Орфоэпические нормы языка сокращенная презентация. Презентация на тему "орфоэпические нормы". I. Ударения в начальной форме глаголов

Правило 12: гч произносится как [хч"] - в словах легче, мягче. Правило 13: стн, нтск, стл, ндск, здн, рдц, лнц, вств, лвств - содержат непроизносимую согласную. В случае затруднений нужно обратиться к орфоэпическому словарю. Правило 14: двойные согласные в заимствованных словах произносятся обычно как долгий согласный, но ряд слов допускает произнесение двойного согласного как одного звука (ванна [н], грипп [п]). Правило 15: в безударном положении не произносится звук [о]. После твердых согласных в первом предударном слоге, а также в начале слова на месте буквы о произносится [а] (к[а]за -к[о]зы, [а]писание - [о]пись). Поэтому, например, произносятся одинаково, со звуком [а], слова волы и валы, сома и сама, хотя пишутся по-разному. В других безударных слогах после твердых согласных на месте гласных, обозначаемых буквами ока, произносится звук, средний между [ы] и [а], близкий к [ы]. Такой звук, например, произносится на месте подчеркнутых гласных в словах водовоз, пароход, выход. Правило 16: после мягких согласных, на месте гласных, обозначаемых буквами е, ё, я (т. е. на месте звуков [э], [о], [а]), в безударном положении обычно произносится звук, близкий к [и] (лесок, весна, плясать). Поэтому, например, одинаково, со звуком, близким к [и] произносятся слова посветить - посвятить (от свет и свят), хотя их написание различно.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

«Русский язык в умелых руках и в опытных устах – красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен.» А.И.Куприн

Орфоэпия – это совокупность правил, устанавливающих единообразное произношение отдельных звуков, сочетаний звуков, грамматических форм и отдельных слов.

1. Произношение гласных а) редукция: количественное и качественное изменение произнесения звука в потоке речи в зависимости от того, насколько он удален от ударного слога. б) отсутствие /о/ в безударном положении: молоко - м/а/л/а/ко золото - зол/а/т/а/ дорогой - д/а/р/а/г О й.

в) переход /и/ в /ы/ в позиции после твердых согласных: без/ы/глый г) произношение /ы/ после /ж/, /ш/, /ц/: ж/ы/ть, ш/ы/ть д) аканье: в/а/да, п/а/эт иканье: л/и/теть ыканье: к сож/ы/лению, лош/ы/дей

2. Произношение согласных а) обязательное смягчение согласных перед /и/ и перед /е/ : /с/иний, /с/ерый, но сэр б) оглушение согласных на конце слова: горо(т), са(т)

в) уподобление согласных качеству последующего звука по признаку мягкости/твердости, глухости/звонкости: /сь/нег, /ф/се, про/зь/ба

г) сочетания чн как шн: було/шн/ая и булочная, молочный и моло/шн/ый, пшени/шн/ый и пшеничный, лаво/шн/ик и лавочник, булочная и було/шн/ая, сливо/шн/ое и сливочное, я/шн/евая и ячневая, но коне/шн/о, ску/шн/о, яи/шн/ица

д) в неопределенной форме глагола на месте -ться произносится -цца: улыба/цц/а, развива/цц/а е) сочетание букв зж произносятся как двойное мягкое /жьжь/: уезжаю-уежьжьаю вожжи-вожьжи

3. Произношение заимствованных слов а) твердые согласные перед е: в словах, обозначающих понятия зарубежного быта: пэр, мэр, денди, коттедж, коктейль, констебль; в собственных именах, фамилиях: Шопен, Флобер, Вольтер, Лафонтен; в терминологии: интервью, модернизация.

б) перед [е] согласные смягчаются если заимствованные слова уже освоены русским языком: к[р"]ем, ака[д"]емия, факуль[т"]ет, му[з"]ей, ши[н"]ель в) согласные г, к, х всегда перед [е] смягчаются: ма[к"]ет, [г"]ейзер, [к"]егли, с[х"]ема

Ударение - выделение какого-либо слога в слове большей силой произнесения и увеличением длительности.

1 . Различает разные слова: зам О к – з А мок, мук А –м У ка, трус И т – тр У сит, погуж Ё нный – погр У женный 2 . Различает формы разных слов: нош У – н О шу, кружк И – кр У жки, стрелк И – стр Е лки, белк И – б Е лки

3. Различает формы одного слова: кос И те – к О сите, нос И те – н О сите 4. Различает функционально – стилистические варианты: лавр О вый лист – семейство л А вровых (научн.)

