Тест по русскому языку "ССП" (9 класс). Обобщающий урок на тему "ссп и спп" В ССП с разделительными союзами

28.03.2017 2143 0 Габитова Марина Владимировна

Тест по теме «Сложносочиненное предложение» 9 класс
1. Укажите ССП (знаки не расставлены).
А) Ярко светило солнце и снег переливался тысячью искр.
В) Толпа объединившая и пожилых и молодых невольно привлекла внимание Абая.
С) Снег лежит на деревьях и гнет сучья.
Д) Жилище мое обросло случайными но интересными вещами.
Е) Облетают с яблонь листья и шепчутся с травой.
2. ССП с соединительным союзом.
А) В лесу было черно-пестро, в оврагах шумит вода. В) весна пришла и растопила снег на полях.
С) С севера надвинулась огромная туча и закрыла полнеба.
Д) Скоро осень проснется и заплачет спросонья.
Е) С вечера моросило, и наступило серое весеннее утро.
3. ССП с разделительным союзом.


4. ССП с противительным союзом.
А) От бессонной ночи тяжело никла голова и слезились припухшие глаза.
В) Или мы пойдем вместе или я уйду один.
С) Она торопилась и потому разговоры пришлось отложить до вечера.
Д) Он никогда не плакал зато по временам находило на него дикое упрямство.
Е) Ёрш презрительно пошевелил плавательными перьями и уплыл восвояси.
5. Укажите простое предложение.
А) От бессонной ночи тяжело никла голова и слезились припухшие глаза.
В) Или мы пойдем вместе или я уйду один.
С) Она торопилась и потому разговоры пришлось отложить до вечера.
Д) Он никогда не плакал зато по временам находило на него дикое упрямство.
Е) Ёрш презрительно пошевелил плавательными перьями и уплыл восвояси.
6. Укажите СПП, в котором НЕ нужна запятая.
А) От бессонной ночи тяжело никла голова и слезились припухшие глаза.
В) Или мы пойдем вместе или я уйду один.
С) Она торопилась и потому разговоры пришлось отложить до вечера.
Д) Он никогда не плакал зато по временам находило на него дикое упрямство.
Е) Ёрш презрительно пошевелил плавательными перьями и уплыл восвояси.
7. Укажите ССП со значением противопоставления.
А) в небе нет ни облака но в воздухе чувствовался избыток влаги.
В) Учение и обед делали дни очень интересными вечера же проходили скучновато.
С) На горах только тайга шумит да ручьи бегут, по камню играют.
Д)) Или мы пойдем вместе или я уйду один.
Е) То падал туман то вдруг припускал косой крупный дождь.
8. Укажите ССП со значением чередования (набор пр-ий в 7 задании).
9. Укажите ССП со значением одновременности (набор пр-ий в 7 задании).
10. Укажите ССП со значением взаимоисключения (набор пр-ий в 7 задании).
11.Укажите ССП со значением сопоставления (набор пр-ий в 7 задании).
12. Укажите противительные союзы.
А) а, и, зато, или, тоже; В) и, да, тоже, также, ни-ни; С) или, либо, то-то, не то- не то, то ли- то ли;
Д) а, но, да(=но), зато, однако, же; Е) что, чтобы, потому что, когда, если.
13. Укажите соединительные союзы.
А) а, и, зато, или, тоже; В) и, да, тоже, также, ни-ни; С) или, либо, то-то, не то- не то, то ли- то ли; Д) а, но, да(=но), зато, однако, же; Е) что, чтобы, потому что, когда, если.
14. Найдите ССП (знаки не расставлены).
А) Пока мы собирались на экскурсию началась гроза. В) Мы долго искали сухое пристанище и нашли его. С) Дверь в комнату была открыта зато окна были закрыты ставнями.
Д) Хотя у слова нету крыльев оно летит.
Е) Грош цена тому кто не может сломить дурной привычки.
15. Укажите предложение с сочинительным противительным союзом.
А) Я хочу, чтобы ты дал совет. В) Я не знаю, какой тебе сделать подарок.
С) Все смолкли, зато громче затрещали, разгораясь, ветки.
Д) Мне тоже не сиделось на месте. Е) Витя мыл посуду и насвистывал какую-то песенку.
16. Какое значение имеет ССП из предыдущего задания?
А) одновременности; В) чередования; С) сопоставления; Д) противопоставления;
Е) возмещения.
17. Укажите ССП, в котором не следует ставить запятую перед союзом и.
А) Ворота выходили в переулок и над ними густо смешивались ветки серебристого тополя.
В) Кинжал взят отважным казаком и долго он лежал заброшенным в лавке армянина.
С) И ненавидим мы и любим мы случайно и царствует в душе какой-то холод тайный.
Д) Где-то в глубине глухо посвистывал сквознячок и капала вода с прозрачным звуком.
Е) Я гашу лампу и ночь начинает медленно светлеть.
18. Укажите ССП с общим второстепенным членом.
А) Он читал и строчки сливались в серые полосы. В) Ему стало жарко и он распахнул полушубок.
С) В акациях прошумел ветер и пушечным ударом прокатился гром.
Д) В городском саду по соседству играл оркестр и пел хор ветеранов.
Е) Без стука распахнулась дверь и в комнату вошла девушка.
19. Укажите ССП со значением последовательности.
А) Ему стало жарко и он распахнул полушубок. В) Все смолкли, зато громче затрещали, разгораясь, ветки. С)) Где-то в глубине глухо посвистывал сквознячок и капала вода с прозрачным звуком. Д)) в небе нет ни облака но в воздухе чувствовался избыток влаги.
Е) От бессонной ночи тяжело никла голова и слезились припухшие глаза.
20. В ССП с соединительными союзами:
А) перечисляются явления, происходящие одновременно, или следуют одно за другим;
В) явления противопоставляются одно другому;
С) явления чередуются или указывают на возможность одного явления из двух;
Д) явления сопоставляются и противопоставляются;
Е) Явления только чередуются.
21. Определите количество знаков препинания в предложении: Когда он появлялся на открытии какой-нибудь выставки сосредоточенный молчаливый казалось что он лишь прислушивается к тому о чем говорят другие но художники поражались его метким замечаниям верным оценкам картин.
А) 7; В) 8; С) 4; Д) 6; Е) 3.
22. Укажите ССП.
А) Лето выдалось серое и холодное. В) День был пасмурный, но тёплый.
С) Надя простилась и пошла к себе. Д) В доме все уже легли, но никто не спал.
Е) Надя сильно тосковала и думала о матери.
23. Укажите количество знаков препинания в предложении: Этот странный туман плотно укутав мир совершенно растворил могучие деревья превратив их в тени сказочных великанов.
А) 2; В) 4; С) 5; Д) 6; Е) 3.
24. Укажите союз, который НЕ относится к противительным:
А) зато; В) а; С) однако; Д) но; Е) не только… но и.
25. Определите вид предложения: Чтобы не заблудиться в лесу, собирая грибы, я беру с собой компас.
А) простое; В) ССП; С) СПП; Д) СБП;

ТЕСТ 1. Понятие о сложносочинённом предложении

ЗАДАНИЕ 1

Расставьте, где нужно, запятые перед союзом И. Укажите сложносочинённые предложения:

1) В это время из-за высоты, находившейся в полверсте от крепости, показались новые конные толпы? и вскоре вся степь усеялась множеством людей, вооружённых копьями и сайдаками. (А. П.)

