Беседы о поведении человека в компании птиц, зверей и детей. В. Р. Дольник. Непослушное дитя биосферы. Беседы о поведении человека в компании птиц, зверей и детей Инстинкт собственности и замещающее поведение

Инстинкт собственности - один из самых мучительных для детей человека: из-за собственности приходится вступать в конфликты с другими детьми. Ребенок может быть добрым, но если у него силен этот инстинкт, он не может не отнимать у других и не отстаивать то, что считает своим. Не сумев удержать собственность, он испытывает страшное горе. Нам такое дитя кажется жадным, упрямым, мы ругаем его, часто помогаем чужому малышу забрать у него игрушку - и еще более увеличиваем его горе. Несколько десятилетий назад прекрасный этолог детей доктор Бенджамин Спок призвал американских матерей изменить свое поведение, понимать и щадить детей с сильным инстинктом собственности. Эти дети теперь давно взрослые. Они не стали ни жадными, ни грабителями. А дети, из которых «жадность» выколачивали, часто становились ими.

Полагают, что у наших первобытных предков, не имевших ни сейфов, ни сундуков, ни замков, личная собственность являлась неприкосновенной. Поэтому после смерти человека никто не смел взять ее. И его орудия, его собаку, позднее его жену погребали вместе с ним. Возможно, тогда еще у людей не было идей о загробной жизни, где эти предметы могут понадобиться покойнику.

Лишение собственности или ограничение на владение ею деформирует психику и взрослого человека. Делает его агрессивным, завистливым и вороватым. Это прекрасно понимали античные законодатели, наделяя гражданским правом участвовать в выборах и защищать отечество лишь тех членов общества, у которых была собственность. Это не притеснение «правящим классом» «угнетенных», а вынужденная мера, делавшая демократию более стабильной, а войско храбрым.

В XX веке эксперимент по массовому лишению людей частной собственности ясно показал, что противодействие этому инстинкту делает людей не лучше, а хуже, чем они могли бы быть, владей они собственностью.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

    • Введение 2
    • 1. Исторический анализ понятия «детство» 3
    • 7
      • 2.1 Врожденное поведение 7
      • 2.2 Инстинкт собственности и замещающее поведение 8
      • 2.3 «Воришки» и «консерваторы» в животном и человеческом мире 9
      • 2.4 Игры детей и животных 10
      • 2.5 Игрушки 12
      • 2.6 Страхи детей и детенышей животных. 13
    • 15
    • Заключение 17
    • Список литературы 18

Введение

Детство - период, когда закладываются фундаментальные качества личности, обеспечивающие психологическую устойчивость, позитивные нравственные ориентации на людей, жизнеспособность и целеустремленность. Эти духовные качества личности не развиваются спонтанно, а формируются в условиях выраженной родительской любви, когда семья создает у ребенка потребность быть признанным, способность сопереживать и радоваться другим людям, нести ответственность за себя и других, стремление научиться многому.

Детство - это период усиленного развития, изменения и обучения.

Человек, являясь на свет, наделен лишь самыми элементарными механизмами для поддержания жизни. По физическому строению, организации нервной системы, по типам деятельности и способам ее регуляции человек - наиболее совершенное существо в природе. По состоянию на момент рождения у ребенка отсутствуют какие-либо готовые формы поведения. Как правило, чем выше стоит живое существо в ряду животных, тем дольше длится его детство, тем беспомощнее это существо при рождении. Таков парадокс природы.

Цель данной работы - выявить и сопоставить детство человека и детство животного.

4 изучить литературу по данной теме;

4 выявить основные закономерности в детстве человека и животного;

4 изучить взаимоотношения родителей и детей в животном и человеческом мире.

1. Исторический анализ понятия «детство»

Человек, появляясь на свет, наделен лишь самыми элементарными механизмами для поддержания жизни. По физическому строению, организации нервной системы, по типам деятельности и способам ее регуляции человек -- наиболее совершенное существо в природе. Однако по состоянию в момент рождения в эволюционном ряду заметно падение совершенства -- у ребенка отсутствуют какие-либо готовые формы поведения. Как правило, чем выше стоит живое существо в ряду животных, тем дольше длится его детство, тем беспомощнее это существо при рождении. Таков один из парадоксов природы, который предопределяет историю детства.

В ходе истории непрерывно росло обогащение материальной и духовной культуры человечества. За тысячелетия человеческий опыт увеличился во много раз. Но за это же время новорожденный ребенок практически не изменился. Опираясь на данные антропологов об анатомо-морфологическом сходстве кроманьонца и современного европейца, можно предположить, что новорожденный современного человека ни в чем существенном не отличается от новорожденного, жившего десятки тысяч лет назад.

Детство -- период, продолжающийся от новорожденности до полной социальной и, следовательно, психологической зрелости; это период становления ребенка полноценным членом человеческого общества. При этом продолжительность детства в первобытном обществе не равна продолжительности детства в эпоху Средневековья или в наши дни. Этапы детства человека -- продукт истории, и они столь же подвержены изменению, как и тысячи лет назад. Поэтому нельзя изучать детство ребенка и законы его становления вне развития человеческого общества и законов, определяющих его развитие. Продолжительность детства находится в прямой зависимости от уровня материальной и духовной культуры общества.

В ходе истории росло обогащение материальной и духовной культуры человечества. Но за тысячелетия новорожденный ребенок практически не изменился. Продолжительность детства находится в прямой зависимости от уровня материальной и духовной культуры общества.

