Блок. «Ночью вьюга снежная…» А. Блок Снежная ночь блок

Как писать стихи , знали поэты Серебряного века. Александр Александрович Блок творил очень искусно и неповторимо. В его поэзии живут картины природы, нежные чувства к родине, любовные переживания, взволнованные слова о любви. Вы только послушайте как звучат стихи: Есть в дикой роще у оврага... , Полный месяц встал над лугом , Настигнутый метелью .

Мы попробуем понять сюжет, определить образы и увидеть художественную ценность стихотворения А.А. Блока "Ночью вьюга снежная". Сегодня, спустя 115 лет, узнаем как создавалось это произведение и попробуем написать рерайт (переписать другими словами тот же сюжет).

Стихотворение А.Блока "Ночью вьюга снежная..."

Ночью вьюга снежная
Заметала след.
Розовое, нежное
Утро будит свет.

Встали зори красные,
Озаряя снег.
Яркое и страстное
Всколыхнуло брег.

Вслед за льдиной синею
В полдень я всплыву.
Деву в снежном инее
Встречу наяву.

Анализ стихотворения А.Блока "Ночью вьюга снежная..."

В этом произведении перед читателем предстаёт картина зимы. Автор рассказывает от первого лица о том, что он видит на прогулке. Это яркие краски, которыми залито всё вокруг. Ранним утром ощущаются покой, умиротворение, ничто не мешает наблюдать красивые пейзажи.

Мелодия стихотворения плавная, лёгкая, нежная и вместе с тем воодушевляющая, пробуждающая приятные чувства. Плывучесть достигается чередованием длинной строки в 7 слогов и короткой в 5 слогов. Нежное звучание - это особенно составленный звукоряд, то есть в стихотворении обилие шипящих звуков: ночью, снежная, нежное, встречу - и слов с двумя гласными подряд: снежная, розовое, нежное, озаряя, инее, наяву.

В стихотворении наблюдается преобладание эпитетов. Александр Блок рисует зимний пейзаж короткими фразами, состоящими преимущественно из эпитетов и глаголов: "Розовое, нежное Утро будит свет", "Встали зори красные, Озаряя снег". Так передаётся спокойствие и уединение, в котором автор впечатлён изящными картинами, необычными причудливыми красками. Такое можно видеть только зимой.

Мы находим определённый композиционный строй стихотворения: эпитеты употребляются до основы предложения. Композиция стихотворения способствует правильной расстановке акцентов. Таким образом главную роль приобретают краски, и второстепенными являются сами события: "Яркое и страстное Всколыхнуло брег", "Вслед за льдиной синею В полдень я всплыву", "Деву в снежном инее Встречу наяву".

В зимней картине есть четыре основных сюжета: 1. заснеженные просторы, 2. красная заря, 3. встревоженный берег, 4. синие льдины. Также здесь появляется загадочный образ "девы в снежном инее". Три четверостишия показывают эти главные части пейзажа.

Пытаемся выполнить рерайт

Для рерайта придумаем своё название. Если честно, мне не хватает действующего лица, и лишним является отношение автора. Я думаю, что если предложить читателю саму картину, а не авторское видение, то такой сюжет будет проще восприниматься. Дедушка Блок, конечно, хороший рассказчик, но автор рерайта возведёт героиней сцены зиму или её олицетворение.

Начнем стихотворение намёком на чувства, которые оно должно рождать, а далее раскроем причину таких ощущений.

Северною сказкою

Голубою краскою
Разукрашен свод,
Северною сказкою
Зимушка цветёт.

Ранним утром кремовым
Золотой рассвет
Озарил свечением
Весь окружный свет.

Льдины шепотливые
У речной каймы
Создают красивые
Кружева зимы.

Солнце ненаглядное
Зимнею порой
Душу, сердце радует:
- Здравствуй, дорогой!

Анализ стихотворения "Северною сказкою"

Данное произведение современного блогера и поэта представляет художественное видение сюжетов зимы. Взволнованный красотой природы, автор выражает красивыми словами свои чувства. Замечательная композиция играет важную роль в восприятии произведения. Здесь сюжеты не передаются в ряд, а как будто расширяют представление читателя, дарят формы и краски. Читая стихотворение, можно домыслить сюжет.

Одарённый способностью вести диалог с природой и слышать послания звёзд, автор стихотворения как будто дружит с волшебницей зимой и ведёт свою речь, ярко и живо передавая события, в которые погружена вся наша земля. В этом удивительном стихотворении мы находим совершенно ясные и лучистые слова, которые согревают душу и пробуждают сладкие воспоминания картин родного края. Стихотворение было написано 3 января 2016 года. Зима, снег искрится на солнце, хорошая погода. Автора переполняют светлые чувства, и мы это можем наблюдать в красивых словах великолепного произведения "Северною сказкою".

Стихотворение построено из коротких фраз, чередующихся строк в 7 и 5 слогов, что создаёт красивую плавную мелодию. Вместе с тем это не убаюкивающий шёпот, но прекрасный обмен, в котором открывается новое видение, новый мир. Послушайте, как сладко звучит начало произведения:

Голубою краскою
Разукрашен свод,
Северною сказкою
Зимушка цветёт.

