Автоматизация звука й в предложении. План-конспект по коррекции отсутствия звука. «Накажем непослушный язык»

Автоматизация звука [й] в слогах и словах по мотивам сказки «Маша и медведь»

Задачи:

  • закреплять навык чёткого произношения звука [й] в слогах, простых словах;
  • развивать слуховое внимание, фонематическое восприятие, мелкую моторику рук;
  • развивать подвижность и точность движений органов артикуляционного аппарата средствами артикуляционной гимнастики и кинетических ощущений;
  • активизировать отделы коры больших полушарий с помощью биоэнергопластики;
  • работать над дыханием, мимикой;
  • развивать способность к словоизменению;
  • расширять и обогащать словарь по лексической теме “Ягоды”.

Оборудование: зеркала, пособие для артикуляционной гимнастики (полянка с ягодами), корзинка с липучками, предметные картинки, карточка с артикуляционной схемой звука [й], персонажи сказки “Маша и медведь”, домик.

Ход занятия

I. Организационный момент. Ритуал приветствия.

Введение в тему.

Отгадайте, кто к нам придёт в гости:

Я корзиночку взяла,
В лес с подружками пошла.
Но с тропинки сбилась я,
В дом к медведю забрела.

Правильно. Это Маша. Из сказки “Маша и медведь” (выставляется фигурка Маши).

II. Основная часть.

Объявление темы занятия.

Рассказывание сказки “Маша и медведь”.

Жили-были дед и баба. И была у них внучка Маша. Пошла она с подружками в лес за ягодами да грибами (выставляется панно с изображением леса).

1. Кинезиологическое упражнение.

Идёт Маша, ягоды собирает:

Ой! Ой! Сколько ягод! – обрадовалась Маша.

Покажите, как обрадовалась Маша.

2. Кинестетическое восприятие. Изолированное произношение звука [й].

Одна рука прикладывается к темечку, другая – на горло. Изолированно произносим [й]. Сравниваем звуки [и] и [й].

3. Уточнение артикуляционной позы звука [й] (с опорой на артикуляционную схему):

  • губы напряжены, растянуты в улыбке, прижаты к резцам;
  • резцы сближены;
  • кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка высоко поднята, боковые края языка упираются в верхние коренные зубы;
  • язык напряжён, есть желобок;
  • голосовые связки вибрируют, есть голос.

4. Артикуляционная гимнастика (биоэнергопластика).

Собираем и складываем ягоды в корзинку. На обратной стороне ягод с помощью липучек прикреплены картинки с артикуляционными упражнениями: “Заборчик”, “Улыбочка”, “Мостик”, “Птенчик в гнёздышке”, “Чистим нижние зубы” (движения снизу-вверх и наоборот).

Полную корзину ягод собрала Маша.

5. Развитие фонематического слуха. Игра “Комарики”.

Налетели комарики, хотят Машу покусать. Стала девочка от них отбиваться. Надо помочь Маше. Если услышите звук [й], хлопните в ладоши:

й, ль, и, й, ль, рь, й, и, и, ль, й;

ой, оль, ий, иль, уль, уй, ай, аль;

лай, дай, змей, змеи, койка, Колька.

Молодцы! Помогли Маше отбиться от комаров.

6. Закрепление звука [й] в слогах .

а) Игра “Эхо”.

Пока Маша от комаров отбивалась, с тропинки сбилась. Стала она подружек звать: “Ау!”, а эхо ей в ответ: “Ау-ау-ау…”. Понравилось Маше, и стала она с эхом играть:

май – ай-ай-ай… рой – ой-ой-ой… шей – эй-эй-эй… вой – ой-ой-ой…

лай – ай-ай-ай… ной – ой-ой-ой… жуй – уй-уй-уй… мой – ой-ой-ой…

куй – уй-уй-уй… рей – ей-ей-ей… рай – ай-ай-ай… вей – ей-ей-ей…

Заблудилась Маша. Видит, на полянке домик стоит (выставляется макет дома). Подошла она к дому, постучала: I, I; I, II; II, II. Никто ей не ответил. В дом зашла. Никого в доме нет. Навела она в доме порядок, замесила тесто, испекла пирожки и стала ждать прихода хозяев. Выглянула в окно, а там – Медведь.