Памятники культуры, имеющие отношение к детям, бедны. Даже в тех, не очень частых случаях, когда в археологических раскопках находят игрушки, это обычно -- предметы культа, которые в древности клали в могилы, чтобы они служили хозяину в загробном мире. Миниатюрные изображения людей и животных использовались также в целях колдовства и магии. Можно сказать, что экспериментальным фактам предшествовала теория.

Исторически понятие детства связывается не с биологическим состоянием незрелости, а с определенным социальным статусом, с кругом прав и обязанностей, присущих этому периоду жизни, с набором доступных для него видов и форм деятельности. Много интересных фактов было собрано французским демографом и историком Филиппом Ариесом. Его интересовало, как в ходе истории в сознании художников, писателей и ученых складывалось понятие детства и чем оно отличалось в различные исторические эпохи. Его исследования привели его к выводу, что вплоть до XIII века искусство не обращалось к детям. Детство считалось периодом быстро проходящим и малоценным.

Открытие детства позволило описать полный цикл человеческой жизни. Для характеристики возрастных периодов жизни в научных сочинениях XVI-XVII веков использовалась терминология, которая до сих пор употребляется в научной и разговорной речи: детство, отрочество, юность, молодость, зрелость, старость, сенильность (глубокая старость). В старину периоды жизни соотносились с четырьмя временами года, с семью планетами, с двенадцатью знаками зодиака. Совпадение чисел воспринималось как один из показателей фундаментального единства Природы Обухова Л.Ф.Детская психология: теория, факты, проблемы. - М.: Тривола, 1995. - с.-18. .

Вопрос об историческом происхождении периодов детства, о связи истории детства с историей общества, без решения которых невозможно составить содержательное понятие о детстве, был поставлен в детской психологии в конце 20-х годов XX века и продолжает разрабатываться до сих пор. И хотя история детства еще не исследована в достаточной мере, важна сама постановка этого вопроса в психологии XX века. Если на многие вопросы теории психического развития ребенка еще нет ответа, то путь решения уже можно представить. И видится он в свете исторического изучения детства.

Большое влияние на разработку концепции с общими установками бихевиоризма оказали идеи И.П.Павлова. Уже в первых экспериментах Павлова с выведенной наружу слюнной железой была реализована идея связи зависимых и независимых переменных, которая происходит через все исследования поведения и его генеза не только у животных, но и у человека.

Атака на бихевиоризм и, особенно, на те его стороны, которые более близки психологии развития, проходила по нескольким направлениям. В современной психологии многие считали, что закономерности поведения могут быть получены только путем просеивания индивидуальных различий и случайных отклонений. Такая установка послужила причиной еще большего расширения масштабов исследования Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека. М.: Школьная пресса, 2000. - с.-134. .

Исследователей в европейских странах интересовали стадии и этапы развития поведения в фило - и онтогенезе. Так, после работ И.П.Павлова, Э.Торндайка, В.Келлера австрийский психолог К.Бюлер предложил теорию трех ступеней развития: инстинкт, дрессура, интеллект. Проводя на детях эксперименты, К.Бюлер заметил сходство примитивного употребления орудий у обезьян и ребенка, и поэтому период проявления первичных форм мышления у ребенка он назвал шимпанзеподобным возрастом. Изучение ребенка с помощью зоопсихологического эксперимента было важным шагом к созданию детской психологии как науки.

2. Детство человека и животного

2.1 Врожденное поведение

Много ли инстинктивных действий мы можем наблюдать у ребенка? Оказывается, их сотни. Ребенок родился и сосет молоко - это сложный инстинктивный акт. Редко у кого из детей он бывает нарушен - тогда выкормить такого ребенка очень трудно, а научить сосать невозможно. Малыш сосет и, вскидывая руки, судорожно сжимает пальцы. Если дать ему теплый пушистый предмет - он сожмет его и замрет. Это древний инстинкт приматов - найти мать и уцепиться за ее шерсть. Мать стала другим видом - человеком и лишена шерсти, а инстинкт жив.

Вот ребенок научился поворачиваться на бок, но не на любой, а на тот, что ближе к стене или более темному предмету. Это тоже инстинкт. Малыш ловит ногами погремушку, пробует все предметы на вкус, особенно стремится подбирать все с земли - все это врожденные реакции.

У хвостатых приматов детеныш, обследуя мир, сохраняет спасительный контакт с матерью, держась за ее хвост. Ребенок, если он волнуется, цепляется вместо хвоста за юбку матери.

Выше уже было сказано, что ребенок, родившись, инстинктивно ищет мать, покрытую шерстью. Когда он волнуется или хочет спать, ему очень важно, чтобы рядом был пушистый предмет - игрушка, одеяло, волосы матери. Инстинктивная потребность успокоить себя контактом с матерью остается на всю жизнь. В любом возрасте чаще других слов человек в отчаянии кричит: «Мама!». И хватается руками за шерсть, которая всегда под рукой, - за собственные волосы. Точно также поступают обезьянки, у которых на глазах утаскивают мать, но они хватаются за собственную шерсть в любом месте.

2.2 Инстинкт собственности и замещающее поведение

Инстинкт собственности - один из самых мучительных для детей человека: из-за собственности приходится вступать в конфликты с другими детьми.

Ребенок может быть добрым нежадным, но если у него силен этот инстинкт, он не может не отнимать у других и отстаивать то, что считает своим. Не сумев удержать собственность, он испытывает страшное горе.

У наших первобытных предков личная собственность являлась неприкосновенной. Поэтому после смерти человека никто не смел взять ее. И его орудия, его собаку, позднее его жену погребали вместе с ним.

Лишение собственности или ограничение владения ею деформирует психику и взрослого человека, делает его завистливым, агрессивным.