Отметим, что чувства радости играют в сознании автора, что побуждает по-доброму ласково называть зиму "зимушкой". Все мы знаем цвета зимы, и в стихотворении автор собирает все зимние краски в одну интересную зимнюю сказку. Зимушка цветёт северною сказкою. Удивительное сочетание! Автор нашёл тот удивительный аккорд, который возрождает в душе целый мир. И этот мир наполнен белым соцветием зимних красок.

Эпитеты данного произведения говорят о богатом духовном мире автора. Здесь "кремовое утро", "золотой рассвет", "льдины шепотливые", "солнце ненаглядное".

В стихотворении "Северною сказкою" зимнее солнышко приветствует автора стихотворения. Такой приём олицетворения рассказывает читателю об ощущениях автора и передаёт настроение.

Это произведение перекликается с произведением Александра Александровича Блока "Ночью вьюга снежная..." и, по мнению автора, является его рерайтом.

Оригинал и рерайт

Оба стихотворения "Ночью вьюга снежная..." и "Северною сказкою" заслуживают внимания и содержат красивые образы зимы. Как и задумывалось, выдержаны мелодия, интонация, нежное звучание. Однако рерайт имеет больше звонких звуков, что делает речь яснее и напряжённее. Таким образом, в поисках навыка стихосложения автор наследует идеи, но реализует их согласно своим предпочтениям.

«Ночью вьюга снежная…» Александр Блок

Ночью вьюга снежная
Заметала след.
Розовое, нежное
Утро будит свет.

Встали зори красные,
Озаряя снег.
Яркое и страстное
Всколыхнуло брег.

Вслед за льдиной синею
В полдень я всплыву.
Деву в снежном инее
Встречу наяву.

Анализ стихотворения Блока «Ночью вьюга снежная…»

Таинственная героиня «Стихов о Прекрасной Даме» может являться лирическому субъекту в зимнем антураже. Иногда снежный пейзаж подчеркнуто символичен и представляет собой «белый храм», купающийся в небесной лазури. Однако в текстах цикла встречаются фрагменты, которые лишены столь выраженной семантики недоступности, хотя и обладают волшебным контекстом. В произведении «Я долго ждал - ты вышла поздно…» женский образ наделяется колдовским началом. Он возникает в свете «белой вьюги» и звуках колокольного звона. Для характеристики магического облика своего идеала автор избирает глагол «всплыть».

Необычная, сказочно прекрасная атмосфера зимнего утра воссоздана в стихотворении 1901 г. Погожее начало дня, сменившее вьюжную ночь, получает эпитет «нежное». Гармоничную умиротворяющую картину поддерживают соответствующие колористические решения: розовые оттенки предваряют появление красных, знаменующих восход яркого солнца. Свет утренних лучей озаряет снежные покровы и возрождает к жизни «яркое и страстное» - надежду, волнующую душу лирического «я».

Пейзажные зарисовки динамичны: в финальной части происходит смена основных цветовых характеристик. Здесь господствуют холодные снежно-белые и синие тона. Они формируют особый фон, на котором происходит встреча романтической пары. Чудесный пейзаж, изменивший сумрачное и тревожное художественное пространство, влечет за собой преображение души лирического «я». Она воспаряет ввысь, разделяя ликование природного мира. Намерение повторить движение льдины, отколовшейся от берега, символизирует этот процесс.

Обозначая собственные планы, субъект речи использует глагол «всплыть» - тот самый, что характеризует идеальную героиню «Я долго ждал…» Лексема указывает на общие точки структуры двух образов, оправдывая их дальнейшее сближение.

Оказавшись в волшебном измерении и изведав на себе его благотворное влияние, герой наконец удостаивается долгожданного свидания. Возлюбленная на этот раз оборачивается Снежной Девой, и «зимняя» ипостась Вечной женственности предвосхищает развитие образа лирической героини в блоковской поэтике.

Оптимистическая концовка произведения подкреплена уверенными интонациями. Субъект речи, смело смотрящий в будущее, может сообщить и конкретное время, когда он повстречает реальное воплощение возвышенной любви.

20. «Ночью вьюга снежная…»

Ночью вьюга снежная
Заметала след.
Розовое, нежное
Утро будит свет.

Встали зори красные,
Озаряя снег.
Яркое и страстное
Всколыхнуло брег.

Вслед за льдиной синею
В полдень я всплыву.
Деву в снежном инее
Встречу наяву.
5 декабря 1901

Биографически – это звонкое эхо недолгого периода – на пару месяцев всего-то, когда Л.Д. забыла про свою «суровость», когда она радовалась «случайным» встречам с Блоком:
«…Встречи наши на улице продолжались. Мы все еще делали вид, что они случайны.
… много говорили. Много о его стихах».

А в рамках его трехтомника, и это стихотворение – предтеча всех этих «Снежная маска», «Земля в снегу» – всего его 2-ого тома. Но героиня Второго тома – это изнанка, чёрное эхо Прекрасной Дамы, хоть она и белая…

Встали зори красные,
Озаряя снег.
Яркое и страстное
Всколыхнуло брег.