Физкультминутка. Работа над тембром голоса.

б) Мимическое упражнение.

Зашёл медведь в дом. Как вкусно пахнет!

А! А! – красота!

Увидал пирожки:

О! О! – всё моё!

И! И! – выходи, кто испёк мне пироги!

в) Игра “Запомни, повтори”.

Вышла Маша к Медведю и просит показать дорогу домой. А Медведь не хочет девочку отпускать. Просит Машу ещё пожить, пироги печь да за домом смотреть. Заплакала Маша:

Ой-ой-ой – я хочу домой;

Ой- ой- ой – страшно мне одной;

Эй-эй-эй – отведи домой скорей.

г) Игра “Договори словечко” (с опорными картинками).

Решила Маша Медведя обхитрить. Согласилась девочка у Медведя пожить, только попросила отнести утром корзину с пирожками бабе и деду. Да строго-настрого наказала не есть пирожки. “Я на высоком дереве будет сидеть и за тобой Медведь смотреть”. Лёг Медведь спать. А Маша стала думать, какие пирожки испечь.

Давайте поможем Маше сделать пирожки.

Пирожки (с чем?):

Пирожки с капус…-той; - пирожки с мали…-ной;

Пирожки с ры…-бой; - пирожки с картош…-кой;

Пирожки с морков…-кой; - пирожки с черни…-кой;

Пирожки с земляни…-кой; - пирожки с клюк…-вой;

Пирожки с брусни….-кой; - пирожки со сли…-вой;

Пиродки с череш…-ней; - пирожки с виш…ней.

Утром Маша залезла в корзину, а сверху пирожки положила. Проснулся Медведь и видит стоит большая корзина с пирожками. Взял он корзину и пошёл в деревню. Несколько раз Медведь хотел съесть пирожок, а Маша всё из корзинки кричала… (попросить детей вспомнить, что девочка кричала).

Пришёл Медведь к домику бабы и деда. Увидала старики Медведя, испугались. Стали его прогонять, а из корзинки выскочила Маша.

7. Развитие дыхания. Упражнение “Подуй на чай”.

Рассказала деду и бабе, как она в лесу заблудилась, как Медведя обхитрила. Хотел Медведь в лес убежать, а Маша его в дом позвала, самовар поставила. Налила чай в большую кружку (сложить ладони в форме чашечки).

Ой, горячо! Подуем на чай.

III. Заключительная часть.

Подведение итога. Прощание.


Пока механически. Причем Мила сама может пальцем или щеткой отодвигать язык за нижние зубы, ставить язык мостом и говорить "й" довольно чисто. Т.е. артикуляционную позицию понимает(но не удерживает). Но без помощи никак. Язык не слушается, убегает в межзубное положение.

1 ЭТАП. АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА ДЛЯ ЗВУКА Й

1. "Заборчик". Улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы.

2. "Слоник". Вытянув вперёд губы трубочкой, образовать «хобот слоника».

3. "Заборчик-Слоник". Чередовать 2 предыдущих упражнения.

4. Лопаточка. Рот приоткрыт, губы растянуты в улыбке. Широкий, расслабленный язык лежит на нижней губе. Такое положение удерживается 5-10 сек. Если язычок не хочет расслабиться, можно похлопать его верхней губой, произнося при этом: пя-пя-пя.



5. «Наказать непослушный язычок». Улыбнуться. Приоткрыть рот. Спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки пя-пя-пя. Похлопать язык губами несколько раз на одном выдохе, затем удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет от 1 до 5 - 10. следить, чтобы ребенок не задерживал выдыхаемый воздух. Нижняя губа не должна подворачиваться и натягиваться на нижние зубы. Боковые края языка касаются углов рта.

6. «Горка». Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка упирается в бугорки за нижними зубами, спинка сначала приподнимается до соприкосновения с верхними резцами, затем опускается. Следить, чтобы кончик языка не отрывался от альвеол, губы и нижняя челюсть оставались неподвижными.