Замещающее поведение широко распространено среди животных. Два петуха конфликтуют, один напирает, а другой боится драться, но и не хочет отступить. И в самый драматический момент он начинает клевать несуществующие зерна. Петух-забияка растерян, так как пищевое поведение второго петуха совсем не агрессивно и драться не с кем.

Некоторые ученые считают, что ложь ребенка имеет в основе своего формирования программы замещающего поведения. У собак замещающее поведение очень похоже на детское.

Перед тем как лечь, собака скребет лапой паркет или линолеум (это начальная часть врожденной программы - образование центральной ямки в траве и земле), а затем, изогнувшись дугой, крутится на месте (примятие травы в форме лунки) - из этого можно сделать вывод, что собака полностью перешла на инстинктивное поведение, ведь она прекрасно знает, что никакой травы вокруг нет.

2.3 «Воришки» и «консерваторы» в животном и человеческом мире

К огорчению родителей, их совсем маленькие, все имеющие дети вдруг попадаются на воровстве. Причем крадут не что-то им нужное, а для других не существенное, а именно то, что красть нельзя, и именно там, где им этого делать никак не следовало. Детские психологи давно поняли, что это не беда, что красть запретное детям очень хочется. Ребенку хочется украсть именно потому, что он прекрасно знает, что это запретно.

Для этологов в этом плане нет ничего особенного: программа воровства есть у многих животных. В трудных условиях оно помогает выжить, особенно если животное оказалось на дне иерархической пирамиды в группе и его к пище не подпускают более сильные сородичи. У сытного животного воровство проявляется в виде игры. Живущие в достатке городские вороны могут подолгу крутиться вокруг собаки, пока не украдут из-под носа припрятанную кость. Ручные вороны крадут и прячут все подряд. Этот инстинкт этологи назвали клептоманией.

У человеческих детей клептомания врожденная и пока носит форму игры. Они не воры во взрослом понимании этого порока, но кое-кто может им стать. Иногда встречаются люди, у которых клептомания - болезнь.

Животные очень консервативны. У них огромная потребность жить в бесконечно повторяющемся мире, где царит раз и навсегда заведенный порядок, который не всегда удобный и иногда даже нелепый. Они ходят по одной и той же дороге, осматривают одни и те же кормные места, отдыхают в одном и том же месте, останавливаются у одних и тех же предметов.

Среди людей навязчивая склонность к излишнему порядку и строгому соблюдению ритуала проявляется у детей. В возрасте 2 - 4 лет ребенок требует, чтобы все лежало на определенных местах, чтобы кормление и одевание происходили по неизменному порядку, чтобы взрослый держал книгу определенным образом, по много раз читал одну и ту же сказку, ставил один и тот же мультфильм и т.д. Дольник В.Р. Непослушное дитя биосферы: Беседы о человеке в компании птиц и зверей. - М.: Педагогика-Пресс, 1994. - с.-55.

Разгадку такого поведения дал К. Лоренц. Мозг, не способный безошибочно разбираться в причинно - следственных связях между событиями, не должен пользоваться результатами их анализа, потому что, приняв следствие за причину, можно жестоко поплатиться. Лучше эти события воспринимать как единое целое, запоминать комбинации, оказавшиеся успешными или безопасными, и стремиться их повторять. Например, если на этой поляне вчера поймал зайца, то и сегодня надо искать его там же.

2.4 Игры детей и животных

Молодые животные очень много играют - между собой, с родителями, с детенышами других видов, с предметами. Даже те виды, которые всю взрослую жизнь живут одиночками, - например, медведи, дикие кошки, - в детстве очень общительны и игривы. Игры не только приятное провождение времени, они необходимы для полноценного развития особи, как физического, так и психического. Лишенные игр детеныши вырастают агрессивными, трусливыми. Их реакция на ситуации, особенно при контактах с другими особями, часто ошибочны. Им трудно образовывать пары, жить в стае.

Этологи видят в играх тренировку, проверку выполнения врожденных программ поведения - как подходить к своим, как действовать с половым партнером, детенышами, объектами охоты, как убегать от хищника, как драться, как побеждать и уступать, строить, прятать.

В играх можно нарушать личную дистанцию, вступать в тесный контакт с партнером, бороться, то есть узнавать, что такое другая особь, чего от нее можно ожидать и как себя вести. Большинство игр - вариации на три главные темы:

4 «хищник - жертва» - один убегает, другой догоняет;

4 «брачные партнеры» - разыгрываются ритуалы знакомства, ухаживания, спаривания, борьбы за самку, строительство гнезд;

4 «родители - дети» - один делает вид, что кормит другого, защищает, согревает, чистит, переносит с места на место и т.п.

Для игр обязательна смена ролей. Сначала один изображает хищника, а другой - жертву, а потом - наоборот. Молодой самец выполняет ритуалы то самца, то самки, а самка выполняет ритуалы самца. Молодая особь проверяет не только те действия, которые ей всерьез предстоит производить в будущем, но и те, которые будет выполнять партнер, объект охоты или враг.

В детстве воспроизводятся и такие программы, которыми взрослые уже не пользуются, но которые были у предков. Особенно ярко это можно проследить у кошек. Взрослые кошки охотятся двумя способами: подкарауливает, затаившись, или прыгает, подкравшись. А котята, играя, демонстрируют еще несколько способов: догоняя, ударяют лапой по спине жертвы (как львы), догоняя, хватают двумя передними лапами (как гепарды), прыгая сверху, вцепляются в загривок жертвы (как леопарды и рыси). Играя на гладком полу шариком, они, согнув лапу крючком, резким движением поддевают его снизу и подбрасывают его вверх. Это ловля рыбы из воды, так охотится кошка - рыболов.