1. Разноместность ударения СестрА, мЕдленно, лежАть, аптЕка, Оптика, поликлИника, стоматологИческий

2. Подвижность ударения бИнт – бинтА врАч – врачА лечИть – лЕчим, вЫлечим лИст – листА, лИстья

1. Пациенты пятнадцатой, шестнадцатой и девятнадцатой палат, принимайте, пожалуйста, медикаменты ровно в двенадцать часов (из объявления на посту медицинской сестры) 2. Прежде всего мое намерение - заняться Вами, мой дорогой, а уже потом всеми документами, диетами, гастороскопиями, дизентериями (из разговора врача с пациентом)

3. Хроническая ишемическая болезнь сердца, атеросклероз венечных сосудов сердца, стенокардия покоя и напряжения. Постинфарктный кардиосклероз (из диагнозов).

Коклюш, анальгин, анатом, биопсия, эндоскопия, ломота, некролог, немота, принудить, средства, каталог, хирургия, балованный, госпитальный, договор, камфорный, кладовая, облегчить, анамнез, боязнь, ортопедия, блокировать, жизнеобеспечение, запломбированный, звонишь, мизерный, ходатайствовать.

А д екватный, а д еноиды, аква р ель, а н ес т езия, бе н ефис, вун д еркинд, д е т ектив, д еликатес, и д ентичный, ин т ервью, ин т ернат, компью т ер, к р ем, ла з ер, п р есса, сви т ер, с епсис, т емп, т ембр, т ермос, ти р е, шимпан з е, ш т емпель.

ударение падает на А ударение падает на О ударение падает на Е ударение падает на И анатом биопсия договор средства феномен заговор дремота свекла наговор красивее ан А том з А говор н А говор догов О р фен О мен катал О г дрем О та лом О та ср Е дства св Е кла крас И вее биопс И я

Юминова Е.В. Овладеваем нормами произношения и ударения. /Русский язык, № 07, 2010. С.10-17 Доценко С.П. А теперь про ударение - http://rus.1september.ru Нарушевич А.Г. Методика подготовки к ЕГЭ по русскому языку: планирование занятий, организация урока, система упражнений. Лекция № 1. Фонетика. Графика. Орфоэпия. /Русский язык, № 17, 2011. С.5-14. Полный справочник по русскому языку. Орфография. Пунктуация. Орфоэпия. Лексика. Грамматика. Стилистика: Н. Н. Соловьева - Санкт-Петербург, Оникс, Астрель, Мир и Об, 2011 г.- 464 с. Русский язык. 10 класс. Нормы речи. "Заговори, чтобы я тебя увидел". Учебное пособие: Н. А. Сенина, Т. Н. Глянцева, Н. А. Гурдаева - Санкт-Петербург, Легион, 2014 г.- 272 с.


Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

ОРФОЭПИЧЕСКИЕ НОРМЫ Учитель русского языка и литературы Иванова Наталья Васильевна

ОРФОЭПИЧЕСКИЕ НОРМЫ НОРМЫ ПРОИЗНОШЕНИЯ ЗВУКОВ И ИХ СОЧЕТАНИЙ НОРМЫ УДАРЕНИЯ (АКЦЕНТОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ)

Необходимо помнить! В некоторых иноязычных словах безударные гласные произносятся отчетливо. б [ о ] а к [ о ] ллега [ о ] азис р [ о ] к [ о ] к [ о ] кака [ о ] ауди [ о ]

1. НОРМЫ ПРОИЗНОШЕНИЯ ГЛАСНЫХ е [ э ] ё [ о ] Афера Опека Валежник Истекший Современный Оседлый Отцветший Двоеженец Хребет Шофёр Свёкла Белёсый Поблёкший Отёкший Шёрстка Щёлка Никчёмный Новорождённый Осуждённый Издёвка Одноимённый Договорённость

1. НОРМЫ ПРОИЗНОШЕНИЯ ГЛАСНЫХ ВАРИАНТНОЕ ПРОИЗНОШЕНИЕ: ж [ э ] лчь - ж [ о ] лчь ман [ э ] вр - ман [ о ] вр

ПРОИЗНОШЕНИЕ СОГЛАСНЫХ 2. В русских и заимствованных словах перед гласным Е произносится Мягкий согл. зв. аг [ р ‘ э ] ссор ши [ н ‘ э ] ль [ т ‘ э ] рмин ака [ д " э ] мия конг [ р " э ] сс [ т " э ] кст О [ д " э ] сса Твёрдый согл. зв. [ тэ ] мбр [ тэ ] мп а [ дэ ] кватно [ тэ ] нденция пар [ тэ ] р [ кэ ] мпинг компью [ тэ ] р [ тэ ] рмос бу [ тэ ] рброд [ дэ ][ тэ ] ктив

ПРОИЗНОШЕНИЕ СОГЛАСНЫХ 3. В суффиксе –изм- согласный З произносится твёрдо профессионализм романтизм пацифизм реализм терроризм