2) Вскоре пули начали свистать около наших ушей? и несколько стрел воткнулись около нас в землю и в частокол. (А.П.)

3) Это впечатление постепенно ослабевало, затем стало воспоминанием? и, наконец, просто усталостью. (А.Г.)

4) Однажды солнце догорало? и тихо теплились лучи... (Н.Гум.)

5) И погасли изумруды змея? и павлина веерное диво. (Н.Гум.)

ЗАДАНИЕ 2

Расставьте запятые, укажите количество грамматических основ:

Шёл снег и был мороз по утрам но дороги уже потемнели и над ними каркая носились грачи. (А.Ч.) ___________________________

ТЕСТ 2. ССП с соединительными союзами

Фамилия, имя ____________________ класс _____ дата __________

ЗАДАНИЕ 1

В каких случаях союз И соединяет части ССП?

1) Слабо гудела телеграфная проволока, и на ней кое-где отдыхали ястреба. (А.Ч.)

2) По небу полуночи ангел летел, и тихую песню он пел. (М.Л.)

3) В этой напрасной борьбе истощил я жар души и постоянство воли, необходимое для действительной жизни. (М.Л.)

4) Хорошенький овал лица её круглился, как свеженькое яичко, и, подобно ему, белел какою-то прозрачною белизною. (Н.Г.)

ЗАДАНИЕ 2

Расставьте знаки препинания:

Две молодые казачки дочери хозяина избы накрыли стол белой скатертью принесли хлеба ухи и несколько штофов с вином и пивом и я вторично очутился за одною трапезою с Пугачёвым и с его страшными товарищами. (А.П.)

ЗАДАНИЕ 3

В каких случаях перед союзом И надо поставить запятую?

1) Его почти ничего не влекло из дома? и он с каждым днём всё крепче и постояннее водворялся в своей квартире. (И.Г.)

2) Око моё меня соблазняет? и мне исткнуть его необходимо, должно для душевного спасения. (Д.Ф.)

3) Он покосился на весёлые, но твёрдые глаза Лефорта? и судорожно схватил даму за руку. (А.Т.)

4) Люблю я ропот буйных вод? и на волне звезды сиянье. (СЕ.)

ТЕСТ 3. ССП с разделительными союзами

Фамилия, имя ____________________ класс _____ дата __________

ЗАДАНИЕ 1

Укажите ССП с разделительными союзами:

1) Но теперь он должен был выстрелить на воздух, или сделаться убийцей, или, наконец, оставить свой подлый замысел и подвергнуться одинаковой со мной опасности. (М.Л.)

2) Отчего мне так не по себе, когда я вижу адвоката, или учителя латинского языка, или члена управы? (А.Ч.)

3) Жизнь ли была так бедна здесь, или люди не умели подметить ничего, кроме этого неважного события, происшедшего десять лет назад, а только про село Уклеево ничего другого не рассказывали. (А.Ч.)

4) Значит, я был болен или что-то случилось со мной... (А.Ч.)

5) Ей, вероятно, приснилось что-нибудь или пришли на память вчерашние рассказы. (А.Ч.)

ЗАДАНИЕ 2

1) А ушедший в ночные пещеры, или к заводям тихой реки повстречает свирепой пантеры наводящие ужас зрачки. (Н.Гум.)

2) То истиной дышит всё в ней, то всё в ней притворно и ложно. (М.Л.)

3) В душном воздухе то раздавались удары кирок о камень, то заунывно пели колёса тачек. (М.Г)

4) Виноват ли был учитель или виновата была ученица, но каждый день повторялось одно и то же... (Л.Т.)

ТЕСТ 4. ССП с противительными союзами

Фамилия, имя ____________________ класс _____ дата __________

ЗАДАНИЕ 1

Расставьте знаки препинания, выделите предикативные единицы, подчеркните грамматические основы:

1) Но прошло уже воскресенье а старик всё не возвращался и не было никаких известий. (А.Ч.)

2) Ему не было ещё сорока но у него была уже дочь двенадцати лет и два сына гимназиста. (А.П.)

3) Чёрная кошечка Брыска ласкается и мягко мурлычет но не трогают Оленьку эти кошачьи ласки. (А.Ч.)

4) Годы проходили а он всё сидел на одном месте писал всё те же бумаги и думал всё об одном и том же... (А.Ч.)

5) Миновала полночь уже потухли печи здесь и на той стороне а внизу на лугу и в трактире всё ещё гуляли. (А.Ч.)

6) Олег усмехнулся однако чело и взор омрачилися думой. (А.П.)

ЗАДАНИЕ 2

Расставьте пропущенные запятые. Отметьте ССП:

1) Игра и ужин уже кончились но гости ещё не разъехались. (Л.Т.)

2) Манифеста никто не читал но все знали о его появлении. (Л.Т.)

3) Соня хотела поднять голову хотела отвечать но не могла и ещё больше спряталась. (Л.Т.)

4) До дома было вероятно вёрст двенадцать но сил не хватало... (А.Ч.)

5) Каждый день в полдень во дворе и за воротами на улице вкусно пахло борщом и жареной бараниной или уткой а в постные дни рыбой... (А.Ч.)

ТЕСТ 5. Знаки препинания в ССП

Фамилия, имя ____________________ класс _____ дата __________

ЗАДАНИЕ 1

Поставьте, где надо, пропущенные знаки препинания:

1) В густых дубравах ликует эхо? и ты проходишь мечтой безумной, звеня восторгом, пылая смехом. (Н.Гум.)

2) Цветы поют свой гимн лесной, детям и ласточкам знакомый? и под развесистой сосной танцуют маленькие гномы. (Н.Гум.)

3) Если я долго не приезжал в город, то, значит, я был болен? или что-нибудь случилось со мной? и они оба сильно беспокоились. (А.Ч.)

4) Ко мне привыкли? и я привык. (А.Ч.)

5) Пётр был очень им доволен? и неоднократно звал его в Россию? но Ибрагим не торопился. (А.П.)

6) Обломов вспыхивал, изнемогал, с трудом сдерживал слёзы? и ещё труднее было душить ему радостный, готовый вырваться из души крик. (И.Г.)

ЗАДАНИЕ 2

Ей, вероятно, приснилось что-нибудь (1) или пришли на память вчерашние рассказы... (А.Ч.)

В – 1 – запятая между частями ССП не ставится, т. к. есть общий второстепенный член

Г – 1 – запятая между однородными членами, соединёнными одиночным союзом ИЛИ, не ставится

ТЕСТ 6. Знаки препинания в ССП

Фамилия, имя ____________________ класс _____ дата __________

ЗАДАНИЕ 1

Укажите предложения с пунктуационной ошибкой:

1) Нигде, ни в чём ей нет отрады и облегченья не находит она подавленным слезам, и сердце рвётся пополам. (А.П.)