Во что же играют человеческие дети? Игры в догонялки, прятки, пап и мам, мнимое кормление кукол, уход за ними, игры в войну - все знакомые темы, общие с животными. Поэтому дети так легко находят общий язык и играют со щенками, котятами.

Конечно, дети играют в не меньшей степени и в чисто человеческие игры, в которые со щенком не поиграешь, подражают труду взрослых, играют в специально разработанные родителями и воспитателями игры, в игры, развивающие память, эрудицию и т.д.

У многих приматов есть врожденные программы строить себе убежища или занимать подходящие места - дупла, пещеры. И дети проходят период увлечения строительством примитивных настилов, шалашей, а к дуплам, пещерам и похожим на них выемкам их тянет очень сильно. Но они не подражают взрослым, строящим свои дома. На оборудованной площадке для игр могут стоять домики, большие кубики, из которых можно построить дом, но, если где-нибудь в углу площадки растет дерево с большим дуплом, оно гораздо сильнее притягивает детей, чем подготовленные взрослыми сооружения.

2.5 Игрушки

Игрушки нужны детям, и, если их им не хватает, они способны находить и делать их сами. Современного ребенка окружает огромный мир игрушек. Большое количество специалистов создают все новые и новые игрушки. Чем точнее игрушки воспроизводят настоящую вещь, тем больше они нравятся детям. Но с игрушками, изображающих животных, это не так. Точная копия животного меньше привлекает ребенка, чем искаженная, но искаженная определенным образом. Голова должна быть большая и круглая, конечности укорочены, нос приплюснут, уши большие, округлые и топорщиться, глаза смотреть вперед, живот большой и округлый. В таком исполнении ребенок одинаково хорошо принимает и мышь, и зайца, и медведя, и тигра. Его не смущает, что некоторые из них хищники. Но, если, наоборот, сделать голову меньше и удлиненней, уши прижатыми и острыми, дети будут избегать таких игрушек, особенно изображающих хищников. Очень хорошо, если игрушка покрыта шерстью и эта шерсть мягкая и длинная.

Дело в том, что детям нравятся игрушки, несущие общие для многих животных признаки детенышей. Это не зайцы, псы, медведи, а зайчата, щенята, медвежата и т.д. С ними можно играть, они будут играть, а со взрослыми играть нельзя.

Многие животные оп этим же признакам узнают детенышей не только своего вида, но и многих чужих видов. И если в их программах есть табу обижать детеныша или обижаться на него, это табу часто срабатывает и на детеныша чужого вида. Очень хорошо это заметно по повадкам собак. Пес терпеливо сносит заигрывания ребенка, котенка потому, что он не может обижать щенка. Взрослые люди тоже испытывают теплое чувство, жалость, умиление к детенышам с ярко выраженными детскими признаками Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология. - М.: Просвещение, 1988. - с.-132. .

В играх, как известно, игрушки оживают. Для ребенка противоречие между тем, что они заведомо неживые, и тем, что они должны быть живые, так как изображают животных, преодолимо. Первое знание разумное, второе - инстинктивное. Такая же двойственная реакция на модели живых объектов обнаружена у многих детенышей животных.

2 .6 Страхи детей и детенышей животных

Дети очень любят качели. И в этой страсти они нашли бы общий язык с детенышами обезьян или медведей, но ни щенку, ни жеребенку качели не доставляют удовлетворения. Потому что у них нет врожденных программ брахиации (перепрыгивание с ветки на ветку, раскачавшись на руках), а у людей эти программы сохранились. И один из мотивов снов почти у всех людей - полеты во сне - полет брахиатора. И отсюда ночные кошмары, воспроизводящие ощущение при падении в бездну, - частый страх для брахиатора промахнуться и разбиться. Темноты люди тоже боятся инстинктивно как все дневные животные, а не в силу каких-то реальных опасностей. Все животные наделены инстинктом самосохранения, страхом смерти - программами, обеспечивающими узнавание главных, стандартных опасностей с первого предъявления. Для гусенка или индюшонка это летящий темный крест с укороченной передней перекладиной - образ хищной птицы. У многих детенышей птиц и зверей врожденный образ хищника - совы, кошачьих - это овал с острыми ушами, круглыми, нацеленными на них глазами.

Самый страшный хищник для наземных приматов и первобытных людей - леопард. Увидев днем в листве маску - морду леопарда, дети пугаются ее сразу. Усиливая «хищные признаки» в облике животных, художники и мультипликаторы создают образы кровожадных хищников для того, чтобы дети пугались. Они хотят этого сами, нуждаются в этом. Если взрослые не дают этого, они придумывают их сами, то есть по сути сами устраивают для себя игровое обучение узнавать хищников и проверять свои врожденные реакции на них. Для животных их хищник - это тот, кто, в конце концов, окончит их дни. Но для детенышей он не страшен и отвратителен, а завораживающе прекрасен. Таким его заставляет видеть программа, которая есть у очень многих животных. Б. Спок выделяет в развитии духовной жизни детей период после четырех лет как период интенсивного раздумья о смерти, ее причинах, способах избежать ее. Не только разговоры взрослых или смерть кого-то из них, но в большей мере наблюдения гибели мелких зверьков, птиц, насекомых, цветов питают размышления ребенка. В конце концов, маленький человек осознает, что, скорее всего тоже смертен, но уверен, что ему удастся перехитрить смерть. Современный ребенок, подчиняясь древней программе, упорно анализирует то, о чем, казалось бы, ему лучше пока что совсем ничего не знать. Именно в этом возрасте дети часто совершают внешне беспричинные, жестокие убийства мелких животных. Потребность своими глазами увидеть смерть - одна из причин этого Эриксон Э. Детство и общество. СПб.: Питер, 1996. - с.166. .

