«Анализ стихотворения А.Блока «На поле Куликовом. Анализ стихотворения "На поле Куликовом" Блока А.А Кто является автором на поле куликовом

При анализе поэтики Блока нужно учитывать, что 1908 год был годом мрачнейших переживаний поэта — личных и общественных. Поэтому и исторический «оптимизм» стихов «На поле Куликовом» двойствен, прямолинейному толкованию он не поддается. Лирический герой стихотворения восклицает: «И вечный бой!», но это возглас не только воина XIV века, но и его дальнего потомка, рафинированного человека XX века, продолжающего ощущать себя перед враждебным станом готовым к битве. Исторический оптимизм поэта складывается в признании непобедимости народного рвения «за святое дело мертвым лечь».

Личное отчаяние, прорывающееся в некоторых стихах А. Блока, да и в его прозаических высказываниях и письмах, в цикле «На поле Куликовом» поглотилось величавостью народного дерзания. Мертвенность покоя, покорности оказалась мнимой, ибо извечный бой завещан нам историей. Отсюда во втором стихотворении цикла вещие строки:

За Непрядвой лебеди кричали, И опять, опять они кричат…

Символически напоминают, что Куликовская битва продолжается, а все стихотворение заканчивается драматической строфой: «Я — не первый воин, не последний… История предстала перед взором поэта в неумолимости своего движения сквозь кровь, горе, в героическом подвиге народа. И это ощущение истории как реальности народной жизни и стало формой приобщения поэта ко всеобщему.

В творчестве А. Блока стихи «На поле Куликовом» имели значение огромное. Поэт неоднократно обращался к исторической трагедии разрыва между народом и интеллигенцией. В этой сложной драматической коллизии он не искал однозначных решений. Он наглядно убеждался, что в условиях социальной нищеты происходит разрыв между народом и культурой, что народ — за неграмотностью — не читает выстраданных им книг, а в этом заключена трагедия не только народа, но и самой интеллигенции. Его собственная душевная мука была отражением этой социальной трагедии. В сложной символике цикла стихов, посвященных реальному событию народной истории, лирический герой приобщается к муке и подвигу народа и тем преодолевает свою роковую отчужденность.

Последнее стихотворение цикла «На поле Куликовом» помечено декабрем 1908 года, а несколько раньше, в октябре, Блок создал стихотворение «Россия», в котором вновь обращается к символической, столь любимой им гоголевской тройке, несущейся по бескрайним просторам России. Но это уже не «птица-тройка», — Блок увидел стертые шлеи, вязнущие в расхлябанных колеях расписные спицы колес

Россия, нищая Россия, Мне избы серые твои, Твои мне песни ветровые, Как слезы первые любви! Вновь все тот же мотив: «О, Русь моя! Жена моя! До боли. «

Причудливо переплетаясь, проходят тоскливая боль о нищете серых изб и преклонение перед женственной тенью:

А ты все та же — лес, да поле, Да плат узорный до бровей.

И заканчивается стихотворение воспоминанием о мгновенном взоре из-под платка и осторожной тоске ямщика, песней погоняющего свою захудалую, увязающую в родимой хляби тройку.

В стихотворении «На железной дороге» героиня Блока приобрела необычайную рельефную демократичность. Прекрасная Дама аристократична, она соизмерялась с неоглядностью космоса, Незнакомка прекрасным, но чуждым видением прошла сквозь низменный быт. А девушка на затерянном полустанке — дитя народа, за ее единичной судьбой — множество демократичных судеб. Девушка «в цветном платке» с затерянного полустанка и ратник XIV века, задумавшийся о судьбе родины на берегу Непрядвы, оказались в общем поэтическом цикле, ибо при всем своем различии выражали демократические устремления поэта.

История как проявление роевой жизни народа приобретала в его глазах непоколебимую несомненность. Народен герой Куликовской битвы, он сам говорит о себе: «Я — не первый воин, не последний», на его плечи пала судьба родины; народен образ блоков-ской девушки — сестры толстовской Катюши Масловой. На ее плечи также пала железная тоска родины. Оба эти образа воплотили и веру поэта, и его же отчаяние, неприятие им ужаса реального исторического бытия.

