Умножение десятичных дробей: правила, примеры, решения. Урок «Умножение десятичных дробей на натуральные числа Постановка домашнего задания

О чем идет речь в задаче?

Что известно?

Что нужно найти?

Выразите 3 рубля 8 копеек в рублях. Сколько будет?(3,08р.)

Как найти? Каким действием?(умножением)

Мы можем найти?(нет)

Каких умений нам не хватает, чтобы решить эту задачу?

(умножать десятичные дроби на натуральное число)

Сформулируйте тему урока. И запишите в тетрадь тему и дату

Итак, чему же мы должны сегодня научиться?

Ответим на поставленный вопрос в конце урока.

Мотивация: а зачем эти знания необходимы?

в науке и промышленности, в сельском хозяйстве и быту десятичные дроби используются значительно чаще, чем обыкновенные. Это связано с простотой правил вычисления, похожестью их на правила действий с натуральными числами. Поэтому и вам необходимо научиться умножать десятичные дроби.

Итак, снимаем белую шляпу, надеваем зеленую.

А что является источником знаний?

Где можно найти ответ на наш вопрос? Конечно это книга. Откройте учебник страница 204.

Найдите правило умножение десятичной дроби на натуральное число. Прочитайте. Расскажите правило друг другу.

Молодцы, хорошо поработали. Сейчас снимаем зеленую шляпу и надеваем желтую. Кто попробует рассказать правило для всех?

Чтобы умножить десятичную дробь на натуральное число, надо:

1) умножить её на это число, не обращая внимания на запятую;

2) в полученном произведении отделить запятой столько цифр справа, сколько их отделено запятой в десятичной дроби.

Я показываю как записывать. Умножим 1,83 на 4

Запишите опорную схему в тетрадь:

план действий:

Подпишите числа одно под другим, не обращая внимания на запятую

Умножьте, как натуральные числа

Определите количество цифр после запятой в произведении

Отделите в произведении запятой справа налево нужное количество цифр

А сейчас проверим, как вы поняли правило. Решаем в тетради и на доске.№ 1306 (1 столбик)

Ребята, а ведь есть такие примеры, которые не надо записывать в столбик. Их можно сосчитать устно. Вот мы сейчас и попробуем. Но есть некоторые правила: говорить, выкрикивать, вставать с места нельзя. Если ответ верный поднимаете красную шляпу, если неверно - синюю. И чем выше поднимаете шляпу, тем лучше

Устный счет «Найди ошибку»

0,7 * 2=0,14 синяя

0,15 * 3=0,45 красная

0,2 * 23=4,6 красная

1,6 * 4=0,64 синяя

0,12 * 3=0,36 красная

3,21 * 3=96,3 синяя

2 * 1,44=28,8 синяя

7 * 1,11=7,77 красная

Какие знания вы применяли при решении данных примеров?(умножать дес. Дроби на нат. Число)

Молодцы вы показали как быстро и правильно умеете считать.

Молодцы, ребята! Надеюсь, каждый из вас запомнил эти правила и в дальнейшем сможет их применять.

Ну а теперь вернемся к проблеме, которая встала перед нами в начале урока. Что эта за проблема?(1 уч-ся у доски)

Давайте вспомним как звучит задача?

1киловатт-час электроэнергии стоит 3 рубля 08 копеек. Сколько рублей нужно заплатить за электроэнергию, если за месяц нагорело 364 киловатт?

Давайте посмотрим, а теперь хватит ли нам знаний решить эту задачу?(да) какие знания нам должны помочь?

3,08*364=1121,12(руб.)-заплатить за месяц

Ответ;1121,12рублей

Вот мы решили эту задачу. Теперь вы можете помогать родителям при расчетах.

Так какие же знания вы применили, чтобы решить эту задачу?(умножатьдес. Дроби на нат. Число)

Снимаем желтую шляпу, надеваем черную . Наша задача - научиться выполнять умножение, оценить риски. То есть, определить места, где можно ошибиться.

Выполнить умножение, комментируя решение

(работа в группах по карточкам по 4 человека. Правила работы в группе вы знаете!

1. Найдите произведение:

А) 3. 8,3 = 24,9 (1Б.)

