Система упражнений " н и нн в различных частях речи". Урок-закрепление «Н и НН в прилагательных Нн в прилагательных и причастиях упражнения

Цели:

образовательная: закрепить знания по выбору одной и двух букв н в прилагательных, формировать навык работы с текстом;

развивающая: способствовать развитию мыслительных процессов (памяти, внимания, воображения);

воспитательная: способствовать воспитанию внимательного отношения к родному слову.

Ход урока

По следам домашних заданий.

А. однажды

Б. иногда

В. издавна

Г. время от времени

Подберите синонимы к слову отважный (смелый).

Подберите антоним к слову отважный (трусливый).

Индивидуальная работа.

Карточка №1.

Торжестве…ое собрание

серебря…ый колокольчик

карма…ые часы

глухари…ый ток

даль тума…а

обеде…ое меню

Карточка №2

(Не) глубокий овраг

совсем (не) удобный плащ

вовсе (не) глупый мальчик

(не) весёлый, а грустный человек

(не) брежный почерк

(не) уклюжий медвежонок

С последующей проверкой.

«О чём так говорят?»

Растения, которые собирают для приготовления лекарств (лекарственные)

Шкаф для одежды (платяной)

Почта, осуществляемая с помощью голубей (голубиная)

Цветы не натуральные, выполненные наподобие подлинных, живых (искусственные)

Меню, где указаны блюда, которые можно заказать на обед (обеденное)

Охота, которая ведётся с помощью ловчих ястребов (ястребиная)

Мельница, работающая с помощью силы ветра (ветряная)

Класс работает в тетрадях, а двое ребят у доски, не видя друг друга; затем проверка и самопроверка

2. Самостоятельная работа в форме выборочного диктанта.

Туманная луна поднялась уже высоко.

За лесом открывается песчаная равнина.

Тают на солнце длинные сосульки.

На том берегу желтеет овсяное поле.

Всюду пестрели гроздья журавлиного гороха и желтели чашечки куриной слепоты.

Город спал в эту ветреную ночь.

Алексей вдохнул знакомый запах авиационного бензина.

Под головой Жени лежала та же кожаная подушка.

Митраша пытается понять все общественные законы.

Капитан прищурил свои оловянные глазки.

3. Подведение итогов. Домашнее задание.

3.1. Подведение итогов.

Все ли секреты раскрыли прилагательные в рамках этой темы?

Нарисуем лестницу в 5 ступеней. Где находились в начале урока? А сейчас?

Домашнее задание.

ещё раз заглянуть в правило.


Комплексная работа с текстом.

(1) … люди подмечали особенности животных. (2) Звери…ые повадки нашли отражение в сказках, поговорках и крылатых выражениях. (3) Про отважных людей говорят, что у них орли…ые крылья за спиной. (4) Красивую шею называют лебеди…ой. (5) Некрасивую походку - ути…ой. (6) Такими выражениями богат русский язык. (7) В них сказалась исти…ая народная мудрость.

Как можно было бы озаглавить текст?

Вставить пропущенные буквы, объяснить свой выбор.

Какое слово должно открывать данный текст?

А. однажды

Б. иногда

В. издавна

Г. время от времени

Подберите синонимы к слову отважный.

Подберите антоним к слову отважный.

Укажите основы в предложениях 1, 2, 6, 7.

Замените словосочетания звери…ые повадки, орли…ые крылья, лебеди…ая шея, ути…ая походка синонимичными им по образцу: журавлиный клюв - клюв журавля.

Между 5 и 6 предложениями сделайте вставку, подходящими по смыслу предложениями или предложением.

ТРЕНИРОВОЧНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ «ПРАВОПИСАНИЕ Н\НН в СУФФИКСАХ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ И ПРИЧАСТИЙ».

Инструкция к выполнению. Упражнения № 1, 2, 3 выполняются в тетради. Упражнение № 4 - лист распечатать, выполнить и сдать мне.

Упражнение 1. Запишите словосочетания в две колонки. Первая - прилагательные или причастия с определяемыми словами; вторая - прилагательные или причастия с зависимыми словами. Укажите главное и зависимое слова. Укажите имена прилагательные буквой п.; отглагольные прилагательные о.п. Обозначьте суффиксы прилагательных и причастий. Сделайте вывод о правописании н\н в суффиксах отглагольных прилагательных.

Балованное дитя; крашеный забор; почищенный снег; снежная буря; варёный на пару; глиняный кувшин; прочитанная книга; организованный ученик; жареный на масле; суженый жених; выращенный кустарник; посажёный отец; очарованный странник; станционный смотритель; карманный фонарь; кожаная сумка; лечащий врач; раненный в руку; безветренный край; развеянный миф; гостиная комната; брошенный снежок; оклееный обоями; изнеженный ребёнок; малосолёная рыба; ветреная погода; пожаренный с маслом; искусная работа; масляные краски; приданое невесты; названый брат; овчинный тулуп; песчаный карьер; блинный пирог; покрашенный пол; уверенный труженик; печёный в золе; кованый сундук; жаренный в духовке; ледяной ветер.

ВЫВОД____________________________________________________________

Упражнение 2. Перепишите, вставляя пропущенные буквы. Обозначьте основу предложения. В скобках укажите слово, от которого образовано слово с пропущенной буквой, укажите часть речи. Сделайте вывод о правописании н\нн в кратких прилагательных и причастиях.


  1. Экскурсия прошла организова…но. 2. Собрание организова…но студентами. 3. Сегодня тума…но и ветре…но. 4. Ученик сбивался и отвечал пута…но. 5. Работа выполнена квалифицирова…но. 6. Поле уже вспаха…но. 7. Студенты слушали рассея…но. 8. Нельзя слишком самонадея…но вести себя. 9. Производство полностью налаже…но. 10. Они отвечали увере…но. 11. Поля засея…ны яровыми. 12. Кругом было пусты…но. 13. Победители соревнования удостое…ны наград. 14. Жители взволнова…ны различными акциями. 15. Дорога дли…на. 16. Работа оконче…на. 17. Дети окруже…ны вниманием. 18. Всё продума…но и взвеше…но до мелочей. 19. Движения спортсмена увере…ны и продума…ны.
ВЫВОД _____________________________________________________________

Упражнение 3 . Перепишите, вставьте пропущенные буквы. Обозначьте суффиксы причастий и глаголов. Укажите, от какого глагола образовано причастие. Сделайте вывод о правописании суффикса перед н\нн.

