивлялись испанской коллнизации, до такой степени, что город Тайсал, относящийся к доколумбовому периоду, просуществовал практически в своем первозданном виде вместе с коренным населением до 1697 г.

Величественная цивилизация майя, образованная еще до нашей эры, оставила после себя много загадок. Она известна развитыми письменностью и архитектурой, математикой, искусством, астрономией. Небезызвестный календарь майя отличался невероятной точностью. И это не все наследство, что оставили после себя индейцы, которые прославились, как одни из самых развитых и самых жестоких народов мира.

Кто такие майя?

Древние майя – индейский народ, живший на рубеже I тыс. до н.э. - II тыс. н.э. Исследователи утверждают, что численность их насчитывала более трех миллионов человек. Они селились в тропических лесах, строили города из камня и известняка, а для сельского хозяйства обрабатывали малопригодные для этого земли, где выращивали маис, тыкву, бобы, какао, хлопок и фрукты. Потомками майя являются индейцы Центральной Америки и часть испаноязычного населения южных штатов Мексики.

Где жили древние майя?

Многочисленное племя майя селилось на обширной территории нынешней Мексики, Белиза и Гватемалы, запада Гондураса и Сальвадора (Центральная Америка). Центр развития цивилизации находился на Севере. Поскольку почвы быстро истощались, народ был вынужден перемещаться, менять поселения. Занятые земли отличались разнообразными природными ландшафтами:

  • на севере – известняковое плато Петен, где царил жаркий влажный климат, и горы Альта-Верапас;
  • на юге – цепь вулканов и хвойные леса;
  • реки, протекающие через земли майя, несли свои воды в Мексиканский залив и Карибское море;
  • на полуострове Юкатан, где добывалась соль, климат засушливый.

Цивилизация майя - достижения

Культура майя во многом превзошла свое время. Уже в 400-250 гг. до н.э. люди начали строить монументальные сооружения и архитектурные комплексы, достигли своеобразных высот в науках (астрономия, математика), сельском хозяйстве. В так называемый классический период (с 300 до 900 г. н.э.) древняя цивилизация майя достигла своего расцвета. Люди совершенствовали искусство резьбы по нефриту, скульптуру и художественную роспись, наблюдали за небесными светилами, развивали письменность. Достижения майя поражают до сих пор.


Архитектура древних майя

На заре времен, не имея под рукой современной техники, древний народ строил удивительные сооружения. Главным материалом для строительства являлся известняк, из которого делали порошок и приготавливали раствор, напоминающий цемент. С его помощью скрепляли каменные глыбы, и известняковые стены были надежно защищены от влаги и ветра. Важной частью всех построек был так называемый «майяский свод», ложная арка – своеобразное сужение крыши. Архитектура отличалась в зависимости от периода:

  1. Первыми постройками были хижины, положенные на низкие платформы, защищающие от наводнений.
  2. Первые были собраны из нескольких платформ, установленных одна на другую.
  3. В Золотой век развития культуры повсеместно строились акрополи – церемониальные комплексы, состоящие из пирамид, дворцов, даже площадок для игр.
  4. Древние пирамиды майя достигали 60 метров в высоту и по форме напоминали гору. На их вершинах устанавливались храмы – тесные, не имеющие окон квадратные домики.
  5. В некоторых городах располагались обсерватории – круглые башни с комнатой для наблюдения за Луной, Солнцем и звездами.

Календарь цивилизации майя

Космос играл большую роль в жизни древних племен, и главные достижения майя тесно с ним связаны. Основываясь на двух годовых циклах, была создана система летоисчислений. Для длительных наблюдений за временем применялся календарь «Длинного счета». Для коротких периодов цивилизация майя имела несколько Солнечных календарей:

  • религиозный (в котором год длился 260 суток) имел ритуальное значение;
  • практический (365 суток) применялся в повседневной жизни;
  • хронологический (360 суток).