Б) 35. 1,7 = 59,5 (1Б.)

В) 173. 0,19 = 32,87 (1Б.)

(2б.)Все стороны шестиугольника имеют одинаковую длину 6,83 см. Найдите периметр шестиугольника.

Ответ: 40,98

5 баллов- «5»

4 балла- «4»

3 балла - «3»

Гимнастика для глаз 2мин

Ребята, предлагаю вам подняться из-за парт и немного отдохнуть. Следим за шляпами глазами.

Справились с заданием хорошо. Сейчас мы должны проверить, как научились выполнять умножение.

Давайте подумаем, какая шляпа нам сейчас нужна? Согласна, желтая . Ребята, а теперь возьмите карточки, которые лежат у вас на партах. Теперь примените свои знания к этому заданию (выполняют самостоятельно)

Работа по карточкам: Зная, что произведение

398 * 51=20298 поставьте правильно запятую

39,8 * 51=20298

0,0398 * 51=20298

3,98 * 51=20298

0,398 * 51=20298

Выполнили, а теперь обменяйтесь с соседом карточками. Посмотрите на доску, я вам вывела правильные ответы. Проверьте. Поменяйтесь обратно. Поднимите руку, кто не допустил ни одной ошибки.

А сейчас проверим, сможете ли вы самостоятельно применить новое правило. Для этого я предлагаю вам небольшое тестирование, в ходе которого вы должны составить слово. Работа каждого из вас будет оценена. Итак, приступаем.

Тест по вариантам.

Листочки с тестами сдаем. Поднимите руку кто составил слово. Какое слово получилось? Молодец и отлично. Значит вы получили пятерку.

Я рада за ваши оценки.

Итак, ребята. Надеваем синюю шляпу.

Чему мы научились на уроке? Какую проблему ставили на уроке?(узнать сколько нужно заплатить за месяц за электроэнергию)

Удалось ли нам ее решить?(да)

Чтобы закрепить полученные знания, необходимо выполнить домашнюю работу. д/з выполнить по мере своих возможностей стр.204, п.34, правила выучить,

«5» - № 1331, 1330 , придумать задачи из жизни на умножение дес. Дробей на нат. число
«4» - № 1330, 1331 и заполнение квитанции

«3» - № 1330
Посмотреть показания электрического счетчика, записать эти показания и поинтересоваться у родителей какова цена за 1 квт/ч и показания счетчика в предыдущем месяце. Спросить у родителей как заполнить квитанцию, что для этого нужно сделать, как найти количество электроэнергии, которое израсходовано за текущий месяц. Заполнить квитанцию.

Этого поля. Он равен 1,83 + 1,83 + 1,83 + 1,83, то есть 7,32 км. Для решения задачи мы нашли сумму четырех слагаемых, каждое из которых равно 1,83. Такую сумму называют произведением числа 1,83 и натурального числа 4 и обозначают 1,83 4.

Произведением десятичной дроби и натурального числа называют сумму слагаемых, каждое из которых равно этой дроби, а количество слагаемых равно этому натуральному числу.

Значение 7,32 для произведения 1,83-4 можно получить иначе: умножить 1,83 на 4, не обращая внимания на запятую, а в полученном произведении 732 отделить запятой две цифры справа, то есть столько, сколько цифр после запятой в дроби 1,83:

Чтобы умножить десятичную дробь на натуральное число, надо:

1) умножить ее на это число, не обращая внимания на запятую

2) в полученном произведении отделить запятой столько цифр справа, сколько их отделено запятой в десятичной дроби .

Найдем произведение 9,865 10. По указанному выше правилу сначала умножаем 9865 на 10. Получим: 9865 10 = 98 650. А теперь отделяем запятой три цифры справа и получаем: 9,865 10 = 98,650 = 98,65.

Таким образом, при умножении 9,865 на 10 мы просто переносим запятую через одну цифру вправо. Если умножить 9,865 на 100, то получим 986,5, то есть запятую перенесли через две цифры вправо.

Чтобы умножить десятичную дробь на 10, 100, 1000 и т. д., надо в этой дроби перенести запятую на столько цифр вправо, сколько нулей стоит в множителе после единицы.

Например,

0,065 - 1000 = 0065 = 65;
2,9 1000 = 2,900 1000 = 2900.