2) Блеснёт заутра луч денницы и заиграет яркий день... (А.П.)

3) Ты меня манила песней рая, и с тобой мы встретимся в раю. (Н. Гум.)

4) Когда пахнул сырой холодный ветер, ущелье загудело и пошёл мелкий дождь. (М.Л.)

ЗАДАНИЕ 2

Расставьте пропущенные буквы и знаки препинания:

Н..сколько раз бр..дящий народ раскричавшись на базаре собирался и..ти в Пр..ображенское гр..мить амбары но недоходя Яузы повсюду натыкались на солдат и те гр..зились стр.юлять. (А. Т.)

ЗАДАНИЕ 3

Укажите правильное объяснение пунктограммы:

Судьба нас свела опять на Кавказе (1) или она нарочно сюда приехала, зная, что меня встретит? (М.Л.)

А – 1 – перед союзом ИЛИ запятая ставится всегда

Б – 1 – между частями ССП ставится запятая

В – 1 – запятая между частями ССП не ставится, т. к. есть общая придаточная часть

Г – 1 – обе части ССП, соединённые союзом ИЛИ, – вопросительные, запятая не ставится

ТЕСТ 7. Знаки препинания в ССП

Фамилия, имя ____________________ класс _____ дата __________

ЗАДАНИЕ 1

Укажите предложения с пунктуационной ошибкой:

1) Солнце едва выказалось из-за зелёных вершин, и слияние первой теплоты его лучей с умирающей прохладой ночи наводило на все чувства какое-то сладкое томление. (М.Л.)

2) Дверь совершенно бесшумно распахнулась и молодая красивая женщина в белом фартучке и кружевной наколке предстала перед псом и его господином. (М.Б.)

3) И душно кажется на родине, и сердцу тяжко и душа тоскует. (М.Л.)

4) Мысль гуляла вольной птицей по лицу, порхала в глазах, садилась на полуотворённые губы, пряталась в складках лба, потом совсем пропадала, и тогда во всём лице теплился ровный свет беспечности. (И.Г.)

5) Прошло несколько лет и обстоятельства привели меня на тот самый тракт, в те самые места. (А.П.)

ТЕСТ 8. Синтаксический разбор ССП

Фамилия, имя ____________________ класс _____ дата __________

ЗАДАНИЕ 1

Расставьте знаки препинания, выполните разбор предложения:

Ещё ослепительны зори
И перья багряны у птиц
И много есть в девичьем взоре
Ещё не прочтённых страниц.
((Н. Гумилев))
ЗАДАНИЕ 2

Укажите количество предикативных единиц в предложении:

Я писал декорации, переписывал роли, суфлировал, гримировал, и на меня было возложено также устройство разных эффектов вроде грома, пения соловья и т. п. (А.Ч.) __________________________________________

ЗАДАНИЕ 3

Выделите предикативные единицы в предложении; подчеркните грамматические основы:

... проворно
Онегин с Ольгою пошёл;
Ведёт её, скользя небрежно,
И, наклонясь, ей шепчет нежно
Какой-то пошлый мадригал,
И руку жмёт – и запылал
В её лице самолюбивом
Румянец ярче.
((А. Пушкин))

ТЕСТ 9. Пунктуационный разбор ССП

Фамилия, имя ____________________ класс _____ дата __________

ЗАДАНИЕ 1

Выберите правильное объяснение пунктограмм:

Я велел ехать к коменданту,1и через минуту кибитка остановилась перед деревянным домиком,2выстроенным на высоком месте,3близ деревянной же церкви. (А.П.)

1 – а) запятая между однородными членами б) запятая между частями ССП

2 – а) обособление определения, выраженного причастным оборотом б) обособление обстоятельства, выраженного деепричастным оборотом

3 – а) обособление уточняющего оборота б) запятая между однородными членами

ЗАДАНИЕ 2

Выполните пунктуационный разбор предложения (знаки не расставлены):

Вечерело и тучи не то расходились не то заходили теперь с трёх сторон. (И.Б.)


ТЕСТ 10. ССП: обобщение

Фамилия, имя ____________________ класс _____ дата __________

ЗАДАНИЕ 1

Найдите и исправьте ошибку в схеме предложения:

Я матушка боюся вас прогневать а без того бы я конечно или засмеялся или заплакал . (Д.Ф.)

[,++++,],а[,+++++], [или О, или О].

ЗАДАНИЕ 2

В каком предложении между частями ССП запятая не ставится?

1) В это время подъехала к крыльцу карета и бричка _ и из кареты вышел князь Андрей, высадил свою маленькую жену и пропустил её вперёд. (Л.Т.)

2) На воде, гладкой, как зеркало, изредка ходили круги _ да вздрагивали речные лилии... (А.Ч.)

ЗАДАНИЕ 2

Укажите правильные варианты характеристики предложения и расстановки знаков препинания:

Отговорила роща золотая
Берёзовым (1) весёлым языком (2)
И журавли (3) печально пролетая (4)
Уж не жалеют больше ни о ком.
((С. Есенин))

А – сложносочинённое предложение, состоящее из 2 частей

Б – простое предложение, осложнённое однородными членами

В – первая часть осложнена однородными членами

Г – 1 – неоднородные определения, запятая не ставится

Д – 2 – запятая между частями сложносочинённого предл.

Е – 3, 4 – обособление определения, выраженного деепр. об.

Русский язык 9 класс Вариант 1

1.Синтаксис-

2. Словосочетание –

3.Сложное предложение-

В)состоит из двух или нескольких простых предложений.

Д)) состоит из одного или нескольких слов,характеризуется интонационной законченностью.

4.Простые предложения в составе сложного отделяются друг от друга

А) точками

В) запятыми

С) вопросительным знаком

Д) восклицательным знаком

В) союзов, предлогов, частиц

С) союзов или бессоюзно, по смыслу и интонационно

Д) однородных членов предложений

А) сложные и простые

В)однородные и неоднородные

С) ссп и спп

Д) прямые и косвенные

7.ССП – это

С) сложные предложения, в которых простые предложения осложнены неоднородными членами.

Д) сложные предложения, в которых простые предложения равноправны по смыслу и связаны сочинительными союзами.

8.Какая схема соответствует ССП

А) [ … ], (что …). В) [ … ], (пока …). С) (хотя …), [ … ]. Д) , и .

9. Сколько типов ССП?

А) один В) два С) три Д) четыре


В) С утра был туман, но к завтраку погода разгулялась.
Д) Ни о чем не хочется думать, или бродят мысли и воспоминания, смутные, неясные, как сон.

11.

А)Я гашу лампу и ночь начинает медленно светлеть.

В)Направо белела песчаная коса и темнела груда дальних гор.

12.Найдите однотипные предложения

13.В предложении: Шумит на дворе непогода,……в доме давно уже спят нужно вставить союз

А) зато В) а С) однако Д) или

14. В ССП с противительными союзами

А) обозначают осложненные обособленные предложения с причастным оборотом.

В) обозначают явления, которые происходят одновременно или следуют одно за другим.