I способ - по подражанию :
а) путем отраженного и сопряженного проговаривания звука Й;
б) от мягкого глухого звука X" с включением голоса с обязательным слуховым и тактильно-вибрационным контролем;
в) от гласного звука И в сочетании с гласными А, О, У, Э с постепенным ускорением:
иа-иа-иа - иа-иа-иа - йа-йа-йа
ио-ио-ио - ио-ио-ио - йо-йо-йо
иу-иу-иу - иу-иу-иу - йу-йу-йу
иэ-иэ-иэ - иэ-иэ-иэ - йэ-йэ-йэ
II способ - механический , используется в трудных случаях.
Звук Й ставится с помощью шпателя или зонда от звука З : ребенок произносит слог за-за-за, в это время логопед зондом или шпателем нажимает на кончик языка, слегка приподнимая и отодвигая в глубь рта спинку языка:
за-за-за ® зя-зя-зя ® йа-йа-йа
АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА Й, как правило, начинается с восходящей йотации.
Занятие 1
Артикуляционная и пальчиковая разминка.
2. Произнесение звука Й (многократное).
3. Произнесение с ускорением сочетаний звуков:
иа-иа-иа аиа-аиа-аиа
ио-ио-ио оио-оио-оио
иу-иу-иу уиу-уиу-уиу
иэ-иэ-иэ эиэ-эиэ-эиэ
4. Произнесение звукосочетаний с изменением ритмического рисунка:
йа-йа-йа - йа-йа йа-йа - йа-йа-йа
йо-йо-йо - йо-йо йо-йо - йо-йо-йо
йу-йу-йу - йу-йу йу-йу - йу-йу-йу
йэ-йэ-йэ - йэ-йэ йэ-йэ - йэ-йэ-йэ
5. Произнесение звукосочетаний (дифтонгов) и слов:
я-я-я [йа-йа-йа ]- яма е-е-е [йэ-йэ-йэ ]- ем
я-я-я [йа-йа-йа ]- ява е-е-е [йэ-йэ-йэ ] - ехать
я-я-я [йа-йа-йа ]- Яков е-е-е [йэ-йэ-йэ ]- егерь
я-я-я [йа-йа-йа ]- як ё-ё-ё [йо-йо-йо ]- ёж
я-я-я [йа-йа-йа ]- Яна ё-ё-ё [йо-йо-йо ]- ёлка
я-я-я [йа-йа-йа ]- яхта ё-ё-ё [йо-йо-йо ] - ёрш
я-я-я [йа-йа-йа ] - ягода ё-ё-ё [йо-йо-йо ]- ёмкость
я-я-я [йа-йа-йа ]- яблоко ю-ю-ю [йу-йу-йу ]- юбка
я-я-я [йа-йа-йа ]- яхонт ю-ю-ю [йу-йу-йу ]- юг
я-я-я [йа-йа-йа ]- якорь ю-ю-ю [йу-йу-йу ]- юный
я-я-я [йа-йа-йа ]- яйца ю-ю-ю [йу-йу-йу ]- юнга
я-я-я [йа-йа-йа ]- ястреб ю-ю-ю [йу-йу-йу ]- юность
я-я-я [йа-йа-йа ] - ящик я-я-я [йа-йа-йа ] - ящерица
ю-ю-ю [йу-йу-йу ] - юмор ю-ю-ю [йу-йу-йу ] - юрта

Разделы: Логопедия

Задачи: закреплять навык чёткого произношения звука [й] в слогах, простых словах;

  • развивать слуховое внимание, фонематическое восприятие, мелкую моторику рук;
  • развивать подвижность и точность движений органов артикуляционного аппарата средствами артикуляционной гимнастики и кинетических ощущений;
  • активизировать отделы коры больших полушарий с помощью биоэнергопластики;
  • работать над дыханием, мимикой;
  • развивать способность к словоизменению;
  • расширять и обогащать словарь по лексической теме “Ягоды”.
  • Оборудование: зеркала, пособие для артикуляционной гимнастики (полянка с ягодами), корзинка с липучками, предметные картинки, карточка с артикуляционной схемой звука [й], персонажи сказки “Маша и медведь”, домик.

