Александр николаевич вертинский - биография. Александр николаевич вертинский - биография Начало творческой карьеры

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Александр Николаевич Вертинский Подготовила: учитель русского языка и литературы Жаркова Е.В.

2 слайд

Описание слайда:

Алекса́ндр Николаевич Вертинский (9 (21) марта 1889, Киев - 21 мая 1957, Ленинград) - выдающийся русский эстрадный артист, киноактёр, композитор, поэт и певец, кумир эстрады в первой половине XX века. Отец актрис Марианны и Анастасии Вертинских.

3 слайд

Описание слайда:

Детство. Первые творческие опыты. Родители, Николай Петрович Вертинский и Евгения Степановна Сколацкая, не состояли в официальном браке. Дети (сын Александр и дочь Надежда) были официально усыновлены отцом. Когда Саше Вертинскому было три года, умерла мать, а спустя два года погиб от скоротечной чахотки отец. Брата и сестру взяли на воспитание сестры матери в разные семьи. Всячески препятствуя их общению, тетки сообщили Александру заведомую неправду о смерти сестры. Встретились брат и сестра уже взрослыми. Отец Николай Петрович с братом Мать Евгения Степановна Александр Вертинский с сестрой Надеждой

4 слайд

Описание слайда:

Развитие и творческой стиль Александра Вертинского начали складываться в киевском литературном собрании Софьи Николаевны Зелинской. В этот период Александр Вертинский пробует заняться литературным трудом, в газете «Киевская неделя» появляются его рассказы – «Портрет», «Папиросы «Весна», «Моя невеста», а в еженедельнике «Лукоморье» – рассказ «Красные бабочки». Молодой поэт пишет театральные рецензии на выступления крупных знаменитостей – Шаляпина, Вяльцевой, Вавича, Ансельми, Каринской, Руффо.

5 слайд

Описание слайда:

На московской сцене. В кино. В 1909-1910 гг. Александр Вертинский переехал в Москву, стремясь найти себя и сделать карьеру, играл в маленьких студиях и кружках небольшие роли в модных пьесах. В начале 1912 Александр Вертинский поступил в театр миниатюр М. А. Арцибушевой, где выступал с небольшими пародиями. С 1912 Александр Вертинский успешно снимался в немом кино («Король без венца», «От рабства к воле», «Чем люди живы»), на съемочной площадке он подружился со звездами русского кино начала 20 в. - Иваном Мозжухиным и Верой Холодной. В этот же период Александр Вертинский познакомился с Владимиром Маяковским. Иван Мозжухин Вера Холодная Владимир Маяковский

6 слайд

Описание слайда:

Первая мировая война. Рождение Пьеро. Во время Первой мировой войны (First World War), в конце 1914, Александр Вертинский отправился добровольцем-санитаром на поезде, который курсировал между передовой и Москвой и прослужил до весны 1915, когда после небольшого ранения вернулся в Москву. После возвращения в Москву Вертинский начал выступать в театре миниатюр Арцибушевой, но уже с собственным номером – «Песенками Пьеро». Вертинскому удалось создать новый жанр, которого еще не было на русской эстраде. Привлекательным для публики был также особенный стиль Александра Вертинского, сценическая маска. С середины 1915 по конец 1917 артист выступал в гриме печального Пьеро.

7 слайд

Описание слайда:

На выбор сценической маски Александра Вертинского оказала влияние поэзия Блока, которой Вертинский очень увлекался, в частности пьеса «Балаганчик» и цикл стихов «Маски». Его Пьеро – комичный страдалец, наивный и восторженный, вечно грезящий о чем-то, печальный шут, в котором сквозь комичную манеру видны истинное страдание и истинное благородство. Образ черного Пьеро появился позднее: мертвенно-белый грим на лице заменяла маска-домино, белый костюм Пьеро – совершенно черное одеяние, единственным белым пятном на котором выделялся шейный платок. Новый Пьеро стал в своих песенках ироничнее и язвительнее прежнего, поскольку утратил наивные грезы юности, разглядел будничную простоту и безучастность окружающего мира.

8 слайд

Описание слайда:

Успех. Отказ от маски Пьеро В 1916 Александр Вертинский пользовался уже всероссийской популярностью. К 1917 артист объехал почти все крупные города Российской империи, где выступал с неизменным успехом. В этот период он отказался от маски Пьеро и начал выступать в концертном фраке, в котором выступал всю жизнь, никогда не отступая от этого сценического костюма, ставшего тоже своеобразной маской.

9 слайд

Описание слайда:

Отъезд из «бездарной страны» После революции 1917 Александр Вертинский пришел к выводу, что ему не ужиться с новой властью. В конце 1917 он отправился вместе со многими своими коллегами гастролировать по южным городам России, вслед за отступающей белой армией. Почти два года Александр Вертинский провел на юге, давал концерты на подмостках маленьких театров, в литературно-артистических обществах: Екатеринослав, Одесса, Харьков, Ялта, Севастополь. Он покинул Россию в 1919 на пароходе «Великий князь Александр Михайлович».

10 слайд

Описание слайда:

Снова в России 26 мая 1942 года Александр Вертинский вступил во второй брак с Лидией Владимировной Циргвава. В 1943 он предпринял последнюю попытку и написал письмо на имя В. М. Молотова. Разрешение вернуться было получено. В конце 1943 семья Вертинских с четырехмесячной дочерью Марианной поселилась в Москве на улице Горького. Александр Вертинский прожил на родине 14 лет. Все это время он интенсивно работал, постоянно выступал с концертами, имел огромный успех. Казалось бы, жизнь на родине складывалась счастливо и удачно, на каждом концерте присутствовал цензор, который зорко следил, чтобы артист не выходил за поставленные рамки. Александр Вертинский выступал в основном в провинции, жил в тяжелых бытовых условиях.

Цели:

  1. ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ – познакомить учащихся с творчеством А.И.Вертинского, показать многогранность его таланта;
  2. РАЗВИВАЮЩАЯ – пробудить интерес учащихся к забытым страницам русской истории, расширить кругозор;
  3. ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ – пробудить чувство гордости, патриотизм.

Оборудование:

  • кабинет литературы (№25), в котором закрыты жалюзи, что создаёт естественный полумрак;
  • задрапированный стул, на котором стоит гитара, рядом театральная маска Пьеро;
  • на школьной доске слева записана тема занятия, справа портрет А. Вертинского на плакате, выполненном учащимся;
  • посредине - экран для показа слайдов.

Ученики и гости сидят полукругом.

Проведению занятия помогает преподаватель музыки.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

Преподаватель приветствует собравшихся учеников и гостей, обозначивает круг задач данного занятия, представляет своих помещиков из числа учащихся. Занятие начинается.

1. ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО УЧИТЕЛЯ.

Жизненный путь А. Вертинского.

Александр Вертинский!

Легенда, для многих из нас ставшая действительностью, но не потерявшая при этом своего очарования. Яркая страница отечественной художественной культуры! Таинственный Пьеро дореволюционных эстрад, поэт и композитор, слагающий изысканно интимные музыкальные новеллы, певец, в эмиграции тоскующий в песнях по родной России, наконец лауреат Государственной премии СССР, перенесший на советскую сцену, на киноэкран свой высочайший артистизм, музыкальность, вкус...

В самом начале десятых годов XX века на эстрадных подмостках Петербурга появился артист в гриме и костюме Пьеро – автор и исполнитель песен собственного сочинения Александр Вертинский. Он пел в помещении эстрадного театра “Павильон де Пари”. В ту пору Вертинскому едва минуло 20 лет: он родился в Киеве 9 (21) марта 1889 года.

С первых же выступлении он обратил на себя внимание неподражаемой, изысканной манерой исполнения, пластической выразительностью жеста, богатством интонаций. На глазах у публики рождался поэт, композитор и певец, создающий новый своеобразный мир интимной музыкальной новеллы. Он с успехом выступал во многих городах России, слава его росла день ото дня.

Звучат песни А. ВЕРТИНСКОГО

В 1919 году А.Вертинский эмигрировал за границу и на протяжении

почти четверти века своей скитальческой жизни концертировал в Румынии и Польше, Англии и Германии, во Франции, Италии, Китае, Соединенных Штатах Америки. Вертинский мучительно переживал разлуку с родиной, очень хотел вернуться и в самый разгар войны, в 1943 году, возвратился в Советский Союз. С тех пор и до самой смерти (в Ленинграде, 21 мая 1957г.) Александр Вертинский побывал с концертами во многих уголках страны. И всюду ему сопутствовал успех.

И в годы эмиграции, и после возвращения на родину Вертинский снимался в кино. В 1951 г. он был удостоен Государственной премии СССР за участие в фильме “Заговор обреченных”. Памятны и его актерские работы в картинах “Великий воин Албании Скандерберг” и “Анна, на шее”.

2. ТВОРЧЕСКИЙ ПУТЬ А ВЕРТИНСКОГО

Творчество А.Вертинского многогранно. Сборники стихов и песен Вертинского в разные годы выходили в Париже, Вашингтоне, Шанхае. К сожалению, на Родине поэта только начинается работа по сбору стихов Вертинского. Тематика его стихов разнообразна. Это и проникновение стихи о любви (“Пани Ирена”, “Мадам, уже падают листья”, “Ваши пальцы пахнут ладаном”, и др.); кричащие стихи, направленные против социальных пороков (“Кокаинеточка”, “Безноженька”); а также стихи, в которых раскрывается широта творческой натуры Вертинского. (“В степи молдавской”…)

Чтение стихов Вертинского.

Я СГОДНЯ СМЕЮСЬ НАД СОБОЙ

Я сегодня смеюсь над собой:


Детской сказки, наивной, смешной.

Я устал от белил и румян,
И от вечной трагической маски,
Я хочу хоть немножечко ласки,
Чтоб забыть этот дикий обман.

Я сегодня смеюсь над собой:
Мне так хочется счастья и ласки,
Мне так хочется глупенькой сказки,
Детской сказки про сон золотой.

КОКАИНЕТОЧКА

Что вы плачете здесь, одинокая глупая деточка,
Кокаином распятая в мокрых бульварах Москвы?
Вашу тонкую шейку едва прикрывает горжеточка,
Облысевшая, мокрая вся и смешная, как Вы…

Вас уже отправила осенняя слякоть бульварная
И я знаю, что,крикнув, вы можете спрыгнуть с ума.
И когда вы умрете на этой скамейке, кошмарная,
Ваш сиреневый трупик окутывает саваном тьма…

Так не плачь ж, не стоит, моя одинокая деточка,
Кокаином распятая в мокрых бульварах Москвы.
Лучше шейку свою затяните потуже горжеточкой
И ступайте туда, где никто Вас не спросит, кто Вы.

БЕЗНОЖЕНЬКА

Ночью на кладбище строгое
Чуть только месяц взойдет,
Крошка – малютка безногая
Пыльной дорогой идёт.

Днем по канавкам валяется,
Что-то тихонько скулит,
Ночью в траву забивается
И меж могилками спит.

Старой забытой дороженькой
Между мохнатых могил
Добрый и ласковый Боженька
Нынче во сне приходил…

Неги большие и новые
Ей принести обещал,
А колокольцы лиловые
Тихо звенели хорал...

Боженька, ласковый Боженька,
Ну, что тебе стоит к весне
Глупой и малой безноженьке
Ноги приделать во сне.

ВАШИ ПАЛЬЦЫ

(Королеве экрана – Вере Холодной.)

Ваши пальцы пахнут ладаном,
А в ресницах спит печаль.
Ничего теперь не надо нам,
Никого теперь не жаль.

И когда Весенней Вестницей
Вы пойдете в дальний край.
Сам Господь по белой лестнице
Поведёт Вас в светлый рай.

Тихо шепчет дьякон седенький,
За поклоном бьет поклон,
И метет бородкой реденькой
Вековую пыль с икон.

Ваши пальцы пахнут ладаном,
А в ресницах спит печаль.
Ничего теперь не надо нам,
Никого теперь не жаль.

Исполнение песни “В степи молдаванской”

(Исполняет группа девочек.) После этого звучит запись той же песни в исполнении А.Вертинского.

Кроме лирических песен на собственные слова, А.Вертинский создал немало произведений на стихи Блока, Есенина, Сологуба, Анненского, Ахматовой, Гумилева, Северянина, Теффи, Инбер, Антокольского и других русских поэтов.

Прослушивание песен на стихи.

А. Блока “В голубой далекой спаленке”

В. Инбер “Джонни”

С. Есенина “Последнее письмо”

3. ТВОРЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ ПОЭТА

Большинство стихотворений Вертинского написаны на реальные события жизни. Особенно интересна история создания песни “Концерт Сарасате”.