Что значит умножить десятичную дробь на натуральное число ?
Сформулируйте правило умножения десятичной дроби на натуральное число.
Как умножить десятичную дробь на 10; на 100; на 1000?

1305. Представьте произведение в виде суммы и найдите его значение:

б) 2,3 5.

1306. Найдите значение выражения:

а) 8,9 6;
б) 3,75 12;
в) 0,075 24;
г) 10,45 42;
д) 137,64 35;
е) 25,85 98;
ж) 4,55 6 7;
з) 12,344 15 16;
и) (2,8 + 5,3) 12;
к)(8,7 - 4,3) 15;
л) (6,31 + 2,59) 25;
м) (7,329 - 2,079) 14.

1307. Запишите сумму в виде произведения и выполните умножение :

а) 3,69 + 3,69 + 3,69 + 3,69 + 3,69;
б) 18,04 + 18,04 + 18,04 + 18,04 + 18,04 + 18,04.

1308. Все стороны шестиугольника имеют одинаковую длину 9,76 см. Найдите периметр шестиугольника.

1309. Масса одного электромотора равна 57,85 кг. Найдите массу 9 таких электромоторов.

1310. Выполните умножение:

а) 6,42 10; 0,17 10; 3,8 10; 0,1 10; 0,01 10;
б) 6,387 100; 20,35 100; 0,006 100; 0,75 100; 0,1 100; 0,01 100;
в) 45,48 1000; 7,8 1000; 0,00081 1000; 0,006 10 000; 0,102 10 000.

1311. Запишите цифрами числа:

4,4 тыс.; 87,4 тыс.; 764,3 тыс.; 8,9 млн; 67,56 млн; 0,956 млн; 1,1 млрд; 0,27 млрд.


1312. Автомашина прошла 3 ч со скоростью 48,4 км/ч и 5 ч со скоростью 56,6 км/ч. Какой путь прошла автомашина за все это время?

1313. Пятачок съел 3 баночки меда, по 0,65 кг в каждой, а Винни-Пух - 10 горшочков меда, по 0,84 кг в каждом. Сколько меда они съели?

На сколько больше меда съел Винни-Пух, чем Пятачок?

1314. Для сборки прибора первого вида требуется 1,4 ч, а для сборки прибора второго вида - на 0,6 ч меньше. Сколько всего времени потребуется для сборки 3 приборов первого вида и 5 приборов второго вида?

а) 61,Зх, если х = 8; 42; 100;
б) 100а + b, если а = 3,214 и b = 7,5;
в) 14с + 6d, если с = 2,3 и d = 3,7;
г) 5,2m+ 3,7m - 4,1m, если m = 5; 10; 15; 120.

1316. Вычислите усно:


1317. Найдите значение выражения:

а) 2,7 - 0,6;

б) 3,5 + 2,3;

в) 5,8 - 1,9;

г) 0,69 + 0;

д) 3,6 + 0,8;

е) 7,1 - 0;

ж) 4,9 + 6,3;

з) 0,84 - 0,22;

1318. Вычислите:

а) 0,29 + 0,35;

б) 0,67 - 0,48;

в) 0,74 - 0,2;

г) 0,57 + 0,3;

д) 1,36 + 2,0;

е) 2,45 - 1,3;

ж) 3 + 0,24;

з) 2 - 0,6;

1319. Восстановите цепе вычислений, если х = 0,8; 1,3; 1,8; 2,3;

1320. Какую цифру (одну и ту же) можно подставить вместо звездочки, чтобы было верно:

а) 2,*3 = 2,3*; б) 3,*5 > 2,8*; в) 0,*7 < 0,3*; г) 0,7*5 < 0,86*?

а) х + 2,8 = 3,72 + 0,38;
б) 4,1 + у = 20,3 - 4,9;

1327. С одной станции в противоположных направлениях вышли два поезда в одно и то же время. Скорость одного поезда 65 км/ч, а скорость другого на а км/ч больше. Какое расстояние будет между поездами через 3 ч? Составьте выражение для решения задачи и найдите его значение при а = 10; 25; 40.