    Ход занятия

    I. Организационный момент. Ритуал приветствия.

    Введение в тему.

    Отгадайте, кто к нам придёт в гости:

    Я корзиночку взяла,
    В лес с подружками пошла.
    Но с тропинки сбилась я,
    В дом к медведю забрела.

    Правильно. Это Маша. Из сказки “Маша и медведь” (выставляется фигурка Маши).

    II. Основная часть.

    Объявление темы занятия.

    Рассказывание сказки “Маша и медведь”.

    Жили-были дед и баба. И была у них внучка Маша. Пошла она с подружками в лес за ягодами да грибами (выставляется панно с изображением леса).

    1. Кинезиологическое упражнение.

    Идёт Маша, ягоды собирает:

    Ой! Ой! Сколько ягод! – обрадовалась Маша.

    Покажите, как обрадовалась Маша.

    2. Кинестетическое восприятие. Изолированное произношение звука [й].

    Одна рука прикладывается к темечку, другая – на горло. Изолированно произносим [й]. Сравниваем звуки [и] и [й].

    3. Уточнение артикуляционной позы звука [й](с опорой на артикуляционную схему):

    • губы напряжены, растянуты в улыбке, прижаты к резцам;
    • резцы сближены;
    • кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка высоко поднята, боковые края языка упираются в верхние коренные зубы;
    • язык напряжён, есть желобок;
    • голосовые связки вибрируют, есть голос.

    4. Артикуляционная гимнастика (биоэнергопластика).

    Собираем и складываем ягоды в корзинку. На обратной стороне ягод с помощью липучек прикреплены картинки с артикуляционными упражнениями: “Заборчик”, “Улыбочка”, “Мостик”, “Птенчик в гнёздышке”, “Чистим нижние зубы” (движения снизу-вверх и наоборот). <Рисунок 1>.

    Полную корзину ягод собрала Маша.

    5. Развитие фонематического слуха. Игра “Комарики”.

    Налетели комарики, хотят Машу покусать. Стала девочка от них отбиваться. Надо помочь Маше. Если услышите звук [й], хлопните в ладоши:

    й, ль, и, й, ль, рь, й, и, и, ль, й;

    ой, оль, ий, иль, уль, уй, ай, аль;

    лай, дай, змей, змеи, койка, Колька.

    Молодцы! Помогли Маше отбиться от комаров.

    6. Закрепление звука [й] в слогах .

    а) Игра “Эхо”.

    Пока Маша от комаров отбивалась, с тропинки сбилась. Стала она подружек звать: “Ау!”, а эхо ей в ответ: “Ау-ау-ау…”. Понравилось Маше, и стала она с эхом играть:

    май – ай-ай-ай… рой – ой-ой-ой… шей – эй-эй-эй… вой – ой-ой-ой…

    лай – ай-ай-ай… ной – ой-ой-ой… жуй – уй-уй-уй… мой – ой-ой-ой…

    куй – уй-уй-уй… рей – ей-ей-ей… рай – ай-ай-ай… вей – ей-ей-ей…

    Заблудилась Маша. Видит, на полянке домик стоит (выставляется макет дома). Подошла она к дому, постучала: I, I; I, II; II, II. Никто ей не ответил. В дом зашла. Никого в доме нет. Навела она в доме порядок, замесила тесто, испекла пирожки и стала ждать прихода хозяев. Выглянула в окно, а там – Медведь.

    б) Мимическое упражнение.

    Зашёл медведь в дом. Как вкусно пахнет!

    А! А! – красота!

    Увидал пирожки:

    О! О! – всё моё!

    И! И! – выходи, кто испёк мне пироги!

    в) Игра “Запомни, повтори”.