Оружие древних майя

Что касается оружия и доспехов, древняя цивилизация майя не смогла достичь значительных высот. На протяжении долгих веков существования они не сильно изменились, ведь гораздо больше времени и сил майя уделяли совершенствованию военного искусства. В войнах и на охоте использовались следующие виды оружия:

  • копья (длинные, выше роста человека, с каменным наконечником);
  • копьеметалка – палка с упором;
  • дротики;
  • луки и стрелы;
  • духовое ружье;
  • топоры;
  • ножи;
  • палицы;
  • пращи;
  • сети.

Цифры древних майя

Система счисления древних майя базировалась на непривычной современному человеку двадцатеричной системе. Истоки ее – метод счета, при котором использовались все пальцы рук и ног. Индейцы имели структуру из четырех блоков с пятью цифрами в каждом. Ноль был схематически представлен в виде опустошенной устричной раковины. Этим знаком обозналась также бесконечность. Для записи остальных чисел использовались какао-бобы, маленькие камешки, палочки, так как цифры представляли собой смешение точек и черточек. С помощью трех элементов производилась запись любого числа:

  • точка – это единица,
  • черта – то пять;
  • раковина – ноль.

Медицина древних майя

Известно, что древние майя создали высокоразвитую цивилизацию и старались заботиться о каждом соплеменнике. Знания о поддержании гигиены и здоровья, применяемые на практике, возвышал индейцев над другими народами того времени. Вопросами медицины занимались специально обученные люди. Врачи весьма точно определяли многие болезни (включая туберкулез, язву, астму и др.) и боролись с ними с помощью снадобий, ванн, ингаляций. Ингредиентами лекарственных средств становились:

  • травы;
  • мясо, шкура, хвосты, рога животных;
  • перья птиц;
  • подручные средства – грязь, сажа.

Высокого уровня у народа майя достигли стоматология и хирургия. Благодаря проводившимся жертвоприношениям индейцам была известна анатомия человека, и врачи могли проводить операции на лице и теле. Пораженные участки или те, где было подозрение на опухоль, удаляли ножом, раны зашивали иглой с волосом вместо нити, а в качестве анестезии использовали наркотические вещества. Познания в медицине – это своеобразные древние сокровища майя, которыми стоит восхищаться.


Искусство древних майя

Многоликая культура майя сформировалась под влиянием географической среды и других народов: ольмеков и тольтеков. Но она изумительна, не похожа ни на одну другую. В чем уникальность цивилизации майя и его искусства? Все подвиды были направлены на правящую элиту, то есть создавались в угоду царям, чтобы произвести впечатление. В больше мере это касается архитектуры. Еще одна особенность: попытка создать образ Вселенной, уменьшенной ее копии. Так майя заявляли о своей гармонии с миром. Особенности подвидов искусства выражались в следующем:

  1. Музыка тесно связывалась с религией. Существовали даже специальные боги, ответственные за музыку.
  2. Драматическое искусство достигло расцвета, актеры были профессионалами своего дела.
  3. Живопись в основном была настенной. Картины носили религиозный или исторический характер.
  4. Основная тематика скульптуры – божества, жрецы, властелины. Тогда как простой люд изображался подчеркнуто униженно.
  5. В империи майя было развито ткачество. Одежда в зависимости от пола и статуса сильно различалась. Своими лучшими тканями народ торговал с другими племенами.

Куда исчезла цивилизация майя?

Один из главных вопросов, который интересует историков и исследователей: как и по каким причинам пришла к упадку процветающая империя? Разрушение цивилизации майя началось в 9 веке н.э. В южных районах стало стремительно сокращаться население, приходить в негодность системы водоснабжения. Люди покидали насиженные места, а строительство новых городов приостановилось. Это привело к тому, что некогда великая империя превратилась в разрозненные поселения, воюющие между собой. В 1528 году испанцы начали завоевание Юкатана и к 17 веку полностью подчинили себе регион.


Почему исчезла цивилизация майя?

