Как проверить безударное окончание. Как проверить безударные окончания существительных

Грамотная речь - ключ от многих дверей к успеху. А в деловом мире для ведения переговоров понадобится грамотность в письме. Чтобы не спотыкаться о каждый непростой случай написания слов, следует запомнить несколько правил русского языка.

Например, как проверить безударные окончания существительных. Здесь важно склонение: 1-е - мужской и женский род на -а/-я (книга, семья) ; 2-е - мужской род без окончания (стул, лось) и средний род на -о/-е (дело, сердце) ; 3-е - женский род на -ь (быль) . Окончания в родительном, дательном и предложном падежах в зависимости от склонения будут такими: у 3-го во всех случаях -и; у 1-го в родительном -и/ы, а в двух других -е; у 2-го -а/я, -у/ю и -е соответственно.

А в других трудных случаях как правильно написать окончание? У существительных женского рода на -ия, мужского на -ий и среднего на -ие в предложном падеже (у женского - еще и в родительном и дательном) будет писаться окончание -и (в созвездии) . После суффиксов -ушк-, -юшк, -ишк-, -ышк- у существительных женского и одушевленных мужского рода будет окончание -а (мальчишка) ; а среднего и неодушевленных мужского рода -о (пальтишко) . После суффикса -ищ- в единственном числе у существительных мужского и среднего рода следует писать -е (дубище) , женского -а (силища) ; во множественном числе у мужского и женского рода окончание -и (зубищи, ручищи) , у среднего рода -а (оконища) .

Чтобы понять, как проверить безударные окончания прилагательных, может быть достаточно поставить к ним вопрос "какой? " в нужном падеже и роде: о (каком?) синем небе и т. п. Непростой случай - притяжательные прилагательные на -ий, -ье, -ья, -ьи. В именительном (кроме муж. рода) и косвенных падежах (кроме винительного в муж. роде) у них в окончании обязательно будет мягкий знак: лисьей шубы, заячьего следа и т. п. Есть прилагательные, которые в именительном падеже, единственное число, мужской род будут писаться в краткой форме. Это слова на -йный: буйный - буен.

Главное в том, как определить безударное окончание глагола, - выяснить, к какому спряжению тот относится. Оно в случае безударного окончания определяется по суффиксу инфинитива. Ко 2-му спряжению относятся глаголы на -ить (за исключением "брить", "стелить") , а также "гнать", "дышать", "держать", "слышать", "терпеть", "вертеть", "обидеть", "зависеть", "ненавидеть", "видеть", "смотреть". Все остальные глаголы - 1-го спряжения. Производные глаголов относятся к тому же спряжению, что и те, от которых они образованы.

Итак, со спряжениями понятно. Теперь - как определить личное окончание глагола. Глаголы 1-го спряжения в безударных личных окончаниях заканчиваются на -е, -у/-ю: плачешь, плачет, плачем, плачете, плачут; 2-го спряжения - на -и, -а/-я: гонишь, гонит, гоним, гоните, гонят. Есть несколько так называемых разноспрягаемых глаголов: "бежать", "хотеть", "чтить". То, как они изменяются по лицам и числам. лучше всего просто запомнить: бежишь, бежит, бежим, бежите, бегут; хочешь, хочет, хотим, хотите, хотят; чтишь, чтит, чтим, чтите, чтят/чтут.

Грамотный человек многими воспринимается как умный и образованный. А значит, может больше вызывать доверия и уважения к себе. Кроме того, грамотные люди лучше поймут друг друга. А это уже много значит - и не только в деловом мире.

В этой статье разберем правописание безударных падежных окончаний имен существительных 1, 2 и 3-го склонения.

Итак, какие же безударные окончания надо проверять, а какие надо просто запомнить. Проверять надо безударные окончания –е , –и в существительных родительного, дательного, а также предложного падежа. Запомнить следует безударные окончания в существительных в творительном падеже.

1-е склонение : -ой (-ей ) памяткой , деревней .

2-е склонение : -ом (-ем ) год ом , пол ем .

Для проверки правильного определения безударного окончания существительного следует определить падеж (как определить см.). Затем определить склонение (как определить см. ). Далее вспоминаем окончание существительного определенного склонения в требуемом падеже.

Летом ребята купались в озере.

Ребята купались (где? в чем?) в озере , значит это предложный падеж .

Озеро (оно, мое) – существительное среднего рода, имеет окончание –о , значит оно относится ко второму склонению. Существительное второго склонения в предложном падеже имеет окончание –е . Итак, записываем:

Ребята купались (где? в чем?) ПП 2-е скл ., -е ) в озере .