Это было в 1927 году. Будучи в Румынии, Вертинский услышал игру

короля цыганского жанра Владеско. Покоренный его талантом, Александр Николаевич неожиданно узнаёт, что в жизни этот человек груб, ничтожен, что свою жену, известную актрису Сильвию Тоску, избивает публично. В голове у него уже бешено крутились строчки. Так родилась песня. Прошло 3 года. На гастролях в Берлине Вертинский встретил Владского и Сильвию Тоску. Они пришли слушать “свою” песню. Ждать ему пришлось долго. “концерт Сарасате” стоял последним в программе. “… Весь концерт я пел, стоя точно посреди эстрады, и когда дошел до последней песни, и назвал её, демонстративно резко перешел на правый конец эстрады и остановился против его места в первом ряду. Аккомпаниатор сыграл вступление, я начал:

Ваш любовник – скрипач. Он седой и горбатый,
Он вас дико ревнует, не любит и бьёт…
Но когда он играет Концерт Сарасате,
Ваше сердце, как птица поёт…

Я смотрел и пел, глядя в упор то в его глаза, то в глаза Сильвии.

Он альфонс по призванью. Он знает секреты,
И умеет из женщины сделать “зеро”…
Но когда затоскуют его флажолеты,
Он, как сказочный принц, … как влюблённый Пьеро.

Владеско слушал в смертельном испуге. Глаза его, казалось, готовы были выскочить из орбит. Он весь как-то съежился, почти вдавившись вглубь кресла. Я продолжал:

Он вас скомкал, сломал, обокрал, обезличил…
“Фамм де люкс” он сумел превратить в “фамм де шамбр”
И давно уж не моден, давно неприличен
Ваш кротовый жакет с легким запахом “амбр”
Ив усталом лице и в манере держаться
Появилось у вас и небрежность, и лень…
Разве можно так горько, так зло насмехаться?
Разве можно топтать каблуками сирень?

(Фамм де люкс – “шикарная” женщина, Фамм де шамбр – горничная)

Слова били его как пощечины. Он прятал лицо, отворачивался от них, пытался закрыться программкой, но они настигали его – жестокие, точные и неумолимые, предназначенные только ему, усиленные моим гневом, темпераментом и силой моих интонаций:

И тогда вы, страдая от ласк хамоватых,
Тихо плачете где-то в углу, не дыша,
Он играет для вас свой Концерт Сарасате,
От которого кровью зальётся душа!

А-а-а!.. - сквозь песню доносилось до меня. Он стонал от ярости и боли, уже не владея собой, закрыв лицо руками. Я допевал песню…

Увядающей, нищей, больной и брюхатой,
Ненавидя его, презирая себя,
Вы прощаете всё за Концерт Сарасате…
Исступлённо, бессильно и больно любя!

Мои руки, органически точно повторявшие движения пальцев скрипача, упали… Каким-то Внезапным озарением я бросил наземь воображаемую скрипку и в бешенстве растоптал её.

Слезы ручьем текли из его глаз. Дико озираясь вокруг, он точно искал, чем бы ему поклясться.

Плюньте мне в глаза! А? Слышите? Плюньте?

Сейчас же! Мне будет легче!...

И вдруг точно сломившись, он дико зарыдал, упав в кресло.

Лекарство подействовало! - услыхал я за своей спиной.

Вот какова сила песни.

Приглушенно звучит музыка “Концерт Сарасате”.

4. А. ВЕРТИНСКИЙ И СОВРЕМЕННОСТЬ

Имя Вертинского звучит и сейчас. Его стихи-песни открывают глубокие искренние чувства в человеке. Закончить занятие мы хотим словами Бориса Гребенщикова:

“Я знаю, что Вертинского не все причисляют к высокому искусству, что его недолюбливала, скажем, Анна Ахматова, однако, если я слышу что-то такое, что меня трогает, я не стану отказываться от своих чувств даже в угоду великим именам”.

Есть картон и лозунги, есть ложь и время, а есть истинная, не имеющая отношения ко времени правда.

Каждый из учеников читает одно четверостишие из любого стихотворения. Получается своеобразный словесный “пирог” из разных детских голосов и стихов разных тематических направлений…

Предоставляется слово гостям. Это может быть впечатление от увиденного и услышанного или рассказ о своем знакомстве с творчеством А. Вертинского.

Урок окончен.

Cлайд 1

Алекса ндр Верти нский-выдающийся русский эстрадный артист, киноактёр, композитор, поэт и певец, кумир эстрады в первой половине XX века, лауреат Сталинской премии второй степени. Отец актрис Марианны и Анастасии Вертинских. Александр Николаевич Вертинский.(1889-1957)

Cлайд 2

Александр Вертинский родился 9 марта 1889 года в Киеве. Отец Вертинского, частный поверенный Николай Петрович Вертинский происходил из семьи железнодорожного служащего. Мать, Евгения Степановна Сколацкая, родилась в дворянской семье. Родители.

Cлайд 3

В девятилетнем возрасте Александр Вертинский на отлично сдал экзамен в Александрийскую гимназию, но через два года был исключён за неуспеваемость и дурное поведение и переведён в Киевскую классическую гимназию. Здесь он увлёкся театром, некоторое время играл на любительской сцене, хотя позже признавал свой первый актёрский опыт крайне неудачным.

Cлайд 4

Постепенно Вертинский приобрёл репутацию начинающего киевского литератора: он писал театральные рецензии на выступления знаменитостей - Ф. Шаляпина, А. Вяльцевой, М. Каринской и других. публиковал небольшие рассказы в местных газетах. На жизнь себе Вертинский зарабатывал разными способами: продавая открытки, работая грузчиком, корректором в типографии, играя в любительских спектаклях; он побывал и бухгалтером в гостинице «Европейской», откуда был уволен «за неспособность».

Cлайд 5

В 1910 году Вертинский, в надежде сделать себе литературную карьеру, переехал в Москву, где с сестрой Надей, актрисой, поселился в Козицком переулке, в доме Бахрушина. Здесь он начал выступления в литературных и драматических сообществах, в том числе в качестве режиссёра, некоторое время работал в ателье. Вертинский не подражал Блоку, но находился под впечатлением от его поэтических образов и собственное тогдашнее жизневосприятие впоследствии называл «очень блоковским»

Cлайд 6

Кинодебют Вертинского состоялся в 1912 году в фильме Ильи Толстого по рассказу отца «Чем люди живы?», где ему досталась роль Ангела, который падал «с небес» в снег. Он снялся в нескольких немых фильмах студии Ханжонкова во второстепенных ролях; известно, что в основу сценария одной из картин легла история, рассказанная Вертинским в стихотворении «Бал Господень». В числе его более поздних киноработ отмечались «Король без венца» и «От рабства к воле» Дебют в кино

Cлайд 7

В ноябре 1920 года на пароходе «Великий князь Александр Михайлович», вместе с белыми офицерами, Александр Вертинский переправился в Константинополь, где начал снова давать концерты. Вертинский смог вернуться на родину только в ноябре 1943 года. Эмиграция

Презентацию на тему Александр Николаевич Вертинский (1889-1957) можно скачать абсолютно бесплатно на нашем сайте. Предмет презентации: Музыка. Красочные слайды и илюстрации помогут вам заинтересовать своих одноклассников или аудиторию. Для просмотра содержимого презентации воспользуйтесь плеером, или если вы хотите скачать презентацию - нажмите на соответствующий текст под плеером. Презентация содержит 9 слайдов.