Подстреле…ная утка; вырубле…ный сад; оклее…ный обоями; простреле…ная рука; замеша…ный в преступлении; замеше…ное в кастрюле тесто; замеша…ный в делах; смеша…ный с песком; навеша…ная дверь; перемеша…ная глина; расстреля…ные патроны; увенча…ный успехом; взлелея…ный родителями; овея…ный тайной; назначе…ный срок; вырубле…ный лес.

ВЫВОД_ __________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________


  1. ФИО _____________________________________________________класс_____
Упражнение 4. Вставьте пропущенные буквы. Подчеркните основу предложения. Графически объясните написание н\нн в прилагательных, причастиях и наречиях.

  1. Ледя…ной ветер с гулом проносится над головой. 2. Хорошо прокопчё…ные мясные продукты долго сохраняются. 3. Ране…ный в ногу заяц стал хромать. 4. Интересы обитателей острова были ограниче…ны. 5. Обязанности её ограниче…ны кругом семейных забот. 6. На грядках торчали прутья, перепута…ные горохом. 7. Засея…ные ранней весной полястали покрываться зелёными всходами. 8. Ярмарка организова…на спонсорами. 9. Картины, развеша…ные в зале, поражали яркими красками. 10. На берегу моря виднелся камень, обвеша…ный водорослями и тиной. 11. Укус беш…ной собаки опасен. 12. В нашем городе все улицы мощё…ные. 13. Грибы, сушё…ные на солнце, не то, что высуше…ные в печке. 14. Их лица были спокойны и сдержа…ны. 15. Ото всюду слышен бараба…ный бой. 16. Она очень медле…но говорит по-русски.

Упражнение 1.

Запишите прилагательные, вставляя -н- или -нн- ..

Дисциплинирова…ый, ветре…ый, време…ный, тума…ый, открове…ый, дружелюб…ый, мужеств…ый, вниматель…ый, удивле…ый.

Упражнение 2.

Образуйте от имен существительных прилагательные, расположите их в алфавитном порядке. Поставьте в словах ударения.

Земля, трава, кость, ремесло, обед, топор, слюда, кожа, полотно, торжество, правительство, единство, государство, отечество, огонь, глина, солома, тыква, клюква, береста, вода, жесть, лед, лен, песок, дерево, рожь, серебро, шерсть, маневры.

Упражнение 3.

От полных причастий образуйте краткие причастия мужского, женского, среднего родов. Подчеркните суффиксы причастий.

Запакованный, устроенный, выкрашенный, построенный, закутанный, проложенный, выкроенный, отделенный, выделенный.

Упражнение 4.

Н или НН? Глаже…ая, разреза…ые, выглаже…ая, разреза…ые, ноше…ая, суше…ые, удлине…ая, сорва…ые, стира…ая, краше…ая, мороже…ые, вяза…ая.

Упражнение 5.

Спишите, подчеркните и объясните правописание н или нн .

Жаре…ый гусь, поджаре…ая колбаса, жаре…ые в масле пирожки, писа…ый красавец, вписа…ый треугольник, писа…ый художником, организова…ая спонсорами ярмарка, тка…ая скатерть, ткан..ая золотом скатерть, забракова…ые товары, военизирова…ый отряд, воспита…ый человек, дистиллирова…ая вода, расклее…ые афиши, дисквалифицирова…ый спортсмен, незва..ый гость, связа…ый пленник, завербова…ый агент, сдела…ая надпись, варе…ый в мундире картофель, купле….ые в магазине вещи.

Упражнение 6.

Вставьте пропущенные буквы. Объясните правописание н и нн в причастиях и отглагольных прилагательных.

Балова...ый ребенок, замаскирова...ый вход, плете...ая корзина, измуче...ый вид, груж...ая дровами машина, груже...ая машина, нагруже...ая машина, стреля...ая дичь, неслыха...ые обстоятельства, ране...ый в руку солдат, гаше...ая известь, негаше...ая известь, назва...ый брат, моще...ая дорога, писа...ые акварелью картины, ране...ый боец, переплавле...ый металл, асфальтирова...ая улица, посоле...ая закуска, ноше...ая шляпа, поноше...ые ботинки, оплете...ый плющом забор, взволнова...ый разговор, броше...ый камень, нечая...ая встреча, купле...ый товар, отправле...ое по факсу письмо, изыска...ые экономистами ресурсы, застрахова...ое имущество, непредвиде...ые обстоятельства, оказать вооруже...ое сопротивление, довере...ое лицо, дипломирова...ый специалист.

Упражнение 7.

Спишите, вставляя пропущенные Н или НН.

1) Подоко_ик, избалова_ый, медле_ый, свяще_ый, масля_ый, сея_ый, задушев_ость, вселе_ая, покло_ик, мороже_ое, стреля_ый, трансляцио_ый , революцио_ый, ваго_ый, ши_ый, дарстве_ая, операцио_ая, чи_ый, райо_ый, миллио_ый, жарго_ый, осли_ый, соколи_ый, змеи_ый, лицензио_ый, слоё_ый, она вполне совреме_а.

2) Наив_ость, пода_ый, полуобразова_ый, жела_ый, нечая_ый, конопля_ый, вея_ый, ю_ый, апелляцио_ый, эволюцио_ый, коллекцио_ый, пого_ый, благочи_ый, рути_ый, суко_ый, сезо_ый, пятиалты_ый, фурго_ый, орли_ый, со_ик, пчели_ый, диверсио_ый, пода_ый, пенсио_ый, топлё_ый, подчине_ый, девочка избалова_а.