Историческая ответственность героя совпала с его демократической природой. Это ощущение нового героя и укрепило «могучую тоску» поэта по освежающей грозе, по новой битве у берегов символической Непрядвы, реки национального освобождения. В неправом мире «не может сердце жить покоем», но не может оно жить и бороться в одиночку, ибо принадлежит народу, народной рати, только и способной вести битву за родину, за мир — достойный человека.

Анализ цикла стихотворений Блока «На поле Куликовом»

Другие сочинения по теме:

  1. Цикл «На поле Куликовом» — лучшее, что написал Блок о родине, о ее истории и современности, о подвиге служения своей...
  2. У Александра Блока свое особое отношение к Родине. Россия — это не просто тема, а это мир, наделенный своими чертами,...
  3. Стихотворение «О доблестях…» поражает своей гармоничностью. Это такая же жемчужина русской лирики, как «Я вас любил…» Пушкина. И все-таки нельзя...
  4. Блок некогда утверждал, что не будь «Незнакомки» и «Балаганчика», не было бы написано «Куликово поле». Кто знает: не будь многолетней...
  5. К теме Бородинского сражения Лермонтов обращался дважды — в 1830-1831 годах было написано «Поле Бородина», в 1837-м — «Бородино». Необходимость...
  6. Стихотворение А. А. Блока «Плачет ребенок под лунным серпом…», написано 14 декабря 1903 года и входит в книгу «Стихи о...
  7. На разных этапах поэтического развития Блока это понятие «лирической величины» изменялось. В стихах «На поле Куликовом» в гениальном озарении предстало...
  8. Сочинения по литературе: Анализ стихотворения А. Блока «Осенняя воля» Александр Блок «нашел» себя в литературе, создав целый ряд замечательных произведений...
  9. События 1905 года оставили заметный след в творческой эволюции Александра Блока. Поэтому был сделан шаг в его движении к народу,...
  10. В цикле «Родина» Блок поместил и стихотворение «На железной дороге» — о трагической судьбе молодой красивой женщины, раздавленной безотрадной, безнадежной...
  11. «Преображение» — так называется первый послереволюционный сборник поэта. Название глубоко символично: преображается не только сам автор, но и мир вокруг...
  12. Отечество для Блока — маяк, который освещает весь его творческий путь. Если проследить этот путь от начала до конца, то...
  13. Сопоставительный анализ стихотворений А. С. Пушкина »Я помню чудное мгновенье… » и Ф. И. Тютчева »Я встретил Вас и все...
  14. Школьное сочинение по циклу повестей цикл повестей «Солнечный денек», «Гуси-лебеди», «Федя и Данилка», «Волшебный берег» . В стиле писательницы, в...

Сочинение

По словам самого Александра Александровича Блока, тема, посвященная России, - главная в поэзии. А. А. Блок обратился к этой теме уже в самом начале своего творческого пути и остался верен ей до конца жизни.

Цикл «На поле Куликовом» целиком посвящен России. Этот цикл один из самых знаменитых Я лов А. Блока. Это произведение было написано в 1908 г., в годы первой русской революции, когда вокруг темнело от кровавых оргий. Вот его слова: «Куликовская битва принадлежит к символ" событиям русской истории. Таким событиям суждено возвращение. Разгадка их еще впереди».
Стихотворный цикл «На поле Куликовом» имел большое значение как для самого поэта, так и дД всей России:
Я- не первый воин, не последний, Долго будет Родина больна. Помяни ж за раннею обедней Мила друга, светлая жена!

Говорили о том, что Блок умел чувствовать историю милой его сердцу Руси чутко и трепетно: Я вижу над Русью далеко Широкий и тихий пожар...