Слайды презентации

Алекса́ндр Верти́нский-выдающийся русский эстрадный артист, киноактёр, композитор, поэт и певец, кумир эстрады в первой половине XX века, лауреат Сталинской премии второй степени. Отец актрис Марианны и Анастасии Вертинских.

Александр Николаевич Вертинский.(1889-1957)

Александр Вертинский родился 9 марта 1889 года в Киеве. Отец Вертинского, частный поверенный Николай Петрович Вертинский происходил из семьи железнодорожного служащего. Мать, Евгения Степановна Сколацкая, родилась в дворянской семье.

Родители.

В девятилетнем возрасте Александр Вертинский на отлично сдал экзамен в Александрийскую гимназию, но через два года был исключён за неуспеваемость и дурное поведение и переведён в Киевскую классическую гимназию. Здесь он увлёкся театром, некоторое время играл на любительской сцене, хотя позже признавал свой первый актёрский опыт крайне неудачным.

Постепенно Вертинский приобрёл репутацию начинающего киевского литератора: он писал театральные рецензии на выступления знаменитостей - Ф. Шаляпина, А. Вяльцевой, М. Каринской и других. публиковал небольшие рассказы в местных газетах. На жизнь себе Вертинский зарабатывал разными способами: продавая открытки, работая грузчиком, корректором в типографии, играя в любительских спектаклях; он побывал и бухгалтером в гостинице «Европейской», откуда был уволен «за неспособность».

В 1910 году Вертинский, в надежде сделать себе литературную карьеру, переехал в Москву, где с сестрой Надей, актрисой, поселился в Козицком переулке, в доме Бахрушина. Здесь он начал выступления в литературных и драматических сообществах, в том числе в качестве режиссёра, некоторое время работал в ателье. Вертинский не подражал Блоку, но находился под впечатлением от его поэтических образов и собственное тогдашнее жизневосприятие впоследствии называл «очень блоковским»

Кинодебют Вертинского состоялся в 1912 году в фильме Ильи Толстого по рассказу отца «Чем люди живы?», где ему досталась роль Ангела, который падал «с небес» в снег. Он снялся в нескольких немых фильмах студии Ханжонкова во второстепенных ролях; известно, что в основу сценария одной из картин легла история, рассказанная Вертинским в стихотворении «Бал Господень». В числе его более поздних киноработ отмечались «Король без венца» и «От рабства к воле»

Дебют в кино

Литературная гостиная расскажет о величайшем гении начала XX века. Всем, кто заинтересован в совершенстве своей души читать обязательно и слушать его творчество. Прозвучат стихи, песни Александра Вертинского. Зрители познакомятся с необычайно интересной судьбой замечательного русского поэт и исполнителя своих песен. Вертинскому удалось создать новый жанр, которого еще не было на русской эстраде. Привлекательным для публики был особенный стиль Александра Вертинского, его сценическая маска. С середины 1915 по конец 1917 артист выступал в гриме печального Пьеро. Казалось бы, белый Пьеро не годился для исполнения лирических и даже трагических песенок о любви, дружбе и смерти. Однако, для искусства серебряного века был характерен поиск маски, неповторимого образа в искусстве: желтая кофта Маяковского, бархатная блуза и кудри Блока, экзотическая поза Северянина – все это поиск маски, уникального места в искусстве. Сам артист утверждал, что этот грим родился спонтанно, когда он и другие молодые санитары давали небольшие «домашние» концерты для раненых, и был необходим на сцене исключительно из-за сильного чувства неуверенности и растерянности перед переполненным залом. Эта маска помогала артисту входить в образ. Его Пьеро – комичный страдалец, наивный и восторженный, вечно грезящий о чем-то, печальный шут, в котором сквозь комичную манеру видны истинное страдание и истинное благородство. Вертинский с первых же мгновений своего появления на сцене уводил зрителей в свой призрачный мир.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Литературная гостиная

Рождение Пьеро

(Жизнь и творчество Александра Вертинского)

Экспериментальный молодёжный театр «Музы на сцене»

Руководитель - Наталья Мостакова

Муз. "В бананово-лимонном Сингапуре..."

1 ведущий. Даже знающие имя Вертинского с трудом тут же назовут хотя бы пару его шлягеров.

2 ведущий. Судьбы заключенных в нас талантов непредсказуемы. Самый счастливый случай - соединение с талантом главного и любимого дела жизни. Потом, если пройдут годы напряженного труда и немного повезет, миру может явиться мастер. Вертинский однажды сказал:

1 ведущий. "Талант - это только мандат на право входа туда, где сидят мастера". Найти себя в жизни - тоже талант. Вертинский с, казалось бы, неподходящими для профессионального певца данными, не просто находит себя, становится всемирно известен. Самое главное, - он от начала и до конца создаёт себя сам.

2 ведущий. Александр Николаевич Вертинский родился 2 апреля 1889 в Киеве, умер 21 мая 1957 в Ленинграде.

В этом году исполняется 120 лет со дня рождения певца.

1 ведущий. Сегодня мы расскажем о величайшем гении начала XX века. Всем, кто заинтересован в совершенстве своей души читать обязательно и слушать его творчество.

2 ведущий. Вертинский родился в Киеве. Юношеские годы Вертинский провел в Александрийской гимназии, откуда он был быстро исключен за неуспеваемость и дурное поведение.

1 ведущий. В 1912 Вертинский познакомился с В. В. Маяковским и выступал в кафе футуристов вместе с ним. Но мир футуристов, их философия не были близки Вертинскому. Футуризм рассматривался молодым артистом как возможность эпатировать публику, обратить на себя внимание, выделиться. За исключением Маяковского, талантом которого Вертинский искренне восхищался, по его мнению, футуристы просто притворялись “гениями”. Гораздо большее внимание на него большее влияние оказали поэзоконцерты Игоря Северянина.

2 ведущий. Во время Первой мировой войны, в конце 1914, Александр Вертинский отправился добровольцем на 68-м санитаром на поезде Всероссийского союза городов, который курсировал между передовой и Москвой и прослужил до весны 1915, когда после небольшого ранения вернулся в Москву. Он и другие молодые санитары давали небольшие «домашние» концерты для раненых.