1328. Решите задачу:

1) Скорость дельфина в 2 раза больше скорости акулы. Скорость акулы на 25 км/ч меньше скорости дельфина. Какова скорость каждого животного?

2) Масса петуха меньше массы индюка в 5 раз, а масса индюка на 8 кг больше массы петуха. Какова масса каждой птицы?

1329. Решите уравнение:

1) 5,5 + х - 23,5 = 8,75;

2) 6,2 - у - 1,8 = 4,39.

1330. Найдите значение выражения:

а) 84,25 3; в) 0,125 312; д) (4,8 + 3,5) 15;
б) 0,255 28; г) 6,75 144; е) (18,6 - 9,1) 32.

1331. Найдите периметр восьмиугольника, если каждая его сторона имеет длину 3,75 см.

1332. Каждый ящик с яблоками имеет массу 30,25 кг. Найдите массу 76 таких ящиков.

1333. Найдите значение произведения:

а) 4,55 10; г) 8,354 100;
б) 18,3 10; д) 2,3 100;
в) 0,235 10; е) 0,048 100;

1334. Найдите значение выражения:

а) 15,2х + 1,73y, если х = 8 и у = 6; х = 10; и Y = 100
б) 16,52а + 18,1b, если а = 85 и b = 10.

1335. Никита проехал 3 ч на автобусе и 4 ч на поезде. На сколько километров больше Никита проехал на поезде, чем на автобусе, если скорость автобуса была 40,6 км/ч, а скорость поезда - 55,2 км/ч?

1336. На автомобиль погрузили 6 ящиков, по 0,25 т каждый, и 3 контейнера, по 0,44 т каждый. Какова масса всего этого груза?

1337. Велосипедист проехал за час 12 км. Какое расстояние он проедет с той же скоростью: за 4 ч; за

1338. Масса пирога 1600 г. Какова масса 3 таких пирогов? пирога? пирога?
1339. Вместо звездочек поставьте пропущенные цифры:

Н.Я. ВИЛЕНКИН, B. И. ЖОХОВ, А. С. ЧЕСНОКОВ, C. И. ШВАРЦБУРД, Математика 5 класс, Учебник для общеобразовательных учреждений

Планирование математике, материалы по математике 5 класса скачать , учебники онлайн

Содержание урока конспект урока опорный каркас презентация урока акселеративные методы интерактивные технологии Практика задачи и упражнения самопроверка практикумы, тренинги, кейсы, квесты домашние задания дискуссионные вопросы риторические вопросы от учеников Иллюстрации аудио-, видеоклипы и мультимедиа фотографии, картинки графики, таблицы, схемы юмор, анекдоты, приколы, комиксы притчи, поговорки, кроссворды, цитаты Дополнения рефераты статьи фишки для любознательных шпаргалки учебники основные и дополнительные словарь терминов прочие Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике обновление фрагмента в учебнике элементы новаторства на уроке замена устаревших знаний новыми Только для учителей идеальные уроки календарный план на год методические рекомендации программы обсуждения Интегрированные уроки

Долгожданный дан звонок.

Начинается урок.

Сегодня будем мы опять

Решать, отгадывать, смекать!

Покажите мне и гостям, с каким настроением вы пришли на урок.

Постараемся в ходе урока его улучшить.

Ребята! Я рада вас видеть сегодня на уроке в хорошем настроении.

Посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь, глазками пожелайте товарищу хорошего рабочего настроения.

Я тоже вам желаю сегодня хорошей работы.

Ребята! Над какой темой мы работаем?

А что мы знаем об этой теме?

И что это значит?

Что же еще вы знаете?

Сформулируйте его.

Еще можете что-то дополнить о знаниях по данной теме?

И как же это надо делать?

Молодцы, ребята!

А сейчас мы посмотрим, как вы это умеете делать, как применяете правила. (См. Презентацию, слайд № 2 и 3)

Разгадайте анаграмму и исключите лишнее слово.

(См. Презентацию, слайд № 4 и 5)

Какое из этих слов вы считаете лишним?

А почему? Как вы думаете?

Молодцы, ребята!

Запомните, как правильно пишутся эти термины.

Ребята! Как вы думаете, все ли мы виды заданий порешали по этой теме?

Мы продолжаем закрепление темы “Умножение десятичной дроби на натуральное число”.