Произведение «На поле Куликовом» разделено на пять глав. В первом стихотворении этого цикла встает тема пути, раскрывающаяся в двух планах: временном и пространственном. Изображение исторического пути России представляет нам временной план:
В степном дыму блеснет святое знамя И ханской сабли сталь... И вечный бой! Покой нам только снится Сквозь кровь и пыль...

В цикле «На поле Куликовом» раскрываются прошлое, настоящее и будущее России.
Именно в прошлом поэт ищет животворную силу, позволяющую Руси не бояться «мглы - ночной и зарубежной», скрывающей ее долгий путь. Эта сипа в вечном движении, для нее характерно отсутствие покоя. Так появляется образ Родины - «степной кобылицы», несущейся вскачь...

Степная кол былица воплощает в себе и скифские истоки, и вечное движение. Поиски будущего у А. Блока трагичны. Страдание - плата за движение вперед, поэтому путь Родины лежит через боль: Наш путь стрелой татарской древней воли Пронзил нам грудь.

Сочетание временного плана с пространственным придает стихотворению особый динамизм. Россия никогда не застынет в мертвенной неподвижности, ее вечно будут сопровождать перемены: И нет конца! Мелькают версты, кручи...

Следует, пожалуй, отметить особое своеобразие изображения Родины Блоком. Основную роль в восприятии поэтом России играют не его внешние впечатления, а, скорее, их преломление в душе поэта, сопоставление с его внутренними переживаниями. Образ заката, окрашенного кровью из сердца поэта, лучше всего иллюстрирует такое глубокое личное восприятие родной земли. Традиционным для мировой литературы является образ Родины-матери. У Блока Россия ассоциируется, скорее, с любимой женщиной. Ее лик светел, она хранит первоначальную чистоту души поэта: О, Русь моя! Жена моя! До боли Нам ясен долгий путь!..

Лирическими героями в этом произведении являются древний русич-воин и современный поэт. ,
Стихотворение «На поле Куликовом» является настоящим художественным шедевром. Поэт использует эпитеты («скудной», «желтого», «долгий», «древней», «ночной», «святое»), метафоры («река грустит лениво», «в степи грустят стога», «идут испуганные тучи»), лексические повторы («нам путь», «закат в крови»).

Здесь присутствуют восклицательные по эмоциональной окраске предложения. Все эти художественно-выразительные средства языка несут эмоциональную нагрузку, делают стихотворение более выразительным, помогают понять внутренний мир писателя. Стихотворный размер произведения ямб.

В стихотворении Блока «На поле Куликовом» звучит гордость за страну, сумевшую подняться из небытия, отстоять свою государственность и независимость. Блок чувствует себя поэтом этой огромной страны, он счастлив благодаря своей сопричастности великой эпохе потрясений. Этой патриотичностью и пафосом он был близок поколению «роковых сороковых» и нам, сегодняшним. Из своего «далека» он учит нас любить и ненавидеть, быть терпимыми и довольствоваться тем, что имеем.

Нельзя не заметить связи стихотворений из цикла «На поле Куликовом» со статьей «Россия и интеллигенция». Вот одна из цитат: «...есть действительно не только два понятия, но две реальности: народ и интеллигенция; полтораста миллионов с одной стороны и несколько сот тысяч - с другой; люди, взаимно друг друга не понимающие в самом основном.

Среди сотен тысяч происходит торопливое брожение, непрестанная смена направлений, настроена, боевых знамен. Над городами стоит гул, в котором не разобраться и опытному слуху; такой гул, какой стоял над татарским станом в ночь перед Куликовской битвой, как говорит сказание. Скрипят бесчисленные телеги за Непрядвой, стоит людской вопль, а на туманной реке тревожно плещутся и кричат гуси и лебеди. Среди десятка миллионов царствуют как будто сон и тишина.