1 ведущий. "У нас в поезде солдаты молчали, покорно подставляли обрубки ног и рук для перевязок и только тяжело вздыхали, не смея роптать и жаловаться. Я делал все, что в моих силах, чтобы облегчить их страдания, но все это, конечно, была капля в море!" "В поезде была книга, в которую записывалась каждая перевязка. Я работал только на тяжелых. Легкие делали сестры. Когда я закончил свою службу на поезде, на моем счету было тридцать пять тысяч перевязок!

2 ведущий. Существует интересный анекдот о Вертинском…

1 ведущий. Кто этот Брат Пьеро? - спросил Господь Бог, когда ему докладывали о делах человеческих.

2 ведущий. - Да так... актер какой-то, - ответил дежурный ангел. - Бывший кокаинист.

1 ведущий. Господь задумался. - А настоящая как фамилия? - Вертинский? Ну, раз он актер и тридцать пять тысяч перевязок сделал, помножьте все это на миллион и верните ему в аплодисментах.

1 актёр. Рождение Пьеро

После возвращения в Москву Вертинский начал выступать в театре миниатюр номером «Песенки Пьеро». В качестве «ариэток Пьеро» он исполнял свои стихи, положенные им на музыку собственного сочинения: «Маленький креольчик», «Лиловый негр», «Ваши пальцы пахнут ладаном» (посвященные Вере Холодной), «Сероглазочка», «Минуточка», «Я сегодня смеюсь над собой», «За кулисами», «Дым без огня», «Панихида хрустальная», «Безноженка», «Бал господень», «Пес Дуглас», «Jameis», «Я маленькая балерина», «Кокаинетка».

Со своими песенками Александр Вертинский выступал в Петровском театре, в кабаре «Жар-птица», в театрах миниатюр.

Вертинскому удалось создать новый жанр, которого еще не было на русской эстраде. Привлекательным для публики был особенный стиль Александра Вертинского, его сценическая маска. С середины 1915 по конец 1917 артист выступал в гриме печального Пьеро. Казалось бы, белый Пьеро не годился для исполнения лирических и даже трагических песенок о любви, дружбе и смерти. Однако, для искусства серебряного века был характерен поиск маски, неповторимого образа в искусстве: желтая кофта Маяковского, бархатная блуза и кудри Блока, экзотическая поза Северянина - все это поиск маски, уникального места в искусстве.

Сам артист утверждал, что этот грим родился спонтанно, когда он и другие молодые санитары давали небольшие «домашние» концерты для раненых, и был необходим на сцене исключительно из-за сильного чувства неуверенности и растерянности перед переполненным залом. Эта маска помогала артисту входить в образ. Его Пьеро - комичный страдалец, наивный и восторженный, вечно грезящий о чем-то, печальный шут, в котором сквозь комичную манеру видны истинное страдание и истинное благородство. Вертинский с первых же мгновений своего появления на сцене уводил зрителей в свой призрачный мир. Впечатление дополняли умело созданные декорации и «лунный» свет.

Образ черного Пьеро появился позднее: мертвенно-белый грим на лице заменила маска-домино, а белый костюм Пьеро - совершенно черное одеяние с белым шейным платком. Новый Пьеро стал в своих песенках ироничнее и язвительнее прежнего, утратил наивные грезы юности, разглядел безучастность окружающего мира.

«Я сегодня смеюсь над собой»

Я сегодня смеюсь над собой...

Детской сказки наивной, смешной.

Я устал от белил и румян

И от вечной трагической маски,

Я хочу хоть немножечко ласки,

Чтоб забыть этот дикий обман.

Я сегодня смеюсь над собой:

Мне так хочется счастья и ласки,

Мне так хочется глупенькой сказки,

Детской сказки про сон золотой...

2 ведущий. В те годы Вертинский успешно снимался в немом кино на съемочной площадке он подружился со звездами русского кино. Одной из них была Вера Холодная. Как и все тогда Вертинский был неравнодушен к ней.

1 ведущий. Ей было посвящено много песенок, в том числе и "Ваши пальцы пахнут ладаном", но прочитав текст песни Холодная потребовала снять посвящение. Спустя несколько лет Вертинский узнал о смерти Веры Холодной и вернул посвящение.

2 ведущий. На несколько минут мы оставим Александра Вертинского и вспомним ёще одну звезду начала 20-го века. Веру Холодную. И ещё один юбилей!

Актриса родилась 5 августа года в Полтаве, а умерла 17 февраля в Одессе. В этом году исполняется 90 лет со дня смерти звезды русского кино.

2 актёр. «Молчи, грусть, молчи!»

У каждой эпохи есть свои кумиры. Но только рождение кинематографа позволило миллионам приблизиться к предмету своего обожания.

Вера Холодная снималась в кино всего четыре года — но ее до сих пор называют первой советской кинозвездой и культовой фигурой Серебряного века. Ее считали удачливой актрисой — но фильм о ней, снятый еще при жизни Веры Холодной, назывался «Тернистый путь славы». Она была нежной матерью и верной женой, но в истории отечественного кино она известна как «Раба любви».

Будущая кинозвезда родилась в Малороссии в дружной семье преподавателя гимназии Василия Левченко.

С детства она увлеклась балетом и уговорила родителей отдать ее в балетную школу при Большом театре, ее приняли сразу: каждое движение Верочки было полно грации и изящества.

Ей пророчили будущее великой балерины, но бабушка заявила, что добропорядочная девушка не должна заниматься «легкомысленным и безнравственным делом».

На смену балету пришло новое увлечение — театр. Вера играла во всех гимназических спектаклях и капустниках. Однажды, попав на спектакль с участием Комиссаржевской, Верочка заболела — от обилия впечатлений у нее поднялась высокая температура. Доктор посоветовал матери «оградить впечатлительную барышню от душевных потрясений» и подыскать ей подходящего мужа — спокойного и рассудительного, который вылечит ее от мечтательности и меланхолии.

Впрочем, долго искать его не пришлось. На выпускном балу семнадцатилетняя Верочка познакомилась с молодым юристом Владимиром Холодным, который читал ей стихи Гумилева и рассказывал о своем страстном увлечении автомобильными гонками. Ещё будучи студентом, он встретил Веру, подарив ей фамилию, которая станет вскоре известной всей стране.
Родители были против раннего замужества, но любовь оказалась сильнее родительского запрета. Фактически они прожили вместе только четыре года. Но все это время посвятили друг другу. Надо сказать, жизнь у них была довольно бурной. Владимир вместо юридической стези выбрал увлекательный, но в то же время и опасный вид деятельности — стал автогонщиком. Несколько раз он разбивался, но после выхода из лазарета снова садился за руль. Вскоре Вера и Владимир поженились, спустя два года у них родилась дочь, еще одну девочку они удочерили и зажили мирно и счастливо. Когда началась Первая мировая война, муж ушел на фронт. Вера осталась одна с двумя девочками. В киномастерскую Ханжонкова она пришла в поисках заработка. У нее были тонкие черты лица, драматичные, огромные, печальные глаза, красивые волосы. Максимум, на что она рассчитывала, — это на должность статистки в небольших эпизодах. Но режиссер фирмы Евгений Бауэр сразу разглядел в невысокой скромной молодой женщине будущую кинозвезду и утвердил ее на главную роль в мистической драме «Песнь торжествующей любви». Сразу после выхода фильма Вера Холодная стала звездой. Играла Вера Холодная остросюжетные трагические роли.