3. ПРОИЗНОШЕНИЕ СОЧЕТАНИЙ ЗВУКОВ ЧН ЧТ -ТСЯ-/-ТЬСЯ- [ ЧН ] поточный раздаточный Съёмочный Сердечные капли [ ШН ] коне [ шн ] о ску [ шн ] о наро [ шн ] о скворе [ шн ] ик яи [ шн ] ица пустя [ шн ] ый праче [ шн ] ая Ильини [ шн ] а Кузьмини [ шн ] а Никити [ шн ] а серде [ шн ] ый друг [ ШН ] и [ ЧН ] горчичник булочная

3. ПРОИЗНОШЕНИЕ СОЧЕТАНИЙ ЗВУКОВ ЧН ЧТ -ТСЯ-/-ТЬСЯ- [ ЧТ ] по [ чт ] а у [ чт ] и со [ чт ] ёмся [ ШТ ] [ шт ] о [ шт ] обы

3. ПРОИЗНОШЕНИЕ СОЧЕТАНИЙ ЗВУКОВ ЧН ЧТ -ТСЯ-/-ТЬСЯ- [ ЦЦА ] собира [ цца ] обвиняе [ цца ]

4. АКЦЕНТОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ РУССКОЕ УДАРЕНИЕ СВОБОДНОЕ (РАЗНОМЕСТНОЕ) – ПАДАЕТ НА ЛЮБОЙ СЛОГ мЕнеджер созЫв докумЕнт медикамЕнт Сравни: французский – на последний слог, английский – на первый слог) ПОДВИЖНОЕ НЕПОДВИЖНОЕ

выполняет смыслоразличительную функцию: зАмок – замОк Атлас – атлАс Ирис – ирИс брОня – бронЯ домОвый – домовОй языкОвый – языковОй зАнятый – занятОй подвижнЫй – подвижнОй чУдный – чуднОй запАсный - запаснОй

Неподвижное ударение (при изменении формы слова остается на одном слоге) СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ ИМ.П. ЕД.Ч. ИМ.П. МН.Ч. РОД.П. МН.Ч. инженЕр рЕктор шофЁр договОр тОрт шАрф бюллетЕнь срЕдство тУфля инженЕры рЕкторы шофЁры договОры тОрты шАрфы бюллетЕни срЕдства тУфли инженЕров рЕкторов шофЁров договОров тОртов шАрфов бюллетЕней срЕдств тУфель

Неподвижное ударение ГЛАГОЛЫ УДАРЕНИЕ НА ОКОНЧАНИИ УДАРЕНИЕ НА ОСНОВЕ ободрИть облегчИть вручИть одолжИть звонИть баловАть положИть исчЕрпать опОшлить закУпорить

Подвижное ударение (при изменении формы слова переходит с одной части слова на другую): основа → окончание окончание → основа дирЕктор → директорА → директорОв профЕссор → профессорА → профессорОв сестрА → сЁстры → сестЁр водА → вОды → вОд

В кратких прилагательных, кратких страдательных причастиях, глаголах прошедшего времени в муж., ср. роде и во множ. числе ударение падает на основу, а в женск. роде перемещается на окончание: ПРИЛ.: вАжный → вАжен → вАжно → вАжны → важнА ПРИЧ.: нАчатый → нАчат → нАчато → нАчаты → начатА ГЛАГ.: прибЫть → прИбыл → прИбыло → прИбыли → прибылА

На постановку ударения влияют территориальные и социально-профессиональные диалекты ЛИТЕРАТУРНОЕ ПРОФЕССИОН. ДИАЛЕКТНОЕ руднИк рУдник (шахт.) добЫча дОбыча (горн.) алкогОль Алкоголь (мед.) экспЕрт Эксперт (юр.) кОмпас компАс (мор.) ремЕнь рЕмень хозЯева хозяевА зимОвье зимовьЁ слУчай случАй

Тренинг по орфоэпии В каком ряду во всех словах буквенное сочетание ЧН обозначает звуки [шн]? 1.Скворечник, точный, прочный 2.Съемочный, дачный, алчный 3.Конечно, скучный, нарочно 4. Яичница, отлично, вечный. В какой паре слов ударение не выполняет смыслоразличительную роль? И рис-ир и с А тлас-атл а с Искр а - и скра Кл у бы-клуб ы В каком ряду во всех словах ударение падает на первый слог? 1.Дочиста,легка,лила 2.Цемент,близка,рвала 3.Принял,мельком,инсульт 4.Понят, заговор, тортов

В каком ряду во всех словах ударение падает на второй слог? Погнутый, прибыл, упадут Выключит, заперлась, сорвала Красивее, прислала, агент Начали, родилась, йогурт В каком ряду во всех словах ударение падает на третий слог? Надорвалась, изобретенный, определит Недолила, отобрала, разобралась Изорвалась, отозвала, рассредоточение Заперта, псевдоним, мозаичный


ЗдравствУйте, дорОгие учащиЕся.