До сих пор исследователи спорят, что стало причиной гибели великой культуры. Выдвигаются две гипотезы:

  1. Экологическая, основанная на балансе человека с природой. Длительная эксплуатация почв привела к их истощению, что стало причиной нехватки продовольствия и питьевой воды.
  2. Неэкологическая. Согласно этой теории империя могла прийти в упадок из-за изменения климата, эпидемии, завоевания или какой-то катастрофы. Например, некоторые исследователи полагают, что индейцы майя могли погибнуть даже из-за незначительного изменения климата (засухи, наводнения).

Цивилизация майя - интересные факты

Не только исчезновение, но и многие другие загадки цивилизации майя до сих пор не дают покоя историкам. Последнее место, где зафиксировали жизнь племени: север Гватемалы. Об истории и культуре сейчас рассказывают только археологические раскопки и согласно им можно собрать интересные факты о древней цивилизации:

  1. Люди из племени майя любили попариться в баньке и погонять в мяч. Игры представляли собой смесь баскетбола и регби, но с более серьезными последствиями – проигравших приносили в жертву.
  2. Майя имели странные понятия о красоте, например, «в моде» были косые глаза, заостренные клыки и головы удлиненной формы. Для этого матери с детства помещали череп ребенка в деревянные тиски и вешали перед глазами предметы, чтобы добиться косоглазия.
  3. Исследования показали, что предки высокоразвитой цивилизации майя живы до сих пор, и их не менее 7 миллионов по всему миру.

Книги о цивилизации майя

О расцвете и упадке империи, нераскрытых загадках рассказывает множество трудов современных авторов из России и из-за рубежа. Чтобы узнать побольше об исчезнувшем народе, можно изучить следующие книги про цивилизацию майя:

  1. «Народ майя». Альберто Рус.
  2. «Загадки погибших цивилизаций». В.И. Гуляев.
  3. «Майя. Быт, религия, культура». Ральф Уитлок.
  4. «Майя. Исчезнувшая цивилизация. Легенды и факты». Майкл Ко.
  5. Энциклопедия «Затерянный мир майя».

Цивилизация майя оставила после себя много культурных достижений и еще больше нераскрытых загадок. Пока вопрос ее возникновения и упадка остался без ответа. Можно выдвигать лишь предположения. В попытке раскрыть множество загадок исследователи натыкаются на еще большее количество тайн. Одна из самых величественных древних цивилизаций остается самой таинственной и притягательной.

Судя по всему, майя были очень интересными людьми: они строили гигантские пирамиды, знали математику, астрономию и письменность. Но современным людям многое о них неизвестно.

Например:

1. Майя считали человеческие жертвоприношения огромной честью

Археологические раскопки свидетельствуют, что майя действительно практиковали человеческие жертвоприношения, но для жертвы это считалось милостью.

Майя верили, что до рая надо ещё дойти: сначала придётся пройти через 13 кругов преисподней, и только потом человек получит вечное блаженство. И путешествие это такое трудное, что добираются не все души. Но был и прямой «билет в рай»: его получали умершие при родах женщины, жертвы войн, самоубийцы, погибшие при игре в мяч и ритуальные жертвы.

Так что стать жертвой считалось у майя высокой честью — этот человек был посланником к богам. Астрономы и математики использовали календари, чтобы точно знать, когда следует принести жертву и кто подходит на эту роль лучше всего. По этой причине жертвами почти всегда становились майя, а не жители соседних племён.

2. Майя предпочитали придумывать свои технологии

У майя не было двух вещей, которые имели почти все развитые цивилизации — колеса и металлических инструментов.

Но в их архитектуре были арки и гидравлические системы орошения, для которых нужно было знать геометрию. Ещё майя знали, как делать цемент. Но поскольку у них не было скота, который мог бы возить повозку, колесо, возможно, было им не нужно. А вместо металлических инструментов они использовали каменные. Тщательно заточенные каменные инструменты использовались для резьбы по камню, распила древесины и прочего.