В самый разгар ее триумфа пришло известие — мужа тяжело ранили под Варшавой, его положение очень серьезное. Вера отправилась в госпиталь и целый месяц провела у постели мужа, Как только состояние его немного улучшилось, Вера поспешила в Москву. Фильмы снимались без перерыва. За четыре года она снялась в восьмидесяти фильмах. Публика штурмом брала кассы. Имя Веры Холодной на афишах заставляло людей десятки раз подряд смотреть салонные мелодрамы. Фильмы с ее участием приносили фантастические прибыли. Поэты Серебряного века посвящали ей романсы. Веру Холодную называли «капризной девочкой», «красной королевой», «саксонской игрушкой» и «мадонной из мрамора». Но при всей своей хрупкости Вера вовсе не была безвольной и капризной — она содержала огромную семью и была для близких поддержкой и опорой.

Её всегда окружала толпа поклонников — в нее влюблялись все, с кем сталкивала ее жизнь. Ей приписывали самые невероятные романы — с режиссерами и партнерами по фильмам. А она никогда не изменяла мужу.

Самый известный роман Веры Холодной — с начинающим поэтом Александром Вертинским. В то время никому не известный поэт привез звезде экрана письмо от мужа. Он представился как солдат санитарного поезда Александр Вертинский. И стал приходить к ней каждый день. Садился, смотрел на Веру и молчал.

Он посвящал ей песни — «Маленький креольчик», «Лиловый негр». Александр Вертинский и Вера Холодная часто выступали вместе. Многие недоумевали — что нашла утонченная красавица в этом худом, невзрачном, ничем не примечательном солдате?

Но не зря говорят, что танец красноречивее любых слов. Их коронным номером было танго — печальное и тревожное. В нем было так много невысказанного и нереализованного, что этот танец многие называли «тоской по несбывшемуся».

Одно из самых известных своих стихотворений — «Ваши пальцы пахнут ладаном» — Александр Вертинский посвятил своему кумиру. Это был реквием их любви.

В феврале 1919 года Вера Холодная снималась в Одессе — сразу в нескольких фильмах. В городе свирепствовала «испанка» — тяжелейшая форма гриппа, от которой не существовало лекарств. Лечил звезду экрана знаменитый профессор медицины, около гостиницы ежедневно дежурила многотысячная толпа. Но спасти Веру Холодную не удалось. 17 февраля 1919 года звезда немого кино скончалась. За гробом шли тысячные толпы. Похороны снимали на пленку - последний фильм Веры Холодной… Уже в марте ленту показывали во всех кинотеатрах. Фильм сохранился. Стремительная смерть актрисы 16 февраля 1919 года лишь подхлестнула волну слухов. Веру стали называть то французской шпионкой, которую расстреляли красные; то агентом ЧК, которую французский консул Энно убил с помощью букета белых лилий, чей запах смертелен; то говорили, что ее убили из ревности, что она отравлена деникинской контрразведкой, поскольку не скрывала «красных» взглядов.,

Христианское кладбище, на котором похоронили Веру Холодную, превратили в парк. Ее могилы не существует. Но осталась память о ней. Песни Вертинского. Пять ее фильмов и пленка с записью ее похорон.

По странному стечению обстоятельств год смерти Веры Холодной был официально признан годом рождения советского кинематографа. Но ей было уже все равно. Она навсегда осталась умолкшей королевой немого экрана. Она прожила очень короткую жизнь — всего 26 лет, из которых четыре посвятила кинематографу.

А еще остались невероятно трогательные строки Александра Вертинского.

Когда актриса впервые прочла слова романса «Ваши пальцы пахнут ладаном…», она попросила Александра Вертинского убрать строчку посвящения: «Я не хочу, чтобы меня несли в гробу!» Он выполнил её просьбу, вернув строку лишь тогда, когда Веры не стало.

2 ведущий. Вертинский не "бард", он только "поэт". Поэт, который исполнял свои стихи. Его тексты заставляют нас смеяться и плакать, и думать:

1 ведущий. "Почему не я это написал, и получится ли: так просто и так здорово". Белогвардейский генерал Слащов говорил о его стихах: «Господа, мы все знаем и чувствуем это, только не умеем сказать. А он умеет».

2 ведущий. В этом умении будто шутя играть сменой настроений, легко балансировать между кокетливой позой и естественностью осанки, между искусственностью манеры и подлинностью искусства - весь Вертинский, все обаяние его грациозного дара.

1 ведущий. «Ненужное письмо»

Приезжайте. Не бойтесь.

Мы будем друзьями,

Нам обоим пора от любви отдохнуть,

Потому что, увы, никакими словами,

Никакими слезами ее не вернуть.

Будем плавать, смеяться, ловить мандаринов,

В белой узенькой лодке уйдем за маяк.

На закате, когда будет вечер малинов,

Мы в горячих камнях черепаху поймаем,

Я Вам маленьких крабов в руках принесу.

А любовь — похороним, любовь закопаем

В прошлогодние листья в зеленом лесу.

И когда тонкий месяц начнет серебриться

И лиловое море уйдет за косу,

Вам покажется белой серебряной птицей

Адмиральская яхта на желтом мысу.

Будем слушать, как плачут фаготы и трубы

В танцевальном оркестре в большом казино,

И за Ваши печальные детские губы

Будем пить по ночам золотое вино.

А любовь мы не будем тревожить словами

Это мертвое пламя уже не раздуть,

Потому что, увы, никакими мечтами,

Никакими стихами любви не вернуть.

2 ведущий. Когда читаешь Вертинского, все время попадаются упоминания одежды, духов, аксессуаров. Это его "фишки" - смальта в мозаике.

1 ведущий. Стихи Вертинского «впору любому», каждый мог увидеть в них себя.

2 ведущий. Романс «Юнкера» родился у Вертинского в октябре 1917 года под впечатлением от гибели московских юнкеров.

1 ведущий. Он написал и исполнил эту элегию. В черной визитке, с траурным креповым бантом на рукаве. Стоял неподвижно, с закрытыми глазами и пел своих «Юнкеров», многие плакали. Романс возбудил интерес не только у зрителей, но и Чрезвычайной комиссии. «Это же просто песня, и потом, вы же не можете запретить мне их жалеть!», он получил четкий, лаконичный ответ в духе времени: «Надо будет, и дышать запретим!»