С) одно явление противопоставляется другому

Д) указывает на то, что из двух явлений возможно только одно, или же указывает на чередование явлений.

16. В ССП с соединительными союзами

А) обозначают осложненные обособленные предложения с причастным оборотом.

В) обозначают явления, которые происходят одновременно или следуют одно за другим.

С) одно явление противопоставляется другому

Д) указывает на то, что из двух явлений возможно только одно, или же указывает на чередование явлений.

17.Союзы а, но, зато являются:

А) соединительными;

В) противительными;

С) разделительными;

Д) подчинительными;

19.Союзы и, да, ни..ни.. являются:

А) соединительными;

В) противительными;

С) разделительными;

Д) подчинительными;

20. Укажите ССП, между частями которых не нужна запятая, так как имеется общий второстепенный член(знаки не расставлены)

А) Польёт майский дождь и начнется весенняя гроза.

В) Палило солнце и до крыши нельзя было добраться.

С) За телегой шел солдат и бежали густые толпы народа.

Русский язык 9 класс Вариант 2

1.Союзы а, но, зато являются:

2. Укажите ССП, между частями которых не нужна запятая, так как имеется общий второстепенный член(знаки не расставлены)

С)Реки текут голубые и цветы растут разные.

Д) Солнышко село и зорька погасла.

3. Укажите ССП, между частями которых не нужна запятая, так как имеется общий второстепенный член(знаки не расставлены)

Д) Стонут орлы и поблекла трава.

4.Сложное предложение-

А) состоит из двух или нескольких однородных членов предложений.

С) состоит из двух или нескольких причастных оборотов.

5. Простые предложения соединяются в сложное с помощью ….

А)обособленным обстоятельством, выраженным причастным оборотом

В) союзов, предлогов, частиц

6.Предложения с союзами и союзными словами делятся на…

А) сложные и простые

В) ссп и спп

С) однородные и неоднородные

Д) прямые и косвенные

7.ССП – это

А) сложные предложения, в которых простые предложения осложнены однородными членами.

В) сложные предложения, в которых простые предложения осложнены обособленными членами.

8.Синтаксис-

А) раздел грамматики, в котором изучаются слова как части речи.

В) раздел грамматики, в котором изучается соединение слов в словосочетании и предложении.

С) раздел науки о языке, в котором изучаются свойства слов, их изменение и соединение.

Д) раздел науки о языке, в котором изучается состав слова

9. Сколько типов ССП?

10. В каком ряду предложение соответствует

данной схеме [ - = ],но [ = ]­:

А) Митя спал с незанавешенными окнами, и сад и луна всю ночь смотрели в них.

С) То за соседним кустом начнет кричать коростель, то с пушечным выстрелом ударит пудовая рыба.

11.Союзы и, да, ни..ни.. являются:

А) соединительными;В) противительными;С) разделительными;Д) подчинительными;

12. Словосочетание –

А) состоит из одного или нескольких слов,характеризуется интонационной законченностью

В) сочетание двух и более знаменательных слов, связанных по смыслу и грамматически.

С) состоит из двух главных членов предложения

Д) состоит из главного предложения и придаточного предложения.

13.Найдите однотипные предложения

А) На улице холодало,и пошел дождь.

В) На рассвете приехали они, и закапало.

С) Пел соловей и дул теплый ветер.

Д) За стеклами брезжило и слышался шум машин.

14.В предложении: Шумит на дворе непогода,……в доме давно уже спят нужно вставить союз

А) зато В) или С) однако Д) а

15.Какая схема соответствует ССП

16. В ССП с противительными союзами

А) обозначают осложненные обособленные предложения с причастным оборотом.

В) одно явление противопоставляется другому С) обозначают явления, которые происходят одновременно или следуют одно за другим.

Д) указывает на то, что из двух явлений возможно только одно, или же указывает на чередование явлений.

17. В ССП с соединительными союзами

А) обозначают осложненные обособленные предложения с причастным оборотом.

В) обозначают явления, которые происходят одновременно или следуют одно за другим.

С) одно явление противопоставляется другому

Д) указывает на то, что из двух явлений возможно только одно, или же указывает на чередование явлений.

18.Союзы или, либо, то…то.. являются:

19.Простые предложения в составе сложного отделяются друг от друга

20. В ССП с разделительными союзами

А) обозначают осложненные обособленные предложения с причастным оборотом.

В) обозначают явления, которые происходят одновременно или следуют одно за другим.

С) одно явление противопоставляется другому

Д) указывает на то, что из двух явлений возможно только одно, или же указывает на чередование явлений.

Русский язык 9 класс Вариант 3

1.Простые предложения в составе сложного отделяются друг от друга

А) точками В) запятыми С) вопросительным знаком Д) восклицательным знаком

2. Сколько типов ССП?

А) три В) два С) один Д) четыре

3.Союзы или, либо, то…то.. являются:

А) соединительными;В) противительными;С) разделительными;) подчинительными;

4.В предложении: Шумит на дворе непогода,……в доме давно уже спят нужно вставить союз

А) зато В) или С) однако Д) а

5. Простые предложения соединяются в сложное с помощью ….

А)обособленным обстоятельством, выраженным причастным оборотом

В) союзов, предлогов, частиц

С) однородных членов предложений

Д) союзов или бессоюзно, по смыслу и интонационно

6. В каком ряду предложение соответствует

данной схеме [ - = ],но [ = ]­:

А) Митя спал с незанавешенными окнами, и сад и луна всю ночь смотрели в них.
В) Ни о чем не хочется думать, или бродят мысли и воспоминания, смутные, неясные, как сон.

С) То за соседним кустом начнет кричать коростель, то с пушечным выстрелом ударит пудовая рыба.
Д) С утра был туман, но к завтраку погода разгулялась.

7.Союзы а, но, зато являются:

А) противительными; В) соединительными С) разделительными;Д) подчинительными;

8. Укажите ССП, между частями которых не нужна запятая, так как имеется общий второстепенный член(знаки не расставлены)

А) За телегой шел солдат и бежали густые толпы народа

В) Польёт майский дождь и начнется весенняя гроза.

С) Палило солнце и до крыши нельзя было добраться.

Д) Стонут орлы и поблекла трава.

9.Сложное предложение-

А) состоит из двух или нескольких однородных членов предложений.

В) состоит из одного или нескольких слов,характеризуется интонационной законченностью.

С) состоит из двух или нескольких причастных оборотов.

Д)) состоит из двух или нескольких простых предложений.

10.Предложения с союзами и союзными словами делятся на…

А) сложные и простые

В) ссп и спп

С) однородные и неоднородные

Д) прямые и косвенные

11.ССП – это

А) сложные предложения, в которых простые предложения осложнены однородными членами.

В) сложные предложения, в которых простые предложения осложнены обособленными членами.

С) сложные предложения, в которых простые предложения равноправны по смыслу и связаны сочинительными союзами.

Д) сложные предложения, в которых простые предложения осложнены неоднородными членами.

12.Союзы и, да, ни..ни.. являются:

А) соединительными;В) противительными;С) разделительными;Д) подчинительными;

13. Укажите ССП, между частями которых не нужна запятая, так как имеется общий второстепенный член(знаки не расставлены)

А)Направо белела песчаная коса и темнела груда дальних гор.