Еще один способ проверить окончание существительного – вставить вместо существительного с безударным окончанием, подставить существительное того же склонения и в том же падеже, но с ударным окончанием: ребята купались в реке , в озере .

Теперь разберем правописание безударных окончаний существительных во всех падежах.

Склонение существительного определяется по именительному падежу и об этом мы говорили в .

Родительный падеж

Существительное в родительном падеже отвечает на вопросы кого? чего? (откуда? где?) . Используемые предлоги: от, до, из, без, у, для, около, с .

Окончания:

1-е склонение : -и , -ы .

2-е склонение : -а , -я .

3-е склонение : -и .

Пример: У овцы мягкая длинная шерсть . → Шерсть (у кого?) у овцы – 1-е склонение .

Дательный падеж

Существительное в дательном падеже отвечает на вопросы кому? чему? (где? куда?) . Используемые предлоги: к, по .

Окончания:

1-е склонение : -е .

2-е склонение : -у , -ю .

3-е склонение : -и .

В предложении играет роль второстепенного члена.

Пример: Мальчик бежал к озеру . → Бежал (куда? к чему?) к озеру – 2-е склонение .

В родительном падеже существительные первого склонения имеют окончание –и , в дательном – окончание –е .

Существительные третьего значения в обоих падежах имеет окончание –и .

Винительный падеж

Существительное в винительном падеже отвечает на вопросы кого? что? (куда? где?) . Используемые предлоги: в, на, за, через, про .

Окончания:

1-е склонение : -у , -ю .

2-е склонение : -а , -я .

Пример: На болотах часто можно встретить цаплю . → Встретить (кого?) цаплю – 1-е склонение .

Существительные в родительном и винительном падеже можно различить по предлогам. В первом склонении существительные в этих падежах различаются по окончанию.

Творительный падеж.

Существительное в творительном падеже отвечает на вопросы кем? чем? (где? куда?) . Используемые предлоги: с, за, под, над, между .

1-е склонение : -ой (-ей ).

2-е склонение : -ом (-ем ).

3-е склонение : -ю .

В предложении играет роль второстепенного члена.

Пример: Рыбу ловят удочкой . → Ловят (чем?) удочкой – 1-е склонение .

Предложный падеж

Существительное в предложном падеже отвечает на вопросы о ком? о чем? (где?) . Используемые предлоги: о (об), в, на, при .

1-е склонение : -е .

2-е склонение : -е .

3-е склонение : -и .

В предложении играет роль второстепенного члена.

Пример: Мы говорили об осени . → Говорили (о чем?) об осени – 3-е склонение .

В следующей статье мы поговорим о склонении существительных во множественном числе.

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 4 КЛАССЕ

Тема: Ударные и безударные окончания имён существительных единственного числа.

Цель : «Открыть» с учащимися правило проведения орфографического

разбора существительных с безударными окончаниями,

развитие речь, мышление, внимание, воображение, память, наблюдательность учащихся, углублять словарный запас. Содействовать развитию монологической и диалогической речи, умению общаться, воспитывать добрые качества, трудолюбие толерантность, создать атмосферу радости совместного труда.

    Орг момент.

Прозвенел звонок, начинаем наш урок. Я улыбнусь вам, и вы улыбнётесь друг другу.

Дети садятся, включается пение птиц в лесу.

- Как хорошо, что мы сегодня все вместе. Мы спокойны, добры, приветливы. Мы все здоровы. Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните вчерашнюю обиду, злость, беспокойство. Забудьте о них. Вдохните в себя свежесть осеннего утра, тепло солнечных лучей. Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу.

2.Чистописание.

Птица рада весне, а младенец – маме.

Как понимаете смысл этой пословицы?

Написание каких слов можете объяснить?

Весне – безударная гласная в корне слова, проверяемая, ВЁСНЫ.

Младенец – млад.

Почему эту орфограмму нужно проверять? Какие гласные нуждаются в проверке?

Чему учимся на минутке чистописания?

Мы учимся красиво, аккуратно и быстро писать, правильно соединять буквы.

При быстром письме некоторые буквы, сочетания могут уподобляться друг другу. Какие?

т ш иц ещ е с мл ми ер уг

Массаж рук:

Мы капусту рубим, рубим. (ребром ладони)

Мы капусту солим, солим. (пальцами)

Мы капусту трём, трём. (кулаком по ладони)

Мы капусту жмём, жмём. (сжимаем и разжимаем пальцы)

Напишите правильно буквы, соединения. Спишите пословицу.