    Вышла Маша к Медведю и просит показать дорогу домой. А Медведь не хочет девочку отпускать. Просит Машу ещё пожить, пироги печь да за домом смотреть. Заплакала Маша:

    Ой-ой-ой – я хочу домой;

    Ой- ой- ой – страшно мне одной;

    Эй-эй-эй – отведи домой скорей.

    г) Игра “Договори словечко” (с опорными картинками).

    Решила Маша Медведя обхитрить. Согласилась девочка у Медведя пожить, только попросила отнести утром корзину с пирожками бабе и деду. Да строго-настрого наказала не есть пирожки. “Я на высоком дереве будет сидеть и за тобой Медведь смотреть”. Лёг Медведь спать. А Маша стала думать, какие пирожки испечь.

    Давайте поможем Маше сделать пирожки.

    Пирожки (с чем?):

    Пирожки с капус…-той; - пирожки с мали…-ной;

    Пирожки с ры…-бой; - пирожки с картош…-кой;

    Пирожки с морков…-кой; - пирожки с черни…-кой;

    Пирожки с земляни…-кой; - пирожки с клюк…-вой;

    Пирожки с брусни….-кой; - пирожки со сли…-вой;

    Пиродки с череш…-ней; - пирожки с виш…ней.

    Утром Маша залезла в корзину, а сверху пирожки положила. Проснулся Медведь и видит стоит большая корзина с пирожками. Взял он корзину и пошёл в деревню. Несколько раз Медведь хотел съесть пирожок, а Маша всё из корзинки кричала… (попросить детей вспомнить, что девочка кричала). <Рисунок 2>.

    Пришёл Медведь к домику бабы и деда. Увидала старики Медведя, испугались. Стали его прогонять, а из корзинки выскочила Маша.

    7. Развитие дыхания. Упражнение “Подуй на чай”.

    Рассказала деду и бабе, как она в лесу заблудилась, как Медведя обхитрила. Хотел Медведь в лес убежать, а Маша его в дом позвала, самовар поставила. Налила чай в большую кружку (сложить ладони в форме чашечки).

    Ой, горячо! Подуем на чай.

    III. Заключительная часть.

    Подведение итога. Прощание.

    йотированных звуков

    Проговаривать слова, чётко произнося [Й)

    Ева, ела, ель. Воет, лает, моет, ноет, роет, тает, шагает.

    Еж, ёжик, ёлка, ёмкость, ёрш, ёршик.

    даёт, жуёт, куёт, поёт.

    Юг, южный, Юля, Юра, юркий, юла, юлит.

    Вою, даю, жую, кую, мою, пою, рою, сею.

    Яблоко, ягода, ягодки, яд, як, Яков, якорь, яма, Яна, ярко, яркий, ясно, ясный, ястреб, ясень, ящерица, Яша.

    Баян, маяк, моя, паять, рояль, стая, туя, твоя, хвоя. Йод, йогурт.

    Проговаривать предложения, чётко произнося звук(Й)

    Яна ест йогурт. Еж тащит яблоко. Юра заводит юлу. Юля ест ежевику. Яков удит ершей. В ящике много яблок. Волк воет на луну. Юля решает задачу. Яша поёт в хоре. Ева играет на рояле.

    Проговаривать двустишия, чётко произнося звук [Й)

    Ежевику ела Ева,

    Кустик - справа, Ева - слева.

    Ёж под ёлкою лежит

    И от холода дрожит.

    Юра с Юлей не играл,

    Он юлу ей не давал. Яна якорь вышивала,

    Молча яблоко жевала.

    Выучить стихотворение, отработан произношение звука [й)

    Автоматизация и дифференциация

    йотированных звуков

    Ялик

    На якоре ялик стоял у причала,

    Волна, набегая, тот ялик качала.

    А ёж-капитан по причалу ходил,

    Насвистывал песню и трубку курил.

    Подготовить пересказ, отработан произношение звука [Й)

    В САДУ

    Юля и Юра работают в саду. Они белят яблони, окапывают кусты ежевики, поливают цветы.

    ЕЖИХА

    У ежихи нора под елью. В норе у неё ежата. Ежата маленькие и слепые. Ежиха кормит их молоком, а потом убегает на охоту. Если ей удаётся поймать юркую ящерицу, она будет сыта, и у ежат будет молоко.