В)Я гашу лампу и ночь начинает медленно светлеть.

С)Реки текут голубые и цветы растут разные.

Д) Солнышко село и зорька погасла.

14. Словосочетание –

А) состоит из одного или нескольких слов,характеризуется интонационной законченностью

В) сочетание двух и более знаменательных слов, связанных по смыслу и грамматически.

С) состоит из двух главных членов предложения

Д) состоит из главного предложения и придаточного предложения.

15. В ССП с разделительными союзами

А) обозначают осложненные обособленные предложения с причастным оборотом.

В) обозначают явления, которые происходят одновременно или следуют одно за другим.

С) одно явление противопоставляется другому

Д) указывает на то, что из двух явлений возможно только одно, или же указывает на чередование явлений.

16.Найдите однотипные предложения

А) На улице холодало,и пошел дождь.

В) На рассвете приехали они, и закапало.

С) Пел соловей и дул теплый ветер.

Д) За стеклами брезжило и слышался шум машин.

17.Какая схема соответствует ССП

А) [ … ], (что …). В) , и . С) [ … ], (пока …). Д) (хотя …), [ … ].

18. В ССП с соединительными союзами

А) обозначают осложненные обособленные предложения с причастным оборотом.

В) обозначают явления, которые происходят одновременно или следуют одно за другим.

С) одно явление противопоставляется другому

Д) указывает на то, что из двух явлений возможно только одно, или же указывает на чередование явлений.

19. В ССП с противительными союзами

А) обозначают осложненные обособленные предложения с причастным оборотом.

В) одно явление противопоставляется другому

С) обозначают явления, которые происходят одновременно или следуют одно за другим.

Д) указывает на то, что из двух явлений возможно только одно, или же указывает на чередование явлений.

20.Синтаксис-

А) раздел грамматики, в котором изучаются слова как части речи.

В) раздел грамматики, в котором изучается соединение слов в словосочетании и предложении.

С) раздел науки о языке, в котором изучаются свойства слов, их изменение и соединение.

Д) раздел науки о языке, в котором изучается состав слова

ОТВЕТЫ ПО ТЕСТУ 9 класс

Русский язык

1 вариант

2 вариант

3 вариант

4 вариант

5 вариант

Проверочный тест по ССП. 1 ВАРИАНТ.

    Ему казалось, что среди сна был какой-то страшный отрывок из действительности.

    Не выдержав, отец опять взглянул назад.

    Ещё небольшое усилие, и подрубленная ель покачнулась.

    Луч солнца прорвался сквозь чащу и осветил поляну.

и

    Соловьи по-прежнему пели страстно и звонко.

    Явился ты защитник поздно и не сумел помочь другу.

    Тебя возьму я в помощники и не расстанусь с тобой никогда.

    Целый день шёл дождь и только к вечеру погода наладилась.

Наконец лучи солнца погасли и окутали город плотные туманы.

Вдохновение – это строгое рабочее состояние, но у него есть своя поэтическая окраска, свой поэтический подтекст.

У каждой стены и купола особый звук,(1) а вместе они сливаются в богатырскую симфонию,(2) исполняемую огромным оркестром из труб золотых куполов Кремля.

Проверочный тест по ССП. 2 ВАРИАНТ.

(подготовка к ГИА, задания В6, В12)

1. Найдите сложносочинённое предложение.

    Двести шагов, и мы в безопасности.

    Хотелось домой, где холодно и снег.

    Я верил: что-то должно произойти.

    Исследования доказывают наличие жизни не только на суше, но и на воде.

2. Укажите предложение, в котором союз и соединяет части сложносочинённого предложения (знаки препинания не расставлены).

    Пылает солнце высоко и душу согревает своим светом.

    Душно стало в комнате и пришлось выйти на воздух освежиться.

    Из глубины снегов чернеют пни деревьев и пугают одиноких путников.

    Деревья и травы летом и в начале осени по-весеннему сочны и свежи.

3. Какое из объяснений является верным? (Знаки препинания не расставлены.)

В это время прогремел выстрел и из окна донеслись крики.

    Это простое предложение с однородными сказуемыми, между которыми ставится запятая.

    Это простое предложение с однородными сказуемыми, между которыми не ставится запятая.

    Это сложносочинённое предложение с общим второстепенным членом, поэтому запятая не ставится.

    Это сложносочинённое предложение, между частями которого ставится запятая.

4. Укажите количество грамматических основ в предложении

Горькой струёй сквозящую печаль донесло до меня – так может пахнуть только увядающее дерево, и я уловил неслышное движение, заметил искрой светящийся в воздухе берёзовый листок.

5. В приведённом ниже предложении пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложносочинённого предложения.

И,(1)когда бы я ни открыл глаза,(2) ты была всегда возле меня,(3) и ночник горел в комнате,(4) и ты глядела на меня своими запавшими очами,(5) будто из тьмы.

Итоговый тест по СПП. 1 ВАРИАНТ.

(подготовка к ГИА, задания В7, В9, В12, В14)

1. Укажите сложноподчинённое предложение.

    Никогда этот человек, обещавший столь многого добиться в жизни, не был самим собой.

    В лесу еле слышно раздавался звон бубенчиков, и по дороге медленно катила тройка.

    В кустах послышался какой-то шорох, который и спугнул куропаток.

    Устав от беготни, ребятишки, притихшие и посерьёзневшие, уселись на печке, а бабушка начала рассказывать им сказки.

2. Укажите правильный вариант расстановки знаков препинания.

В том краю(1) где желтеет крапива(2) и сухой плетень(3) приютились к вербам сиротливо(4) избы деревень.

Вся беда, однако, в том, что охота с гончей на лис не всегда удаётся.

4. Укажите СПП с придаточным определительным.

    Известно, что слоны в диковинку у нас.

    В росистых лугах течёт речонка, что мне так мила.

    Старший сын попросил артиста, чтобы он спел что-нибудь вполголоса.

    Я остался ночевать у них, чтобы не попасть под надвигающуюся бурю.

5. Укажите СПП с обстоятельственным значением места.

    Дом, где я родился и вырос, навсегда будет мил моему сердцу.

    Где река Москва впадает в Оку, вырос красивый город Коломна.

    Очнулся он, когда солнце стояло уже высоко.

    Листья камыша, хотя я и отряхнул их веслом, то и дело беззвучно бросали капли в челнок и на траву.

6. Выпишите грамматическую основу придаточной части сложноподчинённого предложения.

Цветок был до такой степени необычен, словно его привезли из какой-то экзотической страны.

Я помню, как однажды, когда была в доме родителей, мне не спалось.

    Соня, как всегда, отстала от них, хотя воспоминания их были общие.

    Несмотря на то, что действие началось, он, не торопясь, слегка побрякивая шпорами и саблей, плавно и высоко неся свою надушенную красивую голову, шёл по ковру коридора.

    Он решил, что не оставит её, не изменит своего решения жениться на ней, если только она сама захочет этого.