Упражнение 8.

Спишите, вставляя Н или НН..

Освеще_ая площадка, рассея_ый ученик, приведе_ый пример, купле_ый товар, ране_ый боец, краше_ая блондинка, перекраше_ые стены, некраше_ый пол, организова_ая спонсорами, рва_ая куртка, оторва_ый рукав, лома_ая линия, слома_ая игрушка, встревоже_ый известием, исправле_ая ошибка, реза_ая рана, подреза_ые деревья.

Рассортирова_ый, суше_ый, подсуше_ый, полирова_ый, туше_ый, оглуше_ый, точе_ый, подточе_ый, туше_ый в гусятнице, травмирова_ый, глаже_ый, фарширова_ый, посеребре_ый , кале_ый, раскроше_ый, реза_ый, размассирова_ый, маза_ый, крошеч_ый.

1. От глаголов засеять, потерять, развешать, нахмурить, развеять, приглушить, связать, обтесать, прищурить, сморщить, сгорбить образуйте полные и краткие страдательные причастия прошедшего времени, обозначьте в них условия выбора изучаемой орфограммы.

2. А,Я или Е?

3.

Упражнения по теме «Правописание Н и НН в причастиях, отглагольных прилагательных»

Упражнение 1.

От полных причастий образуйте краткие причастия мужского, женского и среднего рода.

Собранные улитки,

затоптанный ковер,

сожженные свечи,

найденный капкан,

закопанный клад,

затопленная печь,

освещенный коридор,

порабощенный народ,

освобожденная страна,

засушенный гербарий,

выброшенные на ветер деньги,

купленный билет,

связанный свитер,

разработанный план,

украшенная елка,

оставленный замок,

загнанные лошади.

Упражнение 2.

Объясните различия в написании созвучных слов (укажите части речи).

    Девочка хорошо воспитана родителями. Девочка послушна и воспитанна.

    Встреча выпускников нашей школы была организована и в этом году. Эта ученица дисциплинированна и организованна.

3) Грозовая туча была рассеяна ветром, и снова засверкало солнце. Ты вчера была рассеянна, когда говорила со мной.

Упражнение 3.

Замените придаточные предложения причастными оборотами. Причастные обороты и определяемые слова обозначьте графически.

Образец. Возьми в дорогу чемодан, который я принес тебе вчера. - Возьми в дорогу чемодан, принесенный мною тебе вчера.

    Все заинтересовались докладом по нанотехнологии, который был сделан профессором.

    На полях, которые были засеяны кукурузой, показались всходы.

    В квартире, которая недавно освободилась, устроили ремонт.

    Мы отдыхали в беседке, которую нашли в конце аллеи.

Упражнение 4.

1)Вставьте Н или НН.

2)Перестройте словосочетания в предложения со сказуемым - кратким причастием или прилагательным. Образец: реш ... ная задача - задача решена.

Выращ...ные овощи, законч...ная дискуссия, утер...ная расписка, своеврем...ная помощь, прекрасно сыгр...ная роль, объявл...ные результаты соревнования, высуше...ное белье, слома...ная хулиганами скамья, заброш...ные на чердак лыжи, избалова...ная гастролерами публика, получ...ная вечером телеграмма, серьезные и озабоч...ные лица.

Упражнение 5.

Вставьте пропущенные буквы. Укажите краткие прилагательные и краткие причастия.

1) Игра актера была проникнове...а и взволнова...а. 2) Для рассмотрения жилищных вопросов образова...ы специальные комиссии из представителей заинтересованных ведомств. 3) Сыновья ее грубы и необразова...ы. 4) Сибиряки обычно всегда сдержа...ы. 5) Сюжеты некоторых произведений сложны и запута...ы. 6) Суд не усмотрел в данном деле состава преступления, и обвиняемые были оправда...ы. 7) Чрезвычайные меры в условиях шторма были необходимы и вполне оправда...ы.

Упражнение 6.

Вставьте Н или НН в наречия, образованные от прилагательных и причастий.

Испуга_о, отчая_о, организова_о, попар_о, надума_о, озор_о, несомне_о, звуч_о, бесшум_о, зауче_о, собра_о, притвор_о, тума_о, искаже_о, рассерже_о, убра_о, обдума_о, растеря_о, огорче_о, наполне_о.

Какие два слова не являются наречиями? Какой частью они являются? Как это влияет на написание Н и НН?

Упражнение 7.

Раскройте скобки и вставьте, где нужно Н или НН (укажите над этими словами части речи. Будьте внимательны: здесь есть наречия!)), а также другие пропущенные буквы.

Девочка смуще_о улыбнулась.2) Танцовщица двигалась грациоз_о, медле_о, изящ_о. 3) Как только гости разошлись, сразу стало как(то) пусты_о. 4) Зрители стали хлопать преждевреме_о. 5) Мужчине плакать (не)прилич_о. 6) Любил я тай_о. 7) Хвалу приемли равнодуш_о. 8) Напрас_о пророка о тени он просит. 9) И медле_о жгли их до утра огнем. 10) Он отнесся к нам благоскло_о. 11) И многие годы (не) слыха_о прошли.12) Она выглядит роскош_о.13) Все вокруг было очень таинстве_о. 14) Тоску изгнанья мы делили друж_о. 15) Но веч_о любить (не)возмо_о. 16) Есть речи – значенье тем_о иль ничтож_о, но им без волненья внимать (не)возмож_о. 17) Она смотрела на меня изумле_о. 18) Я заходил постоя_о в аптеку. 19) Нельзя рассказывать моното_о.