У майя были и хирурги, на то время исполнявшие сложнейшие в мире операции с помощью инструментов из вулканического стекла. По сути, некоторые каменные инструменты майя были даже совершеннее современных металлических инструментов.

3. Вероятно, майя были мореплавателями

В Кодексе майя есть косвенные свидетельства того, что они были мореплавателями — подводные города. Возможно, майя даже приплыли в Америку из Азии.

Когда майя только-только появились как цивилизация, на континенте примерно в тех же местах существовала развитая цивилизация ольмеков, и майя, по всей видимости, взяли от них многое — шоколадные напитки, игру в мяч, ваяние по камню и почитание богов-животных.

Откуда на континенте взялись ольмеки, тоже непонятно. Но куда больше сбивает с толку то, куда они подевались: цивилизация оставила по себе мезоамериканские пирамиды, колоссальные каменные головы, приведшие к мысли, что сами ольмеки могли быть гигантами.

Их изображали, как людей с тяжёлыми веками, широкими носами и полными губами. Сторонники теории библейской миграции считают это признаком того, что ольмеки пришли из Африки. В Америке они жили около 13-ти столетий, а потом исчезли. Некоторые из самых ранних останков майя датируются семью тысячелетиями.

4. У майя не было космических кораблей, зато были действующие обсерватории

Нет никаких доказательств, что у майя были летательные аппараты или автомобили, но сложная система дорог с твёрдым покрытием у них точно была. Ещё майя владели передовыми астрономическими знаниями о движении небесных тел. Возможно, самым поразительным доказательством этого служит здание с крышей-куполом под названием Эль-Караколь на полуострове Юкатан.

Эль-Караколь больше известен как Обсерватория. Это башня около 15-ти метров высотой с многочисленными окнами, позволяющими наблюдать за равноденствиями и летним солнцестоянием. Здание ориентировано на орбиту Венеры — яркая планета имела для майя большое значение, и считается, что их священный календарь Цолькин тоже был построен на основании движения Венеры по небу. По календарю майя определяли время торжеств, посевов, жертвоприношений и войн.

5. Были ли майя знакомы с инопланетянами?

В наши дни достаточно популярна теория заговора, гласящая, что в древности инопланетяне побывали на Земле и поделились своими знаниями с людьми. Эрих фон Дэникен в 1960-х годах заработал миллионы долларов на книге о том, как люди из космоса управляют человечеством и как в давние времена они возвеличили человека от низменных животных инстинктов до возвышенной сферы сознания.

Учёные действительно не могут объяснить, как могли появиться рисунки Наска в Перу, настолько огромные, что их можно увидеть только с высоты птичьего полёта. Дэникен писал, что у древних майя были летательные аппараты, а добрые инопланетяне даже открыли им технологии комических полётов. Свои выводы он аргументирует рисунками на пирамидах майя, где изображены парящие над землёй мужчины в «круглых шлемах», со свисающими «кислородными трубками».

Правда, все эти «доказательства» нельзя назвать таковыми — очень уж притянуто за уши.

6. «Апокалипсис» Мела Гибсона — выдумка от начала до конца и никакого отношения к реальным майя не имеет

В «Апокалипсисе» мы видим дикарей, одетых в красочные перья, которые охотятся на свирепую дичь и друг друга. Гибсон уверил нас, что именно такими были майя. Что ж, он сделал красивый интересный фильм, но историю в школе он явно прогуливал.

Гибсоновские майя-варвары продают женщин в рабство, а мужчин-пленников приносят в жертву. Но нет никаких доказательств, что майя вообще практиковали рабство или хотя бы брали пленников (военное время не в счёт, разумеется). Бедные невинные индейцы из самого сердца джунглей у Гибсона знать не знали о великом городе майя, куда в итоге попали. Но в период расцвета цивилизации майя все жители окрестных лесов были под управлением города-государства, хотя и сохраняли при этом свою самостоятельность.