Но и над станом Дмитрия Донского стояла тишина; однако заплакал воевода Боб рок, припал ухом к земле: он услышал, как неутешно плачет вдовица, как мать бьется о стремя сына. Над русским станом полыхала далекая и зловещая зарница. Есть между двумя станами - между народом и интеллигенцией - некая черта, на которой сходятся и сговариваются те и другие. Такой соединительной черты не было между русскими и татарами, между Двумя станами, явно враждебными; но как тонка эта нынешняя черта - между станами, враждебными тайно! Как странно и необычно схождение на ней! Каких только «племен, наречий, состояний» здесь нет! Сходятся рабочий, и сектант, и босяк, и крестьянин - с писателем и общественным деятелем, с чиновником и с революционером.

Но тонка черта; по-прежнему два стана не видят и не хотят знать друг друга, по-прежнему к тем, кто желает мира и сговора, большинство из народа и большинство из интеллигенции относятся как к изменникам и перебежчикам.. Не так ли тонка эта черта, как туманная речка Непрядва? Ночью перед битвой вилась она, прозрачная, между двух станов; а в ночь после битвы и еще семь ночей подряд она текла, красная от русской и татарской крови».

Что даёт основание отнести стихотворение А.А. Блока «На поле Куликовом» к философской лирике?

Художественное направление, в русле которого написано стихотворение «На поле Куликовом», - символизм.

В чём философский смысл творения А.А. Блока?

Главное событие, которое могло бы стать ведущей темой стихотворения, поэт не описывает, но его образ подчиняет себе всё его содержание.

Это событие видится и в звучании темы, и в стремлении автора показать его величие, подчеркнуть его неповторимый смысл. Образ предстоящей битвы присутствует и в настроении ожидания, грозном, тревожном и всеобъемлющем.

Описание предгрозовой «мглы» и «туч», предвещающих природный катаклизм («битву чудную»), открывает и завершает стихотворение. (Принцип кольцевого построения.)

Какова идея стихотворения? Куликовская битва олице­творяет собой новый мощный этап в истории Руси, тот, с ко­торого может начаться её возрождение, её путь в будущее. :)Т0 - «начало высоких и мятежных дней».

И последующие поколения, с их патриотическим настроем, с их неувядаемой исторической памятью, отдают дань уважения героям, своим славным предшественникам, отстоявшим инте­ресы Руси в те славные, пусть и трагические дни.

Строфика стиха: строфа состоит из 4-х строк, катрен (четве­ростишие).

Рифма перекрёстная.

Размер - ямб.

Чередуются мужская и женская рифмы.

Тропы. Метафоры: «тишина непробудная», «облако суровое»; эпитеты: «битва чудная», «высокие и мятежные дни». Риториче­ское восклицание:

Но узнаю тебя, начало Высоких и мятежных дней!

Здесь искали:

  • анализ стихотворения на поле куликовом
  • анализ стихотворения на поле куликовом блок по плану
  • на поле куликовом анализ