3. Родители и дети в животном и человеческом мире

У многих видов родители привязаны к своим детям. Часто именно только к своим. Чайка клюет и может даже убить чужого птенца, зашедшего на ее окологнездовую территорию. Есть и люди, которых тоже любят только своих детей. Но у большинства есть и другая любовь - любовь к детям вообще. Скорее всего, она возникла во времена первобытных людей. Крупные человекообразные обезьяны по образу жизни собиратели. Они живут не стадами, а малыми родственными группами. У человека много инстинктивных программ, соответствующих такому же образу жизни: территориализм с его стремлением не пускать посторонних на свою территорию, инстинкт собственности, индивидуальная дистанция - минимальное расстояние до другой особи, нарушение которого вызывает дискомфорт, агрессивность.

Как и некоторые животные, люди помнят и любят своих детей до конца жизни. Дети тоже, но их реакция имеет возрастную программу. Ребенок, родившись, запечатлевает мать - ее голос, запах, даже ритм пульса. Все ее качества окрашиваются положительными эмоциями и не обсуждаются рассудком, пока ребенок находится в зависимом возрасте.

У человеческого ребенка есть потребность иметь отца. Это говорит о том, что у первобытных предков отцы были подключены к заботе о потомстве. У человекообразных обезьян самцы о детях не заботятся и детеныши в отцах не нуждаются. Для многих животных, как и для людей, родитель противоположного пола - модель будущего брачного партнера. Поэтому дети часто проходят период влюбленности в одного родителя и ревности его к другому. С наступлением половой зрелости молодого поколения семья у большинства животных должна распасться, чтобы дети начали самостоятельную жизнь. Инициатива в осуществлении распада семьи у многих видов животных возложена на молодых. Они начинают инстинктивно проявлять такое поведение, которое нетерпимо для взрослых. Подросшие самцы время от времени обращаются с отцом, как посторонние взрослые самцы, раздражая его и даже угрожая ему. На старого самца такие нападки действуют вызывающе, и он дает отпор им, демонстрируя всю мощь своей агрессии, перед которой молодой самец пасует и возвращается к зависимому детскому поведению. Однако стычки повторяются, и в конце концов выводок распадается, так как родители перестают узнавать в молодых своих детенышей, а молодые - своих прежних родителей.

В человеческом обществе это представлено проблемами «отцов и детей». Современные дети, особенно переходного возраста, еще полностью зависимы от родителей юридически, территориально, материально и духовно. Они не могут покинуть семью, что усиливает конфликт. Можно сказать, что подлинно человеческие отношения между родителями и детьми складываются лишь после того, как переходный возраст пройдет.

Заключение

детство поведение социальный животный

Исторически понятие детства связывается не с биологическим состоянием незрелости, а с определенным социальным статусом, с кругом прав и обязанностей, присущих этому периоду жизни, с набором доступных для него видов и форм деятельности. Много интересных фактов было собрано французским демографом и историком Филиппом Ариесом. Как уже отмечалось, вопрос об историческом происхождении периодов детства, о связи истории детства с историей общества, без решения которых невозможно составить содержательное понятие о детстве, был поставлен в детской психологии в конце 20-х годов 20 века и продолжает разрабатываться до сих пор.

Как можно увидеть из проделанной работы, человеческое детство и детство животных очень схожи между собой. Поэтому детство людей можно изучать и соотносить с детством животных, и на этом основании строить различные концепции и теории познания ребенка.

Список литературы

1. Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология. - М.: Просвещение, 1988. - 336с.

2. Дольник В.Р. Непослушное дитя биосферы: Беседы о человеке в компании птиц и зверей. - М.: Педагогика-Пресс, 1994. - 208с.

3. Обухова Л.Ф. Детская психология: теория, факты, проблемы. - М.: Тривола, 1995. - 196с.

4. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека. М.: Школьная пресса, 2000. - 416с.

5. Эриксон Э. Детство и общество. СПб.: Питер, 1996. - 302с.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Исторический анализ понятия "детство". Врожденное поведение, инстинкт собственности, замещающее поведение. "Воришки" и "консерваторы" в животном и человеческом мире. Игры и страхи детей и детенышей животных. Родители и дети в животном и человеческом мире.

    контрольная работа , добавлен 23.10.2010

    Понятие "самооценка", ее соотношение с уровнем притязаний. Развитие самооценки детей младшего подросткового возраста. Анализ результатов экспериментального исследования влияния материального положения и социального статуса родителей на самооценку детей.

    курсовая работа , добавлен 07.09.2011

    Историческое происхождение периодов детства. Зависимость продолжительности детства от уровня культуры общества. Изображения детей и детского костюма в живописи. Разграничение генетической и детской психологии. Специфика психического развития ребенка.

    реферат , добавлен 28.12.2009

    Социально-психологический анализ семьи. Особенности взаимоотношений детей и родителей. Самостоятельность как компонент становления самоорганизации детей. Самостоятельность как личностное качество и фактор позитивных отношений детей и родителей.

    дипломная работа , добавлен 25.09.2006

    Юность как фаза перехода от зависимого детства к самостоятельной и ответственной взрослости. Переориентация общения с родителей, учителей и старших людей на ровесников, равных по положению. Исследование взаимоотношений с окружающими в юношеском возрасте.