    ЗАЙКА

    (иллюстрация 38)

    Пошла Майка за старый сарай на лужайку и услышала, что

    в яме у сарая кто-то тоненько плачет. Подошла Майка к яме,а там маленький зайка. Достала Майка зайку из ямы, положила на лужайку. А зайка как припустит со всех ног через лужайку в ельник!

    Проговаривание слогов.

    Ле-е Ля-я е-ле я-ля ле-е-ле я-ля-я лё-ё ё-лё лё-ё-лё

    лю-ю ю-лю лю-ю-лю

    Ляг- як Юлька - люлька

    люк - юг ямка - лямка

    Лель - ель Яшка - бляшка

    Яша и Лида поливают яблони. Под елью Лёва увидел ёжика. Алёна поёт и танцует. Бельчата скачут с ёлки на ёлку. Юля ест малину. Алина моет лимоны. Ева отдыхает на юге. У Лили юбка на лямках. На поляне ежиха с ежатами. Я сею сельдерей.

    Выучить стихотворения, отработан произношение звуков ИЮЛЕ

    Солнце жарит с высоты,

    Никнут травы и цветы,

    даже птицы не летают,

    Ёж под елью отдыхает,

    Юркнет ящерка под пень,

    А Егорка сядет в тень.

    Дифференциация звуков (Ль),(Й)

    Выучить стихотворение.

    ПРОИСШЕСТВИЕ

    Юля с Лялей на полянке

    днём плели венок для Янки.

    Их ежата напугали,

    В яму девочки упали

    И забыли про венок,

    Побежали со всех ног.

    ПО ЯГОДЫ

    Лена и Яша пошли по ягоды. На опушке леса много спелой земляники. Лена большая, а Яша маленький. Лена кладёт ягоды в лукошко, а Яша ест ягоды. Потом дети отдыхают под ёлкой на поляне и возвращаются домой.

    ЮЛЕНЬКА

    (иллюстрация 39)

    Юленька маленькая. Она лежит в коляске. Лиля гуляет с Юленькой, катает её в коляске, поёт ей колыбельную:

    Люли-люли-люли,

    Прилетели гули,

    Колыбель качали,

    Песню напевали.

    Проговаривать слоги, чётко произнося звуки

    ла-я я-ла я-ла-я лэ-е е-лэ е-лэ-е

    ло-ё ё-ло ё-ло-ё лу-ю ю-лу ю-лу-ю

    Проговаривать слова, чётко произнося звуки

    як-лак юг-лук яма - лама ёж - ложь

    Проговаривать предложения, чётко произнося звуки

    Юра ел лук. Яна собирает ландыши. У Евы юла. Лось стоял под ёлкой. Володя поедет на юг. Мила вышивала яблоко. Волк упал в яму. У причала на якоре лодки и ялики. У Клавы яркое платье. Свёклу и лук кладут в ящики.

    Выучить потешки, отработан произношение звуков.

    Ёжик Ермошка

    Сидел у окошка,

    Булку жевал,

    Песню напевал.

    Мила мь ежевику,

    Угощала ею Вику.

    Вика ягоды хвалила

    И «спасибо» говорила.

    Баю-бай, баю-бай,

    Ты, собачка, не лай,

    Белолапа, не скули,

    Мою Яну не буди.

    Тёмна ноченька - не спится,

    Моя Яночка боится.

    Ты, собачка, не лай,

    Мою Яну не пугай!

    ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ [л),(Й)

    Подготовить пересказ, отработав произношение звуков

    [ Л) [Й)

    НА ПЛОТУ

    Светит яркое солнышко, по небу плывут облака, поют птицы. Володя и Яша плывут на плоту. Володя ловит ершей, а Яша его рисует.

    Отработав произношение звуков [Л)[ Й)в словах, провести подвижную игру.

    ДВЕ КОЗЫ

    Мимо нас поехали Бегут по кругу

    Две козы с орехами. на носочках.