Тест№1 . Правописание Н и НН в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных

1. Обозначьте строчку, где пишется НН

1) Изране…ый солдат, подкова…ая лошадь

2) Реше…ая задача, краше…ый забор

3) Писа…ый портрет, коше…ый луг

4) Слома…ый велосипед, жаре…ая рыба

2. Обозначьте строчку, где пишется НН

1) Подметё…ый пол, плетё…ая корзина

2) Рва…ая куртка, варё…ый картофель

3) Топлё…ое молоко, газирова…ая вода

4) Высуше…ое растение, посеребрё…ая тарелка

3. Обозначьте строчку, где пишется НН

1) Замеше…ое тесто, рассея…ые семена

2) Сушё…ая ягода, пересоле…ый суп

3) Кова…ое железо, раскалё…ый уголь

4) Точё…ый карандаш, наполне…ое ведро

4. Обозначьте строчку, где пишется Н

1) Солё…ые в бочке помидоры, Жёва…ый листок

2) Жаре…ое мясо, высуше…ое бельё

3) Ноше..ое платье, кипячё…ое молоко

4) Окружё…ый лесом, лакирова…ая мебель

5. Обозначьте строчку, где пишется Н

1) Заплака…ые глаза, просмотре…ый фильм

2) Исправле…ая работа, изображё…ые фигуры

3) Краше…ый забор, чита…ая книга

4) Размеше…ые краски, перепечата…ый материал

6. Обозначьте строчку, где пишется Н

1) Организова…ая экскурсия, построе…ое здание

2) Развея…ые ветром, услыша…ый шорох

3) Асфальтирова…ый, среза…ая ветка

4) Рва…ая рана, пиле…ый лес

7. Обозначьте строчку, где пишется Н

1) Тяжело гружё…ые, изране…ый человек

2) Лома…ая линия, очень рва…ый рукав

3) Опрпавда…ый человек, взбешё…ый решением

4) Пута…ый кустарник, плетё…ая корзина

8. Обозначьте строчку, где пишется Н

1) Призы завоёва…ые, взабаламуче…ая вода

2) Смягчё…ая вода, запряжё…ые кони

3) Вяза…ые варежки, мочё…ое яблоко

4) Застрое…ый район, лома…ая линия

9.Обозначьте строчку, где пишется Н

1) Обиже…ый ребёнок, растеря…ый вид

2) Несея…ые травы, варё…ое яйцо

3) Опозна…ый объект, жаре…ый гусь

4) Ограниче…ая ответственность, озадаче…а проблемой

10.Обозначьте строчку, где пишется НН

1) Усыплё…ая бдительность, унесё…ый ветром

2) Белё…ые стены, испечё…ый пирог

3) Гружё…ая машина, ощипа…ый гусь

4) Уреза…ые средства, вписа…ая фраза

11. Обозначьте строчку, где пишется НН

1)Освещё…ая улица, сушё…ые ягоды

2)Пиле…ые доски, взъероше…ые воробьи

3)Облегчё…ый вариант, озадаче…ый работой

4)Изобретё…ый двигатель, гашё…ая известь

12. Обозначьте строчку, где пишется НН

1) Семена посаже…ы, печё…ая в духовке

2) Толчё…ые сухари, очень пута…ая дорога

3) Оклевета…ый толпой, паре…ые в духовке

4) Сморще…ое лицо, копчё…ое мясо

13. Обозначьте строчку, где пишется НН

1) Жаре…ый лещ, помещё…ые сувениры

2) Золочё..ый браслет, аккуратно точё…ый

3) Свеше…ый с балкона флаг, заброше…ый родник

4) Сушё…ые ягоды, расположе…ый рядом

14. Обозначьте строчку, где пишется Н

1) Выжже…ые травы, окружё…ый друзьями

2) Свежемороже…ое мясо, стреля…ая гильза

3) Непроше…ый гость, промасле…ая бумага

4) Удвое…ый капитал, сверже…ый монарх

15. Обозначьте строчку, где пишется НН

1) Купле…ый шоколад, утрамбова…ая дорожка

2) Зва…ый ужин, распиле…ое бревно

3) Рыхлё…ая почва, вытопта…ый газон

4) Отпечата…ое воззвание, краше…ый зал

Тест №2

1 . В каком слове пишется одна Н?

1) закопчен...ые стены

2) трава подстрижен...а

3) неждан...ый

4) слышан...ая мною история

2. В каком слове пишется одна Н?

1) свежезаморожен...ые овощи

2) швы отстрочен...ы

3) перевязан...ая рука

4) вязан...ые бабушкой носки

3. В каком слове пишется одна Н?

1) общепризнан...ое мнение

2) сушен...ые в печи грибы

3) стилизован...ый интерьер

2) Задача решен...а правильно.

3) Девушка хорошо воспитан...а родителями.

4) Учительница строга и сдержан...а

7. В каком предложении содержится слово с двумя НН?

1) Участки застроен...ы.

2) У работников предприятия ненормирован...ый рабочий день.

3) Во двор въехала гружен...ая машина.

4) Поля засеян...ы пшеницей

8. В каком ряду есть «третье лишнее»?

1) куплен...ые книги, избалован...ый ребенок, сушен...ые на солнце яблоки

2) нехожен...ые тропы, незван...ые гости, трава скоше...а

3) подписан...ый договор, решен...ая задача, желан...ый ребенок

4) исключен...ый из школы, коротко стрижен...а, бешен...ая скорость

9. На месте каких цифр пишется НН?

В конце 19 века Александром Паншиным были сконструирова(1)ы невида(2)ые, удлине(3)ые коньки, которые и позволили ему победить фи(4)ского и норвежского скороходов.

а) 1,2; б) 2; в) 2,3; г) 3,4

10. На месте каких цифр пишется НН?

Может быть, коньки назва(1)ы коньками именно потому, что в старину делали деревя(2)ые коньки, украше(3)ые завитком в виде лошади(4)ой головы.