Однако Гибсон был прав в одном: когда в Мексику прибыли испанские конкистадоры, майя там жили, но уже не хотели вести войну или строить города — цивилизация приходила в упадок.

7. Майя могли быть выходцами из Атлантиды

Разобраться в истории и происхождении майя сложно. Спасибо суеверным испанским конкистадорам — они сожгли почти всю письменную историю, приняв библиотеку за странные колдовские символы.

Выжили только три документа: Мадрид, Дрезден и Париж, которые названы в честь городов, куда в итоге попали. На страницах этих кодексов описаны древние города, павшие от землетрясений, наводнений и пожаров. Эти города не расположены в материковой части Северной Америки — есть смутные намёки, что они были где-то в океане. Одно из толкований кодексов гласит, что майя пришли из того места, которое сейчас (и во время их расцвета) скрылось под водой, их даже принимали за детей Атлантиды.

Атлантида — это, конечно, сильно сказано. Но учёные недавно обнаружили то, что может быть останками древних городов майя на дне океана. Возраст городов и причину катаклизма определить невозможно.

8. Майя раньше всех узнали, что время не имеет ни начала, ни конца

У нас есть свой собственный календарь, который мы используем для измерения времени. Это даёт нам ощущение линейности времени.

Майя использовали целых три календаря. Гражданский календарь, или Хааб, включал в себя 18 месяцев по 20 дней в каждом — в общей сложности в нём было 360 дней. Для церемониальных целей использовался Цолькин, в котором было 20 месяцев по 13 дней в каждом, а весь цикл, таким образом, составлял 260 дней. Вместе они составляли единый сложный и длинный календарь, в котором содержались сведения о движении планет и созвездий.

В календарях не было ни начала, ни конца — время для майя шло по кругу, всё повторялось снова и снова. Такого понятия, как «конец года», для них не существовало — только ритм планетарных циклов.

9. Майя изобрели спорт

Одно бесспорно — майя обожали игру в мяч. Задолго до того, как европейцы догадались одеваться в шкуры, майя уже сделали у себя дома корт для игры в мяч и придумали правила игры. Их игра, по всей видимости, была жёстким сочетанием футбола, баскетбола и регби.

«Спортивная форма» состояла из шлема, наколенников и налокотников. Нужно было закинуть мяч из каучука в обруч, иногда подвешенный в более чем шести метрах над землёй. Для этого можно было пользоваться плечами, ногами или бёдрами. Штраф за проигрыш — проигравших приносили в жертву. Хотя, как мы уже говорили, жертвоприношение было билетом в рай, так что проигравших как таковых и не было.

10. Майя до сих пор существуют

Обычно люди твёрдо уверены, что все майя как народ исчезли — как будто все представители многомиллионной цивилизации вот так просто взяли и в одночасье умерли. На деле же численность современных майя — около шести миллионов человек, что делает их крупнейшим коренным племенем в Северной Америке.

По большей части майя не погибли, но по каким-то причинам им пришлось отказаться от своих огромных городов. Так как большая часть ранней истории майя утеряна, неизвестно, почему они вдруг перестали строить большие здания, проводить церемонии и заниматься наукой. Есть несколько версий: из-за долгой жестокой засухи могли сгореть посевы, или же майя стало слишком много, или случилась война и голод.

Исчезновение загадочной цивилизации майя до сих пор считается загадкой для учёных. Когда испанцы в XVI веке прибыли, чтобы завоевать майя, некогда развитая цивилизация уже находилась в серьёзном упадке. Многие известняковые города к приходу конкистадоров уже поросли джунглями, а экономическая и политическая сила народа исчезли. Что же произошло с таинственной культурой, которая возвела знаменитые пирамиды и сделала множество научных открытий? /сайт/

Майя начали покидать свои города примерно в 850 году н. э. От былой цивилизации остались лишь ограниченные поселения. Исследователи рассматривают разные варианты гибели цивилизации. Международная группа учёных из США и Великобритании выдвинула новую версию краха таинственного народа.