Найдите в этой пословице имена сущ.

Определи падеж имён сущ ( весне, маме. (Д. п))

В каком слове написание окончания не вызывает сомнения, а в каком мы задумаемся что писать? От чего это зависит.

Это зависит от ударения.

Кто догадался, какая тема сегодняшнего урока?

Тема урока «Ударные и безударные окончания имён суш» (СЛАЙД 1)

Мы сегодня с вами сравним написание ударных и безударных окончаний имён сущ, познакомиться со вспомогательным приёмом проверки безударных окончаний.

3. Словарная работа.

На доске слова.

По д_роге, из глуши, в к__лективе, к _вце, по к_пусте, без меб_ли, на г_р_зонте, к к_ртине, о м_л_ке, в х_зяйстве, от т_тради, у м_ркови.

Какие задания мы можем выполнить со словарными словами?

Вставить пропущенные буквы.

Составить словосочетания гл+сущ и определить падеж сущ.

Разделить на группы м. р. , ж. р., ср, р.

Разделить на группы по склонениям.

Здорово! Сколько вы придумали заданий. Давайте разделим на 3 группы опираясь на знание склонений имён сущ..

Работа в группах.

1 группа – выписывает сущ 1 скл. Поставить ударение, выделить окончание.

2 группа – 2 скл.

3 группа – 3 скл

Карточки для 3 человек

По д_роге, в к__лективе, к _вце, по к_пусте,

на г_р_зонте, к к_ртине, о м_л_ке.

Взаимопроверка в парах

Как справились с работой. Может у кого возникли разногласия и нужна помощь?

4Исследование по новой теме

Объединитесь в группы по 4 человека. Перед вами задача: что общего у всех слов. Найдите лишнее слово. Объясните свой выбор.

Имена сущ, стоят в одном падеже. (Д.п, П. п., Р.п.)

Слова одного склонения.

Лишнее слово.

    К ОВЦЕ – ударное окончание, одушевлённое, 2 слога.

Какое окончание у сущ 1 скл в П. п под ударением и без ударения? (СЛАЙД 2)

    О МОЛОКЕ – ударное окончание. В коллективе – двойная согласная.

Как переносятся слова с двойными согласными?

Какое окончание у сущ 2 скл в П. п под ударением и без ударения? (СЛАЙД 2)

    ИЗ ГЛУШИ – ударное окончание, 2 слога, не словарное слово.

Какое окончание у сущ 3 скл в П. п под ударением и без ударения? (СЛАЙД 2)

Что можете сказать об окончании?

Сущ одного и того же склонения имеют одинаковые ударные и безударные падежные окончания.

Как вы думаете, этот вывод относится ко всем падежам?

Давайте проверим.

5.Работа с учебником.

Стр 94 упр 179 устно.

Чтение вывода в учебнике.

Безударные окончания в именах существительных можно проверить

Какие слова – помощники возьмём для проверки окончаний сущ 1 скл? 2 скл?

А для 3 скл лучше взять слова глушь, рожь. (СЛАЙД 3)

Как нужно действовать, чтобы не допустить ошибку

в правописании окончания имени существительного

Составим план действий. (СЛАЙД 4)

Поставлю ударение в слове

Окончание ударное?

Если да, то Написание соответствует произношению.

Если нет, то Ставлю слово в начальную форму и определяю склонение.

Подбираю слово-помощник и ставлю его в том же падеже.

Пушу окончание, какое и в слове – помощнике.

Посмотрите на доску. Надо вставить пропущенную букву. Как это сделать?

Для полянк…, к тропинк… .

6.Закрепление.

1.Упр 180 стр 94.

Разбор слова зарядка подробно. (СЛАЙД 5)

Остальные по вариантам (по 1 чел у доски)

Какие слова -помощники?

2. Докажи письменно, какую гласную выбираешь в окончании.

По какому слову проверяем.

на ветке (на реке)

у сирен...

к пристан....

на поезд...

к бабушк…

из избушк…

3. Определи слабую позицию. Проверяй слабую позицию по сильной.

На л…сной опушк... выросла стройн… бере..ка. Распустила она св..и с..рё..ки, разметала густые, з...леные ветви. Скоро в этой гущ... в...твей пос...лились птицы. Росла и х...р...шела берё..ка!

Кто быстро справиться: разбор 1 предложения по членам, определите падеж и склонение имён сущ.

7.Домашнее задание.