Определим цели урока.

С чего начнем?

Какими будут следующие шаги?

ПИ

ЗУ

ЗЗ

1. Решение примера самостоятельно в парах с взаимопроверкой

(См. Презентацию, слайд № 6)

2...Решение задачи: Нюша съела 3 кусочка торта по 0,65 кг в каждом, а Бараш- 10 порций торта, по 0,84 кг в каждой. Сколько торта они съели? На сколько больше торта съел Бараш, чем Нюша? См. Презентацию, слайд № 7)

Просмотрим решение задачи и сравним его со своим.

См. Презентацию, слайд № 8)

3.Занимательная страничка - задача

Решение задачи на сообразительность

См. Презентацию, слайд № 9-11)

4.Решение уравнений самостоятельно (2 по выбору) с самопроверкой ответа и решения по презентации

См. Презентацию, слайд № 12 - 15)

Давайте немножко взбодрим наше тело. Встаньте, пожалуйста, около своих парт и повторяйте за мной:

Руки подняли и помахали

Это деревья шумят.

В стороны руки и помахали

Это к нам птицы летят.

Быстро присели, руки сложили

В норке зверюшки сидят.

Встали и тихо за парты все сели.

Дети учиться хотят.

Работа в группах

Задание: Решить примеры устно и поставить в соответствие нужный ответ.

Раздать лист с заданием каждой группе. Задания одинаковые.

Проверка выполненного задания.

См. Презентацию, слайд № 16)

Подведем итоги сегодняшнего урока.

Полностью ли реализован нами план?

Соответствовала ли наша работа целям урока?

Что вы ожидали от сегодняшнего урока?

Что вызвало трудности?

Были ли задания, которые вы делали с удовольствием?

Какие знания, полученные ранее, нужны были сегодня на уроке?

А как вы считаете, знания, полученные сегодня на уроке, будут вам необходимы на следующих уроках.

Вы поставите «оценку» своему

Настроению в конце урока.

Оценки за урок.

Запишите в дневник домашнее задание:

П.134(повторить правила),

Дифференцированное задание























Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель урока:

  • В увлекательной форме ввести учащимся правило умножения десятичной дроби на натуральное число, на разрядную единицу и правило выражения десятичной дроби в процентах. Выработать умение применения полученных знаний при решении примеров и задач.
  • Развивать и активизировать логическое мышление учащихся, умение выявлять закономерности и обобщать их, укреплять память, умение сотрудничать, оказывать помощь, оценивать свою работу и работу друг друга.
  • Воспитывать интерес к математике, активность, мобильность, умение общаться.

Оборудование: интерактивная доска, плакат с цифрограммой, плакаты с высказываниями математиков.

Ход урока

  1. Организационный момент.
  2. Устный счёт – обобщение раннее изученного материала, подготовка к изучению нового материала.
  3. Объяснение нового материала.
  4. Задание на дом.
  5. Математическая физкультминутка.
  6. Обобщение и систематизация полученных знаний в игровой форме при помощи компьютера.
  7. Выставление оценок.

2. Ребята, сегодня у нас урок будет несколько необычным, потому что я буду проводить его не одна, а со своим другом. И друг у меня тоже необычный, сейчас вы его увидите. (На экране появляется компьютер-мультяшка). У моего друга есть имя и он умеет разговаривать. Как тебя зовут, дружок? Компоша отвечает: “Меня зовут Компоша”. Ты сегодня готов помогать мне? ДА! Ну тогда давай начнём урок.

Мне сегодня пришла зашифрованная цифрограмма, ребята, которую мы должны вместе решить и расшифровать. (На доске вывешивается плакат с устным счётом на сложение и вычитание десятичных дробей, в результате решения которого ребята получают следующий код 523914687. )

5 2 3 9 1 4 6 8 7
1 2 3 4 5 6 7 8 9

Расшифровать полученный код помогает Компоша. В результате расшифровки получается слово УМНОЖЕНИЕ. Умножение – это ключевое слово темы сегодняшнего урока. На мониторе высвечивается тема урока: “Умножение десятичной дроби на натуральное число”