    Я сказал мальчикам, что заблудился, и подсел к ним.

9. Укажите сложноподчинённое предложение с однородным подчинением.

    Когда бричка была уже на конце деревни, Чичиков подозвал к себе первого мужика, который, поднявши где-то на дороге претолстое бревно, тащил его на плече, подобно неутомимому муравью, к себе в избу.

    Снег всё становился белее, ярче, так что ломило глаза.

    Ей даже стало холодно от радости и захотелось, чтобы эта ночь тянулась без конца, чтобы без конца неторопливо постукивала по корням телега, чтобы всё дремучей, разбойничей делался лес.

    Молодые казаки ехали смутно и удерживали слёзы, так как боялись отца, который, со своей стороны, был тоже несколько смущён, хотя старался этого не показать.

10.

Да,(1) с того самого мгновения,(2) как я стал сознавать себя,(3) и до последней минуты,(4) когда ты в изнеможении,(5) тихо в последний раз положила мне голову на грудь,(6) провожая в тяжёлый путь жизни,(7) я всегда помню руки твои в работе.

Итоговый тест по СПП. 2 ВАРИАНТ.

(подготовка к ГИА, задания В7, В9, В12, В14)

1. Укажите сложноподчинённое предложение.

    Слушайте тишину, и тогда осень лесная покажет вам все богатства.

    Эта железяка блестела на солнце, как золото.

    Теперь особенно было заметно, как он высок ростом, подтянут и широк в плечах.

    Гром, уже почти обессиленный в пути, оживлялся под сухой приветливой крышей и долго ходил по чердаку.

2. Укажите правильный вариант расстановки знаков препинания.

Солнце(1)как будто запоздало в это утро(2) и(3) когда оно выглянуло из-за домов(4) и церквей(5) застало всех в страшной суматохе.

3. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении.

Мы, верно, уж поладим, коль рядом сядем.

    Запятые ставятся между частями сложносочинённого и сложноподчинённого предложений.

    Запятыми выделяется вводное слово и разделяются части сложноподчинённого предложения.

    Запятыми выделяются вводное слово и обособленное обстоятельство.

    Запятыми выделяется вводное слово и разделяются части сложносочинённого предложения.

4. Укажите СПП с придаточным изъяснительным.

    Я рождён, чтоб целый мир был зритель торжества иль гибели моей.

    День такой яркий, что даже рыбья чешуя за версту сверкает серебряными искрами.

    Всем известно, что Пушкин лучше всего писал осенью.

    Взгляните на церковь, что находится от нас по правую руку.

5. Укажите СПП с обстоятельственным значением образа действия и степени.

    Всю ночь мы лежали у костра, дремали и слушали, как бушует море.

    Вечерний туман дымился в камыше и лёгким, как кисея, паром вился над водой.

    Больной всё сделал так, как велел ему доктор.

    Как только ушли миноносцы, мы стали ставить палатки и собирать дрова.

6. Выпишите грамматическую основу главной части сложноподчинённого предложения.

Хотя ещё на ветках не высохли капли дождя, птицы уже завели свои призывные песни.

7. Укажите количество грамматических основ в предложении

Пробираясь берегом к своей хате, я невольно всматривался в ту сторону, где накануне слепой дожидался ночного пловца.

8. Укажите СПП с несколькими придаточными.

    Казак мой был очень удивлён, когда, проснувшись, увидал меня совсем одетого.

    Впереди, куда вела дорога, было немного посветлее, потому что свет декабрьского дня ещё не сменила ночная темнота.

    И, опьянённый этим ветром, я пошёл к обрыву, чтобы ещё раз взглянуть на море.

    В это время в третьем ряду кресел, у среднего прохода, подперев

кулачком подбородок, сидела молодая девушка, в суконном чёрном платье, закрытом до шеи.

9. Укажите сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением.

    Он был из тех, кого судьба вела кремнистыми путями испытанья, кого везде опасность стерегла, насмешливо грозя тоской изгнанья.

    На снежном обрыве, где желтели пятна и полосы золы, которую сегодня утром выгребли из печек, двигались маленькие фигурки.

    Не зная, куда от тоски и скуки деваться в доме, я вышел на улицу.

    Если завтра увидите его, то попросите, чтобы он ко мне заехал на минуточку.

10. В приведённом ниже предложении пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложноподчинённого предложения.

Химическая очистка стоков не была предусмотрена совсем,(1) и они разбавлялись ценнейшей байкальской водой,(2) а в озеро уходила смесь из ядов,(3) которая оказывает губительное влияние на всё живое,(4) обитающее в этом водоёме.

1 вариант

    Будет дождик – будут и грибки.

    За станцией, дрожа и покрывая свист метели, оглушительно загудел гудок.

    Старожилы говорят, что в этих местах давно не было такого засушливого лета.

    Всё было мокро, всё таяло, с домов капали капели, с тротуаров сбрасывали липкий, мокрый снег.

    Пожар, несмотря на принятые меры, усилился и, кажется, уничтожил треть построек.

    Цели воспитания во все времена одинаковы: пробудить у растущего человека любопытство ко всему.

    Везде: на склонах гор, на ветвях деревьев – лежал снег.

2. Какое из объяснений постановки тире в предложении является правильным?

В лесу зацвела сосна, ель, можжевельник, на болотах – голубика, клюква, брусника.

    Это сложное бессоюзное предложение, между частями которого ставится тире.

    Вторая часть бессоюзного сложного предложения – неполное предложение с пропущенным сказуемым, которое легко восстанавливается из первой части предложения.

    Это тире между подлежащим и сказуемым.

3. Среди предложений текста найдите сложное(-ые) предложение(-я), части которого(-ых), помимо союзной, соединяются также и бессоюзной связью. Запишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

Земля наша справедлива ко всем,(1) хоть маленькой радостью наделяет она всякую сущую душу,(2) всякое растение,(3) всякую тварь,(4) и самая бесценная,(5) бескорыстно дарованная радость – сама жизнь.

С крыш свесились сосульки (…) началась капель.

  1. точка с запятой

    двоеточие

Когда приходит к вам в дом кто-нибудь, кого дворовые вороны никогда ещё не видели, они начинают тревожно каркать: птицы вас хотят предупредить о возможной опасности, потому что по собственному опыту знают, что всякий новый человек – это какое-нибудь беспокойство.

Контрольный тест по бессоюзным сложным предложениям. 9 класс.

(подготовка к ГИА, задания В12, В13)

2 вариант

1. Среди предложенных укажите сложные бессоюзные предложения.

    Мышление человека обеспечивает способность правильно реагировать на новую ситуацию, для разрешения которой нет готового рецепта.

    Через четверть часа с пригорка открылась картина: по сумеречному полю идёт человек в брезентовом плаще и брезентовой военной фуражке.

    Лунный блик серебрился, извивался змейкой, прыгал головастиком, убегал шустрой ящеркой.

    То слишком морозит, то моросит дождь.

    Оглянулся – командира рядом не было.

    Я считаю, что счастье – это дар судьбы.

    Был сентябрь, желтели магнолии, на сухих виноградниках весь день лаяли привязанные у шалашей собаки.