С. 95 упр 182 –разбор.

8. Рефлексия.

Какую цель ставили на уроке

Что вам больше всего удалось на уроке?

Над чем стоит ещё поработать?

Мы обязательно включим такие задания на следующем уроке.

Кто доволен своей работой?

Нужен вам сегодняшний урок и зачем? (Чтобы построить грамотно предложение, чтобы речь была красивой, необходимо уметь склонять слова, определять падеж).

Спасибо за урок. Урок окончен.

Русский язык всегда был и остается неотъемлемой частью культуры нашего народа. Знание правил поможет сделать речь богатой и насыщенной. Большое значение имеют самостоятельные части речи, в особенности глаголы. Изучение языка начинается в школе. Важно запомнить правила, чтобы не совершать ошибок при написании и составлении предложений. Как проверить окончание глагола? Ответ на этот вопрос будет предоставлен в статье.

Глагол в русском языке

Самостоятельная часть речи отвечает на вопросы действия предмета, обозначает состояние, выступает сказуемым. Постоянный признак - вид. Он может быть совершенным, кода действие выполнено, и несовершенным, если его еще не закончили. Все признаки, относящиеся к глаголу, учитывают при определении окончаний.

Возвратность является еще одним признаком глагола, на что указывает суффикс -ся или -сь. Он стоит после морфемы, поэтому называется постфиксом. Переходность - это признак части речи, когда глагол сочетается с местоимением или существительным. Например: люблю (что?) молоко. При непереходности действие на предмет не переходит. Возвратные глаголы всегда являются таковыми (подниматься в гору).

Спряжение - это изменение по лицам и числам. В русском языке существует I и II вид. Часть речи представлена несколькими формами, поэтому важно знать, как проверить окончание глагола. Сюда относится инфинитив (смотреть), причастие (сверкающий), деепричастием (посмотрев), спрягаемые виды (видел). Часть речи отвечает на вопрос что делать? (при несовершенном виде), что сделать? (при совершенном). В русском языке есть отглагольные формы, которые выступают второстепенными членами.

В зависимости от речевой ситуации подбирают нужные формы глаголов. Спрягаемые имеют наклонение, у инфинитива и деепричастия нет числа, в прошедшем времени и сослагательном наклонении имеют род. Формы изъявительного наклонения - время.

Что такое окончание в русском языке?

Прежде чем узнать, как проверить окончание глагола, необходимо понимать, что представляет собой морфема и для чего она служит. Часть слова, которая изменяется, выражает грамматическое значение лица и числа у глаголов. Например, «прыгаю» стоит в 1-м лице в единственном числе. «Прыгаешь» - 1-е лицо, единственное число, «прыгаете» - 2-е лицо, множественное число. Найти окончание не сложно: необходимо склонять или спрягать слово. Изменяемая часть и будет окончанием.

Личная форма тесно связана с лицом, выполняющим действия. Употребляется с существительным и местоимением, трудности возникают лишь при наличии безударной гласной. Для этого и понадобится знание того, как проверить безударные окончания глаголов в простых и сложных предложениях. В грамматике правила разрешают этот вопрос простым образом: глагол переводят в инфинитив.

Какие окончания встречаются в глаголах?

В русском языке различают спряжение I и II вида. В окончаниях ставится буква "е", если это первое; буква "и", если второе. При проверке безударных личных окончаний следует воспользоваться правилами. К первому спряжению относятся слова-инфинитивы с окончанием -ать, -еть, -ять, -уть, -ешь, -ем, -ете. Второе спряжение отличается словами, которые заканчиваются на -ить. В личной форме - окончания с безударными гласными -у (ю), -е. Например: копать - копаю - копаешь - копает - копаете - копаем - копают.

Личная форма глаголов II спряжения отличается окончаниями. К ним относится -и, -а(я), у(ю), -ишь, -им, -ите, -ат, -ят. Например, любить - люблю - любишь - любит - любите - любим - любят. Слова 2-го лица единственного числа имеют окончание с шипящей, после которой ставится мягкий знак (смотришь, смотришься).

Узнать, как проверить окончание глаголов -ешь, -ишь, можно, если обратить внимание на ударение. Правила помогут не совершать ошибок при написании слов, в которых ударение на окончание не падает. Нужно запомнить, что слова II спряжения выражаются глаголами-инфинитивами с окончанием на -ить.