«Ты помнишь? В нашей бухте сонной…» «Сижу за ширмой. У меня…» «Твое лицо мне так знакомо…» «Многое замолкло. Многие ушли…» Демон «Всю жизнь ждала. Устала ждать…» «Ушла. Но гиацинты ждали…» «Ночью в саду у меня…» «Ты, может быть, не хочешь угадать…» Пляски осенние «Милая дева, зачем тебе знать, что жизнь нам готовит…» Авиатор «Нет, никогда моей, и ты ничьей не будешь…» «Ветр налетит, завоет снег…» «Жизнь – без начала и конца…» «Зачем в моей усталой груди…» «Город покинув…» «И нам недолго любоваться…» «Вот Он – Христос – в цепях и розах…» «Всюду ясность Божия…» «Он занесeн – сей жезл железный…» «Распушилась, раскачнулась…» Вдвоем Ветхая избушка Ворона И опять снега Бледные сказанья «Поэт в изгнаньи и в сомненьи…» «Я вижу блеск, забытый мной…» «Пусть светит месяц – ночь темна…» «Одной тебе, тебе одной…» «Ты много жил, я больше пел…» «Пора забыться полным счастья сном…» «Пусть рассвет глядит нам в очи…» «Муза в уборе весны постучалась к поэту…» «Полный месяц встал над лугом…» «Ловя мгновенья сумрачной печали…» «Она молода и прекрасна была…» «Я ношусь во мраке, в ледяной пустыне…» «В ночи, когда уснет тревога…» Servus – reginae Сольвейг Ангел-хранитель «Я был смущенный и веселый…» «О, весна без конца и без краю…» «Когда вы стоите на моем пути…» «Я помню длительные муки…» «О доблестях, о подвигах, о славе…» На поле Куликовом «Как тяжело ходить среди людей…» «Когда ты загнан и забит…» «Приближается звук. И, покорна щемящему звуку…» «Земное сердце стынет вновь…» «Была ты всех ярче, верней и прелестней…» Соловьиный сад Скифы «Его встречали повсюду…» Незнакомка «Ночь, улица, фонарь, аптека…» В углу дивана «Барка жизни встала…» «Ветер принес издалёка…» Гамаюн, птица вещая «Своими горькими слезами…» В ресторане «Я стремлюсь к роскошной воле…» «Сумерки, сумерки вешние…» «Погружался я в море клевера…» «Скрипка стонет под горой…» Рассвет «Бегут неверные дневные тени…» «Мне снились веселые думы…» «Вхожу я в темные храмы…» «Просыпаюсь я – и в поле туманно…» «Ты из шопота слов родилась…» Шаги Командора «Не легли еще тени вечерние…» «Я – Гамлет. Холодеет кровь…» «Как день, светла, но непонятна…» «Девушка пела в церковном хоре…» «Превратила всё в шутку сначала…» «По улицам метель метет…» «И вновь – порывы юных лет…» «Я вам поведал неземное…» «Принявший мир, как звонкий дар…» В дюнах На островах «Гармоника, гармоника!..» Фабрика «Она пришла с мороза…» Балаганчик Перед судом «О, я хочу безумно жить…» Россия «Рожденные в года глухие…» Поэты «Встану я в утро туманное…» «Петербургские сумерки снежные…» «Плачет ребенок. Под лунным серпом…» Голос в тучах «Идут часы, и дни, и годы…» «Мы живeм в старинной келье…» «Верю в Солнце Завета…» «Пойми же, я спутал, я спутал…» «Мы были вместе, помню я…» «За краткий сон, что нынче снится…» «На небе зарево. Глухая ночь мертва…» «Одинокий, к тебе прихожу…» «Предчувствую Тебя. Года проходят мимо…» «Мы встречались с тобой на закате…» Две надписи на сборнике Пушкинскому дому Седое утро Коршун Из газет «Ветер хрипит на мосту меж столбами…» «Поднимались из тьмы погребов…» «Я шел к блаженству. Путь блестел…» «Дышит утро в окошко твое…» Неведомому Богу Моей матери. («Спустилась мгла, туманами чревата…») «Ярким солнцем, синей далью…» «Лениво и тяжко плывут облака…» «Поэт в изгнаньи