2. Какое из объяснений постановки двоеточия в предложении является правильным?

Предметы теряли свою форму: всё слилось в однородную массу.

    Это сложное бессоюзное предложение, вторая часть которого раскрывает причину того, о чём говорится в первой части.

    Это предложение с обобщающим членом при однородных членах.

    Это сложное бессоюзное предложение со значением противопоставления.

    Это сложное бессоюзное предложение со значением перечисления.

3. Среди предложений текста найдите сложное(-ые) предложение(-я), части которого(-ых) соединяются только бессоюзной связью. Запишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

1)Смешение языков, рас, культур шло в течение долгих веков. 2)И такое смешение шло повсеместно. 3)На планете нет ни одной «чистой» расы, нет ни одного языка, который бы не испытал влияния другого языка, родственного или неродственного. 4)Нет ни одной «культуры в чистом виде», процесс обмена идеями и изобретениями начался многие тысячи лет назад. 5)Изучение древней истории приводит к выводу, что все люди Земли равны.

4. В данном предложении пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями бессоюзного сложного предложения.

Во всём,(1) что наполняет комнату,(2) чувствуется нечто давно отжившее,(3) все вещи источают тот странный запах,(4) который дают цветы,(5) высушенные временем.

5. Какой знак нужно поставить в бессоюзном сложном предложении на месте пропуска?

Таланты истинны на критику не злятся (…) их повредить она не может красоты.

  1. точка с запятой

    двоеточие

6. Укажите количество грамматических основ в предложении.

Я с любопытством вслушивался в разговоры солдат и офицеров и внимательно всматривался в выражения их физиономий, но решительно ни в ком я не мог заметить и тени того беспокойства, которое испытывал сам: шуточки, смех и рассказы выражали общую беззаботность и равнодушие к предстоящей опасности.

РАЗДЕЛ 2.

КОНТРОЛЬНЫЕ ДИКТАНТЫ

С ЗАДАНИЕМ.

Сложносочинённые предложения.

Контрольный диктант с заданием в рамках ГИА в 9 классе.

Запишите текст под диктовку, нумеруя каждое предложение.

1) Я погасил костёр и пошёл вниз по реке. 2) С каждым шагом она казалась загадочнее и живописнее. 3) То по крутым берегам серой стеной стояло осиновое мелколесье, то дуплистая ива лежала поперёк реки, то река уходила торжественным поворотом в леса.

4) У берегов вода то струилась по перемытым пескам, то стояла глухими глубокими омутами. 5) На краю омутов были неясно видны валявшиеся на дне морёные дубы.

6) В одном месте открылся косогор, а в зарослях клёнов видна старенькая часовня с заржавленным куполом.

7) На закате я вышел к просёлочной дороге. 8) Она шла вдоль берега. 9) Снова на реке появились заросшие травой плоты. 10) Издали они казались островами. 11) Солнце садилось, и на одном плоту что-то нестерпимо блестело.

12) Я осторожно перешёл на плот, нагнулся и увидел обыкновенную бутылку, внутри было сложенное письмо. 13) Я вытащил его, но прочесть не смог. 14) Оно написано было бледным карандашом, а сумерки быстро сгущались. 15) Мне надо было торопиться. 16) Из зарослей тянуло запахом листьев, на полянах стоял неясный свет, а высоко в небе догорало багровым пламенем облако.

(По К. Паустовскому)

Задание к тексту контрольного диктанта по ССП в 9 классе (раздаточный материал).

(подготовка к ГИА, задания А4, В1 – В4, В12).

1. Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «живописнее» (предложение 2).

    написанная живописцем

    созданная с помощью красок

    красивая, достойная кисти художника

    образная, выразительная

2. Замените указанное в вашем варианте слово стилистически нейтральным синонимом.

1 вариант

2 вариант

валявшиеся (предложение 5)

вытащил (предложение 13)

3. 1 вариант

2 вариант

Из 1-2 предложений выпишите слово с безударной непроверяемой гласной в корне.

Из 16 предложения выпишите слова с чередующейся гласной в корне.

6. Укажите, сколько грамматических основ в

1 вариант

2 вариант

предложении 3

Простое и сложное пред...

  • Приказ № от 2012г. Рабочая программа по русскому языку и литературе для 5,7,8,11 классов Терентьевой Светланы Валентиновны

    Рабочая программа

    В Повторение « простого предложения » 26 Простое предложение . Двусоставное предложение . Типы сказуемого. Односоставные предложения . Составление теста по теме «Простое предложение » Синтаксический разбор 27 Неполные предложения . Предложения ...

  • Рабочая программа педагога Лангольф Нины Валентиновны 2 квалификационная категория по русскому языку в 5, 7, 8, по литературе в 6,7, 8, 9класс 2011- 2012 учебный год

    Рабочая программа

    В предложении . 1 практикум тест 114. Союз в тексте. 1 практикум тест 115. Повторение и обобщение по теме «Союз». 1 практикум тест 116 ...

  • ГИА курс подготовки к экзамену по русскому языку в новой форме

    Реферат

    ... предложении - В7); синтаксис (словосочетание - В8; предложение , грамматическая (предикативная) основа предложения - В9; простое осложнённое предложение - В10, В11; Простое осложнённое предложение ...

  • Организация образовательного процесса на основе требований СанПиН. Директор Халимова Г. К. зам директора по икт халиуллина Г. С. зам директора по увр бадретдинова А. М

    Документ

    ... по «слабо» изученным темам : - Знаки препинания в простом осложнённом предложении ; - Словосочетание (задание В3); - Простое осложнённое предложение ... предлагающихся учащимся на контрольных, проверочных , диагностических работах. В профильных...

  • 3 Контрольная работа по теме « Сложносочинённые
    предложения»

    Учебная цель: проверить уровень сформированности учащихся по изучаемой
    теме.

    Ученик должен: 1.Отличать сложносочинённые предложения
    от других видов сложных предложений.
    2.Уметь по схемам определять виды сложносочинённых
    предложений по значению и союзам.
    3.Уметь правильно расставлять знаки препинания.

    Тип урока: урок контроля и коррекции знаний и умений

    Форма деятельности: фронтальная проверка

    Количество часов: 1

    Формы и виды контроля: итоговый урок

    Формы и виды взаимодействия учителя и ученика: контроль учителя

    Задания для контрольной работы

    Первый вариант

    Сокращение ССП- сложносочинённое предложение

    1.Из каких частей состоит сложносочинённое предложение:

    а) зависимых;
    б) равноправных;
    в) и зависимых, и равноправных?

    2.Сложносочинённым является предложение:

    а) Всё село погрузилось в тишину, и лишь иногда эта тишина прерывалась негромким лаем собак.
    б) Мы очутились у водопада, откуда открывался необыкновенный вид.
    в) Особенно любили мы этот парк и тенистые аллеи.
    г) Свежий воздух, который ворвался в комнату, задул свечу.