    контрольная работа , добавлен 06.02.2011

    Методологический аспект изучения инстинкта и его роли в жизни человека. Личность и инстинкт. Основные подходы к изучению инстинкта. Инстинкт как неотъемлемый признак личности. Инстинкт как условие и продукт филогенетического развития личности.

    курсовая работа , добавлен 18.11.2007

    Составление психологического портрета детей-сирот оставшихся без родителей. Изучение процесса воспитания ребенка в благополучной, неблагополучной и асоциальной семье. Основные факторы отказов родителей от детей. Истоки и причины социального сиротства.

    контрольная работа , добавлен 14.03.2015

    Выявление мотивов агрессивного поведения детей и изучение психологических условий и механизмов его протекания. Методика коррекции агрессивного поведения детей дошкольного возраста посредством психолого-педагогического консультирования родителей.

    дипломная работа , добавлен 11.12.2014

    Общая характеристика ситуации психологического развития детей дошкольного возраста. Мотивы социального поведения, их особенности. Изучение структуры мотивации достижения успехов дошкольников. Выявление индивидуальных различий в мотивации власти у них.

    дипломная работа , добавлен 24.02.2015

    Условия, необходимые для формирования адекватного поведения у молодежи и для благоприятного разрешения конфликтов. Понятие и причины агрессии. Изучение стилей взаимоотношений в семье родителей и детей. Методы снижения агрессивности у подростков.

“Нет счастья без свободы и нет свободы без мужества и отваги”

Есть мнение, что европейская идентичность является не экономическим, а культурно -биологическим фактом.

Иными словами, не экономика обусловливает человека, а человек - экономику, от антропологического фактора зависит и экономическая, и социальная сфера жизни.

Культура тождественна природе человека, который постоянно лепит свой vision du monde, а европейская цивилизация является примером выдающейся роли человека во времени и пространстве.

С этой точки зрения европейская колонизация не является фактом социальной и национальной дискриминации других народов, а служит иллюстрацией антропологического фактора в истории, подтверждающего высочайшую оценку европейской цивилизации и её роли в мире.

Основы европейского превосходства в мировой истории заложил не Settecento , а Trecento - золотой век Европы.

Когда на пороге Settecento произошёл интеллектуальный перелом, положивший начало цивилизационному лидерству Европы и её духа в истории, параметры европейской идентичности были лишь окончательно уточнены.

“La mentalite” как умственная способность, безусловно, господствует над экономикой, творя ее по своему образу и подобию.

Каков человек, таков и материальный мир, сотворенный его руками.

Человек идентифицируется его духовными и материальными достижениями, а не наоборот.

“La mentalite” – генетическая кладовая нашего рода, которая подтверждает связь происхождения института частной собственности с антропологическим и цивилизационным развитием человечества.

Частная собственность - это институт этнически однородного общества, постепенно сформировавшего единые правила игры для всего сообщества.

Единые правила игры, основанные на высокой самооценке, чувстве собственного достоинства и индивидуализме человека, позволяют ему держать дистанцию по отношению к другим.

Индивидуальность - это признак определенной антропологической эволюции.

Совершить такую эволюцию способны лишь те индивиды, которые не обусловливают свое сосуществование взаимным вмешательством в дела друг друга, и в состоянии постоянно находиться вместе и, в то же время, в частной жизни, быть врозь.

Индивиды в смешанных обществах генетически не в состоянии разделиться между собой, вплоть до индивидуализации и автономизации своего “я” в институте частной собственности.

Человек полностью зависим от генетического потенциала предков, от своего генофонда.

“Метисаж” исключает частную собственность и индивидуальную, отличную от коллективной, жизнь.

В этнически разнородном обществе ментальность индивидов представляет собой настолько пеструю картину, что человеку постоянно трудно самоопределиться, а следовательно, обрести необходимые социальные основы для совместной выработки правил существования с другими людьми.

Институт частной собственности антропологически обусловлен и, как правило, совпадает с процессами национально-этнического обособления в рамках суверенных государств и с рождением экономических и правовых признаков этого социального феномена.

Иначе говоря, для того чтобы появилась частная собственность, человек должен выделиться из коллектива и материализовать свою индивидуальность в этой форме.

Но этому выделению должна предшествовать определенная ментальная эволюция, в ходе которой индивид обретет выражение равенства с самим собой в форме принадлежащей ему собственности.

Ментальный образ мира в одних случаях верифицировал героическое одиночество человека в мире, в других - растворял его в коллективе, антропологически не позволяя выделиться и обрести свою идентичность в равенстве самому себе.

В результате, европейская антропологическая эволюция привела к важному биосоциальному результату - стремлению человека во всем полагаться и равняться на самого себя, в то время как большая часть человечества оказалась не в состоянии позволить человеку взять ответственность за свою индивидуальную жизнь на себя и выделиться из коллектива.

С точки зрения Historie mentale это означает, что в Европе мышление индивидов и свойственное ему чувственно-эмоциональное восприятие жизни породило или примирилось с мировоззрением, рационально разделившим мир на суверенные островки частной собственности; таков был антропологический “ответ” европейцев на “вызов” среды.

Остальной мир подобной ментальной эволюции не совершил, человек остался заключённым в коллектив, что и обусловило отсутствие у него индивидуальной идентичности, исключительно коллективный характер самосознания.

Различия исторических судеб народов обусловлены различием био-социальных ядер этнических культур, их суверенностью и автономностью по отношению друг к другу, несводимостью к единому знаменателю или тождеству в виде “производительных сил” или “законов классовой борьбы”, в целом, социально-экономической детерминированности исторического процесса.