Ребята, мы знаем, как выполняется умножение натуральных чисел. Сегодня мы с вами рассмотрим умножение десятичных чисел на натуральное число. Умножение десятичной дроби на натуральное число можно рассматривать как сумму слагаемых, каждое из которых равно этой десятичной дроби, а количество слагаемых равно этому натуральному числу. Например: 5,21·3 = 5,21 + 5, 21 + 5,21 = 15,63 Значит, 5,21·3 = 15,63. Представив 5,21 в виде обыкновенной дроби на натуральное число, получим

И в этом случае получили тот же результат 15,63. Теперь, не обращая внимания на запятую, возьмём вместо числа 5,21 число 521 и перемножим на данное натуральное число. Здесь мы должны помнить, что в одном из множителей запятая перенесена на два разряда вправо. При умножении чисел 5, 21 и3 получим произведение равное 15,63. Теперь в этом примере запятую перенесём влево на два разряда. Таким образом, во сколько раз один из множителей увеличили, во столько раз уменьшили произведение. На основании сходных моментов этих способов, сделаем вывод.

Чтобы умножить десятичную дробь на натуральное число, надо:
1) не обращая внимания на запятую, выполнить умножение натуральных чисел;
2) в полученном произведении отделить запятой справа столько знаков, сколько их в десятичной дроби.

На мониторе высвечиваются следующие примеры, которые мы разбираем вместе с Компошей и ребятами: 5,21·3 = 15,63 и 7,624·15 = 114,34. После показываю умножение на круглое число 12,6·50 = 630 . Далее перехожу на умножение десятичной дроби на разрядную единицу. Показываю следующие примеры: 7,423·100 = 742,3 и 5,2·1000 = 5200. Итак, ввожу правило умножения десятичной дроби на разрядную единицу:

Чтобы умножить десятичную дробь на разрядные единицы 10, 100, 1000 и т.д., надо в этой дроби перенести запятую вправо на столько знаков, сколько нулей в записи разрядной единицы.

Заканчиваю объяснение выражением десятичной дроби в процентах. Ввожу правило:

Чтобы выразить десятичную дробь в процентах, надо её умножить на 100 и приписать знак %.

Привожу пример на компьютере 0,5·100 = 50 или 0,5 = 50% .

4. По окончании объяснения даю ребятам домашнее задание, которое тоже высвечивается на мониторе компьютера: № 1030, № 1034, № 1032.

5. Чтобы ребята немного отдохнули, на закрепление темы делаем вместе с Компошей математическую физкультминутку. Все встают, показываю классу решённые примеры и они должны ответить, правильно или не правильно решён пример. Если пример решён правильно, то они поднимают руки над головой и делают хлопок ладонями. Если же пример решён не верно, ребята вытягивают руки в стороны и разминают пальчики.

6. А теперь вы немного отдохнули, можно и решить задания. Откройте учебник на странице 205, № 1029. в этом задании надо вычислить значение выражений:

Задания появляются на компьютере. По мере их решения, появляется картинка с изображением кораблика, который при полной сборке уплывает.

№ 1031 Вычисли:

Решая это задание на компьютере, постепенно складывается ракета, решив последний пример, ракета улетает. Учитель делает небольшую информацию учащимся: “ Каждый год с казахстанской земли с космодрома Байконур взлетают к звёздам космические корабли. Рядом с Байконуром Казахстан строит свой новый космодром “Байтерек”.

№ 1035. Задача.

Какое расстояние пройдёт легковая машина за 4 часа, если скорость легковой машины 74,8 км/ч.

Данная задача сопровождается звуковым оформлением и вынесением на монитор краткого условия задачи. Если задача решена, верно, то машина начинает двигаться вперёд до финишного флажка.

№ 1033. Запиши десятичные дроби в процентах.

0,2 = 20%; 0,5 = 50%; 0,75 = 75%; 0,92 = 92%; 1,24 =1 24%; 3,5 = 350%; 5,61= 561%.

Решая каждый пример, при появлении ответа появляется буква, в результате чего появляется слово Молодцы .

Учитель спрашивает Компошу, к чему бы появилось это слово? Компоша отвечает: “Молодцы, ребята!” и прощается со всеми.

Учитель подводит итоги урока и выставляет оценки.