    3.Между частями ССП не нужно ставить запятую в ряду(знаки препинания пропущены):

    а) На скамейку кто-нибудь присаживался и начинался неторопливый разговор.
    б) Недавно прошёл первый снег и земля стала белой.
    в) Мы взяли по корзинке и все пошли собирать грибы.
    г) Слушайте тишину и тогда осень лесная покажет вам все богатства.

    4.Правильно знаки препинания расставлены в предложении:

    а) Его сдавили ещё больше - и кто-то рванул дверь.
    б) Его сдавили ещё больше; и кто-то рванул дверь.
    в) Его сдавили ещё больше, и кто-то рванул дверь.
    г) Его сдавили ещё больше и кто-то рванул дверь.

    5.Укажите сложносочинённое предложение с соединительным союзом:

    а) Одни дятлы продолжали свою работу, да где-то свистнул рябчик и боязливо замолчал.
    б) Это был то ли туман, то ли дым.
    в) Пехотные полки выбегали из леса, а роты уходили в разбивку.
    г) Наступила ночь, вышел месяц.

    6.Какой тип отношений в следующем предложении: То взлетают на насыпь сосны, то внезапно сбегают в ров:



    в) противительные отношения;
    г) разделительные отношения.

    7 Укажите верное утверждение:




    г) в ССП с соединительными союзами одно явление противопоставляется другому

    8.Схеме [ =-],но [= -] соответствует предложение:

    а) Кто-то любит демонстрировать своё преимущество, но большинство этого не любит;
    б) Не выражаешь чувства ты, но ждать готов я долго;
    в) Как мелкие битые стеклянки, в небе звезды мерцали, но за деревней уже обозначилась лиловая заря.
    г) Месяца не было, но небо вызвездилось.

    9.Правильная схема предложения Снова лес и поля мне открылись, как в детстве, и запутался я в этом милом наследстве такова:

    А) [и - = ],и [=- и -];
    б) [= и ],и [=и= ];
    в) [-и -=],и [= - ];
    г) [ =-и- ],и [- = ].

    10. Какой тип отношений в следующем предложении На вершинах берез листа уже не было, и голые прутья исполосовали огрызок луны, висевший теперь над самым кладбище:

    а) отношения с оттенком одновременности;
    б) соединительные отношения с оттенком следования (разновременности);
    в) противительные отношения;
    г) разделительные отношения.

    11. Какой тип отношений в следующем предложении Потянул теплый, смешанный с болотными цветами ветер, и издалека долетел протяжный звериный крик и стих:

    а) отношения с оттенком одновременности;
    б) соединительные отношения с оттенком следования (разновременности);
    в) противительные отношения;
    г) разделительные отношения.

    12
    ·.Части какого предложения связаны соединительным союзом:

    а) Ветер срывал листья с деревьев, а дорожки сада усыпал разноцветным ковром.
    б) Вряд ли он примет это предложение, зато жена его будет польщена.
    в) День угасал, и стала быстро надвигаться вечерняя темнота.
    г) Я угадаю шаг глухой в неверной мгле ночного дыма, но, как всегда, передо мной пройдёт неведомое мимо.

    Алгоритм ответов: 1.б 2. а 3. б 4. а.5. а 6. г 7. в 8. б 9. г 10. б 11. а 12.в

    Второй вариант

    1.Сложносочинённым является предложение:

    а) Он повсюду искал её встречи, и встреча с нею казалась ему каждый раз неожиданной милостью бога.
    б) Новое обстоятельство ещё более и более запутало её положение.
    в) Ибрагим видел, как силы душевные и телесные постепенно в ней исчезали.
    г) Полина появлялась везде; она окружена была поклонниками.

    2.В ССП ставятся следующие знаки препинания:

    а) запятая, точка с запятой, тире;
    б) точка с запятой, запятая, тире;
    в) запятая, точка с запятой;
    г) запятая, точка с запятой, двоеточие, тире.

    3.Укажите сложносочинённое предложение с соединительным союзом:

    а) Урожай был прекрасный, и стояли жаркие росистые дни с короткими ночами.
    б) Мой старый пес стоит, насторожась, а снег уже блистает перламутром.
    в) То птица из-под ног у них выпорхнет, то краснобокая лисица в кусты нырнёт.
    г) Не мог я дорогу найти, но в училище был небывалом.

    4. Между частями ССП не нужно ставить запятую в ряду(знаки препинания пропущены):

    а) За нами мельница видна и берег посинел зелёный.
    б) Ещё я никого не обидел и меня не обидел никто.
    в) Несут хозяйки булки сайки но песня за душу берёт.
    г) Уже поздно а спать не хочется.

    5. Правильно знаки препинания расставлены в предложении:

    а) Наступил вечер полный тайн, и лес при свете молодых зарниц стоит, чувствуя беспокойство.
    б) Наступил вечер, полный тайн, и лес при свете молодых зарниц стоит,чувствуя беспокойство
    в) Наступил вечер, полный тайн и лес при свете молодых зарниц стоит, чувствуя беспокойство
    г) Наступил вечер, полный тайн, и лес при свете молодых зарниц стоит чувствуя беспокойство

    6. Укажите неверные утверждения:

    а) союзы: и, зато, или являются соединительными;
    б) если в ССП с одиночным соединительным или разделительным союзом имеется общий второстепенный член, то запятая между ними не ставится.
    в) ССП – это сложные предложения, части которых связаны сочинительными союзами;
    г) в ССП с соединительными союзами одно явление противопоставляется другом

    7. Схеме[- =], и[- =]соответствует предложение:

    а) Волны еще бушевали, и черный корабль лежал на боку тяжкой громадой, вероятно навеки закончив свои странствия
    б) В долине персики цветут, и в горах снова идёт снег.
    в) Вдруг запели птички и лист зашелестел.
    г) Подул сильный ветер, и хрупкая берёзка согнулась.
    8.Правильная схема предложения В занавесках колеблется тишь, но идёт, нарастая, шум ветра следующая:

    а) [-=],но[=-];
    б) [=-],но [=-];
    в) [=],но[-=];
    г) [-=],но[-=].

    9.Части ССП Со станции из-за деревьев должны доноситься гудки, и чья-то настольная книга должна трепетать на земле связаны:

    а) сочинительным союзом;
    б) разделительным союзом;
    в) противительным союзом.

    10.Части ССП Был робок увяданья запах, но шумным ворохом листвы я оказался так внезапно осыпан с ног до головы связаны:

    а) сочинительным союзом;
    б) разделительным союзом;
    в) противительным союзом.

    11. Какой тип отношений в следующем предложении Она души не приняла, а я старался, так старался.

    а) отношения с оттенком одновременности;
    б) соединительные отношения с оттенком следования (разновременности);
    в) противительные отношения;
    г) разделительные отношения.

    12.Части какого предложения связаны противительным союзом:

    А) Вспоминается первый ледок, вспоминается также вечер без звёзд
    б) Два семинара в понедельник, а он забыл о них, бездельник
    в) Иль свирель тишину опечалит, иль серебряный гонг заревёт.
    г) И любовь умерла, и открылась дремота.

    Алгоритм ответов: 1. а 2. а 3. а 4. а 5. б 6. а, б, г 7. а 8. б 9. а 10. в 11. в 12. б