Несмотря на свою рациональность, человек не знает своих границ и целей, поэтому каждый день “начинает все с начала”, постоянно проявляя себя демиургом создаваемого им мира.

От того, каков сам человек, как он реагирует на “вызовы” природы и своего окружения, зависит тот или иной тип цивилизации, её отличительные черты и свойства.

Единственный закон истории - это активная позиция человека в мире, творящего историю по своему образу и подобию.

Ни люди не равны, ни их сообщества.

Различия и своеобразие народов предопределяются их биосоциальной природой, которая апробировала ряд базовых антропологических инстинктов, верифицирующих положение человека и его сообществ в истории.

Территориальный инстинкт является первопричиной национальных демаркаций и сплочения внутри группы.

Инстинкт естественной иерархии или доминирования обращён против эгалитаристских теорий и практик, чреватых тоталитаризмом.

Он дополняется правом на различие , возводящим в закон творческий принцип созидания.

Признание права на различие обеспечивает преобладание самых способных в жизни и наносит удар эгалитаризму, являющемуся противоестественным по своей природе.

Инстинкт собственности определяется как внутренне присущее человеку чувство, обусловливающее и расширяющее его свободу.

Человек конкретизирует себя в истории через собственность, выступающую важным фактором цивилизационного развития.

Инстинкт агрессивности служит защите территории и собственности и позволяет устанавливать необходимую дистанцию между индивидами и их сообществами в истории; ему также принадлежит роль цивилизующего начала в истории.

Дополненный инстинктом сообщества , он способствует консолидации больших и малых групп, таких как семья, община, государство.

Европейский ренессанс возможен лишь в случае обретения утраченной идентичности, являющейся подлинным смыслом и целью истории.

Основной задачей возвращения органичности, становится демаркация культурных и этических ценностей, восходящих к своим праосновам, решительный разрыв с теми культурными явлениями, которые есть не что иное, как манифестации левого изврата или ересей антитринитаризма в той или иной форме.

Европейская идентичность должна исходить из факта признания биосоциальной общности европейских народов и отстаиваться в борьбе с эгалитаризмом, марксизмом, структурализмом и прочими “измами”, нивелирующими человека до положения пустой абстракции.

Различия между европейскими народами имеют второстепенный характер, тогда как подлинной демаркации подлежат их отношения с чуждыми в культурно-биологическом аспекте.

Так как человек сам творит себя в истории, то создаваемые им цивилизации имеют отчетливо выраженный антропологический характер.

Отсюда и необходимо дополнить свободу укорененностью, важнейшим правом человека быть хозяином самого себя, правом личного “суверенитета”.

Свобода, которая является даром развития воли и отмечена правдой индивидуальности, не сулит человеку рая.

Но в этой картине мира человеческая судьба соединена с фундаментальной интуицией всех религий.

Нецивилизованный человек, то есть человек без традиций, потерян.

Традиция же представляет из себя совокупность норм, из которых она состоит.

Вот почему, аутентичное стремление к свободе не может не быть в то же время стремлением к цивилизационному порядку, укоренению.

Этот порядок может быть исполненным уважения тех свобод, которые ощущаются в европейских традициях.

Социальный порядок должен представляться индивиду соответствующим его правам, как это имело место в случае наших предков.

Понятия национальной и личностной идентичности совпадают, потеря национальной идентичности неминуемо ведет к культурной деградации, результатом которой становится утрата личностью своего суверенитета.

Отсюда и необходимость укоренения человека в культурных традициях для обретения своей идентичности.

Свободный человек не избавлен от социальных принуждений; иначе он рискует стать жертвой хаоса своих инстинктов и капризов.

Человек должен осознать, что он не может быть хозяином своей жизни, если не будет обладать сильной волей и развитой индивидуальностью.

Свобода человека зиждется на внутреннем устройстве его души: волевой человек и в заключении будет свободнее, чем клошары, живущие, якобы, в условиях свободы, но остающиеся рабами своих капризов, не говоря уже о людях, подверженных действию алкоголя и наркотиков, или рабах ипотеки.

Ревновать - значит любить? Не обязательно. Ревность вовсе не синоним любви. Это далеко не неотъемлемая часть отношений. А всего лишь показатель чьих-то комплексов или переживаний. По крайней мере в современном обществе ревность получила именно такую громкую характеристику: «Ревность - это показатель комплексов и неуверенности в себе». Но скажем откровенно, это очень спорное утверждение, хотя и часто озвучиваемое. Что нам гласит мужская психология: ревность или чувство собственности управляет сильными представителями мира сего? А может это обычное недоверие или неуверенность в благополучии партнерских отношений? Что же на самом деле чувствует мужчина, проявляя ревность в адрес своей партнерши?

Мужская психология: ревность или чувство собственности

  1. Инстинкт собственника
  2. Комплексы
  3. Неуверенность в отношениях
  4. Повод
  5. Особенности характера

Инстинкт собственника.

Чувство собственности не чуждое никому, ни ребенку, ни старику. Но у мужчин оно всегда проявляется намного острее. Скорее всего, ответ лежит не поверхности. Мужчина добытчик, мужчина воин, мужчина защитник, а значит и мужчина владелец. То, что принадлежит ему - это только его, а то что чужое - тоже может стать его. Интересная психология, не правда ли? Мужчина в ответе за свою женщину. Но в случае малейших подозрений или опасений он не упустит возможности подчеркнуть свое право собственности. Но согласитесь, это не есть плохо. Именно это качество отличает его от мягкого и бесхребетного тюфяка, а определяет в нем мужской стержень и характер.

Мужская психология видео

Комплексы.