Исследователи изучили все данные, полученные на бывшей территории проживания майя за всю историю раскопок. Это помогло им описать политическую ситуацию древней цивилизации и сопоставить её с климатическими изменениями, происходившими в тот период.

Майя погубила засуха?

Ранее одной из версий упадка майя считалась засуха, пришедшая в IX веке. Однако надписи на камнях и керамических изделиях показали, что даже в период засухи люди в северных территориях страны оставались творчески и общественно активными. Северные города, такие как Чичен-Ица и другие центры, процветали и в X веке. Это говорит о том, что от засухи больше пострадали южные территории, находившиеся на месте современных Гватемалы и Белиза. Это привело к обострению и без того нестабильной политической ситуации.

Учёные считают, что пострадавшие от засухи южные регионы начали борьбу с северными за продовольственные ресурсы, и это привело к серьёзной раздробленности древнего государства. Климатические данные показывают, что в XI веке была ещё более сильная засуха, после которой начался упадок северных майя. Таким образом две сильнейшие засухи на фоне политической нестабильности сделали своё дело, положив конец империи майя.

Конфликты, засуха и технологии

Новые исследования учёных подтверждают и предыдущие гипотезы гибели майя. В частности одной из версий краха цивилизации стала вырубка лесов для расчистки земель, что усугубило эффект от засухи. Плодородных земель становилось всё меньше, и люди стали покидать места своих предков в поисках источников воды. Таким образом, майя перемещались к Карибскому побережью, теряя свою культуру.

В XVI веке остаток цивилизации майя пытаются завоевать испанцы. Попутно они завозят болезни, которые ранее не были известны майя. Это усугубляет и без того плачевное состояние народа. В 1697 году последний независимый город майя Тайясаль был полностью подчинён Испании. На сегодняшний день на полуострове Юкатан живёт около 6,1 миллиона майя. Они продолжают жить на родине своих знаменитых предков - в Гватемале и Мексике, сохранив язык, обычаи и образ жизни.

Найдено четкое подтверждение гипотезы об экологической катастрофе, приведшей к исчезновению цивилизации майя.

Вопреки распространенному мнению об уничтожении цивилизации майя испанскими конкистадорами империя пришла в упадок еще за пятьсот лет до плаваний Колумба. В середине X века прекращается строительство великолепных пирамид и храмов, города покидаются жителями, а к моменту появления европейцев вся «империя» уже представляла собой мелкие разрозненные поселения, непрерывно воюющие между собой и с кочевниками.

Предложены две гипотезы о причинах исчезновения великой цивилизации. Во-первых, поражение в войнах с другим центральноамериканским народом — тольтеками. Во второй гипотезе рассматривается экологическая катастрофа, вызванная использованием примитивной подсечно-огневой системы земледелия. И действительно, согласно текстам майя, расшифрованным великим российским лингвистом Юрием Кнорозовым, каждые три-четыре года им приходилось бросать старые посевные площади, а под новые выжигать джунгли. Кроме того, огромное количество древесины требовалось для обжига известняка и получения строительной извести. В результате вырубки лесов изменилась структура почвы, начались засухи и резко снизились урожаи кукурузы — монокультуры майя.

Недавно появились веские аргументы в пользу этой гипотезы. Как сообщает сайт membrana.ru, американские биологи Дэвид Ленц и Брайан Хокадей исследовали 135 образцов деревянных конструкций из 6 храмов и 2 дворцов древнего города Тикаль. Оказалось, что с каждым годом при строительстве использовалась древесина все более худшего качества. В конце концов крупные и прямые бревна саподиллы строители заменили на короткие узловатые стволы кампешевого дерева. Очевидно, что саподиллу (местное вечнозеленое дерево) просто уже вырубили.

После появления конкистадоров к экологическим бедам майя прибавились неизвестные им ранее болезни и преследования инквизиции, однако полностью народ не вымер, и сейчас майя более 6 миллионов — живут в Мексике, Гватемале, Белизе и Гондурасе. Джунгли давно восстановились, посмотреть на пирамиды приезжает множество туристов, и майя продают им древние-древние статуэтки с отодранной этикеткой Made in China.