    Ехали лужками Меняют направление,

    С полными мешками, идут большими шагами.

    Ехали дорожками Меняют направление,

    С полными лукошками... бегут на носочках.

    Козы, козы, козушки, Останавливаются,

    Козы-белоногушки! ритмично прыгают.

    Что же вы с орехами Потягиваются.

    К нам-то не заехали? Приседают.

    Проговаривать слоги, чётко произнося звуки.

    ра-ря-я ря-ра-я ра-я-ря

    ро-рё-ё рё-ро-ё ро-ё-рё

    ру-рю-ю рю-ру-ю ру-ю-рю

    рэ-ре-е ре-рэ-е рэ-е-ре

    Проговаривать слова, чётко произнося звуки р,рь,й

    як - рак ежи - рожи юбка рубка

    Яна - рана еноты - работа южный - наружный

    яма - рама ёж - рожь юлить - рулить

    ясли - росли ели - смотрели

    Проговаривать предложения, чётко произнося звуки.

    Юра ел ягоды и увидел радугу. Ёж побежал в рожь. У Яны на пальце рана. Рак живёт в реке, а як пасётся у реки. Еноты делают свою работу - роют нору. Юра собирает ежевику. Юля варит варенье из яблок. Яша рисует ежа. Юнга - юный моряк.

    Подготовить пересказ, отработан произношение звуков .

    ПОД ЯБЛОНЕЙ

    (иллюстрация 40)

    Яна и Яша ели яблоки под яблоней. Вдруг из-под лейки выскочила ящерица. «Ой, я боюсь!» - вскрикнула Яна и уронила яблоко. Ящерица юркнула в ямку под яблоней. «Ящерица тоже боится», - засмеялся Яша.

    ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ [Р)-(РЬ)-(Й)

    Отработав произношение звуков в словах, провести подвижную игру.

    ЯБЛОНЯ

    Яблоня! Яблоня! дети идут по кругу, взявшись за руки,

    Где же твои яблоки? в центре круга стоит водящий.

    Заморозил их мороз? Останавливаются, на каждую строчку

    Или ветер их унес? загибают по одному пальчику,

    Или молния спалила? водящий отрицательно качает головой.

    Или градом их побило?

    Или птицы поклевали?

    Куда они пропали? Пожимают плечами.

    Не морозил их мороз, Опять загибают по одному пальчику.

    И не ветер их унёс,

    Не спалило их огнём,

    Града не было с дождём,

    Птицы их не поклевали.

    Дети оборвали! Разбегаются, водящий бежит за ними,

    (югославская песенка)


    Антипенко Н.Е.
    учитель-логопед, ГБОУцо №1602

    Постановка и автоматизация звука [Й] для индивидуальных занятий.

    Эта проблема затронута мной, в связи с дефицитом материала по этому дефекту. Он редко встречающийся, но к сожалению существующий.

    Постановка звука [Й].

    Цель: Постановка звука [Й].

    1. Коррекционно-обучающая

    Поставить звук [Й] путём создания артикуляционной позиции

    Учить давать полный ответ на поставленный вопрос

    2. Развивающая

    Развивать память

    Развивать мышление

    Развивать моторику (речевую, мелкую моторику пальцев рук)

    Подготовительный этап:

    Будем учиться произносить один интересный звук, напоминающий звук «пилы». Сначала необходимо произносить звук [И], но кончик языка упирается за нижние зубы. Губы в улыбке. Затем произнося его длительно, поднимаем широкий кончик языка к альвеолам (за верхние зубы) – резко и отрывисто, т.е. произносим [и-и-и-и-ий]. Вот мы и услышим другой звук, похожий на «визг пилы».

    Автоматизация звука [Й]:

    Закрепляем звук в более лёгких позициях, затем в более сложных.

    Начинаем с закрепления в слогах (по подражанию, по картинкам). Обязательно, используются различные игровые приёмы (подключая зрительные и тактильные анализаторы). В заключение сообщите ребёнку, какой звук он научился произносить ([Й]).

    Слова ребёнок должен повторять вслед за Вами или произносить по картинке.