Тема: Умножение д.д. на натуральное число

Тип урока: объяснение новой темы

Оборудование: интер.доска, мел, карандаши, раздат.материал.

СЛАЙД 1. Без знаний дробей никто не может признаться знающим математику

Лев Толстой

Здравствуйте. Садитесь.

Ребята посмотрите на доску. Прочтем высказывание. Что оно означает? (ответы)

Молодцы! А мы можем признаться знающими математику? Почему, нет? Не всё знаем про дроби.

Давайте тогда повторим, что мы уже знаем.

1. Какие числа называются десятичными дробями?

Ответ: Десятичная дробь - это число, знаменатель дробной части которого 10, 100, 1000 и т. д., которое записывается с помощью запятой (сначала записывается целая часть, а потом, через запятую, числитель дробной части).

2. Как можно изменить в десятичной дроби количество знаков после запятой?

Ответ: Если в конце десятичной дроби приписать нуль или отбросить нуль, то получится дробь, равная данной.

3. Можно ли натуральное число представить в виде десятичной дроби?

Ответ: Да. Для этого необходимо после последней цифры в числе поставить запятую и приписать необходимое количество нулей.

3) Как сложить десятичные дроби?

Ответ: Чтобы сложить десятичные дроби нужно:


в) выполнить сложение, не обращая внимания на запятую,

4. Как вычесть десятичные дроби?

Ответ: Чтобы вычесть десятичные дроби нужно:

а) уровнять в этих дробях количество знаков после запятой,
б) написать их друг под другом так, чтобы запятая была написана под запятой,
в) выполнить вычитание, не обращая внимания на запятую,
г) поставить в ответе запятую под запятой в данных дробях.

Запишем в тетрадях дату, классная работа. Записываем №1.

Посмотрите экран (СЛАЙД 2 ). В задании представлено 4 решенных примера, в них допущены ошибки, давайте их исправим. Решаете пример в тетради и ответьте, какая ошибка.

Первый ряд - 1 пример,

2 ряд - 2 пример,

3 ряд - 3 пример,

4 ряд - 4 пример,

5 ряд - 1 пример,

6 ряд - 4 пример.

А. При сложении не уравняли количество знаков после запятой или числа надо записывать так, чтобы запятая оказалась под запятой.

Б. Были отдельно сложены целые и дробные части чисел.

В. При вычитании не уравняли количество знаков после запятой.

Г. При вычитании натуральное число не представили в виде десятичной дроби.

Сверим ответы., берем простой карандаш.

(Учитель, по мере выполнения задания, вывешивает на доску таблицы с правильной записью и ответами для проверки).

Сейчас мы с вами решим две задачи, которые очень похожи друг на друга. Будьте внимательны. Запишем в тетрадях №2 СЛАЙД 3

Кто такие волонтеры? (люди, которые добровольно и безвозмездно помогают тем, кому нужна помощь)

Как вы можете связать волонтеров и наступивший 2018 год? (Указом президента В.В. Путина 2018 год объявлен годом волонтера)

Давайте запишем в тетради:

Заметим, что ответы к обеим решенным задачам очень похожи друг на друга, как и сами задачи. Чем отличаются примеры?

Сколько раз повторяется 2,3? (3 раза). Как короче записать сумму 2,3+2,3+2,3? (Произведением).

Сумму можно заменить произведением 3·2,3. Запишем. Давайте выполним умножение. (Как?) А можем ли мы выполнить умножение? (Нет). Какова же тема урока?

СЛАЙД 4

Запишем в тетрадях тему урока: «Умножение д.д. на натур.число»

Какая цель урока? (Изучить правило, закрепить на практике)

Попробуем, глядя на полученные ответы, сформулировать правило. Как выполняем умножение? (Столбиком). Как умножаем д.д. на натур.число? (Не обращая внимание на запятую). Как правильно поставить запятую? (Сосчитать знаки)

Прекрасно! А сейчас давайте всё же узнаем четкое правило умножения десятичных дробей на натуральные числа, ведь десятичные дроби бывают разными. Откройте, пожалуйста, учебник на странице 204. Правильно ли мы сформулировали правило?