2 ведущий.

«То, что я должен сказать» («Мальчики, Юнкера»)

Я не знаю, зачем и кому это нужно,

Кто послал их на смерть не дрожавшей рукой!

Только так беспощадно, так зло и ненужно

Опустили их в Вечный покой!

Осторожные зрители молча кутались в шубы,

И какая-то женщина с искажённым лицом

Целовала покойника в посиневшие губы

И швырнула в священника обручальным кольцом.

Закидали их ёлками, замесили их грязью,

И пошли по домам - под шумок толковать,

Что пора положить бы уж конец безобразью,

Что и так уже скоро, мол, мы начнём голодать.

И никто не додумался просто стать на колени

И сказать этим мальчикам, что в бездарной стране

Даже светлые подвиги - это только ступени

В бесконечные пропасти, к недоступной весне!

Октябрь 1917, Москва

1 ведущий. Граждане! Будьте спокойны! Концерт продолжаться не будет. Приготовьте ваши документы». …Так закончился последний концерт Вертинского в Москве».

2 ведущий. В 1916 г. Вертинский пользовался уже всероссийской популярностью. К 1917 г. артист объехал почти все крупные города Российской империи. После революции 1917 Александр Вертинский пришел к выводу, что ему не ужиться с новой властью.

3 актёр. Четверть века без родины

Во Франции в то время к артистам относились как к высшим существам: со смесью гордости и восхищения. Александр Вертинский прожил здесь почти десять лет, с 1925 по 1934. Эта страна пользовалась, пожалуй, наибольшей любовью артиста после родной России: «…моя Франция - это один Париж, зато один Париж - это вся Франция! Я любил Францию искренне, как всякий, кто долго жил в ней. Париж нельзя было не любить, как нельзя было его забыть или предпочесть ему другой город. Нигде за границей русские не чувствовали себя так легко и свободно. Это был город, где свобода человеческой личности уважается… Да, Париж… это родина моего духа!»

Здесь Александр Вертинский выступал в «Большом Московском Эрмитаже», «Казанове», «Казбеке», «Шахерезаде». Именно на этот период приходится расцвет творческой деятельности артиста. В годы эмиграции им были созданы многие из его лучших песен: «Пани Ирена», «Венок», «Баллада о седой госпоже», «В синем и далеком океане», «Концерт Сарасате», «Испано-Сюиза», «Сумасшедший шарманщик», «Мадам, уже падают листья», «Танго «Магнолия», «Песенка о моей жене», «Дни бегут», «Piccolo Bambino», «Femme raffinee», «Джимми», «Рождество», «Палестинское танго», «Оловянное сердце», «Марлен», «Желтый ангел», «Ирине Строцци».

Здесь же он познакомился с Чаплином, Мэри Пикфорд, Марлен Дитрих, Гретой Гарбо. Во многом именно они подали Вертинскому мысль о гастролях в Америке. Осенью 1934 пароход «Лафайет» увез Александра Вертинского в Америку, он гастролировал в Нью-Йорке, Сан-Франциско, Лос-Анджелесе, Чикаго. Александр Вертинский был популярен не только в среде эмигрантов, он имел мировую известность, несмотря на то, что исполнял свои песни исключительно на русском языке. В октябре 1935 Александр Вертинский уехал в Китай в надежде обрести русского слушателя в лице большой эмигрантской общины в Шанхае. Здесь артист оставался до 1943, до своего возвращения в Советский Союз. Живя в Китае, Вертинский впервые в своей эмигрантской жизни узнал нужду. В жизни артиста наступил кризис. В этот момент Вертинского пригласили в советское посольство и предложили вернуться на родину, предъявив «официальное приглашение ВЦИКа. Это был 1937 год. В это же время артист начал работать в советской газете «Новая жизнь» в Шанхае, выступать в клубе советских граждан, участвовать в передачах радиостанции ТАСС, готовить воспоминания о своей жизни за рубежом.

26 мая 1942 года Александр Вертинский вступил во второй брак с Лидией Владимировной Циргвава. Вертинский отчаялся получить разрешение вернуться на родину, но в 1943 он предпринял последнюю попытку и написал письмо на имя В. М. Молотова. Разрешение было получено. В конце 1943 семья Вертинских вернулась в СССР.

В 1951 году Александр Вертинский стал лауреатом Сталинской премии.

«Бал Господен»

В пыльный маленький город, где вы жили ребенком,
Из Парижа весной к вам пришел туалет.
В этом платье печальном вы казались Орленком,
Бледным маленьким герцогом сказочных лет.

В этом городе сонном вы вечно мечтали
О балах, о пажах, вереницах карет
И о том, как ночами в горящем Версале
С мертвым принцем танцуете вы менуэт.

В этом городе сонном балов не бывало,
Даже не было просто приличных карет.
Шли года… Вы поблекли, и платье увяло,
Ваше дивное платье «Мезон Лавалетт».

Но однажды сбылися мечты сумасшедшие.
Платье было надето. Фиалки цвели.
И какие-то люди, за нами пришедшие,
В катафалке по городу вас повезли.

На слепых лошадях колыхались плюмажики,
Старый попик любезно кадилом махал, -
Так весной в бутафорском смешном экипажике
Вы поехали к Богу на бал.

1 ведущий. Он не уходит от людей в башню из слоновой кости, гранатовый павильон или на худой конец маленький домик эстета под Парижем, набитый диковинами. Он - не надломленный нарцисс или треснувшая ваза, он умеет радоваться сквозь слезы и любить жизнь.

2 ведущий. Может быть, поэтому, чем дальше, тем меньше у него в стихах становится духов и манто и тем больше строк, вроде «Любовь мою тихо и бережно я несу, как из церкви свечу».

4 актёр "Синяя птица любви"

Бессарабия, Франция, Палестина, Америка, Китай… И, наконец, долгожданное возвращение на Родину…

За четырнадцать лет на родине Вертинский спел около двух тысяч концертов. Он успел побывать в Сибири, на Урале, в Средней Азии, в Заполярье, даже на Сахалине. Он пел в театрах, в концертных залах, во дворцах культуры, на заводах, на стройках, в шахтах. Он много играл в кино: "Анна на шее", "Пламя гнева", "Кровавый рассвет", "Фата-Моргана", "Олеко Дундич"; записывал много пластинок. Он жил и работал на Родине, которая ему снилась в течение двадцати пяти лет, проведенных в эмиграции, его слушали русские люди - наконец-то сбылась самая заветная мечта артиста.