Письменность майя :

Мифология майя . У майя знание и религия были неотделимы одно от другого и составляли единое мировоззрение, которое находило отражение в их искусстве. Представления о разнообразии окружающего мира персонифицировались в образах многочисленных божеств, которых можно объединить в несколько основных групп, соответствующих разным сферам опыта людей: боги охоты, боги плодородия, боги разных стихий, боги небесных светил, боги войны, боги смерти и так далее. В разные периоды истории майя те или другие боги могли иметь разную значимость для их почитателей.
Майя полагали, что вселенная состоит из 13 небес и 9 подземных миров. В центре земли находилось дерево, которое проходило сквозь все небесные сферы. На каждой из четырех сторон земли стояли еще по одному дереву, символизируя страны света — востоку соответствовало красное дерево, югу — желтое, западу — черное и северу — белое. Каждая сторона света имела несколько богов (ветра, дождей и держателей небес), имевших соответствующий цвет. Одним из важных богов у майя классического периода был бог кукурузы, представляемый в облике молодого человека с высоким головным убором. Ко времени появления испанцев другим важным божеством считался Ицамна, представляемый в виде старика с горбатым носом и бородкой. Как правило, изображения божеств майя включали в себя многообразную символику, говорящую о сложности мышления заказчиков и исполнителей скульптур, рельефов или рисунков. Так, у бога солнца были большие кривые клыки, его рот был оконтурен полосой из кружков. Глаза и рот другого божества изображены в виде свернувшихся змей и т.д. Среди божеств женского пола особенно значимой была, если судить по кодексам, «красная богиня», супруга бога дождя; ее рисовали со змеей на голове и с лапами какого-то хищника вместо ног. Женой Ицамны была богиня луны Иш-Чель; считалось, что она помогает при родах, в ткачестве и в медицине. Некоторых богов майя представляли в образе животных или птиц: ягуара, орла. В тольтекский период истории майя среди них распространилось почитание центральномексиканских по происхождению божеств. Одним из наиболее уважаемых богов подобного рода был Кукулькан, в образе которого явны элементы бога Кецалькоатля народов науа.
В настоящее время большинством ученых приняты и признаны следующие мифологические божества майя: бог дождя и молний - Чак (Chaak или Chac); бог смерти и владыка мира мертвых - Ах Пуч (Ah Puch); бог смерти - Кими (Cimi); владыка неба - Ицамна(Itzamna); бог торговли - Эк Чуах (Ek Chuah); богиня жертвоприношений и ритуальных самоубийств - Иш-Таб (IxTab); богиня радуги и лунного света - Иш-Чель (IxChel); верховый бог, пернатый змей Кецаля - Кукулькан (Gukumatz); бог кукурузы и лесов - Юм Кааш (Jum Kaash); бог огня и грозы - Уракан (Huracan); демон подземного мира - Зипакна (Zipacna) и другие.
Образец мифологии майя доиспанского периода дает сохранившийся с колониального времени эпос одного из народов Гватемалы, киче, «Пополь-Вух». Он содержит в себе сюжеты сотворения мира и людей, происхождения героев-близнецов, их борьбы с подземными владыками и др. Почитание божеств у майя выражалось в сложных ритуалах, частью которых были жертвоприношения (в том числе и человеческие) и игра в мяч. В Чичен-Ице была площадка для игры в мяч, самая большая во всей Мексике. С двух сторон она замыкалась стенами, а еще с двух - храмами. Игра в мяч была не просто спортивным состязанием. Многие археологические открытия указывают на то, что она явно была связана с человеческими жертвоприношениями. На стенах, огораживающих площадку, рельефно изображены обезглавленные люди. Вокруг площадки расположились 3 платформы: платформа "Венеры" (Кецалькоатля) с гробницей Чак-Мооля, платформа Орла и Ягуара с храмом Ягуара, а также платформа Черепов. Огромные статуи Чак - Мооля изображают его полулежащим, с блюдом для жертвоприношений на животе. На платформе Черепов были установлены колья, на которые нанизывали отрубленные головы жертв. Письменность майя. Долгое время считалось, что майя были изобретателями письменности и календарной системы. Однако после того, как сходные, но более древние знаки были найдены в местах, удаленных от региона майя, стало очевидным, что майя унаследовали некоторые элементы более ранних культур.