А вот с комплексами все обстоит иначе. В случае собственной неуверенности в себе никогда не нужно винить партнершу, нужно искать причину проблемы в себе. Но мужская гордыня часто не позволяет это признать и как итог проблема не решается, а только усугубляется. Комплексы мужчины заставляют его делать необъективные умозаключения, развивать негативные фантазии, преувеличивать сомнительные факты.

Неуверенность в отношениях.

В каких случаях мужчины чаще всего ревнуют своих партнерш? В ситуациях, когда знают о шаткости и сомнительном благополучии собственных отношений. Частые ссоры, отсутствие близости, конфликты бытового характера и т.д. Те негативные моменты, которые подрывают гармонию нежности, любви и заботы и являются показателями неуверенности в верности второй половинки. Когда мужчина четко отдает себе отчет в существовании проблем, достигших критической точки, у него наступает паника, сомнения и неуверенность в имеющихся отношениях.

Повод.

Бывает так, что женщина сама дает мужчине повод для ревности - это что-то вроде красной тряпки для быка. Безусловно повод может быть явным, а может быть искусственно надуманным. Тут уж все зависит от ситуации. Но если факты говорят сами за себя, то только немой промолчит, а слепой не увидит.

Б. Инстинкт собственности (запасания). Биологи давно изучают действия животных, связанные с запасанием пищи впрок, справедливо связывая это с повышением шансов вида на выживание в неблагополучных условиях. Многие животные умеют это делать. Известна, в частности, способность муравьев-жнецов припрятывать пищу на «чёрный день». Могут запасать и птицы. Кедровка собирает орехи лещины и складывает их, прикрывая сверху лишайниками. Причем она находит свои кладовые даже после того, как их покрывает снег, вспоминая и используя не менее 85 % таких тайников. Среди млекопитающих запасание особенно широко распространено:
Хищные млекопитающие от мала до велика прячут свои «неприкосновенные пайки» от возможных конкурентов И маленькие ласки оставляют всевозможную добычу в укромных местах, и огромный гризли ревностно охраняет свои запасы от посягательств посторонних Пума зарывает жертву в землю, а потом возвращается к ней раз десять чтобы полакомиться мясом.* (* Тинберген Н Поведение животных- М Мир, 1978)
У человека влечение к запасанию и к охране своих запасов может быть обозначено как «инстинкт собственности-». Для наших детей эта страсть особенно мучительна, поскольку она чревата конфликтами, источник которых им не вполне понятен
Ребенок может быть добрым, нежадным, но, если у него силен этот инстинкт, он не может не отнимать у других и не отстаивать то, что считает своим Не сумев удержать собственность, он испытывает страшное горе. Нам такое дитя кажется жадным, упрямым, мы ругаем его, часто помогаем чужому малышу забрать у него игрушку - и еще более увеличиваем его горе Несколько десятилетий назад прекрасный этолог детей доктор Б Спок призвал американских матерей изменить свое поведение, понимать и щадить детей с сильным инстинктом собственности Эти дети теперь давно взрослые Они не стали ни жадными, не грабителями А дети, из которых «жадность» выколачивали, часто становились ими ** (** Дольник В Непослушное дитя биосферы - М Педагогика-Пресс, 1994)
На самом деле такое свойство характера человека, как «жадность» - это не столько чрезмерный, сколько социально деформированный инстинкт собственности. Социальное «форматирование» большинства инстинктов (придание им вида, допустимого в рамках данной культуры) - явление неизбежное и необходимое в человеческой среде. Но неудачное применение такого рода форматирования, как раз и влечёт уродливые, неприемлемые или «низменные» проявления естественных форм поведения В частности, деформация инстинкта собственности делает человека агрессивным, завистливым, вороватым и коварным накопителем, делает его жадным.
Не менее важно и то, что лишение собственности легко деформирует психику у вполне взрослых людей. Все те, кто был участником грандиозного эксперимента с «социализмом», прекрасно знают, что вороватость, безынициативность и некачественный труд - неотъемлемая его часть. В принципе это понимали еще в античные времена, когда наделяли гражданскими правами (правом ответственно участвовать в управлении государством и в защите его) исключительно тех членов общества, кто обладал собственным имуществом.
Что касается присвоения чужого тайно - путем воровства, то оно, как уже известно, у общественных животных является одной из инстинктивных программ, обеспечивающих выживание в трудных обстоятельствах. Данная программа свойственна животным, стоящим на низких ступенях иерархии, а значит - и детям. У людей в крайних своих выражениях воровство может характеризоваться как болезнь - клептомания. Этологи считают, что для некоторых видов присвоение чужого добра может быть подлинной «профессией» в добывании корма. Так, например, поморники паразитируют за счёт грабежа добычи у птиц других видов. Они попросту ждут, когда какая-либо птица поймает рыбу, затем преследуют её до тех пор, пока удачливый охотник не выбрасывает улов. Чем и живут.
Одно время психологи и педагоги полагали, что дети воруют по незнанию. Если им объяснить, что этого делать нельзя, припугнуть, наказать, то всё уладится. Но дети крадут как раз потому, что знают - делать этого нельзя. Крадут то, что им самим не очень и нужно, а неодолимо хочется овладеть тем, что запрещено Иногда это игра. Так же в игре может проявляться «инстинкт воровства» у сытого детёныша животного. У ребенка (благополучного и сытого) это может быть результат драматизации своего истинного или мнимого низкого ранга среди сверстников или в семье.
В любом возрасте одна из причин воровства - неудовлетворенная потребность в любви и ласке Другие причины индивидуальны страх, ревность, недовольство * (Спок Б Ребенок и уход за ним - Новосибирск Наука, 1991)