и в сомненьи…» «Хоть все по-прежнему певец…» «Ищу спасенья…» «Входите все. Во внутренних покоях…» «Я, отрок, зажигаю свечи…» «Целый год не дрожало окно…» «У забытых могил пробивалась трава…» «Не доверяй своих дорог…» «Увижу я, как будет погибать…» «То отголосок юных дней…» «Отрекись от любимых творений…» «Измучен бурей вдохновенья…» «Медленно, тяжко и верно…» 31 декабря 1900 года «Отдых напрасен. Дорога крута…» «Я вышел. Медленно сходили…» Моей матери. («Чем больней душе мятежной…») «В день холодный, в день осенний…» «Белой ночью месяц красный…» «Я жду призыва, ищу ответа…» «Ты горишь над высокой горою…» «Медленно в двери церковные…» «Будет день – и свершится великое…» «Я долго ждал – ты вышла поздно…» «Ночью вьюга снежная…» Ночь на Новый Год «Сны раздумий небывалых…» «На весенний праздник света…» «Не поймут бесскорбные люди…» «Ты – божий день. Мои мечты…» «Гадай и жди. Среди полночи…» «Я медленно сходил с ума…» «Весна в реке ломает льдины…» «Странных и новых ищу на страницах…» «Днем вершу я дела суеты…» «Люблю высокие соборы…» «Брожу в стенах монастыря…» «Я и молод, и свеж, и влюблен…» «Свет в окошке шатался…» «Золотистою долиной…» «Я вышел в ночь – узнать, понять…» Экклесиаст «Явился он на стройном бале…» «Свобода смотрит в синеву…» «Разгораются тайные знаки…» «Я их хранил в приделе Иоанна…» «Стою у власти, душой одинок…» «Запевающий сон, зацветающий цвет…» «Я к людям не выйду навстречу…» «Потемнели, поблекли залы…» «Всё ли спокойно в народе?..» «Отворяются двери – там мерцанья…» «Я вырезал посох из дуба…» «Ей было пятнадцать лет. Но по стуку…» «Светлый сон, ты не обманешь…» «Темная, бледно-зеленая…» «Мой любимый, мой князь, мой жених…» «Сольвейг! О, Сольвейг! О, Солнечный Путь!..» «В густой траве пропадешь с головой…» Девушка из Spoleto «Дух пряный марта был в лунном круге…» На железной дороге Унижение «Есть в дикой роще, у оврага…» Моей матери. («Друг, посмотри, как в равнине небесной…») «Усталый от дневных блужданий…» «Мне снилась смерть любимого созданья…» «Луна проснулась. Город шумный…» «Мне снилась снова ты, в цветах…» «Окрай небес – звезда омега…» «Милый друг! Ты юною душою…» Песня Офелии «Когда толпа вокруг кумирам рукоплещет…» «Помнишь ли город тревожный…» «Сама судьба мне завещала…» «Я стар душой. Какой-то жребий черный…» «Не проливай горючих слез…» «Зачем, зачем во мрак небытия…» «Город спит, окутан мглою…» «Пока спокойною стопою…» Dolor ante lucem «Медлительной чредой нисходит день осенний…» «Восходишь ты, что строгий день…» «Шли мы стезею лазурною…» «Разверзлось утреннее око…» «Я шел во тьме дождливой ночи…» «Сегодня в ночь одной тропою…» «Май жестокий с белыми ночами!..» Равенна Осенний день Художник Двенадцать «Я помню нежность ваших плеч…» «Ну, что же? Устало заломлены слабые руки…» Голос из хора Последнее напутствие «Смычок запел. И облак душный…» Королевна «Ты жил один! Друзей ты не искал…» Осенняя воля Русь Митинг «Я ухо приложил к земле…» «В голодной и больной неволе…» З. Гиппиус. (При получении «Последних стихов») «Сердитый взор бесцветных глаз…» «Как океан меняет цвет…» «Бушует снежная весна…» «О да, любовь вольна, как птица…» «На улице – дождик и слякоть…» «Похоронят, зароют глубоко…» «Ты твердишь, что я холоден, замкнут и сух…» «Свирель запела на мосту…»