Правило: чтобы умножить десятичную дробь на натуральное число надо

умножить её на это число не обращая внимания на запятую,

в полученном произведении отделить запятой столько цифр справа, сколько их отделено запятой в десятичной дроби.

Выполним задание в конверте 1. Парная работа. Попробуем закончить запись умножения чисел, поставив в ответе запятые

НА ИНТЕР.ДОСКЕ ПОКАЗАТЬ

Поработаем по учебнику 1306 а-е

8,9∙6=53,4 10,45∙42=438,9

3,75∙12=45 137,64∙35=4 817,4

0,075∙24=1,8 25,85∙98=2 533,3

Молодцы. Пора УСЛОЖНИТЬ ЗАДАЧУ, ПОРАБОТАЕМ в группе. ОТКРЫВАЕМ Задание 2 на партах.

Представим, что зайка хочет спрятаться от Серого волка, а чтобы не попасть к нему в лапы, нужно узнать, где волк прячется. Поможем зайке?

Выполняем задание по представленному алгоритму. ПРОЧТЕМ! ЕСТЬ ВОПРОСЫ?

Каждая группа представит свой ответ.

а) «Выключите свет», т.е. закрасьте простым карандашом те окна, в которых расположены примеры с ответом 1. ЧТО НУЖНО СДЕЛАТЬ СНАЧАЛА? КАЖДОМУ УЧАСТНИКУ ПО 2 ПРИМЕРА

б) Во скольких окнах «выключен свет»?

в) Какую часть составляют эти окна от общего количества видимых окон?

г) Выполни вычисления к примерам, записанные ниже, и по совпадающим ответам узнайте, какого цвета шторы висят в каждом из освещённых окон?

Красные: (0,02+0,005).4= 0,1 Зелёные: 2,4.40 + 0,8.5 = 100 Жёлтые: 0,09.9 + 20.0,4 = 8,81

Синие: (2-0,75) .8 = 10

д) Выполните вычисления и учитывая найденный ответ, узнайте, на каком этаже живёт Серый Волк и какого цвета шторы в его комнате?

1,4.4 - 5.1,1= 0,1

Ответ: Серый Волк живёт на ___2___ этаже, у него ____красные____ шторы

Задание из ОГЭ

Рефлексия деятельности на уроке. Итог урока

Притча

Шел мудрец, а навстречу ему три человека, которые везли под горячим солнцем тележки с камнями для строительства. Мудрец остановился и задал каждому по вопросу. У первого спросил: «Что ты делал целый день?» И тот с ухмылкой ответил, что целый день возил проклятые камни. У второго мудрец спросил: «А ты что делал целый день?», и тот ответил: «А я добросовестно выполнял свою работу». А третий улыбнулся, его лицо засветилось радостью и удовольствием: «А я принимал участие в строительстве храма!»

Ребята! Давайте мы попробуем с вами оценить каждый свою работу за урок.

Кто работал так, как первый человек? (Поднимают КРАСНЫЕ кружочки)

Кто работал добросовестно? (Поднимают ЖЕЛТЫЕ кружочки)

Кто принимал участие в строительстве храма? (Поднимают ЗЕЛЕНЫЕ кружочки)

1. Я понял, как …

2. Я могу умножить …

3. У меня вызывает затруднение…

4. Дома необходимо поработать над…

Молодцы! Сегодня поработали очень хорошо, и приблизились к нашей цели, наступив, еще на одну ступеньку.

ОБЪЯСНИТЬ ДОМ.ЗАДАНИЕ

Домашнее задание:

№ 1330(а-г, д-е), 1331, п.34 правило

Творческое задание: кому принадлежат слова «В математике царской дороги нет»

Если время останется

Задание выполнить устно, по цепочке, проговаривая правило. (умножим не обращая внимания на запятую 5 на 4 получим 20, в результате отделим, справа один знак запятой, получим 2)

3)1,6 * 9 = 14,4;

4) 0,8 * 7 = 5,6;

5) 4 * 0,3 = 1,2;

6) 12 * 0,06 = 0,72;

7) 0,15 * 5 = 0,75;

8) 60 * 0,03 = 1,8;

9) 0,9 * 800 = 720;

10) 0,004 * 6 = 0,024;

11) 35 * 0,02 = 0,7;

12) 5,78 * 0 = 0;