Правила написания части речи с приставкой

У глаголов с приставкой такое же спряжение, как и у однокоренного слова без приставки. Это важно знать, чтобы понять, как проверить окончание глагола. Приставка притягивает на себя ударение. Слово «вылетит» образовали от слова «летит», в котором ударное личное окончание, что указывает на второе спряжение. Безударные буквы в словах с приставкой вы- проверяют, подбирая бесприставочный глагол (выспишься - спишь; выпьешь - пьешь).

Проверка правописания глаголов

Зная, как проверить безударные личные окончания глаголов, можно грамотно писать и общаться. Слова I спряжения с шипящими на конце проверяются ударением. Вместо буквы "о" пишется "е". Например: влечет, жжет.

Глаголы в неопределенной форме оканчиваются на -ть, -ться, -тся, -чься, -тись. Чтобы отделить слова в третьем лице от инфинитива необходимо задать вопрос. В первом случае это будет - что делает? что делается?, во втором - что делать? что сделать?

  • Моему брату нравится (что делать?) учиться.
  • Он хочет (что сделать?) заняться баскетболом.

Написание повелительного наклонения происходит с мягким знаком в единственном и множественном числе: сядь - сядьте, съешь - съешьте, намажь - намажься. Исключение составляют слова ляг - лягте.

Как пишутся гласные звуки в окончаниях?

Глаголы-инфинитивы и слова в прошедшем времени имеют окончания -ую, -юю в 1-м лице. Их легко отличить по имеющемуся суффиксу -ова-, -ева- (беседовать - беседую; говорить - говорю). Слова в 1-ом лице заканчиваются на -иваю, -ываю. Если их поставить в неопределенную форму в прошедшем времени, окончание будет -и, -ы, ударение на букву -а отсутствует. Например: поливаю - поливать, нажимаю - нажимать. Такая же расстановка окончаний отличается сочетанием -еваю, -евать, ударение будет падать на букву "а" (напевать - напеваю; сочетать - сочетаю).

Не все знают, что в русском языке есть разноспрягаемые глаголы. В них безударные личные окончания могут быть обоих спряжений. В группе находятся слова "бежать", "хотеть" и "чтить". Отличаются окончания в глаголах дать и есть, если изменить лицо и число, однако они не входят в группу разноспрягаемых слов.

Написание окончаний по спряжению глаголов

Настоящее и будущее время глагола подразумевает написание различных окончаний в зависимости от спряжения. Чтобы узнать, как проверить окончание глагола -ет или -ит, нужно изучить правила написания слов, которые относятся к I или II спряжению. В первом случае это будет сочетание -ет, а во втором ставится -ит.

Определяют спряжение после соотношения определенной формы с инфинитивом. Слово «прогонит» образовано от «прогнать», а «прогоняет» - от «прогонять». Повелительное наклонение легко отличить, так как в слове есть суффикс -и-, окончание -те. В повелительном наклонении происходит побуждение к действию: «Вытри пыль. Вынеси мусор». В изъявительном наклонении необходимо определить спряжение. Если это второй вид, глагол совпадет с повелительным наклонением: «Держите крепко, и полка не упадет».

Глаголы-исключения: что нужно запомнить

В русском языке не нужно проверять личные окончания в глаголах, которые не поддаются общим правилам. Сюда относятся слова-исключения и их производные, а также слова с личным окончанием во II спряжении: гнать, держать, дышать и слышать. Важно запомнить, как проверить личные окончания глаголов, чтобы они совпадали с используемыми существительными и местоимениями. Слова ставят в 1-м, 2-м и 3-м лице: я слышу, мы слышим, ты слышишь, вы слышите, он слышит, они слышат.

Если глагол имеет другое окончание, он будет I спряжения. Например, в единственном числе глагол "хотеть". Второе спряжение, если его изменить: хочет, хотим, хочу, хотят, хотите. Производные слова пишутся: гонят, держат, дышат, слышат, вертят, видят, зависят, ненавидят, обидят, смотрят, терпят. Окончания глаголов нужно выучить наизусть и запомнить, так как они не проверяются никаким правилом.

Алгоритм выбора окончания при написании глаголов

Правописание окончаний в глаголах поддается простым правилам. Первое - определить спряжение. В слове определяют ударение, которое может быть в основе или в окончании. Если присутствует приставка вы-, обозначить спряжение можно по синониму без приставки.

Когда ударение падает на окончание, сразу определяют спряжение. Если же это основа, ставят глагол в неопределенную форму. Важную роль играют три последние буквы в слове. При написании помнят об исключениях и разноспрягаемых глаголах. Это позволит не ошибиться в трудных словах, где в процессе произношения могут быть несколько вариантов.