Письменность майя была иероглифического типа. Иероглифы майя сохранились в 4 рукописях (так называемых кодексах майя, три - в Дрездене, Мадриде, Париже, четвертый кодекс сохранился частично); они дают или изображения фигур, или соединены в группы 4 или 6 иероглифов над фигурными изображениями. Календарные знаки и цифры сопровождают весь текст. Для разбора иероглифов много сделали Шелльгас (в «Zeitschrift fuer Ethnologie», 1886) и Зелер (в «Verhandlungen der Berliner Anthropologischen Gesellschaft» и в «Zeitschrift fur Ethnologie», 1887).
Последний доказал, что группы иероглифов составляются из одного иероглифа, относящегося к изображенному в картине под ними действию, другого — иероглифически означающего соответствующего бога, и еще 2-х, сообщающих атрибуты бога. Сами иероглифы — не соединения элементов, представляющих известный звук или звукосочетание, но почти исключительно идеограммы. Пауль Шелльгас систематизировал изображения божеств майя в трех кодексах: Дрезденском, Мадридском и Парижском. Список божеств Шелльгаса состоит из пятнадцати майяйских богов. Он определил большинство иероглифов, непосредственно относящихся к этим божествам и обозначающих их имена и эпитеты.
Как правило, тексты шли параллельно с графическим изображением сюжета. С помощью письменности майя могли фиксировать длинные тексты различного содержания. Благодаря усилиям нескольких поколений исследователей стало возможным прочтение древних текстов. Весомый вклад внес наш соотечественник, Юрий Валентинович Кнорозов, первые публикации которого на данную тему появились в начале 1950-х гг. В 1963 он опубликовал монографию «Письменность индейцев майя». В ней были воспроизведены факсимильным способом тексты сохранившихся рукописей (кодексов) майя, составленных, возможно, еще перед испанской конкистой, в 12-15 вв. и названных по тем городам, в которых ныне хранятся — Дрезденская, Мадридская и Парижская. В книге также излагались принципы дешифровки, каталог иероглифов, словарь языка юкатанских майя раннего колониального периода и грамматика языка майя. В 1975 в книге «Иероглифические рукописи майя» Кнорозов предложил чтение рукописей и их переводы на русский язык. Тексты кодексов оказались своего рода пособиями для жрецов с перечнем обрядов, жертвоприношений и предсказаний, относившихся к разным видам хозяйства майя и ко всем социальным слоям населения, кроме рабов. Краткие описания занятий богов служили указаниями, что делать соответствующим группам жителей. В свою очередь, жрецы, руководствуясь описаниями действий божеств, могли назначать время проведения обрядов, принесения жертв, осуществления тех или иных работ; они могли также предсказывать будущее.
Календарь майя Для счисления времени майя пользовались сложной календарной системой, включавшей в себя несколько циклов. Один из них представлял сочетание чисел от 1 до 13 («неделю») и 20 «месяцев», имевших собственные названия. Был также в употреблении солнечный календарь с годом в 365 дней. Он состоял из 18 месяцев по 20 дней и пяти «лишних», или «несчастливых» дней. Кроме того, майя пользовались так называемым длинным счетом, который, помимо 20-дневного месяца и 18-месячного года, учитывал 20-летний период (катун); период в 20 катунов (бактун) и так далее. Имелись и другие способы датирования. Все эти способы менялись во времени, что значительно затрудняет соотнесение дат, записанных майя, с европейской хронологией.