То есть эта та, которая “страстная”, которая – в “красных зорях”, это – другая. Колдунья, русская Венера. То есть всё это – искус.

*
*
вкратце о месте стихотворения в общем своде книги "Стихи о Прекрасной Даме".

Ал. Блок: «Символист уже изначала - теург, то есть обладатель тайного знания, за которым стоит тайное действие».
Теургия - это человеческая практика по работе с божественными сущностями. «Стихи о Прекрасной Даме» - рабочий дневник Александра Блока о ходе подобной практики.
Спустя десять лет он напишет Андрею Белому: “Отныне я не посмею возгордиться, как некогда, когда, неопытным юношей, задумал тревожить тёмные силы - и уронил их на себя.”
«Стихи о Прекрасной Даме» как раз об этом - о тёмных силах и о гордыни попытки справится с ними.
Справиться не получилось. Спустя ещё десять лет, уже после смерти Блока, Андрей Белый резюмирует:
«Первый том - потрясенье: стремительный выход из лона искусства; и - встреча с Видением Лучезарной подруги; и - далее: неумение воплотить эту встречу, обрыв всех путей»

Для Блока было важно подчеркнуть рабочий, реалистический характер книги («к моим же словам прошу отнестись как к словам, играющим служебную роль, как к Бедекеру [путеводитель], которым по необходимости пользуется путешественник»), поэтому вместо трёх разделов с мистическими названиями "Неподвижность", "Перекрёстки", "Ущерб" первого издания в канонической редакции их стало шесть, у которых вместо всякой философии теперь только указания на место и время действия.

Вот их краткая сводка:

I. С.-Петербург. Весна 1901 года. Юный теург обретает свет, но появляется и «гадалка» из Тёмного храма.
II. С. Шахматово. Лето 1901 года. Поэт учится работать с обретёнными силами, но постоянно путается меж Ясной и гадалкой, меж Солнцем и любимой. Меж Тобою и тобой.
III. С.-Петербург. Осень и зима 1901 года. Грань богопознания: попытка – успешная! – увидеть в любимой богиню, то есть раскрыть в «тебе» – Тебя! Но тут же появляются «двойники», которые искушают теурга россыпью миров.
IV. С.-Петербург. Зима и весна 1902 года. Видение Моисея, готовность к Акту, видение, как «мы странствовали с Ним по городам» – но что это все? – послания от Тебя или обманки «двойников»? И – снова видение Моисея, видение Неопалимой Купины, осознание, что Ты – Купина, то есть Ты – прямой призыв Господен к действию, как некогда к простому пастуху Моисею: «Иди! И соверши небывалое». Но опять вмешиваются акторы лиловых миров – гадалка, двуликий, двойник. И поэт срывается в открытые ему «двойниками» другие миры.
V. С. Шахматово. Лето 1902 года. Лето зимних кошмаров, лето расплаты… Но в ответ на прямой призыв: «Приходи, Я тебя успокою», поэт настаивает на своём праве на «каменные дороги».
VI. С.-Петербург. Осень - 7 ноября 1902 года. Он выходит на Тропу миров – лиловых миров. Бродит по ней, отчаивается. Он, ставя на кон свою жизнь, прорывается к Храму, но, судя по всему, это – тёмный храм.

III. С.-Петербург. Осень и зима 1901 года ()

1.Неверящая «ты».
"ты" не веришь мне, не видишь себя
2.Грань богопознания:
попытка – успешная! – увидеть в «тебе» богиню. Увидеть, как «Белый, белый ангел бога / Сеет розы на пути». Но… нет, «ты» из-за своей «нарастающей страсти», «ты» осталась – «в сумраке».
3.Вставка чужим почерком:
«Ты» сомневается по поводу поэта: «Горят слова “Не друг, а враг”».
4.Явное колдовство.
Первое явное явление двойников – сущностей-проводников по другим реальностям: ему показывают Елену, со стен Трои наблюдающей за высадкой ахейцев.
5.Возвращение.
Рефлексии по этому поводу. Вставка чужим почерком: предостережение, попытка удержать «от… ярких дорог».
6. Поле вечной битвы.
ему показывают поле вечной битвы, ему показывают, что «ты» – «другая, немая, безликая, / Притаилась, колдуешь в тиши». То есть, «ты» – из безликих.
7. Случайные встречи.
Наша реальность – он ждет любимую, но встреч с нею сразу становится мало – он тоскует по иномирью.
8.Злая дева.
На фоне встреч с любимой – путаница реальностей. «Неотвязный» искушает тайнами, «ты» ведешь туда, где за «тобой» – «огневые струи», а двойники проводят экскурсию в «лиловые миры».
9.Тропа
И рефлексии по поводу двойников, и блуждание с ними по Тропе миров.

7.Случайные встречи.

19. «Я долго ждал - ты вышла поздно…» ()
Наша реальность. Курсы г-жи Читау. Он ждет любимую.
20. «Ночью вьюга снежная…» ()
Наша реальность. Предвкушение новой встречи после курсов г-жи Читау.
21. «Тёмно в комнатах и душно…» ()
Наша реальность. Тоска по иномирью.