РадА приветствОвать вас на Уроке.

ЗдрАвствуйте, дорогИе учАщиеся.

Рада привЕтствовать вас на урОке.

Тема урока:

«Орфоэпические нормы

русского литературного языка.

Ударение.»

Задачи:

  • осмыслить важность соблюдения орфоэпических норм в устных и письменных высказываниях;
  • отработать навыки произношения слов «повышенной орфоэпической опасности»;
  • повышение речевой культуры, через выполнение тестовых заданий.
Фонетическая разминка Ногти, булка, лапка, зубы, киска, песок, галка, орел, норка, клин, тоска, свет, полено, рамочка. Варианты ответов Ногти – когти орёл - осёл Булка – будка (бурка) норка - горка(ножка) Лапка – папка (шапка) клин – блин Зубы – губы (дубы) тоска – точка Киска – миска (кирка) свет- цвет Песок – лесок полено - колено Галка – палка рамочка - мамочка

Заговори, чтоб я тебя увидел...

Сократ

Рефлексия

Мой дядя выяснял лет сорок,

И все же выяснить не мог-

Как говорить вернее: твОрог?!

А может, правильней – творОг?!

И как-то он в молочной лавке

Его увидел на прилавке,-

Лицо, как роза, расцвело,

Решил купить он полкило.

Но тотчас, на прилавок глядя,

Опять задумался мой дядя:

«Ведь, вероятно, он не дорог,

Пойдет в ватрушку и в пирог….

А как спросить: «Почем творОг?

А может, правильнее - твОрог?»

А в это время у прилавка

И шум, и очередь, и давка,

Но дядя дольше всех стоит.

И сам с собою говорит:

«Н-да… Я к произношенью строг,

Не допускаю оговорок…

Но как же все-таки - творОг,

А может, правильнее – твОрог?!»

Задачу эту смог решить

Мой дядя, лишь дойдя до кассы,-

Сказав: «Прошу вас получить

За полкило … творожной массы».

Кассирша мало разбиралась

В местоименьях, в падеже

И так сказала: «Не осталось,

Она распродата уже!»

Как же правильно:

«твОрог» или «творОг» ?

Правильно:

твОрог и творОг

В пределах литературной нормы имеется значительное количество вариантов подвижного ударения:

твОрог- творОг

свЁкла - свеклА

Трудные случаи постановки ударения в словах:

Звать – звАл, звАло, НО звалА

Брать – брАл, брАли, НО бралА

Звонить -

Вариант -1 Вариант – 2

спелые арбУзы без дрожжЕй

два блинА нет киселЯ

вкусные блЮда вкусные тОрты

много груздЕй произносить тОсты

зажарить гУся без фАрша

Закрепление

2.Задание: расставьте в данных словах ударение, произнесите в соответствии с литературными нормами.

Не забывайте о том, что точность постановки ударения и произнесения отдельных звуков или их сочетаний можно уточнить по словарю.

Проверка

Рефлексия

1. В каком слове буква, обозначающая ударный гласный, выделена ВЕРНО? 1) Эксперт; 2) кухОнный; 3) ходатАйство; 4) закУпорить. 2. В каком слове буква, обозначающая ударный гласный, выделена ВЕРНО? 1) Посадить ирИс; 2) знамЕние; 3) балОванный; 4) звОнит.

3. В каком слове буква, обозначающая ударный гласный, выделена ВЕРНО? 1) КвАртал; 2) катАлог; 3) укрАинский; 4) премировАть. 4. В каком слове буква, обозначающая ударный гласный, выделена ВЕРНО? 1) ОблЕгчить; 2) кухОнный; 3) икОнопись; 4) кладовАя.

Проверка усвоения материала. Тест по теме «Орфоэпия»

5. В каком слове буква, обозначающая ударный гласный, выделена ВЕРНО? 1) ХристианИн; 2) апОстроф; 3) генЕзис; 4) танцовщИк.

6. Выберите правильный вариант произношения слова: 1) Фонетика [н’]; 2) кортеж [тэ]; 3) рандеву [д’]; 4) интервью [т’]. 7. Выберите правильный вариант произношения слова: 1) Дезинфекция [дэ];

2) свитер [т’]; 3) кашне [нэ];

Проверка

Домашнее задание
  • П.14. упр. 53.
  • или 2. В.Г.Белинский писал, «говорить правильно» и «говорить красиво» - не одно и то же. А вы согласны с его мнением? Задание: напишите мини-сочинение на эту тему.