Постепенную утрату духовных иллюзий Александр Николаевич смог компенсировать вниманием публики и любовью к супруге Лидии, к двум дочерям - Марианне и Анастасии.

Недавно вышла в свет книга Лидии Вертинской "Синяя птица любви". Лидия Вертинская довела повествование до смерти мужа в середине 50-х годов. Его слова "После моей смерти будешь любить меня еще сильнее" оправдались вполне. В возрасте 18 лет вышла замуж за знаменитого певца-шансонье Александра Вертинского , который был старше ее на 34 года. Всю свою жизнь она посвятила мужу и семье. Дочь Марианна вспоминает: "…любовь их видели, это да. Отец, уезжая, каждый день писал маме письма - каждый Божий день! Она его боготворила, он, собственно говоря, сделал ее личностью, незаурядной женщиной. Ведь она вышла за него замуж в 18 лет! Он вылепил и воспитал ее, как Пигмалион Галатею. Замуж, овдовев в 34 года, мама больше не выходила, хотя предложения были - и очень хорошие. Но кого, скажите, она могла сравнить с Александром Николаевичем? Два года длилось его ухаживание за юной грузинско-русской красавицей Лидой Циргвава, родившейся в Харбине. Любовный напор был дополнен романом эпистолярным. Поэт и знаток слабой женской души, Вертинский в слове был столь же артистичен, как в жизни, и сердце избранницы завоевал на всю жизнь.

Мама ее предупреждала, что семейная жизнь со старым мужем будет недолгой. В 1955 окончила Художественный институт им. В. Сурикова. Работает в области эстампа, актриса кино.

Дебютировала Лидия Вертинская в кино в роли сказочной птицы Феникс в фильме "Садко". Ее будто неземная, таинственная, тонко "выточенная" внешность привлекала и в дальнейшем режиссеров сказочных фильмов. В "Новых приключениях Кота в сапогах" она была очаровательной колдуньей, а в "Королевстве кривых зеркал" - злобной придворной дамой. Дворянское происхождение Лидии Вертинской позволило ей с блеском сыграть роль Герцогини в "Дон Кихоте". Лидия Вертинская радуется, что получила профессию художницы. После смерти мужа в 57-м году зарабатывала на всю семью продажей эстампов и пейзажей. Повествование книги дополнено письмами Александра Вертинского и рассказами его дочерей и внуков. Человек пускает в землю корни, и те обретают причудливые живые формы.

5 актёр. Доченьки

У меня завелись ангелята,
Завелись среди белого дня.
Все, над чем я смеялся когда-то,
Все теперь восхищает меня!

Жил я шумно и весело - каюсь,
Но жена все к рукам прибрала,
Совершенно со мной не считаясь,
Мне двух дочек она родила.

Я был против. Начнутся пеленки...
Для чего свою жизнь осложнять?
Но залезли мне в сердце девчонки,
Как котята в чужую кровать!

И теперь с новым смыслом и целью
Я, как птица, гнездо свое вью
И порою над их колыбелью
Сам себе удивленно пою: -

Доченьки,доченьки,
Доченьки мои!
Где ж вы мои ноченьки,
Где вы соловьи?..

Много русского солнца и света
Будет в жизни дочурок моих,
И что самое главное - это
То, что Родина будет у них!

Будет дом. Будет много игрушек.
Мы на елку повесим звезду.
Я каких-нибудь добрых старушек
Специально для них заведу.

Чтобы песни им русские пели
Чтобы сказки ночами плели,
Чтобы тихо года шелестели,
Чтобы детства - забыть не могли!

Правда, я постарею немного,
Но душой буду юн как они!
И просить буду доброго Бога,
Чтоб продлил мои грешные дни.

Вырастут доченьки Доченьки мои...
Будут у них ноченьки, Будут соловьи!
А закроют доченьки Оченьки мои,
Мне споют на кладбище Те же соловьи!

Своим дочерям Вертинские стремились дать возможно лучшее образование, особое внимание, обращая на занятия музыкой и изучение иностранных языков. Анастасия Вертинская вспоминает о своем отце: "Он учил нас любить литературу, искусство, музыку, считал, что вне зависимости от того, кем его дочери станут во взрослой жизни, они обязаны быть разносторонне образованными".

Его дочери стали актрисами.

Анастасия Вертинская

Была замужем за Никитой Михалковым и за Александром Градским. Окончила Театральное училище им. Б. Щукина, актриса театра им. Вахтангова, театра "Современник". Народная артистка РСФСР.

В 1961 году, еще школьницей, Анастасия дебютировала в кино, сыграв главную роль Ассоль в фильме "Алые паруса" по повести Александра Грина, Вторая сыгранная ей роль принесла еще большую известность - Вертинская исполнила роль Гуттиэре в фантастической ленте "Человек-амфибия", поставленной по книге Александра Беляева.

Она исполнила роли Офелии в Шекспировском "Гамлете", Лизы Болконской в киноэпопее Сергея Бондарчука "Война и мир" Кити Щербацкой в "Анне Карениной". Нины Заречной в "Чайке" А.П.Чехова, Джемы в телесериале "Овод".

В 1989 году российские зрители смогли увидеть ее необыкновенное исполнение роли своего отца в задуманном и поставленном ею самой спектакле "Мираж, или Дорога русского Пьеро", приуроченном к 100-летию Александра Вертинского. Пьеса написана Анастасией Вертинской по книге воспоминаний отца.

Марианна Вертинская

В окончила Театральное училище им. Б. Щукина, работает в театре театра им. Евгения Вахтангова. В отношениях сестер - Анастасии и Марианны - никогда не было ни зависти, ни ревности. "Мы радовались успехам друг друга и огорчались, когда случались неудачи. Я предпочитала играть современных героинь, Настя - героинь прошлого. Мы, родные сестры, любили и любим друг друга. Встречаемся очень часто…", - говорит Марианна.

Снималась в фильмах:
Застава Ильича
Город мастеров
Семь невест ефрейтора Збруева
Капитан Немо
Одинокая женщина желает познакомиться
Наследницы

2 ведущий. Сегодня можно говорить о новом всплеске интереса широкой публики к творчеству актера и певца Александра Вертинского. Его произведения стали настолько популярны, что их начали исполнять даже музыканты, обычно тяготеющие к року. О своей жизни Вертинский почти все рассказал в своих песнях, воспоминаниях и письмах.

1 ведущий. Сегодня песни Вертинского, его ранние песни опять созвучны времени. Их поют Гребенщиков и Скляр, Богушевская и Свиридова и "Агата Кристи", Малинин и драматические актеры. Можно сказать, что в этом тысячелетии Александр Николаевич вернулся на свою родину еще раз.