«Лучшее, что было в русской литературе после Тютчева», - примерно так охарактеризовал цикл известный литературовед К. Мочульский, на работы которого опирается данный анализ. Блок «На поле Куликовом» писал в преддверии катастрофических событий, определивших раз и навсегда судьбу России. И художник слова почувствовал их близость, что делает его воистину русским национальным поэтом, которого невозможно вписать в тесные рамки какого-либо направления или литературной школы.

Литературный контекст

«На поле Куликовом», анализ которого представлен в этой статье, было создано в 1908 году и входило в цикл «Родина». О работе поэта над стихотворением свидетельствует его драма «Песнь судьбы», в которой историческая тематика подается в лирическом ключе. Также в связи с Куликовским циклом необходимо упомянуть статью поэта «Интеллигенция и революция». В ней Блок создает образ «непробудной тишины», которая нависла над страной. Это затишье перед бурей, предваряющее битву. Именно в ее недрах, считает поэт, зреет судьба русского народа.

В статье поэт, отсылая к стихотворению «На поле Куликовом», анализ дает взаимоотношениям народа и интеллигенции в современной ему России. Блок определяет эти два класса как тайных врагов, однако между ними есть черта, их соединяющая, - то, чего между русскими и татарами не было и не могло быть.

Композиция

Построение цикла - это первое, с чего необходимо начинать анализ. Блок «На поле Куликовом» разделил на пять частей. Стихотворение «Река раскинулась», идущее в цикле первым, охватывает читателя порывом ветра степи. В центре оказывается образ России, которая, словно вихрь, несется сквозь ночную мглу. И с каждой новой строчкой это движение становится все стремительнее.

С подобным динамичным вступлением входит в контраст нежное лирическое стихотворение «Мы, сам-друг...», продолжающее цикл «На поле Куликовом». Блок (анализ ясно показывает это) для следующей главы своего поэтического дневника - «В ночь, когда Мамай...» - определил роль композиционного центра. Именно здесь появляется образ Богородицы, в котором угадываются черты Прекрасной Дамы. Последние два стихотворения цикла («Опять вековою тоскою» и «И мглою бед») продолжают мотивы ожидания будущей бури, всеохватывающей тишины, которая предваряет скорую битву.

Историософская концепция

В 1912 году в качестве примечания к одному из стихотворений цикла «На поле Куликовом» Блок - анализ должен учитывать это - назвал битву с татарами символической. Другими словами, поэт придает образу Куликовского сражения универсальные черты, а значит, оно оказывается применимым по отношению к другим поворотным событиям российской истории, включая предстоящие. Сражение с татарами можно рассматривать как метафору борьбы сил тьмы и света, причем изначально бой ведется за душу конкретного человека (лирического героя), и победа одной из этих сторон окончательно решит, какая же у России судьба.

Производить анализ (Блок, «На поле Куликовом» - поле великого сражения) можно и в другом ключе. В первом стихотворении цикла указан мотив движения вперед, вызывающего страдание. На этом основании интересно было бы сопоставить и Брюсова. Последний в одном из стихотворений поприветствовал пришедших разрушать гуннов, чем вызвал естественные вопросы и претензии со стороны читающей публики. На самом деле Валерий Брюсов (равно как и Блок) понимал неотвратимость грядущих перемен, пусть и весьма болезненных.

Образы

Продолжаем анализ. Блок «На поле Куликовом» насытил символико-многозначными, универсальными образами. Так, Россия, ее путь изображается подчеркнуто динамично - настолько, что невольно вспоминается удачное сравнение Гоголя своей страны со стремительной тройкой, которая постоянно куда-то мчится. Что интересно, в одном из стихотворений Блока встречается образ России «с мутным взором колдуна» - вполне вероятно, что поэт использовал отсылку с повести «Страшная месть». Интересен также образ Прекрасной Дамы - Богородицы. Он указывает на специфику патриотизма Блока: любовь поэта к Родине пронизана эротическим чувством, которое сопоставимо с тягой к любимой женщине.

Средства выразительности

Анализ (Блок, «На поле Куликовом») был бы неполным без исследования Поэт обильно употребляет эмоционально заряженные восклицательные предложения, помогающие раскрыть внутреннее состояние лирического героя цикла. Часть тропов была заимствована из фольклора - эпитеты и метафоры, создающие народнопоэтические образы (грустящей реки, кровавого заката). Последнее неминуемо вызовет у читателя ассоциации с древнерусской литературой - в частности, «Словом...» и «Задонщиной». Стихотворный размер цикла - ямб.

Таким образом, как продемонстрировал анализ (Блок, «На поле Куликовом»), поле дает литературоведам большой материл для изысканий. Вместе с этим цикл поэта считается одной из вершин его творчества, наряду с «Двенадцатью» и «Скифами».