а) 1,2; б) 2,3; в) 1, 2, 3; г) 3, 4

ОТВЕТЫ:

1 – 1, 2 -4 , 3 -1 ,4 – 3, 5 -3 , 6 -4 ,7 -4 , 8 -3 ,9 -2 ,10 -1 ,11 -3 ,12 -3 ,13 -3 ,14 – 2,15 -1

1. От глаголов засеять, потерять, развешать, нахмурить, развеять, приглушить, связать, обтесать, прищурить, сморщить, сгорбить образуйте полные и краткие страдательные причастия прошедшего времени, обозначьте в них условия выбора изучаемой орфограммы (см. образец в рамке). Составьте два сложных предложения с причастиями, которые можно использовать при описании внешности.

2. Выпишите сначала причастия с буквами а и я на месте пропусков перед нн и н , затем - с буквой е . Составьте три словосочетания «причастие + существительное» и два предложения со сказуемым - кратким причастием.

Занавеш..нное, засе..нное, подвеш..нная, намыл..нный, разрез..н, разреж..нные (всходы), вспах..нное, выков..н, выточ..н, обяз..нный, проглоч..нный, увид..нный, потуш..нный, постро..на, вытащ..нный, затопл..н, сколоч..нный, спрят..нный, подар..нный, замеш..нное (тесто), замеш..нный (в плохом деле).

3. Проверьте себя! Спишите, вставляя пропущенные буквы, обозначая суффиксы причастий. Обоснуйте выбор пропущенных гласных, записывая рядом с причастиями глаголы, от которых они образованы.

Выкач..нное из гаража колесо. Выкач..нный из шины воздух. Замеш..нное тесто. Замеш..нный в преступлении человек. Занавеш..нное окно. Развеш..нные картины. Навеш..нная дверь. Выслуш..нные пожелания. Высуш..нное бельё. Застро..нный микрорайон. Хорошо насто..нный чай. Рассе..нные ветром тучи.

Данный вид работы предполагает повторение по теме "Правописание -Н- и -НН- в разных частях речи". Занятие можно использовать при подготовке к ГИА, при разборе задания А7.

Дистанционное занятие состоит из двух частей:

1-ая часть - теоретический материал в виде таблиц и схем, представлена презентация;

2-ая часть - упражнения по теме занятия.

Учащиеся получают задание через электронный дневник, сдавать работу могут также через электронный дневник (журнал), могут пересылать на электронную почту учителя или сдавать в распечатанном виде.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дистанционное занятие по русскому языку, подготовка к ГИА

ТЕМА: « Правописание Н и НН в разных частях речи. А 7»

Задание № 1 (теория)

Ознакомиться с презентацией по теме «Правописание Н и НН в разных частях речи» (повторение)

Задание № 2 (теория)

Разобрать таблицы, помогающие освоить алгоритм определения написания Н и НН в разных частях речи

Задание № 3 (практическое)

Вставить пропущенные буквы в упражнениях, используя в работе материалы презентации и таблиц.

Упражнение 1.

Вставить Н или НН (слова с выделенными буквами – образец выполнения)

Авиацио нн ый парад, активный сторо….ик, багря….ый лес, безветре….ый день, белый песча….ик, быстрая ко….ица, великий путешестве….ик, веселый имени….ик, ветря….ой двигатель, ветре….ый человек, вечный стра….ик, восторже….ый отзыв, гости….ый гарнитур, густой ряби….ик, деревя….ый дом, звери….ый рык, искре….ий покло….ик, кожа….ый кошелек, конопля….ое масло, костя….ой клей, листве….ый покров, маши….ое отделение, молодой дружи….ик, обыкнове….ый случай, овся….ая каша, орли….ый взор, отличный ко….ик, печа….ый пляж, письме….ый ответ, ране….ый пле…ик, румя….ый малыш, сви….ое сало, серебря….ый сервиз, старый гриве….ик, стекля..ый стакан, сухой конопля….ик, теплый предба….ик, торфя….ое болото, уютная гости….ца, экскурсио….ая поездка.

Упражнение 2.

Опять «роман»! Если бы не интригующее название, то и читать не стоило бы. Придется вставлять Н или НН.

«Спать после обеда вредно»

Однажды безветре….ым осе….им днем уче….ик художестве….ой школы, ю….ый и румя….ый путешестве….ик. ехал смотреть парад отечестве….ой авиацио….ой техники. Он в беше….ом темпе крутил педали велосипеда. Быстро промелькнули багря….ый лес. Ветря….ая мельница, песча….ые и каме….ые отмели, речки с деревя….ыми баньками и предба….иками, водя….ыми мельницами.

Преодолев дли….ый путь, ю….ый путешестве….ик устроил себе обеде….ый перерыв. На пусты….ом берегу недалеко от торфя….ка, рядом с густым ряби….иком, сел на соломе….ый матрац небольшой дли….ы и лостал из берестя….ой котомки ржа….ой хлеб. Оладьи из бли….ой муки и сви….ой окорок с пря….остями. Вынул стекля….ый стаканчик. Глиня….ый кувшин с тыкве….ым соком, оловя….ую миску, стари….ую серебря….ую ложку и костя….ую вилку. Из кожа….ого чехла взял карма….ый ножичек, нарезал веток и на костре сварил овся….ую кашу.

Пообедав, прилег и уснул. Снится ему тума….ый весе….ий день. Он в необыкнове….ой гости….ице. Искусстве….ые цветы и карти….ые галереи, прекрасные ко….ые статуи всадников. Фонтаны с ледя….ой водой и сады с лимо….ыми деревьями, ухоженные невидимыми труже….иками. Ходит он, словно имени….ик, и всему радуется. Но восторже….ое настроение постепе….о сменяется беспричи….ым страхом. Поскольку во всей гости….ице он единстве….ый человек. Чувствуя себя пле….иком и муче….иком, он попробовал открыть окно в гости….ой. Урага….ый ветер ворвался в комнату, сдул с письме….ого стола письма покло….иков, закатил в мыши….ую норку гриве….ик и …

Тут ю….ый путешестве….ик проснулся, понял, что все это – обыкнове….ый сон, а беспричи….ый страх имел свои основания, так как еще немного – и он, как ветре….ый человек, пропустил бы торжестве….ое открытие парада. Еще беше….ее закрутил он педалями велосипеда и, молодец, успел вовремя!