Применение правил и четкого алгоритма позволит правильно обозначить спряжение и выбрать окончание. После этого будет правильно выбрана буква в безударном личном окончании.

Глагол - сложная часть речи, которая не подчиняется общим правилам. Применение знаний поможет в будущем избежать ошибок.

Таблица 1 — Падежные окончания существительных в единственном числе

Падежи I склонение II склонение III склонение
И. п. -а, -я

жена , земля

, -о, -е

конь, село , поле

ночь, лошадь

Р. п. -ы, -и

жены , земли

-а, -я

коня , села , поля

ночи , лошади

Д. п.

жене , земле

-у, -ю

коню , селу , полю

ночи , лошади

В. п. -у, -ю

жену , землю

,-а, -я, -о, -е

коня , село , поле

ночь, лошадь

Т. п. -ой (-ою), -ей (-ею)

женой , землей

-ом, -ем

конём , селом , полем

-ью

ночью , лошадью

П. п.

жене , земле

-е, -и

коне , селе , поле

ночи , лошади

В падежных окончаниях единственного числа пишется:

  1. буква е : в дательном и предложном падежах существительных I склонения и в предложном падеже II склонения (кроме слов на -ия , -ий , -ие ), например: к фабрике , на фабрике , к земле , о батарее , в статье ; на заводе , на станке ; о море ; в селе ;
  2. буква и :
    • в родительном падеже существительных I склонения, например: у фабрики , у земли , около батареи , из статьи ;
    • в предложном падеже существительных II склонения на -ие , -ий , например: в лектории , в волнении , о мировоззрении ;
    • в родительном, дательном и предложном падежах существительных I склонения на -ия , существительных III склонения и разносклоняемых существительных среднего рода на -мя , например: из коллекции , к коллекции , в коллекции ; из шинели , к шинели , в шинели ; у знамени , к знамени , о знамени .

Следует различать формы предложного падежа существительных среднего рода на -ие и -ье , например: находиться в размышлении , быть во всеоружии (окончание ); находиться в раздумье , быть на побережье (окончание ).

Падежные окончания в фамилиях и названиях

В русских фамилиях на -ин(-ын) и на -ов(-ев) в творительном падеже единственного числа пишется -ым (как у прилагательных), например: с Вячеславом Деминым , с Ростиславом Синицыным , с Кириллом Колосовым . В иностранных фамилиях пишется окончание -ом , например: Дарвином , Чаплином .

В названиях населенных пунктов на -ин(-ын) , -ов(-ев) , -ино(-ыно) , -ово(-ево) в творительном падеже единственного числа пишется окончание -ом (как у существительных), например: под городом Кашином , селом Бородином , городом Дмитровом .

Падежные окончания существительных множественного числа

Таблица 2 — Падежные окончания существительных во множественном числе

Падежи I склонение II склонение III склонение
И. п. -ы, -и

жены , земли

а, -я, -ы, -и

кони , сёла , поля

ночи , лошади

Р. п.

жён, земель

-ов, -ей,

коней , сёл, полей

-ей

ночей , лошадей

Д. п. -ам, -ям

жёнам , землям

-ам, -ям

коням , сёлам , полям

-ам, -ям

ночам , лошадям

В. п. -ы, -и,

жён, земли

-а, -я, -ы, -и, ей, -ов

коней , сёла , поля

-и, -ей

ночи , лошадей

Т. п. -ами, -ями

жёнами , землями

-ами, -ями

конями , сёлами , полями

-ами, -ями

ночами , лошадями

П. п. -ах, -ях

жёнах , землях

-ах, -ях

конях , сёлах , полях

-ах, -ях

ночах , лошадях

  1. В родительном падеже множественного числа после шипящих буква ь не пишется, например: решение задач , ремонт жилищ .
  2. В родительном падеже множественного числа существительных на -ья и -ье в безударном положении пишется -ий , под ударением — -ей , например: лгу́ний (лгунья), разду́мий (раздумье), но стате́й (статья), скаме́й (скамья) . Исключения: ру́жей (ружьё), платьев (платье), устьев (устье), верховьев (верховье), низовьев (низовье).
    У существительных на -ия , -ие в родительном падеже всегда пишется -ий , например: линий (линия), зданий (здание) .
  3. Если в родительном падеже множественного числа существительные оканчиваются на -ен , то мягкий знак не пишется, например: песен, вишен (ср. яблонь, кухонь) . После -ен в родительном падеже буква ь пишется в словах деревень , барышень .