Предварительный просмотр:

Н и НН в прилагательных, отглагольных прилагательных, страдательных причастиях прошедшего времени; причастиях, которые перешли в разряд прилагательных

НН

Прилагательные, образованные от существительных

1) -ин-, -ан-, -ян-
журавли н ый
глиня н ый
кожа н ый

искл.: оловя нн ый
стекля нн ый
деревя нн ый

2) краткая форма:
столько, сколько в полной
силь н ый – силь н а

1) -онн-, -енн-
экскурсио нн ый
соломе нн ый

искл.: ветре н ый , но
безветре нн ый

2) основа на Н + суф. Н
камен ь – камен+н ый

3) краткая форма:
столько, сколько в полной
тума нн ая – тума нн а

Отглагольные прилагательные

1) от глаголов несов. вида
вяза н ый (вязать)
2) нет приставки
вяза н ый
3) нет зависимого слова
вяза н ый шарф
4) нет – -ова-, -ева-, -ирова-
вяза н ый

_______________

Страдательные причастия прошедшего времени

1) краткая форма

связа н
покраше н

1) полная форма
(от глаголов сов. вида)
связа нн ый (связать)
2) есть приставка
покраше нн ый
3) есть зависимое слово
(от глаголов несов. вида)
вяза нн ый спицами шарф
4) есть – -ова-, -ева-, -ирова-
марин ова нный
асфальт ирова нный

Причастия, которые перешли в разряд прилагательных

___________

1) полная форма

рассея нн ая девочка

2) краткая форма
девочка рассея нн а

    Тип урока: урок изучения новых знаний.

    Оборудование урока (Приложение 1).

    ХОД УРОКА:

    I. Организационный момент.

    II. (Слайды № 2-3)

    Упражнение 1. Дайте правильный ответ.

    А) Имя прилагательное

    Б) Имя существительное

    В) Глагол.

    Книга - наш надёжный помощник.

    А) первое

    Б) третье

    В) четвертое.

    А) верного (друга)

    Б) о хорошей (книге)

    В) интересный (сюжет).

    А) сказуемое

    Б) дополнение

    В) определение.

    А) по родам

    Б) по числам

    В) по спряжению.

    А) красивее

    Б) богатейший

    В) более интересный.

    Упражнение 2. Задание:

    I вариант

    II вариант

    (Слайд № 5)

    (Слайд № 6) Имена прилагательные образуются от разных частей речи с помощью суффиксов. Например: картина - картинный, весна - весенний, двое - двойной, авиация - авиационный. Когда пишется Н, а когда НН?

    торжество - …;

    осень - …

    дерево - …;

    конституция - …;

    глина - …;

    лебедь - …

    2. Физпауза (Слайд № 9)

    Потрудились - отдохнём,

    Встанем, глубоко вздохнём.

    Руки в стороны, вперёд,

    Влево, вправо поворот.

    Три наклона, прямо встать.

    Руки вниз и вверх поднять.

    Руки плавно опустили,

    Всем улыбки подарили.

    . (Слайд № 10)

  • з елёный
  • синий
  • пряный
  • свиной
  • багряный
  • бараний
  • фазаний
  • румяный
  • тюлений

ценная вещь - вещь ценна

ветреная погода - погода ветрена

Но в краткой форме прилагательных мужского рода всегда пишется одно н:
мужественный - мужествен, осторожный - осторожен.

Формулировка правила:

законные документы - документы законны

длинная нить - нить длинна

длинное слово- слово длинно

румяное яблоко -

румяный человек -

румяная щека -

  1. Сегодня ветре.ая погода.
  2. Дорога покрыта ледя.ой коркой.
  3. Я живу в каме.ом доме.
  4. Тот исти. ый друг, кто честен и прям.
  5. Мы пошли на земля.ой вал.

7. Выпишите прилагательные, у которых в суффиксе две Н, а потом прилагательные с одной Н в суффиксе. (Слайд № 14)

Станции…ый, кури.ый, торжестве…ый, овся…ый, обеде…ый, оловя…ый, кожа…ый, деревя…ый, звери…ый, торфя…ой, экскурсио…ый, письме…ый, стекля…ый, песча…ый.

8. Взаимопроверка . (Слайд № 15)

9. Буквенный диктант. (Слайд № 16)

  • торжественный
  • ветреный
  • туманный
  • ледяной
  • организационный
  • лебединый
  • кожаный
  • стеклянный
  • багряный

10. Проверка: (Слайд № 17)

1 вариант

1. тума.ая погода

2. ветре.ый день

3. пря.ый запах

4. кури.ый бульон

5. маши.ая работа

6. болезне.ое состояние

7. здание совреме.о

8. стари.ые часы

2 вариант

1. ю.ое лицо

2. ледя.ая гора

3. вещь це.а

4. петуши.ые бои

5. жестя.ая коробочка

6. жизне.ая драма

7. величестве.ая колонна

8. лебеди.ый крик

(Слайд № 20) Оценка:

С чем познакомились в ходе урока? Чему научились? (с правописанием Н и НН в суффиксах прилагательных, научились различать, когда писать в прилагательных одну Н, а когда две Н.) (Слайд № 21)

Было интересно.
Было трудно.
Я выполнял задания.
Теперь я могу.
Я научился.

VII. Домашнее задание.

Просмотр содержимого документа
«Н и НН в прил»

Тема урока: Правописание Н и НН в прилагательных.

Цели урока:

    Образовательная : познакомить учащихся с орфограммой «Правописание Н и НН в суффиксах прилагательных».

    Развивающие : совершенствовать умения применять орфограмму; развивать умение излагать свои мысли, аргументировать, доказывать, а также умение выслушать друг друга, формировать орфографическую зоркость, обогащать словарный запас учащихся.

    Воспитательная : воспитывать внимательность, самостоятельность и любознательность.

Тип урока: урок изучения новых знаний.

Оборудование урока : мультимедийный проектор, карточки с правилами, памятками, презентация «Н и НН в прилагательных» PowerPoint (Приложение 1).

ХОД УРОКА:

I. Организационный момент.

(Слайды № 2-3)

Упражнение 1. Дайте правильный ответ.

1) Какая часть речи называет различные признаки предметов?

А) Имя прилагательное

Б) Имя существительное

В) Глагол.

2) Какое слово называет признак предмета?

А) первое

Б) третье

В) четвертое.

3) Найдите имя прилагательное, стоящее в начальной форме:

А) верного (друга)

Б) о хорошей (книге)

В) интересный (сюжет).

4) Каким членом предложения является имя прилагательное в полной форме?

А) сказуемое

Б) дополнение

В) определение.

5) Имя прилагательное не изменяется

А) по родам

Б) по числам

В) по спряжению.

6) Найдите прилагательное в превосходной простой степени:

А) красивее

Б) богатейший

В) более интересный.

7) Найдите ряд с притяжательными прилагательными:

А) волчий вой, заячий тулуп, лисья речь

Б) оленьи рога, рыбачий улов, бабушкин пирог

В) стиральная машина, мясной бульон, лисья нора.

Упражнение 2. Задание:

Определить написание НЕ с прилагательными и объяснить.

I вариант

Лёгкий туман лёг на (не) широкую речку. Туман стал (не) плотным, а каким-то розоватым. С гор сбегает совсем (не) широкий ручей. Это была вовсе (не) высокая гора.

II вариант

Мы пошли вовсе (не) ближней толпой. Это была совсем (не) высокая скалистая гора. Мы перешли через (не) глубокий, а мелкий овраг. Из тумана выступили (не) большие кусты.

III. Объявление темы урока, постановка целей, обозначение проблемы. (Слайд № 5)

(Слайд № 6) Имена прилагательные образуются от разных частей речи с помощью суффиксов. Например: картина – картинный, весна – весенний, двое – двойной, авиация – авиационный. Когда пишется Н, а когда НН?

IV. Изучение правила по таблице (Слайд № 7) (таблица у каждого ученика)

1. Суффиксы –АН, –ЯН, –ИН

кожАНый ГлинЯНый ГусИНый

1. Исключения: деревЯННый

стеклЯННый

оловЯННый

2. Исключение: ветрЕНый

2. Суффиксы –ЕНН, –ОНН:

соломЕННый, революциОННый

3. Н в корне + Н в суффиксе: чугуННый

V. Закрепление орфограммы, тренировочные упражнения.

1. Образовать от данных существительных прилагательные. Обосновать выбор Н или НН в суффиксах: (Слайд № 8) (в тетрадях и у доски)

торжество - …;

осень - …

дерево - …;

конституция - …;

глина - …;

лебедь - …

2. Физпауза (Слайд № 9)

Потрудились - отдохнём,

Встанем, глубоко вздохнём.

Руки в стороны, вперёд,

Влево, вправо поворот.

Три наклона, прямо встать.

Руки вниз и вверх поднять.

Руки плавно опустили,

Всем улыбки подарили.

3. Знакомство с прилагательными, не имеющими суффиксов . (Слайд № 10)

Изучение памятки «Запомни слова!» (памятка у каждого ученика)

    з елёный

  • багряный

4. Знакомство с правописанием Н в кратких прилагательных:

Работа по учебнику: страница 139.

ценная вещь – вещь ценна

ветреная погода – погода ветрена

Но в краткой форме прилагательных мужского рода всегда пишется одно н:
мужественный – мужествен, осторожный – осторожен.

Формулировка правила:

Образуйте краткую форму от прилагательных по образцу: (Слайд № 11)

законные документы - документы зако нн ы

длинная нить - нить дли нна

длинное слово- слово дли нно

румяное яблоко -

румяный человек -

румяная щека

5. Тренировка в различении суффиксов. Изучение памятки «Различай!» (Слайд № 12) (памятка у каждого ученика)

6. Объясни написание пропущенных букв : (Слайд № 13) (устная работа)

    Сегодня ветре...ая погода.

    Дорога покрыта ледя...ой коркой.

    Я живу в каме...ом доме.

    Тот исти... ый друг, кто честен и прям.

    Мы пошли на земля...ой вал.

7. Выпишите прилагательные, у которых в суффиксе две Н , а потом прилагательные с одной Н в суффиксе. (Слайд № 14)

Станции…ый, кури..ый, торжестве…ый, овся…ый, обеде…ый, оловя…ый, кожа…ый, деревя…ый, звери…ый, торфя…ой, экскурсио…ый, письме…ый, стекля…ый, песча…ый.

8. Взаимопроверка . (Слайд № 15)

9. Буквенный диктант. (Слайд № 16)

Учитель читает слова, учащиеся заполняют таблицу

    торжественный

    ветреный

    туманный

  • организационный

    лебединый

  • стеклянный

    багряный

10. Проверка: (Слайд № 17)

11. Проверка первичного усвоения знаний (можно с использованием таблицы и памяток «Проверь себя») (Слайд № 18, 19)

1 вариант

1. тума...ая погода

2. ветре...ый день

3. пря...ый запах

4. кури...ый бульон

5. маши...ая работа

6. болезне...ое состояние

7. здание совреме...о

8. стари...ые часы

2 вариант

1. ю...ое лицо

2. ледя...ая гора

3. вещь це...а

4. петуши...ые бои

5. жестя...ая коробочка

6. жизне...ая драма

7. величестве...ая колонна

8. лебеди...ый крик

(Слайд № 20) Оценка:

    “5” - за 14-16 правильных ответов

    “4” - за 11 -13 правильных ответов

    “3” - за 8- 10 правильных ответов

    “2” - за 5 - 7 правильных ответов

    “1” - за 4 и менее правильных ответов

VI. Подведение итогов. Рефлексия.

– С чем познакомились в ходе урока? Чему научились? (с правописанием Н и НН в суффиксах прилагательных, научились различать, когда писать в прилагательных одну Н, а когда две Н.) (Слайд № 21)

Было интересно...
Было трудно...
Я выполнял задания...
Теперь я могу...
Я научился...

VII. Домашнее задание. Параграф 46, упражнение 393. (Слайд № 22)

Просмотр содержимого презентации
«Н и НН в прилагательных»

  • 1) Какая часть речи называет различные признаки предметов?
  • А) Имя прилагательное
  • Б) Имя существительное
  • В) Глагол
  • 2) Какое слово называет признак предмета?
  • Книга – наш надёжный помощник.
  • А) первое
  • Б) третье
  • В) четвертое
  • 3) Найдите имя прилагательное, стоящее в начальной форме:
  • А) верного (друга)
  • Б) о хорошей (книге)
  • В) интересный (сюжет)

Урок русского языка в 6 классе на тему: «Правописание Н и НН в прилагательных»


Повторение изученного о прилагательном.

1) Какая часть речи называет различные признаки предметов?

А) Имя прилагательное

Б) Имя существительное

В) Глагол

2) Какое слово называет признак предмета?

Книга – наш надёжный помощник.

А) первое

Б) третье

В) четвертое

3) Найдите имя прилагательное, стоящее в начальной форме:

А) верного (друга)

Б) о хорошей (книге)

В) интересный (сюжет)


Повторение изученного о прилагательном. Дайте правильный ответ и объясните свой выбор.

4) Каким членом предложения является имя прилагательное в полной

А) сказуемое

Б) дополнение

В) определение

5) Имя прилагательное не изменяется

А) по родам

Б) по числам

В) по спряжению

6) Найдите прилагательное в превосходной степени

А) красивее

Б) богатейший

В) более интересный


Задание: Определить написание НЕ с прилагательными и объяснить.

I вариант

Лёгкий туман лёг на (не) широкую речку. Туман стал (не) плотным, а каким-то розоватым. С гор сбегает совсем (не) широкий ручей. Это была вовсе (не) высокая гора.

II вариант

Мы пошли вовсе (не) ближней толпой. Это была совсем (не) высокая скалистая гора. Мы перешли через (не) глубокий, а мелкий овраг. Из тумана выступили (не) большие кусты.


Тема урока: Правописание Н и НН в прилагательных

Цели урока:

1. Узнать, когда в прилагательных пишется одна буква Н, а когда две буквы Н,

2. научиться применять правило на практике.



1.Суффиксы –АН, –ЯН, –ИН

кож АН ый Глин ЯН ый Гус ИН ый

1. Исключения: дерев ЯНН ый

2.Исключение: ветр ЕН ый

стекл ЯНН ый

2. Суффиксы –ЕНН, –ОНН

олов ЯНН ый

солом ЕНН ый, революци ОНН ый

3. Н в корне + Н в суффиксе

чугу НН ый


От данных существительных образуйте прилагательные. Обоснуйте выбор Н или НН в суффиксах:

торжество - …;

осень - …

дерево - …;

конституция - …;

глина - …;

лебедь - … .


  • Потрудились - отдохнём,
  • Встанем, глубоко вздохнём.
  • Руки в стороны, вперёд,
  • Влево, вправо поворот.
  • Три наклона, прямо встать.
  • Руки вниз и вверх поднять.
  • Руки плавно опустили,
  • Всем улыбки подарили.

Запомни слова!

зелёный юный

синий бараний

пряный фазаний

свиной багряный

румяный тюлений


Образуйте краткую форму от прилагательных:

законные документы - документы зако нн ы

длинная нить - нить дли нна

длинное слово- слово дли нно

Но в краткой форме прилагательных мужского рода всегда пишется одно н: мужественный – мужествен.

румяное яблоко - ?

румяный человек - ?

румяная щека - ?


Различай!

  • Масляный
  • Масленый

разведённый на масле, работающий на масле

намазанный, пропитанный маслом

(печенье, двигатель);

(блин, рука, каша);

  • Соляной
  • Солёный

состоящий из соли (столб);

  • Ветряной
  • Ветреный

(двигатель, оспа)

(день, человек)


Объясни написание пропущенных букв

1. Сегодня ветре…ая погода.

2. Дорога покрыта ледя…ой коркой.

3. Я живу в каме…ом доме.

4. Тот исти… ый друг, кто честен и прям.

5. Мы пошли на земля…ой вал.


Выпишите прилагательные, у которых в суффиксе две Н, а потом прилагательные с одной Н в суффиксе .

Станцио…ый, кури…ый, овся…ый, торжестве…ый, обеде…ый, оловя…ый, кожа…ый, деревя…ый, торфя…ой, звери…ый, экскурсио…ый, стекля…ый, письме…ый, песча…ый.


Взаимопроверка

станционный

торжественный

куриный

овсяный

обеденный

оловянный

кожаный

торфяной

деревянный

экскурсионный

звериный

песчаный

стеклянный

письменный


Буквенный диктант

  • Заполнить таблицу: Н или НН

Проверь себя:


Проверь себя (1 вариант).

5. маши…ая работа

6. болезне…ое состояние

7. здание совреме…о

8. стари…ые часы

1. тума…ая погода

2. ветре…ый день

3. пря…ый запах

4. кури…ый бульон


Проверь себя (2 вариант).

1. ю…ое лицо

5. жестя…ая коробочка

2. ледя…ая гора

6. жизне…ая драма

3. вещь це…а

7. величестве...ая колонна

4. петуши…ые бои

8. лебеди…ый крик


  • «5» - за 8-7 правильных ответов
  • «4» - за 6-5 правильных ответов
  • «3» - за 4-3 правильных ответов
  • «2» - за 2-0 правильных ответов

  • Было интересно … Было трудно … Я выполнял задания… Теперь я могу… Я научился…

Домашнее задание

Параграф 46, упражнение 393 .